В комментариях к прошлой статье про интегрирование ONLYOFFICE в Nextcloud спрашивали о ключевых различиях с Collabora Online и даже упоминали MS Office Online Server как ещё одного достойного конкурента. Предлагаю сравнить эти программные пакеты, чтобы каждый заинтересованный смог выбрать то, что ему больше подходит.

Для начала давайте кратко ознакомимся с форматами файлов, которые используются в офисных пакетах для хранения текстовых документов, таблиц и презентаций. Несмотря на многолетнюю историю развития приложений для организации офисной работы, широкое распространение получили буквально единицы.

Форматы файлов


Исторически так сложилось, что программным пакетом, который стал практически стандартом для работы с офисными документами, является MS Office. Формат файлов был бинарным вплоть по 2003 версию офиса, это хорошо знакомые нам: *doc, *xls и *ppt. А начиная уже с версии 2007 года и по сей день, формат поменялся на новый Office Open XML (OOXML), представляющий собой zip архив файлов на основе XML. Это уже ставшие привычными *docx, *xlsx и *pptx. Также был выпущен Microsoft Office Compatibility Pack для добавления поддержки новых форматов в старые версии Word, Excel и PowerPoint.

В то же время в мире свободного программного обеспечения развивался многим хорошо знакомый OpenOffice.org, первый релиз которого состоялся в далёком 2002 году и принёс новый открытый формат файлов для хранения текстовых документов, таблиц и презентаций OpenDocument (ODF), также основанный на XML. Соответственно, знакомые файлы *odt, *ods и *odp, которые и по сей день используются в набирающем популярность LibreOffice, являющимся форком OpenOffice.org (вдруг кто не знал).

Обновлённый формат файлов у Microsoft вышел гораздо позже, было время изучить и сделать свою версию лучше и расширить возможности, да ещё и ресурсов для этого у крупной коммерческой организации заметно больше. Но закономерным результатом стало то, что форматы OOXML и ODF хоть и имеют общие корни, но абсолютно несовместимы между собой. Различаются не только по составу объектов, но и по их свойствам.

Что же, с форматами файлов мы в общих чертах разобрались, теперь посмотрим, кто есть кто из рассматриваемых приложений.

Приложения


MS Office Online




Из названия уже видно, что это продукт компании Microsoft. Если вкратце, то анонсирован в 2008 году, первая версия, доступная для широкого круга пользователей, появилась в 2010 году. Представляет собой облегчённые веб-версии привычных приложений Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint, OneNote. С 2012 года появилась функция совместного редактирования документов. Есть возможность интеграции, помимо собственного решения в виде SharePoint, так же и с Nexcloud.

Поскольку продукт от разработчика самого популярного офисного пакета, то проблема с совместимостью формата отсутствует по определению. Конечно же, если речь идёт о файлах форматов OOXML. Для работы с файлами формата ODF требуется предварительная конвертация.

ONLYOFFICE




Разработчик Ascensio System SIA. Первый релиз проекта состоялся в 2009 году, первая демонстрация бета-версии онлайн-редакторов — 2012 год. Есть возможность расширения функционала как путем добавления плагинов из библиотеки самого ONLYOFFICE, так и путем создания собственных дополнений с помощью API. Также есть десктопные редакторы, способные работать автономно и подключаться к облачным или серверным версиям.

Авторы программного комплекса заявляют практически полную совместимость с форматом файлов OOXML (MS Office), и это их основной рабочий формат. Также поддерживается работа с файлами ODF, но с автоматической конвертацией при открытии в OOXML и обратной конвертацией при сохранении в исходном формате. Может, это и выглядит излишне громоздким, но зато обеспечивается простота действий для пользователя. Не обошлось и без издержек в виде некорректного отображения объектов или их свойств, изначально отсутствующих в открываемом формате.

Collabora Online




Создатель Collabora Productivity Ltd, который также занимается разработкой офисного пакета с открытым исходным кодом LibreOffice с 2013 года. Первый релиз состоялся в 2016 году. В основе ядра Collabora Online лежит код LibreOffice, что собственно вполне логично — разработчик-то общий. Соответственно, и основной рабочий формат тот же — ODF. Через конвертацию открываются и другие форматы, в том числе, помимо файлов от Microsoft, также поддерживаются документы офисного пакета от компании Apple.
Что же, небольшое представление о сравниваемых продуктах получили, теперь разберёмся, как же это всё работает и есть ли принципиальная разница в организации работы взаимодействия между клиентами и серверной частью… А здесь есть на что посмотреть, реализация прямо противоположная, и у каждой есть свои положительные и отрицательные моменты.

Сравнение взаимодействия клиент и серверной части


Collabora Online


Как уже говорилось ранее, Collabora Online и LibreOffice имеют общие корни. А если точнее, то это по сути запущенный на сервере офисный пакет, с доступом к нему через браузер. Таким образом получается, что все пользователи работают на одном экземпляре программы, развёрнутой на сервере, а на компьютер пользователя транслируется только картинка результата работы.

Получается, что к клиентской машине предъявляются минимальные требования, это одновременно вроде как и положительно, но в то же время такой подход уменьшает быстродействие, в особенности на медленном соединении, зачастую внося существенные задержки. Документы при этом не покидают территории сервера, но сильно возрастают требования к объёму памяти и быстродействию сервера. Соответственно, при увеличении количества одновременно работающих пользователей нужно более мощное железо для сервера.

Совместное редактирование реализовано аналогично тому, как это сделано в Google Docs: в реальном времени отображается курсор соавтора и набираемый им текст.

ONLYOFFICE


В случае же с ONLYOFFICE ситуация иная, на компьютер пользователя загружается редактор вместе с документом, и все действия пользователя происходят на стороне его машины. Таким образом обеспечивается максимальная производительность и значительно уменьшается нагрузка на сервер, позволяя одновременно работать гораздо большему количеству пользователей. На стороне сервера обрабатывается только небольшая часть действий: сохранение, конвертация и синхронизация.

Совместное редактирование имеет два режима работы: быстрый и строгий. В первом случае работа аналогична реализации в Google Docs. Второй режим позволяет отображать изменения только после того, как будет выполнено сохранение, тем самым позволяя приватно выполнять работы по созданию и редактированию текста.

Как это всё выглядит


Пожалуй, самый интересный момент — предлагаю, так сказать, посмотреть претендентам в лицо. Начнём с продукта от автора самого распространённого и знакомого десктопного офисного пакета — MS Office.

Office Online






Вполне ожидаемо, что интерфейс практически полностью повторяет таковой у десктопных приложений. Оно и понятно, всё сделано для того, чтобы пользователи не испытывали никакого дискомфорта в работе при переходе между оффлайн и онлайн-работой.

ONLYOFFICE






Здесь интерфейс на удивление похож на офисные продукты Microsoft, причём выглядит как разумный компромисс по дизайну между последними версиями офиса и теми, что выпускались в начале 2000-х. Для меня, как человека, который многие годы активно пользовался MS Office, начиная с Word 6.0 и до Office 2016, было очень приятно увидеть более классический дизайн с гармоничным добавлением функционала последних версий.

Collabora Online






Здесь меня честно говоря ждал небольшой сюрприз. Понятно, что индивидуальный продуманный дизайн говорит о реально большой проделанной работе, которой разработчики по праву могут гордиться, но лично мне гораздо приятнее видеть, когда привычные инструменты находятся на своих местах. Скажу так, всё дело в привычке. Это как спорить о том, какая раскладка клавиатуры лучше ANSI или ISO? Да обе хороши на самом деле, кто какой привык пользоваться, та и будет лучше. Так же и здесь, тем, кто привык работать с LibreOffice, будет комфортно пользоваться Collabora Online, это их мир и прекрасно, что он также присутствует и в онлайн формате.

Так что же выбрать-то в результате?


Однозначного ответа, который бы удовлетворил каждого — нет. Любой из представленных продуктов интересен по-своему, обладает как плюсами, так и минусами, куда же без этого.

MS Office Online несомненно подойдёт тем, кто привык пользоваться десктопными офисными приложениями от Microsoft. Переход не вызывает каких-либо проблем, нужно только подключение к интернету, тем более что он ещё и бесплатен — нужна только регистрация в сервисах Microsoft. А вот если есть необходимость, чтобы документы не покидали сети организации, то тут уже надо учесть ряд важных моментов. Пакет можно развернуть на своих серверных мощностях, но только если инфраструктура основана на Windows Server, да и не бесплатное это дело. Собственно, именно поэтому пришлось отказаться от идеи использования. А с учётом нынешних реалий всё это может быть недоступно в отдельных регионах.

Collabora Online — это хороший выбор для тех, кто раньше активно использовал LibreOffice / OpenOffice.org и разные их форки, накопил большое количество документов в этом формате или постоянно обменивается с теми, кто работает с таким форматом. Здесь разворачивание на своих серверах доступно бесплатно, но готовые пакеты имеют ограничение по количеству активных пользователей — это решается самостоятельной сборкой из исходников, благо проект с открытым исходным кодом. Если планируется использовать для большой команды, выходит накладно, ввиду того, что потребуются значительные серверные мощности, так как выполнение основного кода ведётся именно сервере.

ONLYOFFICE, наверно, уже многие догадались, что автор сделал свой выбор в пользу этого продукта по ряду вполне определённых причин. Как я уже упоминал в предыдущей статье, за долгие годы у меня накопилось громадное количество рабочих документов формата MS Office, а как мы помним OOXML и ODF несовместимы между собой и им требуется конвертация (зачастую с потерей форматирования и иногда некоторых объектов). Работа вырисовывается просто титаническая, да и не оправдана она, поскольку десктопные приложения никто не отменял, а в условиях отсутствия доступа к сети — ими намного удобнее пользоваться. Вдобавок он гораздо менее требователен к ресурсам сервера и позволяет при тех же аппаратных конфигурациях одновременно работать большему количеству пользователей, для моих задач это правда совсем не критично. Тем не менее в сети встречал такие цифры, что конфигурация сервера, позволяющая в Coollabora Online комфортно работать 8-10 пользователям — при использовании ONLYOFFICE, уже даёт возможность взаимодействовать большему количеству активных пользователей, и эта цифра возрастает до 150 человек — уже вполне серьёзно, есть о чём задуматься.

Сводная таблица

MS Office Online ONLYOFFICE Collabora Online
Основной формат файлов *doc, *docx, *xls, *xlsx, *ppt, *pptx *docx, *xlsx, *pptx *odt, *ods, *odp
Другие поддерживаемые форматы файлов *odt, *doc, *rtf, *epub, *mht, *html, *htm, *ods, *xls, *csv, *odp, *ppt
*doc, *docx, *xls, *xlsx, *ppt, *pptx, *rtf, *epub, *mht, *html, *htm, *csv
Платформа для серверной части Windows Server Linux Linux
Платформа клиентов Windows, Linux, MacOS, Android, iOS Windows, Linux, MacOS Windows, Linux, MacOS
Место выполнения основной части кода Клиент Клиент Сервер
Интеграция SharePoint, NextCloud Nextcloud, Owncloud Nextcloud, Owncloud, Sharepoint
Надеюсь, каждый интересующийся выбором офисного программного пакета под свои задачи нашёл для себя ключевые моменты, на основании которых можно сделать выбор в пользу того или иного решения. А если ещё остаются какие-либо сомнения, то об этом можно спросить в комментариях, и совместными усилиями мы сможем найти оптимальное решение.


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

Комментарии (9)


  1. kompilainenn2
    09.05.2022 12:36
    +3

    Ожидал более глубокого погружения, сравнения и тестирования


  1. dmitry_rozhkov
    09.05.2022 16:13

    Кому-нибудь известны организации, где больше 8 человек могут править один документ?

    Хотя... одновременно-редактируемых документов может быть много. Интересно, можно ли сделать кластер collabora office.


    1. avelor
      09.05.2022 17:18

      Да (используется онлиофис)


    1. yaguarundi
      09.05.2022 17:22

      Обычные офисные кейсы:

      • В корпоративном чате кидается ссылка на гугл-документ, где просят всех заполнить какую то инфу. Все заходят и правят. Но тут как правило все пишут в своих ячейках.

      • В корпоративном чате кидается ссылка на гугл-документ, где просят например написать вопросы по какой-то теме.

      В общем-то для всего этого хватает гугл-документов. Это как бы "документ", но не в смысле "документация".


    1. crawlingroof
      10.05.2022 08:25

      На всю контору в срочном порядке предлагается заполнить график отпусков на следующий год за пару дней :(


  1. avelor
    09.05.2022 17:18

    Есть несколько нюансов:) например онлиофис - таки платный продукт, если планируется емнип больше 10 сессий на редактирование, стоит учесть. До недавнего времени не была реализована блокировка ячеек. Клустер требует своей лицензии, лицензии считаются специфично.

    Мс-решение входит в редакцию офиса емнип плюс, помимо некстклауда и шарика интегрируется и с чангой. Работа с заблокированными ячейками крайне всрата, зато кластер реализуется «изкоробки». Функционал не богат.

    Лучше провести тестирование на сотрудниках, наиболее чувствительных к «облачным» редакторам, чтоб подобрать наиболее оптимальную замену - в одной конторе больше прижился онлиофис, в другой коллабора, третья потсетила всё и решила что лучше страдать с десктопными редакторами и файлами на smb-шаре. Ну а кто-то пользует шарепоинт с десктопными редакторами (и мс офис сервер если быстро что-то подправить)


  1. BOBAH1
    11.05.2022 10:03

    Я вот таким сейчас пользуюсь.


  1. ShestakoffAlex
    11.05.2022 10:04

    Говорят ONLYOFFICE в РФ использовать не совсем корректно, особенно если в коммерческих целях, т.к. это наш Р7 Офис, переведённый для продаж в европе.


    1. gears
      11.05.2022 11:30
      +1

      Если быть честным то все немного наоборот...

      "«Р7-Офис» представляет собой ответвление OnlyOffice (ранее – Teamlab) –
      офисного пакета, разработанного нижегородской компанией «Новые
      коммуникационные технологии» и представленного на рынке с 2009 года."

      А так да, изначально разработка российская но зарегистрирована в европе. Р7-Офис с 2018 года..