Разбираясь в шкафу, осознал что те плёночные фотоаппараты, которые оказались у меня, образуют маленькую, я бы даже сказал, малюсенькую, но уже коллекцию.



И я решил начать писать свои субъективные обзоры и проводить тест-драйвы интересных экземпляров, тем более, что информации про некоторые из них в рунете не так много.

Начать я хотел бы с фотоаппарата, который попал ко мне последним(на момент начала написания сего опуса, который затянулся на полгода) — это флагманская дальномерка от Canon родом из 1960-х — Canon 7.



Внимание: в тексте будет много фотографий

▍ Сначала сухие технические данные:


  • Затвор — фокальный, с горизонтальным ходом и металлическими шторками.
  • Выдержки от 1/1000 до 1 сек, а также B & T, есть автоспуск.
  • Встроенный экспонометр, соединённый с диском выдержек. Диапазон чувствительности от 6 до 19. Есть два поддиапазона: 6-13 и 12-19.
  • Видоискатель совмещённый с дальномером. Рамки для фокусных расстояний 35, 50, 85 и 100, 135 с коррекцией параллакса.
  • База дальномера — 59мм, увеличение видоискателя 0.8 (эффективная база 47.2 mm).
  • Индикатор чувствительности плёнки: от 6 до 400 совмещён с диском выдержек.
  • Размер: 140x31x81 мм
    Вес: около 670 грамм.

Canon 7 — это последняя и самая прогрессивная серия дальномерок с креплением объективов м-39(ФЭД, Leica), выпущенная Canon в 60-е.



В серии было три модификации:

  1. Canon 7 (1961-65) с селеновым экспонометром и без башмака;
  2. Canon 7s(1965-67) с полупроводниковым экспонометром и холодным башмаком;
  3. Canon 7sZ, (1967-68) по сути — это 7s с незначительной модификацией ручки перемотки плёнки.

7s и 7sZ выпускались меньшими тиражами и поэтому сейчас в продаже попадаются реже и стоят существенно дороже.

На этом сухие технические характеристики заканчиваются.

Дальше будет субъективное мнение от опыта использования этой камеры. А учитывая, что до этой камеры я дальномерками ничего не снимал — то мнение можно считать дважды субъективным.



Первое ощущение от камеры — это вес, размер, форма и дизайн кирпича. До этого я довольно долго снимал на зеркальную olympus om-1 и по сравнению с аккуратным и миниатюрным олимпусом, кэнон выглядит несколько топорным. Я не говорю, что это плохо или хорошо, тут каждый решает сам. Лично мне он нравится — такой брутальный кусок железа.

Фотографии сравнения размеров Canon 7 и Olympus OM-1n


Больше фото:





Все органы управления расположены на верхней грани фотоаппарата:

  • крутилка смотки плёнки;
  • селектор рамки объектива;
  • экспонометр;
  • кольцо установки выдержки и светочувствительности;
  • кнопка спуска затвора с предохранителем;
  • счётчик кадров;
  • рычаг перемотки плёнки, совмещённый со взводом затвора.




В принципе — стандартный набор элементов, для механической фотокамеры той поры.

Отдельно хочется отметить возможность выбора рамки объектива. Дело в том, что в дальномерных фотоаппаратах, в отличие от зеркальных, картинка, которую мы видим через видоискатель, никак не связана с объективом. А объективы с различным фокусным расстоянием имеют разный угол обзора. И в зависимости от того, какой объектив установлен на фотоаппарат, мы можем выбрать соответствующую рамку.


Примеры





Очень удобная фишка, она есть на всех прогрессивных дальномерках, но до этого я игрался только с советскими аппаратами — там такого не встречалось.

Экспонометр селеновый — ему для работы не нужны батарейки — и это плюс, но со временем селен может деградировать и давать неверные данные — это, как можно догадаться — минус. Но мне повезло, в моём экземпляре экспонометру можно верить.

У экспонометра два диапазона чувствительности, которые переключаются с помощью селектора расположенного со стороны окуляра видоискателя. Шкала экспонометра соединена с колесом выбора выдержки и светочувствительностью плёнки, что довольно удобно, хотя до удобства TTL экспонометров, конечно, далековато.



Кольцо выдержки — довольно стандартное, выдержки можно менять в любой момент: и до взвода затвора и после.

Светочувствительность меняется, зажав маленькую кнопочку на заднем торце камеры. Шкала чувствительность есть и в DIN и в ASA(ISO). Шкала только до 400 единиц, зато от 6.



Кнопка спуска затвора самая обычная, можно прикрутить стандартный тросик и есть предохранитель от случайного нажатия. На кнопке же установлен блокиратор обратной перемотки.

Счётчик кадров и рычаг взвода — тоже ничем не выделяются. Рычаг, как и у многих камер имеет два положения: рабочее и транспортировочное.

Отдельного внимания заслуживает система открывания задней крышки. Тут предусмотрена «защита от дурака»: чтобы открыть крышку нужно сначала повернуть полукольцо на нижней части аппарата и только потом становиться физически возможно сдвинуть защёлку, открывающую крышка, расположенную на левом торце. С такой системой случайное открытие крышки становится практически невозможным(привет зенитам, открывающимся сами по себе в сумках).



Открыв крышку, обнаруживаем довольно стандартную картину. Шторки металлические, немного мятые. Причём на 90% фотоаппаратов, которые я видел в продаже шторки мятые, но это никак не влияет на работу затвора.



Стоит упомянуть, что приёмный ролик можно прокрутить вручную, видимо, это призвано упрощать зарядку плёнки, но, признаюсь, я при зарядке не пользовался.



Процедура зарядки стандартная, для механических фотокамер.

Сам процесс съёмки, на мой взгляд, вполне удобен, но нужно привыкать. Фокусироваться с помощью дальномера не всегда получается быстро, особенно, если нужно сфокусироваться на чём-то не имеющем ровных линий, например, при съёмке портрета. Но приноровившись, становится вполне работоспособно. Ещё нужно не забывать о параллаксе — это когда из-за несоответствия оптических осей объектива и видоискателя итоговая фотография может сдвигаться в сторону.

К несомненным плюсам можно отнести возможность снимать на более длинных выдержках с рук. Вот эти две фотографии сняты на 1/15.





Отдельно хочется отметить объективы к дальномерным камерам.

Считается, что объективы для дальномерок дают более лучший рисунок, чем всё остальное и именно за это их так любят и ценят.

У меня нет возможности поставить объектив LTM(М39) на цифровую камеру, чтобы полноценно сравнить рисунок, например Юпитер-8 с zuiko, но чисто субъективно картинка мне очень нравится.

Это фотографии с объектива Юпитер — 8 П ранний, считающийся, чуть ли не Carl Zeiss Sonnar. Так как оригинального соннара в руках пока не держал, сравнить не могу. Но рисунок у объектива, на мой взгляд, довольно хороший.


Фото:



А это уже фотографии cо штатного объектива canon 50 1.8 LTM.


Больше фото:













Резюмируя, могу сказать следующее: canon 7 LTM отличная надёжная механическая фотокамера с поддержкой огромного парка оптики, начиная с советских м39, заканчивая объективами от leica.

К минусам можно отнести стоимость: тушка без объектива — от 150$.

Снимайте на плёнку, постигайте кайф аналоговой фотографии, а я в следующий раз расскажу про продвинутую мыльницу.

Или не расскажу. В общем, следите за обновлениями и всё такое.)

Комментарии (18)


  1. DGG
    17.06.2022 14:41
    +1

    Сравнение с Olympus OM-1 просто больше говорит о OM-1, чем о этой дальномерке.

    Тем более, что Олимпас уже из 70-х. И на момент своего появления OM-1 был шедевром компактности, который разительно вылелялся среди массивной брутальности тогдашних 35мм зеркалок.

    С современными себе зеркалками этот Canon должен смотреться вполне компактно


  1. victor_1212
    17.06.2022 15:44
    +2

    Приветствую коллегу коллекционера старой фото техники.

    Спасибо за вполне приличную статью, тем более что это Ваш первый опыт. Canon 7 кроме прочего известен очень хорошим видоискателем. На мой взгляд влияние на разработку этой камеры Carl Zeiss Contax очевидно, плюс L39 неплохой выбор, хотя смена объектива не так быстро делается как у Contax/Киев, если будут вопросы по коллекции пожалуйста в личку.

    ps

    > Canon 7 — это последняя и самая прогрессивная серия дальномерок с креплением объективов м-39(ФЭД, Leica),

    более точно L39, под M39 обычно имеется в виду рабочий отрезок 44.5мм, L39 - 28.8mm


    1. SlavaHU
      18.06.2022 00:35

      >> под M39 обычно имеется в виду рабочий отрезок 44.5мм, L39 - 28.8mm

      Не совсем. В советской терминологии было два стандарта М39: один для дальномерок с рабочим отрезком 28.8 (он же Russian М39) и другой для зеркалок с рабочим отрезком 45.2 (он же Zenit М39). Несмотря на одинаковый рабочий отрезок, Russian M39 отличался от "лейковского" M39 (L39, LTM - Leica Thread Mount) шагом резьбы. В русском М39 он метрический (1мм), а в классическом L39 - чуть меньше (там пересчет 26 оборотов на 1 дюйм). В том числе из-за этого советские об'ективы М39 даже для дальномерок не совсем совместимы с лейковскими.


      1. victor_1212
        18.06.2022 01:23

        в советской терминологии с этим много путаницы, но если говорить именно про M39, люди вне России обычно так называют более ранний стандарт Braun Paxette с рабочим отрезком 44.5мм (не 45.2мм Zenit М39 выпускавшийся с 1952), про шаг резбы это отдельная история, в сети достаточно информации об этом, LTM в том числе включая его историю, ну и конечно Canon 7 это именно L39, не M39, и не Zenit М39, в этом был смысл комментария, примерно так


        1. SlavaHU
          18.06.2022 01:54

          Как человек "вне России", коллекционировавший М39 камеры, не сталкивался, чтобы так называли Paxette, но, возможно, именно что не сталкивался (впрочем, википедия тоже). Обычно, M39=L39, ну и отдельно "всякие русские", которые не могли не выпендриться :)


          1. victor_1212
            18.06.2022 03:52

            все бывает, спорить нет ни малейшего желания, лучше расскажите про свою коллекцию, моя типа заморожена уже несколько лет, порядка 100 камер, и 400 объективов, в основном немецкие и японские, разумеется можно в личку

            ps

            википедия по всем коллекционным делам не очень полезна


            1. SlavaHU
              18.06.2022 10:11

              Да, согласен, спорить смысла нет, да и, вероятно, Вы правы - я больше интересовался советскими камерами.

              >> моя типа заморожена уже несколько лет, порядка 100 камер, и 400 объективов

              Это практически про меня. Тоже несколько лет заморожена, только камер побольше, об'ективов поменьше. Сознательно ограничил себя "советскими или венгерскими", металлическими, до 35мм и до 70-х. Иначе вообще никогда не остановиться :). Собрал практически все, за исключением совсем уж экзотики/прототипов. Бывало случайно покупал и немецкие/японские "прообразы", или больше 35мм, но без системы и цели. Теперь все стоит под стеклом в нескольких местах, пылится :)


              1. victor_1212
                18.06.2022 14:21

                > Теперь все стоит под стеклом в нескольких местах, пылится

                очень похоже, довольно рано понял, что надо ограничить наиболее интересным, так получилось что с советской оптикой пришлось познакомиться достаточно близко, но позже возможности стали другие и интерес сместился сначала к Exakta, Topcon, Voigtlander, затем Fujica, из советских объективов есть довольно интересные киевские для p6, и ранние красногорские с немецким стеклом, вы также правы что это дело затягивает конкретно

                ps

                про венгерские, как-то совсем не в курсе, те что из гдр хорошо знакомы, объективы хорошие там делали, школа чувствуется


                1. SlavaHU
                  18.06.2022 17:06

                  >> надо ограничить наиболее интересным

                  Да, или редким/любопытным. Из киевских есть Киев 1948 с об'ективом ЗК, из первой 1000, собранный еще из немецких деталей с двойной маркировкой - нашей и немецкой. Первые Красногорские - ЗК и БК - да. Не знаю почему, но испытываю детскую нежность к зеркальной малоформатке Нарцисс. Какая-то она... приятно в руках держать :)

                  Венгерские камеры, если честно, не так, чтобы особенно интересны. Т.е. у них перспектива была, но после 56-го года завод, их производивший, добровольно-принудительно перепрофилировали на всякую спец. оптику. У меня нет только одной венгерской камеры, которую я бы хотел заиметь - Duflex. Это первая зеркалка в мире, сделано их было непонятно сколько, но что-то около тысячи. Однажды я ее проворонил, а потом цена выросла так, что не очень то и надо :)


                  1. victor_1212
                    18.06.2022 18:59

                    > Не знаю почему, но испытываю детскую нежность к зеркальной малоформатке Нарцисс

                    любопытно, но подобное эмоциональное отношение к этой модели встречаю далеко не первый раз, вероятно ведущий конструктор по этой модели сумел некую ауру создать, вообще по красногорским моделям у меня довольно хорошая информация была когда-то, типа даже имя конструктора Нарцисса знал и историю создания, где-нибудь в сети вероятно есть, но память не держит, хотя их каталоги где-то еще лежат в пыли,

                    > Из киевских есть Киев 1948 с об'ективом ЗК, из первой 1000, собранный еще из немецких деталей с двойной маркировкой - нашей и немецкой.

                    это хорошая вещь, у меня такого нет, не удивлюсь если и собирался немцами в киеве, про запасы качественного стекла которые тогда вывезли вы вероятно в курсе, насколько знаю его использовали для специальных малосерийных объективов порядка 25 лет после войны (консервативно)


                    1. SlavaHU
                      19.06.2022 14:02

                      Да, с Нарциссом симпатия чисто суб'ективная. Умом понимаешь, что даже в те годы узкая 16 мм пленка, дурацкое фокусное расстояние и отсутствие сменной оптики - прямо скажем, почти приговор, но в руках то держать приятно! :)

                      Из таких "берешь в руки - маешь вещь", когда-то попадался Robot Royal полуформатный. Но очень уж на него цена негуманная была, да и непрофильный он был мне. А сейчас я вообще перегорел к этому делу.


  1. SlavaHU
    17.06.2022 23:44
    +1

    Да, с коллекционированием старой фототехники надо быть поосторожней.

    А то все начинается "о, такой же Зоркий-2, как был у дедушки", а потом вдруг замечаешь, что для сто-какого-то ф/а в шкафу уже нет места :)

    Живя заграницей, я так насобирал полтора шкафа советских и венгерских камер, причем ограничивал себя "железными" (не пластиковыми) 35 мм до конца 60-х (кроме пары приблуд).

    Одна из таких приблуд - Canon IIF <E•P> - для американских "Березок" в Японии и Корее.


  1. ZekaVasch
    18.06.2022 00:12
    +1

    Когда глядишь в видоискатели фэдов и зорких, напрягаешься сводя это неразличимую точку дальномера, а потом покупаешь кенон ....

    Небо и земля.

    Такого у меня нет, но есть "мыльница" дальномерный canonet ql17 . Какой же у него прекрасный видоискатель


    1. SlavaHU
      18.06.2022 01:32

      Ню... Если речь про ранние ФЭДы и Зоркие (до 3-го) (условно говоря, когда смотришь в круглую дырочку пара мм в диаметре), то согласен. В ранних Canon-ах тоже так же. А потом все вполне удобно. А в Киевах и более поздних - так и вообще очень удобно и точно. Гораздо точнее/быстрее, чем в зеркальных Зенитах. Не случайно в Салютах или Зените-Автомате в видоискатель добавляли клинья Додена, по сути тот же дальномер.


  1. longclaps
    18.06.2022 10:49

    Очень удобная фишка, она есть на всех прогрессивных дальномерках, но до
    этого я игрался только с советскими аппаратами — там такого не встречалось.

    Встречалось.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленинград_(фотоаппарат)


    1. SlavaHU
      18.06.2022 16:35

      И не только там.

      Из того, что приходит на память: > Киев-5, Восход, Сокол, Друг, Алмаз, > Фед-10...


  1. mazeoff
    20.06.2022 09:22

    Сейчас, к сожалению, снимать на плёнку очень дорого…


  1. Rumidu
    20.06.2022 09:40

    "Дело в том, что в дальномерных фотоаппаратах, в отличие от зеркальных, картинка, которую мы видим через видоискатель, никак не связана с объективом. " Это спорно. Связь есть. Совмещение изображений в видоискателе дальномерных камер осуществляется механически через движущееся кольцо на объективе, приводящее в движение рычаг на камере, который в свою очередь смещает зеркало в дальномере.

    "Юпитер — 8 П"

    Ключевая буква "П" - просветлённый.