Всем привет! Меня зовут Сергей и я практикующий психолог.

В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы "через голову". Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь, который я и исследую.

Дисклеймер: то, что я описываю, нельзя в полной мере назвать психологическим исследованием, так как:

  1. Я использовал неапробированную невалидную анкету;

  2. Я использовал только неапробированную невалидную анкету без применения иных методик;

  3. Я не использовал методы математического анализа и не выявлял уровни статистической значимости;

  4. Я даю вольную интерпретацию результатов на основании своего профессионального опыта без общения с респондентами.

Закономерный вопрос "А что же ты тогда, Серёжа, вообще сделал-то?". Отвечаю:

  1. Разработал неапробированную невалидную анкету с рядом косяков и неточностей;

  2. Разместил её на ряде ресурсов, самые крупные из которых "Хабр" и "Пикабу";

  3. Попытался обработать и интепретировать результаты;

  4. Преподнести их в удобоваримой форме.

Читать или нет - решение за вами. На мой взгляд, как минимум интересно узнать мнение 758 человек - а именно столько ответов я получил.

Предыстория. Обобщая свой профессиональный опыт, я написал несколько статей про особенности личности IT-специалистов (Что в голове у программиста: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4. Польза как проклятие: особенности самовосприятия IT-специалистов, Снижение мотивации как следствие невозможности сделать выбор), в комментариях под которыми получил как подтверждение некоторых гипотез, так и их опровержение. Заинтересовавшись такими разными ответами, составил анкету и попросил заполнить всех желающих вот в таком посте. А сейчас, как и обещал, выкладываю результаты исследования и его интерпретацию. И еще раз подчеркну, что это не является полноценным психологическим исследованием.

Вводные данные:
Общее количество респондентов: 758, из которых:
из сферы IT: 641 (84,6%)
из сферы, смежной с IT: 71 (9,4%)
из не IT сферы: 46 (6,1%)

При этом, именно сотрудников не из IT-сферы я использовал как некую "контрольную группу" или эталон (в значении образца, а не превосходства), с которым производил сравнение.

Стаж работы в IT респондентов из сферы IT:
Отсутствует: 2 (0,3%)
Менее года: 31 (4,8%)
1-3 года: 81 (12,6%)
3-5 лет: 77 (12%)
5-7 лет: 63 (9,8%)
Более 7 лет: 387 (60,4%)

Можно сделать вывод, что преимущественно исследование проходили опытные IT-специалисты с опытом от 7 лет, составившие более половины всей выборки респондентов.

Также следует упомянуть про формат работы респондентов IT-сферы
Офисный формат: 219 (34,2%)
Гибридный формат: 181 (28,2%)
Удаленный формат: 241 (37,6%)

Начнем сравнение особенностей личности представителей разных сфер. Вновь обращаю внимание, что я показываю данные и даю СВОЮ интерпретацию. Она может быть ошибочной. И немного о цветовом обозначении. Я выделял различия критериев более 10% как значимые. Да, без статистической обработки. Но на выборке такого размера 10% можно расценивать как значимое различие. Цвета:

Зеленый - показатель у людей не IT-сферы превышает аналогичный показатель людей IT-сферы на 10% и более.

Красный - показатель у людей IT-сферы превышает аналогичный показатель людей не IT-сферы на 10% и более.

Говорить, соответственно, буду преимущественно о "цветных" показателях.

Первый блок - разум и чувства. В рамках этого блока я стремился увидеть разницу в опоре на разум у представителей разных сфер.

Здесь мы видим, что представители IT-сферы больше полагаются на разум в оценке как своего, так и чужого состояния. При этом, интересно, что есть общая тенденция на более чувственную оценку состояния чужого состояния, нежели собственного.

Стоит обратить внимание, что в случае оказания помощи человеку (последний столбец), IT-специалисты больше ориентируются на действия. Возможно, этап сочувствия (сопереживания) воспринимается как менее значимый или бесполезный. Но это может приводить к чувству непонимания и одиночества у человека, которому плохо.

Из интересного еще можно посмотреть на ответ представителей "Около IT" в вопросе способов самоподбадривания, почему-то именно они используют наиболее "чувственные" аргументы.

Если же обобщать и говорить про различие в ответах по блоку в целом, то видно, что представители не-IT больше склонны к ориентации на чувства.

Второй блок - убеждения про рациональное и иррациональное. В этом блоке я надеялся увидеть различия в отношении к рациональности. Но, как видим, из значимых различий только убеждение в том, что рациональность часто мешает, свойственное больше представителям не-IT сферы. И тут двоякая интерпретация - то ли IT-сфера некритично относится к применению рациональности, то ли не-IT не умеют правильно пользоваться рациональностью. Интересный момент.

А вообще, по этому блоку должен сказать, что не увидел результаты, которых ожидал. А значит, что на большой выборке часть моих гипотез не подтвердилась (по крайней мере в первом приближении).

Третий блок - про умение наслаждаться жизнью. Как и в прошлом - особых различий нет, хотя одно всё же приковывает взгляд. А именно, что для представителей не-IT сферы работа реже бывает самым большим источником радости. И вот здесь тоже можно поставить две гипотезы:

  1. IT-специалисты больше удовлетворены выбором своей профессии и её условиями;

  2. У не-IT специалистов больше радостей в жизни и работа не является основным.

А еще можно подумать, не кладут ли IT-специалисты "все яйца в одну корзину" в плане радостей и смыслов.

Четвертый блок - баланс жизни и работы. Снова одно значимое различие, зато насколько яркое. Вероятно, в силу того, что у IT-специалистов распространен удалённый формат работы, стираются границы между жизнью и работой. Проверим мы эту гипотезу на этапе анализа различий по основанию формата работы. Пока просто держим в уме.

Пятый блок - необходимость быть в движении (вспоминаем Кэрролла). Как мы видим из вопросов, речь идет об осознании необходимости постоянного обучения и сопутствующего стресса.

Первое различие, которое мы видим - что IT-специалисты считают постоянную учебу необходимым условием работы. Что налагает на них определенные обязательства по обучению, которое тратит ресурсы (время и силы). Отсюда можно предположить, что для IT-специалистов имеет большее значение вопрос отдыха. А это может стать проблемой, так как преимущественно IT-специалисты не ориентируются на чувственное состояние, а предпочитают разумные факторы. Второе различие просто подтверждает первое. Как и третье. которое переживание за последствия.

Шестой блок - ощущение элитарности или избранности профессии и себя в ней. Скажу честно, здесь моя гипотеза не подтвердилась, но родилась новая. Сейчас её расскажу.

Итак, мы видим, что представители IT больше согласны с утверждением, что "зарабатывают больше, чем их одноклассники/одногруппники". При этом, они меньше склонны терять людей из-за разницы в доходах, в отличие от представителей не-IT сферы. И разница прямо существенная.

Единственной подсказкой в этом блоке я вижу небольшую разницу по интенсивности чувства одиночества и еще меньшую разницу по убеждению, что работа влияет на сужение круга общения (блок четыре). Исходя из этого, можно аккуратно предположить, что сотрудники IT-сферы больше ценят людей в своём окружении (возможно, потому что их меньше) и не готовы ими "разбрасываться". Но, повторюсь, это очень неуверенное предположение.

Седьмой блок - доминирование ценности пользы. Насколько польза определяет жизнь человека. Здесь мы видим два различия:

  1. Представители не-IT сферы в меньшей степени возлагают смысл жизни на "пользу". У IT-специалистов этот показатель выше;

  2. Подтверждение первого различия через иную формулировку.

Здесь хочется оффтопиком высказать личное мнение. На практике эти 10-11% достаточно сильно отражаются на системе ценностей человека, его приоритетах и модели поведения.

Восьмой блок - сложность в принятии решений. Как мы видим, в этом блоке значительных различий нет. Хотя можно обратить внимание, что здесь выбиваются показатели представителей около-IT сферы, хотя обычно они занимают некое промежуточное значение между представителями IT и не-IT сферы.

Промежуточные итоги исследования можно описать в ряде подтвержденных гипотез:

  1. IT-специалисты больше ориентируются на рациональные показатели в оценке собственного и чужих состояний;

  2. IT-специалистам работа приносит больше удовольствия/удовлетворенности;

  3. IT-специалистам свойственны сложности в отделении жизни от работы;

  4. IT-специалисты выше оценивают важность обучения и его влияния на работу.

Разницу показателей по форматам работы и стажу (интересно посмотреть на изменение особенностей в разрезе длительности работы) рассмотрим в следующей статье, которая выйдет в конце недели (надеюсь). Там же будет и файл с ответами, чтобы каждый мог ознакомиться с первоисточником.

А я хочу еще раз выразить благодарность за вашу активность. Именно благодаря вам это исследование состоялось. Большое спасибо!

С уважением Сергей Максимов.
Психолог.

Комментарии (15)


  1. Lene-spb
    18.04.2022 10:10
    +1

    Сергей, спасибо за интересное исследование. А вы, случайно, не сегментировали аудиторию по полу? По моим наблюдениям девушки в IT более "чувственны" и ориентированы на жизнь вне работы. Интересно было бы посмотреть ваше исследование в этом разрезе.


    1. Maximov_psy Автор
      18.04.2022 10:11
      +1

      Нет, я не делил по полу. Возможно, стоило бы, но я хотел отойти от гендерной тематики)


      1. Lene-spb
        18.04.2022 10:16

        Да, понимаю. В IT бывает важно абстрагироваться от пола (и иногда возраста), чтобы получить выборку.

        Я сейчас думаю о том как помочь работникам IT команд строить отношения в команде разработки. Мой стаж по управлению проектами и командами позволяет мне это.
        Ваша статья дала много пиши для размышления. Еще раз спасибо)


        1. Maximov_psy Автор
          18.04.2022 10:22

          Спасибо за прочтение) задача большая у вас, желаю удачи)


  1. JustDont
    18.04.2022 11:11
    +3

    Итак, мы видим, что представители IT больше согласны с утверждением, что "зарабатывают больше, чем их одноклассники/одногруппники". При этом, они меньше склонны терять людей из-за разницы в доходах, в отличие от представителей не-IT сферы. И разница прямо существенная.

    Лично я, отвечая на эти вопросы про "людей, кратно зарабатывающих меньше", подумал, что если задаваться целью намеренно фильтровать, то "круг общения" выглядел бы ну очень интересно. Слишком многие люди зарабатывают кратно меньше айти, дело только в этом. Разница в ответах тут скорее всего банально отражает картину доходов, а не субъективное отношение.


    1. Maximov_psy Автор
      18.04.2022 11:18

      В этом вопросе меня больше заинтересовало удержание круга общения, нежели срез по доходам.


      1. anka007
        18.04.2022 15:42
        +4

        Со своей ИТ колокольни видится, что среди наших намного менее значимы внешние социальные проявления дохода. Есть констатация факта "у меня зарплата больше", и всё. ИТшник воспринимает как норму, что одежда старая и не модная, автомобиль разменял третий десяток лет, а съездить в отпуск на мальдивы равнозначно отпуску в карелии. Это добавляет комфорта в общении обеим сторонам.

        Среди продавцов и обслуживающего персонала среднего уровня бывает "это для вас слишком дорого", хотя товар/услуга вообще неощутима для кошелька. Если такое тянут в жизнь - то понятно, что общаться друг с другом не захотят обе стороны.


        1. Maximov_psy Автор
          18.04.2022 17:44

          Возможно. Интересная мысль, спасибо за наводку)


      1. Kohelet
        20.04.2022 12:27

        Ну вопрос сформулирован так, что его можно интерпретировать по разному… Если доходы людей в окружении увеличились (или собственные доходы упали), то это тоже «исчезли люди, которые зарабатывают кратно меньше»…


  1. Akon32
    18.04.2022 14:54
    +1

    Довольно интересные результаты, спасибо.

    Хотелось бы видеть в таблицах дополнительно хотя бы стандартные отклонения по каждому параметру. Быть может, есть простой способ показать и их?

    Пока что получается, что ИТшники отличаются, но не сильно.

    И, увы, отсутствие деления по полу и возрасту, если предположить сильную связь этих параметров с параметром "ИТ/не ИТ", может всё ломать.


    1. Maximov_psy Автор
      18.04.2022 14:56

      Я думаю, что постараюсь в следующей статье это указать)


  1. nad_oby
    18.04.2022 22:55
    +2

    Данные сырые выкладывайте.

    Тут даже минимальная статистика может сюрприз приподнести.


    1. Maximov_psy Автор
      19.04.2022 04:40

      Выложу)


  1. Nialpe
    19.04.2022 09:14
    +1

    Всего лишь выражу свой поклон за проделанную работу. Я так полагаю через некоторое время вы повторите исследования для сбора информации по динамике. Если так, то прошу добавить вопрос - "проходил ли я этот опросник ранее или участвую в первый раз".

    Желаю успехов!


    1. Maximov_psy Автор
      19.04.2022 10:37

      Спасибо за теплые слова)

      Повторный срез особого смысла не имеет, так как анкета была анонимная и сопоставить персональную динамику не получится. Но идея интересная)