В настоящее время общая длина мировой сети железных дорог составляет, по разным оценкам, примерно 1,3 млн. км. Но так называемая эксплуатационная длина путей, без учета вторых путей на главных линиях, станционных путей и т.п., то есть то расстояние, которое проходит поезд с пассажирами, заплатившими свои кровные за проезд, по данным Международного союза железных дорог (UIC) на прошлый год составляла 999,8 тыс. км.

По данным того же UIC общая протяженность высокоскоростных железных дорог в мире к началу прошлого 2021 года составляла 56129 км (более поздних данных пока нет). Львиная их доля приходится на Китай, Японию и Южную Корею (42217 км) и страны ЕС (11819 км), в Северной Америке и России их меньше, чем по тысяче км, а США, между прочим, мировой рекордсмен по протяженности железных дорог, наша страна занимает по этому показателю третье место. Все это либо специально построенные линии, либо модернизированные под высокоскоростные поезда (ВСП).

Что касается скорости ВСП, то здесь надо различать рекордные скорости на испытательных полигонах на этапах разработки ВСП, рекламирующие достижения той или иной компании, вводившей данный ВСП в эксплуатацию, и реальные крейсерские скорости этого поезда при перевозке реальных пассажиров. У большинства современных ВСП она колеблется в диапазоне 200-250 км/ч, а ВСП со скоростью 250-300 км/ч и выше можно пересчитать по пальцам. 

Абсолютный рекордсмен среди них ВСП на магнитной подушке (такие поезда называют еще «маглев», то есть левитирующие в электромагнитном поле), который возит пассажиров между аэропортом Шанхая и ближайшей станцией метро. Его максимальная крейсерская скорость на испытаниях была 501 км/ч, но линия, по которой он сейчас курсирует, длиной всего 30 км, и он просто не может разогнаться до такой скорости, едва его скорость достигает 300 с хвостиком км/ч, как пора уже тормозить, в итоге средняя его скорость — 260 км/ч. 

Таким образом, сеть железных дорог для ВСП составляет около 5% от всех железных дорог в мире, а длина колеи безрельсового маглева, который движется по направляющей особой конструкции (ее только условно можно назвать рельсом) на этом фоне на сегодня стремится к нулю (30 км, или 0,003%). Железнодорожная сеть ВСП распределена по странам крайне неравномерно, но вне зависимости от числа ныне курсирующих по ней ВСП и количества перевозимых ими пассажиров в разных частях света, фактически все они идут по рельсам. 

На протяжении двух веков менялись конструкции локомотивов и их двигателей — паровые, дизельные, электрические, турбовинтовые, турбореактивные, росла скорость поездов (от 50 км/ч у «Ракеты» Стефенсона в 1829 году на ж/д Манчестер-Ливерпуль до 360-380 км/ч в стандартном рабочем режиме у нескольких китайских и европейских поездов в наше время). Делались попытки оторваться (в прямом и переносном смыслах) от классического двухрельсового пути, но пока в категории находящихся сейчас в эксплуатации ВСП прижился лишь один из них — шанхайский маглев.

При этом поезда на магнитной подушке окончательно отказаться от колес пока не спешат. Например, экспериментальный японский JR-Maglev, поставивший новый мировой рекорд для ВСП — 603 км/ч, на низких скоростях (до 150 км/ч) использует колеса. Предусмотрены они и в перспективной, но пока существующей больше в теории, чем на практике разновидности магнитной левитации Inductrack с использованием постоянных неодимовых магнитов (NdFeB), разработанной в Ливерморской национальной лаборатории министерства энергетики США (патенты США №5722326 от 1994 года и №7478598 от 2005 года). Теоретически такой поезд начинает левитировать на скорости 1-2 миль/час (1,6-3,2 км/ч), но практически на испытательном стенде это пока происходит на скорости 30-35 км/ч. То есть до этого он должен по чему-то катиться. Кстати, в пресловутом проекте Hyperloop Илона Маска планируется использовать систему Inductrack. Как только теоретическая минимальная скорость левитирования Inductrack совпадет с практической, так сразу и используют.

Но все это пока слова, а сегодня ВСП идут по рельсам. Еще раз напомню, что речь идет не о тех ВСП, которые по тем или иным причинам были сняты с эксплуатации, не о тех, которые пока еще планируется ввести в эксплуатацию, и не о тех которые существовали только в проекте или в единичных экспериментальных образцах, а о тех, на которые сейчас можно купить билет, сесть в них и выйти на нужной вам станции. Причем идут они по точно таким же рельсам (если считать не принципиальных по сравнению с общей конструкцией рельса усовершенствований), по каким в 1825 году по первой пассажирской железной дороге отправился в свой первый рейс первый пассажирский поезд Стефенсона с паровозом Locomotion, который доставил из города Стоктон в город Дарлингтон четыре сотни первых в мире железнодорожных пассажиров, развивая  на своем 40-км пути скорость в 16 км/ч.

До пассажирских поездов по рельсам на шахтах и рудниках курсировали вагонетки, запряженные лошадьми. Сначала рельсы для них были деревянные и прямоугольные в сечении. Только с 1767 года, когда на одном из рудников в Коулбрукделе на северо-западе Англии уложили чугунные рельсы, начинается эра «чугунки», как в народе в позапрошлом веке называли железную дорогу. Первые чугунные рельсы были короткими (около 1 м) и в сечении имели либо U-образную, корытовидную форму (рельсы Рейнольдса), либо L-образную, уголковую форму (рельсы Керра), то есть в любом случае — фланцевое сечение, предохраняющее вагонетку от схода с рельсов. Одна из первых чугунных дорог в мире с уголковыми рельсами была введена в эксплуатацию в нашей стране в 1788 году на Александровском заводе в Петрозаводске, она соединяла доменный, сверлильный и расточной цеха пушечного завода. 

А буквально в следующем 1789 году в Англии Уильям Джессоп уложил на конной железной дороге в графстве Лестершир рельсы грибовидной формы в сечении, переправив таким образом фланцевую систему удержания вагона на рельсе вагонным колесам. Все три типа чугунных рельсов (уголковая, корытовидная и грибообразная) сосуществовали еще лет двадцать. Но со временем стало ясно, что со всех точек зрения экономичнее грибовидные рельсы Джессопа. Рельсовый путь не засорялся, и к тому же, как показала практика, такие рельсы «экономили» лошадиные силы. Например, на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов на Алтае, где была проложена 2-км дорога из рельсов Джессопа, лошадь по ней могла везти груз вдвое больший, чем по уголковым или корытовидным рельсам.

Оставался один шаг до рельса современного вида. Его сделал инженер Берлингтонского металлургического завода на севере Англии Джон Биркиншоу, который в 1820 году получил патент на прокат «кованых железных рельсов длиной 15 футов, способных выдержать нагрузку локомотива и поезда в отличие от чугуна, который был хрупким и слишком легко ломался», как рекламировал их владелец Берлингтонского завода Майкл Лонгридж. 

Патентованные рельсы имели в сечении вид двутавровой балки (лучшая форма балки, работающей на изгиб) с выпуклой (грибовидной) верхней поверхностью для колес поезда с фланцевым выступом. Именно их использовал Джордж Стефенсон при строительстве первой в мире пассажирской железной дороги Стоктон-Дарлингтон, хотя они были вдвое дороже чугунных.  Кстати, так уж получилось, что в придачу к лицензии на рельсы он получил в штат своей паровозостроительной компании Robert Stephenson & Co сына Биркиншоу на должность помощника инженера. Это можно было бы расценить как довольно редкий и забавный случай патентного непотизма, но Биркиншоу-младший оказался толковым помощником, в компании Стефенсона прижился и дорос до главного инженера на строительстве одной из железных дорог, весьма хлебной по тем временам должности.

Совершенствование рельса между тем продолжалось, в начале 1830-х годов появился широкоподошвенный рельс, позволяющий упростить процедуру укладки рельсов. В дальнейшем заметно менялись химический состав рельсовых сталей и литейные режимы прокатки рельсов и увеличивалась их длина. Сейчас, например, для так называемых бесстыковых путей укладываются сварные 800-метровые рельсовые плети. Но профиль рельса принципиально не изменился. По этим рельсам и началась гонка за скоростью. 

С рекордных 50 км/ч «Ракеты» Стефенсона в 1829 году к концу века скорость поездов к середине XIX века возросла до 60 миль/ч (96 км/ч) («Антилопа», США, 1848), а к концу века превысила 150 км/ч. Но это были рекордные показатели паровых локомотивов с ограниченным числом вагонов и без пассажиров. Устраивались также показательные гонки с пассажирами и журналистами-наблюдателями между поездами разных производителей, точно такие же, как между трансатлантическими лайнерами — кто быстрее доберется из Америки в Европу или обратно. 

Во время одного из таких соревнований в Англии в 1895 году по обычной железной дороге с остановками по расписанию для обычного поезда с пассажирами был установлен рекорд средней скорости в 66,3 мили/ч (106,7 км/ч). В 1904 году он был обновлен на таких же соревнованиях до 80 миль/ч (128,8 км/ч), причем на протяжении 28 миль (из 231 мили общей  протяженности маршрута) скорость поезда составляла 90 миль/ч (144,8 км/ч), а максимальная — 92,3 мили в час (148,5 км/ч). Впрочем, тогда в Англии и Америке, где тогда ставились эти рекорды, скорость пассажирских поездов законодательно ограничивалась 59 милями в час, а грузовых — 49 милями в час, то есть 95 и 80 км/ч соответственно. 

На рубеже XIX и ХХ веков в гонку за скоростью на рельсах включились электропоезда и сразу начали с мирового рекорда. В 1899 году прусская государственная железная дорога объединилась с десятью электротехническими и инженерными фирмами и электрифицировала 72 км железной дороги. Компания Van der Zypen & Charlier из Deutz из Кельна построила две рельсовых электромоторисы, одну с электродвигателем Siemens-Halske, вторую с двигателем Allgemeine Elektrizitäts–Gesellschaft (AEG). В октябре 1903 года электровагон с мотором S&H развил скорость 206,7 км/ч, а вагон с мотором AEG — 210,2 км. 

В межвоенные годы появились настоящие пассажирские скоростные железные дороги, но царили на них поезда с паровыми локомотивами. Единственным их конкурентом были дизельные поезда. В 1930-е годы дизельный Fliegender Hamburger в регулярных перевозках между Гамбургом и Берлином (286 км) разгонялся до скорости 160 км/ч. В США дизельный поезд Zephyr курсировал между Чикаго и Денвером со средней скоростью 124 км/ч. В нашей стране с 1932 года начинается серийный выпуск пассажирских паровозов «Иосиф Сталин» (ИС-20), которые начали курсировать сначала на линии Москва-Ленинград, а потом и по всему СССР, включая Сибирь. Их конструкционная скорость (то есть максимально допустимая с точки зрения техники безопасности) была 115 км/ч. В 1938 году английский локомотив Mallard ставит мировой рекорд скорости паровозов — 202,58 км/ч. Но при пассажирских перевозках скорость паровых скоростных поездов не превышала 160 км/ч.

На этой отметке завершается эра скоростных паровых локомотивов, которые за век с небольшим увеличили скорость в 10 раз, и начинается эра высокоскоростных электропоездов. В том же 1938 году в Италии по маршруту между Болоньей и Неаполем был запущен электропоезд ETR 200, который тоже достигал 160 км/ч в коммерческой эксплуатации и установил мировой рекорд скорости для электропоездов в 203 км/ч недалеко от Милана. А символом этой длящейся по сей день эпохи скоростных электропоездов стал японский «Синкансэн», который отправился в свой первый рейс в 1964 году со скоростью 210 км/ч. С тех пор эксплуатационная скорость ВСП выросла до 300–350 км/ч, а рекордная превысила 500 км/ч. 

На двухвековом пути наращивания скоростей поездов возникала масса проблем, требующих инженерных решений. Количество патентов, предлагавших их решение, измеряется тысячами, причем не в метафорическом, а в прямом смысле этого слова. Какие-то проблемы решались сравнительно просто, например, прогиб рельса устранялся более твердым покрытием железнодорожного пути и заменой деревянных шпал на бетонные. Продольные колебания вагонов на высоких скоростях гасились сварными бесстыковыми рельсами. Но одной из главных проблем было покачивание вагонных колесных тележек на высокой скорости, так называемые колебания хантинга, которые вели к динамической неустойчивости и потенциальному крушению. Сейчас используются разной конструкции гасители угловых колебаний. Но путь к этому был непростой и долгий.

В 1932 году немецкий инженер Франц Крукенберг, чья моториса «Рельсовый Цеппелин» с авиационным двигателем и пропеллером годом раньше совершила свой первый пассажирский рейс по маршруту Берлин–Гамбург и на 40-км участке между городами Людвигслюстом и Виттенбергом поставила мировой рекорд скорости на рельсах (230,2 км/ч), получил немецкий патент № 400822 на «Демпфирующее устройство для стабилизации хода тележек железнодорожного транспортного средства». Раскачивание колесных тележек предлагалось гасить «посредством обеспечения жидкостного демпфирующего средства между кузовом и тележками», то есть по современной терминологии это была разновидность телескопического амортизатора с поршнем. 

Это решение было в дальнейшем использовано в рельсовом транспорте, но носило оно паллиативный характер. Более радикальной оказалась реанимация австрийского патента AT11726 1901 года Вильгельма Якобса «Сочлененные вагоны для железнодорожных поездов». Сочленялись они общими для соседних вагонов четырехколесными тележками, которые располагались между вагонами, одна колесная пара под одним вагоном, вторая под другим.

Таким образом, поезд превращался в один длинный вагон, и болтанка вагонов с традиционной жесткой межвагонной сцепкой устранялась. Первым ВСП тележкой Якобса обзавелся в 1932 году уже упоминавшийся выше двухвагонный дизельный «Летучий Гамбургер», а в дальнейшем их модификации широко применялись и применяются до сих пор в ВСП и даже в пока экспериментальном японском маглеве JR-Maglev серии 10.

Еще дальше Якобса пошел испанский инженер Алехандро де Гойкоэчеа-и-Омар. В феврале 1936 году он подал в Министерство сельского хозяйства и промышленности Испании патентную заявку №141056 на изобретение «Новой железнодорожной системы с надземным подвижным составом». В прямом переводе на русский, да и другие языки тоже, название изобретения звучит не совсем понятно, на самом деле имелась в виду инновация для поездов, удерживающая их на рельсах при высоких скоростях на горных железных дорогах с эстакадами и малыми радиусами поворотов — колесная тележка Δ-образной конструкции. 

Иногда ее называют модификацией тележки Якобса, но делают это зря. Достаточно на нее взглянуть, чтобы увидеть, что ее сходство с тележкой Якобса было лишь внешнее — колесная пара располагалась не под вагоном, а между вагонами. К тому же при этом у испанского инженера колесная пара была одна на два соседних вагона, а не две, как у Якобса. От колесной пары две сходящиеся острым углом балки тянулись вперед под  дном вагона и цеплялись за поперечную балку следующей колесной тележки. Балки колесной тележки был облегченные из алюминиевого сплава, а колеса одной пары имели независимое вращение. 

Соответственно, при такой конструкции вагоны в поезде Гойкоэчеа были короткие, длиной всего 4,44 м, да сам его поезд Talgo I, построенный и испытанный в 1942 году, был всего из 8 вагонов обтекаемой формы с полукруглой крышей, за что получил прозвище «Гусеница». Она существовала в единственном экспериментальном экземпляре и развивала скорость до 115 км/ч. В 1950 году в регулярные рейсы отправился Talgo-2 с эксплуатационной скоростью 120 км/ч, а в 1956 в штате Иллинойс, США, ходили 7 поездов Talgo-2, построенные по лицензии в США. 

Сейчас компания Talgo — один из главных производителей ВСП в Европе, ее последние поезда — Talgo-250 и Talgo-350 (цифры в их фирменных названия  — это их скорость в км/ч). Последнее IPO в 2015 году принесло компании €1,27 млрд. Принцип подвесок Talgo использовался в ряде ВСП из разряда рекордсменов 1960-80-х годов. А у нас в стране с 2015 года курсирует Talgo-9 Intercity под названием «Стриж». 

Словом, в истории железных дорог это был, пожалуй, второй после Стефенсона случай столь масштабной капитализации изобретателем своего изобретения. Правда, в Испании и особенно на его малой родине — в Стране Басков память отца-основателя компании Talgo Алехандро де Гойкоэчеа не сильно чтят. Осенью 1936 года, когда в Испании уже шла гражданская война инженер-капитан Гойкоэчеа, которому правительством Страны Басков было поручено создать один из укрепрайонов, перебежал к франкистам вместе с картами укрепрайона. Цена предательства была конвертирована им в спокойную творческую работу вместо боев над доведением до практической реализации своего изобретения, а затем и создание всей инфраструктуры испанских ВСП с соответствующими дивидендами. Вот только предателей независимо от их благих намерений и практических результатов во благо народа нигде не любят, и испанцы, не говоря уже о басках, не исключение.

На магистральном, прямом как рельс, пути повышения скоростей рельсовых поездов  также можно отметить чисто мичуринскую попытку скрестить поезд и аэроплан. О первой такой успешной попытке — «Рельсовом Цеппелине» Франца Крукенберга уже сказано. Закончилось же дело созданным в 1960-е годы французским Aérotrain — сначала с турбовинтовым, а потом и турбореактивным двигателем, который двигался на воздушной подушке по монорельсу. Но дальше строительства испытательных полигонов для Aérotrain и побития экспериментальными его прототипами мировых рекордов скорости дело не пошло, слишком дорогим оказалось создание отдельной инфраструктуры для него на фоне густой железнодорожной сети с обычными рельсами, пригодными для ВСП. В 1974 году президент Франции аннулировал контракт на строительство первой пассажирской линии для «Аэропоезда», отдав предпочтение развитию обычных двухрельсовых ВСП.

Дарим скидку 4000 рублей при первом обращении на любую услугу onlinepatent.ru

Промокод: LOVEHABR

Комментарии (34)


  1. pod
    09.09.2022 19:57
    +11

    Интересная статья, но очень не хватает реальных иллюстраций технических решений и поездов


  1. ivanstor
    09.09.2022 20:22
    +7

    Статья интересная, спасибо. Только "Fliegender Hamburger" это не про летающую котлету. Потому, что переводится не как «Летучий Гамбургер», а как «Летучий Гамбуржец». Т.е. летучий житель Гамбурга. Названия и тогда умели придумывать. :-)


  1. nehrung
    09.09.2022 20:56
    +6

    А где же граница по скорости между ВСП и не ВСП? В статье она прямо не озвучена, но из кучи приведённых цифр можно косвенно извлечь значение этой границы — 200 км/час.
    Если так, то и мне довелось ездить на ВСП во время одной из турпоездок по Европе. Сели на обычный тупорылый поезд, никак своим видом не намекающий на скорость — что-то вроде вот этого:
    image
    В таких поездах часто есть для пассажиров табло цифрового спидометра, либо в межвагонном тамбуре, либо над межвагонными дверями. И вот, когда поезд изрядно разогнался, я увидел на этом табло цифру чуть более 200. Так что остроносый вид ВСП — это ещё не критерий.


  1. SyrexS
    09.09.2022 22:43
    +2

    Эх, картинок не хватает в статье. Чистый текст читается тяжело


  1. Exchan-ge
    09.09.2022 23:28
    +10

    Опять иллюстрации, нагенерированные ИИ…
    Причем в теме, где скорее ждешь скрины из старых технических и научно-популярных журналов.
    Поскольку тема, как таковая, очень интересная.

    Картинки, созданные ИИ могут быть забавными, но их содержание лишено смысла, и в силу этого они не интересны. Поэтому им просто нет места в технических статьях.

    image


    1. PereslavlFoto
      10.09.2022 04:49
      +1

      скрины из старых технических и научно-популярных журналов

      Все такие рисунки заблокированы авторским правом, к сожалению. Освободились от авторского права только рисунки, чьи авторы умерли более 70 или 74 лет тому назад.


      1. SerjV
        10.09.2022 16:51
        +1

        Все такие рисунки заблокированы авторским правом, к сожалению. Освободились от авторского права только рисунки, чьи авторы умерли более 70 или 74 лет тому назад.

        Верно. Хотя в некоторых случаях их использовать всё-таки можно не спрашивая согласия правообладателя... Но если статья не про то, как во времена тех журналов видели будущее скоростного наземного транспорта - то использование таких скринов вряд ли будет таким случаем.

        Что, впрочем, не означает, что нельзя было наскрести не абстрактных иллюстраций, а показывающих то, о чём говорится в тексте.


        1. PereslavlFoto
          10.09.2022 18:19
          +1

          Но откуда же набрать таких иллюстраций, чтобы из журналов + с разрешением на включение в статью на коммерческом Хабре?


          1. SerjV
            10.09.2022 19:58
            +1

            А коммерциональность или некоммерциональность значения не имеют на самом деле (вопреки достаточно распространённому мнению - которое, впрочем было де-факто верным для США до принятия там в конце 20в Бернской конвенции ажно 19в, т.к. если вы ничего не заработали - то с вас и взять нечего и т.о. судиться с вами себе дороже; хотя на характер ответственности могут повлиять).

            Имеет значение статья 1274 ГК РФ "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях": в законодательстве РФ нет понятия "добросовестное использование" произведения (которое как раз допускается без получения согласия правообладателя), но фактически статьи ГК из разряда "свободное использование..." как раз его де-факто реализуют.

            Hidden text

            1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

            1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

            А откуда набрать... Ну уж где найдёте материалы - там и набрать. Между "можно использовать" и "можно добыть" есть некоторая разница. Да, понимаю, что это напоминает анекдот про консультацию у юриста "А я право имею?.. Да, имеете. А я могу?.. Нет, не можете...", но что поделать.


            1. PereslavlFoto
              10.09.2022 20:33
              +1

              в информационных, научных, учебных или культурных целях

              Трудно доказать, что на коммерческом сайте в блоге компании были такие цели. У коммерческой компании только одна цель, записанная в уставе: прибыль.


              1. SerjV
                10.09.2022 23:07

                Трудно доказать, что на коммерческом сайте в блоге компании были такие цели. У коммерческой компании только одна цель, записанная в уставе: прибыль.

                Ты не поверишь (tm), но даже ВУЗы и некоммерческие организации занимаются предпринимательской деятельностью. Всё отличие коммерса от некоммерса в том, как он эти деньги может потом потратить.

                Не хотите же вы сказать, что для бюджетного образовательного места ст.1274 ГУ РФ применима, а для платной образовательной услуги - внезапно нет?

                Или сможете доказать, что у данной статьи не информационная цель и что фотография с указанием автора и источника какого-то конкретного типа поезда рядом с его упоминанием в тексте будет избыточным цитированием?..

                Для художественного произведения да, так уже нельзя, надо получать лицензию.

                Вот если бы вы сказали, что нет определения границ достаточности цитирования и т.п. - то да, это правда, такая проблема есть.

                А еще в статье ни у одной иллюстрации не указан автор и источник, и в комментариях под ней - тоже. И если правообладатели статьи или комментариев под ней не являются правообладателями соответствующих изображений - то вот тут-то мы точно имеем нарушение чьих-то авторских прав, в отличии от ваших опасений, где еще бабушка надвое сказала.


                1. PereslavlFoto
                  10.09.2022 23:24
                  +1

                  Всё отличие коммерса от некоммерса в том, как он эти деньги может потом потратить.

                  Да, вы правы. Некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью в силу устава, потому что предприниматель извлекает прибыль, а НКО не извлекает. Поэтому платная образовательная услуга и не является коммерческой.


                  1. SerjV
                    10.09.2022 23:49

                    Некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью в силу устава, потому что предприниматель извлекает прибыль, а НКО не извлекает.

                    Я же прямо написал, что некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью :)

                    В ГК РФ сказано: Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

                    То есть извлечение прибыли для НКО не запрещено и её наличие законом прямо допускается. А для некоторых видов НКО еще и законом явно разрешено заниматься предпринимательской деятельностью.

                    Так что ключевое отличие коммерса от некоммерса - не в наличии-отсутствии прибыли, а в том, как он может прибылью распоряжаться и в том, является ли получение прибыли основной целью или нет.

                    Поэтому платная образовательная услуга и не является коммерческой.

                    а) является в любом случае, даже в госвузе, даже если оказывается НКО.
                    б) а уж в негосвузе и/или частном учебном центре - тем более, т.к. они зарегистрированы как коммерсы.


                    1. PereslavlFoto
                      11.09.2022 02:47

                      НКО не извлекает

                      не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками

                      Мы говорим одно и то же, но чуть разными словами.


                      1. SerjV
                        11.09.2022 15:27

                        Мы говорим одно и то же, но чуть разными словами.

                        Ну как-бы получается, что они прибыль всё-таки извлекают, но как побочный эффект и чуть ли не вопреки желанию ;)


                      1. PereslavlFoto
                        11.09.2022 16:38

                        Прибыль — деньги, которые распределены в карман учредителей. НКО не имеет прибыли, поэтому ничего не раздаёт учредителям. Именно это и делает НКО некоммерческой.

                        Напомню, что мы обсуждаем коммерческий блог коммерческой компании на коммерческом сайте Хабр. Поэтому все наши рассуждения — побочные.


                      1. SerjV
                        11.09.2022 17:03

                        Прибыль - это положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.

                        Способ её использования для определения допустимости или недопустимости использования объектов авторского права значения не имеет.

                        Как и тот факт, коммерческая компания занимается информированием или образовательной деятельностью, или некоммерческая.

                        Важен лишь характер материала. Если если информационный или учебный - то лицензия не нужна, но нужна ссылка на источник и автора. Сложнее с рекламой - которая вроде как информирует, но вроде как и не совсем... Но вроде материал не рекламный.


                      1. PereslavlFoto
                        11.09.2022 17:27

                        В НКО весь доход направляется на производство, хранение, транспортировку и сбыл товаров и услуг. Прибыль не может оставаться. Именно поэтому НКО и называется некоммерческой.


                      1. SerjV
                        11.09.2022 18:06

                        В НКО весь доход направляется на производство, хранение, транспортировку и сбыл товаров и услуг. Прибыль не может оставаться. Именно поэтому НКО и называется некоммерческой.

                        Всё-таки поточнее с формулировками.

                        Прибыль = доход - расход.

                        Некоммерс не может вывести прибыль с предприятия и поделить между учредителями. На всё остальное, включая зарплаты и золотые унитазы в офисе - это пожалуйста. Или потратить её на основную цель деятельности, которая должна быть общественно значимой и регулируется законом.

                        Коммерческий ВУЗ или учебный центр - вполне занимается учебной деятельностью, но возможность или невозможность использования интеллектуальной собственности в соответствии со ст.1274 ГК РФ определяется характером конкретного произведения, где оно используется, и характером использования этого произведения, а не статусом организации.


                      1. PereslavlFoto
                        11.09.2022 18:54

                        Ну да. Вот здесь характер произведения — коммерческая статья, характер использования — коммерческий блог, и вдобавок статус организации — коммерческая фирма. Чего уж тут рассуждать-то.


                      1. SerjV
                        11.09.2022 19:10

                        "коммерческая статья и коммерческий блог" - ну это, у нас у телевидения и газет - тоже вся продукция коммерческая. Что им теперь, в информационном сообщении нельзя взять цитату откуда-то с указанием автора и источника?..

                        Вот если вы обоснуете, что эта статья - на самом деле реклама, то тогда да, тогда сразу наступает ой.


                      1. PereslavlFoto
                        11.09.2022 19:34

                        Вы совершенно правы. У телевидения и газет действительно вся продукция коммерческая, поэтому они так быстро проигрывают в судах, пытаясь доказать, якобы «процитировали» чужую фотографию.

                        Конечно, процитировать рисунок можно. Для этого можно взять 5% рисунка, указав автора и источник, если это необходимо требуется задачами текста (не задачами продажи). Но доказать-то всё это очень трудно.


                      1. SerjV
                        11.09.2022 21:20

                        Конечно, процитировать рисунок можно. Для этого можно взять 5% рисунка, указав автора и источник, если это необходимо требуется задачами текста (не задачами продажи). Но доказать-то всё это очень трудно.

                        Законодательного норматива на объём цитирования нет, так что и 0,1% может оказаться много.

                        И вопрос опять в том, что это конкретно за использование, т.к. для некоторых целей использования никакое цитирование без лицензии недопустимо.


                      1. SerjV
                        11.09.2022 23:32
                        +1

                        Например, далеко не вся продукция предназначена для информационных и/или учебных целей, есть еще и развлекательные, рекламные и т.д.

                        Проблема в том, что еще и чётких граней между ними нет, нет чётких нормативой "какое цитирование считать достаточным", и т.д. и т.п., так что проще перестраховаться, чем надеяться на нечёткие критерии - даже если выиграешь суд, это займёт много денег и нервов.


                      1. PereslavlFoto
                        12.09.2022 00:42
                        +1

                        Именно это и было написано в моей реплике: «доказать-то всё это очень трудно».


                      1. SerjV
                        12.09.2022 01:53

                        Вот теперь консенсус ;)


    1. nikolas78
      10.09.2022 21:32

      А ведь ИИ может нагенерировать картинок, близких по смыслу и стилю к журнальным? Чтобы выглядело так, что это прям вот человеком тогда и нарисовано.


      1. SerjV
        10.09.2022 23:09

        ох может... только ж кто будет правообладателем-то этих картинок?.. Правообладатель ИИ, их сделавших?.. (даже не обладатель лицензионного экземпляра этого ИИ, судя по тенденциям)


        1. PereslavlFoto
          10.09.2022 23:25

          Всё идёт к тому, что владельцем права на картинки будет владелец права на ИИ, подобно тому, как владельцем права на веб-страницу Гугля с выдачей является Гугль.


          1. SerjV
            11.09.2022 00:03
            +1

            Бррр. Всё идёт к аналогией с арендой, когда приплод арендованной ради молока коровы принадлежит арендодателю, если в договоре аренды не указано иное (вопреки известному мультику). Т.е. правообладателю ИИ, если в лицсоглашении с пользователем ИИ не указано иное. Что вводит в некоторый когнитивный диссонанс - нарисованное в фотошопе принадлежит художнику, а не Адобу, а написанное в визуал студии - программисту, а не Майкрософту.

            А правом на веб-страницу с выдачей Гугла действительно обладает Гугл, правда, это производное и/или составное произведение - а тут "Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения".

            Так что не аналогия... Особенно если в произведении есть творческий вклад пользователя ИИ - соавторство-то с ИИ "забыли" предусмотреть даже концептуально, а соавторство с правообладетелем другого произведение или вообще юрлицом - невозможно по законодательному определению (почему от мотивировок по делу deep purple, который типа нарушил собственные права, глаза округлялись - автором концерта там оказывалось юрлицо).


      1. Exchan-ge
        11.09.2022 02:15

        А ведь ИИ может нагенерировать картинок, близких по смыслу и стилю к журнальным?


        Практически все, что я видел в этом плане — пока не дает никаких надежд на это.
        Так как со смыслом там туго, а стиль очень своеобразный («компиляция»).


        1. nikolas78
          11.09.2022 10:18

          Может для ИИ на вход надо подавать не только слова (фразы), а и рисунки из журналов (подобранные в одном стиле)?


          1. Exchan-ge
            11.09.2022 15:50
            +1

            Может для ИИ на вход надо подавать не только слова (фразы), а и рисунки из журналов (подобранные в одном стиле)?


            Не поможет, как минимум — до момента появления сильного ИИ.
            Так как мало компилировать изображения, надо делать это осмысленно.

            Пока что творения ИИ напоминают тексты студенческих рефератов с надерганными из разных мест фразами, без какой-то осмысленной связки между ними, кроме заданных ключевых слов.


  1. Harwest
    10.09.2022 18:35
    +1

    А почему не упомянут ICE?
    И нет интересных подробностей про поддержку сотовой связи внутри ВСП.