Древняя мудрость гласит, что у будущих IT-специалистов нет цели — только путь. Путь выбора между прилежной учёбой в вузе и подработкой по будущей специальности. Но как пройти по этому пути, чтобы после получения диплома найти достойную работу? Каким должен быть идеальный баланс? Что поможет его найти? И как в этом поможет стипендия Тинькофф? Об этом мы поговорили сразу с двумя спикерами: Екатериной Шестимеровой, руководителем Тинькофф Образования, и Викторией Гонгиной, модератором Хабра, которая видит, с чем к нам приходят студенты, и многим помогает с пониманием своего места в IT.

Спойлеры


Екатерина Шестимерова
  • Вуз — социальная площадка. Стоит кому-то найти крутую работу — начинается цепная реакция: «Не остаюсь ли я за бортом жизни?»
  • Нанимающий менеджер понимает, что раз человек окончил вуз, то научен разбираться в комплексных проблемах и до конца дотягивать сложные проекты.
  • Учиться в вузе сложно, но кто приобрёл стойкость в университете и умеет тащить до победного конца, у того явное преимущество.
  • У тех, кто образование всё же забросил, шансы на работу в IT тоже есть, но приходится полагаться на стратегию найма конкретных компаний.
  • В вузах молодёжи не хватает практики, и они ищут другие способы получить необходимый опыт.
  • Образовательный процесс прививает навыки, которые нужны всем IT-специалистам.
  • Часто студенты не до конца понимают специфику работы в IT и подработка во время учебы помогает вникать в конкретику и приобретать необходимые софт-скиллы
  • На слуху красивые маркетинговые истории про Билла Гейтса и Стива Джобса, но в моей практике больше всего успешных IT-специалистов как раз среди тех, кто получил диплом и с ним отправился на поиски работы.
  • Те, кто добился успеха в IT без высшего образования, — это как раз люди невероятно мотивированные.

Виктория
Гонгина

Выбор пути: мир вокруг говорит «иди работай», и включается цепная реакция

Екатерина Шестимерова: Несложно понять, почему многие студенты начинают работать ещё во время учёбы в вузе. Далеко не всех могут поддержать родители. Для этих ребят подработка — почти единственный источник дохода. Так почему бы не начать работать сразу по специальности? Кроме того, уже к середине обучения многие студенты понимают, что академическая деятельность и чистая наука не для них. Значит, надо искать работу за пределами вуза.
Виктория Гонгина: Да к тому же в вузах нашей молодёжи откровенно не хватает практики. Во всех её проявлениях. Полно так называемых «легаси-преподов», которые дают откровенно устаревшие знания. Совсем нередки ситуации, когда студенты сдают курсовые с кодом на листочках. Любой разумный студент понимает, что это совсем не то, чем он будет заниматься в будущем, и ищет другие способы получить нужный опыт.
Е.Ш.: Уже одного такого студента достаточно, чтобы показать ролевую модель на весь курс. Не стоит забывать, что вуз — социальная площадка: студенты постоянно общаются между собой, учатся друг у друга, впечатляются достижениями. Стоит кому-то найти крутую работу — начинается цепная реакция среди друзей и знакомых: «Не остаюсь ли я за бортом жизни? Может, мне это тоже необходимо?»

Без высшего образования студенты теряют важные умения, и работодатели это видят

Е.Ш.: Образование очень важно как раз для начинающих специалистов. Когда тимлид ищет себе в команду сеньора, то в первую очередь ориентируется на умение решать конкретные проблемы, знакомство с технологиями и другой подобный опыт.
Когда наш нанимающий менеджер привлекает молодых стажёров, то интересуется достижениями: конкурсами, олимпиадами… и успешной учёбой в вузе. Для нанимающих менеджеров в 80 % случаев высшее образование играет значимую роль, но в итоге 99 % финалистов на стажировках сейчас его получают. Раз человек окончил вуз, то научен разбираться в комплексных проблемах и до конца дотягивать сложные проекты.
В.Г.: И не только это. Высшее образование даёт два важных умения — глубоко погружаться в информацию и работать с большими её объёмами. Тут, кстати, помогают и негативные аспекты учёбы. Любой студент может припомнить доставучего и мелочного преподавателя, который заставлял читать кучу источников и все их отражать в письменных работах. Ничего приятного в общении с этим человеком не было. Но он привил навыки, которые в современном поверхностном мире очень нужны каждому айтишнику, программисту и девопсеру.
В 2019 году на Хабр Карьере проводилось исследование высшего и дополнительного образования
у IT-специалистов. По его результатам видно, что у 75 % опрошенных было именно законченное высшее
или специальное образование.

Работа нужна, чтобы понимать своё будущее...

В.Г.: У многих во время учёбы представление о будущей занятости размытое. «Выпущусь — буду айтишником!» А что это значит? Часто студенты понимают под этим обязанности системного инженера и разработчика: сам спроектировал софт и архитектуру, сам сидишь и кодишь их от начала до конца. От действительности это, конечно, очень далеко. Так работают разве что владельцы небольших программных агентств, пишущие собственные монолитные приложения. А в любой компании — крупной или мелкой — молодой специалист, скорее всего, будет работать только с одним участком кода и несколькими решениями.
И это вызывает жуткое разочарование. Вот чтобы его избежать, лучше подрабатывать во время учёбы, сразу вникая в конкретику. А заодно приобретать софт-скилы, такие как взаимодействие с командой и совместная проектная работа. Тот, кто всему этому учится параллельно с учёбой в вузе, после диплома вполне может прийти на первое рабочее место уже не зелёным стажёром, а полноценным джуном.
Е.Ш.: Да, это важно. Студент приходит на свою первую работу для того, чтобы изучить, как устроены стартапы или корпоративный мир. Как организована работа и разные процессы, какая в компании инфраструктура. Какие инструменты, фреймворки и знания в чести среди специалистов. Вообще — как смотрят на мир и что считают важным куда более опытные коллеги по сфере IT. А если говорить о более конкретном, о хардах, на работе студенты куда глубже узнают стек, и софтах, как происходит взаимодействие с руководителем и командой.
В.Г.: Я ещё добавлю конкретики. На первой подработке студент получает первые серьёзные деньги. Свои. Приобретает финансовую грамотность. Ищет свою точку финансового благополучия. В российском образовании эта тема не относится к числу традиционных и частенько полностью упускается. А она очевидно важна — жить-то после вуза надо.
Е.Ш.: Кстати, да, подработка помогает планировать. Не только с деньгами. У нас (и не только) на стажировках принято ревьюить прогресс всех участников за три месяца, полгода. Молодым сотрудникам важно видеть, чего они добились за определённое время, какие есть болевые точки, чему ещё нужно научиться. Когда они это делают, то яснее видят собственное будущее.

...но из-за неё можно потерять время на своё развитие

Е.Ш.: Высшее образование и его совмещение с работой для студентов имеет ценность. Ребята с высшим образованием имеют крепкую базу, например, в математике и computer science, мыслят на более высоком уровне абстракции и легче находят решения для уникальных бизнес-кейсов.
В.Г.: Вуз даёт необходимую базу. Статистика, математика, в том числе высшая, аналитическая алгебра… Без этого IT-специалисту сейчас никак. К тому же в вузе легче профориентироваться, найти свою будущую нишу. Всё-таки годы студенческие — время мечтаний и увлечений. Что тебе ближе всего: авионика, компьютерное зрение, умные инфраструктуры? Пока учишься, можно всё попробовать, пощупать. Потом придётся больше работать, жизнь станет рутиннее, времени и сил на поиски себя будет меньше. Так что образование, по-моему, нужно обязательно.
Е.Ш.: Чем рискует студент, если бросает высшее? Ответ у каждого будет свой. Но я это вижу так: учиться в вузе сложно, нужно несколько лет подряд нести на себе эту обязанность. Постоянно возникают дополнительные трудности на пути. Прямо как на работе. В IT решение самых простых проблем часто оборачивается чередой постоянных неурядиц. Кто приобрёл стойкость в университете и умеет тащить до победного конца, у того явное преимущество. Мы проводили исследование, изучали, как наличие высшего образования коррелирует с ревью наших сотрудников. Те, у кого есть университетский фундамент, растут быстрее. Три-четыре года учёбы в вузе помогают в IT куда сильнее, чем, например, онлайн-курсы, если смотреть на больших выборках (исключения, конечно, бывают всегда).
В.Г.: Соглашусь, законченное высшее резко поднимает шансы на успех в отрасли. Ребята, с  которыми я работаю, по-разному относятся к своей учёбе. Тем более всегда на слуху красивые маркетинговые истории: вот Билл Гейтс и Стив Джобс вузы не закончили, а каких успехов при этом добились! Но в моей практике больше всего успешных IT-специалистов как раз среди тех, кто получил диплом и с ним отправился на поиски работы. Потом — студенты техникумов и гуманитарии, перешедшие в IT. А вот самоучек, которые всё бросили и самостоятельно научились кодить, — единицы.

Баланс выстроить сложно: на младших курсах мало свободного времени, а на старших — более важные предметы

Е.Ш.: Зависит от конкретики — какой курс, чего хочет студент в этот момент своей жизни. В начале обучения из-за вузовской нагрузки сложно уделять на практику больше 7–8 часов в неделю. На старших курсах, когда расписание уже не такое суровое, ребята могут и 20–30 часов работать. Радует, что сейчас многие вузы делают шаг к балансу: в некоторых университетах в качестве курсовых работ принимают практические проекты, сделанные студентом на стажировке.
В.Г.: Действительно, очень много зависит от курса. И тут возникает проблема. Во многих вузах на первом-втором курсах очень обильно дают общеобразовательные дисциплины. Та же философия занимает много времени. И получается, что студент активнее всего учится именно тем дисциплинам, которые ему меньше всего пригодятся в будущей профессии.
А уже ближе к концу учёбы, когда преподаются профильные предметы, студенчество наше чаще прогуливает и больше работает. Из-за этого как раз баланс теряется: ненужное изучено, нужное пропущено. Так что хочу посоветовать ребятам именно со старших курсов: учитесь лавировать. Обязательно ищите работу для практики, но не забивайте на четвёртый-пятый годы обучения, так как они чаще всего — самые важные.
В IT можно работать и без завершенного высшего образования, но его наличие даёт ощутимую помощь при трудоустройстве и карьере.

Высшее образование даёт больше возможностей и с ним проще достичь высот

Е.Ш.: У тех, кто образование всё же забросил, шансы на работу в IT тоже есть. Просто приходится полагаться на стратегию найма конкретных компаний. Кто-то набирает джунов только из олимпиадников. Кому-то нужны сверхмотивированные ребята. Всюду по-разному, но важно, что инициатива в такой ситуации у работодателя.
В.Г.: Вот, кстати, о мотивации. По моему опыту, те, кто добился успеха в IT без высшего образования, — это как раз люди невероятно мотивированные. Например, некоторые любили отрасль с детства. Но не смогли получить образование из-за внешних факторов, например желаний своих родителей или неудачи с ЕГЭ. И выучились сами. Либо увидели, что в IT денежно, и переформатировали свою уже сложившуюся жизнь, чтобы достойно зарабатывать. Кто-то находит себя на стыке своей текущей профессии и IT. Несколько моих знакомых лингвистов перешли как раз в компьютерную лингвистику. Наконец, людей беспокоит эйджизм: во многих сферах 40 лет — это потолок, после которого ты уже ощутимо менее востребован. В IT такого потолка пока нет.
Е.Ш.: Действительно, у таких людей супермотивация. Среди наших сотрудников есть те, кто пришёл без вузовского диплома и своими силами освоил тесты, мобильную разработку, ту же Java. Но даже у таких несгибаемых ребят этот путь занял 4–5 лет. И процент выживаемости среди тех, кто начал так развиваться, крайне маленький. И мы сами, когда нанимаем в Тинькофф, больше всего смотрим на знания и заинтересованность в отрасли, а также на знакомство с конкретными технологиями. Если такому специалисту при найме каких-то знаний не хватает — предлагаем поступить на конкурсной основе на дополнительное обучение в нашей финтех-школе. Даже если после обучения мы с человеком не продолжаем сотрудничество, у него уже появляется углубление в специализацию.
В.Г.: К сожалению, такая свобода есть только у больших компаний, которые могут учить сотрудника без высшего образования. Для них это не проблема. А вот команды поменьше, многие из которых работают в современных интересных сферах IT, такого себе позволить просто не могут. Бюджета не хватает. У них три решения. Либо нужно заключать с человеком контракт: мы тебе помогаем обучиться, а ты на нас должен работать энное количество лет. Либо отрывать одного из своих матёрых спецов от работы, чтобы тот побыл ментором. Либо вообще не рисковать так.
В первом случае у человека падает мотивация работать — он же чувствует себя привязанным. Во втором — компания сама себя лишает части человеческого ресурса. Чтобы принять такое решение, она должна видеть какую-то огромную будущую выгоду от пока ещё зелёного джуна или стажёра. А третий случай вообще отсекает возможности для тех, у кого нет законченного образования.

Если ваша цель — именно учёба, то в этом может помочь Тинькофф Стипендия

Е.Ш.: Мы хотим помочь ребятам на первых трёх курсах бакалавриата, четырёх курсах специалитета и первом курсе магистратуры. Наш посыл такой: учитесь, набирайтесь знаний, создавайте себе надёжный фундамент.
На наши два трека — академический и индустриальный — мы набираем в два этапа. Сначала нужно заполнить анкету и решить экзамен на выбор (математика или программирование), затем пройти собеседование.
Стипендия поможет избежать выбора между учебой или работой не по специальности ради закрытия базовых потребностей и направить ресурсы на приобретение полезного опыта. Например, дополнительного образования или работы над своим pet-проектом.

Зная свою цель, придёте к ней любым путём

Путь студента непрост и полон терний. Каждый ищет на нём свой баланс работы и учёбы, хотя бы не идеальный, но дающий важный опыт. И вузы, и бизнес в идеальном мире должны помогать в поисках этого баланса, вкладываясь таким образом в своё будущее. Но даже несмотря на существование таких инициатив, как Тинькофф Стипендия, основное бремя балансирования ложится всё же на самих студентов.
В комментариях ждём ваших рассказов о том, как вы совмещаете (или совмещали в свои студенческие годы) учёбу с работой, а также о том, куда вас привёл этот путь.
Древняя мудрость гласит, что у будущих IT-специалистов нет цели — только путь. Путь выбора между прилежной учёбой в вузе и подработкой по будущей специальности. Но как пройти по этому пути, чтобы после получения диплома найти достойную работу? Каким должен быть идеальный баланс? Что поможет его найти? И как в этом поможет стипендия Тинькофф? Об этом мы поговорили сразу с двумя спикерами: Екатериной Шестимеровой, руководителем Тинькофф Образования, и Викторией Гонгиной, модератором Хабра, которая видит, с чем к нам приходят студенты, и многим помогает с пониманием своего места в IT.

Спойлеры


Екатерина Шестимерова
  • Вуз — социальная площадка. Стоит кому-то найти крутую работу — начинается цепная реакция: «Не остаюсь ли я за бортом жизни?»
  • Нанимающий менеджер понимает, что раз человек окончил вуз, то научен разбираться в комплексных проблемах и до конца дотягивать сложные проекты.
  • Учиться в вузе сложно, но кто приобрёл стойкость в университете и умеет тащить до победного конца, у того явное преимущество.
  • У тех, кто образование всё же забросил, шансы на работу в IT тоже есть, но приходится полагаться на стратегию найма конкретных компаний.
  • В вузах молодёжи не хватает практики, и они ищут другие способы получить необходимый опыт.
  • Образовательный процесс прививает навыки, которые нужны всем IT-специалистам.
  • Часто студенты не до конца понимают специфику работы в IT и подработка во время учебы помогает вникать в конкретику и приобретать необходимые софт-скиллы
  • На слуху красивые маркетинговые истории про Билла Гейтса и Стива Джобса, но в моей практике больше всего успешных IT-специалистов как раз среди тех, кто получил диплом и с ним отправился на поиски работы.
  • Те, кто добился успеха в IT без высшего образования, — это как раз люди невероятно мотивированные.

Виктория
Гонгина

Выбор пути: мир вокруг говорит «иди работай», и включается цепная реакция

Екатерина Шестимерова: Несложно понять, почему многие студенты начинают работать ещё во время учёбы в вузе. Далеко не всех могут поддержать родители. Для этих ребят подработка — почти единственный источник дохода. Так почему бы не начать работать сразу по специальности? Кроме того, уже к середине обучения многие студенты понимают, что академическая деятельность и чистая наука не для них. Значит, надо искать работу за пределами вуза.
Виктория Гонгина: Да к тому же в вузах нашей молодёжи откровенно не хватает практики. Во всех её проявлениях. Полно так называемых «легаси-преподов», которые дают откровенно устаревшие знания. Совсем нередки ситуации, когда студенты сдают курсовые с кодом на листочках. Любой разумный студент понимает, что это совсем не то, чем он будет заниматься в будущем, и ищет другие способы получить нужный опыт.
Е.Ш.: Уже одного такого студента достаточно, чтобы показать ролевую модель на весь курс. Не стоит забывать, что вуз — социальная площадка: студенты постоянно общаются между собой, учатся друг у друга, впечатляются достижениями. Стоит кому-то найти крутую работу — начинается цепная реакция среди друзей и знакомых: «Не остаюсь ли я за бортом жизни? Может, мне это тоже необходимо?»

Без высшего образования студенты теряют важные умения, и работодатели это видят

Е.Ш.: Образование очень важно как раз для начинающих специалистов. Когда тимлид ищет себе в команду сеньора, то в первую очередь ориентируется на умение решать конкретные проблемы, знакомство с технологиями и другой подобный опыт.
Когда наш нанимающий менеджер привлекает молодых стажёров, то интересуется достижениями: конкурсами, олимпиадами… и успешной учёбой в вузе. Для нанимающих менеджеров в 80 % случаев высшее образование играет значимую роль, но в итоге 99 % финалистов на стажировках сейчас его получают. Раз человек окончил вуз, то научен разбираться в комплексных проблемах и до конца дотягивать сложные проекты.
В.Г.: И не только это. Высшее образование даёт два важных умения — глубоко погружаться в информацию и работать с большими её объёмами. Тут, кстати, помогают и негативные аспекты учёбы. Любой студент может припомнить доставучего и мелочного преподавателя, который заставлял читать кучу источников и все их отражать в письменных работах. Ничего приятного в общении с этим человеком не было. Но он привил навыки, которые в современном поверхностном мире очень нужны каждому айтишнику, программисту и девопсеру.
В 2019 году на Хабр Карьере проводилось исследование высшего и дополнительного образования
у IT-специалистов. По его результатам видно, что у 75 % опрошенных было именно законченное высшее
или специальное образование.

Работа нужна, чтобы понимать своё будущее...

В.Г.: У многих во время учёбы представление о будущей занятости размытое. «Выпущусь — буду айтишником!» А что это значит? Часто студенты понимают под этим обязанности системного инженера и разработчика: сам спроектировал софт и архитектуру, сам сидишь и кодишь их от начала до конца. От действительности это, конечно, очень далеко. Так работают разве что владельцы небольших программных агентств, пишущие собственные монолитные приложения. А в любой компании — крупной или мелкой — молодой специалист, скорее всего, будет работать только с одним участком кода и несколькими решениями.
И это вызывает жуткое разочарование. Вот чтобы его избежать, лучше подрабатывать во время учёбы, сразу вникая в конкретику. А заодно приобретать софт-скилы, такие как взаимодействие с командой и совместная проектная работа. Тот, кто всему этому учится параллельно с учёбой в вузе, после диплома вполне может прийти на первое рабочее место уже не зелёным стажёром, а полноценным джуном.
Е.Ш.: Да, это важно. Студент приходит на свою первую работу для того, чтобы изучить, как устроены стартапы или корпоративный мир. Как организована работа и разные процессы, какая в компании инфраструктура. Какие инструменты, фреймворки и знания в чести среди специалистов. Вообще — как смотрят на мир и что считают важным куда более опытные коллеги по сфере IT. А если говорить о более конкретном, о хардах, на работе студенты куда глубже узнают стек, и софтах, как происходит взаимодействие с руководителем и командой.
В.Г.: Я ещё добавлю конкретики. На первой подработке студент получает первые серьёзные деньги. Свои. Приобретает финансовую грамотность. Ищет свою точку финансового благополучия. В российском образовании эта тема не относится к числу традиционных и частенько полностью упускается. А она очевидно важна — жить-то после вуза надо.
Е.Ш.: Кстати, да, подработка помогает планировать. Не только с деньгами. У нас (и не только) на стажировках принято ревьюить прогресс всех участников за три месяца, полгода. Молодым сотрудникам важно видеть, чего они добились за определённое время, какие есть болевые точки, чему ещё нужно научиться. Когда они это делают, то яснее видят собственное будущее.

...но из-за неё можно потерять время на своё развитие

Е.Ш.: Высшее образование и его совмещение с работой для студентов имеет ценность. Ребята с высшим образованием имеют крепкую базу, например, в математике и computer science, мыслят на более высоком уровне абстракции и легче находят решения для уникальных бизнес-кейсов.
В.Г.: Вуз даёт необходимую базу. Статистика, математика, в том числе высшая, аналитическая алгебра… Без этого IT-специалисту сейчас никак. К тому же в вузе легче профориентироваться, найти свою будущую нишу. Всё-таки годы студенческие — время мечтаний и увлечений. Что тебе ближе всего: авионика, компьютерное зрение, умные инфраструктуры? Пока учишься, можно всё попробовать, пощупать. Потом придётся больше работать, жизнь станет рутиннее, времени и сил на поиски себя будет меньше. Так что образование, по-моему, нужно обязательно.
Е.Ш.: Чем рискует студент, если бросает высшее? Ответ у каждого будет свой. Но я это вижу так: учиться в вузе сложно, нужно несколько лет подряд нести на себе эту обязанность. Постоянно возникают дополнительные трудности на пути. Прямо как на работе. В IT решение самых простых проблем часто оборачивается чередой постоянных неурядиц. Кто приобрёл стойкость в университете и умеет тащить до победного конца, у того явное преимущество. Мы проводили исследование, изучали, как наличие высшего образования коррелирует с ревью наших сотрудников. Те, у кого есть университетский фундамент, растут быстрее. Три-четыре года учёбы в вузе помогают в IT куда сильнее, чем, например, онлайн-курсы, если смотреть на больших выборках (исключения, конечно, бывают всегда).
В.Г.: Соглашусь, законченное высшее резко поднимает шансы на успех в отрасли. Ребята, с  которыми я работаю, по-разному относятся к своей учёбе. Тем более всегда на слуху красивые маркетинговые истории: вот Билл Гейтс и Стив Джобс вузы не закончили, а каких успехов при этом добились! Но в моей практике больше всего успешных IT-специалистов как раз среди тех, кто получил диплом и с ним отправился на поиски работы. Потом — студенты техникумов и гуманитарии, перешедшие в IT. А вот самоучек, которые всё бросили и самостоятельно научились кодить, — единицы.

Баланс выстроить сложно: на младших курсах мало свободного времени, а на старших — более важные предметы

Е.Ш.: Зависит от конкретики — какой курс, чего хочет студент в этот момент своей жизни. В начале обучения из-за вузовской нагрузки сложно уделять на практику больше 7–8 часов в неделю. На старших курсах, когда расписание уже не такое суровое, ребята могут и 20–30 часов работать. Радует, что сейчас многие вузы делают шаг к балансу: в некоторых университетах в качестве курсовых работ принимают практические проекты, сделанные студентом на стажировке.
В.Г.: Действительно, очень много зависит от курса. И тут возникает проблема. Во многих вузах на первом-втором курсах очень обильно дают общеобразовательные дисциплины. Та же философия занимает много времени. И получается, что студент активнее всего учится именно тем дисциплинам, которые ему меньше всего пригодятся в будущей профессии.
А уже ближе к концу учёбы, когда преподаются профильные предметы, студенчество наше чаще прогуливает и больше работает. Из-за этого как раз баланс теряется: ненужное изучено, нужное пропущено. Так что хочу посоветовать ребятам именно со старших курсов: учитесь лавировать. Обязательно ищите работу для практики, но не забивайте на четвёртый-пятый годы обучения, так как они чаще всего — самые важные.
В IT можно работать и без завершенного высшего образования, но его наличие даёт ощутимую помощь при трудоустройстве и карьере.

Высшее образование даёт больше возможностей и с ним проще достичь высот

Е.Ш.: У тех, кто образование всё же забросил, шансы на работу в IT тоже есть. Просто приходится полагаться на стратегию найма конкретных компаний. Кто-то набирает джунов только из олимпиадников. Кому-то нужны сверхмотивированные ребята. Всюду по-разному, но важно, что инициатива в такой ситуации у работодателя.
В.Г.: Вот, кстати, о мотивации. По моему опыту, те, кто добился успеха в IT без высшего образования, — это как раз люди невероятно мотивированные. Например, некоторые любили отрасль с детства. Но не смогли получить образование из-за внешних факторов, например желаний своих родителей или неудачи с ЕГЭ. И выучились сами. Либо увидели, что в IT денежно, и переформатировали свою уже сложившуюся жизнь, чтобы достойно зарабатывать. Кто-то находит себя на стыке своей текущей профессии и IT. Несколько моих знакомых лингвистов перешли как раз в компьютерную лингвистику. Наконец, людей беспокоит эйджизм: во многих сферах 40 лет — это потолок, после которого ты уже ощутимо менее востребован. В IT такого потолка пока нет.
Е.Ш.: Действительно, у таких людей супермотивация. Среди наших сотрудников есть те, кто пришёл без вузовского диплома и своими силами освоил тесты, мобильную разработку, ту же Java. Но даже у таких несгибаемых ребят этот путь занял 4–5 лет. И процент выживаемости среди тех, кто начал так развиваться, крайне маленький. И мы сами, когда нанимаем в Тинькофф, больше всего смотрим на знания и заинтересованность в отрасли, а также на знакомство с конкретными технологиями. Если такому специалисту при найме каких-то знаний не хватает — предлагаем поступить на конкурсной основе на дополнительное обучение в нашей финтех-школе. Даже если после обучения мы с человеком не продолжаем сотрудничество, у него уже появляется углубление в специализацию.
В.Г.: К сожалению, такая свобода есть только у больших компаний, которые могут учить сотрудника без высшего образования. Для них это не проблема. А вот команды поменьше, многие из которых работают в современных интересных сферах IT, такого себе позволить просто не могут. Бюджета не хватает. У них три решения. Либо нужно заключать с человеком контракт: мы тебе помогаем обучиться, а ты на нас должен работать энное количество лет. Либо отрывать одного из своих матёрых спецов от работы, чтобы тот побыл ментором. Либо вообще не рисковать так.
В первом случае у человека падает мотивация работать — он же чувствует себя привязанным. Во втором — компания сама себя лишает части человеческого ресурса. Чтобы принять такое решение, она должна видеть какую-то огромную будущую выгоду от пока ещё зелёного джуна или стажёра. А третий случай вообще отсекает возможности для тех, у кого нет законченного образования.

Если ваша цель — именно учёба, то в этом может помочь Тинькофф Стипендия

Е.Ш.: Мы хотим помочь ребятам на первых трёх курсах бакалавриата, четырёх курсах специалитета и первом курсе магистратуры. Наш посыл такой: учитесь, набирайтесь знаний, создавайте себе надёжный фундамент.
На наши два трека — академический и индустриальный — мы набираем в два этапа. Сначала нужно заполнить анкету и решить экзамен на выбор (математика или программирование), затем пройти собеседование.
Стипендия поможет избежать выбора между учебой или работой не по специальности ради закрытия базовых потребностей и направить ресурсы на приобретение полезного опыта. Например, дополнительного образования или работы над своим pet-проектом.

Зная свою цель, придёте к ней любым путём

Путь студента непрост и полон терний. Каждый ищет на нём свой баланс работы и учёбы, хотя бы не идеальный, но дающий важный опыт. И вузы, и бизнес в идеальном мире должны помогать в поисках этого баланса, вкладываясь таким образом в своё будущее. Но даже несмотря на существование таких инициатив, как Тинькофф Стипендия, основное бремя балансирования ложится всё же на самих студентов.
В комментариях ждём ваших рассказов о том, как вы совмещаете (или совмещали в свои студенческие годы) учёбу с работой, а также о том, куда вас привёл этот путь.

Комментарии (17)


  1. DMGarikk
    05.05.2022 14:34
    +1

    У тех, кто образование всё же забросил, шансы на работу в IT тоже есть.

    вот уж действительно (посмотрел на свой диплом железнодорожного колледжа по ремонту вагонов и на сеньорский грейд… и 20 летний стаж)… шансы наверное есть

    Нанимающий менеджер понимает, что раз человек окончил вуз, то научен разбираться в комплексных проблемах и до конца дотягивать сложные проекты.

    когда я собеседовал людей, мне было плевать какое у них образование, а плевать стало уже после пяти первых собесов когда люди с красным дипломом по айтишному профилю два слова не могли связать по ИТ тематике

    Те, кто добился успеха в IT без высшего образования, — это как раз люди невероятно мотивированные.

    не могу сказать что я прям страшно мотивирован, я за всё время всего три книжки прочитал по программированию, которые до сих пор помню, это были какието общие основы ООП (с примерами на vb6… рукалицо) и две книжки по яве… а ну еще наверное по многопоточному программированию (которую быстро пролистал и теперь люблю потроллить адептов golang с их 'зойчем так сложно, горутинынашевсё')
    тут вопрос не в мотивации, а в способностях чтоли

    imho попытка попасть в отрасль путём целенаправленного обучения и зубрежки теории, это кмк в некотором роде брутфорс в стиле 'то что не понимаю вызубрю'
    ===
    Это я не к тому что ВУЗ не нужен. это к тому что считать вышку некой волшебной таблеткой не стоит, если не дано то и ВУЗ не поможет. а если да то и он не обязателен (хотя и желателен)
    единственная, прям одна единственная причина почему я жалею что ушел с 1 семестра вышки, почти 10 лет назад… это то что теперь стало сложнее с переездом за бугор. в виду недоступности bluecard как минимум


    1. abyssSoft
      05.05.2022 15:40
      +1

      Вы правильно все написали, диплом не является панацеей, но вот поможет ли диплом с greenCard при условии что он не профильный (например диплом магистр электротехники или электротехнологий, а работает человек программистом) вопрос тот еще.


    1. NeverIn
      05.05.2022 19:35

      вот уж действительно (посмотрел на свой диплом железнодорожного колледжа по ремонту вагонов
      возможно если бы это был диплом бауманки апломба было бы меньше.


      1. DMGarikk
        05.05.2022 19:48

        конечно, это пример того что для ИТ не то что вышка не нужна. а вообще любого профильного образования


        1. NeverIn
          05.05.2022 20:20

          Да и школы не нужно, ага


          1. DMGarikk
            05.05.2022 23:21
            -1

            ну это уже прям совсем
            Я имею в виду только вышку, многие на неё молятся как на показатель 'смог добиться-пробиться'. а не как на знания (которые для сферы ИТ в большинстве вузов довольно своеобразные)
            прям школа жизни какаято, а не источник знаний


            1. NeverIn
              06.05.2022 09:03
              +1

              Если у людей с высшим образованием появляется синдром самозванца, то у людей без высшего зачастую синдром Даннинга-Крюгера, им кажется что выучив цикл и условие можно творить нетленку, а что происходит вокруг никакого отношения к ним не имеет. Как для кодера(«оператора ЭВМ» )) ) возможно это и имеет смысл, но конечно это не разработчик и тем более не сеньор.
              Вышка дает не только знания, но и образование. Чисто за умениями это в ПТУ.


              1. DMGarikk
                06.05.2022 10:55

                им кажется что выучив цикл и условие можно творить нетленку, а что происходит вокруг никакого отношения к ним не имеет. Как для кодера(«оператора ЭВМ» )) ) возможно это и имеет смысл, но конечно это не разработчик и тем более не сеньор.

                как ни странно но подавляющая часть моих коллег (и бывших и текущих) имели вышку но не могли сделать ничего лучше 'выучить цикл и творить нетленку не обращая внимания на окружение'
                Людей которые могли сделать чтото больше с учетом окружения, было крайне мало (за всю свою карьеру… скажем с 07 года, я таких человек 5-7 видел отсилы) и наличие у них вышки было примерно равномерным 50/50


                1. NeverIn
                  06.05.2022 11:57

                  Людей которые могли сделать чтото больше с учетом окружения, было крайне мало

                  Конечно наличие диплома не означает гарантию освоения курса обучения.
                  Это диссонанс, когда наличие корочки приравнивается к образованию, корочка предполагает, но не гагантирует.
                  Но может быть это и «Ошибка выжившего».


                  1. DMGarikk
                    06.05.2022 14:43

                    Это диссонанс, когда наличие корочки приравнивается к образованию, корочка предполагает, но не гагантирует.

                    именно, но статья как раз о том что 'корочка очень важна, потому что если даже если знаний нет то сам факт её получения показывает что человек добился' (с)
                    Я вообще крайне скептически отношусь к нашему образованию которое скатилось (за исключением лишь некоторых заведений) в получение диплома за отсиженные пары
                    Я бросил универ когда оказалось что преподы ждут от меня ответов совпадающих с их методичкой и шаг в сторону расстрел… а тратить несколько лет на этот маразм я тупо не стал (универ не совсем айтишный… РУТ (Бывший МИИТ), но специальность была айтишная)
                    Хотя мои однокурсники его закончили и неплохо… и никто из них не стал айтишником и вообще многие меня просили делать им курсовые и задачи… спустя несколько лет… как я оттуда ушел


  1. Daddy_Cool
    05.05.2022 22:45
    +1

    Почему, если я вижу плашку "мегапост", я уже знаю, что в тексте статьи будет околокопирайтерское бла-бла-бла?
    Хабр мне, конечно, друг, но истина дороже.


  1. ruomserg
    06.05.2022 12:15

    Опять вставлю свою любимую аналогию. Допустим, вы дирижер, и ищете людей в оркестр. Возможно, к вам придет человек без музыкального образования, но гениально играющий на инструменте. И возможно, вы его даже возьмете. Но вообще-то вы ожидаете что у кандидата будет хоть какое-то (требования зависят от крутости оркестра которым вы руководите) профильное образование. Иначе — велик шанс что элементарные для других музыкантов в коллективе вещи, будут изобретаться гением-самоучкой до бесконечности. В крайнем случае — пусть получает образование без отрыва от производства…

    Некоторая проблема с аналогиями происходит в том, что музыкальное образование консервативно, и особо не меняется. А в ИТ изменения происходят бурно и постоянно. Поэтому можно рассчитывать только на то, что ВУЗ (средний вуз, а не топ-10 в столицах) даст сколько-то актуальное знание только по темам, которые не меняются за поколение людей два-три раза. Матан, линейную алгебру, физику и даже охрану труда — в ВУЗе дадут. И это хорошо, потому что программировать без знаний естественно-научного цикла довольно трудно (если не просто таски из трекера закрывать, а решать реальные задачи). А вот что касается непосредственно программирования — то тут опять как с музыкальной школой/училищем/консерваторией. Если вы сами в любую свободную минуту не тянетесь к инструменту — увы, но музыканта из вас не получится. Аналогично и с программированием: если на курс программирования в ВУЗе отведено 160 часов — то это всего-навсего 4 рабочие недели! Много вы научитесь программировать «с нуля» за 4 недели? Вот и результат…

    Я вижу выход только в том, чтобы со 2-3 курса студенты работали по специальности параллельно учебе, и это зачитывалось им по профильным предметам в курсовые и зачетные работы. Плюс — необходима реорганизация лекционных часов по программированию, проектированию и подобным спец.предметам. Вместо переписывания конспектов нужен лайв-кодинг, или хотя бы пусть с ютуба видео по теме смотрят и пробуют на своих ноутах тут же…


    1. DMGarikk
      06.05.2022 14:53

      Иначе — велик шанс что элементарные для других музыкантов в коллективе вещи, будут изобретаться гением-самоучкой до бесконечности.

      иногда это кстати большой плюс, понимание того что ты САМ можешь делать вещи которые не преподают в институте и они могут быть лучше

      разве в ВУЗе не учат думать головой, а не тупо верить стандартизированным методами и учебникам только потому что из писали Уважаемые и цитируемые люди?

      я вот сталкивался с 'нерешаемыми задачами' потому что 'нас так не учили, так никто не делает, это невозможно, где ты это прочитал? кто тебе такое сказал?'

      конечно ВУЗ, хороший ВУЗ, с компетентными предавателями, если человек хочет и готов учится, дает очень многое и в.т.ч. базу очень необходимую многим… которую мне пришлось учить самостоятельно без курсовых и дипломов

      но сколько таких ВУЗов в стране? а сколько людей с дипломами которые 'правильно' учились знаниям, а не как коньяк декану носить?


      1. ruomserg
        06.05.2022 17:04

        В целом — сейчас, да, региональный вуз вообще ничего не гарантирует. Потому что у них один из показателей KPI — это сохраняемость контингента, и подушевое финансирование. То есть просто тупо никого никогда не выгоняют…

        Однако, предметы на первых курсах (матанализ, линейная алгебра, выч.методы, физика-химия, функции комплексного переменного) — даются вполне прилично. Ну потому что эти-то разделы в известной части никак не меняются сто лет и больше. Если преподаватель хоть что-то из себя представляет, эти знания у него есть еще со своего вуза, и не устарели ни на йоту!

        Здесь, конечно, есть другая проблема — на 1-2 курсе никто не понимает, зачем это. В идеале, если мы готовим инженера-программиста — то все предметы обязаны иметь связь с программированием. Например, матан обязан идти параллельно с вычислистельными методами, чтобы люди с одной стороны побаловались численным интегрированием-дифференцированием, а с другой стороны — могли проверить свой софт (и вживую понаблюдать неустойчивость численных методов) аналитическими формулами. Иначе это получается типичный цикл «сдал-забыл»! Я бы еще ТАУ разделил на два курса: вводный параллельно матану и выч.методам — чтобы еще и применение увидели, а потом уже продвинутый. Ну и так далее: если мы читаем экономику — оно должно быть со спецификой экономики разработки и эксплуатации ПО и СВТ. Если это право — то с уклоном в интеллектуальную собственность. Даже если оно — гребаное охрана труда, то тоже надо искать специфику отрасли и ее читать. Это называется, если я не ошибаюсь, сквозное обучение. Проблема в том, что для этого нужны исключтельные преподаватели — которые разбирались бы не только в математике, но и в программировании; не только в экономике, но и в разработке ПО, и так далее. А в обычном региональном вузе работает кто? Или сын профессора того же вуза, или кто-то совсем негодный — кого не берут на работу в отрасль, и вот они и учат…

        Я уже молчу про попытки региональных вузов читать архитектуру и тестирование софта. Потому что архитектура и тестирование — это уже про большие системы с длинным жизненным циклом. А на лабораторных работах — объем кода строк 500 максимум. Курсовые — дай бог тысячи две. И опять «сдал-забыл». Ни те кто читают, ни те кто слушают — в результате не понимают вообще о чем идет речь!..

        В целом — мне, конечно, проще разговаривать с человеком который прослушал и запомнил хоть что-то из матанализа, выч.методов и ТАУ. Хотя бы биг-О нотацию мы одинаково с ним понимаем, потому что пределы… Но неоднократно убеждался в том, что нормально программируют только те, кто занимался этим еще до ВУЗа в свободное время. Раньше таких было больше, потому что игр было меньше и они были не такие затягивающие. Многие сначала играли, а потом пытались сделать свои игры — и через это втягивались в профессию (или не втягивались и понимали что это не их — а шли, например, покупать себе мопед и чинить его в гараже… или гитару...).

        Поэтому я и говорю про аналогии с музыкальным образованием. Если у человека есть наклонности — то музыкальная школа, училище и консерватория ему очень помогут. Если наклонностей нет — музыкальная школа музыкантом не сделает.


  1. krupenxxx
    06.05.2022 13:00

    ну я скажу свой пример, балл в гимназии был близок к максимальному и с поступлением вопросов не было бы в любой айтишный вуз страны, но одна мысль, что я могу уйти после 9, 4 года отучиться и не иметь привязку к вузу или другому учреждению образования, а в 19 лет уже уверенно работать не давала покоя, правильно в комментариях про голубую карту было сказано, эту возможность потерял, но в итоге через 10 дней 20 лет, а я уже имею коммерческий опыт, знаю как все работает в это сфере, сменил 3 компании и понимаю куда и как мне расти, пока некоторые прогуливают пары ибо просто ненужная информация, которую заставляют тупо зубрить) единственное дам совет, даже если проходите на бюджет, лучше идти на платку, распределение может все испортить(


  1. titanum93
    06.05.2022 21:19

    Те, кто добился успеха в IT без высшего образования, — это как раз люди невероятно мотивированные.

    Даа, наблюдал таких на Шри... Главное, найти себе программиста, который будет за тебя кодить в два раза дешевле, работая на тебя)

    Вообще, высшее хорошо, если оно жить не мешает и позволяет работать параллельно. Жалко только такого почти нет. Разве что Нетология онлайн-магистратуры делает, ВШЭ и еще пара вузов. Если уж получать диплом, то скорее в таком формате.

    А вообще, статья интересная, заставляет задуматься. Спасибо)


  1. achekalin
    08.05.2022 11:05

    Об этом мы поговорили сразу с двумя спикерами: Екатериной Шестимеровой, руководителем Тинькофф Образования, и Викторией Гонгиной, модератором Хабра

    Снова хабр в своем репертуаре: не «мы поговорили», а два человека вели речь об одном, стараясь убедить читателя. Один из людей - руководитель (менеджер) преподавателей, другой - копирайтер Хабра (а уровень «требовательности» Хабра к контенту - общеизвестен, тут можно постить тупо все, кроме как то, что Хабр закроет руками РКН).

    Ну вот правда, очень не хватает мыслей от живых людей из отрасли, и от самих преподавателей, чтобы понимать, что нужно отрасли, и чему и кто учит.

    А, говорить откровенно, всю статью можно свести к паре пунктов: мы приглашаем, учим, даем стипендию. Те, кто не понял, зачем ему в ИТ - зачем их уговаривать насчет пользы учебы?