СДВГ стал официальным диагнозом у взрослых и детей, который признан крупными медицинскими, психологическими и образовательными организациями, в том числе Национальным институтом здравоохранения и Министерством образования США.

Но до сих пор сохраняется, и даже среди врачей, мнение, что это «модный выдуманный диагноз».

Поэтому нужно научиться отличать «что это на него нашло?» (то есть эпизодические сложности) от, собственно, дефицита внимания. Чтобы поставить СДВГ, мало проблем с учёбой или плохого поведения. Мало пропускать задания в учебнике, потому что что-то отвлекло. Мало «считать ворон» на уроке. Время от времени такое бывает у каждого, однако у некоторых людей проблемы настолько распространены и серьёзны, что мешают сразу нескольким аспектам их жизни: общению дома, успешности в учебе, реализации на работе.

Так что СДВГ — это либо неусидчивость, импульсивность в принятии любых решений, неспособность сдерживать эмоции и худо-бедно контролировать своё поведение, либо патологическая невнимательность, забывчивость, избегание занятий, требующих постоянных умственных усилий. А нередко — всё вместе. То есть это поведение, которое не укладывается в рамки возрастных норм.

Например, максимальная продолжительность активного внимания у детей в пять–семь лет — 15 минут. Когда ребёнок в три года непоседлив, криклив и не может сосредоточиться на каком-то одном деле дольше 10 минут — это нормально. Если то же самое происходит с ребёнком 9-10 лет, то это уже нарушение.

Вот данные для других возрастов:

  • в 7–10 лет — 20 минут;
  • в 10–12 лет — 25 минут;
  • в 12–15 лет — 30 минут.

Именно на эти нормы, кстати, опирались при разработке СанПиН по организации времени занятий в школах и дошкольных заведениях.

Причины развития СДВГ


Одной причины возникновения синдрома нет, этиология считается мультифакторной.

Сильнее всего, видимо, влияет генетическая предрасположенность, у СДВГ отмечена очень высокая наследуемость — до 74–76 %. Есть несколько генов, которые очень чётко соотносятся с СДВГ, например, гены DAT1 и DRD4.Тем не менее есть целый ряд факторов риска, которые могут являться важными предикторами СДВГ. Проспективные исследования неоднократно связывали курение во время беременности с СДВГ, а также в несколько меньшей степени — воздействие на плод алкоголя и психотропных препаратов. Также свою лепту могут вносить преждевременные роды и низкая масса тела ребёнка при рождении.

И, наконец, есть данные, которые свидетельствуют о вкладе материнского стресса и психосоциальных невзгод во время беременности на развитие данного состояния.

А ещё усугубляют дело тяжёлый эмоциональный фон в семье, низкое социальное положение, СДВГ у родителей.

Как это работает биологически?



Источник


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет биологическую основу.

Мозг, по сути, представляет собой огромную электрическую систему, состоящую из множества подсистем, которым необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом, чтобы что-то делать. Это так называемые нейронные сети. Исследователи определили несколько основных сетей, которые по-другому работают у людей с СДВГ в отличие от людей без данной проблемы. Эти сети участвуют в вознаграждении, концентрации, планировании, внимании, переключении между задачами и движении.

Существуют данные о том, что некоторые участки мозга человека с СДВГ, такие, как базальные ганглии, вентромедиальные лобные области, гиппокамп меньше по объёму в сравнении со стандартными размерами.

Дефицит нейротрансмиттеров в мозге человека с СДВГ


Чтобы информация передавалась от одного нейрона к другому и от одной сети — к другой, нужны нейтротрансмиттеры. Это биологически активные химические вещества, которые через синаптическое пространство помогают нервным клеткам взаимодействовать и воспроизводить электрические импульсы.

Дофамин и норадреналин — два нейротрансмиттера, которые могут играть роль в развитии СДВГ. Этот синдром был первым расстройством, при котором был обнаружен дефицит норадреналина, и первым расстройством, которое реагировало на лекарства для коррекции этого основного дефицита. Как и все нейротрансмиттеры, норадреналин синтезируется в головном мозге. Основным строительным блоком каждой молекулы норадреналина является допа: эта крошечная молекула превращается в дофамин, который, в свою очередь, превращается в норадреналин.

СДВГ, по-видимому, связан с нарушением активности нейротрансмиттеров в четырёх функциональных областях мозга: это фронтальная кора, лимбическая система, базальные ганглии, ретикулярная активирующая система.

Эти четыре области взаимодействуют друг с другом, поэтому дефицит в одной из них может вызвать проблему в одной или нескольких других областях.

К слову, дефицит определённых нейротрансмиттеров лежит в основе многих распространённых расстройств, включая тревогу, расстройства настроения, проблемы с контролем гнева и обсессивно-компульсивное расстройство.

Может, это просто темперамент и недостаток воспитания?


К сожалению, нет. СДВГ отличается от плохого поведения тем, что ребёнок реально страдает и становится неуспешен в разных областях. Когда речь идёт о темпераменте, человек вполне может себя контролировать. Пусть с постоянными напоминаниями, но — может. СДВГ сильно мешает этому контролю: дома, на учёбе, в общении со сверстниками — везде.

И нет, это не умственная отсталость. Бывает, конечно, так, что эти два диагноза соседствуют друг с другом, но всё-таки в подавляющем большинстве случаев интеллект у детей с СДВГ совершенно сохранён. Страдает именно адаптация в мире, семье и социуме.

Как понять, что у ребёнка СДВГ?


Есть диагностические критерии Американской психиатрической ассоциации DSM-5. Есть международный документ МКБ 10.

И там и там обращается внимание на то, что симптомы должны быть сильно выраженными, продолжаться не менее шести месяцев, проявляться во всех сферах жизни и стартовать до семилетнего возраста. И ещё очень важно исключить другие психические расстройства.

Ребёнку, у которого СДВГ, очень сложно удерживать внимание на задачах, выполнять инструкции, сидеть, не ёрзая, и в течение длительного времени делать работу, которая требует умственных усилий. Он часто не слушает, когда к нему обращаются, постоянно теряет вещи, легко отвлекается, куда-то убегает, когда его просят остаться, и навязчиво вмешивается в чужие разговоры.

С течением времени симптомы и их проявления могут меняться. Но, видоизменённые, они остаются даже во взрослом возрасте.

Такие дети очень зависимы от подбадривающих бонусов и лёгкого дофамина. Собирать любимый конструктор или подолгу читать особо интересную книгу для них не проблема. Проблемы начинаются, только когда нужно заставить себя делать что-то скучное, удерживать тело в спокойном состоянии, а мозг — в активном. Поэтому, хотя СДВГ для специалиста заметен даже в раннем возрасте, к школе его становится невозможно игнорировать уже никому.

Люди с СДВГ склонны к дезорганизации. У детей — беспорядок в комнатах; у взрослых захламлены столы; повседневная деятельность имеет тенденцию быть хаотичной. Чердаки и подвалы, скорее всего, будут заполнены частично завершёнными проектами по шитью или ремонту; ящики стола будут забиты набросками и планами проектов. Многие люди с этим расстройством умны, но, как правило, не успевают, потому что не могут сосредоточиться или поддерживать интерес. Отсюда часто возникают разочарование в семье, неуспешность на работе, несостоятельность внутри рабочего коллектива и среди друзей.

СДВГ может развиваться по-разному. Но в основном по мере взросления постепенно становится легче. Симптомы гиперактивности и импульсивности значительно снижаются в школьные годы. А вот симптомы невнимательности проявляют большую устойчивость и медленнее уменьшаются с возрастом.

В целом исследования показали, что примерно у 1/3 детей с СДВГ наблюдается ремиссия во взрослом возрасте, в то время как у остальных сохраняются либо полный синдром (до 15 %), либо выраженные симптомы, не соответствующие полным диагностическим критериям.

Синдром встречается только у детей?


Нет, статистика гласит, что этот синдром встречается у 2,5–4 % взрослых людей. То есть, по сути, это пожизненный диагноз. Но может случиться и так, что человек прожил всю жизнь и только потом узнал, что у него, оказывается, — СДВГ. Вовремя не диагностировали, не обратили внимания. Не знали.

У взрослых СДВГ может маскироваться. Например, невнимательность и импульсивность со временем перерастают в сложности с концентрацией внимания или психическое беспокойство, дефицит рабочей памяти и т. д.

Лечение у взрослых, как правило, направлено на облегчение симптомов.

Прогнозы на жизнь очень сильно зависят от внутрисемейных факторов. Но в целом люди с СДВГ могут быть вполне успешными врачами, инженерами, программистами — кем угодно.

Вот как, например, описывает свою ситуацию взрослый пациент с СДВГ: «Учителя, семья и друзья называли меня «космическим кадетом», так как я всегда терялся в своих мыслях, терял вещи и т. д. Я чувствовал себя другим и недостойным. Во взрослом возрасте чувство неполноценности осталось, но теперь оно смешалось с импульсивностью и навязчивостью, которые навредили моим отношениям. Только когда мне исполнилось 39 лет, мне поставили диагноз СДВГ».

Есть два способа решить эту проблему


Главную роль играет правильный подход к воспитанию и обучению.

Принять ребёнка таким, какой он есть. Признать, что он не делает гадостей назло. Выстроить вокруг него определённую поддерживающую среду.

Важно учитывать следующее:

  1. У детей с СДВГ нарушено чувство времени. Они не способны правильно оценить, сколько минут им нужно для какого-то действия, сколько уже прошло и сколько осталось. Стимулирующие препараты, кстати, на эту особенность никак не влияют. Так что чёткое расписание, по которому живёт ребёнок, очень важно. И, кроме того, внешние опоры: будильники, ежедневники, чек-листы.
  2. Дети с СДВГ очень зависят от дофамина, поэтому важно ввести чёткую визуализированную систему поощрения. Например: принёс «5» по математике — получил наклейку. Собрал 15 наклеек — на выходных едем в зоопарк. То есть нужны короткие чёткие задания с быстрыми бонусами, чтобы постоянно поддерживать мотивацию на достаточно высоком уровне. Все награды и наказания — только здесь и сейчас. Обещания в стиле: «Если будешь хорошо себя вести, то на день рождения получишь велосипед» не работают. И уж тем более не работают фразы типа: «Не будешь учиться — не сможешь найти хорошую работу, когда вырастешь».
  3. Безумно важна похвала. За любые мелочи. Если ребёнок постоянно слышит только критику в свой адрес, то его самооценка падает и желание делать что бы то ни было исчезает.
  4. Физический контакт работает лучше, чем слова. Разыгрался — остановить, приобнять, взять за руку. Только никакого ремня, умоляю!

Отдельный вопрос — программа просвещения учителей. К сожалению, они часто, не понимая, что происходит, ругают таких детей, считают хулиганами, отсаживают на последнюю парту. Иногда даже унижают. Или, наоборот, машут рукой и полностью игнорируют, мол, делай, что хочешь. А ребёнок с СДВГ, конечно, без должного контроля совершенно теряет берега.

Но если учитель понимает, что это за расстройство и какие правила нужны, то у него такие дети становятся куда более успешными и управляемыми.

Ну и совсем уж идеальный вариант — это частная школа или семейные классы, где учитель более лоялен и менее требователен, готов подбирать интересные задания и делать паузы.

Шанс обойтись без медикаментозных препаратов очень и очень велик.

Кстати, про медикаменты. Препараты, которые применяют при СДВГ, можно поделить на несколько групп.


Источник

Психостимуляторы: метилфенидат, амфетамин и его соли, дексамфетамин


Плюсы


Эти препараты стимулируют головной мозг, повышают и уравновешивают уровень нейротрансмиттеров.

Человек становится спокойнее и внимательнее, лучше контролирует своё поведение.

Метилфенидат способствует обратному захвату так необходимых норадреналина и дофамина из синаптического пространства (то есть места, где нейроны связываются через нейротрансмиттеры для передачи сигналов) в пресинаптические нейроны.

Амфетамин же на обратный захват никак не влияет, но зато стимулирует выброс большого количества катехоламинов (то есть дофамина и норадреналина) в синаптическую щель.

При этом амфетамин состоит из смеси зеркальных стереоизомеров. Для оптимизации терапевтического эффекта иногда используют высокоочищенный правовращающий стереоизомер дексамфетамин.

Он отличается более сильным взаимодействием с дофаминовыми рецепторами. После того как уровни нейромедиаторов повышаются, пациенту становится легче сосредоточиться. Это улучшает качество жизни.

К сожалению, амфетамин и его производные могут использоваться в «развлекательных» целях и формировать зависимость. При регулярном употреблении в больших дозах этот психостимулятор приводит к истощению и амфетаминовым психозам. Поэтому препарат разрешён в ограниченном количестве стран и строго контролируется.

Минусы


При бесконтрольном приёме препаратов возникает эффект эйфории. По последним данным, злоупотребление стимулирующими препаратами среди студентов и подростков как с СДВГ, так и без него неуклонно растёт. Психостимуляторы помогают им концентрироваться, улучшают память и ускоряют скорость реакции в обмен на нарушения сна, панические расстройства, суицидальные мысли и потерю связи с реальностью.

А ещё в Америке происходит интересная история, связанная с препаратом аддералл, который состоит из нескольких солей амфетамина. Статистика утверждает, что за период с 2002 по 2010 год количество рецептов, по которым его получали женщины в возрасте от 26 до 39 лет, увеличилось аж на 750 %. А некоторые ещё и подворовывали эти таблетки у своих детей. Аддералл нужен был им всем для того, чтобы быть теми самыми идеальными «супермамами» из соцсетей. Держать марку. Вести активную жизнь, строить карьеру, содержать дом чуть ли не в стерильности, активно сбрасывать вес (есть у препарата и такой эффект) и успевать вообще всё.

Остаётся только добавить, что в США эти препараты относятся к подлежащим контролю психотропным веществам, а в России они приравнены к наркотикам и строжайше запрещены. Поэтому для пациентов нашей страны это направление терапии недоступно.

Ингибиторы обратного захвата норадреналина. Атомоксетин (в России основной торговый препарат — «Страттера»)


Плюсы


Контролирует симптомы на время приёма. Довольно неплохо.

Минусы


Снова большой список побочных эффектов: тошнота, головокружение, тахикардия, бессонница, боли в животе, агрессивное поведение и так далее. По моим наблюдениям, около 30 % детей заканчивают его принимать из-за этих побочек.

Антагонисты адренорецепторов: гуанфацин и клонидин (вы все слышали его второе название — клофелин)


Плюсы


Эти препараты убирают избыточную реакцию нервной системы.

Минусы


Они не так эффективны, как нам хотелось бы. Имеют свой обширный список побочных эффектов, среди которых — выраженная седация, головокружение, раздражительность, ортостатическая гипотензия, сухость слизистых, запоры.

И сонливость — такая сильная, что мешает учиться.

К тому же ещё с лихих 90-х за клонидином (под торговым названием «Клофелин») тянется дурная слава. Гуанфацин найти на российских прилавках невозможно.

Антидепрессанты с эффектом обратного захвата норадреналина: нортриптилин, дезипрамин, имипрамин, запрещённый в России бупропион


Плюсы


Нормализация настроения и снижение чувства тревоги. Влияние препаратов на нейромедиаторы, норадреналин и серотонин.

Минусы


Достаточно большой список побочных эффектов и ограничений. Ограниченное использование у детей. При этом СИОЗСиН не влияют на обратный захват дофамина, который играет важную роль в этом синдроме.

Также несколько слов хочется сказать про наши «дорогие» ноотропы, нейтротрофики и иже с ними (пантогам, фенибут, кортексин, церебролизин). Данные препараты не имеют какой-либо серьёзной доказательной базы и не должны назначаться в принципе и у детей с СДВГ — в частности.

Если принято решение о корректировке СДВГ с помощью лекарств, то все они подбираются индивидуально, максимально осторожно и медленно, с оглядкой на эффективность и побочные эффекты.

Но всё-таки мы стараемся адаптировать детей без медикаментов там, где это возможно.

Как подбирают лекарства?


Чтобы перейти от психологической поддержки к медикаментозной терапии, нужны очень чёткие показания.

Для детей дошкольного возраста делать это вообще нежелательно. Для них терапия первой линии — это программа обучения родителей.
Для школьников и молодых людей с умеренными нарушениями к этим программам добавляется когнитивно-поведенческая терапия.

Фармакологическое же лечение назначается для:

  • детей с тяжёлыми симптомами и нарушениями;
  • тех, кто отказывается от немедикаментозных вмешательств;
  • тех, кому поведенческая терапия помогает недостаточно хорошо.

Для взрослых с умеренными или тяжёлыми нарушениями на первое место тоже выходят медикаменты. И только на второе — психотерапия.

В любом случае лечение должно быть адаптировано к индивидуальным потребностям и текущему уровню тяжести симптомов.

Сопутствующие заболевания


Около 70 % детей с СДВГ имеют как минимум еще одно сопутствующее расстройство. Наиболее распространёнными сопутствующими заболеваниями являются вызывающее оппозиционное расстройство, тревожные расстройства и расстройства обучения и речи.

Также СДВГ нередко встречается у детей с аутизмом и умственной отсталостью.

Соседство СДВГ, аутизма, низкого интеллекта и повышенной агрессивности — очень чёткий фактор плохого прогноза на жизнь. Таким людям сложно собой управлять, они часто попадают в плохие компании, особенно если у родителей по каким-то причинам не получается заниматься детьми и принимать их такими, какие они есть.

А можно сдать генетический анализ на СДВГ?


Пока нельзя. Такие исследования начали проводиться совсем недавно, и результатов пока нет. Так же обстоит ситуация с аутизмом.

С СДВГ таких чётких причин выделить пока не получилось. Нам сейчас известны только факторы, которые часто встречаются при оценке анкет детей с этим синдромом, и всё.

К кому идти, если есть подозрение на СДВГ?


Первым делом нужно обратиться к неврологу. Он даст заполнить определённые опросники, проведёт тесты, поставит диагноз, поймёт суть расстройства. Может назначить препараты из того небольшого арсенала, которым мы обладаем.

Но корректировкой состояния в поликлиниках обычно не занимаются, так как за 15 минут приёма собрать полноценный анамнез и рассказать пациентам о сути проблемы (а рассказывать там нужно долго и подробно) абсолютно невозможно.

Если диагноз «СДВГ» поставлен — нужно обучить родителей правильно себя вести с ребёнком, психолог может дать какие-то техники ауторегуляции и рекомендации по организации быта.

Если есть сопутствующие проблемы типа дисграфии или дислексии, то нужны занятия с логопедом.

Свои подходы есть и у нейропсихологов. Правда, у них пока очень невелика доказательная база.

Итого


  1. СДВГ — это неусидчивость, невнимательность и импульсивность, которые не укладываются в рамки возрастных норм развития, а не просто плохое поведение и воспитание.
  2. Это мультифакторный синдром, точные причины его возникновения выявить пока не представляется возможным.
  3. В большинстве случаев этот диагноз пожизненный, симптомы могут уменьшаться или видоизменяться с возрастом.
  4. Интеллект при СДВГ в большинстве случаев не страдает.
  5. Основа терапии — это в первую очередь обучение родителей, когнитивно-поведенческие техники и грамотная адаптация в среде. И только во вторую — медицинские препараты.

Этот материал был сильно упрощён. Если у вас есть более точные вопросы по СДВГ у детей, то мы с удовольствием подробно ответим. Если вопросы по СДВГ у взрослых — это не совсем наша специализация, здесь мы не чувствуем себя так уверенно, как в среде детских проблем, но дать общие советы сможем.

P.S. Если доберётесь до клиники, где я принимаю — «Наше время», — то говорите, что вы с Хабра: будет скидка 5 % на услуги.

Комментарии (79)


  1. Markscheider
    19.05.2022 14:28
    +6

    Например, максимальная продолжительность активного внимания <...> в 12–15 лет — 30 минут.

    Именно на эти нормы, кстати, опирались при разработке СанПиН по организации времени занятий в школах и дошкольных заведениях.

    Один я вижу некое несоответствие с стандартным сорокапятиминутным уроком? Или речь о внимании на одной задаче? То есть пять минут - "достали тетрадочки и ручки", потом полчаса интенсив - новая тема и оставшиеся 10 минут - "запишите задание на дом"?


    1. Irina_NasheVremya Автор
      19.05.2022 15:25

      Понятно, что 45 минут не подразумевает непрерывного внимания всё это время, особенно, в начальных классах, где даже есть физкультминутка, а часто и не одна. Но, вероятно, вы правы, в плане несоответствия, потому что полноценных и серьёзных документов, где бы было чётко обосновано время урока, кроме данного, мы не нашли.


      1. Al-Vas
        20.05.2022 07:36

        к сожалению источник сейчас не вспомню, но идея в том что 45 минут соответствует среднему времени тех операций на производствах...


        1. Moskus
          20.05.2022 07:54
          +1

          На каком производстве, когда? Вы сами когда-нибудь на каком-нибудь производстве были?

          В разных странах и в разные исторические периоды длительность школьных уроков очень сильно различалась.


          1. Al-Vas
            20.05.2022 09:06
            -5

            вы для начала потрудитесь прочитать в контексте чего написан был комментарий....очевидно что речь шла о конкретной стране с конкретной продолжительностью уроков...и да, о производстве имю очень хорошее представление, в отличии от ваc


            1. Moskus
              20.05.2022 09:51
              +2

              Интересно, что же вы знаете о моем представлении о производстве и откуда? Нет никаких таких стандартных или распространенных "процессов", которые типично длятся 45 минут. Назовите парочку или это враньё.


              1. Al-Vas
                20.05.2022 11:31
                -5

                Вы тут на зарплате сидите "местный бот" или вам просто по приколу га@ить в комментариях? Ещё раз читайте комментарий и контекст...45 минут - это идея, более правильный термин - теория, о том что все завязано на подготовку к работе на производстве, что вполне логично. 45 минут - это в среднем, где-то больше, где-то меньше, подтвердить или опровергнуть можете сами, ещё раз если бы вы выше читали контекст то поняли суть. Судя по всем комментарии что вы тут оставили у вас задача стоит другая.


                1. tvr
                  20.05.2022 11:46
                  +4

                  Минус в карму — от меня. Двойной — потому что раньше был плюс от меня же. Причина — хамство и переход на личности.


                  1. Al-Vas
                    20.05.2022 12:23
                    -3

                    То что бот выше изначально токсично себя ведёт, тебя никак не волнует? Модет прежде чем комментировать хотя бы читать будите контекст...Смешно....поколение обиженок


                1. Moskus
                  20.05.2022 17:27

                  Чтобы поставить на ваших излияниях точку, вот вам факты.

                  Да, где-то когда-то подготовка к изготовлению достаточно сложной детали может занимать 45 минут. А может все три часа. А может - пять минут. Это зависит от того, как считать, как устроено производство. В современной ситуации (да, мне ли не быть в курсе, когда я эти процессы сам разрабатываю?) наладка станка на новую деталь у оператора может занимать три минуты (установил заготовку, выбрал программу, запустил программу). И раньше могла занимать столько же - взял заготовку, зажал в патрон или тиски, посмотрел на чертёж, начал работать. А в сложных случаях это же самое может часы требовать, потому что заготовку на столе просто так не установить. И нет, 45 минут не будет каким-то средним. Вот и вопрос - а не с потолка ли эти 45 минут взяты? Что касается уроков - речь о том, что даже если на секунду предположить, что есть какой-то такой типичный процесс на производстве, который длится 45 минут, и "в этой стране", как вы выразились, это для кого-то было основанием для выбора, то почему в других странах, в то или иное время, длительность урока была та же? Может быть потому, что есть какие-то более общие соображения, труды каких-нибудь гигиенистов, например?


                  1. Al-Vas
                    20.05.2022 18:52
                    -1

                    Вы совсем не воспринимаете что вам пишут?

                    1. Это идея, теория что причина могла быть в том что цикл операций был привязан к циклю операций....увы источник не помню, так бы уточнил на что ссылался автор.

                    2. дальше....с чего вы взяли что это одна операция была, это мог быть набор операций, какой-то производственный цикл и т.п.

                    3. почему именно к 45 минутам привязано - возможно как раз и была комбинация что к примеру по сан нормам, просто физиологически человек +/- 45 минут может концентрировать внимание и продуктивно работать, а потом нужен перерыв и производственные процесс в большинстве случаев в это укладывались, поэтому и уроки сделали такой же продолжительностью, но уроки внутри также разбиты на части так как ребенок 45 минут не может вытянуть, а вот 10, 15 ,290 вполне, но подготавливать надо было к взрослой жизни...а сейчас уже это больше устоявшееся значение

                    4. и вообще причем тут современность...уроки по 45 минут не сегодня сделали, но вы упорно игнорируете суть написанного

                    Вы уж определитесь в том что пишите:

                    В разных странах и в разные исторические периоды длительность школьных уроков очень сильно различалась.

                    или

                    это для кого-то было основанием для выбора, то почему в других странах, в то или иное время, длительность урока была та же?


              1. Al-Vas
                20.05.2022 12:53

                Видимо вам не знакомы термины периодичность и ритмичность производства.


        1. askharitonov
          20.05.2022 20:13

          Может продолжительность урока связана с тем, что так удобнее было распределять время? Допустим, каждый урок начинается в начале часа, 3/4 часа на урок, 1/4 часа на перерыв. А потом это прижилось как традиция? То есть, возможно 45 минут на урок никак не связано с возможностями детей по концентрации внимания, может просто традиция родом из прошлого или позапрошлого века?


          1. Al-Vas
            21.05.2022 05:57

            традиции вырастают из каких-то действий которые в определенные момент показали эффективность (это не значит что они оптимальны, но в конкретной ситуации и времени показали себя лучше), а люди по своей природе очень тяжело что-то меняют...

            в плане концентрации внимания как мне кажется должны были это учитывать так как дети реально чем меньше по возрасту тем им сложнее усидеть долгое время за одной задаче и если это не учитывать то эффективность обучения будет очень низкая, увы но сейчас с этим сталкиваюсь и найти реально квалифицированных преподавателей очень сложно, большинство знают не только предмет, но не учитывают такие факторы, и если на потоке в муниципальных заведениях это хоть как-то можно понять, то в платных и особенно индивидуальных занятиях это уже проблема...


    1. Bender_Rodrigez
      20.05.2022 14:34
      +1

      Большее беспокойство в повсеместном принятии подобных "норм", с последующими ссылками на них как на непререкаемые истины, вызывает принятие их "as is", т.е. так, как написано в некой книге 1965 года, и никак иначе. Давайте обратим внимание на комментарий к книге по первой ссылке:

      В данном абзаце, если я правильно понимаю, говорится о том, что данные сведения излагаются так, как их задумал автор(ы), без критического анализа и комментариев со стороны сведущих в данном вопросе ответственных лиц, данных с учетом современных реалий и здравого смысла, и ответственность за понимание материала и применение прочитанного в рабочей практике лежит на читающем. Поясню: IMHO, со времен совка и в современной РФ сформировано и поддерживается такое сознание в умах "учеников" различных возрастов и градаций, что любая информация, оформленная в виде книги/методички/учебника представляет собой своего рода Евангелие, догматы которого оспаривать не принято, а принято брать на веру то, что там написано, без критического осмысления и применять направо-налево строго в соответствии с "рецептом". И если в области физики, математики или языков программирования все более или менее стабильно и фундаментально, т.е. E=mc2 не зависит ни от характера, ни от продолжительности активного внимания ученого, применяющего эту формулу в своей исследовательской работе, то строгое следование указаниям в контексте профилактики того, что ни рентгеном, ни УЗИ, ни иной аппаратурой детектировать нельзя, а является только субъективной характеристикой, данной человеком, возможно, с другим воспитанием, реактивностью, восприятием мира и пониманием "нормальности", вызывает сомнение.

      Приведу пример, когда начальный посыл может иметь совершенно другую причину, которая, в дальнейшем, может быть утеряна или намеренно опущена, ввиду идеологических, моральных или иных факторов (утрированно, конечно): жил-был дед, и достиг он вершины карьерной лестницы в медицине в области тонких материй, т.е. психологии/психиатрии, еще в 65 году (с тех пор лестница, конечно же, стала значительно длиннее и витиеватей ввиду появления новых исследований и опровержений, прорывов и направлений), но был у него один пунктик - дети на детской площадке бегали, кричали, смеялись, шумели, в общем, и не давали ему третью докторскую написать, чтобы всесоюзную известность и почет обрести. А тогда кондиционеры не везде были, форточки и окна летом настежь - шум с утра до вечера. И вот решил дед соседских детишек успокоить... А как это сделать в первую очередь? Убедить их родителей, что их поведение ненормальное. И тут на сцену входит СДВГ, подкрепленный его первой докторской... А потом, его последователи в пятом поколении все также беззаветно в благоговейном трепете следуют трудам авторитета.

      СДВГ — это неусидчивость, невнимательность и импульсивность, которые не укладываются в рамки возрастных норм развития, а не просто плохое поведение и воспитание

      На мой субъективный взгляд на данный вопрос, неусидчивость, невнимательность, импульсивность имеют в своем зародыше отсутствие интереса к какой-то теме, рутинное ожидание без возможности применить свои силы и, возможно, стресс, вызываемый необходимостью что-то делать против своей воли. Что есть воспитание и где критерий его "плохости" - отдельная тема, которая требует новой статьи на хабре.

      В целом, как мне кажется, эффективная профилактика (и то, с особой осторожностью и не во всех случаях) возможна только в том случае, если метод лечения того или иного ментального недуга или "недуга" предложен тем, кому эта методика помогла самому, т.е. когда человек с СДВГ осознал, что у него объективно СДВГ, стал медиком (или не стал) и разработал собственный "аппарат" для самопомощи (как Эйнштейн с математическим аппаратом), причем, при условии, что он не научился симулировать успех на публику, чтобы популяризировать свое новое псевдо-учение.

      Ребёнку, у которого СДВГ, очень сложно удерживать внимание на задачах, выполнять инструкции, сидеть, не ёрзая, и в течение длительного времени делать работу, которая требует умственных усилий.

      Удерживать внимание на неинтересных задачах очень сложно кому угодно. Давайте зададим себе вопрос: почему трек популярной музыки всегда имеет продолжительность порядка 3-х минут? Проведите эксперимент над собой: мне нравится данная композиция (только, пожалуйста, не говорите мне, что это какофония, лишенная смысла и эстетической составляющей - искусство условно, в нем нет четкого "правильно" или "неправильно", это всего лишь стиль, который может нравиться или не нравиться персонально вам, как желтые деревянные башмаки или лапти); моя условная цель - запомнить мелодию и текст этого трека (для чего, спросите вы? - потому что она мне нравится). Учтите, там их много, поэтому сконцентрируйтесь только на одном, по ссылке. Задача: удержите свое внимание на треке в течение 20-30 минут, начиная заново по его окончании и постарайтесь запомнить наизусть. Смысл задания?...

      Тема интересная, статья полезная для ознакомления с тем, что происходит в этом направлении, но достаточно длинная, полна весьма специфической терминологии, для IT не совсем нативной, местами вызывающая противоречивые чувства. В этих местах я прерывался, шел выпить чая, подумать о прочитанном... Можно ли это трактовать как неусидчивость, невнимательность и импульсивность? Какова продолжительность активного внимания президентов или матерей, имеющих необходимость переключать внимание с одной задачи на другую и можно ли это трактовать как хронический СДВГ, когда тесто в очередной раз сбежало из кастрюли, пока мать чистила горшок?

      Теперь представьте, вы инженер, вы задали компьютерную модель расчетов, у вас работает солвер и результат можно получить не раньше, чем через неделю. Компьютер занят практически на 100%, так, что выполнить на нем иные действия просто невозможно. У вас 8-часовой рабочий день, все это время вы должны находиться на рабочем месте, независимо от того, что фактически иную работу вы выполнять не можете по техническим причинам (не полы же мыть?), в сидячем положении, обычно, без возможности почитать книгу даже в такой ситуации, да еще начальник искры мечет, когда вас нет на вашем рабочем стуле. Т.е. весь ваш рабочий день превращается в рутину "перекурил-попил чаю-посидел на рабочем месте-заново". Можно ли сказать, что у человека СДВГ, поскольку он не может сидеть не ёрзая в течение длительного времени и выполнять инструкции, ведь, фактически, сидение на месте в течение недели, занятой расчетами, является частью работы, которая требует умственных усилий и контроля эмоций? Ну а если инженеру поставить диагноз СДВГ, то его можно посадить на первитин, сделать спокойным, послушным, довольным и сконцентрированным, чтобы сидел себе и не ёрзал...


  1. redneko
    19.05.2022 14:45
    +1

    А когда в стол цепляются посиневшими ручками, дергая при этом ножками в разные стороны - это же тоже один из симптомов?


    1. Irina_NasheVremya Автор
      19.05.2022 15:30
      +1

      Очень сложно прокомментировать такое описание и решить, проблема ли эта или нет, очень мало данных.


      1. Machirodont
        19.05.2022 16:31
        +8

        Боюсь, товарищ имел в виду не того профиля проблему

        Hidden text


        1. Bronx
          20.05.2022 08:42
          +1

          (╯°□°)╯︵ ┻━┻


    1. Dolios
      20.05.2022 16:58

      Мальчик Вова, 70 годиков?


  1. NumLock
    19.05.2022 14:46
    +7

    Одной причины возникновения синдрома нет, этиология считается мультифакторной. Сильнее всего, видимо, влияет генетическая предрасположенность, у СДВГ отмечена очень высокая наследуемость — до 74–76 %.

    Возможно этот ролик на тытрубе позволит Вам взглянуть на проблему иначе. "Открытие, которое случайно убило миллионы".


    1. domix32
      19.05.2022 22:44

      Вроде корреляции между свинцом и СДВГ не было обнаружено. Только снижение интеллекта и повышение уровня преступности как результат. А может и не проверяли из-за недостатка данных.


  1. PereslavlFoto
    19.05.2022 14:46

    корректировкой состояния в поликлиниках обычно не занимаются, так как за 15 минут приёма собрать полноценный анамнез и рассказать пациентам о сути проблемы (а рассказывать там нужно долго и подробно) абсолютно невозможно

    А где же занимаются корректировкой состояния? Неужели в госпиталях?


    1. Irina_NasheVremya Автор
      19.05.2022 15:46

      Обычно это всё-таки частные центры или же государственные учреждения 2 или 3 уровня (не районные поликлиники), в структуре которых есть поликлиники и клинико-диагностические отделения, где на пациента отводится гораздо больше времени, а не 10-15 минут. Из практики, разговор с родителями пациентов с СДВГ часто занимает больше времени, чем с другими проблемами.


    1. SuperPowerPlumber
      20.05.2022 12:46
      -6

      СДВГшники ничего большого не добьются. Успешными никогда не станут, хорошими художниками и музыкантами тоже никогда. Их и на обычную работу не возьмут, тем более на профессиональную и успешную. У них много амбиций и мало опыта, а больше опыта они просто не смогут получить, так как не потянут и не справятся.

      А аутисты? А аутисты тоже ничего большого не добьются. Как замкнутый несоциализированный человек без социальной жизни, которого презирают в школе и который себя ненормально ведёт может успешным стать? Никак. Пусть дома аутисты сидят, а лучше - в интернате. Если чернью-аутистом родился - то навсегда, и дорога в нормальную жизнь тебе закрыта.


      1. SuperPowerPlumber
        20.05.2022 14:40
        -4

        Обижаться на правду - это не правильно.


      1. SuperPowerPlumber
        20.05.2022 14:57
        -4

        У меня самого есть инвалидность из-за СДВГ, а вы считаете, что я не прав.


        1. SuperPowerPlumber
          20.05.2022 15:00
          -3

          У меня даже среднего образования нету, из-за отвратной коррекционной гомно-школы, которая из-за гадов теперь восьмого вида, а не седьмого.


          1. SuperPowerPlumber
            20.05.2022 15:02
            -3

            И вообще, бесит, что меня заставляют делать уроки, я не хочу, но я ПРОСТО не могу отказаться, я не могу отвлечься, так как меня обязательно накажут. Меня это очень бесит, не хочется делать, а заставляют, и если не выполняю требования, то наказывают, а я занят совсем другими мыслями, а не уроками.


            1. vedenin1980
              20.05.2022 15:14

              Психиатр из Тринити-колледжа в Дублине Майкл Фитцджеральд считает, что люди с этим синдромом обладают способностью к «сверхсосредоточенности» на каких-либо занятиях, что позволяет им добиться значительных успехов. В частности, СДВГ страдали такие известные личности как лорд Байрон, Пикассо, Томас Эдисон, Оскар Уайлд, Кларк Гейбл, Жюль Верн, Курт Кобейн и даже Че Гевара


              С СДВГ не проблема заниматься интересными человеку вещами и стать великим писателем или художником.
              Проблема, когда СДВГ это повод забить на все на свете. Тем более часто этот диагноз имеет психологическую, а не генетическо-биологическую причину и хороший врач-психиатор может уменьшить последствия до не мешающих работать и жить.

              Тем более СДВГ может проявлятся в очень разной степени — у одного едва заметной (на уровне все время разбрасывает носки), у другого до полного нежелания делать что-либо вообще. К тому же часто любые проблемы с послушанием или воспитанием могут записать в СДВГ.


              1. SuperPowerPlumber
                20.05.2022 15:21

                Только вот общество говорит "нет, ты обязан". А СДВГшникам такие требования болезненые.


              1. SuperPowerPlumber
                20.05.2022 15:23
                -3

                И да, психиатры не помогут (в России). Большинство из них просто пропишут тебе лекарства и всё.


      1. SuperPowerPlumber
        20.05.2022 15:27
        -2

        Слова словами, но такая судьба действительно может быть, если общество будет мешать аутистам и СДВГшники получить нормальные права и нормальную жизнь. В том числе и родители будут мешать, говоря что-то типа "ты не можешь жить нормально, у тебя инвалидность", "ты даже уроки не делаешь, какая тебе нормальная жизнь".


      1. Tr_1986
        20.05.2022 15:40
        +1

        Лабковского знаешь? СДВГшник. Чего-то добился.

        https://www.youtube.com/watch?v=HFIakyfxBm4


        1. SuperPowerPlumber
          20.05.2022 15:52
          -3

          Это единицы из них добиваются. Увы, такова жизнь большинства СДВГшников в России.


          1. SuperPowerPlumber
            20.05.2022 16:09
            -2

            А почему я не прав? В России даже инклюзивных школ (где могут учится и обычные ученики и ученики с СДВГ) очень мало. А нормальных психиатров тоже очень мало. А к психологам детей не подпускают, так как их считают мошенниками и диванными докторами, не разбирающиеся в медицине.


            1. vedenin1980
              20.05.2022 16:55

              Потому что вы в первом сообщении написали не «в России лечение людей с СДВГ и аутизмом очень плохое», а написали «не добьются, чернь, сидите дома и т.д.», что выглядить социальным дарвинизмом, обвинением жертвы и т.д.

              Мир не ограничен Россией и с помощью родителей/друзей и при большом желании люди с СДВГ или аутизмом вполне способны чего-то добиться (разумеетя с определенным шансом).

              Даже если у вас тоже диагноз СДВГ ваше сообщение особенно такими словами выглядить очень не красиво.


              1. SuperPowerPlumber
                20.05.2022 20:40
                -1

                "разумеется с определенным шансом" именно, не каждый СДВГшник способен добиться


                1. SuperPowerPlumber
                  20.05.2022 20:40
                  -1

                  А шанс, как правило - маленький


              1. SuperPowerPlumber
                20.05.2022 20:42
                -2

                А если желание есть, а помощи от родителей нету? Или если из-за СДВГ или аутизма (без умственной отсталости) у кого-то инвалидность и лишена дееспособность? Или тебе родители говорят, что ты не потянешь университет? Ты об этом подумал?


  1. bbs12
    19.05.2022 16:37
    +1

    СДВГ в некоторых случаях может быть генетической особенностью, которая закрепилась естественным отбором, так как такой тип поведения иногда позволял лучше выживать в первобытных условиях. Часто, в зависимости от ситуации и местонахождения человека, это даёт некоторые преимущества и в современном мире. Так же как наглость, склонность к воровству и другому беспределу. В некоторых ситуациях такой механизм поведения позволяет лучше выживать и производить больше потомства, а это значит, что естественный отбор автоматически обязан закрепить эти признаки.


  1. odins1969
    19.05.2022 17:21

    есть и другое объяснение, избегающее прямой аппеляции к дисфункции катехоламинов, например

    https://www.youtube.com/watch?v=w8JnDhp83gA


  1. odins1969
    19.05.2022 17:44
    -3

    Уже ни для кого не секрет что нынешняя психиатрия , да и отчасти неврология- это дилеры фармацевтической промышленности. Сколько там профинансировано НИР - столько и прогресса в указанных медицинских дисциплинах.


    1. Alexufo
      19.05.2022 19:18


  1. WASD1
    19.05.2022 18:27
    +2

    Не нашёл в минусах медикаментозного лечения риск уменьшения собсвенной выработки соответствующих нейромедиаторов организмом.
    Неужели тагоко риска нет?


    1. odins1969
      19.05.2022 20:15
      +2

      для всего спектра нейроактивных веществ характерен каскадный эффект, вызываемый наличием реккурентных петель и полиагонизмом тех же аминов, например дофамина.Поэтому труднопредсказуемые побочные эффекты- неизбежены. И большая их часть -вредна. Это не считая резистентности


    1. SuperPowerPlumber
      20.05.2022 09:47
      +2

      Главное: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ принимайте аддерол и другие стимуляторы. Так вы обережёте себя от опасностей и зависимости.


    1. Irina_NasheVremya Автор
      20.05.2022 09:50

      У психостимуляторов описан синдром отмены при неадекватном или очень длительном приеме. Например, из инструкции к препарату Adderall.


      1. SuperPowerPlumber
        20.05.2022 12:28

        Его ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ принимать. К тому же его безопасность и эффективность не доказана и он запрещён в РФ как наркотик. Хватит обсуждать наркотики в положительном свете, так как это неправильно, запрещено на Хабре и преследуется уголовно.


  1. paulvl65
    19.05.2022 18:56
    +1

    «Но до сих пор сохраняется, и даже среди врачей, мнение, что это «модный выдуманный диагноз»

    Действительно, разумнее вспомнить об огромной индивидуальной изменчивости мозга.

    Базальные ганглии, гиппокамп и тем более подполя лобных областей, которые упоминаются в статье, как возможные причины проблем, могут отличаться по размерам в разы и даже качественно (для лобных долей у кого-то могут отсутствовать или наоборот быть лишними).

    А это в свою очередь детерминирует, как индивидуальные формы поведения, так и способность к той или иной деятельности.

    То есть, если исходить из нашего огромного полиморфизма мозга, то и к рассматриваемым
    «проблемам» придется подходить по-другому.
    Западным ученым свойственно дробить проблемы или их искусственно придумывать, что бы потом долго и выгодно для себя лечить.:)


    1. Irina_NasheVremya Автор
      20.05.2022 09:48

      Интересные рассуждения, но лично мы не берёмся спорить с ВОЗ и Американской академией психиатрии.


      1. SuperPowerPlumber
        20.05.2022 13:09
        +1

        В которых много врачей без образования? Конечно с ВОЗ и врачами США не стоит спорить, но с тем, стоит использовать стимуляторы для лечения СДВГ, можно поспорить. Их психиатров, которые советуют аддерол и другую наркотическую ересь для лечения СДВГ, нужно за борт выгнать, то-есть уволить за непрофессионализм. Мы хотим здоровое общество, а не наркоэпидемию, от которой страдает общество и сами зависимые.


  1. Alexufo
    19.05.2022 19:25
    +5

    Но до сих пор сохраняется, и даже среди врачей, мнение, что это «модный выдуманный диагноз».


    Может быть потому что «в Каролине имеет в 2,5 раза больше шансов получить диагноз, чем его западный коллега в Калифорнии» этот диагноз невероятно размыт в критериях?

    bpr.berkeley.edu/2016/11/19/americas-adhd-nation

    . Чрезмерная диагностика — обычное явление
    В Венгрии меня учили очень осторожно ставить психиатрические диагнозы из-за возможных разрушительных последствий. Мы наблюдали за пациентами в течение двух недель в различных группах и на индивидуальных занятиях. Мы проводили с ними многочисленные тесты.

    Через две недели весь персонал (психиатры, психологи и медсестры) собирался вместе, обсуждал свой опыт и ставил осторожный диагноз.

    Мы никогда не ставили подросткам диагноз «психоз», только «расстройства подросткового возраста», зная, что этот возраст довольно неспокойный и может разрешиться по мере взросления. Психоз проявляется в основном в молодом зрелом возрасте, не раньше. Не существует способа диагностировать у детей биполярное расстройство или другие психозы, за исключением (очень редкой) гебефренической шизофрении.

    В США принято диагностировать у детей самые тяжелые психические заболевания по сравнению с тем, что мы считаем нонсенсом в Европе. Я живу с подозрением, что во многих случаях диагноз СДВГ ставится с такой же легкостью.

    Удобно мыслить в медицинской модели. Если мы можем отнести трудных детей к одной медицинской категории, то можно считать, что проблема решена.

    Вместо того чтобы придумать альтернативное (менее медикаментозное) решение — изнурительные занятия, упражнения, структура, рутина, вознаграждение, последствия, достаточное время для сна — ребенку дают лекарства, чтобы он никому не мешал, без необходимости переоценки эффективности системы.

    Проблема решена? Нет. Симптом решен.


    soundsoulcounseling.com/adhd-epidemic-america-vs-europe

    Разные взгляды — разные диагнозы — это же очень опасная штука.


    1. Moskus
      19.05.2022 19:45
      +3

      Естественным образом, нет никакого надёжного способа отличить "органический" дефицит внимания от "недостатка воспитания". А предложить родителям дать ребенку таблетку и получить немедленный эффект - на порядки проще, чем предложить им изменить свое поведение и действительно его изменить.


      1. odins1969
        19.05.2022 20:22
        +1

        тем более "внимания" как физиологического механизма не существует. Это "прагматичный" языковой термин используемый для "психологического" описания очень разнородного класса поведенческих и нейрофизиологических эффектов.


        1. Moskus
          20.05.2022 01:32

          Более того, в обиходной ситуации, скажем - когда американский учитель говорит, что ребенок "is not paying attention in class", это может означать, в том числе, что ребенок не хочет слушать нудные объяснения учителя или просто игнорирует его указания. Это вообще не только подмена понятий, но и перекладывание с больной головы на здоровую.


      1. george_vernin
        19.05.2022 22:42
        +1

        Но часто - в обоих случаях - человек ставит перед собой вопрос - что делать ? Как улучшить качество жизни, как улучшить работоспособность, итд


        1. Moskus
          20.05.2022 01:37

          Одинаково глупо - фокусироваться на одном из способов и отвергать другой. В остальном - это слишком индивидуально.


          1. george_vernin
            20.05.2022 14:32

            Мне кажется тут много неточностей. Определить проблемы с нейромедиаторами помогают анализы и диагностика. Их коррекция дает некий толчок. А не так - дали таблетку и получили волшебный эффект. Это по большей части миф - работает редко и обычно в тех случаях когда поведение долго было адаптивным, а сдвиги в работе систем организма нарушили его.

            После этого идет коррекция и работа - почти так же как и с особенности воспитания и характера.
            Как мысль чтоб понять взаимосвязь - бывает и наоборот - особенности воспитания и характера, и поведения в конце концов приведут к изменениям в выработке нейромедиаторов и гормонов.


  1. Tr_1986
    19.05.2022 20:46
    +1

    Самый самый главный вопрос сразу - есть ли такие клиники, которые Вы могли бы посоветовать в Санкт-Петербурге? Уже мысленно записывался на приём, но Москва :(


    1. Irina_NasheVremya Автор
      20.05.2022 13:47

      Клиники Лахта и Династия, а также Институт мозга человека. Там смогут смогут вас проконсультировать по поводу СДВГ.


  1. george_vernin
    19.05.2022 22:42
    +1

    Немного странная статья - много научно-популярного материала - мало конкретики и и примеров.

    Те случаи СДВГ , что я встречал ( 3 случая во взрослом возрасте) - через эту статью ни диагностировать ни понять как и что происходит :(

    Главный вопрос - для кого эта статья ? Для людей кто будет искать у себя СДВГ ?


    1. victor_1212
      20.05.2022 01:23

      мне встречать приходилось, и статья показалось полезной для понимания механизма хотя бы на общем уровне, если можете дополнить, буду признателен


  1. ehabi
    20.05.2022 04:26
    +2

    Голос из недр народных: "Чего это сразу медикаменты, развели тут базальные гиппокампы! Ремень, кожаный, в тяжелых случаях с большой металлической бляхой!"


    1. Moskus
      20.05.2022 07:23

      Ложная дилемма, потому - не смешно.


    1. ruomserg
      20.05.2022 07:51
      -1

      На самом деле, отрицательное подкрепление в случаях легкой паталогии — может творить чудеса! Потому что в человеческом организме заложены гигантские способности к компенсации, и в случае психических патологий — они обычно не используются. Одна из причин — это, безусловно, гуманистическая позиция родителей/окружающих/общества. Пациент не видит смысла менять свое поведение, потому что общество вокруг предпочитает адаптироваться под его странности… до поры. Когда это чудо вырастает большое — внезапно оказывается что в мире взрослых людей ты либо находишь свое место и приносишь пользу, или пролетаешь. Начальнику пофиг, что у сотрудника СДВГ: не сделана работа — с вещами на выход. В богатом обществе — можно получить инвалидность и сидеть на пособии и поддержке психологов. В странах победнее — вытягиваются ресурсы из родителей, а после их смерти — пациент обычно опускается, если некому его тянуть.

      В этом смысле — установление устойчивой обратной связи («крутишься — болит зад») стимулирует пациента повышать осознанность и контролировать свое поведение. По крайней мере, внешние манифестации. Если внутри у него СДВГ, но внешне — он может сосредоточиться и выполнять работу — можно считать что для общества пациент адаптирован.

      Разумеется, можно придумать более гуманные и эффективные способы установления устойчивой отрицательной обратной связи, чем ремень. В идеале, на ребенка с СДВГ должен быть надет (по крайней мере, в период уроков) датчик мозговой и двигательной активности, чтобы при первых признаках манифестации — подавался не сильный, но чувствительный разряд тока. Подозреваю, что даже за относительно небольшое время — у пациента выработается достаточная осознанность, чтобы вести себя на уроке надлежащим образом. В дальшейшем, возможно достаточно будет только показать устройство — чтобы немедленно наступала ремиссия. В конце-концов, таблетки-плацебо работают же…


      1. Moskus
        20.05.2022 08:07
        +3

        Какая прекрасная иллюстрация того, почему технократам стоит держаться подальше от руководства людьми и от детей.

        Потому что в реальности, непоседливый ребенок, скорее всего, является прямым продуктом того, что "благодаря" родителям, он никогда или почти никогда не имел ни стимула, ни возможности тренировать терпение, контроль импульса, отложенное подкрепление.


        1. ruomserg
          20.05.2022 08:21

          Можно очень долго спорить о том, дует ли ветер от того что мельницы крыльями машут, или наоборот. Если вы считаете, что СДВГ генетически и наследственно обусловлен — то какие могут быть претензии к родителям? Если вы считаете что СДВГ обусловлен неправильным воспитанием — тогда вопрос, почему никто не пишет как правильно?

          Если посмотреть на этот вопрос с исторической точки зрения — текущее понимание СДВГ является относительно недавним феноменом. Чуть ранее, обнаружив малолетнее дитя, которое крутится за столом — отец семейства заряжал ему в лоб деревянной ложкой, и отстранял нарушителя от дальнейшего приема пищи. Поскольку смертность в детском возрасте от голода и болезней была постоянной — все эти СДВГ-персоны либо не доживали до подросткового возраста, либо как-то нормализовывали свое поведение.

          Точно так-же, школа до относительно недавнего времени имела козлы и набор розог, чтобы приводить особо злостных нарушителей к порядку.

          Просто мы сейчас находимся в таком историческом периоде, что в относительно богатых странах стало все настолько хорошо, что можно играть в гуманизм по отношению к детам/психически больным/whatever, перекладывая издержки их поведения на здоровых. Это, безусловно, прекрасно — но стоило бы подумать и об альтернативах (на случай, если ресурсы иссякнут например!). Потому что в природе все еще более жестоко: корм не добыл — умер, был невнимателен — съели, и т.д. Датчик мозговой активности все-таки гуманее природных методов регуляции поведения… :-(


          1. Moskus
            20.05.2022 08:44

            Вы тоже начинаете с массивной ложной дилеммы (и заканчиваете - другой такой же).

            В каких-то случаях СДВГ может быть обусловлен физиологически, в каких-то - нет (и, совершенно не исключено, что куда скорее нет, чем да). О том, как правильно - пишут, но не как о "средстве от СДВГ" а вообще. Например, пишут, что сильные раздражители и немедленное сильное положительное подкрепление в раннем возрасте - это плохо (слишком много телевизора или компьютерных игр, слишком мало природы, общения и простых "традиционных" игр, включая ролевые). Но да, "правильно" выглядит слишком обыденно, а людям хочется какого-то необычного чуда.

            Да, если вы вспомнили об исторических сравнениях, то сравните еще и ситуацию, когда у родителей (сейчас) куда чаще есть возможность немедленно удовлетворить любое желание, и что еще совсем недавно такого богатого выбора того, чем "занять" (на самом деле - заткнуть) ребенка - не было.


            1. ruomserg
              20.05.2022 08:52
              +3

              Разумеется, раньше «занять» детей решалось очень просто — с 5 лет ребенок в крестьянской семье был работником… А лет до трех — к нему особо не привязывались, ибо скорее всего не выживет. И когда в семьях было по 7+ детей, то младшие дети видели в основном не родителей, а сестер — в обязанности которых по возрасту входило смотреть за малышней.

              Ситуация, когда родители трясутся над каждым ребенком по 18 лет — это тоже исторически новая и пока не до конца понятная тема…


              1. Moskus
                20.05.2022 09:48
                -1

                Стесняюсь спросить, вы кроме крестьянства никаких больше укладов жизни из исторических не признаете?


                1. ruomserg
                  20.05.2022 09:58
                  +1

                  Ну, как минимум — до эпохи индустриализации, крестьянство — это от 70 до 90% всего населения! То есть если вы говорите об исторической норме — то вот это она и есть. Правда, и с индустриализацией все не очень изменилось — детей примерно с того же возраста легко отдавали «в люди» или чуть с большего возраста — в подмастерья. Можете почитать о детском труде до революции, например…

                  Если же вы имеете в виду тонкую прослойку имущих классов и наследственной аристократии — то там было, э-э, по-разному. Кое-где в королевских домах от близкородственных браков — получались уже не СДВГ, а настоящие дебилы. Кое-где взошедщий на правление султан вырезал всех родственников включая детей, чтобы они его не успели. Кое-где детей аристократии воспитывали в условиях близких к казарме… Разумеется, могло быть и так, что семья аристократов выращивала шалопая — и он иногда даже ухитрялся промотать семейное состояние! Но нормой это, в целом, не было.


                  1. Moskus
                    20.05.2022 10:15

                    Мое замечание касалось того, что очень многих современных средств "занять" ребенка, в той или иной форме, не было всего-навсего 30 лет назад, так что апеллировать к старине - не очень продуктивно.


                    1. ruomserg
                      20.05.2022 10:31
                      +1

                      Ну а я полагаю, что биология и физиология меняются очень медленно. Поэтому если у вас что-то сломалось, а раньше почему-то работало — то можно посмотреть в историческом опыте, как оно было раньше устроено. Не в том смысле, что вот прямо брать и начинать процесс «назад в прошлое», а переосмысливать опыт с учетом современного уровня развития науки и техники…


  1. lagudal
    20.05.2022 08:54
    +2

    Когда увидел заголовок, почему то сразу вспомнился анекдот:

    -Мамаша, скажите своему ребенку, чтоб не бил ногами по спинке моего сиденья!
    -Он просто гиперактивный!
    -Нет, он просто невоспитанный гов… юк!

    Подумал почему то что статья о том что нет никакой гиперактивности, и «синдром дифицита внимания» — это реально от недостатка внимания а не от того что ребенок чувствует этот недостаток. И соответственно от недостатка воспитания.
    Сейчас, основываясь на собственном опыте, могу сказать, что наверное есть оба варианта. У меня 3 сына, 2 уже взрослых — 25 и 20, и один еще маленький — 5 лет. В силу работы, возраста, обстоятельств, младший получает от меня сейчас несколько меньше внимания чем старшие в его возрасте. С другой стороны, он возможно чувствует, что папа уделяет ему мало внимания, или даже игнорирует (как и многие, последние 2 года работаю исключительно из дома. Отсюда вот вроде папа рядом а мешать нельзя). Но он и самый неугомонный из всех моих детей. Хотя гипер-супер чего то нет, все в общем в норме.
    Я думаю, каждый ребенок по разному познает мир, кому то интереснее учиться читать писать и рисовать, а кому то узнать что внутри у бабочки.


    1. Tr_1986
      20.05.2022 14:31
      +2

      Бы да, но нет. Дефицит внимания - это не про внимание, уделяемое взрослым ребёнку, а про внимание, которое может уделить ребёнок чему-либо не отвлекаясь. Можно было назвать "дефицитом концентрации". Представь себе ребёнка, который живёт в умном доме, который на самом деле не умный. Никогда не выключит свет, если он не мешает спать, не закроет дверь куда-либо, может оставить входную дверь уходя нараспашку, вещи могут быть разбросаны где угодно, ключи от дома могут лежать где-угодно, хотя дальше двери они не нужны. Ребёнка просто не триггерят привычные нам триггеры. Спасибо, хоть смывает за собой преимущественно, и закрывает краны. А по поводу познания мира простой вопрос. А что, если он не хочет познавать мир? Не проявляет интерес ни к чему? Казалось бы, должен считывать родителей, среду и поступать так же - в этом суть самостоятельной обучаемости ребёнка, но нет, ведёт себя совершенно не характерно среде - например озлоблен или проявляет чрезмерный интерес ко всему негативному - матам, неповиновению, граничащему с угрозой жизни и здоровью, ужасам, смерти? Предвижу ответ и сразу парирую, а если есть второй ребёнок и он в полном порядке, то как списать на родителей "плохое воспитание"?


  1. Germanjon
    20.05.2022 10:03
    +2

    Простите за оффтоп:

    Как-то раз я зашел в библиотеку Британского музея, чтобы навести справку о средстве против пустячной болезни, которую я где-то подцепил, - кажется, сенной лихорадки. Я взял справочник и нашел там все, что мне было нужно, а потом от нечего делать начал перелистывать книгу, просматривая то, что там сказано о разных других болезнях. Я уже позабыл, в какой недуг я погрузился раньше всего, - знаю только, что это был какой-то ужасный бич рода человеческого, - и не успел я добраться до середины перечня "ранних симптомов", как стало очевидно, что у меня именно эта болезнь. Несколько минут я сидел, как громом пораженный, потом с безразличием отчаяния принялся переворачивать страницы дальше. Я добрался до холеры, прочел о ее признаках и установил, что у меня холера, что она мучает меня уже несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Мне стало любопытно: чем я еще болен? Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался этим медицинским феноменом и решил разобраться в нем досконально. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии - и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить недели через две. Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и, будь у меня она одна, я мог бы надеяться прожить еще несколько лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка. Вначале я даже обиделся: в этом было что-то оскорбительное. С чего это вдруг у меня нет родильной горячки? С чего это вдруг я ею обойден? Однако спустя несколько минут моя ненасытность была побеждена более достойными чувствами. Я стал утешать себя, что у меня есть все другие болезни, какие только знает медицина, устыдился своего эгоизма и решил обойтись без родильной горячки. Зато тифозная горячка совсем меня скрутила, и я этим удовлетворился, тем более что ящуром я страдал, очевидно, с детства. Ящуром книга заканчивалась, и я решил, что больше мне уж ничто не угрожает. (с) Джером Клапка Джером.


  1. Tr_1986
    20.05.2022 12:34

    Собственно по Питеру ответа не получил, поэтому попробую задать другой вопрос. Вы пишите про "психолог может дать какие-то техники ауторегуляции и рекомендации по организации быта". Где можно почитать про эти вещи? Доходчиво и на Ваш взгляд продуктивно. Ходили к 2м психологам - и семейный и нет. Тот что "нет" вообще даже СДВГ не заподозрил. К семейному зашли уже с "собственным" диагнозом. Но судя по всему, тоже к не достаточно профессиональному по данному направлению. О ВОР (ОВР) прочитал только у Вас и прозрел. До этого не знал о таком, а по факту у сына все признаки ВОР присутствуют. Опять же нам никто об этом даже не заикнулся. Все считают, что это особенность характера, какая-нибудь детская травма и вот это вот всё. "Вы с ним поговорите", "да дети не могут врать", "он не может вечно сопротивляться, у детей всегда есть предел" и всё в этом духе от "психологов". Их спрашиваешь "а что делать, если он не идёт к Вам на приём" - голову в песок, должен же идти, точка. Так что приходится как-то самим перестраивать быт, начитавшись этих наших интернетов.


    1. Dolios
      20.05.2022 17:06

      Собственно по Питеру ответа не получил

      https://habr.com/ru/company/nv_clinic/blog/665964/#comment_24361498