— Скажите, а можно вместо PowerPoint использовать форматы Prezi, или даже создать обычное демонстрационное видео в avi? — Нет. — Скажите, а могу я для более натуралистичной демонстрации пригласить актеров для демонстрации нескольких живых сценок? — Нет, это не одобрено организаторами. — Может пару практических заданий в зал? — Воркшоп с другим экспертом у нас уже согласован на другую дату. — Может музыкальное сопровождение? Танцовщицы и пенное шоу? Лазерные спецэффекты? — Нет, нет и еще раз нет, у нас же ответственное мероприятие.

Итак, эта статья вовсе не о попытке организовать внеплановое свидание с провинившимися заключенными Аушвица, а всего лишь рассказ о своем личном опыте выступления спикером на всего одной из тысяч аналогичных IT-конференций, семинаров, симпозиумов, коллоквиумов… Поднимите руки сейчас все те читатели данной статьи, кто солидарен с данными ораторами ТЫЦ1, ТЫЦ2, в том, что все это безобразие, творимое по заветам товарища Огурцова, пора немедленно прекращать.

image

Иногда мне начинает казаться, что отрасль информационных технологий — самая застойная и консервативная в нашей стране. Посмотрите сами, со времен бровей Брежнева с мире появились тысячи новых лекарств и методик лечения, сотни новых образовательных программ и педагогических методик, десятки строительных материалов, несколько новых видов топлива — а что поменялось в рунете? Да, приходят новые технологии, но сам подход остался все тем же: сперва фотошоп, иконки, вылизывание пикселей, печеньки, макбук, нарезка макетов и красивое портфолио без измеримых показателей улучшения бизнеса. Единственная перемена за последние 15 лет — это приход флэт-дизайна вместо скевоморфизма и «карамельности». Вот уж революция и смена эпох!

image

Разумеется, самые продвинутые докладчики давно сообразили, что формат унылых докладов (кратенько, минут на 40) нужно обязательно разбавлять хохмами, шуточками и даже увлекательными правдивыми байками из жизни. Вот для примера лучшая шутка, по мнению всех зрителей, проходившего недавно UX-Марафона:



Причем это был общепризнанно самый лучший, самый интересный и полезный рассказ по мнению посетителей сего мероприятия. Люди платили деньги, отнимали время собственной единственной жизни у заказчиков, у семьи, у воспитания собственных детей — ради познания вот этого. Какие вам после этого еще нужны аргументы о бесполезной растрате времени на выслушивание всего этого фонтанирующего юмора?

Как обычно, мои тексты являются не просто набором критики существующих одряхлевших порядков, но и набором конкретных предложений по исправлению и улучшению. И здесь нам на помощь опять приходит педагогика.

Понятно, что сама по себе индустрия информационных технологий очень молода и шаг за шагом должна пройти все стадии обычного ребенка от зарождения до взросления и обретения самостоятельности. Предлагаю признать эпоху десткого бессвязного лепета завершенной (когда любое дитятко просто наслаждается тем, что оказывается может орально извлекать из себя различные звуки, привлекать на себя внимание родителей и иногда даже случайно комбинировать занимательные фразы, см видео выше) и переходить к возрасту «Я сам». Этот период означает, что малыш все больше заинтересовывается реальной человеческой деятельностью и хочет непременно сам снять с себя сандалики, сам постучать папиным молотком, побрызгать маминым одеколоном, распустить бабушкино вязание и т.д. Так юное существо (и юная отрасль) постепенно знакомятся с взрослыми проблемами, потребностями, навыками, пробуют себя в роли различных персонажей и т.д. Еще раз подчеркну, что вся эта деятельность для ребенка (и для ИТ-отрасли) является куда более сложной, чем просто милое агукание и курлыканье на радость маме.

image

Как такой период взросления отрасли может выглядеть на практике? Это когда вместо комфортных отелей и конференц-залов эксперты отрасли приезжают прямо на рабочее место заказчика в Новоуральский первотрубный завод, Кемеровский Коксоферрометаллургический Комбинат или в порт Находка и, разбившись на команды, под обязательным присмотром взрослых, реально пробуют свои силы в качестве персонажей на тех объектах, которые затем планируют автоматизировать и виртуализировать.

image

Хотя почему только существующие крупные предприятия? Разве для качественного стартапа будет менее полезно получить мозговой штурм от нескольких десятков ведущих экспертов отрасли, причем сразу по множеству направлений, от маркетинга до облачных хранилищ? И такую важнейшую помощь и поддержку на начальном этапе стартапер получает в обмен на оплаченный отдых веселой тусовки в рамках одного уикенда.

Итак, для любого заказчика все это выглядит просто как самый нужный, эффективный и реалистичный тендер под его чутким надзором: 3 команды создателей логотипов под руководством профессора геральдики, 8 команд по бэк-энду складских операций и 15 соперничающих между собой насмерть групп создателей интерфейсов под строгим надзором зама по техпроцессам.

image

Победившая команда получает заказ, а проигравшие — громадный реальный опыт, новые технологии управления и взаимодействия внутри скрам-команд, да и новые связи тоже, ведь знакомиться в процессе активного соревнования намного проще, чем лениво лежа в креслах между лекциями.

Заодно можно будет легко обкатать на практике новые методики управления командами — вот где раздолье для практиков скрама, канбана и прочего аджайла. Здесь как грибы нарастут новые талантливые управленцы и менеджеры, в реальном бою показавшие свои недюжинные навыки по мобилизации разношерстного незнакомого коллектива для качественного решения оперативной задачи.

image

Предчувствую возражение, что многим топовым студиям, мол, будет невыгодно посылать своих представителей на такие «практические тендеры», потому что они не смогут получить весь вкусный и дорогой заказ целиком, а только небольшой кусок по брендбуку или наоборот оптимальной увязке проекта с системой 1С заказчика. И, мол, это же так плохо.

Ничуть. Наоборот, это будет хорошо и это будет прогрессивно. Как вы все уже знаете, мало у кого из теоретиков достанет смелости опробовать собственные знания на практике, именно потому, что это рушит весь привычный уклад вещей. Многим людям реально становиться страшно от одной мысли, что организованные устоявшиеся команды давно устарели и настала эпоха свободных радикалов-экспертов, которые в рамках одного двух-проектов сбиваются в группы, решают практические задачи и потом вновь рассеиваются по местности. Разве это не идеальная мечта любого скрам-мастера?

image

Как ни крути, а для заказчика именно такой подход идеален по всем параметрам. Зачем ему платить деньги всей веб-студии или интернет-агентству, когда нужный уровень качества услуг он получает только от 1-2 специалистов, а взамен остальных стажеров заказчик хотел бы нанять стороннего эксперта именно по транспортным интерфейсам и эргономике маршрутного листа с учетом 12-часовой смены оператора. В студии такого нет, а на стороне есть, а значит любая единоразовая команда будет куда эффективнее в каждом конкретном случае для решения каждой реальной задачи.

Обкатав такую идею на нескольких реальных тендерах у крупных заказчиков и стартаперов, следующим этапом я предложил бы браться и за социально-благотворительные проекты. И вот эти тусовки уже будут похожи больше на отдых и веселый досуг соратников по отрасли, когда стремление во что бы то ни стало выиграть и урвать солидный куш от будущего проекта уже не застилает глаза.

Только представьте: Байкал, банька, снегоходы, купание в проруби, ночное кабаре «Жаркий лед», ну и мимоходом — создание за недельку приложения для айфона для глухонемых детей или портала для одиноких пенсионеров, а может это будет единая сеть по розыску пропавших без вести или устройство для контроля за выбрасывающими мусор из окон соседями. Дружно навалились и сделали, перемежая общественно-полезный труд на благо всего общества и личный активный отдых, все равно ведь все с ноутбуками приехали.

image

Весело, полезно, на кураже, в удовольствие, и по итогам такого воркшоп-тендера — так каждый почувствует не сегодняшнее опустошение после очередного RIW, но пользу от своего пребывания на грешной земле, хоть и не надолго.

Кроме обязательного в таких случаях минуса автору, предлагаю также прямо в комментах оставлять заявки всех желающих на продуктивный отдых на ближайшие новогодние каникулы, сопряженный с новыми профессиональными знакомствами, борьбой за интересный тендер и освоению новых практических и командных навыков по всем правилам Scrum.

Ссылки по теме:
Оральная стадия развития человека и профессии — до полутора лет
Стадия «я сам» (от 2 до 4 лет в отрасли)
Психосоциальное развитие

Комментарии (1)


  1. mgremlin
    26.10.2015 19:36
    +2

    А вот хрен вам — нагло поставлю плюс.