Недавнее исследование MentorcliQ показало, что все компании США из списка топ-50 по версии Fortune используют программы менторства. Также наставничество практикуют 84% компаний, входящих в топ-500. Во время экономического спада из-за Covid-19 у компаний с программами обучения стажёров прибыль была выше, чем у тех, кто не применял такой подход. Но наставничество приносит пользу не только компаниям, но и самим менторам. В статье мы расскажем, в чём заключается эта выгода.

Согласно другому исследованию, работники значительно реже рассматривают возможность увольнения, если у них есть наставник. Это на фоне того, что только американские предприятия ежегодно теряют около триллиона долларов из-за текучести кадров: стоимость замены работника доходит до двукратного размера его зарплаты. А 94% сотрудников работают дольше, если им предлагают больше возможностей для обучения и карьерного роста. Менторство — один из ключевых инструментов развития для предприятий. 

Кто такой ментор и в чём его задача

Менторство — процесс, в котором опытный наставник неформально направляет менее квалифицированного человека, помогая ему развивать профессиональные навыки. 

Основная задача ментора — это не выделить готовые рабочие формулы, а помочь разобраться с теорией и направить мысли новичка в нужную сторону. Ментор не просто делится знаниями, он также оказывает моральную поддержку и помогает в решении сложных задач. Когда подопечный начинает сомневаться в своей работе, хочет всё бросить, разговор с ментором помогает вновь найти мотивацию и посмотреть на свои проблемы с другой стороны. 

Успешный ментор — сотрудник, у которого накоплен большой профессиональный опыт, у него хорошая репутация и развиты навыки для работы с командой. Мы писали, что это значит.

Стив Джобс был ментором Марка Цукерберга, Уоррен Баффет наставлял Билла Гейтса, Билли Саломон — Майкла Блумберга. Наставничество также развито в ведущих университетах мира. Менторство занимает центральное место в обучении в Оксфорде. Оно основано на еженедельных встречах между двумя или тремя студентами и их наставником, который является экспертом по определённой теме. Беседы длятся около часа. В течение этого времени студенты обсуждают с ментором проекты, получают рекомендации и задания, которые необходимо выполнить до следующей встречи. Собрания предусматривают дискуссию, поэтому студент должен быть готов представить и защитить своё мнение, принять конструктивную критику и выслушать других участников. 

Такой формат позволяет менторам внимательно следить за прогрессом студентов и поддерживать их, если это необходимо. В Оксфорде уверены, что наставничество развивает способность думать самостоятельно, причём и у студентов, и у тех, кто их учит.

Менторам регулярно приходится сталкиваться с новыми решениями. Так несколько лет назад мы перешли на Figma. К нам пришёл заказчик с макетами в ней, мы использовали другие инструменты. Я начал изучать возможности сервиса, стал работать буквально с каждым членом команды отдельно. Всё показывал и объяснял в режиме «смотри-повторяй» и записывал эти интенсивы. Когда мы уже достаточно изучили инструмент, он остался с нами.

Егор Иванов, Team Lead design компании Intelsy

Как оформляется и оплачивается наставничество на работе

Наставничество не упомянуто в трудовом кодексе. Но за дополнительную работу платят. Существует два варианта официального оформления:

  • Наставничество указано в трудовой инструкции работника как одна из обязанностей. В этом случае доплаты нет. Предполагается, что зарплата такого сотрудника изначально выше, чем у коллег без дополнительной нагрузки.

  • Трудовая инструкция работника не предусматривает обучение других сотрудников. Здесь на помощь приходят статья о внутреннем совместительстве (ст. 60.1 ТК РФ), либо о совмещении (ст. 60.2 ТК РФ). К трудовому договору оформляют дополнительное соглашение, где прописывают вид работы, срок её выполнения, размер доплаты. Далее кадровая служба издаёт приказ, который назначает работника на роль наставника. В большинстве случаев организация самостоятельно устанавливает размер надбавки. Доплата зависит от сложности и объёма выполняемой работы. Это может быть как фиксированная сумма (например, 10 000 рублей ежемесячно), так и процент от оклада. 

В нашей компании для ментора предусмотрено денежное вознаграждение в размере 15 000 рублей. Половину этой суммы он получает после прохождения новичком испытательного срока. Оставшуюся — спустя ещё три месяца. Так работодатель убеждается, что инструктор работал на результат, а не ради премии. Ещё у нас существует практика, когда наставник становится тимлидом, так как у опытного преподавателя обычно хорошо развиты управленческие компетенции.

Олег Бидзан, технический директор Simtech Development

По статистике, менторы зарабатывают больше своих коллег, которые не практикуют наставничество. Так, средняя годовая зарплата инженера-разработчика в США составляет 81,5 тысячи долларов. Но если инженер-разработчик занимается наставничеством, то его зарплата увеличивается на 38 тысяч долларов и составляет 119,5 тысячи.

В нашей компании часы работы оплачиваются отдельно. Обычно на наставничество отводится 2–3 часа в неделю, этого хватает для работы с одним — двумя стажёрами. Получается прибавка 5–10% к зарплате. Это оптимальная нагрузка, которая позволяет эффективно распределять время на основной проект и своих подопечных. Если руководство направления видит, что специалист проявляет инициативу, берёт на себя новые роли, помогает новичкам, его основной уровень зарплаты тоже пересматривается.

Я ощущаю свою востребованность и уверенность в экспертности. Для работы с подопечными нужно глубоко погружаться в тему, смотреть на процессы под другим ракурсом. Всё это прокачивает гибкие навыки, потому что нужно искать подход к каждому подопечному. Ещё наставничество позволяет подсмотреть интересные вещи. Однажды мой стажёр рассказал, как в его проекте работают схемы и таргеты с разными серверами и CI/CD. Эти знания я потом неоднократно применяла.

Марина Пузырева, руководитель отдела Mobile SimbirSoft в Санкт-Петербурге, ментор 

Компьютерная компания Sun Microsystems сравнила карьерный рост примерно тысячи сотрудников за пятилетний период и обнаружила, что наставничество оказало значительное влияние на карьеру как менторов, так и подопечных: у инструкторов в шесть раз больше шансов получить более высокую должность. 

Мы поощряем менторство повышением зарплаты в размере 10% на старте, а также обновлением рабочей техники. Это логично, ведь ментор умеет не только программировать и тестировать, но может и научить этому, его функции шире. Он способен самостоятельно презентовать решения руководству, ему можно доверять. Через менторство реально быстро стать senior-специалистом.

Константин Трофимчук, директор по разработке в ГЕТ «Бизнес Консалтинг»

Что ещё, кроме денег, получают менторы 

Как показало исследование компании Coqual:

  • 57% менторов приобретают новые навыки, потому что они учатся у своих же стажёров,

  • 43% начинают лучше понимать клиентов, особенно если речь о молодой аудитории, близкой по возрасту к подопечным,

  • 30% узнают о новых сегментах рынка и более эффективно взаимодействуют с клиентами,

  • 66% наставников довольны своей способностью решать сложные задачи. 

Менторство помогает самому наставнику глубже разобраться почти в любом вопросе. Например, чтобы рассказать, как происходит процесс чтения из объектного хранилища корпоративной почты нового поколения Mailion, необходимо затронуть множество вопросов. Приходится погружаться в куски кода, которые были написаны другими разработчиками. При этом недостаточно самому понимать, что происходит в том или ином участке кода, важно грамотно и корректно передать свою мысль подопечному.

Александр Новичков, разработчик в «МойОфис»

Наставничество помогает менторам повысить самооценку: они чувствуют, что их опыт важен, и испытывают положительные эмоции, когда их просят уделить время развитию другого человека. Для менторов, которые работает на фрилансе, наставничество — источник обратной связи, с помощью которой удаётся проанализировать эффективность своей работы.

Несколько месяцев назад я проводила опрос наших менторов на тему мотивации. Многие становятся наставниками из-за желания делиться опытом, работать с людьми, реализовать себя не только в рамках проекта. Для нашей компании менторство — это очень важное направление. Ежегодно мы проводим внутреннюю конференцию EnterConf, на которой награждаем всех, кто причастен к процессам менторства».

Наталья Максимова, руководитель группы менторов в направлении QA SimbirSoft

Исследование также показало, что менторы получают позитивные эмоции от осознания того, что они помогают людям. Наставникам важно, чтобы их вклад в другого человека был измерим, чтобы был виден результат от усилий.


Итак, быть ментором полезно, потому что:

  • За наставничество доплачивают.

  • Менторы быстро поднимаются по карьерной лестнице.

  • На собеседованиях преимущество отдают кандидатам с опытом наставничества.

  • Менторы чаще становятся тимлидами.

  • Менторы много учатся.

  • Наставничество повышает самооценку и удовлетворённость работой.

Расскажите в комментариях, как часто на работе вы встречались с наставниками — или со стажёрами в качестве ментора.

Комментарии (5)


  1. saipr
    11.08.2022 19:01

    Основная задача ментора — это не выделить готовые рабочие формулы, а помочь разобраться с теорией и направить мысли новичка в нужную сторону. Ментор не просто делится знаниями, он также оказывает моральную поддержку и помогает в решении сложных задач. Когда подопечный начинает сомневаться в своей работе, хочет всё бросить, разговор с ментором помогает вновь найти мотивацию и посмотреть на свои проблемы с другой стороны.

    В Советском Союзе было хорошее начинание, хотите движение, которое называлось НАСТАВНИЧЕСТВО. А как гордо звучало — "Я наставник", а еще лучше — "А мои-то что учудили". Вспомните прекрасный фильм "Большая перемена":
    image
    А услышишь — Ментор, менторство, то аж в дрожь бросает.
    Я своими наставниками горжусь.
    А статья хорошая. А если ещё заменить ментор на ...


    1. kichrot
      11.08.2022 19:16
      +4

      ... В Советском Союзе было хорошее начинание, хотите движение, которое называлось НАСТАВНИЧЕСТВО. А как гордо звучало — "Я наставник", а еще лучше — "А мои-то что учудили". Вспомните прекрасный фильм "Большая перемена": ...

      Сегодня модно идеализировать СССР. :)

      Фильм "Большая перемена" хороший, но во многом сказочный. Наставничество в СССР более реалистично показано в советском фильме "Афоня", именно в силу сатирического характера самого фильма:


      1. AlexBream
        12.08.2022 10:16

        А еще сегодня модно с видом знатока и эксперта поливать дерьмом СССР (да, именно так, а не "проявлять диалектический подход при рассмотрении...") теми, кого не было в СССР даже "прототипом человека".

        Ни "Перемена", ни "Афоня" не являются документальными фильмами, и так и там используются разнообразные художественные приемы... если не вспоминать о том, что Союз был разным и во временном, и в географическом срезе

        "Чрезмерная генерализация вредна", а делать выводы на основе узкой выборки художественных фильмов - не просто плохая логика, а ее отсутствие в голове утверждающего


  1. Kiselioff
    11.08.2022 20:17
    +10

    Недавнее исследование MentorcliQ показало, что все компании США из списка топ-50 по версии Fortune используют программы менторства. Также наставничество практикуют 84% компаний, входящих в топ-500. 

    Можно еще рассмотреть ситуацию с обратного ракурса: в топовых компаниях четко выстроены процессы и налажен регулярный менеджмент, что позволяет организовывать программы наставничества (менторства).

    В компаниях без выстроенных процессов, там, где "все горит", менторство вряд ли существует. Во-превых потому, что некогда об этом подумать. Во-вторых, если и существует, то в очень формальном виде. Потому что наставнику некогда, он не успевает делать свою работу. И такие компании вряд ли будут лидерами рынка.

    То есть, возможно, что в больших компаниях все классно не из-за менторства, а из-за степени зрелости культуры управления, частью которой становится менторство, оно же наставничество.


  1. Nialpe
    12.08.2022 09:02
    +1

    Вспоминаю начало своего трудового пути в разработке (хотя это и давно было). И опыт перенимал у старших коллег без конкретных назначений кого-то надо мной. Не было такого - вот Вася, он твой ментор. Вася, ты два часа в день подтираешь сопли этому стажеру. А Васе уже все опостылело и никого учить не хочется. Нет, были разные ребята кто-то более открыт и помогал, кто-то менее. На обед сходишь или в курилку, там пообщаешься (чтобы не отвлекать человека от его задач), получишь вектор развития и копаешь дальше сам. В роли обучаемого самое главное найти грань терпения обучающего. Она у каждого из людей разная. Помню отчетливо когда впервые узнал про git rebase. Утром на кухне был свидетелем, как двое обсуждали плюсы и минусы. В разговор не влезал, ничего не понял, но стало интересно. Почитал потом самостоятельно, осмыслил. Знания, они повсюду, а пути получения - разные. Разжевывают лишь за партой в школе. В жизни, время других надо ценить.