Продолжаю статью про опыт разработки и запуска мобильного приложения, без личного опыта программирования. Первая часть, в которой я описал возникновение идеи, поиск программиста, прототипирование, разработку и запуск — доступна вот здесь.

Во второй части я расскажу о:
  • финансах — во что нам обошлась разработка и запуск
  • продвижении — интересные моменты, которые мы обнаружили

Прежде чем перейти к статье по существу, сделаю небольшое отступление.

Для чего я это всё пишу? Пишу я это, потому что практической информации о монетизации, продвижении, разработке в интернете «кот наплакал». Перед погружением в этот проект, я не один час посвятил поиску информации, которая могла бы помочь, ответить на вопросы: делать или нет, на какой доход можно рассчитывать, сколько вообще стоит разработка приложения? Не могу сказать, что информационный вакуум, но практического опыта очень мало, вот, делюсь, восполняю.
Итак…

Финансы


Я бы условно разделил затраты в нашем случае на четыре части:
  1. Наёмная разработка
  2. Наёмное наполнение
  3. Платное продвижение
  4. Собственные ресурсы

Наёмная разработка: в сумме разработка приложения + серверной части для создания контента + пара обновлений с корректировками функционала по первым отзывам, обошлась нам в 20 000 рублей. По моим оценкам, трудозатраты программиста составили 40-60 рабочих часов. Программист, — это студент второго курса нашего Красноярского ВУЗа, работал в свободное от учебы и сессии время. Разработка, от старта до запуска, заняла примерно 2 месяца.

Наёмное наполнение: стартовый объем материалов для запуска (примерно 3000 статей-шпаргалок) мы с партнёром сделали самостоятельно, так что это относится к собственным ресурсам, о них ниже. После запуска, учитывая пожелания и отзывы в маркете, а так же опираясь на собственное понимание учебного процесса и популярности предметов, мы наняли человека на «добивку» базы материалов до 6000 статей-шпаргалок. Это обошлось нам в 8 000 рублей, срок выполнения работ примерно месяц. Исполнитель — знакомая мамочка в декретном отпуске, трудозатраты примерно по 2-3 часа в день на наполнение.

Платное продвижение: Что бы обеспечить стартовые установки и не остаться с 30-40 пользователями мы предприняли некоторые усилия. Подробней о продвижении ниже, финансовая же часть составила примерно 2 000 рублей. Эти деньги были потрачены на рекламу в ВК.

Собственные ресурсы: Из своих ресурсов, которые условно бесплатные, было затрачено:
  • дизайн логотипа, баннеров, рекламных материалов
  • прототипирование
  • стартовое наполнение до 3000 статей-шпаргалок
  • реклама в своей группе ВК посвящённой образованию (примерно 6000 участников)
  • рекламный баннер на своём сайте посвящённом образованию (примерно 2000-3000 посетителей в сутки)
  • поиск подходящих групп в ВК для размещения рекламного поста и переговоры с администраторами о размещении

Я затрудняюсь точно оценить эти ресурсы в рублях. Учитывая цены выше и то, что собственное время бесценно, примем стоимость этих ресурсов в 10 000 рублей, такая оценка не должна занизить затраты, получаем:
Разработка: 20 000 руб.
Наполнение: 8 000 руб.
Продвижение: 2 000 руб.
Свои ресурсы: 10 000 руб.
Итого: 40 000 руб.

В комментариях я готов ответить на вопросы о финансах, в том числе и на обвинения в сговоре с Google и Яндекс с целью создать на рынке труда монопольное положение работодателей и экономить тем самым на труде программистов.

Продвижение


Для продвижения использовались следующие ресурсы:
  • Стандартная реклама ВК
  • Платный пост в группе ВК
  • Договорные бесплатные посты в группах ВК
  • Реклама в своей группе ВК (образовательная тематика)
  • Баннер на своём сайте (образовательная тематика)
  • Внутренние факторы маркета

Стандартная реклама ВК
На мой взгляд, Вконтакте предоставляет очень хорошую платформу для рекламы мобильных приложений.
Плюсы — большой охват аудитории, высокие возможности по социальному и гео- таргетингу, гибкая настройка бюджетов и цены рекламы, статистика не только по кликам, но и по установкам.
Минусы — не всегда адекватная модерация. Тут я имею ввиду, что одно и то же объявление может отклоняться по разным причинам или быть принято без замечаний, зависит это, насколько я понимаю, от модератора, его компетентности и настроения.

Объявление, которое мы рекламировали, выглядело вот так:


Я подобных объявлений в ВК не видел ни разу, полагаю они показываются только пользователям с мобильных платформ, в нашем случае с Android.
Рекламный кабинет берёт ссылку на магазин, сам «подхватывает» логотип, вставляет кнопку «Установить», отображает количество оценок и среднюю оценку из магазина.

Вот такая статистика рекламной кампании:


За основное время, Март, средняя стоимость установки составила 6.20 руб./установку. Приложение поставил каждый сотый участник рекламной кампании. В первую половину Марта удавалось даже выжимать 4 руб./установку, но потом, видимо, конкуренция вытесняла объявление, падали просмотры, приходилось повышать ставку.

Кстати, рекомендация! Тестируя рекламную кампанию не идите на поводу у ВК, кабинет будет предлагать слишком высокие ставки за 1000 показов. 80-100 рублей или больше. При таких ставках бюджет будет сливаться очень быстро, а цена пользователя будет высокой. Методом научного тыка (он же метод проб и ошибок, он же метод полного перебора) мы установили оптимальной для себя цену 20р/1000 показов. Таким образом, бюджет 100 р./день «сливался» примерно за 10-12 часов. Установки получались недорогими.

Мы откручивали только один рекламный баннер, так что простор для оптимизации был очень высокий. Насколько я знаю, при грамотном подходе, используют большое количество баннеров с разным дизайном, разными текстами и методом А/В тестирования выводят конверсию на существенно более высокий уровень. Полагаю в нашем случае можно было снизить цену установки ещё в несколько раз.

Итог стандартной рекламы ВК: 251 установка за 1591 рубль. (6,34 руб. / пользователь)

Платный пост на стене ВК
Ещё 500 руб. было потрачено на платный пост в группе что-то вроде «Весёлый студент», примерно на 50-60 тыс. подписчиков. Пост размещался на 4 часа в вечернее время. Оплата переводом на Яндекс.Деньги. Результат, примерно 20-30 репостов. Установки из этого источника проследить к сожалению не удалось. Так как само приложение не имеет какой-то «киллер-фичи» и вряд ли будет сильно распространятся вирусным путём (репосты), этот канал мы признали негодным и более так не рекламировались.

Бесплатные посты ВК
Так же мы отобрали порядка 40-50 групп ВК образовательной или студенческой тематики и пытались разместить информацию о приложении там. На открытых стенах писали сами, на закрытых — связывались с администраторами. В итоге удалось разместить около 10 сообщений. Итог неизвестен.
Из неожиданного. Хороший отклик такие посты получили в небольших, СНГшных группах. И сами группы были небольшие, и администраторы групп были нацелены не на монетизацию, а на пользу аудитории.

Реклама в своей группе ВК (образовательная тематика)
Был размещён и закреплён пост в своей группе ВК на 6000 подписчиков. Установки отследить сложно, пост набрал определённое количество лайков и репостов. Но статистически не значимое.

Баннер на своём сайте (образовательная тематика)
Баннер на своём вел в магазин приложений через сокращатель goo.gl. Этот сокращатель даёт определённую статистику по переходам, что намного лучше «слепого» размещения в группах ВК.
Вот статистика за всё время:


Не знаю почему Google так интересно рисует график с 2011 года. Но на графике видно, что максимум кликов был в Июне, 1103 перехода. И 3308 переходов за всё время показа баннера. Но! Вряд ли все эти переходы были нашими.
Что я имею ввиду видно из следующей иллюстрации:


1315 переходов за всё время с мобильной платформы Android.
Опираясь на конверсию ВК = 0,22 установки за 1 переход, можем оценить полезность баннера = 1315 * 0,22 = 291 установка.
Итог баннера, оценочно: 291 установка за всё время показа.

Я вот так подробно описываю все эти установки, их смешное количество 291 тут, 250 там, не просто так. Эти стартовые установки очень важны, почему, спросите вы? Потому что затем вступает в ход уже внутреннее продвижение приложения в маркете.

Внутренние факторы маркета
Если ваше приложение полезное, то чем больше людей им пользуется, тем больше хороших оценок, больше установок, меньше отказов, благодаря этим факторам приложение выше ранжируется в топе, попадает в более высокие результаты в поиске по ключевым словам.
Я назвал эту часть продвижения — внутренние факторы маркета.

Много где написано, и я напишу снова, обеспечьте качественное наполнение маркета при публикации приложения. Сделайте информативные скриншоты, составьте понятное описание, дайте приложению говорящее название, точно отражающее суть.

Конечно, у Гугла есть определённый алгоритм, по которому он ранжирует приложения в результатах поиска. Мы не ставили экспериментов как влияют те или иные факторы, установки, оценки, отзывы, активность издателя. Могу поделиться субъективными наблюдениями и одним объективным фактом.

Субъективные наблюдения: гугл ценит активность издателя, приложения которые регулярно обновляются и в которых издатель работает с отзывами ранжируются выше «заброшенных». После старта приложение скачет в результатах поиска очень сильно, попадает на первые места, на последние, туда-сюда. Когда позиция «устаканится» сдвинуть её будет сложнее. Количество установок если и играет роль, то не очень большую. Имея небольшое количество установок можно занимать первые места.

Объективное наблюдение: и одновременно совет. В название приложения вы не сможете впихнуть все слова, которые вам нужны для поиска. Поэтому подумайте о том, как ещё кроме «шпаргалки» и «шпаргалки для студентов» вас могут искать и внесите подходящий текст в описание. Сперва у нас в описании был просто общий текст: какое замечательное приложение и что в нем есть полезного. Но после того, как мы внесли в описание список предметов, по которым есть шпаргалки, установки возросли в 1.5 — 3 раза! Связанно это с тем, что добавив такие слова как «история», «право», «медицина» и т.д. мы попали на первые места в поиске по запросам «шпаргалки история» и т.п. хотя ранее вовсе не фигурировали в поиске.

Результаты роста позиций в маркете фиксировали вот так:


Из этой таблицы видно, что приложение уверенно входит в топ приложений по запросу «шпаргалки». Думаю через 2-3 месяца и по основному запросу «шпаргалки» мы займём первое место.

Завершая рассказ хочу сказать, что очень хотел уместить сюда ещё и монетизацию, статистику и выводы, но текст получается слишком раздутым.
Поэтому оставлю ещё немного и на третью статью. Отсюда, кстати, вопрос, а нужно продолжать или нет (опрос добавлен)?

Благодарю за внимание, опечатки прошу в личку, в комментариях буду часа через два.
Мне продолжать?

Проголосовал 101 человек. Воздержалось 15 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (9)


  1. dDmx
    29.10.2015 13:32

    Кстати, большое спасибо за поддержку в маркете! Приятно читать отзывы от вас, мотивирует )


  1. max_xt
    29.10.2015 19:51

    А мне все-таки кажется активность издателя как-то не особо влияет. У меня есть приложение, которое обновляется раз в полгода, а то и реже, и оно в топе по поиску, а есть другое, которое раньше тоже было в топе, но я его обновляю регулярно и оно давно скатилось на 20е места в поиске. Так что даже не знаю, скорее влияет активность пользователей, их отзывы.


    1. dDmx
      29.10.2015 20:26

      Ну у меня выборка меньше. Так что моя информация недостоверна, субъективна.
      По ощущениям так.
      Кстати, работа с отзывами тоже полезна — если на плохие отзывы реагировать, исправлять недочёты, пользователи могут корректировать оценки.


  1. and7ey
    29.10.2015 23:27
    +1

    Сейчас в рекламном кабинете ВК для андроид-приложений нельзя указать стоимость меньше 30р за 1000 показов.

    Ну, и очень странно, что переходы из других каналов вы отследить не смогли (см. секцию Источники трафика в кабинете разработчика на маркете).


    1. BIanF
      29.10.2015 23:39

      Эта секция появилась недавно.


      1. dDmx
        30.10.2015 04:27

        Да, тогда не было, специально смотрел.


    1. dDmx
      30.10.2015 04:30

      30р/1000 — видимо хочется больше денег. Повышают монетизацию.


  1. BIanF
    29.10.2015 23:38

    Не обижайтесь, но ваш рекламный баннер в ВК ужасен (тот, что в статье)
    Если бы вы потратили часть денег на фрилансера дизайнера, а оставшееся на рекламу профит был бы больше. Кроме того, мне не нравится ВК, как платформа для рекламы мобильных приложений. Уж больно неохотно пользователи покидают уютную соц сеть. (по крайней мере, по рекламным постам (не рекламе в новостях))


    1. dDmx
      30.10.2015 04:30

      Не обижаюсь )
      Не то что бы мы прямо бюджет на рекламу закладывали. Просто экспериментировали и что бы стартовые установки набрать. Не думаю, что в рамках потраченных 2т нашли бы дизайнера.
      А по переходам — есть же статистика по установкам, охотно, неохотно, но можно планировать бюджет исходя из статистики.