Первая часть тут

В прошлой статье мы сравнивали показатели IT-специалистов c представителями иных сфер. В комментариях указали, что это не совсем корректно (с чем я согласен), сравнивать представителей разных сфер, так как есть много нюансов. И поэтому в этой части мы разберем разницу между новичками IT-сферы и матёрыми специалистами.

Повторю Дисклеймер: то, что я описываю, нельзя в полной мере назвать психологическим исследованием, так как:

  1. Я использовал неапробированную невалидную анкету;

  2. Я использовал только неапробированную невалидную анкету без применения иных методик;

  3. Я не использовал методы математического анализа и не выявлял уровни статистической значимости;

  4. Я даю вольную интерпретацию результатов на основании своего профессионального опыта без общения с респондентами.

Закономерный вопрос "А что же ты тогда, Серёжа, вообще сделал-то?". Отвечаю:

  1. Разработал неапробированную невалидную анкету с рядом косяков и неточностей;

  2. Разместил её на ряде ресурсов, самые крупные из которых "Хабр" и "Пикабу";

  3. Попытался обработать и интепретировать результаты;

  4. Преподнести их в удобоваримой форме.

Читать или нет - решение за вами. На мой взгляд, как минимум интересно узнать мнение 641 айтишника.

Стаж работы в IT респондентов из сферы IT:

  • Отсутствует: 2 (0,3%);

  • Менее года: 31 (4,8%);

  • 1-3 года: 81 (12,6%);

  • 3-5 лет: 77 (12%);

  • 5-7 лет: 63 (9,8%);

  • Более 7 лет: 387 (60,4%).

Далее сравнение я проводил между крайними группами: менее года и более 7 лет. Данный выбор основан на предположении, что в группе менее года присутствуют люди, которые интересуются данной темой, имеют склонность к данному виду деятельности, но еще не успели получить профдеформацию. А в группе более 7 лет работают люди, которые уже адаптировали свою психику под основной вид деятельности. Опять же подчеркну, что это лишь предположение и попытка нащупать почву для дальнейших научных исследований, а не само научное исследование.

Для простоты буду иногда их называть "молодыми" и "матёрыми".

Вновь обращаю внимание, что я показываю данные и даю свою интерпретацию. Она может быть ошибочной. И немного о цветовом обозначении. Я выделял различия критериев более 10% как значимые. Да, без статистической обработки. Но на выборке такого размера 10% можно расценивать как значимое различие. Цвета:

Зеленый - показатель у людей из группы более 7 лет превышает аналогичный показатель людей из группы менее года на 10% и более.

Красный - показатель у людей из группы менее года превышает аналогичный показатель людей из группы более 7 лет на 10% и более.

Говорить, соответственно, буду преимущественно о "цветных" показателях.

Первый блок - разум и чувства. В рамках этого блока я стремился увидеть разницу в опоре на разум.

Первое, что бросается в глаза - бОльшая ориентация на чувства при оценке своего состояния у представителей группы менее года. Заметное движение в сторону опоры на рациональное и объективное у представителей группы более 7 лет. Что интересно, при этом оценка состояния другого человека происходит одинаково, независимо от стажа.

Второе различие - использование разных способов подбодрить себя. Молодые опять же подбадривают себя с бОльшим упором на чувства, а матёрые - на разум. Поддержка других людей происходит примерно одинаково, независимо от стажа работы.

Ну и третье различие - матёрые делают упор на действия, а не на слова и сопереживание.

Если же обобщать и говорить про различие в ответах по блоку в целом, то видно, что молодые больше склонны к ориентации на чувства.

Второй блок - убеждения про рациональное и иррациональное. Как мы видим, значимых различий не обнаружено. Можем говорить лишь про небольшую тенденцию к увеличению рациональности у матерых специалистов.

Третий блок - про умение наслаждаться жизнью. И вот здесь хочется остановиться чуть подробнее.

Заметна разница, что матёрые легче находят себе занятие, которое приносит удовольствие. И здесь можно только порадоваться. Но если сопоставить значение с данными из столбика "работа является для меня самым большим источником радости", то можно предположить, что матёрые могут легче найти себе занятие, которое приносит удовольствие, да, но зачастую этим занятием может быть работа.

С другой стороны, можно говорить про лучшее познание себя или же доминирование рационального выбора (смотрим на столбик про покупки).

Если же говорить про данные по блоку, то можно заметить отсутствие значимых различий.

Четвертый блок - баланс жизни и работы. Этот блок интересно сравнивать с предыдущим, и вот почему.

Здесь мы видим, что матёрые специалисты чаще работают с ощущением размытости рабочего дня. Возможно, это связано с графиком работы, возможно, с должностью и ответственностью. При этом можно предположить, что такая размытость влияет и на социальные связи оффлайн.

И беря во внимание всё происходящее, логично, что основной интерес (и возложение ответственности за основной источник радости) переходит на работу, так как она проникает во все сферы жизни.

Пятый блок - необходимость быть в движении. Блок вопросов об осознании необходимости постоянного обучения и сопутствующего стресса. Блок с наибольшим количеством разнонаправленных различий. Пойдем по порядку.

Молодые заметно больше матерых переживают, что их уволят, если они не будут постоянно развиваться. Матёрые более спокойно относятся к этому вопросу. Можно предположить, что это связано как и с адаптацией к профессии, так и со снижением конкуренции в среде опытных специалистов. До которых молодые еще не доросли, и поэтому находятся в высококонкурентной среде малоопытных специалистов. То же самое относится и к следующему столбцу. И к позаследующему.

Вообще, намечается интересная тенденция, которую бы хотелось обсудить. С чем это связано? С уверенностью в себе? С прочным укоренением на рынке? Со снижением амбициозности? С общим снижением стресса? Почему матерые меньше переживают за обучение, чем молодые?

Частично ответ даёт следующий столбец - отсутствие ощущение конкуренции. Точнее, меньшее её количество у матёрых, относительно молодых.

И при всём этом спокойствии матёрых, которые меньше ощущают давление рынка и, казалось бы, больше принадлежат себе, они сильнее подвержены чувству того, что их жизнь им не принадлежит. Здесь я могу предположить, что такой диссонанс возникает по причине, что они успешны на работе (это даёт спокойствие), но при этом вся остальная их жизнь завязана на работе (все яйца в одной корзине, что тревожит).

Шестой блок - ощущение элитарности или избранности профессии и себя в ней. Здесь мы видим всего два различия, одно из которых очень явное.

Матёрым специалистам больше свойственно ощущение уникальности и незаменимости. Вопрос, это связано только с рынком и погруженностью в бизнес-процессы или с чем-то еще?

Насчет людей, которые зарабатывают меньше. На основании данных можно сделать вывод, что матёрые менее склонны к прекращению контакта с людьми, которые зарабатывают меньше. Но объяснить это я на данный момент могу только личностной зрелостью и возрастом. Либо же бОльшей ценностью каждого человека в жизни, так как из-за работы появляется дефицит реального общения и реальных отношений.

Седьмой блок - доминирование ценности пользы. Насколько польза определяет жизнь человека. Здесь мы видим одно различие: молодые больше матёрых склонны отдавать приоритет пользе в отношениях с другими людьми. Можно предположить, что это вызвано высокой конкуренцией на рынке у молодых, что приводит к необходимости поиска контактов для поиска работы/карьерного роста. Матёрым же специалистам это не требуется.

Восьмой блок - сложность в принятии решений. Здесь мы видим большие различия как почти по всем столбцам, так и по блоку в целом.

И все эти различия говорят об одном - умении матёрых специалистов делать выбор лучше и легче молодых. Можно предположить (что закладывалось в формулировку вопросов), что это распространяется не только на рабочую сферу, но и на личную. Самым важным, на мой взгляд, в этом блоке, является более развитое умение делать выбор и не сожалеть о нём.

Но здесь опять же сложно разделить влияние профессионального опыта и жизненного. Говоря иначе, не совсем понятно, что дало различие - профессия или возраст. Впрочем, этот же вопрос можно задать и ко всему исследованию, так как параметр возраста я упустил.

Промежуточные итоги исследования можно описать в ряде подтвержденных (в рамках этого не научного исследования) гипотез:

  1. В самодиагностике молодые больше опираются на чувства, а матёрые - на разум.

  2. Матёрые больше получают удовольствие от работы и легче находят занятия для удовольствия (но тут с сомнениями)

  3. Матёрым специалистам больше свойственно чувство размытия границ рабочего дня

  4. Матёрые специалисты чаще замечают, что у них уменьшается количество людей, с которым можно погулять

  5. Матёрые меньше ощущают конкуренцию и необходимость постоянного обучения

  6. Матёрым больше свойственно ощущение того, что им не принадлежит их жизнь

  7. Матерым больше свойственно ощущение незаменимости в профессиональном плане

  8. Молодые больше ценят потенциальную пользу, которую может принести человек, чем его иные качества

  9. Матёрые легче принимают решения и реже о них жалеют

А я хочу еще раз выразить благодарность за вашу активность. Именно благодаря вам это исследование состоялось. Большое спасибо!

С уважением Сергей Максимов.
Психолог.

Комментарии (8)


  1. saipr
    06.05.2022 09:18
    +1

    Молодые больше ценят потенциальную пользу, которую может принести человек, чем его иные качества

    Тут бы я поспорил, не в смысле, что матёрые больше ценят, а в том смысле, что настоящий специалист (будь он матёрый или молодой), тем более из IT-области, ценят пользу своего труда.


    1. Maximov_psy Автор
      06.05.2022 10:31

      В данном вопросе речь идет о других людях. Насколько важна в отношениях с другими ценность потенциальной пользы.

      А насчет ценить свой труд - трудно спорить)


  1. PaulFirs
    06.05.2022 10:20
    +2

    Кажется третью статью надо сделать по разным отрослям IT. Один мой товарищ WEB разработчик и опыт у него как раз около 5 лет. Недавно вел с ним беседу, в которой он сказал что считает что уже подошел к краю когда ему уже не нужно учиться. Я же embedded разработчик имею 6ти летний стаж. У моего коллеги около 9 лет стаж и мы с ним сошлись во мнении, что конца и края нет тому что стоит изучить.


    1. Maximov_psy Автор
      06.05.2022 10:33

      Ох, если это можно как-то систематизировать, то идея интересная) просто я не столь хорошо разбираюсь в направлениях, поэтому не знаю, как сделать крупные адекватные категории, как не уйти в детали и не упустить что-то важное.


    1. JustDont
      06.05.2022 13:36
      +1

      Недавно вел с ним беседу, в которой он сказал что считает что уже подошел к краю когда ему уже не нужно учиться.

      Тут, на мой взгляд, совсем другое.
      Со временем понимаешь, что есть очень осязаемая граница, дальше которой ты результаты своего обучения не можешь сконвертировать в прибыль. А еще часто оказывается, что ты эту границу уже прошел.
      Учиться при этом всё так же можно, просто это не будет результировать в добавочную прибыль.


      При этом можно проявлять другие усилия по увеличению прибыли, которые у меня рука не повернется назвать "обучением". Например, пойти в управленцы от IT. Это конечно в том числе и обучение, но это и смена парадигмы трудовой деятельности, что, мягко говоря, чуть больше, чем "учиться". Или там, можно пробиваться в условный FAANG — действия, которые для этого необходимо предпринимать, довольно таки ортогональны теме "учиться", хотя местами её напоминают.


  1. amarao
    06.05.2022 11:19
    +1

    А где сравнение с нуль-гипотезой? Напоминаю про активность головного мозга у мёртвого лосося.


    1. Maximov_psy Автор
      06.05.2022 12:13

      нуль-гипотеза (а точнее, контрольная группа не-ит) представлена в первой статье)


      1. amarao
        06.05.2022 15:27

        Контрольная группа и нуль-гипотеза - это разные вещи. Нуль-гипотеза - что они не различаются. И чтобы показать, что различаются, нужна статистическая значимость.