О том, как я пыталась поступать в самые лучшие ВУЗы планеты на прикмат и что я из этого вынесла

Привет, меня зовут Аделаида и мне 19 лет, и эта статья будет про то, как я в 17 лет поступала в Гарвард, Пристон и MIT на бюджет. Прошу ею поделиться, я старалась

Немного предыстории. С третьего класса я была лучшей в классе первоклассной школы страны. Я активно участвовала в олимпиадном движении, выигрывала в конкурсах и, в принципе, мне пророчили довольно успешное будущее. В основном меня интересовали математика и английский язык, но учителя постоянно пытались заставить меня участвовать в разнообразных состязаниях по русскому языку, так как он мне тоже хорошо давался, но безуспешно.

С 5-го класса школы я хотела поступать в Бауманку, но в 8-ом я прошла в довольно хорошую иностранную школу, и мой интерес переключился на иностранные университеты. Тогда меня очень сильно интересовала химия (из-за того, что мне нравилось представлять себя чокнутой химичкой, работающей с реактивами :з), но я хотела поступить не на химфак, а на биоинформатический, так как меня очень привлекала область генной инженерии, да и в то время она была чудовищно перспективной. Тем не менее, биология мне не нравилась и, откровенно говоря, не давалась, а поэтому вместо биоинформатического, я решила сначала пойти на радиотехнический, чтобы затем остановиться все-таки на математическом как универсальном варианте.

В зарубежной школе я училась лучше всех в классе по всем предметам, кроме истории, в ней же я и начала строить свой учебный план. Для поступления в американские университеты (а хотела я именно в американские) мне надо было сдать 7 экзаменов IB, TOEFL, SAT, SAT Subject Tests и ЕГЭ на всякий случай. IB это очень сложная международная программа для поступления в Европейские и американские ВУЗы. Там Вас заставляют выбрать 6 предметов – 3 HL и 3 SL, где HL – профильные, а SL – дополнительные. Изначально у меня была Математика, Химия, Физика HL, а Английский, История и Русский язык SL, был еще и 6-й предмет – Теория Познания (чит. Философия) – но она была ни SL, ни HL. Английский я с течением времени перевела на HL, ради того чтобы поступить в престижные американские университеты (обычно требовалось 3 предмета HL, поэтому то, что у меня их было 4, считалось очень крутым :) ).

Результаты американского "ЕГЭ" для топовых американских ВУЗов. Чтобы вы понимали, выше 1500-а баллов получает лишь 2-1% населения страны.
Результаты американского "ЕГЭ" для топовых американских ВУЗов. Чтобы вы понимали, выше 1500-а баллов получает лишь 2-1% населения страны.

Math HL был самым сложным предметом из HL, а History SL – по SL. Математика IB славится своей сложной программой, нестандартными задачами и высокой нагрузкой, чем во многом похожа на русскую, а история – огромным количеством сочинений и информации для запоминания. Более того, ко всем этим предметам (кроме Теории и Англа) прилагались также эссе на 2000 слов и одна огромная работа по какому-то конкретному предмету на 4000 слов (основное эссе я писала по математике, по полиному HOMFLY, если кому интересно). Самым сложным предметом в плане эссе была физика. По ней надо было провести эксперимент, а меня этот предмет не интересовал от слова совсем, особенно с практической точки зрения. Выбрала светоотражение с банок и написала с большим трудом. Химия же мне очень нравилась, но хоть оценки у меня по ней были очень хорошие, с эссе по ней у меня не срослось. Я взяла тему по физической химии, а именно вязкости жидкости, и из-за проблем с покупкой реактивов у меня там ничего не вышло.

Что касается гуманитарных наук, то там все было, так сказать, не проще, хоть сдача русского языка людям, его не знающим, и кажется неудачным анекдотом. Его предполагалось изучать самостоятельно, это был родной язык по выбору, и то, как они предлагали мне это делать, показалось мне очень скучным. Надо было перебирать тонну литературы, учить кучу литературных приемов и написать унылое эссе об Отелло в переводе. Но по истории, наоборот, все было невероятно интересно. Хоть с предметом у меня и были сложности, меня он восхищал. В качестве темы я взяла ультраправый режим Видкуна Квислинга в Норвегии в период между 1941 и 1945 годами, ничуть не пожалев. Кстати, по математике тоже была работа на 2000 слов, и ее я написала о делении на ноль с точки зрения общей алгебры. Это было одним из самых интересных эссе, но и одним из самых проблемных, так как тема была довольно широкая :(

Еще в IB была такая вещь, как CAS, которая представляла из себя некий конгломерат регулируемых внешкольных занятий, которые по итогу заканчивались проектом по одному из них. По каждому занятию надо было написать “отзыв” на 150 слов, и этих слов должно было быть +- 40. В результате по программе можно было получить максимум 45 баллов, 42 по экзаменам и еще 3 за комбинированную шкалу результатов Теории Познания/Основного Эссе. IB являлся одним из самых важных экзаменов и моим аттестатом в принципе. Однако американские ВУЗы требовали не только IB, но и SAT и SAT Subject Tests, эдакие аналоги нашего ЕГЭ в США. SAT состоял из математики (58 простых заданий за 80 минут) и английского языка (96 простых заданий за 100 минут), по которым можно было получить макс. 1600 баллов.

Как вы можете понять, основная сложность теста была не в самих заданиях, а во времени, которое требовалось на каждое из него. За 80 минут решить 58 заданий по математике было, например, практически нереально, не говоря уже об английском языке. Средняя оценка по этому “ЕГЭ” была 1000 баллов, но первоклассные ВУЗы требовали более 1500. Меньше лишь для Стэнфорда, где еще кое-как брали с 1400-ми, но MIT такие поблажки, например, не делал. Даже если у тебя было, допустим, 1600 баллов, то с поступлением все равно могли возникнуть проблемы — ни одно количество баллов не гарантировало тебе прием в американский ВУЗ. В Гарвард могли взять с 1300-ми, но не взять с 1600-ми, это всегда была лотерея. Американские университеты по экзаменам лишь ориентируются.

Все это потому что одними экзаменами, особенно в стране с самыми конкурентными ВУЗами планеты, студентов себе не найдешь. Именно поэтому Университеты США ищут себе студентов с помощью “holistic review” – опыт каждого абитуриента изучается индивидуально. Он может включать в себя все что угодно: стажировки, олимпиады, внешкольные занятия, волонтерство и т. д. Результат всегда неизвестен, так как у разных университетов разные предпочтения. Например, в Лиге Плюща (Гарвард, Принстон и т. п.) важны лидерские качества, в MIT и Caltech – умение работать в команде, а в Стэнфорде и NYU – внешкольные достижения.

Итог присутствия самых светлых умов Америки в кампусе MIT
Итог присутствия самых светлых умов Америки в кампусе MIT

Вообще, лучшие ВУЗы США делятся на три категории

Первая – MIT и Caltech. Вопреки популярности первого, Caltech является не менее престижным, если не более. Оба университета являются крупнейшими технологическими высшими учебными заведениями Америки, просто MIT находится рядом с Бостоном, а Калтех – в Пасадене, Калифорнии.

MIT – огромный, известнейший институт, где учится 11.000 человек. Он известен своими драконовскими академическими требованиями к абитуриентам, и его больше всего в резюме поступающего его привлекают стажировки, олимпиады, хакатоны и т. п. Ну и из-за того, что там благодаря этому царит интеллектуальная атмосфера, ВУЗ переполнен самыми разнообразными представителями левого движения. Причем настолько, что в одном общежитии гетеросекуалов стало аж 20%, а другое даже закрыли из-за повальной наркомании и рисования на стенах.

Калтех же намного меньше – в нем учатся всего ~3000 человек. Его отличие от MIT в первую очередь заключается в том, что он расположен в совершенно другой среде – западное побережье, Стэнфорд, Гугл, Эппл и бесчисленное множество технологических стартапов и корпораций. Во-вторых, по отношению к иностранным студентам. MIT предоставляет финансовую помощь, не обращая внимание на то, является ли он гражданином США или нет, а Caltech очень внимательно на это смотрит и даже заставит Вас подавать на нее каждый год заново, если вы иностранец. Тут надо сделать отступление и сказать, что американские ВУЗы стоят безумных денег и семьи копят на них с самого начала рождения ребенка. Обучение в том же MIT стоит 58.000$/год, не говоря уже о проживании. Для среднестатистической семьи талантливого человека это неподъемная сумма.

Поэтому в США ввели такую вещь, как financial aid – когда университет частично или полностью выплачивает сумму за проживание и обучение студента. Иностранцам надо знать, что есть два типа университетов – need-blind и need-based. Need-based – то, что вы не можете оплатить вуз, влияет на вашу заявку, need-blind – нет. Например, основные ВУЗы Лиги Плюща, а именно Гарвард, Йель и Принстон, являются need-blind. И это не просто так, ведь Лига Плюща является ассоциацией одних из лучших университетов Америки, на уровне Стэнфорда, Чикагского Университета и MIT.

Гарвард является самым успешным и известным представителем этой лиги. Он стоит рядом с MIT и славится тем, как бесполезно туда поступать. У 5% это, впрочем, получается, и в отличие от MIT, самоубийств впоследствии не так много. Кстати, он является почти полной противоположностью MIT, чуть ли не во всем. В то время как в MIT берут тех, кто преуспевает академически, в Гарварде делают акцент на внешкольных занятиях. В MIT левая, прогрессивистская атмосфера коллективного труда, а в Гарварде акцент делается именно на личность. Процесс обучения тоже очень сильно разнится. В MIT колоссальная нагрузка по учебе и на другое времени почти не остается. Цель Массачусетского Технологического Института – воспитать хорошего работника, выдающегося в какой-нибудь конкретной дисциплине ученого, а не человека, которому подвластно все. Именно поэтому в то время как в MIT студенты изобретают невероятно классные вещи (посмотрите только на канал этого ВУЗа!), Гарвард славится своими клубами / спортом / газетами и журналами. Впрочем, это не означает, что эти заведения не могут быть лучше в дисциплине другого. К примеру, в Гарварде есть сложнейшая в мире математическая программа, а в MIT – один из лучших сайтов для ознакомления первокурсников с ВУЗом и чудесная медиа-лаборатория.

Самый слабый абитуриент в университет Лиги плюща.
Самый слабый абитуриент в университет Лиги плюща.

Но помимо Гарварда есть и другие университеты Лиги Плюща. Несмотря на различия по отдельным дисциплинам, общая картина выглядит примерно так: Гарвард > Принстон > Йель > Колумбийский Университет > Университет Пенсильвании > Брауновский Университет > Дортмут > Корнэлл.

Принстон является лучшим Университетом для изучения естественных наук, а в частности математики — в нем училось множество выдающихся математиков, включая Теренса Тао, рядом находится один из лучших НИИ, где преподавал сам Эйнштейн, а ещё он славится своим политфаком. В штате Коннектикут находится Йель — пожалуй, лучший из всей Лиги по гуманитарным наукам. Там училось множество американских политиков, экономистов и т. п. и, в принципе, университет является одним из самых международных членов этой лиги, часто приглашая в свои стены людей из самых разных стран, включая, например, главу центробанка, Эльвиру Набиуллину.

Что касается чего-то пониже, то Колумбийский Университет расположен в Нью-Йорке, а Пенсильванский имеет самую лучшую бизнес-школу в США, причём в последнем учился сам Трамп. Кстати, Колумбийский ещё хвалится своими математическими дисциплинами, ведь рядом с ним находится известнейший Курантовский Институт Мат. Наук. (именно там наш соотечественник Григорий Перельман приступил к решению теоремы Пуанкаре). Восточнее Пенсильванского Университета находится Брауновский, о котором стоит рассказать в отдельности. Он находится в г. Провиденс и известен тем, что там почти всю программу можно составить на свой лад. Хотите изучать математику и египтологию? Пожалуйста! Тем не менее, туда очень сложно поступить.

Карта университетов Лиги плюща.
Карта университетов Лиги плюща.

Наиболее топовым университетом для поступления вне Лиги Плюща является Стэнфорд. Это сложнейший ВУЗ для поступления, наравне с MIT. Он расположен в Калифорнии и привлекает абитуриентов своими связями с корпорациями и своеобразным образованием, компенсируя это полным отсутствием финансовой помощи для иностранных студентов. Его приемная комиссия ценит в школьнике целеустремленность, лидерские качества и общее развитие, являясь противоположностью MIT в данном вопросе.

Другие известные ВУЗы страны – Джорджтаунский (политика и философия), Вандербильт, Райс, Чикагский, Дьюк, NYU, Джона Хопкинса (медицина), Мичиганский и Нортуэстерн. Отдельно идут технологические университеты: Карнеги-Меллон, Рочестер, Джорджийский, Пердью и Техасский. Есть еще государственные университеты (дешево и сердито, самый известный – OSU), университеты Бригама-Янга, Техасский A&M, HBCU (исторические университеты для темнокожих вр. сегрегации, там почему-то очень много женщин) и т. п. Колледжи свободных искусств дают общее образование, очень красивы и имеют малый размер. Самые лучшие и известные среди них – Амхерст, Колгейт, Боудин, Уильямс, Гриннельский, Уэслианский, Тринити, Уэллсли, Бернардский, Оберлинский, Брин-Мор, Рид, Суортворт и Хаверфорд. У рядового американца эти заведение ассоциируются, в первую очередь, с бессмысленной тратой накопленных средств.

Предприимчивый абитуриент решил запастись вариантами на всякий пожарный.
Предприимчивый абитуриент решил запастись вариантами на всякий пожарный.

В общем, подавала я всего в четыре ВУЗа – MIT, Принстон, Гарвард и Нортуэстерн. Почему не больше? Во-первых, почти все вышеперечисленные университеты не смотрели на то, гражданин ты или нет, при предоставлении финансовой помощи. Во-вторых, писать кучу писем для поступления мне тоже не хотелось. А, в-третьих, я была дурой. Только потом я узнала, что обычно иностранные студенты подают в 50, а то и 100 университетов, для того чтобы с пакетом финансовой помощи их приняли хоть в какой-нибудь. И в большинстве случаев их все-таки не берут.

Кстати, да, в каждый из этих ВУЗов надо было катать заявки, состоявшие из сочинений, вопросов по поводу личной жизни и т. п. У каждого университета "индивидуальный подход", из-за "индивидуальности" которого ты заново начинаешь ценить четкий, понятный и неиндивидуальный подход ЕГЭ. В некоторые из них надо было сдавать еще SAT Subject Tests, аналоги SAT, но по отдельным предметам, необязательные (но писать их в мои ВУЗы рекомендовалось) и с огромным разнообразием тем. Так в SAT Subject Test по математике были матрицы, а по физике была теория относительности. SAT я со свистом завалила, написав на 1300. Почему так? Во-первых, я готовилась всего три дня. Во-вторых, последний год учебы у меня летела по полной программе крыша, и я изредка даже могла с кровати встать, не говоря уже о подготовке к таким экзаменам. Математику на 740, англ на 560. Математика мне далась значительно проще английского и, в принципе, по результатам это видно. Ее я сделала полностью и даже успела перепроверить, а вот с английским я остановилась на полпути, ибо моя скорость чтения (В SAT II чтение – самая сложная часть) оставала желать лучшего.

В принципе, это меня не расстроило, так как мой главный выбор – MIT – имел опцию выбора Сабджектов вместо SAT II. Тут стоит сказать, что в США есть “основной выбор” Early Action, с которым надо подавать в Ноябре и (за редким исключением) в один ВУЗ, и Regular Action. По Early Action, понятное дело, шанс попасть в ВУЗ был выше. Я подала на EA в MIT, несмотря на то, что MIT был этим редким исключением, так как я считала, что разница все-таки есть. Не повторяйте моих ошибок, оказалось, что это действительно не имеет значения. С SAT Subject мне повезло. К ним я долго готовилась и сдавала как физику, так и математику II. По физике я получила 740, а по математике 800, что было не супер, так как обычно абитуриенты по обоим предметам получали больше 1500 баллов.

В MIT была своя система подачи документов, а все остальные шли через общую американскую Common App. С самого начала там надо было сделать довольно простые, незамысловатые вещи – в какой школе училась, имя, страна проживания, паспорт, экзы и т. п., а затем – сочинения для каждого из ВУЗов. Эти сочинения были самой важной частью процесса подачи документов, так как по ним судят то, как абитуриент излагает мысли. В Гарвард надо было написать сочинение на тему любимой книги, в Принстон – послать свою научную работу, а в Нортуэстерн “почему вы выбрали наш университет”. Так как MIT был моим первым выбором, то эссе туда были наиболее сложными – нужно было по отдельности расписать каждое внешкольное занятие, кем ты хочешь стать, твое любимое хобби и т. п. Мозгодерство, короче.

Затем следует интервью с представителем этого университета в твоей стране. MIT, Гарвард и Нортуэстерн меня с ними послали к чертовой матери и, понятно почему, ориентироваться на университеты с 5-2% поступления мне явно не стоило. Что касается Принстона, то он решил со мной все-таки провести интервью. Мне написал довольно миловидный дядька почтенного возраста из Севера Италии, когда я находилась в России. Он восхитился моими увлечениями, успехами и сказал, что меня могут с большой вероятностью взять. Меня не взяли.

Письмо о том, что вас не приняли в MIT :')
Письмо о том, что вас не приняли в MIT :')

После того как меня режектнули из всех ВУЗов США, у меня была настоящая апатия. Я искренне не понимала, почему все так сложно, ведь я очень сильно старалась и проделала огромную работу. По этой причине я решила перепоступать и пошла на форумы для поиска причин. (Впоследствии меня взяли в Нидерландский ВУЗ, куда я довольно быстро прошла из-за очень хороших результатов по IB (40, 7 Math HL, 7 Chem HL, 6 Phys HL, 7 English HL, 7 Rus. HL, 5 History HL, 2 TOK + EE) и отличной сдачи экзамена по английскому языку.)

Оказалось, что я метилась далеко не туда, куда нужно и, вообще, не очень хорошо понимала сам процесс поступления. Я пошла в MIT как иностранная студентка, а туда берут лишь 2% на бесплатное среди неграждан (что они оправдывают квотами со стороны правительства США, но мы-то с вами знаем). Тесты SAT окончательно все угробили. Внешкольные занятия у меня тоже были не сверхклассными, мягко говоря. Я играла в группе на клавишных, работала в школьном саду, переводчицей в газете, писала статьи по математике и участвовала в олимп. движении, но этого было недостаточно. Люди, поступавшие в эти университеты, не поступали даже со множеством стажировок в лучших компаниях, международные олимпиады не гарантировали поступления, не говоря уже о чем-то местном, а с “отличниками” обращались, как с навозом – средний абитуриент в MIT имел 1500 по SAT. Да, я, действительно, получала очень высокие оценки по математике для моей школы, но только для нее – эти университеты не сильно обращали на них внимания.

Работник MIT, "лицо MIT в Quora" Том Стаглиано, доходчиво объясняет, куда отправляет лучший технологический институт Америки абитуриентов, которым нечего предоставить, кроме результатов олимпиад
Работник MIT, "лицо MIT в Quora" Том Стаглиано, доходчиво объясняет, куда отправляет лучший технологический институт Америки абитуриентов, которым нечего предоставить, кроме результатов олимпиад

Подводя итоги, я бы выделила следующие свои ошибки при поступлении в американские университеты

  1. Начнем с того что мне стоило подавать больше, чем в 4 ВУЗа, а минимум в университетов 25 изначально. Американские ВУЗы очень конкурентны, и их процесс приема размыт, поэтому надо было максимально подзапастись вариантами на всякий случай.

  2. Мне стоило побольше посвящать себя социальной работе, так как она очень сильно ценится американскими университетами. Я видела, как людей с золотом по Математической Международной Олимпиаде не брали, а какую-то невзрачную девочку, много проработавшую волонтеркой, забирали с распростертыми объятиями.

  3. Мне надо было получше изучить ВУЗы, в которые я подавала. Ну не подходил мне Гарвард или Нортуэстерн, они почти полностью противоположны моему характеру. Лучше бы подала в Джорджийский Технологический или в какой-нибудь Калифорнийский.

  4. Пожалуйста, предпочитайте стажировки олимпиадам. Хорошая стажировка для американцев значит всегда больше, чем ваши награды и сертификаты, ведь это показывает не только ваш ум, но и работу в команде, практичность и т. п. У всех поступивших они были.

  5. Не подавайте исключительно в need-blind, это ловушка! В need-sensitive университетах, как оказалось, помощь в тех же объемах получить значительно проще, чем в каком-нибудь need-blind Гарварде и т. п.

Вот и все, надеюсь статья вам понравилась, я очень старалась и попытаюсь больше писать нечто подобное о своей жизни ;)

Не совершайте моих ошибок и будьте зайчиками :3

Полезные ресурсы:

Tom StaglianoЛицо MIT в ресурсе Quora

Crimson Education – Очень хороший блог о подачи документов в университеты Америки и Великобритании

Online SAT / ACT Prep Blog by PrepScholarПолезный блог о поступлении в американские ВУЗы

MIT AdmissionsЧудесный блог MIT о жизни студентов университета

Сказ о том, как один нерадивый провинциал в MIT поступалОтличная статья о поступлении в MIT на Хабре

Сабреддиты:

r/ApplyingToCollege – общая информация

r/ApplyingIvyLeague – информация по подаче документов в Лигу Плюща

r/IntltoUsa – информация по поводу поступления в американские университеты

r/chanceme – оцените ваши шансы поступить в ВУЗ

Комментарии (106)


  1. TheGodfather
    20.06.2022 17:06
    +3

    Так и что, где вы сейчас (или когда там события из статьи происходили?), куда поступили, как живется и проч и проч?


    1. athoremmes Автор
      20.06.2022 17:25
      +12

      Я в Нидерланды поступила, о чем тоже скоро напишу :)


      1. cze
        20.06.2022 21:14
        +3

        Напишите пожалуйста в статье про Нидерланды, как устроили там свои быт (что понравилось, различия между РФ, США, НДЛ, лично ваш опыт. Конечно если останется на это время), помимо технической части о поступлении.


      1. Inoriol
        21.06.2022 07:19
        +4

        А с НИУ ВШЭ что? Он у вас в профиле указан.


        1. Dimsml
          21.06.2022 15:49
          +1

          Ещё никогда Штирлиц не был так близко к провалу. :)


          1. Inoriol
            21.06.2022 16:52
            +1

            Да не, там вон автор ответила на это, правда глубоко снизу и в другой ветке:

            Да, я учусь в НИУ ВШЭ на данный момент, у меня проблемы со здоровьем, поэтому я не в состоянии учиться за границей.

            Видимо с Нидерландами где-то не сложилось и история в следующих частях дойдёт до этого момента.


          1. athoremmes Автор
            21.06.2022 22:39

            Я ответила ниже, извините, что не ответила тут.


  1. Lelant0s
    20.06.2022 17:12
    +17

    Как человек, у которого сестра поступила в очень хороший ВУЗ второй лиги в США, могу сказать, что:

    1) самые крутые ВУЗы (Лига Плюща) - это клуб. Кажется нам это справедливым или нет, но это факт. Если вы не из соответствующей семьи или не Грета Тунберг на пике активности, то даже на попытку время я бы не тратил - полученный опыт не сможет быть монетизирован где-то в другом месте. Ибо - клуб. В прямом смысле.

    2) волонтёрства - разводняк, на который я бы особо не велся. Это было в тренде лет 10 назад (соцответственность и вот это всё), но скоро прошло. Сейчас вас скорее возьмут с хорошей практикой в коммерческой структуре или научной организации. Под соусом "опыта волонтерства" в основном берут тех, кого надо взять для разнорядки, а притянуть больше не за что. Часть иностранных студентов, свои темнокожие и т.д.

    Всё сугубо имхо.


    1. athoremmes Автор
      20.06.2022 17:25
      +2

      Отвечу немного.

      1) Абсолютно. Очень редко видела, когда туда поступали исключительно по какому-то умению из иностранцев. Хоть в Корнелл и Дортмут иногда берут из обычных семей.

      2) Не совсем. Рассматривая анкеты поступающих в ВУЗ, я замечала, что тех, кто занимался социальной работой, брали туда чаще, чем людей с опытом работы и т. п. Но это общее впечатление.


      1. akhalat
        20.06.2022 17:34

        Рассматривая анкеты поступающих в ВУЗ,


        Неужели их сливают в открытый доступ?
        Или это какие-то показательные обезличенные? В таком случае, выборка специально может быть искажена.


        1. athoremmes Автор
          20.06.2022 17:38
          +2

          Я одно время была членом группы для студентов, поступающих в ВУЗы США, и там надо было опубликовать анкету.


    1. Nbx
      21.06.2022 15:20

      Было несколько статей как вполне себе поступали

      habr.com/ru/post/568944

      habr.com/ru/post/567132

      Внешкольные занятия у меня тоже были не сверхклассными, мягко говоря.
      Всегда интересно почему нельзя написать всё что твоей душе угодно, один раз ходил помогать бедным помогать — напиши что ты мать Тереза и т.п.

      У меня есть пара знакомых которые в MIT учились, один из них в школе на тройки учился. Так что не всё так плохо как кажется.

      Плюс работал с одним коллегой, тоже из MIT, гонору было хоть отбавляй, а результатов не очень. Зато колечко своё всё время на всеобщее обозрение выставлял.

      Тут надо сделать отступление и сказать, что американские ВУЗы стоят безумных денег и семьи копят на них с самого начала рождения ребенка. Обучение в том же MIT стоит 58.000$/год, не говоря уже о проживании
      Самое интересное что все топ университеты вообще могут не брать плату со студентов. Т.е. все студенты могут учиться в них бесплатно, так как это не основная статья доходов для топ университетов.

      Многие из этих университетов выкладывают свои программы бесплатно онлайн, так что вполне можно учиться по ним самостоятельно из своего урюпинска.


      1. Alek_roebuck
        21.06.2022 20:38

        У меня есть пара знакомых которые в MIT учились, один из них в школе на тройки учился. Так что не всё так плохо как кажется.

        Тут непонятно. В МИТ не берут с тройками. В США нет вступительных экзаменов (точнее, есть что-то вроде ЕГЭ, но он никогда не был главным фактором). Главный фактор - как раз школьные оценки. Но в МИТ прут многие тысячи абитуриентов с максимальными оценками. Так что если кого-то взяли в МИТ только за круглый "отл" в школе и идеальные баллы ЕГЭ - значит, ему повезло. А если его взяли, несмотря на школьные тройки - значит, у него были чрезвычайные достижения вне школы. Или он был индеец, взятый по квоте.

        Ваш знакомый - американец? Если да, уверяю, он не был обычным троечником. Даже круглых отличников с дополнительными достижениями массово отсеивают.

        Если же ваш знакомый не американец, то дайте угадать: он не учился в МИТе. Он там писал диссертацию. Это совсем другое дело. Диссертация в МИТе, конечно, престижнее диссертации в обычном вузе (впрочем, в обычных американских вузах докторских программ нет, так что альтернатива МИТу - менее, но тоже престижный универ). Но разница уже не столь существенна. Никто не побежит предлагать вам непыльную работу с хорошей зарплатой за одно то, что вы получили PhD в МИТе. Конкурса туда нет, точнее есть конкурс на каждую должность отдельно, как и в остальных аспирантурах всего мира. При поступлении в аспирантуру никто не спросит, как вы сдали МХК в 9 классе школы, есть ли у вас спортивные и музыкальные достижения, помогали ли вы пострадавшим от землетрясения на Гаити.

        Плюс работал с одним коллегой, тоже из MIT, гонору было хоть отбавляй, а результатов не очень. Зато колечко своё всё время на всеобщее обозрение выставлял.

        У меня из МИТа была завлабы. МИТом очень гордилась и скучала по Бостону. В своём университете, тоже далеко не последнем, она, по слухам, приносила больше денег, чем любой другой профессор: регулярные миллионные гранты. Нацеленная на работу. Процитирую ее мотивационную речь. Понятно, что это могут быть просто слова на публику, но она реально так живет. "Мой научный руководитель по понедельникам задавал мне один и тот же вопрос, и теперь, спустя сорок лет, я всё так же по понедельникам отвечаю уже сама себе на этот вопрос: мадам, прошла неделя, что вы сделали за эти 80 рабочих часов?" Регулярно должны быть результаты. Неопубликованная работа - несделанная работа. Публикации в журналах с ИФ меньше 4 - трата времени. Публикаций у неё тысяча, хирш 60.

        Так вот. Само по себе это ничего о МИТе не говорит. Я же к ней попал не как к выпускнице МИТа, а как к успешному профессору. Но как-то на конференции в Бостоне она провела меня в два закрытых зала-салона: один арендовали выпускники ЮПенна (один из "плющей", между прочим), а другой - выпускники МИТа. Сидели на диванчиках, ходили с места на места, пили вино с фруктами и сырами, знакомые болтали, незнакомые знакомились, музыка играла. В салоне ЮПенна устроили лотерею. Давно не видевшиеся люди обсуждали, у кого какая карьера, какие дети, где общие знакомые. В салоне МИТа люди знакомились и сразу же договаривались о совместных проектах.


        1. Nbx
          21.06.2022 20:50

          Ваш знакомый — американец? Если да, уверяю, он не был обычным троечником. Даже круглых отличников с дополнительными достижениями массово отсеивают.
          Один был американец с тройками, не цветной (ну может слегонца), второй с гринкой. При случае спрошу детали, запомнил что говорил что попал туда из-за сломанной ноги в последних классах школы. Типа появилось очень много времени и это позволило выстроить правильную траекторию.
          МИТом очень гордилась и скучала по Бостону.
          Жил некоторое время в Бостоне, не очень понятно по чему там скучать. Может конечно по студенческим временам, но это другое.
          В салоне ЮПенна устроили лотерею. Давно не видевшиеся люди обсуждали, у кого какая карьера, какие дети, где общие знакомые. В салоне МИТа люди знакомились и сразу же договаривались о совместных проектах.
          Звучит конечно не очень правдоподобно — ну кроме случаев когда МИТшники были преподователи/професора из университетов. Зачем успешному человеку вписываться в новые проекты, с каким-то хреном с горы, если обычно и на существующие времени не очень много.


          1. Alek_roebuck
            21.06.2022 21:11
            +2

            Это были участники конференции по material science. Естественно, все поголовно - научные сотрудники, большинство - профессора с собственными лабораториями, и темы не очень далекие друг от друга. Не филологи знакомились с ботаниками, а физики с химиками.

            Правдоподобно или нет, а в мою полунаписанную статью включили соавтором тетку, с которой мы до той встречи и не подозревали о существовании друг друга. Вклад ее в статью был небольшой. В публикации ее лабы тоже включили кого-то из наших. Не очень хорошо с точки зрения научной этики, зато демонстрирует работоспособность митовцев и их нацеленность на успех.

            попал туда из-за сломанной ноги в последних классах школы. Типа появилось очень много времени и это позволило выстроить правильную траекторию.

            Правильная и вполне достижимая траектория со сломанной ногой в последних классах школы - получить круглое А.

            Собственно, из-за формализованности несложных критериев в американских школах любая оценка, кроме A, говорит о том, что ученик ленится выполнять задания соответственно требованиям. Скорее всего - вообще ленится выполнять задания. Сами по себе задания простые. Например, сказали написать стихи. Сложно? Творчески? Как бы не так. Напишите что-нибудь шестистопным хореем, можно без рифмы, начинаться должно с обращения к музе (по примеру Гомера), должны быть такие-то события и такие-то тропы. Дальше просто по списку проходите и ставите галочки: "музу упомянул, хорей шестистопный... а! забыл аллитерацию вставить, сейчас быстро поправлю..." - и учитель проходит по тому же списку и ставит оценку. То же самое по остальным предметам. Старательный ученик, если не тупица, получит A. Если B, значит, не очень старательный или местами тупит. Если C, значит, либо ленивый и безответственный, либо тупой. А зачем в МИТе ленивые и тупые, если там очередь нетупых и трудолюбивых?

            Несколько лет назад МИТ отчитывался, что 100% поступивших были в лучшей четверти своего класса. Не знаю уж, откуда они брали статистику, теперь они такого не пишут. Ну так вот, троечник не может быть в лучшей четверти класса, ведь место в классе определяется именно по оценке. В некоторых классах не может быть в принципе (grading on a curve), в других в принципе может, но тогда учитель больно схлопочет.

            97% поступивших в МИТ были в топ-10% своего класса. То есть отличники. А теперь смотрите. Белых в МИТе всего 40% среди американцев, причем большая часть из них (наверно, около четверти) латиноамериканцы. Белых-нелатиноамериканцев примерно столько же, сколько меньшинств-неазиатов, когда в стране в целом белых-нелатиноамериканцев 58%. При этом в школах белые учатся лучше прочих. Так что если вы простой англосакс, не надейтесь, что попадете в те 3% поступивших, кто не был в школе отличником.


        1. MegaMANGO
          22.06.2022 01:21

          В салоне МИТа люди знакомились и сразу же договаривались о совместных проектах

          – Ля, прикольненько ????. Работящие учёные, что сказать. Вдохновляют меня такие люди. Правда иногда немного пугает такая зацикленность на работе, совсем без личной жизни


      1. 0xd34df00d
        21.06.2022 23:20

        Плюс работал с одним коллегой, тоже из MIT, гонору было хоть отбавляй, а результатов не очень. Зато колечко своё всё время на всеобщее обозрение выставлял.

        Кстати, аналогично. Гонору много, имитации бурной деятельности тоже очень много, а включаешь — не работает.


        1. MegaMANGO
          22.06.2022 01:27

          Какой же Хабр тесный... Уже дофига времени тебя встречал :D


      1. MegaMANGO
        22.06.2022 01:02

        Было несколько статей как вполне себе поступали

        – чистого рода ошибка выдавшего. Если мне кто-нибудь скажет, что он поступил в какой-нибудь пристижный ВУЗ Америки, и не протрубил об этом на каком нибудь русскоязычном форуме типа Хабра, то он солгёт. Русскоязычных же людей, которые пытались туда попасть годы подряд, у них ничего не вышло, они проплакались в подушку и забили гораздо больше. Да, это говорит, что абсолютного клуба нет, но шанс попасть туда типичному обывателю всё также стремится к нулю, и даже у некоторых опытных в науке людей он меньше половины. А учитывая, что это – НАУЧНЫЕ клубы, сейчас эпоха интернета, и куда проще попасть туда, уже будучи профессором, предварительно пописывая научные статьи при каком-нибудь средненьком универе – это такая же трата времени, биться туда, будучи подростком из Русской семьи, какая бы это была трата времени для того, чтобы пытаться попасть в закрытый клуб


  1. DmitryOlkhovoi
    20.06.2022 17:12
    +4

    Гулял по гарварду и mit. Честно говоря то какими я их рисовал и реальность удручает))


    1. Goupil
      20.06.2022 18:02
      +4

      У MIT до сих пор на заднем дворе валяется порезанная вакуумная камера для токамака? Там я кстати когда-то купил книжку по питону для ученых. Толстую и бесполезную.


    1. niksite
      20.06.2022 21:08
      +5

      Гулял по Стэнфорду. Норм.


    1. TsarS
      20.06.2022 22:21
      +16

      Ходил по Бауманке в 90-х. Норм


    1. F0iL
      20.06.2022 23:38
      +4

      Гулял по кампусу в Беркли. Более чем норм.


    1. Daddy_Cool
      21.06.2022 01:34
      +3

      По Принстону до ковида. Ну такое, красивое.


    1. steanlab
      21.06.2022 02:05
      +5

      Гулял… БГУ когда-то тоже был ничего, во внутреннем дворике в 2000-х белки запрыгивали на колени, когда сидел на лавке :) В кучах около химфака можно было найти живые алундовые тигельки. Эээх


      1. Ivan22
        21.06.2022 15:23
        +3

        Бывал в общаге Полоцкого университета. Сурово и печально


    1. SnowBearRu
      21.06.2022 15:48
      +1

      МИФИ - гулял по всему коломенскому )) Норм было, тихо не ухожено... не то что сейчас ))))


  1. Vsevo10d
    20.06.2022 18:04

    Тут в соседних темах пошаговые инструкции что и как говорить на собесах выкладывают, где вроде как рынок труда, защита работника и нет односторонней дискриминации "приема абитуриентов". А вы сходу ломанулись в закрытые элитарные сообщества, куда принимают истеблишмент, бейсболистов или накрайняк гениев с IQ 200 и грыжей мозга из ушей. Зачем? Знания там не более значимые и правильные, чем ещё где-то, это как фарм легендарок в играх - не ради параметров лута, а ради статуса.

    Для чего написан текст? Чтобы показать, какие формы отказа придут любому из нас, попытавшемуся туда податься? Лучше и правда напишите про то, что и как у вас получилось.


    1. Goupil
      20.06.2022 18:22
      +34

      Иногда полезно делиться историей неуспеха. Было где то даже полушуточное предложение учёным делать CV провалов — невыигранных грантов, не взлетевших проектов, не принятых нигде статей.


    1. athoremmes Автор
      20.06.2022 18:28
      +24

      Этот текст написан для того чтобы показать, что из себя представляет процесс поступления в университеты такого уровня. Он далеко не очевиден, и то, что Вы описали выше, является лишь одной из его бесчисленных граней. Тем более, что контингент, туда поступающий, очень и очень сильно разнится и заключается далеко не только в отдельной "элитке". И мне кажется, что написание таких статей важно, для того чтобы дать представление об этом процессе.


      1. Vsevo10d
        20.06.2022 22:34
        +16

        На Хабре был годный личный опыт человека, стремившегося попасть в американские универы, где все разложено по полочкам с мелкими подробностями. Извините, но у вас все написано путано и без особой видимой системы и мотивации: "хотела быть "сумасшедшим ученым"-химиком, но потом решила в биологию но она не давалась, поэтому математика, еще была история, гуманитарка, но экзамены сдала так себе, потому что готовилась три дня, ну и фиг с ним, зелен виноград". Плюс все разбавлено какими-то побочными рассуждениями, чем крут тот или иной вуз и где он на карте.

        Особым секретом не является, да и вы косвенно это подтверждаете, что как в элитных школах в РФ, так и в элитных вузах США нужно не только знать на 6 баллов из 5 по правильным учебникам, но еще в нужные моменты собеседований/задач проявить свое "мышление за рамками" ака "возьму пирожок и вылезу из ямы", уметь писать мотивационную макулатуру и показывать что любишь обмазываться несвежей нефтью и спасать из нее птиц свою левацкую общественную нагрузку на добровольных началах.

        В наше время Плющ есть в виде курсов в онлайне, зачем рвать в него дупу – ради престижа? Кампусовской атмосферы с ее отмороженными посвятами? Пожить в Штатах? Я с самого старта платформы записался на eDX на курс Solid State Chemistry (по-нашему общая- и физхимия) от MIT. В каментах к заданиям все вешались от фазовых диаграмм, например, а я, три года как закончивший далеко не самый топовый вуз в Москве, не узнал ничего нового. Ну максимум, что Менделеев был "very Russian", и таблицу изобрел, путешествуя на поезде по Транссибу и раскладывая пасьянс: мол, однажды он подумал, что пусть цифры - это атомные веса, а масть - характерные степени окисления. Ну вот такая у них интересная легенда, а у нас все тупо "приснилась, приснилась" : )


        1. athoremmes Автор
          20.06.2022 22:52
          +8

          Извините, но то, что вы привели, это огромная статья с совершенно другой подачей. Ее смысл — по-максимуму вложиться в детали и описать сам процесс поступления.

          Моя же цель — написать короткую статью, сфокусированную на том, что я чувствую о том, что я прошла. Мне кажется, что информацию о поступлении можно вполне найти в интернете и значительно более качественную, чем то, что я, в принципе, могу здесь изложить, в то время как чего-то чуть более личного единицы.

          Мне прекрасно понятно, что в "лучших ВУЗах планеты" далеко не самое качественное образование, а во многих российских оно даже лучше, о чем я и написала выше. Тем не менее, для меня этот опыт все равно очень ценен, так как он показал мне то, на что я способна и, самое главное, познакомил меня со множеством интересных и увлекательных людей, которых я бы без него никогда не увидела.

          PS: Прошу Вас, можно не говорить о том, что меня мотивировало, а что нет? У меня тогда были серьезные проблемы, начавшиеся через год после подачи, которые от меня особо не зависели.


        1. Daddy_Cool
          21.06.2022 01:39
          +12

          Курсы в онлайне... Ну вы всерьез? После курсов в онлайне вам скажут... ничего. Никто о вас не узнает. А ВУЗ - это закомства, связи, личное общение, вопросы после лекции... и т.п...


        1. amberovsky
          21.06.2022 10:11
          +4

          В наше время Плющ есть в виде курсов в онлайне, зачем рвать в него дупу – ради престижа?

          Элитарность/закрытость не заканчивается на моменте поступления/выпуска.

          Похожий пример - "BA" в топовых MBA программах вторично, огромная стоимость обусловлена совсем другим.


  1. worldmind
    20.06.2022 18:22
    +2

    Квислинга помню только из-за истории о попытке заставить норвежких учителей заниматься пропагандой фашизма в школах, кто не знает почитайте, очень занимательная и актуальная история


  1. dsoastro
    20.06.2022 18:37
    +2

    А ФизТех и прочие хорошие тех. вузы не рассматривали? Не думаю, что знания там хуже дают, зато нет всех этих бредовых писем и пр.


    1. athoremmes Автор
      20.06.2022 18:39
      +3

      Я затем в Нидерланды поступила. Но да, точно не хуже, выпускник МФТИ, поступивший в MIT через трансфер, сказал, что даже лучше :)


      1. 0xd34df00d
        20.06.2022 18:51
        +14

        Ещё бы выпускник МФТИ что другое сказал, МФТИшный снобизм известен :]


    1. Daddy_Cool
      21.06.2022 01:41
      +2

      А смысл? Когда из целой физтеховской группы в России остается один человек... Грустное наблюдение...


      1. MishaRash
        22.06.2022 21:41

        Почему, бесплатно получить качественное образование и потом уехать для студента лично звучит неплохо. Другим, правда, при этом обидно, что бюджетные средства тратятся на обучение специалистов для заграницы. И сейчас перемещаться должно быть намного сложнее, чем раньше.


  1. bbs12
    20.06.2022 22:54
    +3

    Мне почему-то кажется, что эта "клубность" и "элитарность" - это очень благодатная почва для всяческих излишеств типа коррупции и тому подобного или не?

    По некоторым описаниям эти заведения выглядят как инкубатор для технических специалистов. Это не похоже на науку, скорее VIP-ПТУ с фейсконтролем.


    1. athoremmes Автор
      20.06.2022 23:09
      +3

      Вообще, да, я до сих пор не забуду, как в чате поступающих в американские ВУЗы один пакистанец хвастался тем, что его взяли в Гарвард. Я ломала голову, мол, почему и т. п., а оказалось, что он просто на априори платный факультет (мед) пошел :D


      1. Alek_roebuck
        21.06.2022 01:12

        В Гарвард и вообще в американские вузы нельзя поступить в мед в том смысле, как поступали вы. Неважно, платно или нет. В США высшее медицинское образование принципиально докторское. Туда можно поступить только после бакалавриата с околомедицинским набором сданных предметов. Медицинских бакалавриатов в США нет.*

        На медфаки (медицинские докторантуры) тоже очень высокий конкурс, даже не в Гарварде. Так что если ваш пакистанец туда поступил, что само по себе странно (зачем он тогда оказался с вами в одном коллективе и как он сумел поступить на медфак в Гарвард, не отучившись хотя бы год в США?), ему есть чем гордиться.

        ______

        [*] Встречаются программы ускоренного бакалавриата, рассчитанные на бесшовное поступление в меддокторантуру. Но встречаются редко и туда еще сложнее попасть.


    1. JamboJet
      21.06.2022 13:35
      +4

      Мне почему-то кажется, что эта "клубность" и "элитарность" - это очень благодатная почва для всяческих излишеств типа коррупции и тому подобного или не?

      Да, именно поэтому туда столько людей и стремится. Мне рассказывали, что диплом гарварда с хорошим братством это сразу +2 ступеньки в карьере (то есть даже самый тупой и неисполнительный человек застрянет станет хотя бы средним менеджером, а уж умный злой энергичный взлетит в топы в 35 лет, когда "обычные" выпускники ими изредка становятся под 50). И везде у тебя свой человечек: отец одного друга - сенатор, второго дружбана - банкир, а близняшки-подружки с которыми ты так здорово развлекался в джакузи - дочки главного по закупкам в пентагоне.

      А знания то да, везде одинаковы, хоть в MIT, хоть в Швеции, хоть в Нидерландах.


  1. athoremmes Автор
    20.06.2022 23:12
    +11

    Извините меня, пожалуйста, за то, что статья довольно витиевата и мой опыт не очень хорош. Я, действительно, не понимала, на что шла и чего ожидала, мои представления об американских университетах строилось тогда на том, что думают о них мои родители. Мне казалось, что это будет просто. Впоследствии оказалось, что это не так, но было слишком поздно.


    1. aivanof
      21.06.2022 00:24
      +6

      Да нормальная статья ;)


    1. Doman
      21.06.2022 00:45
      +10

      Отличная статья с очень высокой плотностью информации. Смотрится очень ярко и свежо. Вайб поступления в описанные ВУЗы передает отлично (как будто поступал сам). Правда, всю первую треть статьи у меня было чувство, что это какая-то тонкая ирония, намекающая на доведенную до абсурда сложность поступления в ВУЗы. Но ближе к концу поверил в правдивость происходящего.

      Очень хочется увидеть ещё две статьи:

      1. Как прошло поступление в Нидерландский ВУЗ, и ваш опыт обучения/студенческой жизни.

      2. Возможно, вопрос больше к родителям, но все же: как вырастить ребенка с такой мотивацией, способностью к усвоению и обработке информации, огромной силой воли и дисциплиной? И есть ли обратная сторона у этого подхода (депрессии, комплексы, неспособность остановиться и ощутить себя счастливым, психические расстройства и тд)?


      1. Daddy_Cool
        21.06.2022 01:47
        +3

        По моим наблюдениям - быть генетически правильным родителем. Т.е. мозги - это от рождения. Есть знакомая семья - они здорово вкладываись в дочек - в Англию в языковую школу на пару месяцев каждое лето, хорошие репетиторы, олимпиады, поездки на международные концеренции... Но... результат сравнительно обычный. И есть знакомый парень из обычной, сравнительно небогатой семьи, выдает результаты по математике мирового уровня.


        1. Firz
          21.06.2022 11:21
          +1

          Не могу утверждать про «мозги — это от рождения», предположу что вопрос все же в желании(именно «я хочу и делаю», а не «я должен, потому-что название_причины») самого человека, если при этом физическая возможность этим всем заниматься все таки есть. Но Ваш пример по крайней мере говорит о том что результаты зависят не только от возможности учиться в дорогой школе и количестве репетиторов.


          1. Sergey_Kovalenko
            21.06.2022 15:50

            С хорошей точностью определю склонность к математике по взгляду и форме черепа. Мы все разные, а закон видообразования применим и к людской популяции тоже.


        1. MegaMANGO
          22.06.2022 01:45

          Редакт


        1. MegaMANGO
          22.06.2022 01:49

          Полный бред. Существуют люди с половиной мозга, которые меньше тупят некоторых из самых тупых"генетически правильных" людей, т к мозг – легко изменяемая структура, и его "тупость" или "ум" зависят от того, деградировал ли человек всё своё свободное время, или нет. К тому же ум – понятие растяжимое, придуманное исключительно нами. С нашей точки зрения это – способность максимально правильно и быстро анализировать информацию. Но кто сказал, что "правильные" мы, а не условные шизофреники или аутисты?) Попахивает лицемерием


          1. vedenin1980
            22.06.2022 02:06

            Но кто сказал, что «правильные» мы, а не условные шизофреники или аутисты?

            Результаты. Ум это не просто (и не столько) «способность максимально правильно и быстро анализировать информацию», а скорее «находить наболее оптимальное решение поставленной задачи» (информация тут скорее инструмент, чем цель).

            Решения «шизофреника или аутиста» редко бывают оптимальными, иначе на работу нанимали были именно таких людей. Ну или они лучше решали задачи получения большего количества благ, к примеру.

            В машином обучении есть такая штука как функция потерь, это насколько следующее предсказание близко к идеальному ответу. Построив такую функцию, можно сравнивать предсказания нормального человека, аутиста и программы машинного обучения. Те предсказания, что усредненно будут давать лучшие результаты — более «правильные».


      1. karabas_b
        21.06.2022 03:22
        +5

        Ребенка никак нельзя вырастить, он сам растет. Все, что могут дать родители - максимум любви, чувство надежности семьи и уверенности в себе, не ограничивать искусственно доступ к разносторонней информации о мире, не травмировать психически и не привить вредные паттерны мышления и поведения в процессе совместной жизни.


      1. Kvento
        21.06.2022 11:55

        Спасибо за ваши вопросы! Мне как родителю тоже важно знать, как воспитать эти качества и какие опасности есть. Хотя по своим детям кажется, что изначальные черты характера, появившиеся в первые 3 года жизни важнее, чем все попытки воспитания


      1. 0xd34df00d
        21.06.2022 23:26
        +1

        Возможно, вопрос больше к родителям, но все же: как вырастить ребенка с такой мотивацией, способностью к усвоению и обработке информации, огромной силой воли и дисциплиной? И есть ли обратная сторона у этого подхода (депрессии, комплексы, неспособность остановиться и ощутить себя счастливым, психические расстройства и тд)?

        Куда лучше растить людей способными быть счастливыми. MIT, мотивация и матан для этого не обязательны (если не наоборот).


        Олсо, цыплят по осени считают — я знал достаточно людей, которые в 19-20 были прям сверхмотивированными и сверхдисциплинированными, но потом что-то ломалось.


        1. Nbx
          22.06.2022 16:02

          но потом что-то ломалось
          Они открывали для себя секс и/или вещества?


          1. 0xd34df00d
            22.06.2022 16:37

            Когда — секс и вещества, когда — клиническую депрессию.


            1. urvanov
              22.06.2022 18:09

              меньше знаешь - крепче спишь.


      1. MegaMANGO
        22.06.2022 01:44

        как вырастить ребенка с такой мотивацией?

        В этом и проблема всего воспитательного процесса – родители могут дать "толчок" ребёнку в нужное направление, но человек – не собака, которую можно тупо выдрессировать, на его будущий характер будет влиять множество факторов, из которых большинство не будет зависеть от родителей никак. Именно по этой причине не хочу становиться родителем, воспитание – слишком мутная херь :D. А то вдруг моя дочь/мой сын в будущем придёт ко мне с арматурой за какую-то мелочь (преувеличиваю, конечно, но всё же)


    1. athoremmes Автор
      21.06.2022 01:59
      +3

      /Ответ на комментарии, которые почему-то больше мне не показываются в фиде.

      1/ Да, я учусь в НИУ ВШЭ на данный момент, у меня проблемы со здоровьем, поэтому я не в состоянии учиться за границей.

      2/ В этой статье не говорится о том, что туда только элита поступает, знаю нескольких людей, которым туда спокойно дали гранты. Но не стоит делать вид, что в Гарвард / Принстон / MIT просто пройти, большинство из тех, кого я знаю, там оказались в результате чудовищного олимпиадного (особенно касается MIT) и внешкольного (особенно касается Гарварда) труда. Более того, я несколько раз подчеркнула, что то, что я поступала исключительно на нид-блайнд, это огромная ошибка.


      1. Sergey_Kovalenko
        21.06.2022 17:06
        +4

        Предположим, вы реальны. Я не до конца в этом уверен - математики вечно во всем сомневаются, но предположим, что это так. Тогда позвольте мне дать вам несколько советов, тоже из личного опыта.

        Пока вы молоды, ваша самооценка и ваше ощущение себя будут сильно зависеть от того, к какой группе вы себя причисляете: победитель олимпиады, выпускник хорошей школы, студент престижного университета. Со временем, если вам повезет состоятся как личности, ваше определение себя будет дано вами в ваших собственных терминах: "Я - человек, который что-то сделал, что-то создал, что-то открыл, на что-то повлиял". Прискорбная история, когда престижный университет - самое большое достижение в жизни уже не молодого человека.

        Делать что-то самому - невероятно тяжело и мучительно долго. Поначалу это вводит в отчаяние. Вообще занятие математикой часто доводит мозг до истощения, так что депрессии каждую осень - обычное явление, но я не об этом. Ваш стандартный полугодовой курс в университете - это дело жизни 2-5-ти наиболее выдающихся представителей человечества и еще ста достаточно выдающихся, которые отшлифовали идеи до блеска, сделали их прозрачными и доступными для понимания средним человеком. Когда вы попытаетесь творить сами, помните об этом и не пугайтесь медлительности и скромности ваших первых результатов.

        Учитесь у творцов, а не у "препов", осмотритесь по сторонам - они наверняка есть в вашем окружении, хотя хорошие педагоги - это отдельное качество и тоже большая ценность. Откройте для себя книги первопроходцев. Скорее всего, по любой из ваших учебных дисциплин вы сможете отыскать книгу, написанную человеком, который если не создал, то оказал большое влияние на развитие этой дисциплины. Просмотреть оглавление и прочитать предисловие в такой книге - будет для вас не лишним. По ним, правда, не всегда получится изучить предмет: там часто устаревший язык и отсутствует прозрачная связь между отдельными идеями, однако заглянуть на "кухню" все же стоит. Моей первой экскурсией на кухню математики стала книга Дж Неймана и О Моргенштерна по теории игр. Возможно монография С Клини по метаматематике тоже будет вам полезна в "кухонных делах".

        Для математика "ненормальность" - это нома. Ваша творчечность и продуктивность скорее всего будут высоки в те периоды, когда окружающие будут не до конца признавать вас нормальным человеком. Это древнее наблюдение.
        Познакомьтесь с собой, узнайте себя, примеритесь с собой. Научившись контролировать мысль, вы отчасти научитесь управлять степенью своей ненормальности. Соблюдайте баланс, следите за диетой, сном, обязательно гуляйте. К сожалению в моей памяти есть и печальные истории.

        Я желаю вам удачи и оставайтесь свободным человеком со своим независимым мнением.


        1. athoremmes Автор
          21.06.2022 22:44

          Спасибо Вам большое <3


          1. Sergey_Kovalenko
            22.06.2022 12:07
            +1

            Всегда пожалуйста.


  1. urvanov
    20.06.2022 23:50
    -9

    Эм, я, конечно, извиняюсь, а чем было вызвано желание именно Гарвард, Пристон и MIT учиться? Какая-нибудь Бауманка или МГУ не подошли бы?


    1. athoremmes Автор
      20.06.2022 23:58
      +7

      Я хотела учиться на английском языке, а МГУ мне не очень нравилось из-за отзывов о мехмате.


      1. Cheater
        21.06.2022 00:39
        +4

        Что не так с мехматом? oO


        1. artoym
          21.06.2022 10:35
          +1

          Судя по словам моей жены, которая там закончила магистратуру - довольно много что.


          1. Cheater
            21.06.2022 11:30
            +2

            Я его закончил, давно правда, не представляю о чём может идти речь.


            1. artvl
              21.06.2022 17:06
              +3

              Я закончил мехмат в 2017, и там уже были проблемы с кадрами и образовательным процессом. С тех пор еще несколько классных профессоров умерли , а новых не так много. Некоторые курсы сильно устарели.

              Абитуриенты знают об этом, престиж падает по сравнению с вышкой/МФТИ/..

              От знакомых слышал, что в этом или прошлом году им пришлось даже понизить проходной бал до 270 из 400, т.к. был недобор. Когда я поступал в 2011 году, ситуация была обратная.

              В ЖЖ Константина Сонина была не так давно статья с подробным обзором ситуации.


    1. MegaMANGO
      22.06.2022 00:48
      +1

      Конкретно сейчас, когда мы не в Болонском процессе, вопрос "а МГУ чем не нравится" звучит странно ????. Да и вначале она явно написала, что "С 5-го класса школы я хотела поступать в Бауманку, но в 8-ом я прошла в довольно хорошую иностранную школу, и мой интерес переключился на иностранные университеты". Хотя да, сам не очень понял почему девушка, которая не знает чем хочет заниматься по итогу метит в звёзды


  1. Alek_roebuck
    21.06.2022 01:06
    +4

    Насколько я понимаю, SAT Subject больше нет. Их не принимают с начала пандемии и обещали не возвращаться к этой практике, так что теперь их и не сдают. С прошлого года.

    Основным критерием для приема считается аттестат старшей школы. Школы подсчитывают средний балл, но вузы, вроде бы, все пересчитывают по разным и обычно не оглашаемым правилам.

    Иначе получается любопытное дело. В нашей школе есть ребенок, который сейчас закончил 7 класс, а по математике прошел precalculus. Средний американец до precalculus'а не доходит вовсе, но если доходит, то в 12 классе. В 8 классе тот ребенок пройдет AP Calculus BC, и дальнейших курсов американская школьная программа не предусматривает вообще. Это - материал для самых сильных учеников 12 класса, не во всех гороно набирается хоть один класс на этот предмет (вроде бы тогда единичным желающим предоставляют курс онлайн, я точно не в курсе). Он уже считается "предметом вузовского уровня", некоторые вузы засчитывают его из школьного аттестата сразу в счет бакалаврской программы. Но наша школа сильно опережает обычную программу: минимум на год относительно успешной "карьеры" обычных американских школьников, но в среднем на два года, а нередко и на три. Так что после AP Calculus BC ребенок найдет, что изучать в старшей школе, еще целых два года.

    Теперь смотрите. Пусть этот пацан влюбится и завалит в своем девятом классе предмет "Calc III & IV": ряды, анализ функций многих переменных и векторный анализ. Получит за него B - "хор". Потом в 10 классе пройдет линейную алгебру и дифференциальные уравнения и получит, допустим, A - "отл". Затем даже в нашей школе ему будет нечем заняться по математике, он переключится на матстатистику для тех, кто еще не проходил матан, и последний год будет изучать "матан в бизнесе" и безуспешно готовиться в сборную США по ИМО, но чуть-чуть не пройдет и ограничится одним из победных мест на всеамериканской матолимпиаде USAMO. Из-за этих попыток у него у выйдет B по скучному "матану в бизнесе", где требуется больше писанины, чем математики.

    Наша школа не "взвешивает" оценки, так что по среднему баллу аттестата получится, что ребенок, обогнавший почти всех американских выпускников уже к окончанию школы среднего звена, потерял по математике два балла. Еще два потерянных балла по физкультуре за четыре года - и топовые вузы для него закрыты.

    А из соседней школы в вуз придет абитуриент, который опережал обычную американскую программу на один год. Он тоже иногда влюблялся или скучал и терял баллы, но его школа баллы "взвешивает". Так что у него средний балл аттестата будет 4.2, а у нашего пацана - 3.8.

    Те вузы, которые тупо берут средний балл аттестата из бумаги, подготовленной школой, нашего абитуриента отошьют, а из соседней школы - возьмут.

    Так что ряд вузов на средний балл напрямую не смотрит, а пересчитывает его по собственным правилам.

    Но так или иначе, именно такой балл является первым критерием. Возможно, если вы переводили бабушек через дорогу в Непале, принесли рекомендацию от сенатора, играете на балалайке в Карнеги-холле, особенно если вы "расово" не азиат, то вас возьмут и с плохим баллом аттестата. Но также возможно, что, посмотрев на ваш балл 3.8, ваши прочие достижения даже рассматривать не будут. Как в анекдоте про "не люблю неудачников".

    Вот если у вас средний балл около 4.0, то там посмотрят и на баллы ЕГЭ, и на рекомендацию от сенатора, и на ваше мотивационное письмо.


    1. MegaMANGO
      22.06.2022 00:44

      Спасибо за информацию, но позвольте спросить... А что делать-то людям не из Америки? :>


    1. Sergunka
      23.06.2022 03:54

      В приемной комиссии не совсем уж дураки там все будет учитываться если дите покажет уровень USAMO или той же USACO, то это так же зачтется. Опять же престижные ВУЗы имеют свой рейтинг школ откуда охотно берут детей. Там много факторов. Тот же PSAT заставляют сдавать практически всех еще в школе тоже дает определенное понимание приемной комиссии, что за студент.

      Я полностью согласен, что процесс приема в США не такой простой как в нашем детстве когда ты просто тупо сдавал экзамены в ВУЗ где все было предельно честно.


  1. VIPDC
    21.06.2022 07:41
    +6

    Читаю это и удивляюсь. Что это за дети киборги, в общем тоже вроде олимпиады выигрывал в конференциях участвовал, бабушек переводил. Но по описанию и на 10% не дотягиваю.

    Сейчас есть дети, молодцы и всё такое но не представляю как с ними заниматься чтобы дотянуть до такого.

    По хорошему завидую Вашей мотивационной настроенности.


    1. Talug
      22.06.2022 12:38

      Интернет позволил наблюдать более открыто за передвижением разных слоев населения. Причем по понятным причинам более интересны те, кто более успешен, а более успешны те, у кого есть что-то такое, чего нет у большинства и умение об этом рассказать.

      Поэтому если у вас и у еще 8 ребят из двора есть навык гонять колесо палкой, а у одного кроме этого есть еще навык в математику и описать качение колеса формулой, то в итоге через какое-то время вы будете читать статьи вот таких ребят и думать "что это за киборги".

      У меня у самого первая мысль была в стиле - а у автора поста вообще детство то было?


  1. AlexeyK77
    21.06.2022 10:19
    +1

    Желаю вам скорейшего выздоровления!
    Все-таки знания важнее статуса, нидерландские тех. университеты (Делфт, TU/e) это хорошая возможность получить и образование и использовать полученные знания на практике, т.к. в нидерландах много высокотехнологического сектора и выпускники без работы не сидят.


  1. Mimizavr
    21.06.2022 10:52
    +2

    Причем настолько, что в одном общежитии гетеросекуалов стало аж 20%

    Хех, а не отголоски ли это байки про опрос об ориентации, когда все указывали нужный ответ, чтобы получить халяву?)))


  1. Stefanio
    21.06.2022 11:53
    +3

    Ну и из-за того, что там благодаря этому царит интеллектуальная атмосфера, ВУЗ переполнен самыми разнообразными представителями левого движения. Причем настолько, что в одном общежитии гетеросекуалов стало аж 20%, а другое даже закрыли из-за повальной наркомании и рисования на стенах.

    Это вы так намекаете, что умственные способности гетеросексуалов и сторонников консервативного уклона жизни ниже, чем у "представителей левых движений"?


    1. Nbx
      21.06.2022 15:35
      +1

      Это вы так намекаете, что умственные способности гетеросексуалов и сторонников консервативного уклона жизни ниже, чем у «представителей левых движений»?
      Так как доказательств «нетрадиционности» не требуется, то те кто поумнее просто объявляют себя таковыми, что повышает шанс поступления.

      Надо было автору статьи добавить что она «немножечко беременная лесбиянка», то и у неё бы всё случилось. Хотя и в наше время девочкам поступающим на технические специальности тоже были послабления.


      1. Inoriol
        22.06.2022 12:12

        Автор статьи трансгендер, биологически вообще не девушка. Так что всё нормально по прохождению этих критериев.


        1. athoremmes Автор
          22.06.2022 14:20
          +1

          Я трансгендерна. Нет, не очень нормально, я цис девушек, проходящих через подачу документов в такие ВУЗы, встречаю больше. Трансгендерных, вообще, единицы из-за давления.


          1. Inoriol
            23.06.2022 06:53

            Давление от приёмных комиссий, преподавателей, других студентов, всё сразу? Будет интересно про это послушать в следующий статьях, если вы будете продолжать цикл.


            1. athoremmes Автор
              23.06.2022 09:51

              Трансгендерность это, в первую очередь, сильный дискомфорт, 42% хоть раз пыталось покончить с собой, а 7/9 за эту неделю занимались самоповреждением, поэтому не сильно удивляет, что все так плохо.


        1. Nbx
          22.06.2022 16:08

          Ну тогда на самом деле это проблема. Есть две большие разницы, если человек «говорит что трансгендер» и «когда на самом деле трансгендер».

          Лично я, за все 146 гендеров и всеобщую кумбая, но надо понимать что настоящий трансгендер, это даже не гомик. Это совсем далеко по спектру от нормы. Так что скорее всего там с кукухой проблемы, в этом случае не удивительно что не случилось.

          В таком случае конечно надо хоть тушкой, хоть чучулом валить в нидерланды, пусть и с болезнями. В РФ будет реально сложно жить, можно невзначай отхватывать на ровном месте. А европе уже более-менее притерпелись к подобному, будет полегче.


          1. athoremmes Автор
            22.06.2022 16:25

            Да, я уже ниже обозначила, что это создало мне огромные проблемы и создает до сих пор. К сожалению, в профиле пока придется это писать, так как переход я пока не совершила.


  1. OlegMax
    21.06.2022 15:02
    +7

    Теги: Дочь маминой подруги.


  1. WrongDawg
    21.06.2022 15:57
    +1

    Если не секрет, какой академический путь вы рассматривали, подавая заявления на поступление в штаты?
    Была ли ваша конечная цель найти работу в престижной фирме, основать собственное дело с единомышленниками или продолжать карабкаться по научной лестнице и заниматься теоретическими исследованиями? Являлась ли будущая карьера важным фактором при поступлении в Нидерланды?


    1. athoremmes Автор
      23.06.2022 09:52

      Я хотела заниматься исследованиями в области прикладной математики, а так как Нидерланды в этом вопросе являются далеко не последней страной, то, конечно, повлияло.


  1. MegaMANGO
    22.06.2022 00:37

    Вау, девушка на Хабре... Нетипичненько :>.

    А если серьёзно, то лично для меня довольно полезная статья. Недавно, я прочитал статью на Хабре на тему того, как какая-то девушка (на удивление, две единственные девушки которых я встретил на Хабре написали статью на одну и ту же тему, хех) поступила в Лигу Плюща. Тогда я прям загорелся, подумал, мол, "я тоже так могу!". К тому же, я знал, что точно хочу быть учёным, а нехилая часть самых технически/творчески подкованных людей обитают именно в Лиге Плюща и подобных местах Америки. Однако я подумал "хм, а вдруг это типичная ошибка выжившего..?", и пошёл читать подобные статьи на Хабре от тех, у кого не получилось. И я оказался прав. Я начитался кучу статей от людей, у которых ничего не получилось, хотя они на протяжении многих ЛЕТ старались туда попасть, но их просто смешали с грязью. Затем, я немного разобрался как там получить грант, со статистикой поступаемости, и т д. И вот эта статья стала той самой последней каплей, которая опустила меня с небес на землю.

    Всё таки я был слишком ЧСВ, если думал, что смогу без багажа в виде социального и технического портфолио попасть в такие места, сразу же и без переходного этапа изменить свою жизнь с "преуспевающий всех своих одноклассников ученик", до "чел из лиги плюща" за пару лет, лол, да я английский-то от силы знаю.) И теперь, я думаю, что нужно для начала хотя бы попробовать сделать себе хоть какое-то имя. Участвовать в различных социальных движениях, от волонтёрских мероприятий до Хакатонов, писать научные статьи и снимать видосы (когда ещё чуть подрасту). И только потом метить в такие места. Потому что туда не попасть даже зазубря всё на высокие баллы ¯\_(ツ)_/¯

    Вообщем... Статья огонь. Есть пару вопросов, но, думаю, я уже и так достаточно настрочил, так что предъявлять не буду. Просто это был мой поток мыслей, и мне всё равно, если его никто не прочитает, просто хотелось куда-нибудь высказаться :>


    1. Inoriol
      22.06.2022 11:06

      Судя по профилю — автор поста биологически не девушка, так что закономерность не совсем нарушена.


      1. athoremmes Автор
        22.06.2022 15:54

        Разницы между мужчинами и женщинами в данном вопросе нет. В MIT почти 50% девушек, в Гарварде аналогично, а я сама лично знаю множество цис девушек (не трансгендерных), поступивших в NYU, Гарвард, MIT и т. п. Это "различие между полами" очень сильно натянуто.


        1. Inoriol
          23.06.2022 06:47

          Вероятно натянуто, и количество девушек в точных науках — результат устоявшихся институтов, а не физических различий. Но факт остаётся фактом: в итоге на технических работах представительниц вашего гендера достаточно мало.


          1. athoremmes Автор
            23.06.2022 09:56

            Так я тогда и не планировала заниматься технологиями, я хотела с головой в математическую науку уйти, а по моей специализации (геометрия) их было очень и очень много.


  1. Inoriol
    22.06.2022 12:11

    Вот этот момент звучит достаточно негативно:

    Ну и из-за того, что там благодаря этому царит интеллектуальная атмосфера, ВУЗ переполнен самыми разнообразными представителями левого движения. Причем настолько, что в одном общежитии гетеросекуалов стало аж 20%, а другое даже закрыли из-за повальной наркомании и рисования на стенах.

    Однако, как я понимаю, вы сама являетесь представителем ЛГБТ как трансгендер? Тогда почему негативный взгляд на это?


    1. athoremmes Автор
      22.06.2022 15:52
      +1

      Потому что мне не верится, что в MIT может быть столько представителей ЛГБТК+. Большинство транс*персон без перехода из-за дисфории даже школу с трудом оканчивают, не говоря уже о ВУЗе, а тут речь идет об успешном поступлении в ВУЗ такого уровня. То, что я трансгендерна, не мешает мне критично на это смотреть.


      1. Mimizavr
        22.06.2022 16:24

        К сожалению, не найду щас пруф, но причина такого "перекоса" - обычная ошибка исследования. И именно про МИТ шла речь: там проводился опрос об ориентации, и за указание нужного ответа сразу же полагались какие-то льготы или компенсации. Студенты во всем мире одинаковы, достаточно быстро эту фишку просекли и указывали самый выгодный им ответ. И именно благодаря этому и получился такой перекос в отдельно взятом общежитии. Результаты, конечно же забраковали, но вот новость разлетелась.
        Как тут не вспомнить анекдот про старого шотландца))


        1. 0xd34df00d
          22.06.2022 16:53

          Надо сделать опрос — а то пока я такой находил только про расово-этнический бэкграунд (и да, там сурово врут).


          1. Mimizavr
            22.06.2022 19:59

            Че-то у них там регулярный провал с опросами. "Мы, джентельмены, верим друг другу на слово..."


  1. MishaRash
    22.06.2022 21:45
    +1

    Меня одного поразила цифра в 50-100 университетов?

    Я только слышал про довольно стандартную практику (как у иностранных студентов, так и у американцев) подаваться в 10-15 на аспирантуру, да и писанина для этого более одинаковая.


    1. Sergunka
      23.06.2022 03:37

      Мои дети подают обычно между 10-15 универов, но это только по тому, что они не хотят уезжать из Калифорнии. Если искать еще по другим штатам то 20 универов вполне разумное число. Если топить на полный сколашип (full ride scholarships) то возможно и больше. Хотя подача в каждый универ стоит порядка 75 долларов - 100 универов это будет семь с половиной тысяч долларов довольно приличная сумма для бедного студента.


  1. Sergunka
    23.06.2022 03:33

    На самом деле статья правильная в том смысле, отрицательный опыт это тоже важный фактор и спасибо автору, что она поделилась своим опытом. Я как отец двух студентов, один уже закончил Беркли другой студент учится в университете Санта Круз на отделении где долгие годы преподавала Анжела Девис, хотел бы заметить, что надо всеж выбирать университеты себе по оценкам, а не по желаниям.
    Исходя из опыта моих детей исходил бы из тех начальных оценок подавая в университеты соотвествующие им. SAT 1300 для американца это крайне низкий и вряд ли удачно компенсируется SAT 2 где оценка по математики отличная и физика выглядит вполне хотя не дотягивает.
    У автора очевидно был шанс учиться в хорошей школе, но не настолько престижной как Гарвард или MIT, там свои правила и попасть в этот закрытый клуб надо быть реально Олимпийским чемпионом в своей области.
    Я бы советовал из опыта иностранных студентов с которыми охотно контактирует моя дочь ее поселили в общежитие с иностранными студентами так как она американка свободно говорит на трех языках в общем по началу у многих студентов по прибытию легкий стресс родную речь так или иначе услышать приятно. С ней в блоке жили следующие студенты из стран: Англия, Монголия, Гватемала, Корея, Китай и Индонезия. Монголка к слову сказать понимает по русски у нее родители учились в СССР и она привезла кучу лекарств с собой где русским языком написано название. У дочери был насморк и они там быстро нашли нафтизин. Так вот в чем преимущество поступить или быть студентом по обмену в системе Университетов Калифорнии? Надо подать общую заявку и десяток университетов включая и довольно известные как Беркли, Сан Диего, Лос Анжелес и Сан Диего ее рассмотрят. Шансы увеличиваются на порядок так как в University of California есть разные колледжи и соотвественно система сама подберет подходящий колледж по уровню ваших знаний и оценок и специализации.
    Хотелось бы пожелать всем студентам удачи в поиске ВУЗа и надеюсь кто-нибудь воспользуется моим советом и на кампусах в калифорнийских университетов зазвучит русский язык среди студентов, а не только среди профессорско-преподавательского состава.


    1. athoremmes Автор
      23.06.2022 10:01

      Вы, действительно, правы, что 1300 для MIT и Гарварда это крайне низкий бал, особенно для иностранного абитуриента. И если в MIT я еще могла хоть как-то отбрехаться SAT II (что все равно не рекомендовалось), то с Гарвардом это, разумеется, не прошло. Спасибо Вам большое за комментарий!


  1. EmperorXizzle
    23.06.2022 09:56

    Вооооооу! Как правило я умнее среднестатистического обывателя с улицы, но на твоём фоне чувствую себя планктоном. Ты большая молодец!


    1. athoremmes Автор
      23.06.2022 09:57

      Спасибо большое! Я, конечно, в результате не поступила, но это был очень интересный опыт