Как и положено настоящему комсомольцу молодому специалисту, после окончания института я отправился на завод — «инженером-системотехником по обслуживанию ЭВМ», а по-современному – сисадмином. Зоопарк техники там был представлен множеством разнообразных зверюшек: были и «ЕС-1840», и «двушки» с MS-DOS, и несколько серверов, на которых крутилась Novell NetWare. На паре рабочих станций обнаружилась ОС, которую я поначалу принял за уже знакомую мне Windows 3.11, но на деле оказалось, что это совсем другая, «не та винда». Так я познакомился с Windows NT 3.1 — операционной системой, которой сегодня исполнилось 29 лет.


27 июля 1993 года корпорация Microsoft представила публике принципиально новую системную платформу для серверов и рабочих станций — Windows NT 3.1. Интересного в ней было довольно много. Прежде всего, несмотря на то, что это был первый в истории выпуск данной ОС, версий Windows NT 1 и 2 не существовало в природе. Разработчики взяли пример с Джорджа Лукаса: тот запустил в прокат свою легендарную киновселенную сразу с 4-го эпизода, Microsoft — с 3-го, с тем расчетом, чтобы номер версии перекликался с популярной у пользователей «настольной» версией Windows. И хотя интерфейс этих двух ОС был очень похож, Windows 3.1 являлась консервативной 16-разрядной системой, опиравшейся на платформу MS-DOS, в то время как NT изначально ориентировалась на 32-разрядную архитектуру.



На самом деле, Windows NT 3.1 была отнюдь не новой разработкой. Еще в 80-х годах Microsoft и IBM совместно трудились над созданием операционной системы OS/2, и даже добились на этом поприще серьезных успехов. Однако IBM — слишком большая и громоздкая корпорация — отличалась бюрократизмом, разные отделы продвигали собственные компоненты и дополнения для включения в дистрибутив, из-за чего он обрастал большим числом всевозможных не всегда актуальных модулей, обсуждение рабочих вопросов и принятие решений занимало слишком много времени. Разработчики из IBM в первую очередь стремились к поддержке собственного «железа», в то время как Microsoft старалась обеспечить совместимость ОС с максимальным ассортиментом различного оборудования. Разницу в подходах наглядно иллюстрирует такой пример: в IBM эффективность работы программистов оценивалась по количеству строк написанного ими кода, что вело к неоправданному «раздуванию» объема программ, в то время как в Microsoft, наоборот, старались оптимизировать размер исходников, для чего зачастую выкидывали оттуда даже комментарии. Кроме того, между создателями этих платформ назрел конфликт по поводу того, как позиционировать только что появившуюся Windows 3.0 по отношению к OS/2. В IBM желали, чтобы партнер выделял максимум ресурсов на разработку их совместной операционной системы, но неожиданный рыночный успех Windows 3.0 открыл перед Microsoft перспективы построить бизнес вокруг этой платформы. В итоге более молодая и динамично развивающаяся компания под руководством Билла Гейтса в 1992-м году вышла из проекта OS/2, забрав с собой кое-какие наработки. Они-то и легли в основу Windows NT.



Были выпущены версии Windows NT не только для Intel x86, но также для архитектур DEC Alpha и MIPS R4000. Хотя Windows NT 3.1 изначально была 32-разрядной операционной системой, ее распространение ограничивал тот факт, что на момент выхода ОС еще не существовало достаточного количества совместимых с ней 32-разрядных приложений. Кроме того, в отличие от Windows 3.1, NT предъявляла к железу более высокие требования — для запуска этой системы нужны были более мощные и, разумеется, дорогие машины: в то время как средний объем памяти на ПК того времени не превышал 4 Мбайт, для нормальной работы Windows NT требовалось 8, а в рекомендациях значились и вовсе фантастические 16 Мбайт оперативной памяти.



Microsoft выпустила NT 3.1 в двух модификациях: базовую для рабочих станций и Advanced Server — для серверов. Поскольку ОС разрабатывалась с прицелом на корпоративный рынок, она изначально проектировалась не только как многозадачная, но и как многопользовательская система с возможностью аудита событий, связанных с безопасностью. Именно в Windows NT 3.1 впервые появилась поддержка принципиально новой на тот момент файловой системы NTFS, хотя «родной» для нее по-прежнему считалась FAT. Здесь же впервые появился диспетчер загрузки под названием NTLDR. Для совместимости с «настольными» версиями Windows новая платформа поддерживала расширенную 32-разрядную модификацию Windows API, получившую название Win32, хотя о полной совместимости речи тогда не шло из-за существенных различий в архитектуре «настольной» и «корпоративной» версий. Дистанция между ними значительно сократилась только с выходом Windows 95. Windows NT была разработана для многопроцессорных систем, она поддерживала вытесняющую многозадачность. Несмотря на то, что интерфейс Windows 3.1 и в Windows NT был практически полностью идентичен внешне, для NT его переписали заново.



Над разработкой Windows NT 3.1 трудилось 250 программистов, исходники ОС состояли из 5,6 млн. строк кода, и за последний год перед релизом команда выявила и устранила более 30 000 ошибок. Стоимость разработки системы оценивалась в 150 млн. долларов. Для упрощения портируемости ОС на различные аппаратные платформы большинство компонентов, включая ядро NT, были написаны на языке Си. Графическую подсистему и компоненты, отвечающие за работу в сети, написали на С++ с использованием Ассемблера (для модулей, требующих прямого доступа к оборудованию). В октябре 1991 года разработчики провели первую публичную демонстрацию Windows NT на выставке COMDEX, а 27 июля 1993 года состоялся релиз — сначала только версий для x86 и MIPS, версию для DEC выпустили в сентябре.

Лицензия для рабочей станции стоила 495 долларов, версия Advanced Server — 1495 долларов. Изначально предполагалось, что итоговая стоимость серверной версии составит 2995 долларов, а первоначальная сумма станет своего рода «рекламной акцией» в течение первых 6 месяцев продаж, но в итоге Microsoft так и не подняла цену. Помимо английского, Windows NT была доступна на голландском, французском, немецком, японском, испанском и шведском языках, версия для рабочих станций была также локализована на датском, финском, итальянском, норвежском и португальском языках. Поддержки русского языка в этой версии NT не имелось. До 1994 года, когда была выпущена Windows NT 3.5, Microsoft продала более 300 000 копий первой версии Windows NT.



Windows NT 3.1 — это система — долгожитель: ее поддержка была полностью прекращена только 31 декабря 2000 года, а отдельные компоненты этой ОС до сих пор можно отыскать в других версиях Windows, базирующихся на платформе NT, включая современные Windows 10 и 11.

Комментарии (30)


  1. saipr
    27.07.2022 09:19

    Зоопарк техники там был представлен множеством разнообразных зверюшек: были и «ЕС-1840»

    image
    Вот что об этой персоналке писали тогда:
    Первый советский компьютер ППЭВМ ЕС-1840
    Персональная ЭВМ ЕС-1840
    Назначение: для решения в автономном режиме широкого круга научно-технических, экономических, специальных задач, задач управления и делопроизводства, а также в качестве автоматизированного рабочего места различной профессиональной ориентации; в локальных и распределительных вычислительных сетях для создания информационно-справочных систем, систем управления и делопроизводства, для связи между различными пользователями и в качестве интеллектуального терминала.
    По вычислительной мощности ЕС-1840 соизмеримы с моделями EС-1020, ЕС-1022. Программное обеспечение ЕС-1840 удовлетворяет потребностям широкого круга непрофессиональных пользователей (работа на русском языке и одновременное использование системных и прикладных программ аналогичных ППЭВМ, совместимых с моделями фирмы
    Персональная ЭВМ ЕС-1840 основного исполнения выполнена в виде пяти конструктивно-независимых блоков: базового (электронного модуля), накопителей НГМД, печатающего устройства, монитора, клавиатуры.
    Электронный модуль построен по принципу расширяемого процессора с системной шиной. Системная шина представляет собой набор линий для передачи данных, адреса и сигналов управления.
    Процессор построен на основе 16-разрядного МП КМ1810ВМ86, имеющего быстродействие свыше 1 млн. оп./с., 8-уровневую систему прерываний, 4-канальный механизм прямого доступа к оперативной памяти со стороны быстродействующих блоков, программируемый системный таймер. Оперативная память составляет 256 или 640 Кбайт.
    В качестве ВЗУ используются два НГМД с диаметром 133 мм, полезной емкостью 320 Кбайт и скоростью обмена 250 Кбит/с. Форматы данных обеспечивают совместимость с дискетами IBM PC/XT.
    Клавиатура содержит 92 клавиши, в том числе 10 программируемых функциональных. Размещение цифрового и буквенного полей (русский и латинский алфавиты) соответствует стандартам для пишущих машинок.
    Монохромный алфавитно-цифровой дисплей имеет размер экрана по диагонали 31 см и размер рабочего поля 250X155 мм (25 строк по 80 символов). Возможно подключение монохромного и цветного графических дисплеев. Печатающее знакосинтезирующее устройство имеет набор до 120 знаков, скорость печати около 450 зн./с. и управление режимами печати. Ширина строки до 132 знаков.
    Используемый принцип программной смены знакогенераторов дисплея и печатающего устройства является основой для применения различных алфавитов и версий прикладного программного обеспечения. Это также гарантирует высокий уровень программной совместимости и возможность использования ППП зарубежных ПЭВМ.
    ПЭВМ может работать с периферийными устройствами, имеющими связь по интерфейсам ИРПР-М или С2.
    Системное программное обеспечение ЕС-1840 включает операционную систему М-86 по типу СР/М-86, сервисные программы, обеспечивающие работу с носителями, оперативную корректировку и настройку на параметры конкретной установки, программу ТЕЛЕТЕКСТ для передачи файлов между ЕС-1840 и моделями ЕС ЭВМ через стык С2, систему программирования Бейсик М-86, базовый пакет прикладных программ АБАК.
    Базовая модель ЕС-1840 позволяет создавать различные конфигурации с использованием двух свободных разъемов базового блока или шести разъемов блока расширения. Подключение блока расширения осуществляется с помощью двух плат модуля расширения, содержащих приемопередающие элементы со схемами управления для передачи в нужном направлении сигналов системной шины.
    Для объединения ЕС-1840 в кольцевую локальную сеть используется выпускаемый промышленностью модуль «Эстафета». Через стык С2 модель ЕС-1840 может быть подключена с помощью мультиплексора или процессора передачи данных к любой модели ЕС ЭВМ. Предусматривается подключение ЕС-1840 в системах ЕС-7920 в качестве интеллектуального терминала.


    1. CyberPaul Автор
      27.07.2022 09:57
      +3

      И ведь неплохая машинка была для своего времени!


      1. agkispu
        27.07.2022 10:21
        +1

        Кнопка reset приятно била током...


      1. saipr
        27.07.2022 10:44
        +6

        Да, мы на неё, да и на весь ряд персоналок ЕС-18xx большие надежды возлагали. Лично мне довелось поработать и на ЕС-1840, ЕС-1841, ЕС-1842, ЕС-1845, а затем и на первом советском компьютере класса АТ ППЭВМ ЕС-1851:
        image


        На картинке слева ЕС-1851, а справа системный блок первого отечественного защищенного компьютера ППЭВМ ЕС-1845.
        Коротко о том, что представляет собой ЕС-1845:
        IBM PC на базе процессора Intel 8086 (оригинальный интелловский), "впаянный" в системную плату;
        системный блок размером с big-tower c защитным корпусом из стали и пермаллоя, покрашенном в защитный цвет;
        ч/б CGA-монитор с диагональю 10.5 дюймов;
        Матричный Epson-совместимый 9-игольчатый принтер, весом 19 кг;
        два 5-дюймовых floppy дисковода на 360 КБ каждый. Закрывались откидной крышечкой с защелкой;
        трехкнопочная "мышь" весом 400 гр.


        Что характерно все эти компьютеры сохранились и стоят в уголке.


        1. Holmogorov
          27.07.2022 10:47
          +16

          Не выбрасывайте. Возможно, скоро пригодятся.


          1. saipr
            27.07.2022 13:32
            +4

            Боже упаси, как берегу как зеница око. Теперь никому и не даю. А то с Мосфильма попросили и с концами...


        1. DrPass
          27.07.2022 11:29

          затем и на первом советском компьютере класса АТ ППЭВМ ЕС-1851:

          Неа, это тоже ХТшка. АТ был ЕС-1849, выглядел так же, но начинка была другая. А первым АТ-класса, наверное, можно было считать чуть более старую ЕС-1842, там хоть процессор и ВМ86, но это по архитектуре и по системе команд АТ, хоть и весьма неспешная.


  1. tyomitch
    27.07.2022 10:16
    +9

    Не упомянута киллер-фича -- сертифицированная POSIX-совместимость, позволяющая запускать юниксовый софт с мейнфреймов.

    Тогда на это спроса не возникло, и к Win2000 POSIX-подсистему ликвидировали.


    1. roqin
      27.07.2022 10:53
      +3

      В виндовс 2000 по-моему и поддержку приложений 16-битной полуоси убрали заодно.


    1. screwer
      27.07.2022 11:40
      +7

      Даже круче - единственный "родной" интерфейс представлялся единственной DLL пользовательского режима (ntdll.dll) и назывался "native api". Все остальные были равнозначными подсистемами, реализованными поверх: win32, os/2, posix. И NT умела запускать софт под любой из них. Так получилось, что выстрелила именно win32.


    1. mvv-rus
      27.07.2022 21:14
      +2

      Киллер-фичей была не посдситема POSIX, а сама концепция расширяемого набора подсистем прикладных программ: кроме Win32 и POSIX в Win NT была ещё и посистема OS/2, которая поддерживала приложения текстового режима для OS/2 1.3. Все эти подсистемы работали как процессы пользовательского режима, общавшиеся с ядром по совсем другому API (Native API). Впрочем, подсистема Win32 была кое в чем привилегированной, она вполняла и общесистемные функции (ЕМНИП, именно она поддерживала консольные окна).
      Кстати, у подсистемы POSIX были потом наследники: Services for Unix (начиная с Win2K3 ЕМНИП), впоследствии ставшая WSL 1


  1. screwer
    27.07.2022 11:42
    +12

    Компания под руководством Билла Гейтса в 1992-м году вышла из проекта OS/2, забрав с собой кое-какие наработки. Они-то и легли в основу Windows NT

    Неверно. Ещё в 1988 ЕМНИП году Майкрософт перекупили Дейва Катлера (Dave Cutler) со всей его командой. Для разработки Windows NT. Катлер ранее разрабатывал ОСи для DEC. NT гораздо ближе концептуально к предыдущим операционкам Дейва, нежели полуось.


    1. KonstantinSoloviov
      27.07.2022 23:56

      И это ключевой момент этой истории так что автору следует поправить статью!


  1. Demiourgos
    27.07.2022 12:07
    +8

    Боже, снова. Мне казалось все в наше время знают, что Windows NT написана по мотивам VMS командой Д.Катлера, который занимался VMS в DEC.


    1. DrPass
      27.07.2022 12:20
      +7

      В наше время уже практически никто этого не знает, и тем более что такое VMS, и что такое DEC (сколько там времени прошло, как её Компак схавал, четверть века?). Да и Компак никто уже не помнит :)


  1. vagon333
    27.07.2022 12:33
    +2

    В мое время была в ходу 3.51. Не очень шустрострая на том железе.
    Да и драйверы под наше кастомное железо было тяжело писать - недостаточно док.
    Но, как только вышла Windows NT 4.0, пересел на нее и влюбился.
    По сравнению с 3.11 и 95, небо и земля по надежности работы.


  1. victor_1212
    27.07.2022 15:49
    +3

    > В итоге более молодая и динамично развивающаяся компания под руководством Билла Гейтса в 1992-м году вышла из проекта OS/2, забрав с собой кое-какие наработки. Они-то и легли в основу Windows NT.

    не совсем так, David Cutler архитектор Windows NT в Microsoft был также одним из архитекторов VAX VMS в Digital, где работал с 1971 года, до перехода в Microsoft в 1988 году в частности отвечал за проект Prism/Mica (все в Digital), в том числе porting новой версии VAX VMS (переписанной на С) на новое hw (в том числе alpha), собственно этим (без alpha) продолжал заниматься в Microsoft вместе с группой порядка 20 человек перешедших с ним из Digital , код был тот же над которым работали в Digital , это знали большинство сотрудников Digital, Microsoft в конце концов выплатила Digital в 1996 году порядка $100M в разной форме, т.е. все было улажено вне суда, и не слишком широко известно, как это было удобно Microsoft, также они являются источником всяких слухов об оригинальности NT

    ps

    из личных контактов, даже название NT было неофициальным названием проекта в Digital, позже David Cutler в Microsoft также сделал porting Windows NT на Xbox, и много других полезных вещей


    1. tyomitch
      27.07.2022 16:07
      +1

      даже название NT было неофициальным названием проекта в Digital

      One of the original NT developers, Mark Lucovsky, states that the name was taken from the original target processor—the Intel i860, code-named N10 ("N-Ten").[10] 


      1. victor_1212
        27.07.2022 16:53
        +1

        слышал такое, он типа вместе с David Cutler ушел, конечно понимал, что они делали, по моей информации "copyright Digital" в коде еще несколько лет было, в части истории NT тому что пишет не слишком верю, типа лично заинтересован, мои источники другие, как обычно imho


        1. DrPass
          27.07.2022 17:27
          +1

          Я склоняюсь к тому, что в стране, где принято судиться за интеллектуальную собственность по любому чиху, сохранить какие-то привязки/ассоциации с исходными проектами в DEC — это вообще последнее, что могло бы произойти с проектом NT :)
          Поэтому 99.9999%, что это миф, они же опытные разработчики, и подобного риска просто бы не допустили.


          1. victor_1212
            27.07.2022 17:54
            -3

            конечно уважаю Ваше мнение, но таки работал в этой компании, представляю почему так вероятно было, типа из осторожности, код нужен - будущее от него зависит, но если просто дать команду изменить copyright, пока эти дела не улажены, вероятно достаточно кому-нибудь одному кто имеет доступ скопировать файлы, передать по назначению, сделать diff, получить сравнение где отличается только copyright, имеется доказательство злонамеренных действий, company lawyer подает в суд, как Вы выражаетесь 99.9999% что будет решение по которому компенсация за убытки зашкаливает, если правильно помню Digital в 1996 году требовала порядка $0.5B, получила существенно меньше, причем без суда, примерно так


  1. mvv-rus
    27.07.2022 21:54
    +4

    ее распространение ограничивал тот факт, что на момент выхода ОС еще не существовало достаточного количества совместимых с ней 32-разрядных приложений.

    Вообще-то, в Win NT была изначально встроена подсистема NTVDM поддердивавшая програмы для DOS и Win16. Правда — не все: те программы, которым нужно было работать напрямую с оборудованием (очень многие программы для DOS и некоторые для Win16) работать в NT не могли.
    Поскольку ОС разрабатывалась с прицелом на корпоративный рынок, она изначально проектировалась не только как многозадачная, но и как многопользовательская система с возможностью аудита событий, связанных с безопасностью

    Многие пишут про многозадачность Windows NT, но мало кто — про то, что у нее была истинно асинхронная подсистема ввода-вывода. Это в те времена была бОльшая редкость, чем система с вытесняющей многозадачностью: последними были все клоны наиболее массовой тогда симтемы для миникомпьютеров Unix, вообще-то. То есть любой процесс пользовательского режима мог запустить асинхронный ввод/вывод и заниматься своими делами, а не ждать завершения операции. Асинхронная подсистема ввода была AFAIK только как раз у DEC (в VAX/VMS), откуда команда разработчиков NT пришла.


  1. Tim_86
    28.07.2022 16:08
    +1

    "для нормальной работы Windows NT требовалось 8, а в рекомендациях значились и вовсе фантастические 16 Мбайт оперативной памяти". И ведь этого хватало - для нормальной работы, для разработки, даже для требовательных игр. Где-то в году 1996-97 мы с другом играли в Quake на обычном домашнем компьютере, и игра шла прекрасно, не было никаких торможений. Почему же сегодня для игр нужен исключительно очень мощный (игровой) ноутбук? А для простейших задач нужны как минимум 4 Гб оперативки? Что принципиально так изменилось, откуда такое усложнение?


    1. Jeditobe
      28.07.2022 21:50

      Рост разрешения экрана -> увеличение количества, качества и разрешения текстур в играх (из-за погони за фотореализмом)


      1. gvitaly
        29.07.2022 16:45

        Отчасти согласен с Вами на счёт игр. Фотореализм и/или красивая графика - это хорошо. Но иногда завышенные "требования" для даже простых игр совсем неоправданы.
        Да и игры сейчас - не самые прожорливые приложения на ПК.
        Иногда удивляешься, какие сложные чертежи и 3D-модели могли делать на компьютерах 25-летней давности. А сейчас - открыл автокад, а там интерфейс тормозит даже с пустым проектом, нужен комп помощнее.


  1. Jeditobe
    28.07.2022 21:56
    +3

    А теперь наследником этой системы является открытый проект ReactOS

    Посмотрите, как он хорош с темой оформления Zune от Майкрософт!


  1. Firepoint1997
    29.07.2022 07:02

    Эх, приятно, что кто-то еще помнит!


  1. dzliashko
    29.07.2022 07:02
    +1

    Мой старый знакомый, руководитель отдела программистов (тогда это называлось так), всегда давал своим подчинённым самые слабые машины на предприятии и программа не принималась до тех пор, пока не начинала летать на этой машине. Правда это было в конце 90х - начале 2000х. Жаль что теперь нету таких руководителей.


    1. foxweb
      29.07.2022 12:35

      То есть, релиз таких программ случался НИКОГДА?)


      1. dzliashko
        29.07.2022 12:57

        Хорошая шутка)
        "В те времена укромные, теперь почти былинные..." было всё иначе. И программы были другие, и люди. Программист просто писал софт, думая о каждом килобайте, а не так как теперь - давайте заставим заказчика докупить памяти и дисков)