В то время как весь мир восхищается новыми моделями электромобилей, японская Honda не забывает про другой вид альтернативного топлива: водород. Honda делает водородные автомобили с конца 80-х годов, так что выпуск новой современной модели не должен удивлять.

Водород получают, например, путём электролиза воды с помощью солнечных батарей. Несмотря на очевидные недостатки, водородные авто всё-таки имеют и ряд преимуществ перед обычными литий-ионными аккумуляторами. Самое главное — это дополнительный запас топлива.

На автомобильном салоне в Токио компания Honda представила пятиместный седан FCV Clarity. В машине под передними сиденьями установлен плоский литий-ионный аккумулятор, куда поступает электричество от сгорания водорода, затем аккумулятор питает электромотор. Запас хода — 700 километров.

Honda FCV Clarity — существенный шаг вперёд в эволюции водородного автотранспорта. Honda снизила стоимость водородной топливной ячейки, а размер ячейки уменьшился на треть, так что теперь она по габаритам примерно равняется обычному двигателю V6. Столько компактный размер позволил втиснуть её под капот — такая конструкция используется впервые для всех автомобилей на топливных ячейках. Раньше их приходилось размещать в багажнике и чуть ли не в салоне, но под капот они не вмещались.

Теперь топливная ячейка не уступает двигателю V6 по размеру, весу и другим характеристикам. Она нормально работает и при низких температурах. Сами баки с водородом в FCV Clarity находятся под задними сиденьями и за ними.

Топливная ячейка обеспечивает выходную мощность 100 кВт, а у электромотора максимальная мощность 130 кВт.

Для решения проблемы с водородными автозаправками Honda выпустила компактную станцию электролиза Smart Hydrogen Station, чтобы добывать водород из воды в домашних условиях. Правда, компания не показала её публике на автосалоне, не назвала цену и дату начала продаж. Но если добыча водорода в домашних условиях станет доступной, это может значительно повысить популярность водородного автотранспорта.

У Honda FCV Clarity есть ещё одна крутая «фича»: если подключить его к трансформатору Power Exporter 9000 (на фото), то водород можно использовать для электропитания бытовых устройств и даже всей домашней электросети. Водорода из одной топливной ячейки хватит, чтобы снабжать электричеством средний японский дом в течение семи дней!



Это идеальный гаджет для загородных путешествий. Прямо в лесу можно спокойно подключить компьютер, поставить холодильник.

«Хонда» начнёт поставлять автомобили в лизинг для муниципалитетов и юридических лиц в марте 2016 года. Позже начнётся экспорт машин в Европу и США, но на массовые продажи вряд ли приходится рассчитывать при розничной цене 7,66 млн йен ($62 807).



Предыдущая модель Honda на водородном топливе FCX Clarity не пользовалась особой популярностью: по всему миру было продано всего 72 штуки. А вот недавно выпущенная Toyota Mirai расходится гораздо активнее, неделю назад стартовали её продажи в США.

Кстати, на Токийском автосалоне компания Toyota показала концепт-карт FCV Plus, который тоже работает на водороде и тоже способен «делиться» неиспользованным электричеством.

Комментарии (35)


  1. sashabeep
    28.10.2015 20:54
    +2

    А отдельный генератор на водороде они не хотят продать?


  1. Lisio
    28.10.2015 21:47
    +22

    снабжать электричеством средний японский дом в течение семи дней

    У кого-нибудь есть конвертер из средних японских домов в кВт*ч?


    1. ZyUbRa
      28.10.2015 23:47
      +4

      Средний японский дом достаточно не большой, до 100 квадратов. Я не японец) но тоже живу в доме около 100 квадратов. Месячное потребление около 300-350 кВт*ч. Это не сказать что бы особенно экономя)
      Японские дома будут побольше оснащены электроникой, но у меня это компенсируется большими расходами на освещение, мы в основном поздно ложимся.
      10-12 кВт*ч в сутки, это не так и много, например с тесловской батареи на 85 кВт*ч получится реально неделю прожить. Хонда схожа с теслой по параметрам пробега, а значит схожа и по параметрам электрической мощности, т.е. неделя вполне реальна.
      При условии конечно отопления не электричеством, тогда ни о каких 10-12 кВт*ч в сутки речь не идет)


      1. Lisio
        29.10.2015 01:18
        +6

        Да вопрос был риторический, собственно. Если продукт ничем особым не выделяется, то маркетологам сразу становится тесно в стандартных единицах и начинаются измерения в попугаях. То объем памяти в минутах сферических песен измерят, то размер фотографии в айфонах, то количество энергии в усредненных японских домах. Уже выработалось понимание, что полезность/качество обратно коррелировано с экзотичностью единицы измерения, и ничего кроме отторжения такие сравнения не вызывают.


        1. ZyUbRa
          29.10.2015 02:44
          +1

          Считается что такие сравнительные показатели более понятны простым людям)


        1. Goodkat
          01.11.2015 11:49

          Я не знаю, сколько потребляет моя квартира в неделю, поднимать годовые счета за электричество и пересчитывать мне лень, приобретать этот автомобиль и запитывать от него дом я не собираюсь, так что сравнение со средним японским домом вполне уместно.


    1. dron_k
      29.10.2015 00:19
      +10

      Как только закончу «Риелторские минуты от метро пешком >>> Метры», примусь за ваш… :)


    1. Mad__Max
      29.10.2015 03:14

      Выходная мощность до 9 кВт. (видимо из-за этого в названии и приписана красивая цифра в 9000 = до 9000 Вт).
      А емкость — от самого этого дейвайса же она никак не зависит, только от емкости аккумулятора у электромобиля/емкости баллонов с водородом у водородного авто к какому его подключишь (стандарт подключения относительно универсальный — Chademo).

      Если конкретно в связке с этим водородным авто, то у него тоже емкости в кВт*ч нет (только объем баллонов в литрах). Но исходя из заявленного пробега это эквивалент где-то 150 кВт*ч или по 20 кВт*ч в день.
      Что весьма и весьма неплохо.


  1. idiv
    28.10.2015 22:21
    +1

    >Аккумулятор полностью заряжается за три минуты, и этого запаса хватает на 700 километров хода.

    Что-то не то. Во-первых, так быстро не зарядить (на 700 км) и отсюда во-вторых — наверное 700 км относятся не к аккумулятору, а к водородному баку.


    1. masnart
      28.10.2015 22:28
      +3

      Уже готов прототип заправки!
      image


  1. spanasik
    28.10.2015 23:10
    +1

    > Power Explorer 9000

    6000-ю модель перескочили? :-) (намёк на Храпмастер 6000)

    > Прямо в лесу можно спокойно подключить компьютер, поставить холодильник.

    Заправляешь свой дорожный седан водородом, суёшь в него холодильник и едешь в лес. Ставишь там холодильник и включаешь ноутбук! (?_?) Или у нас леса разные, или я чего-то не догоняю.


    1. olegkrasnov
      28.10.2015 23:47
      +5

      image


      1. spanasik
        28.10.2015 23:53
        +1

        image


        1. ZyUbRa
          29.10.2015 00:13
          +2

          Это не водородные технологии, это метановые)


          1. spanasik
            29.10.2015 00:18

            Это он в лес съездил с холодильником с предыдущей фотки.


  1. t3l3p4th
    28.10.2015 23:38
    -3

    Надеюсь, человечество предпочтет прогресс в области развития аккумуляторов, а не генерацию из процессов сгорания чего-либо.

    Имхо, если бы век назад автомобильная индустрия не сделала бы опрометчивую ставку на углеводородное топливо — аккумуляторные технологии сейчас были бы несопоставимо совершеннее, что положительно отразилось бы и на множестве отраслей за пределами транспортной сферы.


    1. unxed
      29.10.2015 05:16
      +1

      А чем аккумулятор принципиально отличается от комплекта из устройства для электролиза и топливного элемента? ИМХО, если то и другое спрятать в черный ящик, снаружи не будет никакой разницы, в чём именно запасается электричество. Да хоть в разнице температур :)

      Дело в том, что топливные ячейки — не совсем сгорание. У топливных элементов нет жёсткого ограничения на КПД, как у тепловых машин (КПД цикла Карно является максимально возможным КПД среди всех тепловых машин с такими же минимальной и максимальной температурами) — википедия.

      В сравнении с бензиновыми ДВС — ещё и с «грязным» выхлопом нет проблем. В сравнении с аккумуляторами — нет проблемы утилизации/переработки лития.


      1. Fedcomp
        29.10.2015 10:20
        +1

        А водород разве не текучий и взрывоопасный?


        1. isden
          29.10.2015 11:46
          +2

          Бензин и литий тоже не образцы безопасности. Если более-менее соблюдать ТБ и поддерживать оборудование в нормальном состоянии, то ничего особо страшного не будет.


    1. TRIMER
      29.10.2015 08:34
      +1

      Я с вами не согласен. Надеюсь такие технологии взлетят. Современные аккумуляторы слишком долго заряжаются…


  1. ozonar
    29.10.2015 00:05
    +1

    >>по всему миру было продано всего 72 штуки
    Вот интересно, должны же такие огромные автомобильные концерны производить исследования интереса к выпускающейся марке? Как можно продать 72 автомобиля?

    Впрочем, источники википедии говорят, что автомобиль сдавался в лизинг, о факте продажи вообще ничего не сказано.


  1. Mad__Max
    29.10.2015 03:24
    +1

    У Honda FCV Clarity есть ещё одна крутая «фича»: если подключить его к трансформатору Power Explorer 9000 (на фото)

    Интересно кто с кого текст списывал?
    Вообще девайс называется «Power Exporter 9000» а не Explorer — что видно даже на его фотографии. Я сначала не понял почему мне гугл вместо оригинала новости и презентации только русскоязычные источники с пересказом выдает. Потом посмотрел внимательно на фото и все стало ясно — кто-то (кто первый писал/переводил) неправильно написал название устройства, а потом все друг с друга передирали текст. Теперь везде текст с этой ошибкой.


  1. gene4000
    29.10.2015 05:40

    Постепенно Smart Hydrogen Station переместится под капот, и мы получим автомобиль на воде.


    1. Fedcomp
      29.10.2015 10:21

      Calgon будет рад. Либо производители «воды».


  1. petuhov_k
    29.10.2015 09:55
    +1

    В то время как весь мир восхищается новыми моделями электромобилей, японская Honda не забывает про другой вид альтернативного топлива: водород.

    Не понимаю этого противопоставления из статьи в статью. Ведь это тоже электромобиль, но с другим источником электричества или там какой-то особый «водородный двигатель»?


  1. IvanT
    29.10.2015 10:05
    +1

    Покупаем авто и аппарат для электролиза -> заливаем воду и с тратим электричество на получение водорода -> сжигаем водород чтобы получить электричество -> крутим электромотор.
    Это точно экономически целесообразно? Выгода, я так понимаю в том, что не нужны дорогие и массивные аккумуляторы как у Теслы и больше запас хода, но что у нас с ценой за километр пути?


    1. vmarunin
      30.10.2015 01:03

      Насколько я знаю, КПД электролиза * КПД топливных элементов ниже, чем КПД литиевого аккумулятора.
      Цена за километр, получается, будет выше, причём в разы. Но надо считать с ценой батареи и ценой ячейки.

      PS Заправляться водородом проще. Будут автомобили, будут и заправки.
      PPS Прикольно, что процесс электролиза и езды разнесён в пространстве, тут можно на тарифах поиграть и появляется смысл в солнечных панелях/ветряках дома. Куда девать энергию? Да в водород для машины.


  1. michaelmashay
    29.10.2015 10:32
    -1

    Сравнение со снабжением дома энергией интересное). Может меня кто поправит из знающих, но я почему-то думаю, что количество энергии, потраченное на электролиз и «добывание» водорода точно будет больше, чем количество электроэнергии отданное потом топливной ячейкой с этого объема. Так что заправка машины, взять на природу генератор — ок, но точно не дом потом питать.

    И что насчет законов? Нигде не запрещается хранение дома баллонов с водородом?


    1. vmarunin
      30.10.2015 01:08

      Будет в разы больше, и что?
      Если сжечь нефть на ТЭЦ, то мы получим больше энергии, чем перегнать нефть на бензин и потом сжечь бензин. Правда сейчас очень хорошо умеют перегонять нефть. Но потери энергии по дороге никого не останавливали и 50 лет назад, когда КПД НПЗ был низкий.

      Электричество в розетке сильно дешевле чем от бензинового генератора, но генераторы производят и покупают уже сейчас. Значит кому-то нужно это дорогое электричество.


  1. turbopower
    30.10.2015 07:03

    меня другое занимает
    какая фукусима заставляет японцев с каждой технологией все кошмарнее уродовать внешность автомобилей?
    сначала рваный мокасин тойота, теперь баклажан от хонда, что дальше? сморщенный сухофрукт от ниссана?
    такими ли фантасты представляли будущие автомобили? я думаю, многие согласятся, что ближе всего художники «я — робот» отразили наши ожидания, да и илон наши шекспир маск не разочаровывает.
    если все движется к передовой внешности кальмара или креветки, то я пас.
    буду пенсионером-велосипедистом. и плевать на технологии, если они настолько уродливы.


    1. idiv
      30.10.2015 08:02

      Это очень субъективная оценка.
      > да и илон наши шекспир маск не разочаровывает.
      А мне она чисто визуально ни рыба ни мясо, такой себе посредственный внешний вид. Зато Ауди нравиться.
      Но это тоже субъективно, а как потребитель, я выбирал и выбираю по тому, что в середине, а внешний вид дело десятое.


    1. masnart
      31.10.2015 01:16

      Из японских и массовых — Мазда делает симпатичные автомобили.
      Из Эко-мобилей — БМВ и8 ничего так и на картинке и в жизни.
      Так что все нормально.


  1. Goodkat
    01.11.2015 12:01

    />
    На первой картинке автомобиль очерь похож на Tesla S. Если это не фотошоп, то, видимо, автопроизводители приблизились к оптимальной аэродинамике, и в будущем все автомобили будут отличаться только шильдиками и формой фар.
    Toyota Prius и Honda Insight тоже очень похожи внешне.


    1. idiv
      01.11.2015 13:04

      >На первой картинке автомобиль очерь похож на Tesla S

      А передняя часть Tesla S похожа на аналогичную часть Aston Martin DB9. С каких пор Tesla стала мерилом дизайна?


  1. rPman
    01.11.2015 16:52

    Было бы неплохо разместить фото 'генератора' рядом с чем-нибудь, чтобы оценить размер.


    Не понял, топливная ячейка с водородом на '7 японских домодней' уже внутри?