У знакомых подросли дети, приближается пора сдача ОГЭ (после 9 класса), и время думать - кем работать мне тогда, чем заниматься.

Спросили меня, не заставить ли ребенка "учиться разнообразным информационным технологиям", и я крепко задумался, как им правильно и - понятно - ответить.

Вместо предисловия.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон путешествуют на воздушном шаре. Наконец, решают узнать, куда они попали, и снижаются. Видят внизу человека, пасущего котов, и спрашивают, где они находятся. Тот долго думает и, наконец, отвечает:

- На воздушном шаре!!!

- Ого! Похоже нас занесло в Россию! - замечает Шерлок Холмс.

- Кажется, я понял Ваш дедуктивный метод, Холмс! - отозвался Ватсон, - Он долго думал, его ответ абсолютно точен и абсолютно бесполезен, значит он - программист. А поскольку только в России программисты пасут котов, мы - в России!

Небольшое отступление.

Существует называемая каким-то очень длинным словом социальная группа, работающая почти исключительно на государство. Сейчас в этой группе в РФ находятся врачи, учителя, военные (включая ОПК и военизированные министерства и подразделения), космонавтика, и далее. Чем отличается эта группа - у ее основных работников почти нет возможности пойти работать в частный сектор (за очень малыми исключениями, обсуждение темы выходит за рамки заметки). Как следствие монополизации отрасли - оклад в ней устанавливает государство, и он, зачастую, не вызывает желания все бросить и пойти туда работать. Указы "удвойте оклады от средней зарплаты по региону" - не похоже, чтобы работали.

Время от времени появляются инициативы "давайте все ИТ возьмутся на учет", и иные "вернем все взад". Вне зависимости от успешности этих инициатив, закрытия границ и так далее, одним из факторов давления на стоимость труда на рынке ИТ последние лет 20 были возможности:

- или работать "на запад"

- или уехать совсем.

Кроме того, имеютя одновременные заявления В «Ростехе» пожаловались на острую нехватку IT-специалистов в РФ и Сотрудники IT-института «Ростеха» пожаловались Путину на длительные задержки зарплаты. Похоже, что к двум проблемам России добавилась третья - постоянный дефицит высококвалифицированных низкооплачиваемых кадров.

Следовательно, еще одним из элементов непрямого давления на условия труда и оклад (и свои нервы) является возможность в любой момент встать со стула, доехать до аэропорта и через несколько часов (или дней, если лететь со стыковкой) начать работать в совершенно других условиях. Врачи так сделать не могут - необходимо полностью переучиваться. ИТ-специалисты - пока - могут. Но у пилотов уже был в 2017 году прецедент отзывов свидетельств. Как раз когда Росавиация рассказывала, что пилоты почему-то уезжают.

Lo there do I see the line of my people, back to the beginning.

Посмотрев вокруг, спросите сами себя - что НЕ изменилось в ИТ за последние 10-20 лет?

- Алгоритмы.

Время от времени появляется что-то новое, но идеи остались те же, что озвучены еще в 1976 в книге Algorithms + Data Structures = Programs.

- Теория.

Сложность алгоритмов, О- нотации, общая теория (вспомнив такие книги как Operating Systems: Design and Implementation - 1987 и Modern Operating Systems - 1992)

- Оценки скорости изменений

В 2016 году вышла статья Human body part designers and guided Space tours? Get ready for the jobs of the future (ссылка 1, ссылка 2, перевод). До прогноза - 2025 - еще два года, но точность угадывания оцените сами.

- Мир

Вопреки некоторым прогнозам, гравитационное поле Земли не поменялось, и с Австралией все в порядке. Мир пока остался американоцентричным. Science citation index по странам можно посмотреть тут - за 2015 и 2020 год и сделать какие-то личные выводы.

- Софт-скиллы

Хотя типовой Ит-шник у HR выглядит как Richmond Felicity Avenal, но большой проект все равно требует как-то работать и уживаться с людьми, каким бы новом словом это не называлось.

Фреймворки, выбор между ML и SCADA могут стать не актуальными уже через лет пять - просто потому что. Вот что точно останется неизменным - это решение задач про поворот небинарного дерева на виртуальной доске.

Что посоветовал в итоге я.

Отдать ребенка на курсы по подготовке к A Cambridge English: First (FCE), которые должны завершиться экзаменом. Не абстрактные "общие курсы", а именно подготовка к экзамену. Вне зависимости от будущего направления всех траекторий.

Устроить ребенку обзорные экскурсии по заводам (Где трудятся в дыму и производят дым). Такие экскурсии иногда бывают, иногда их можно организовать, иногда у заводов есть условно-открытые (по записи) музеи, как например в РКК Энергия.

Чаще выезжать куда-то за пределы родного колхоза "Заскоки Ильича". Это дает какую-то мотивацию к учебе, хотя бы для того чтобы поехать посмотреть "что-то" еще раз, уже самостоятельно.

С обучением важнейшими (по моему мнению) софт-скиллами, а именно умению учиться самостоятельно, по возможности соблюдать договоренности, и не пренебрегать стратегическими задачами в пользу разовых тактических, все сложно. Нет у нас курсов по психологии поведения.

Комментарии (11)


  1. shadovv76
    01.09.2022 15:36
    +1

    почему не сам ребенок должен решить?

    и если он еще не решил, то значит время не пришло.

    вчера об этом с дочерью говорил, она в 9 идет.

    именно так ей и сказал на ее вопрос (я тот кто крикнул из ветвей: "жираф большой....").

    и даже если не удобно учить родителей я бы им сказал: "странно, мой опыт - выбирать самому" и сменил бы тему"


    1. TheGodfather
      01.09.2022 15:55

      А вы сами знаете про себя-то, «чем хотите заниматься»? «Время не пришло», но школа кончается, в вуз надо поступать. Есть мнение, что и среди 25-30-летних лбов вообще-то мало кто реально про себя знает, что он хочет делать, «время не пришло», ага. А вы хотите чего-то от ребенка в 17 или, не дай бог, в 15 лет? Ну т.е. да, конечно, если вам повезло и ваш ребенок умный, разумный, спокойный молодец и как-то разобрался в себе еще в школе — думаю, вам можно только позавидовать. Но мне кажется, что это скорее исключение, все-таки обычно выбор ВУЗа после школы это куда больше «пальцем в небо» или некая интуиция, возможно, не без подсказок со стороны родителей, нежели чем осознанное решение.

      Поэтому кажется более чем адекватным, если родители как минимум покажут-расскажут-сводят на дни открытых дверей, а также хотя бы попытаются вразумить деточку, если она хочет пойти в колледж на курсы условных автомехаников (если деточка не вразумляется, ну ладно, конечно, пусть идет, но все-таки лучше в условное айти). А тот же английский, который советует топикстартер, он в любом случае лишним не будет для *любого* человека, поэтому даже если дитятко брыкается, всего равно стоит его отправить в какой-нибудь трехнедельный языковой лагерь на Мальту, при всем уважении к детям и их самостоятельности, тут все-таки можно сыграть карту «я взрослый, лучше знаю, потом благодарить будешь».


      1. shadovv76
        01.09.2022 16:48

        Ну ни чего себе вы постарались… :)

        Ну, я не знаю чего хочу сейчас для себя. Поэтому и не сбиваю с толку.

        Я определился с выбором в последние 3 месяца назад 11 класса когда выбирал экзамены. А выбрал то что у мне хорошо давалось. Сейчас я уже больше 20 лет работаю по своему выбору и доволен.

        Моей дочери нравится рисовать, а я от этого далёк и что я могу ей полезного посоветовать именно в выборе профессии?

        Я не хочу проживать чужую жизнь хоть и являюсь авторитетом для своей дочери и мир через 15 лет будут строить такие как она, 60 летние будут в углу со своими прогнозами «что выстрелит»


        1. StjarnornasFred
          01.09.2022 17:08

          Моё мнение: если не определился с тем, кем хочешь быть (и, следовательно, не можешь осознанно подойти к выбору сферы освоения) - развивай то, что нравится или получается прямо сейчас. Есть музыкальная склонность - занимайся музыкой, хорошие физические кондиции - тренируйся и становись спортсменом-любителем, просто нечем заняться - запишись на курсы иностранного языка. Это, во-первых, позволит тебе получать удовольствие от жизни, а не учить невесть что через силу ради непонятной и пока не желанной работы, а во-вторых, гарантирует тебе наличие каких-то нетривиальных навыков к моменту, когда ты определишься с карьерными желаниями, а следовательно - некую почву под ногами.


        1. Sarjin
          01.09.2022 18:37

          Посмотрите в какие вузы нужно рисование или эскиз как экзамен.

          Возможно архитектурный.

          Если черчение то инженерные по механике


    1. sgzmd
      01.09.2022 18:23

      На своем опыте напишу - к моменту, когда я пошел в 10 класс, по-моему, абсолютно всем было понятно, что я буду программистом. Ну, я имею в виду, всем кроме меня.

      Я хотел быть журналистом. И даже что-то куда-то писал и меня даже где-то публиковали (аж раза два). А потом я хотел работать в финансах. А потом я еще хотел ...

      Короче я очень благодарен своим родителям за то, что они - вероятно, зная или хотя бы подозревая какой будет финальный результат - терпели мои заскоки и давали мне определиться самостоятельно. Теперь, уже сам будучи отцом, я понимаю что скорее всего они меня мягко ориентировали именно на мою текущую карьеру (хотя когда спрашивал -надцать лет спустя, уходили в глухую несознанку) -- но при этом поддерживали любые мои начинания. Дай мне Б-г терпения так же помочь моим детям.


    1. MechanicusJr Автор
      01.09.2022 20:00

      почему не сам ребенок должен решить?

      Потому что у 14 летнего ребенка нет представления о мире, в данном случае. Слаще репы не ел.


      1. omxela
        01.09.2022 22:00

        Потому что у 14 летнего ребенка нет...

        Это звучит очень радикально, а значит, заведомо не есть правда. По той тривиальной причине, что все дети разные, и 14 лет одного ребёнка могут сильно отличаться от 14-ти лет другого (какая неожиданность). И дальше вопрос: что значит "сам должен решить"? Эти 14 лет являются проблемой вовсе не потому, что у человека " нет представления о мире". Есть не хуже Вашего, просто, вероятно, несколько другое, раз Вы так считаете. Проблема в возможностях. Вот тут взрослый и нужен, имхо. Не для того, чтобы заставить, и не для того, чтобы игнорировать (гуляй, как хочешь). А для того, чтобы понять, к чему господь дитя приспособил (с некоторой вероятностью), и подпихнуть в этом направлении, помогая, поддерживая и трезво оценивая результаты. Так мои родители относились ко мне. Так я относился к своим детям. И так они (к моей тихой радости) относятся к моим внукам. Иного опыта у меня, увы, нет.


        1. MechanicusJr Автор
          02.09.2022 19:49

          Проблема в возможностях. Вот тут взрослый и нужен, имхо. Не для того, чтобы заставить, и не для того, чтобы игнорировать (гуляй, как хочешь). А для того, чтобы понять, к чему господь дитя приспособил (с некоторой вероятностью), и подпихнуть в этом направлении

          Все так. Поэтому Омниссия и сниспослал нам курсы и эксурсии


    1. select26
      03.09.2022 15:07

      Вы рекомендации то прочли?

      Автор как раз и рекомендует прокачать общие навыки и скиллы. Которые пригодятся везде и всегда: английский язык (настоящий), умение учиться и общаться, нормы поведения принятые в обществе.


      1. shadovv76
        03.09.2022 19:02

        конечно прочел.

        к автору как к Эксперту обратились чего то конкретного, вроде...

        родители естественно до таких "общих" рекомендаций сами не додумаются, они же на уровень ниже :)

        а вопрос мой ни к автору, а я поставил себя на его место, о чем и написал прямо.