Как организовать брейншторм, на котором 8 участников создадут 70 гипотез с планом действий, приоритетами и еще будут кайфовать!

Был исход лета – время, когда все в образовании неожиданно возвращаются из отпусков и понимают, что планов совсем нет, а делать что-то грандиозное надо!
С таким запросом ко мне пришел генеральный директор компании –  пришлось в спешном порядке готовить большой брейншторм для топов компании. После первого же разговора с генеральным директором — я понял, надо потрясти всех подготовкой и использовать все знания на максимум.

Первый подход — он важный самый

Бизнес нуждается в развитии, бизнес нуждается в идеях. Под таким лозунгом я и CEO думали о том, чтобы провести брейншторм. Надо поднимать продажи и делать скачок, как это сделать? Я взялся за организацию (люблю участвовать, не люблю наблюдать).

4 дня на подготовку и самое классное я сделал сразу, придумал название встречи и забронировал время в календарях участников — все, пути назад нет.

Брейншторм — как мы роняем запад и поднимаем Россию с колен

Подготовку я разделил на два блока:

  1. Подготовка формата и плана

  2. Подготовка материалов для работы

Подготовка формата и плана

Для начала нужно было определиться с целью и задачей брейншторма

Цель и задача

Бизнес нуждается в развитии, бизнес нуждается в идеях.

От подписчика =)
От подписчика =)

Задача брейншторма загнать людей в “ААААА” ситуацию и заставить их генерить идеи, при этом задача организатора искать дороги к цели — вершине горы, а как известно самая легкая дорога к вершине горы — видна с вершины, поэтому скорее всего все пойдут по сложному маршруту и тебе придется их приземлять и толкать в нужную сторону. Основная задача подготовки — создать необходимое перенасыщение инфомацией, чтобы мозг участников начал производить идеи.

Самая легкая дорога к вершине горы — видна с вершины

Методы

Информации полно в сети—моя задача взять лучшие методы и объединить их в одну сессию. В итоге, за один день поисков и дум у меня получилось составить правила игры и цели встречи смотри их на рисунке 1. И еще я наметил план самого брейншторма рисунок 2 о каждом пункте подробнее ниже.

Здесь немного сриншотов из чата с топами, где я сделал посты
Рисунок 1. Правила игры и цели
Рисунок 1. Правила игры и цели
Рисунок 2. План брейншторма
Рисунок 2. План брейншторма

Подготовка карты мира — материалов

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей, создание команд. Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм. Я создал две команды и обсуждал с CEO опыт, знание организации и ее проблем, а еще глубину работы, чтобы распределить участников правильно.

Как понять бизнес — пойми рынок и конкурентов

Мир — анализ конкурентов(with similarweb)

Кроме определения правил игры, надо собрать данные, с которыми будут работать команды, одним из источников для меня, как продакта, является конкурентный анализ. Ведь, как понять бизнес — для этого нужно понять рынок и конкурентов на рынке.

  • мы анализируем все важные части продукта конкурентов, страниц, в которые конкурент решил вложить деньги, например, личный кабинет и авторизация — это две фичи.

  • с помощью similarweb мы можем прикинуть откуда идет трафик на сайт конкурента. Узнать о популярности приложения.

  • подобный анализ полезен не только в рамках подготовки брейншторма, но в регулярной работе, я предпочитаю с этого начинать знакомство с компанией и ее процессами.

Слева направо: 1. таблица анализа фич, 2. анализ трафика, 3. справа сверху — анализ трафика и заявок нашей компании, 4. снизу справа — показатели воронки компании.
Слева направо: 1. таблица анализа фич, 2. анализ трафика, 3. справа сверху — анализ трафика и заявок нашей компании, 4. снизу справа — показатели воронки компании.

Анализ конверсий по направлениям бизнеса

Следующий шаг, собрать диагностику организации. В нее я включил базовые метрики и воронки в рамках основных направлений бизнеса, в компании Geekbrains их всего 4 штуки: Программирование, Управление, Маркетинг и Дизайн. Анализ включал в себя следующие метрики из воронки:

  1. Уникальные визиты.

  2. Количество заявок.

  3. Количество счетов.

  4. Количество оплат.

  5. Сумма оплат.

  6. Расходы на маркетинг.

В итоге, у меня получилось:

  1. рассчитать воронку из каждого шага в следующий;

  2. рассчитать абсолютную конверсию из пользователей в продажи;

  3. рассчитать CPL, CPO, CPC, ROMI, ARPU.

Все это я делал в разрезе каждого значимого для бизнеса направления за последние полгода.

Результатов проблемных интервью пользователей и их профили

Рынок, конкуренты, а теперь пользователи. Пару месяцев назад в компании не проводился массовый сбор качественной обратной связи от клиентов, поэтому я решил поставить цель на лето — собрать 250 кастдевов с пользователями портала, учитывая репрезентативность выборки. Эти же результаты я смог использовать для штурма. На их основе мы создали профили пользователей.

Основная задача подготовки — создать необходимое перенасыщение информацией, чтобы мозг участников начал производить идеи.

Психология брейншторма

Стоит ограничивать время и создавать ситуацию, в которой мозг участников находится в стрессе. Потребуется время на разгорев, но результат порадует.

Участники перестают через 1–2 раунда индивидуальной генерации идей идеализировать свои идеи, подробно расписывать, они концентрируются на результате — сделать 5, 10, 20 идей.

Индивидуальная генерация идей

Я понял, что моя группа нуждается в постепенном входе в работу, для этого я начал с индивидуальных методик генерации идей.

Round-Robin (10–15 минут)

Вариация мозгового штурма, где за основу взят принцип кругового развития идей. Чем больше человек в команде участников, тем лучше. Такой мозговой штурм лучше всего проводить за большим, желательно круглым, столом.

Техника работает так:

  • Каждый участник записывает собственное решение на лист бумаги.

  • Листы с записями передаются по часовой стрелке следующему.

  • Каждый следующий должен придумать свою идею на основе записанной и также ее записать.

  • Листы передаются и раунды повторяются пока каждому члену команды не вернется его лист. В результате, каждый участник получает свой «банк идей».

Работа со стикерами (15 минут) индивидуально

Работа с «банком идей» и создание карточек, которые уже фиксируют приоритизированные идеи.

В рамках брейншторма я предложил участникам сконцентрироваться над несколькими типами идей:

  • гипотезы, которые мы никогда не тестировали, что-то коардинально новое;

  • улучшения существующего функционала/процесса;

  • проблемаограничение, риск.

Техника работает так:

  • Участники получают задание от ведущего на основе «банка идей» спроектировать 5 карточек, тип карточек не важен.

  • Через примерно половину отведенного времени, ведущий дает задание спроектировать по 1 карточек по отсутствующим типам, например: “сейчас надо сгенерировать по 1 карточке проблем”.

  • Если остается время, то ведущий просит придумать еще по 1 карточке из каждого типа.

Несколько дополнительных подсказок в моменты, когда участники начинают тупить:

  1. Попробуйте представить, какие силы сейчас находятся на вашей стороне, а какие мешают осуществлению проекта. Думайте не над основной задачей, а над тем, как усилить положительные факторы и свести к минимуму отрицательные.

  2. Преувеличивайте.Что будет, если ваша проблема раздуется в 10 раз? А что, если вы одновременно столкнетесь с 10 подобными задачами? Как вы станете выкручиваться в такой ситуации? И наоборот — можно уменьшить цель брейншторминга в 10 или 100 раз. Как решить такую ерунду?

  3. Не ограничивайте себя в ресурсах. Представьте, что на выполнение задачи у вас есть ничем неограниченные ресурсы. Как бы вы действовали, если бы получили бесконечный бюджет или сколько угодно времени?

  4. Путешествуйте во времени.Представьте, что вам надо решить возникшую проблему 10, 100 или 1000 лет назад. Как бы вы выкрутились в период святой инквизиции и что бы предложили тогда? Или наоборот — представьте, что вокруг безграничные возможности развитого сообщества 2200-го года или постапокалиптическая пустошь 2201-го.

  5. Примеряйте другие роли. Поставьте себя на место вашей супруги, отца, лучшего друга или заклятого врага. Что бы сделали они? Попробуйте влезть в шкуру знаменитости и подумать мозгами Эйнштейна, Теслы или Микки Мауса. Еще вариант — наградите себя невероятными суперспособностями — суперменским умением летать, халковским желанием крушить или госдумовской заботой о населении. Как бы вы поступили тогда?

Первый этап подошел к концу, в этот момент, я делю участников на команды. Если участников 6, то это одна команда, если больше — то две, желательно сделать так, чтобы в следующих сессиях у каждого была возможность 2–3 минуты говорить.

Сложная система, созданная с нуля, никогда не заработает. Начинать надо с работающей простой системы. Закон Галла.

Техники группового брейншторма

RHCP — Round hot cards presention (20 минут)

Иными словами — круговая горячая карточная презентация.

После индивидуального брейншторма, я дал время для командной работы. Я определил порядок, по которому будут презентовать идеи, основной принцип — самый опытный презентует последним, новичок — первым.

Техника работает так:

  1. Презентуем по очереди внутри группы идеи.

  2. Не критикуем.

  3. Надо добиться, чтобы каждый понимал, о чем идет речь.

Приоритизация идей по (20 минут)

Следующее задание: соберите все карточки, проанализируйте их. Затем поместите на доску вокруг центральной темы. Группируйте карточки, имеющие схожие идеи. Какие идеи можно комбинировать между собой.

После того, как созданы комбинации идей — они помещаются на матрицу, которая имеет следующие измерения: стоимость реализации (ресурсы), отдача.

Как только участники расположили половину карточек на матрице, предоставляем каждому из участников еще по одной карточке.

Задача: придумать новую идею на основе комбинированной (шаг пятый).

Посмертный эпикриз (10 минут)

Необычная техника, которая дает возможность переключиться с анализа того, что можно сделать — на анализ рисков и способов работы с этими рисками.

Техника работает так:

  1. Ведущий зачитывает грустные новости: сейчас 1.02.2021 года — GeekBrains больше не существует, мы вместе с вами путешествуем во времени (Доктор Кто?).

  2. Озвучиваем задачу: найдите по 5 причин этого события.

  3. Соедините причины с решениями из матрицы, либо спроектируйте новое решение и поместите решение в виде новой карточки на матрицу.

Как изменить матрицу (10 минут)

Как из квадратна “Значительная отдача/требует много ресурсов” перетащить идеи в квадрант “Значительная отдача/мало ресурсов”?

Создаем SMART описание идей

Самый последний шаг — это оцифровка идей в файл, с которым будет работать команда по реализации идей брейншторма — используем SMART.

Пример описания гипотезы и шагов для ее достижения
Пример описания гипотезы и шагов для ее достижения

После мозгового штурма остается тонна идей, которые надо упорядочить и отсортировать. Если реализовать план явно сложно — вычеркиваем, если у вас не хватает ресурсов (и нет реальных источников) — вычеркиваем, если никому не интересно — вычеркиваем.

Можно задать себе ряд вопросов:

  1. Как быстро это можно осуществить?

  2. Насколько велика отдача?

  3. Просто ли это сделать?

  4. Дешево ли?

  5. Рискованно?

  6. Что вам подсказывает пятая точка… шестое чувство?

Итог брейншторма в 2,5 часа

После обработки всех гипотез — мы получили 53 идеи, которые запустили в работу в разных направлениях бизнеса в рамках команд роста. Об этом уже в другой раз;)

Что дальше?

спасибо, что дочитал — надеюсь, это было полезно, поделись какие методы используешь у себя в работе. Так же еще больше информации у меня в ТГ канале https://t.me/blackproduct

До новых встреч!

Комментарии (0)