Хозяйственная деятельность подразумевает осуществление обмена документами между ее участниками. Какие-то передаются во исполнение требований закона, другие – в силу обычая делового оборота, третьи - в ходе трудовой деятельности.

Однако некоторые сведения хоть и являются частью коммерческой деятельности, но обладают особой ценностью для их обладателя, в связи с чем требуют соблюдения особого порядка работы с ними.

Ограничение доступа к информации определенного содержания и наличие механизмов для осуществления такого ограничения присущи каждому обществу. Для обозначения информации, предназначенной для ограниченного круга лиц, используется термин «конфиденциальность» (от лат. confidential – доверие). Разновидностями конфиденциальной информации являются государственная, коммерческая, профессиональная тайна.

Тайна – это охраняемые законом конфиденциальные и секретные сведения в области частной жизни граждан, предпринимательской, финансовой, политической, экономической, военной и иных сферах, известные или доверенные определенному кругу лиц в силе из профессиональных, служебных и иных обязанностей, незаконное получение, использование и разглашение которых причиняет вред или создает угрозу причинения вреда правам и законным интересам граждан, общества, государства, и влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.

Статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее — Закон о коммерческой тайне) определяет коммерческую тайну как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Соответственно, основными признаками коммерческой тайны являются:

  • конфиденциальный характер информации;

  • возможность с ее помощью получить определенную выгоду.

А основными признаками информации, составляющей коммерческую тайну, являются следующие:

  • информация имеет потенциальную либо действительную коммерческую ценность в связи с неизвестностью третьим лицам;

  • к информации отсутствует свободный доступ;

  • обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Таким образом, чтобы те либо иные сведения стали коммерческой тайной, необходимо наличие всех трех указанных признаков.

К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Что может относиться к коммерческой тайне на предприятии малого или среднего бизнеса? Это могут быть в том числе:

  • сведения об оригинальных методах управления предприятием;

  • сведения о подготовке, принятии и исполнении решений руководства по производственным, научно-техническим, коммерческим и организационным вопросам;

  • сведения о планах расширения или свертывания производства различных видов продукции и их технико-экономических обоснованиях;

  • сведения о планах инвестиций, закупок, продаж, импорта, экспорта; 

  • сведения о структуре производства, производственных мощностях, типе оборудования, запасах сырья и готовой продукции;

  • сведения об особенностях используемых и разрабатываемых технологий и специфике их применения;

  • сведения о маркетинговых исследованиях и их результатах, содержащих оценки состояния и перспективы развития рыночной конъюнктуры;

  • сведения о рыночной стратегии предприятия и применяемых методах осуществления продаж, а также об их эффективности; 

  • списки персонала и информация о сотрудниках, в том числе персональные данные и характеристики; 

  • ноу-хау, торговые секреты, оригинальные идеи НИР и ОКР, новые проекты;

  • сведения о поставщиках, потребителях, подрядчиках, посредниках, которые отсутствуют в открытых источниках;

  • методика организации работы с ключевыми партнерами, а также сведения о тактике и стратегии ведения переговоров с партнерами;

  • условия коммерческих контрактов, а также сведения о методах расчета, уровне цен на продукцию и размерах скидок, и т.д.

Отдельно заметим, что режим коммерческой тайны не распространяется на сведения:

  • из учредительных и регистрационных документов компании;

  • о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

  • размере задолженности по заработной плате работников и соцвыплатам;

  • фактах нарушения законодательства и привлечения к ответственности за их совершение;

  • состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

  • перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

  • состоянии окружающей среды (экологическая информация) и другие сведения, предусмотренные ст. 5 Закона о коммерческой тайне.

Причем речь идет о материалах, относящихся не только к свершившимся фактам, но и к информации, которая может быть связана с состоянием окружающей среды в результате воздействия тех или иных факторов. Например, она может быть в документах по экологической экспертизе проектной документации, используемой для строительства объектов недвижимости

Согласно ч. 1 и 2 ст. 10 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, входящей в ее состав, следующих мер:

  • определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

  • ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

  • учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

  • регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

  • нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, специального грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.

В случае отсутствия установленного режима коммерческой тайны правила о ее защите не подлежат применению (см. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.09.2016 N 33-17808/2016).

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Иным лицам доступ к коммерческой тайне предоставляется на условиях, указанных обладателем информации. К таковым, в частности, относятся:

  • работник, получивший доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу своих трудовых обязанностей на основании трудового договора и локальных нормативных актов;

  • контрагент, получивший доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу договора (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 N 18АП-7541/2014).

Органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информация, содержащая коммерческую тайну, предоставляется безвозмездно по их или судебному запросу, содержащему, помимо прочего, цели и правовые основания затребования соответствующей информации (ч. 1 ст. 6 Закона о коммерческой тайне).

К числу основных прав обладателя конфиденциальной информации относятся:

  • установление, изменение, отмена в письменной форме режима коммерческой тайны;

  • использование конфиденциальной информации для собственных нужд;

  • выдача разрешения или запрет третьим лицам ее использовать;

  • защита своих прав в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования ее третьими лицами, в том числе возможность требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением таких прав, и др. (ч. 2 ст. 6.1 Закона о коммерческой тайне).

Для охраны коммерческой тайны обладатель должен принять внутренний документ, устанавливающий:

1) состав конфиденциальных сведений;

2) порядок и условия доступа к ним;

3) контроль за соблюдением режима конфиденциальности.

Кроме того, необходимо вести учет лиц, которым был предоставлен доступ к указанной информации, чтобы в случае ее разглашения можно было установить источник.

Согласно п. 5 ст. 10 Закона о коммерческой тайне меры по охране и защите конфиденциальности коммерческой информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

В рамках трудовых правоотношений, согласно ч. 1 ст. 11 Закона о коммерческой тайне, в целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Согласно ст. ст. 13 и 14 Закона о коммерческой тайне органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Так, запрошенная в рамках деятельности соответствующей организации (органа) информация, содержащая коммерческую тайну, должна быть защищена от доступа третьих лиц, а для ее предоставления требуется согласие владельца информации или судебный запрос (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2016 по делу N А55-5051/2016).

Представляет интерес также и зарубежный опыт законодательной охраны режима коммерческой тайны, но эту тему мы прибережем для одной из наших следующих статей.

Публикация подготовлена при поддержке юристов DRC.

Комментарии (3)


  1. jumboframe
    27.07.2022 17:36

    Очень интересная статья, спасибо! Расскажите, пожалуйста, про возможные действия пострадавшей стороны при возникновении ситуации с разглашением NDA. Очень часто бывает так, что контрагент подписывает соглашение о неразглашении информации, но затем просто забывает о его существовании, и на прямые вопросы об этом отвечает в духе «мне все равно, в России NDA не действует, попробуйте докажите что-либо».


  1. Olegatar
    27.07.2022 17:36

    Благодарю за интересную статью.

    Прошу поделиться вашим мнением и опытом - есть ли шанс выйграть дело против работника при утечки сведений, которая организация относит к конфиденциальным в своих локально-нормативных документах,но при отсутствии введенного режима комерческой тайны в соответствии с 98 ФЗ?


  1. Shaman_RSHU
    28.07.2022 10:34

    Не понимаю, чем статья может быть интересной, если это просто копипаст ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ. Для кого она предназначена? Для тех, кто не смог прочитать полный текст НМД? :)

    В названии присутствует "особенности режима", но про это ничего. Пример: В ФЗ указано, что необходимо ставить гриф "Коммерческая тайна". Расскажите, как это делать, когда КТ находится в базе данных и строки нужно передать контрагенту при интеграции? В ФЗ написано "сведения", а не "документы". Так вот строки в БД - это как раз сведения. А обмен документами (бумажными/электронными) - это очень малая доля.

    В названии присутствует "правовой защиты". Привели бы хотя бы статьи КоАП, УК, etc., по которым можно привлечь за нарушения ФЗ.

    Итог - статья ради статьи, никакой конкретики и привязки к реальной ситуации.