Продолжаем сагу под названием Made at Intel. Предыдушие статьи  здесь

Часть 1

Часть 2

Часть 3

А сегодня я хочу посмотреть на историю развития IT – компаний скорее глазами финансиста (есть у меня такая слабость), а не инженера. И провести некоторые параллели между жизнью корпораций и жизнью обычных людей.

Kорпорации как люди

Корпорации не существуют ради людей. Они не существуют ради великих идей. Они существуют исключительно ради денег”. Я любил так говорить, объясняя какой-нибудь очередной затейливый поворот истории Intel. Действительно, далеко не все решения поддаются объяснению с чисто технологической точки зрения. Соображения бизнеса играют не меньшую роль. Также надо принимать во внимание внутреннюю политику, оргструктуру и массу других факторов. Корпорация напоминает живой организм cо своей внутренней логикой, зачастую противоречивой. Сегодня может быть так, а завтра по-другому. Наблюдая за развитием ведущих мировых IT-компаний в течение примерно четверти века я пришел к выводу, что между корпорациями и людьми можно провести некоторые аналогии. Сегодня я попытаюсь проиллюстрировать эту мысль, сравнивая Intel c такими it –гигантами, как IBM, Microsoft, Apple и Huawei. Как и люди компании обладают своим “темпераментом” (о котором можно судить например по волатильности курса акций :)) “характером”, “возрастом”… Даже от места “рождения” кое что зависит. Ну вот, например IВM – корпорация восточного побережья США. С глубокой иерархией, склонностью к дипломатии и близким к европейскому менталитетом. В то время как Intel (да наверно и Microsoft) типичные компании “дикого Запада”, в методах себя особенно не стесняющие. Однако сегодня я бы хотел сосредоточиться на том, как меняются корпорации с течением времени. Как они проходят периоды роста, расцвета, зрелости и ... перерождения(хотя и не все).

Юнцы, мужи и “ветеран”

Разумеется, “молодость”, когда компания из стартапа превращается в IT –монстра безусловно интересна. Но коль скоро мы интересуемся лидерами рынка начальный период можно охарактеризовать короткой фразой Юлия Цезаря “Пришел, увидел, победил”. Разумеется, его проходят единицы из тысяч. Но как правило начальный период – это поглощение доли рынка, либо существующего, либо вновь созданного и растущего. Как правило в этот момент “у руля компании” находятся “творцы” – инженеры, создающие конкурентное преимущество и предприниматели, обеспечивающие экспансию на рынке. Доходы и (или) капитализация пребывают по экспоненте. Деревья кажутся растущими до небес, а небеса бесконечно высокими.  Такой вот сценарий успешной юности. И с изрядной долей произвола к таким молодым (или входящим в раннюю стадию зрелости)  компаниям я отнесу Google (основан в 1998),

Amazon(1994),

Facebook(2004)

и Netflix(1997).

Но вот потенциал роста исчерпан и компания сталкивается с новыми для себя проблемами. Они требуют нового подхода и зачастую приводят к изменению структуры и самого духа корпорации. Поэтому  с исторической точки зрения более занимательны компании постарше. Наиболее почтенной IT компанией с точки зрения возраста является IBM. Kорни ее уходят еще в 19-й век, но само название IBM появилось в 1924 году – то есть почти 100 лет назад. В своей истории IBM прошла через несчетное число кризисов и перерождений, вполне пройдя “проверку на прочность”. Intel  (1968) и Microsoft (1976) я отнесу к корпорациям  зрелого возраста, и многое из того, что произошло с ними можно понять изучив историю IBM. Аpple (1976), хоть и является почти “ровесником” Microsoft стоит все же несколько особняком. Дело в том, что история Apple долгое время была неразрывно связана с одним человеком. С такой неординарной личностью как Steve Jobs – человек, всегда стремившийся к вершине и сумевший достигнуть ее (пусть и не с первой попытки)

Кризис среднего возраста

Так что же происходит с компаниями, когда иссякает первичный импульс? Понять это можно по аналогии с “кризисом среднего возраста” так или иначе посещающим большинcтво людей в районе сорока лет (плюс –минус). Это когда все “генетически запрограммированные” цели (прибыль, IPO, лидерство в определенном сегменте рынка) достигнуты, а новые еще не созрели. Когда лидеры, тащившие компанию на своих плечах много лет, пресыщаются успехом или просто устают. Когда становится понятно, что до небес деревья все таки не растут.  Идеалы юности размываются, а заменить их нечем. И в подавляющем большинстве случаев на первый план выходит зарабатывание денег.  Компании выучиваются идеально контролировать свои финансовые показатели – норму прибыли, расходы на RND, и даже курс собственных акций. Безусловно,  financials являются самым понятным из всех ориентиров, только вот... Почему то IT компании не могут жить также как McDonalds и Coca Cola, не могут быть просто “машинами по зарабатыванию денег”. И постановка financials во главу угла зачастую ведет их в тупик.  

История знает массу примеров кризисов подобного типа. В конце 80х –начале 90х годов прошлого века, когда я только начинал знакомиться с азами программирования безусловным лидером на рынке была корпорация IBM. Мы тогда учились на технике из соцлагеря  - болгарских машинах “Правец” или восточно-германских Robotron. (Я даже писал что то на тамошнем ассемблере, но сейчас хоть убей не вспомню как он выглядит :)) Но каждый мальчишка втайне мечтал об IBM PC. Именно IBM определила концепцию персональных компьютеров и  захватила львиную долю их рынка. Будущее представлялось безоблачным, а место на вершине незыблемым. Но высокотехнологичный рынок никому не дает долго почивать на лаврах. Кризис, как всегда, подкрался незаметно. Intel и Microsoft, которые рассматривались как “cубподрядчики”, производящие процессоры и операционные системы для персональных компьютеров постепенно оттеснили IBM c ведущих позиций. Так образовался тандем Wintel, который оставался на вершине в течение следующего десятилетия. А IBM погрузился в “кризис среднего возраста” c его экзистенциальными вопросами и мучительными поисками себя.

В поисках “новых сущностей”

Преодоление “кризиса среднего возраста” – задача непростая и справляются с ней отнюдь не все. Отчасти, опасность состоит в том, что его нелегко распознать. Финансовые показатели остаются стабильными или даже растущими, но исчезает тот “дух авантюризма”, который был присущ компании во время восхождения на вершину. И для того, чтобы его возродить нужна какая то новая идея. Идея которая приведет к “перерождению” компании, вдохнет в нее новую жизнь. Для IBM такой идеей стал уход от чисто “железного” бизнеса в сторону сервисов и консалтинга. Потеряв лидерство на рынке PC в 90х, IBM оказался всего лишь “одним из” многочисленных OEMов.  Но великие компании отличает то, что они не довольствуются вторыми ролями, а ищут новые пути на вершину. И такой путь нашелся. Далеко не сразу и я даже не уверен, что IBM так все и задумывал. Однако в 2002м году корпорация приобрела консалтинговое подразделение PricewaterhouseCoopers и с этого момента началось “перерождение” компании.  Дальнейшие приобретения IBM все больше тяготели к сфере сервисов. А от “металлолома” корпорация избавилась, продав сначала клиентский, а затем и серверный бизнес Lenovo. В данный момент более половины доходов IBM обеспечиваются сервисами и консалтингом. И рынок (самый суровый критик инженерного гения) вполне приветствовал подобное перерождение компании. В середине 2000х акции IBM демонстрировали устойчивый рост.

Другой яркий пример “перерождения” это, безусловно Apple. C момента основания корпорации основной бизнес ее был связан с выпуском PC Macintosh. И в конце 90х он зашел в тупик – годовые убытки корпорации достигли 2х миллиардов долларов. Однако вернувшийся на должность CEO в 1997 году Steve Jobs( в 42 года!) сумел исправит положение. Он одним из первых осознал огромное будущее мобильной электроники и ее тесную связь с облачными сервисами. iPod, iPhone и iCloud ознаменовали “перерождение” Apple и вывели компанию в мировые лидеры с точки зрения рыночной капитализации. 

Давайте еще посмотрим на графики капитализации. Следующая картинка показывает, что Microsoft также успешно справилась с кризисом среднего возраста.

Драйвером трансформации компании (с определенной долей произвола) назову Microsoft Azure. Если еще 10 лет назад Microsoft однозначно ассоциировался с OS Windows, то сейчас около половины доходов приносит облачный бизнес. Впрочем, XBox и “новоприобретенный”(2016) LinkedIn также чувствуют себя неплохо.  

А вот взгляд на капитализацию Intel говорит нам о том,  что “кризис среднего возраста” в компании затянулся.

 Несмотря на многочисленные попытки найти новое Identity, Intel по сути так и остался исключительно производителем процессоров. Безусловно, это отличная ниша и спрос на на продукцию с каждым годом растет. Но вот по капитализации MSFT уже превосходит INTC более чем в 10 раз, а ведь когда то они были почти одинаковы...  В качестве причины многочисленных провалов попыток трансформации я уже приводил “религиозность”. Также стоит упомянуть очень комфортную позицию на основном рынке – конкуренция со стороны AMD долгие годы носила “эпизодический характер”. Ниже разберу еще пару препятствий, вставших на пути перемен.

“Лебединая песня”

 Еще одним характерным признаком “кризиса среднего возраста” является то, что “творцов” на первых ролях в компании сменяют “бухгалтеры”.  Они не меньше чем инженеры желают своей корпорации процветания. Только представляют его по-своему. В их понимании высшая эстетика состоит в в оптимизации примерно такого вида таблички.

Даже беглого взгляда на нее достаточно, чтобы понять, что эти ребята недаром едят свой хлеб. И что “чувство прекрасного” находится у них на недосягаемой высоте. Для тех же, кто не способен постичь все тонкости взаимного влияния СAPEXа и EBITDы кратко поясню основной принцип. Он состоит в максимизации доходов от прибыльного бизнеса и минимизации затрат на тот бизнес, который не приносит денег. Сначала под нож идут командировки, потом найм, потом затраты на RND и тп. Нет, я не спорю – оно все так и должно быть. Но иногда новому бизнесу надо давать “подышать”. Если выжигать напалмом все ростки нового, только потому что они вносят дисгармонию в квартальный отчет компании, то, очевидно, ничего не вырастет. Увы, в Intel оно зачастую так и происходило :( Квинтэссенцией “диктатуры бухгалтерии” стала “лебединая песня”. Когда в 2018 году после увольнения Брайана Кржанича (исполняющим обязанности) CEO Intel был назначен Chief Financial Officer Bob Swan.  Многие тогда кривились, дескать где это видано, чтоб лидером мировой электроники рулил бухгалтер. Но я считал и продолжаю считать, что Боб занял свое место. Де факто бухгалтеры управляли Интелом уже некоторое время. Да и не нашлось среди тогдашних “технарей” никого способного занять пост лидера корпорации.  Cам же Боб вызывал у меня симпатию, он был далеко не худшим СEO Intel в то время. Но когда (уже после моего ухода в Huawei)  Intel анонсировал его замену на Патрика Гелсинджера я воспринял этот факт с осторожным оптимизмом. Пэт все таки из технарей, мне несколько раз доводилось с ним пересекаться еще до ухода в VMWare (особенно в 2005-2007, которые я провел в Орегоне). Я надеюсь, что это шаг Intel в правильном направлении. Впрочем жизнь все покажет и всех рассудит. И ждать осталось уже недолго.

“Next decent trend”

Вторая проблема состоит в трудности управлении большой корпорацией. Небольшой стартап, как велосипед, можно развернуть на носовом платочке. А большая компания напоминает океанский лайнер с радиусом разворота в полтора километра. И для того чтобы ей управлять надо смотреть гораздо дальше. Уметь предвидеть (а лучше создавать!) большие индустриальные тренды. И в этом отношении Intel последние лет 20 (мягко скажем) похвастаться особо нечем.

  • Cloud. Взрывной рост датацентровых компаний в начале 2000х случился во многом неожиданно для нас. Буквально за несколько лет из ничего выросли новые IT – гиганты: Google, Amazon, Facebook. Сам по себе тренд был был позитивным для Intel – ибо датацентры стали крупнейшими покупателями его продукции. Однако сам факт “близорукости” вызывал тревогу. Все произошло практически независимо от нас (за исключением, возможно, миноритарных инвестиций в растущие компании). Я не думаю, что Intel мог бы тогда стать новым Google или  Amazon. Однако, корпорация, почитающая себя лидером рынка не может оставаться совсем уж в стороне от столь драматических изменений ландшафта...

  • Mobility. Здесь Intel, пожалуй, был наиболее близок к успеху. Увы, в решающий момент он не поверил в перспективу рынка мобильных устройств и продал линейку процессоров XScale. Да, потом были попытки наверстать упущенное, но они, увы, не увенчались успехом.

  • Artificial Intelligence. И в “революции искусственного интеллекта” Intel также остался на задворках. Инициатором и основным бенефициаром стала NVidia. (К слову по капитализации она уже превосходит Intel в два раза. Я понимаю, что фондовый рынок – необьективный показатель, он закладывает ожидания в цену акций. И все же, все же...). Да сейчас Intel предпринимает усилия в этом сегменте, но он опять оказался в роли догоняющего.

Подобная “прозорливость” не могла не стать предметом шуток. Даже я начал в какой то момент говорить “You may be sure in the only thing at Intel. It will miss next decent trend”. Разумеется, конторе в какой то момент конторе это надоело. Где то в 2013м году с большой помпой была анонсирована New Devices Group (NDG) под руководством “свежевыписанного” из Apple и Palm Mайкла Белла. Предполагалось что в каком то смысле эта группа станет навигатором Intel и положит конец перманентным стратегическим промахам. Я тогда еще называл NDG – Next Decent trend Group, какбэ намекая на ее печальную судьбу J  Поначалу ребята бодро взялись за дело в плане wearables и Internet of Things. По крайней мере PR был на хорошем уровне.  Закончилось все, однако, как обычно. NDG заинтересовалась “бухгалтерия” и довольно быстро выяснила, что расходы заметные, а вот денег в ближайшем будущем от IoT ждать не приходится. Так или иначе уже в 2015 Белл Intel покинул. Я как раз тогда случился в Санта Кларе и проходя мимо пустого кабинета, на котором все еще висела табличка вспомнил старый анекдот.

На научной конференции рапортует представитель Гидрометцентра.

-Mы научились предсказывать погоду с точностью до 47%!

- Так вы говорите все наоборот, и будет 53%, - рекомендуют ему из зала.

- Мы пробовали, - опускает он глаза, - но получается еще хуже…

Так не в этом ли было настоящее предназначение NDG? :)

Восточная альтернатива

Уже два года как я в Huawei. Не сказать, чтобы я уже освоил все тонкости, но понял, что восточные и западные компании – это две большие разницы. Особенно меня поразил тот факт, что Huawei несмотря на гигантские размеры не является publicly traded company. Его акции не обращаются на бирже. Конечно же я спросил почему. В ответ получил одну из “корпоративных легенд”, но такую, в которую хочется верить. Разумеется, вопрос об IPO вставал в прошлом. И по зрелому размышлению основатели Huawei oт него отказались. Хотя денех могли поднять немерено. Дело в том, что как только ты выходишь на биржу -  у тебе один Бог. Имя ему - “квартальная прибыль”. И всю оставшуюся жизнь ты будешь ему молиться. А мы так не хотим. Если видим что то большое и светлое можем позволить сработать квартал –другой даже в минус. И инвестиции в RND могут достигать 40-50% от прибыли (у Интела -20-25%, у Аpple в минимуме было 12%). Да, наверно, это более дорогая система. Но преимущество ее состоит в большей чувствительности к next decent trends. Не для того корпорация вкладывает столько денег в RND, чтобы игнорировать input от инженеров “cнизу”.

За свои 35 лет (компания существует с 1987) Huawei прошел через множество кризисов. Но кризис среднего возраста нам вроде бы не грозит. Может быть все таки есть какой-то способ для компании его избежать? Ведь и к людям он приходит далеко не ко всем.

Комментарии (24)


  1. nerudo
    17.05.2022 11:46
    +2

    Не понял только почему высказывается такой оптимизм в адрес IBM, если график выглядит, максимум, не лучше Intel?


    1. vvvphoenix Автор
      17.05.2022 11:50
      +5

      Правильный вопрос. Я долго думал включать или не включать историю про IBM. Решил оставить пока. В финальной версии ее возможно не будет...

      Соображение такое что IBM, в отличие от Intel сделала честную попытку перестроить свой бизнес. И во многом послужила примером для остальных. Но капитализация ее даже меньше чем у Интел сейчас...


  1. Nedder
    17.05.2022 11:52
    +3

    Мне кажется, что эволюцию компаний можно описать обычным принципом амебы.

    Есть три амебы, две из них получили новые мутации, третья из них родилась без мутаций. У первой появились более длинные шупальцы, у второй появилась утолщенная стенка чего-то там. Какая из амеб выживет? Может быть первая, может первая и третья, может вторая. Может выживут все или не выживет никто, т.к. их съест какая-то бОльшая амеба. Все решает рулетка мутаций(или их отсутствия) и рулетка изменения/неизменения среды обитания.

    Попытаться объяснить постфактум, что амеба номер 2 сообразила вовремя сделать нужную мутацию и выжила, в то время как амебы номер 1 и 3 оказались тупыми и поэтому вымерли - просто смешно. Так и компании часто играют в игры мутация1/мутация2/отсутствие мутаций. Потом приходят изменения или не изменения условий на рынке и на примере выживших аналитики придумывают, опять же ПОСТФАКТУМ, объяснение их успеха.


    1. vvvphoenix Автор
      17.05.2022 14:38
      +2

      Мне подобная точка зрения представляется уж очень упрощенной. Если смотреть с длинной исторической перспективы то теория мутаций кажется правдоподобной. Но в моменте (а мы именно в нем и живем) людям хочется иметь "иллюзию контроля" над собственной судьбой. Ну и конечно выжившие/выигравшие всегда говорят, "благодаря дальновидной стратегии". Хотя это далеко не всегда так :)


  1. HellWalk
    17.05.2022 12:29
    -1

    Понять это можно по аналогии с “кризисом среднего возраста” так или иначе посещающим большинcтво людей в районе сорока лет (плюс –минус). Это когда все “генетически запрограммированные” цели (прибыль, IPO, лидерство в определенном сегменте рынка) достигнуты, а новые еще не созрели.

    лолшто?

    Кризис среднего возраста — это эмоциональное состояние, которое человек испытывает в возрасте 30–50 лет, чаще всего оно связано с переоценкой жизненного опыта. Кажется, что многие возможности и мечты юности упущены, при этом старость (или смерть) наступит довольно скоро.


    1. vvvphoenix Автор
      17.05.2022 14:28

      Я думаю, что этот самый кризис может нас настигнуть, даже если молодость была вполне себе успешной. Меня самого накрыло довольно серьезно около 40. Причем я помню что одним из самых мучительных моментов была "вторая производная желания" -хочу чего нибудь хотеть... Очень трудно придумывать себе новые цели, когда у тебя уже все (или почти все есть).


      1. vassabi
        17.05.2022 14:37
        +1

        Ну, я бы сказал, что "придумывать что хотеть" - не так сложно, как "соглашаться потерять то что уже есть - взамен обещания возможности получить то что захотел".
        Т.е. бросить всё привычное и знакомое - и уйти заниматься чем-то новым и незнакомым.


        1. vvvphoenix Автор
          17.05.2022 14:40
          +1

          Наверно MSFT - лучший пример того, как начать новое, не бросая старое :)


  1. WicRus
    17.05.2022 14:47
    +1

    Вот на вскидку краткий список куда можно было двигаться с позиции синих:

    • Мобильные процессоры
    • Видеокарты и прочие дискретные ускорители
    • Резисторы, конденсаторы, мосфеты, драйверы, память и т.п.
    • Электроника полного цикла, от матплат и видеокарт до готовых серверов и телефонов
    • Датацентры на своём же оборудование
    • Разработка своих собственных степеров

    Такой подход напоминает создание монополии, и возможно могли быть проблемы. В то же время фактическая монополия гугла и яблок особо вопросов не вызывает.


    1. vvvphoenix Автор
      17.05.2022 14:52
      +1

      То что я, вижу выше (очень) неполное описание нынешней стратегии Huawei :)


      1. WicRus
        17.05.2022 15:52

        Список краткий, описание неполное, всё сходится,) Как можно судить по китайским компаниям, использовать чужой опыт у них очень хорошо получается. Как продолжение достоинства предположу недостаток, что по достижения передовой прогресса, могут возникнуть пробуксовки с дальнейшим развитием.


    1. qw1
      18.05.2022 13:50

      Электроника полного цикла, от матплат и видеокарт
      Материнские платы Intel были в розничной продаже в начале 2000-х. Немного дороже, чем у конкурентов. Думаю, с той ценой они не давали прибыль, как процессоры, поэтому их свернули. А ещё дороже их бы никто не купил


      1. vvvphoenix Автор
        18.05.2022 14:32

        Да. Про норму прибыли я забыл сказать. Ренатбельность Интела долго держалась в районе 60% (как у софтовых компаний или даже выше). Поэтому от бизнеса с низкой рентабельностью, пусть даже и прибыльного беспощадно избавлялись.


        1. vvzvlad
          18.05.2022 17:23

          Хотя та низкая рентабельность была вполне нормальной с точки зрения остального рынка.


  1. victor_1212
    17.05.2022 16:09
    +2

    приятная статья по достаточно сложной проблеме, приходилось обсуждать предмет c людьми знающими ibm, huawei, digital изнутри, кое-что видеть своими глазами, трудность проблемы в том что она затрагивает понимание как работает вся экономическая система (например us) вплоть до приоритетов "ruling class", что вообще крайне редко выходит на поверхность, кое-какие незначительные замечания:

    > Он состоит в максимизации доходов от прибыльного бизнеса и минимизации затрат на тот бизнес, который не приносит денег.

    особенность системы, типа правила игры, общие для всех

    > Идея которая приведет к “перерождению” компании, вдохнет в нее новую жизнь. Для IBM такой идеей стал уход от чисто “железного” бизнеса в сторону сервисов и консалтинга.

    IBM насколько знаю всегда стремилась к сервису, как стабильной business model, то что она стала №1 в области mainframe в начале 60х вероятно связано с уникальными государственными заказами плюс использование технологии разработанной MIT, разумеется они сумели создать первокласное производство, но без помощи государства imho вполне могли бы остаться на уровне ранних 700 и табуляторов (завод в Poughkeepsie), если бы например контракты ушли к Western Electric, что было вполне реально, заметим что в этом большое отличие Digital, которая можно сказать была создана по образцу MIT, типа в противоположность IBM


    1. vvvphoenix Автор
      17.05.2022 18:09

      Хорошее замечание. Я действительно пытался насколько мог дистанцироваться от роли государства или скажем так "правящих элит". Но корпорации так или иначе не живут в вакууме. IBM больше 100 лет дружит с "госзаказом". Интел похоже тоже вступил на этот путь (типа Эльбруса). Ибо определенным заказчикам в США нужен "отечественный" производитель... :)


      1. victor_1212
        17.05.2022 18:38

        > действительно пытался насколько мог дистанцироваться от роли государства

        к сожалению иначе ничего не поймешь, а если начать обсуждать по-существу столб пыли неизбежен, вывод - все что ближе чем 20-30 лет лучше не трогать, удивляюсь что huawei, вообще был упомянут, это типа супер чувствительно по нынешним временам


  1. gapel
    17.05.2022 17:01

    Когда ты пишешь про Интел это интересно и "понятно", потому что у меня нет релевантного опыта, но когда ты начинаешь писать про Хуавей... хочется сказать "Валера, мигни левый глазом если они держат тебя в заложниках", потому что мое видение Хуавея совсем другое.

    1. Он очень разный. То есть у меня есть сокурсник, который давно на немелкой должности в России и Европе - правила игры совсем разные.

    2. Мягкая сила захвата - меня в определенный момент хантили и знакомые, и ХРы с Хуавея с такой навязчивостью, которая бывает только у азиатских компаний. Кстати я достаточно давно варюсь в соседней сфере, чтобы вспомнить как Хуавей выкупал инженеров и разработчиков телекоммуникационной сферы за дикие деньги и дикими толпами, как в Китае, так и в ЕС/США. Отдельная смешная история. Это кстати тоже считается расходами на РнД. Причем выкупленные звезды работали неэффетивно, зато недолго, потому что им не могли найти применения

    3. Прикладность и конкуренция. Каждый год ты пишешь план проекта и едешь под него получать деньги. Проиграл? Могут контракт не продлить. При этом минусом является то, что идет по сути битва эффективных менеджеров (это я сейчас про ЕС). То есть менеджер мог втирать, что КСВ был 4, мы сделали 3, теперь постараемся сделать 2, но через лет 5 он будет точно меньше единицы (наплевав на законы физики), и это прокатывало.


    1. vvvphoenix Автор
      17.05.2022 17:45

      Паш, понятно, что Huawei и западные компании - это сильно разные вещи. И понятно, что нам много где приходится догонять. И то что конкуренция бешеная тоже правда. И то что приспосабливаются далеко не все - исторический факт. Я вот тут об этом писал https://itgorky.ru/article/po-tu-storonu-huawei

      Но мне кажется как то удалось приспособиться. Как я люблю говорить, Huawei - это упражнение на ментальную гибкость. И он уж точно заслуживает отдельной книги. Вот только я пока не дозрел ее написать. Быть может лет через 20... :)


      1. WicRus
        17.05.2022 20:46
        +1

        Если через 20 лет про хуавей писать книгу, то сейчас желательно писать заметки, чтобы было из чего книгу собирать)


        1. gapel
          17.05.2022 22:02

          Вот я даже не сомневаюсь, что заметки уже есть))


      1. gapel
        17.05.2022 22:01

        Да не, я ж только за, интересный опыт, новые вызовы - это действительно очень классно. Я больше про то, что не все так прекрасно. Просто конкретно в этой статье виден контраст твоего отношения к прошлому и настоящему. Опять же и это хорошо тоже, потому что нельзя к прошлому относиться лучше настоящего, это уже старческое будет.

        Маленькая ремарка про западные компании. По большей части они все разные. Я сейчас вот в большой международной компании и она совсем не похожа на то, что описываешь ты, а больше на твое видение Хуавея. При этом я знаю про конкурентов и скандинавские фирмы, и они тоже разные, по культуре, стилю управления и прочим важным пунктам.

        А про азиатов я могу посравнивать информацию о Самсунге и Хуавее, тоже будет разница, хотя они вроде как азиатские обе. Короче мыслить шаблонами удобно, но в реальном мире работает не очень.


  1. gresolio
    18.05.2022 00:27

    К “новоприобретенным” покупкам M$ не плохо бы наверное ещё добавить GitHub (2018).


  1. rg_software
    18.05.2022 16:18

    Такого сорта проблемы хорошо описаны в известной книге The Innovator's Dilemma. Если совсем коротко и без антропоморфных метафор типа "кризис среднего возраста", то менеджмент зрелых компаний в общем-то ведёт себя правильно, и единственным рабочим способом инновации для них является скупка новых фирм с сохранением их структуры, либо выделение независимых подразделений с широчайшими полномочиями.

    Зрелая компания живёт в условиях, когда её рынок растёт (хоть и медленно), клиентура известна, сбыт налажен, а прибыли велики. Если в таких обстоятельствах приходит некий инженер и говорит: "а давайте пилить процессоры для мобильных телефонов", менеджер оказывается в безвыигрышной ситуации. С одной стороны, есть существующие клиенты, которые готовы накупить на 100500 денег новой модели процессора как только он будет готов, а с другой стороны -- есть мелкий наклёвывающийся рынок, вероятно, с хорошими перспективами.

    То есть нашей фирме надо бросить существующих клиентов (конкуренту), снять инженеров с прибыльного проекта с гарантированной прибылью, разгрузить заводы и начать делать что-то с расчётом на небольшую прибыль. У "молодой фирмы" такой дилеммы попросту нет: десктопные процессоры производит Интел, а значит надо делать что-то другое, искать других клиентов и, возможно, рассчитывать совсем на другие цепочки сбыта. Короче говоря, нужна по сути другая компания.