PSP, или PlayStation Portable, является напоминанием о былых временах, когда игровая индустрия сильно отличалась от нынешней. До того, как микротранзакции стали нормой, а компании решили поддерживать NFT, игры были гораздо проще.

Во второй половине 2000-х мобильный гейминг еще не превратился в дойную корову. На самом деле, тогда мы только познакомились с iPhone! Помимо домашних приставок, в то время были популярны игры на Facebook, например, Farmville и Mafia City, а среди портативных консолей главными представителями «мобильного гейминга» являлись Nintendo DS и PSP.

Конечно, возвращаясь назад, очевидно, кто выиграл войну на рынке портативных игр. NDS, основанная на известных брендах Game Boy, Game Boy Color и Game Boy Advance, стала второй самой продаваемой консолью в истории после PlayStation 2. Несмотря на то, что PSP ей уступает, она стала коммерчески успешной, разойдясь тиражом в 80 млн экземпляров — неплохо для первой попытки Sony зайти на рынок портативных приставок.

Несмотря на это, на протяжении большей части подросткового периода PSP была моим главным спутником, как и у многих моих сверстников. Всякий раз, когда телевизор дома был занят или приходилось ждать внеклассных мероприятий после уроков, портативная консоль была рядом, чтобы утешить меня. Оглядываясь назад, можно сказать, что многие игры на PSP, которые я тогда любил, воплощали мои нынешние надежды и пожелания в отношении игровой индустрии.

Вспоминаем игры, которые сделали PSP великой

Единственное, чем PSP обходила NDS, — это железо. PlayStation Portable обладала превосходной мощностью, а многие из ее игр графически были сопоставимы с PS2. Классическими примерами таких являются:

GTA Vice City Stories

Хотя на PSP также есть GTA: Liberty City Stories и Chinatown Wars, именно Vice City Stories по-настоящему укрепила мою любовь к Rockstar. Как и для остальных ребят, San Andreas была конечной формой эскапизма. Когда позже я получил PSP, GTA: VCS оказалась элементарной. Она расширила историю оригинальной Vice City, еще одной игры, которая мне понравилась, и лишний раз убедила меня в том, что Rockstar была одной из лучших компаний в индустрии.

По сравнению с тем, что мы видим в последние годы, существует огромная разница между тогдашним и нынешним состояниями Rockstar. В середине 2000-х годов она из года в год выпускала множество отличных игр, таких как спин-оффы GTA, Bully и Manhunt. Перенесемся в 2020-й — единственными релизами компании были удручающие переиздания или ремастеры (GTA V для консолей нового поколения и абсолютно мерзкая GTA: The Trilogy – The Definitive Edition, по сравнению с которой игры на PSP выглядят как GOTY).

Monster Hunter Freedom Unite

Звание игры, в которой я провел наибольшее количество времени, достается... Monster Hunter Freedom Unite с 2600 часами, насколько я помню. Freedom Unite — тайтл, который превратил меня в хардкорного геймера. В 2022 году, когда все больше и больше людей попадают во вселенную Monster Hunter благодаря Rise и дополнению Sunbreak, я не мог не покачать головой людям, которые жалуются на трудности, как человек, полностью овладевший «искусством когтя» на PSP.

В то время мы управляли камерой без кнопки блокировки
В то время мы управляли камерой без кнопки блокировки

В то время как современные геймеры могут наслаждаться всеми этими нововведениями, я был закален «хипчеком Плезиота», «позой супермена» после употребления зелья и другими фишками. Несмотря на это, ранние игры Monster Hunter проложили путь для новых, более коммерчески успешных проектов, таких как World и Rise. В то время «Охотник на чудовищ» никогда по-настоящему не выходил за пределы Японии.

На самом деле, причина, по которой у меня наиграны тысячи часов на Freedom Unite, заключается в том, что Monster Hunter Portable 3rd так и не вышла на английском языке! Поклонники Monster Hunter — счастливчики, потому что они получают глобальные релизы и даже порты для ПК.

Gods Eater Burst

Сейчас довольно очевидно, что я фанат игр, похожих на Monster Hunter. Во времена PSP я пробовал ее аналоги, такие как Lord of Arcana (но не играл в Apocalypse) и Gods Eater Burst. Если не обращать внимание на грамматически искаженное название, Gods Eater Burst была прорывом. Она предоставляла столько классных возможностей, которых не было в других тайтлах например, настроек пуль, их траекторий и наносимого урона.

Конечно, боевка в Monster Hunter Freedom Unite была лучше, но по сравнению с Monster Hunter Freedom Unite у Gods Eater Burst было более важное преимущество — захватывающий сюжет. Удивительно, что Capcom потребовалось пять поколений Monster Hunter для воплощения хоть какой-то истории в мире игры. В то время как у нынешних MH есть хоть какой-то сюжет, Gods Eater Burst стала для меня прорывной, с одной из лучших концовок в видеоиграх, которую я помню — тот самый раз, когда молчаливый главный герой первые заговорил во время финальной битвы с боссом.

Patapon 3

Еще одной новаторской для меня игрой на PSP стала Patapon 3. Вероятно, поклонники серии возразят мне и скажут, что вторая часть лучше, но третья нашла у меня наибольший отклик.

Франшиза была не просто прорывной, она бросила вызов жанру. Ни один другой проект не сочетал в себе ритм-игру и механики RPG так хорошо, как Patapon, особенно в третьей части. В Patapon 3 были надежные системы классов и прокачки, а также множество других интересных фишек, которых после этого не было в других тайтлах (за исключением мобильных подделок).

На дворе 2022 год, и я могу заверить вас, что фанаты Patapon и я сам будем рады продолжению серии или ее духовному преемнику, если они когда-нибудь будут анонсированы.

Dissidia Final Fantasy

Harvestella, анонсированная Square Enix на Nintendo Direct Mini в июне 2022 года
Harvestella, анонсированная Square Enix на Nintendo Direct Mini в июне 2022 года

Square Enix известна своими потрясающими ролевыми играми. В то время как на PSP у нас были Crisis Core и Kingdom Hearts: Birth By Sleep, больше всего часов я потратил на файтинг Dissidia.

Представьте, как будучи ребенком и фанатом Final Fantasy у вас была возможность посмотреть на встречу любимых персонажей серии, например Зидан и Сефирот. Черт возьми, дело было не только в этом. Dissidia — просто потрясающий файтинг. Позволяет ли Tekken: Dark Resurrection летать по карте или призывать существ? Я так не думаю.

На сегодняшний день у Square Enix есть Final Fantasy VII Remake и Final Fantasy XIV, которые являются потрясающими тайтлами и дойными коровами, но интерес генерального директора компании к NFT не вселяет в геймеров уверенность. Тем не менее, будь то RPG, тактические игры, такие как Triangle Strategy или Final Fantasy Tactics, или даже файтинги, такие как Dissidia, разработчики из Square Enix действительно знают, как вписаться практически в любой жанр. Они даже планируют добавить элементы симулятора фермы в Harvestella, но только время покажет, удастся ли это.


Очевидно, я не смог бы вместить здесь все игры для PSP, которые я люблю, не растянув текст до бесконечности. Однако это те тайтлы, которые я вспоминаю с наибольшей теплотой, как человек из 2022 года, ностальгирующий по прежним приключениям в играх. Учитывая то, как провалилась Vita, и то, что Nintendo Switch занимает доминирующее положение на рынке, выход еще одной портативной игровой консоли от Sony маловероятен. По крайней мере, это случится не скоро. Тем не менее, будем надеяться, что появятся еще более удивительные проекты, которые будут приносить такую же радость, которую мы испытывали в наши подростковые годы.

Комментарии (25)


  1. pehat
    25.08.2022 01:59
    +1

    Не говоря уже о том, что на PSP можно было невозбранно поставить симулятор NES.


    1. TimurPopov Автор
      25.08.2022 02:09
      +1

      Ага, а сама перепрошивка открывала целый мир возможностей, начиная с пиратских игр и заканчивая чтением игр и комиксов :)


  1. hello_my_name_is_dany
    25.08.2022 02:41
    +1

    Благо сейчас есть эмуляторы, на которых можно запускать игры для PSP. Хотя вайб уже не тот(

    В Patapon 3 была нормальная обработка ритмов. В первой и второй части было довольно сложно попадать в ритм.

    Ну, и как же без эксклюзивов, например, две части God of War


    1. TimurPopov Автор
      25.08.2022 02:48
      +1

      А ещё Crash Bandicoot!


    1. RebKut
      25.08.2022 09:29

      В Patapon 2 (про 3ю не помню) был выбор сложности, он и влиял на сколько точно нужно попадать в ритм. Правда он не работал (всегда сложность первой части) в режимах, где можно было играть по сети =) Недавно перепроходил их. 3я напрягала только тем, что затягивает прохождение эта раскачка очень сильно.


      1. TimurPopov Автор
        25.08.2022 09:36

        Было такое, у меня тоже скорость прохождения из-за необходимости прокачки сильно падала


  1. aik
    25.08.2022 06:58

    На NDS было очень удобно играть в Castlevania с картой на втором экранчике.

    А PSP у меня надолго не задержалась. Впрочем, сейчас есть vita, так что может и до PSP'шных игр доберусь когда-нибудь.


    1. TimurPopov Автор
      25.08.2022 09:01

      Да, Vita как вариант, но у нее нет шарма той же PSP 3008


      1. aik
        25.08.2022 09:10
        +2

        Это уже субъективное. Мне так без разницы.

        Единственное, что у PSP было прикольно — это игры на дисках. Всё же карты памяти и цифровые покупки — уже как-то не то.
        А ещё фильмы были на UMD. Свою PSP когда продавал, все игры отдал с ней, а вот фильм оставил на память.


  1. ipekshev
    25.08.2022 10:13
    +2

    Да, было время! И правда отличная система была!


    1. TimurPopov Автор
      25.08.2022 10:15

      Она ей в целом и остается, просто уже не такая актуальная ????


  1. Negroni88
    25.08.2022 10:39
    +2

    Добавлю от себя немного спорта.
    FIFA 2014. Как сейчас помню, выставляешь 20 минут на тайм, уровень сложности Новичок и закатываешь ИИ за 90 игровых минут 40 мячей))) Главное не забыть сделать фотку итогового результата на свой Nokia 5250 с камерой 2Мп, а то поцаны ведь не поверят на следующий день! :)


    1. TimurPopov Автор
      25.08.2022 10:42

      Да, FIFA на пишке занимает отдельное место в моем сердце!


  1. Podushe
    25.08.2022 10:39
    +1

    После слов «игры были гораздо проще» статью даже читать не охота. Мобильный гейминг - даунгрейд портативной игровой индустрии ????


    1. TimurPopov Автор
      25.08.2022 10:41

      Сколько людей - столько и мнений. Спасибо за комментарий!


    1. BigBeerman
      25.08.2022 11:22

      мобильный гейминг другой, комбо на тачскрине не сделаешь, даже в платформеры играть неудобно, из-за чего в гонках игроку предлагают всего лишь крутить руль, а газом и тормозом будет управлять игра!(оно конечно отключается, но тем не менее). Ну и с тем, что почти все крупные тайтлы заточены под донат, глупо спорить, несколько качественных проектов без микротранзакций погоды не делают.


      1. aik
        25.08.2022 13:53

        в гонках игроку предлагают всего лишь крутить руль, а газом и тормозом будет управлять игра!

        Я тут ставил асфальт9 — там игра и рулит за игрока. Ему остаётся только турбо включать и на развилках направление выбирать.


        1. Alexey2005
          25.08.2022 15:54
          +1

          Осталось изобрести игру, которая будет донатить за игрока.


      1. Podushe
        26.08.2022 11:52

        Стало меньше сюжетных проектов 3D-игр. Кроме «сочной» графики, у «мобилок» плюсов я не вижу


  1. buldo
    25.08.2022 11:11

    Эх, сейчас бы patapon на Nintendo Switch...


  1. Art3
    25.08.2022 11:43
    +1

    PSP прочно входит в топ3 вау-гаджетов в моей жизни (1.Gameboy 2.PSP 3.iPad в хронологическом порядке). Когда впервые увидел GTA3 «в кармане» точно понял, на что потрачу свою первую оф. зарплату ) А когда увидел God of War вообще не мог поверить своим глазам! GoW была самой технически совершенной и взрослой (хотел было взять это слово в кавычки, но потом вспомнил просто роскошную сцену секса в осажденной Аттике) игрой на PSP. Помню Syphon Filter был тоже хорош. Killzone: Liberation, которая благодаря изометрическому виду просто заиграла новыми красками… PSP у меня была прошитая и дома валялась стопка DVD с ISO образами всех более менее приличных игр по версии IMDB IGN. В какой то момент я понял, что игр то куча, а играть особо то и не во что… Тогда я открыл для себя эмулятор Play Station 1, а там и WH:Dark Omen, Ультимы и прочие «золотые хиты» играть в которые на одном стике PSP было уже на грани садомазахизма. Так и валяется где то до сих пор, моя первая «толстушка» PSP1 растолстевшая еще больше из за вздувшегося аккумулятора. Наигрался. А уж сколько книг я на ней прочитал…


  1. badimao
    25.08.2022 11:47

    владею PS Vita. фактически только 1 игра на ней. но других и не нужно.

    Crimsonland

    Vita будто создана для этой игры. (жаль только не последняя версия на ней, не без багов)

    но, тем не менее, бесконечный геймплей, короткие игровые сессии. практически ежедневно перед сном пару каток.


    1. hello_my_name_is_dany
      26.08.2022 03:22

      Виту как-то даже обошли крупные тайтлы, могу вспомнить только Мортал комбат и Анчартед


      1. aik
        26.08.2022 07:30

        А что считать крупными? Был Call of Duty, Street fighter, FIFA всякая от ЕА, Metal Gear (вроде переиздания, правда), Ridge Racer, God of War, Assassins Creed, Lego всякое и т.п.


  1. StjarnornasFred
    26.08.2022 14:35
    +1

    Когда-то выпросил у родителей PSP только ради GTA VCS. В итоге так в неё ни разу и не сыграл :( Зато поиграл в GTA CW, а ещё открыл для себя Densha De Go (симулятор японских жд), Patchwork Heroes (сделайте такую же на Android ради бога!!!) и Pilot Academy. А главное - именно на PSP, которая в 2011 году была моим единственным интернет-устройством, я усвоил понятие "халявный соседский вайфай", прочёл Метро 2033 сидя на балконе (потому что больше ХСВ нигде не ловил), зарегался в скайпе и электронной почте (до сих пор это мои основные учётки), а также выбрал себе первый смартфон. Тогда же я понял, что IT - это круто... В общем, из всего "экранного времени" у меня на PSP игры занимали едва ли 10%.

    Мне даже немного жалко нынешних школьников, у которых смартфоны и компьютеры с интернетом с первого класса. Скучно же, когда всё и сразу! Вот ловить вайфай с балкона и изучать интернеты через экран не предназначенного для этого устройства с одной вкладкой в браузере - это да, это тру.