Крупные компании в ИТ-сфере настоящий феномен XXI века: они снабдили гонку за профессионалами такими параметрами, фичами и правилами игры, что, кажется, всё, — другим и делать нечего, берите неликвид рынка труда и радуйтесь, что и этих не заманили карабкаться на вершину ИТ-олимпа через школу программирования. Но вот в чём парадокс: в малом и среднем бизнесе, в ИТ и не в ИТ компаниях, в офисах без геймификации и — о, ужас! — кофемашин, сидят и работают настоящие профи, которые делают крутой софт, выигрывают сложные судебные дела, придумывают крутые рекламные стратегии для клиентов, производят и продают много качественного и нужного. И у них тоже есть всё для классной и комфортной жизни. Более того, нередко именно в маленьких компаниях люди задерживаются и остаются на 5, 10, 15 лет и даже больше. Мотивации так поступить — предостаточно.

Рисунок на обложке не детский, а студенческий рисунок-коллаж. Ребята явно о чём-то догадываются. А это глазами детей :-)
Рисунок на обложке не детский, а студенческий рисунок-коллаж. Ребята явно о чём-то догадываются. А это глазами детей :-)

Акцент на людях

Малый бизнес лучше других умеет считать деньги. Именно поэтому в небольших компаниях более бережно относятся к сотрудникам — поиск, адаптация, удержание и обучение нового сотрудника отнимают и время, и деньги. К тому же, в небольшом коллективе каждый человек на виду и руководитель имеет возможность оперативно среагировать на проблемы, косяки или же достижения сотрудника. Вообще, когда в компании главная ценность — люди, это непростая и многогранная ситуация: практически как в семье нужно успеть промодерировать конфликты, не допустить интриг и коалиций, аккуратно наставить на правильный путь выгоревших и по какой-то причине отошедших от рабочих процессов сотрудников.

Результат каждого сотрудника заметен и оценивается практически напрямую: можно получить поощрение или порицание, разобраться в ошибках, выбрать новую стратегию работы и т.д. При этом ты действительно разбираешься и погружаешься в проблему, потому что не получится ни избежать такой же задачи, ни профилонить, ни отказаться от своей части работы (спорное преимущество, но хороший профессионал ошибок и разборок на их почве не боится).

Быстрая работа с проектами

У малого бизнеса нет времени и ресурсов на дорогое удовольствие корпораций — бюрократию. Именно поэтому работа с проектами ведётся просто, быстро и эффективно (кстати, благодаря эффективной многолетней работе с проектами и процессами нам удалось реализовать в своей CRM-системе удобный конструктор процессов с этапами, сроками, триггерами и проч.). Каждый сотрудник точно знает, чем он занимается и когда именно и с каким результатом он должен начать и закончить (правда, человеческая природа берёт своё и факапы, конечно, случаются).

Любой проект в небольшой ИТ-компании имеет чёткие цели и относительно предсказуемый результат, потому что каждый провал может нанести ощутимый урон. Ввиду небольшого количества ответственных и возможности быстрого распределения задач и согласования, проекты в малом бизнесе легко масштабируются и запускаются. 

Важно, что каждый сотрудник может от проекта к проекту сохранять роль или изменять её, прокачивая навыки и профессионализм. «Выпускники» небольших компаний, как правило, универсальные и продвинутые профессионалы, которые глубоко погружены в работу, владеют массой процессов и т.д. Впрочем, функционалы-исполнители, знакомые лишь с одной функцией, тоже встречаются — всё зависит от способностей, навыков и желания конкретного сотрудника (например, на моей второй работе была менеджер, которая работала и работает уже 15 лет, при этом выполняя пять простых функций и панически боясь отойти от них).

Заметная фигура руководителя

Мне приходилось видеть компании микробизнеса и малого бизнеса, в которых руководители гордо провозглашали демократию и заявляли, что они умеют вести дела и удалённо (с Алтая, из Барселоны, с дачи, с каяка в Карелии и т.д.). Неслучайно я пишу о них в прошедшем времени: парадоксально, но ни одна из этих компаний не просуществовала долго. Формула здесь простая: тебя нет в офисе — тебя нет в бизнесе. Коллектив довольно быстро расслабляется, превращает демократию в анархию, результаты ухудшаются и все…массово покидают такую неуспешную компанию. Вероятно, исключения есть, особенно после наших ковидных удалённых будней, но я пока не встречала.

Руководитель в малом бизнесе — центральная фигура. Он может быть деспотом, параноиком, царём, кем угодно, живучих моделей поведения и управления довольно много. Но для благополучной и успешной компании подходит мало ролевых моделей, главная из которых — профессионал и лидер (в лучшей своей вариации — первый среди равных, такое случается, например, в ИТ-аутсорсинге). Если руководитель досконально разбирается в том, что делает его компания и как она это делает, если он способен подхватить дело практически любого подчинённого, то велики шансы пережить любую внутреннюю и внешнюю качку и остаться на плаву. И не потому что можно закатать рукава и работать за всех 24/7, а прежде всего потому что руководитель может по поведению и работе сотрудника предусмотреть рисковые ситуации и тем самым обеспечить компании информационную и финансовую безопасность.

Решения могут быть сверху и снизу

В небольшой компании управленческие, проектные, организационные решения могут поступать как сверху, так и снизу. Если в большой компании инициатива может заглохнуть не пройдя и 2-3 уровня менеджеров, то в маленькой практически всегда все идеи можно обсудить с коллегами и транслировать руководителю напрямую как личное или коллективное предложение.

Точно так же руководителю гораздо проще донести идеи, мысли и распоряжения до коллектива, разъяснив основные тезисы и ответив на вопросы на одном-единственном совещании. Это большая ценность управленческого ресурса, например, в случае, когда нужно принять сложные решения или поменять рабочие процессы (как вариант — внедрить автоматизацию или систему KPI). При этом для обеих сторон всегда есть шанс на диалог и на обсуждение решения, — не факт, что удастся переломить сложный момент, но все будут услышаны. Это важно, поскольку даже не принятое публично мнение или неприятная позиция могут быть учтены и взяты в работу. 

Кстати, ментальность российских компаний отличается, например, от французских. Нередко наши команды боятся ответственности и груза работы, поэтому избегают инициатив «снизу», стараются плыть по течению. Мне приходилось работать с французскими компаниями, которые приобретали CRM (у них есть особенность — часто они говорят GRC (la gestion de la relation client)), так вот у них далеко не редкость, когда команда просит руководителя внедрить CRM-систему, потому что они устали от проблем в рутинной и оперативной работе. В России, как и на всём постсоветском пространстве, такое почти не встречается. А вот в случае мозговых штурмов, обсуждений и поиска нестандартных решений русскоязычные команды выглядят живее и продуктивнее, потому что есть какое-то особенное отсутствие внутренних барьеров в виде регламента «этого не может быть, потому что никогда не было и не будет, потому что не может быть». Европейцы в этом плане более линейны и формальны.

Доступность коммуникации

Я работала в маленьких компаниях, в средних, в больших и очень больших. Коммуникации между сотрудниками (не говоря уже о руководстве!) отличаются разительно. В крупной компании можно работать 3-4 года и не знать по именам даже коллег из соседнего подразделения; особенно это заметно в ИТ-компаниях, где иногда разрознены даже рабочие группы, занимающиеся своими задачами. Случалось так, что необходимость вылезти из R&D и сходить к продажникам приводила к панике: ещё бы, ты тут с вопросом о критической сборке и сдвиге сроков внедрения, а это ещё и первое знакомство (если немного утрировать: привет, я инженер из R&D, у нас полярный песец, а как тебя зовут?). 

В маленьких компаниях все знают всех, осведомлены о занятости друг друга, общаются в чатах и вживую. Можно вызвать коллегу в переговорку, мгновенно собрать нужных сотрудников и согласовать время совещания, даже попросить отложить работу и обратить внимание на более сложную, срочную, важную задачу. Тем же самым путём можно пригласить на любое совещание или обсуждение руководителя отдела или генерального директора — нередки случаи, когда серьёзные решения принимаются буквально на ногах, что даёт выигрыш во времени.

Я ни в коем случае не скажу, что в таких коллективах нет конфликтов и непонимания, но в целом общение по работе и на личные темы происходит более просто и интенсивно. Единственный недостаток: если вы с коллегой на ножах, сосуществование и необходимость взаимодействия могут стать адом вплоть до увольнения одного из «заклятых друзей». 

Кадровые послабления

Этот пункт актуален только для части компаний малого бизнеса (но я оцениваю такую долю не менее чем в 50%). Во многих компаниях можно поболеть 3-5 дней без больничного, отпроситься и уйти, сместить график работы по причине обучения или иным обстоятельствам, отпроситься на пару недель поработать из дома, а иногда и уйти в отпуск «вотпрямщас», потому что горит пятидневный тур и т.д. При этом не нужно оформлять документы, собирать согласования и подписи и т.д., хотя я знаю, что нередко бухгалтер бывает недоволен (и неудивительно) такой вольностью :-) 

Это звучит очень приятно и соблазнительно для сотрудника, но, увы, опасно для компании: к сожалению, мне встречались коллеги, которые во время увольнения могли использовать такие исключения против самой же компании. Но, в целом, если не выходить за рамки Трудового кодекса, такой подход помогает малому бизнесу сразиться с крупным за сотрудников на поле нематериальной мотивации и повышения лояльности. С высоты 15 лет своего опыта скажу: иногда лучше получать на 10-15% меньше, но иметь возможность уйти пораньше, прийти попозже или отпроситься на три дня без заявлений на административный отпуск и долгих выяснений «а чо, а куда, а зачем».

Но, как известно, у любой медали две стороны…

Быстро достижимый карьерный потолок

В малом бизнесе расти особо некуда: тебе могут придумать любое название должности, но именно карьерной прокачки не получится (например, сложно обстоит дело с опытом руководящей работы). Зато именно в небольшой компании можно многому научиться и прокачать свой профессионализм — было бы желание. Естественно, с ростом профессионализма растёт и заработная плата. Но вертикальная карьера как таковая не сложится, поэтому если вам очень важен личный бренд и красивый рост, это в финтех или госкомпании. А вот если вам важно стать настоящим экспертом, то малый бизнес — отличный старт и отличная школа для пути развития. 

Жёсткие и ограниченные бюджеты

Кажется, я уже говорила: малый бизнес умеет считать деньги. Выпросить бюджет на сомнительную фичу, экспериментальную рекламную площадку, новый софт с непонятным итогом внедрения нереально. Таким образом, каждый сотрудник на своём месте должен задумываться об оптимальной реализации своих идей и креативов — так, чтобы был эффект, желательно оцениваемый и прогнозируемый. В какой-то мере, это, конечно, плюс для всех, но в целом постоянные ограничения реализации идей и невозможность экспериментов могут привести к застою и косности процессов в компании (например, знаю транспортную компанию, которая избегает даже разработки сайта и до сих пор работает на холодных звонках и дорогущей рекламе в отраслевом печатном издании — вот она, крайность, когда страх нового приводит к абсолютно нерациональным и пустым затратам).

Директивные решения

Это обратная сторона доступной коммуникации и близости внимания руководителя: в конечном итоге, решение принимает именно он и оно может парадоксально отличаться от решения, выбранного командой. Иногда руководитель действительно знает, что делает и учитывает невидимые для команды факторы, а иногда директивный подход — результат самонадеянности. Тут уж как повезёт, а ещё сильно зависит от отрасли: как правило, в инженерной, научной и ИТ-сфере преобладают коллегиальные и рациональные решения, а вот в торговле, рекламе, пиаре бывает всякое.

Заметная работа и жёсткие сроки

Если ты в небольшой компании работаешь хорошо, это всем известно и заметно, если плохо — та же фигня. Как назло, совершенных нас не бывает, всегда случается период, когда хороший, отличный сотрудник становится аутсайдером. В этом случае в большой компании можно затихнуть и пережить этап выгорания либо череду личных проблем, работая вполсилы и рассчитывая на синергетический эффект работы команды. В маленькой компании не спалиться почти нереально, и поэтому нужно заранее сообщить, что возможны проблемы — если вы опытный, отличный сотрудник, есть высокие шансы быть понятым. 

Если же человек работает системно плохо и не предоставляет горизонт своего поведения, в малом бизнесе удержаться будет сложно: ни команде, ни руководителю не нужно слабое звено, перекладывающее работу на всех, кто мимо прошёл. Конечно, и здесь бывают исключения, когда нелояльного и ленивого сотрудника тянут до победного (или провального) конца, но это всегда фатальная управленческая ошибка, ослабляющая и демотивирующая всю команду.

Высокая и острая конкуренция

Очень зависит от компании, но если в одной команде встречаются 2-3, а то ещё и 4 способных, сильных, активных сотрудников и лидеров, может стать очень жарко. В небольшой компании конкуренция раскаляется именно за счёт ограниченности числа проектов, ресурсов, способов самореализации и возможности переманить сторонников. Добавьте к этому немного человеческой ревности и честолюбия, и этой корпоративной войне позавидуют продюсеры «Игры в кальмара». Такая конкуренция прекрасно сказывается на темпе работы и качестве процессов, но эффект оказывается кратковременных: человек всё же биологическая система и не может держать непрерывно высокий темп мышления, работы, общения… Финалы возможны разные, но мудрый руководитель всегда найдёт способ развести и задачи, и исполнителей, чтобы сохранить золотые мозги и закопать топор войны. В большой компании, конечно, конкуренция чуть проще, а управление столкнувшимися сотрудниками предполагает массу полезных и приятных для всех вариантов (опять же, если руководство готово вырабатывать волевые решения, а HR-отдел действительно работает).

***

Пожалуй, мы часто забываем о простом факте: за любой компанией стоят люди, со своими способностями, скиллами, эмпатией, недостатками и т.д. Поэтому и опыт работы в разных компаниях может отличаться — наверняка вам приходилось читать отзывы сотрудников даже о топовых гигантах и видеть, насколько они непохожие. Опыт каждого из нас — только наш, и именно мы выбираем лучшую стратегию для карьеры, работы и просто своей жизни. Можно быть экстравертом и интровертом, командным игроком и одиночкой, генератором идей и классным исполнителем, интеллектуалом и середнячком. Это совершенно не важно, при желании можно встроиться в любую компанию и быть именно на своём месте. Главное, на любом месте, в любых условиях и обстоятельствах оставаться человеком.

С днём рождения, РегионСофт! Продолжай оставаться устойчивым в любой качке и работать для успешной автоматизации малого (да чего скромничать, и среднего) бизнеса — он в тебе это ценит.

Комментарии (21)


  1. DMGarikk
    06.06.2022 13:44
    +5

    по опыту работы в разных компаниях… я в саамую последнюю очередь пойду в маленькую. и именно потому что там большинство описанных 'плюсов' не работает вообще.

    Малый бизнес лучше других умеет считать деньги. Именно поэтому в небольших компаниях более бережно относятся к сотрудникам — поиск, адаптация, удержание и обучение нового сотрудника отнимают и время, и деньги.

    вообще такого не видел, в ИТ компаниях еще бывают варианты, но всё зачастую упирается в зарплаты, потому что стартап на 5 человек не может себе позволить сеньора на 350к, а миддл пришедший тимлидом на 150к через год говорить 'давайте мне 300+ или я валю' и собственно 'всё'
    а НЕ в ИТ компаниях всё ещё хуже
    особенно когда
    Руководитель в малом бизнесе — центральная фигура. Он может быть деспотом, параноиком, царём,

    Это вообще крайне распространено, например
    ='Вася, там ты делал заказчику монтаж, но там чтото пошло не так и конструкция сломалась (по любой причине) — ВОТ ЗА СВОЙ СЧЁТ ИДИ И ЧИНИ! и вообще мы заказчику дали твои контакты, сказали ты виноват' — = Ребята, вы отлично поработали, сделали задачу но заказчик слился — мне вам нечем платить, потому что не от оплаты от заказчика, ваша работа бесполезна была. идите на с вопросами о ЗП
    = еще 100500 могу случаев из жизни вспомнить
    . Таким образом, каждый сотрудник на своём месте должен задумываться об оптимальной реализации своих идей и креативов — так, чтобы был эффект, желательно оцениваемый и прогнозируемый.

    помню у нас монтажник за свои деньги покупал бензин и чинил авто потому что 'андрюх, ты понимаешь денег нет, мы тебе авто выдали, задачу дали — дальше сам'

    Этот пункт актуален только для части компаний малого бизнеса (но я оцениваю такую долю не менее чем в 50%). Во многих компаниях можно поболеть 3-5 дней без больничного, отпроситься и уйти, сместить график работы по причине обучения или иным обстоятельствам, отпроситься на пару недель поработать из дома, а иногда и уйти в отпуск «вотпрямщас», потому что горит пятидневный тур и т.д. При этом не нужно оформлять документы, собирать согласования и подписи и т.д., хотя я знаю, что нередко бухгалтер бывает недоволен (и неудивительно) такой вольностью :-)

    и опять же НЕТ в мелких конторах, зачастую даже в отпуск нельзя уйти, потому что ты единственный сотрудник на направлении и если ты уходишь половина бизнеса встает колом

    в крупных конторах (в ИТ) таких проблем нет вообще, я брал и отпуск без оплаты и пропускал 2-3 дня просто по договоренности.


    1. Free_Mic_RS Автор
      06.06.2022 14:06

      Какие-то нам совершенно разные компании встречались. За много лет работы в МБ единственное, что я покупала сама - офисный пакет, и то, потому что компания пользовала менее удобный для меня продукт, да и мне офис был нужен на 70% для личных задач, не связанных с работой. В остальном не было проблем ни с покупкой ПО, ни с заменой оборудования - от флешки до ноута (даже когда я залила его).

      в мелких конторах, зачастую даже в отпуск нельзя уйти

      Я наоборот отметила взаимозаменяемость или же доступность частичной приостановки сегмента работы - вероятно, зависит всё же от размера компании. В компании из 3 человек работать не приходилось, конечно :-) В большой компании (600 человек) я слышала что-то вроде "мне за это не платят" - так, мне не удалось сходить в отпуск 3 года, потому что процесс был ключевым (и что важно, было минимум 7 человек, кто с уверенностью мог меня заменить).


      1. DMGarikk
        06.06.2022 15:25
        +3

        Какие-то нам совершенно разные компании встречались.

        а еще в разных отраслях и на разных должностях ;)

        Забавно конечно описывать плюсы малого бизнеса для наемного персонала, являясь например его фаундером (это я бы мог так рассказать кстати, но я реально смотрю на вещи) или имея безлимитный источник инвестиций
        Я с 2005 года работал в мелких компаниях, гдето до 14 года, и везде было пиратское ПО, старые компы, кондей в офисе директора, а вы подождете, бюджет на ваш кондей только в следующем году, а вас в отделе 6 человек, нет кондея, и три тестовых sun сервера из середины нулевых… а на улице +35… дикий вой от серверов которым в +40 неуютно среди людей…
        ноутбук могли купить только начальникам… и это была уже не совсем мелкий бизнес (мелкий только для своей отрасли, финсектор)

        а когда я попал в российскую дочку американской корпорации и сразу в офис A+класса в центре москвы… у меня случился культурный шок… да бюрократия была чумейшая, зато мне через три месца организовали топовый комп, рабоче место с кофемашиной в отделе и печеньками и кучу всяких плюшек. а через прозрачные бизнеспроцессы и наббирающей тогда моду 'ревью процессов' можно было менять неудобные для сотрудников вещи
        потом я опять пару раз попал в малый бизнес, которые был или крайне неадекватен (с онлайн контролем программистов) или неадекватен с менеджерской точки зрения (банкротство после первого раунда инвестиций тупо из-за некомпетентности). и везде были проблемы с 'принимаем решения в одно лицо, те кто против царя — в один шаг на улице, те кто царя любит — могут ходить в отгул хоть каждый день'
        брр… ща работаю в американской фирме с черезчур плоской структурой, но все плюсы крупной компании всёравно есть и это оч круто. а от МБ и особенно в РФ у меня глаз дергается


    1. Neikist
      07.06.2022 12:12
      +1

      Работал в двух небольших компаниях(100 и 20 человек примерно), и одной более менее крупной (точно несколько сотен, возможно тысяч). Наиболее приятный опыт у меня пока от наименьшего размера компании. Да, в отпуск пока за полтора года не ходил, но это скорее мое желание, ибо работа интересна.


  1. nekit-0123
    06.06.2022 16:04
    +3

    Так же хочу отметить по личному опыту, зачастую, в маленьких компаниях мудрят с заработной платой для ухода от налогов.

    Оклад + премия + конверт + обещания

    И еще небольшой плюс у меня был, договорился с начальством чтобы покупать себе технику через компанию, получается -20% НДС от стоимости. Мелочь, а приятно, соглашусь что сложности с гарантией и сложности с получением товара в магазине, но экономия 20к от 100к существенная.


    1. GooG2e
      06.06.2022 16:09

      А в чём прикол с покупкой через компанию без НДС? Разве в итоге этот НДС не должна как-то сама компания уплатить или что-то в этом духе?


      1. nekit-0123
        06.06.2022 16:33

        Скорее всего работали по УСН, а по такому виду не платится налог на прибыль


    1. Free_Mic_RS Автор
      06.06.2022 22:07

      Так же хочу отметить по личному опыту, зачастую, в маленьких компаниях мудрят с заработной платой для ухода от налогов.

      Оклад + премия + конверт + обещания

      Кто-то ещё рискует так работать? В нынешнее время точно не стоит.


      1. Newbilius
        07.06.2022 08:25

        Кто-то ещё рискует так работать?

        Вы, кажется, фатально оторваны от реальной ситуации на рынке малого бизнеса, если искренне задаёте этот вопрос :)


        1. Free_Mic_RS Автор
          07.06.2022 10:29

          Возможно. Я могу перечислить минимум 20 компаний разных сфер, и везде з/п белая, аванс + расчёт. Среди них и ит-аутсорсеры, и вендоры софта, и внедренцы чужого софта, и рекламные агентства, и полиграфии, и торговые компании текстиля, и оптовики «купи-привези-продай». Есть кафе, там иначе, но там и механизм заработка иной.


          1. DMGarikk
            07.06.2022 11:33

            и рекламные агентства, и полиграфии

            я больше 8 лет владел рекламным агентством (оффлайн) и полиграфией
            в белую можно кое как работать только если у вас свое большое производство, иначе конкурировать с чернушными соседями практически невозможно
            процентов 80% заказов начинаются с просьбы 'давайте за нал' и если отказывать — уходят к конкурентам которые ТОлько за нал и работают (и конечноже с дисконтом, причем существенным)
            Может в Москве ситуация лучше, но уже начиная с МО всё именно так


  1. M_AJ
    06.06.2022 17:35
    -3

    А еще малый бизнес часто не следит за своими сайтами, например по какой-то причине до сих пор использует www, не использует wildcard сертификат, и их сайт выдает ошибки при переходе по ссылкам размещенным на странице корпоративного блога.


    1. DMGarikk
      06.06.2022 18:37
      +5

      А это какраз крупный бизнес зачастую таким косячит и не может исправить годами. потому что перевыпустить платный сертификат это
      1) провести митинг на 2 часа потому что проблема
      2) провести митинг на 2 часа чтобы назначить команду чтобы расследовать инцидент
      3) 4 спринта три джуна, два миддла и сеньор с архитектором думают как это починить
      4) рожают план перевыпустить серт и отправляют заявку на оплату в финотдел
      5) финотдел собирает митинг с повесткой 'какого черта, денег у нас нет, а тут такое, давайте объясните', дискутируют 5 часов, в конце оказывается что людей из ИТ не позвали вообще, реджектят запрос
      6) проходит 5 месяцев, инцидент опять всплывает
      7) люди из п.3 уже почти все уволились
      8) идем в п.1

      ну и в этом духе, если повезет то ктото в процессе потыкает в обход стандартных флоу принятия решений и проблему починят


      1. M_AJ
        07.06.2022 10:00
        -2

        Это было конкретно о сайте компании RegionSoft, который вчера при переходе по ссылке с Хабра выдавал ошибку. Они ведь на себя намекали, рассказывая о преимуществах небольшой компании.


        1. Free_Mic_RS Автор
          07.06.2022 10:24
          +2

          Все поняли, не переживайте вы так, ну что вы… :-) Правда, воспроизвести ошибку входа так и не удалось.


        1. DMGarikk
          07.06.2022 14:35

          давайте помогу и вам и регионсофту
          regionsoft.ru — SSL_ERROR_BAD_CERT_DOMAIN


          1. DMGarikk
            07.06.2022 16:47

            смотрю починили уже, было так, если заходить по http без www

            было
            image


  1. warhamster
    06.06.2022 22:37
    +1

    Зато именно в небольшой компании можно многому научиться и прокачать свой профессионализм — было бы желание. Естественно, с ростом профессионализма растёт и заработная плата.

    Прокачаться — да, но надо сразу понимать, что зарплата, скорее всего, не вырастет: бизнес просто не потянет, ему проще кого-то непрокачанного на прежнюю зарплату взять и снова потерпеть косяки какое-то время. Это, в принципе, вполне нормально для обоих сторон, главное это понимать и не застрять. Год-два поработал, пора и честь знать.


  1. 3263927
    08.06.2022 02:22

    в малом it бизнесе нет никакого смысла потому что проще и дешевле фрилансера найти, или пойти к проверенным чувакам... в том смысле что технически маленькая компания это набор фрилансеров


    1. Neikist
      08.06.2022 11:24
      +1

      Вы почему то только заказную разработку рассматриваете, а есть еще небольшие продуктовые компании. Да и небольшие — это не обязательно 3 калеки, может и человек 50-100 быть.


  1. Annachka
    08.06.2022 17:09
    +1

    Отличная статья! Автор очень точно описала нюансы работы в маленькой компании. И плюсы и минусы. 14 лет работаю в маленькой компании и прошла все из описанных стадий. В очередной период моего аутсайдерства, уже по причине политических разногласий с владельцем бизнеса поняла, что пора заканчивать. В целом, если ты не собственник или не получаешь доход от прибыли, то работа в маленькой компании - путь в никуда. Если ты развиваешься профессионально и у тебя есть хоть капля амбиций, то рано или поздно наступит момент, когда понимаешь, что нужно уходить. Особенно, если компания и коллеги хорошие )). В этом случае твои должностные обязанности многостаночника (как принято в малом бизнесе) и вовсе размазываются и труд обесценивается в финансовом измерении.