Среди российских IT-специалистов бытует мнение, что главное в компании — выполнять обязанности из должностной инструкции. А всё, что касается гибких навыков и корпоративной культуры — это лишние опции, думать о которых не обязательно. Это показывают даже простейшие опросы на Хабре — и рейтинги статей. К сожалению, иногда это тормозит развитие карьеры и снижает шансы на трудоустройство в международные компании. 

Владислав Каплан

Работает в запрещённой в РФ сети

В зарубежных компаниях я работаю с 2016 года. Сначала я устроился в британскую компанию Hopster, которая разрабатывает обучающее приложение для детей. После этого я работал в израильской Playtika, сейчас — в американской социальной сети. Кроме этого, я проходил собеседование в международных компаниях: King — разработчик мобильных игр, Google, Snap, Supermassive Games. 

Насколько важны внутренние принципы в западных компаниях и почему это нужно знать до того, как вы отправляете резюме

Я заметил, отчётливую разницу между тем, как российские (в СНГ такая же картина) и западные компании выстраивают культуру. Неважно, большая это компания или маленькая. В западных компаниях нет списка обязанностей, как в должностной инструкции. Есть зоны ответственности каждого сотрудника, но функции достаточно размыты. Персонал руководствуется принципами.

Культура — это набор правил и ценностей, в которые компания верит. Соответственно, все процессы в компании, даже получение прибыли, крутятся вокруг этих ценностей. Если компания верит, что она призвана создавать социальный продукт, то она не будет создавать ничего, что с ним не связано. Если компания придумала правила, то каждый её сотрудник будет им следовать. 

Информация о ценностях и культуре компаний доступна, как правило, прямо на сайте. Найдите её и подумайте, согласны вы с изложенным или нет. Если нет, то как бы ни манила перспектива поработать в известной фирме, поищите ту, которая вам внутренне ближе.

Google считает: чтобы зарабатывать деньги, не нужно быть жестоким и беспринципным, значит каждый сотрудник разделяет это мнение. Если Amazon верит в важность экономии, то каждый работник должен думать об экономии на своём участке ответственности. И каждая компания проверяет, так это или нет. 

Принципы — это не набор слов, а руководство к действию

Принципы компании влияют на то, как будет построена вся последующая работа, так что собеседование — это не входное тестирование, про которое можно забыть после трудоустройства, а только первый шаг. Культура работы отражается на обязанностях.

В Facebook* нет чётких должностных рамок. В этой компании работа очень индивидуальная, работнику указывают направление, а что делать, он решает сам. Поэтому, кстати, многие бывшие сотрудники этой организации начали свой бизнес. В компаниях Google или Amazon то же самое: нет жёстких обязанностей, свода правил. Всё диктуется ценностями компании. И вот эти ценности уже различаются.

Как в Facebook* ежегодно проверяют, выполняет ли сотрудник норму работы: влияние культуры

В беседе с менеджером каждый сотрудник должен заполнить анкету по четырём направлениям: 

  • Impact — это собственно работа, которую человек выполнил по существу. Если программист рефакторит код, который не приносит никакого смысла для компании, даже если он потратил на код тысячи часов, это не impact. Но если сотрудник поменял цвет кнопки, и из-за этого выросла конверсия — это большой impact. Это работает со всеми изменениями, которые привносит человек.

  • Better engineering — это что-то, похожее на рационализаторство: сотрудники исправляют то, что плохо работает, в том числе рутинные процессы. Если команда проводила стендапы, которые никому не нравились, а человек это отметил и предложил переделать, то это better engineering.

  • People — это помощь внутреннему и внешнему сообществу. Во внутренние входят тренинги, лекции, встречи для обмена опытом, организация команд. Внешние — это проведение интервью, помощь кандидатам в поиске работы. 

  • Direction — непосредственное лидерство. Это конкретные решения, которые человек принимает в команде, и то, что человек делает для реализации этих решений: поиск новых компонентов, новых направлений развития продукта и так далее. 

Что именно сотрудник «впишет» в анкету по каждому направлению — зависит от проделанной работы.

Отсюда следует, что компания изначально будет искать человека, который разделяет её ценности. Если кто-то мечтал работать в Amazon, потому что там большие зарплаты, но не понял культуры организации, это точно станет проблемой. Сотруднику не понравится среда, коллективу будет трудно общаться, будут сложности в планировании и постановке задач. Всё это приведёт к увольнению, потерям, убыткам и так далее, поэтому знакомство и согласие с ценностями — это пункт «ноль» в резюме каждого кандидата.

Эти моменты и пытаются выяснить на собеседовании. Важно: это не техническое интервью, а поведенческое, behavioral. Бытует мнение, что в некоторых компаниях подобные собеседования проводят «чтобы было». Нет. Анализ вашего поведения нужен для определения квалификации. Может оказаться, что вы работали над интересным проектом, но только выполняли поставленные задачи, а компания ищет тимлида. Значит, вы не подойдёте. Или компании нужен человек, который соберёт команду для проекта с нуля, а у вас не было такого опыта. Так что этот этап собеседования — на втором месте по важности после собственно технического.  

Как проходит этап собеседования о ценностях

В международных компаниях несколько этапов собеседования, вплоть до 6–8. Некоторые компании выделяют поведенческое интервью в отдельный этап, который занимает до 45 минут. Другие, как Amazon, делают это частью другого этапа собеседования — минут на 20. 

С соискателем будет отдельно разговаривать менеджер, очень квалифицированный инженер уровня сеньора, у которого есть подтверждение навыков интервьюера и которого почти невозможно обмануть. Он легко сможет понять, если вы рассказываете выдуманные истории или пытаетесь что-то скрывать. Задача интервьюера — получить от соискателя конкретные сигналы о том, сработается кандидат с компанией или нет.

Вас просят рассказать о крутом проекте. Обычно кандидаты начинают в технических подробностях рассказывать о сервисе, его технических составляющих. Это пустое место для собеседника. Не нужно рассказывать на behavioral интервью, какой язык программирования вы использовали, нужно рассказать, какую роль вы выполняли, что предлагали и где искали ресурсы. 

В техническом плане, если вы настояли на применении технологий А и Б вместо технологий Б и Г — это покажет ваши навыки поведения. Если у вас был опыт использования технологии А, но команда её не знала, а вы провели обучение — это тоже навыки, позиция. Если, наоборот, вы технологию не знали, но выучили — это тоже многое говорит о вашей личности. Это и есть те сигналы для интервьюера. 

Если интервьюер что-то упустил, не понял, он обязательно будет задавать дополнительные вопросы. Для вас это обозначение: собеседник хочет услышать что-то, чего пока не заметил. 

Вот как это было у меня.

Я рассказывал, как помог своей команде разобраться с новой системой контроля версии, потому что они этого не знали. Я увлёкся методиками, которые применял, а интервьюер упустил сигнал: почему я это делал? Мне задали дополнительный вопрос: «А почему ты вообще объяснял это команде?» Подтекст вопроса таков: менеджер хочет понять, я занимался наставничеством, потому что мне так начальство сказало, потому что я проявил инициативу, или у меня была симпатия к коллеге? Интервьюеру самое важное узнать причину действий. Второй вариант для него идеальный, первый тоже неплох. 

Как готовиться к интервью по шаблону STAR

Подготовиться к вопросам помогает STAR. Это структурированная схема собеседования, на которой задают вопросы о поведении, а на них нужно отвечать по шаблону: 

  • Ситуация— situation: что случилось.

  • Задача — task: что нужно было сделать.

  • Действие — action: что было сделано.

  • Результат — result: что вышло.

Структура нужна, чтобы вы рассказали максимум об опыте, а интервьюер получил ответы на все вопросы
Структура нужна, чтобы вы рассказали максимум об опыте, а интервьюер получил ответы на все вопросы

В первую очередь нужно понимать этот шаблон. То есть быть готовым описать ситуацию, проблему, свои решения и действия, а также результат.

Списки вопросов часто встречаются в интернете, можно их посмотреть, но не пытайтесь найти чьи-то ответы на них. Все вопросы легко перефразировать, дополнить, и именно этим занимаются компании на собеседовании.  

Перед интервью лучше заготовить истории: пробежаться по своей карьере и найти наиболее интересные периоды. Это могут быть истории о конфликтах, столкновении мнений, о помощи другим сотрудникам, о создании продукта, внедрении нового сервиса или миграции, масштабирования или поимке бага. Вспоминайте детали, которые помогут ответить на вопросы собеседования.

Не нужно концентрироваться только на хорошем. Нормально рассказать о недоразумении, которое произошло, а потом указать, какой вы сделали вывод. Если вы расскажете, как всю ночь исправляли ошибку в зарелизенном продукте, это хорошо. Но если вы скажете, что через неделю делали то же самое — это плохо. Если у вас не найдётся подходящей истории, чтобы ответить на вопрос, скажите прямо, что не попадали в такую ситуацию.

Во вторую очередь нужно помнить, что все вопросы в behavioral интервью будут основаны на ценностях. 

  • В Facebook* ищут самостоятельных сотрудников, там будут спрашивать об инициативах и предложениях. В компании сотрудники пишут код, тестируют его, одновременно выступают продактами и настраивают процессы. Инженер должен быть готов зайти к директору и сказать, что тот не прав. Если вам некомфортно, если на прошлом месте вы просто выполняли работу «от и до» — это неплохо, просто, наверное, не стоит устраиваться в Facebook*.

Идеальный пример истории для Facebook*

Задача, которую никто не мог выполнить. Год назад я занимался системой выпуска новых релизов для Portal — устройства для видеозвонков. Когда я пришёл в команду, эта система практически не работала. Основная сложность заключалась в том, что люди, которые её создали, уже не работали в этой команде, информации не хватало. Мне пришлось провести интервью с огромным количеством людей, чтобы узнать, в чём, собственно, проблема, фактически построить систему заново. 

  • В Amazon важно, чтобы ответ можно было наложить на их 14 принципов лидерства. На интервью в этой компании нужно рассказать, как вы мотивировали команду своим примером. Ещё у Amazon покупатель всегда прав. Если кандидат скажет, что плохой клиент требовал зелёную кнопку вместо синей, и никто не хотел так делать, это будет тревожный сигнал для рекрутера. Правильная история: «Были сложности, но я перекрасил кнопку в зелёный». 

  • В Google нужна честность и способность работать над ошибками. Наступить на грабли — ОК, наступить дважды на те же грабли — не ОК. Ещё в этой компании смотрят на мотивацию. Желание получить большую зарплату всем понятно, но для устройства в Google этого маловато. Хорошо, если вас манят масштабы работы и вы хотите, чтобы мама видела, чем вы занимаетесь.

Как отвечать в Google

У Google популярным считается вопрос: расскажите о нашем продукте, который вам нравится. Следующий вопрос: как бы вы его улучшили? От продуктовых инженеров ждут изобретений и фич, от инфраструктурных — предложений для прокачки того, что уже существует. Можно сказать, что карты ужасно работают в офлайне, и что это нужно исправить.

Что не стоит говорить и делать

Ни в коем случае не нужно выдумывать истории. Если интервьюер задаст дополнительные вопросы, а вы не ответите — это будет очень заметно и очень плохо. Говорить полуправду, сознательно скрывать что-то, немного привирать тоже не нужно. Интервью, в котором вы не были честными — это провал. 

Есть отдельная категория вопросов: «Опишите ваши слабости». Самое плохое, что в этом случае можно сделать — описать свою положительную черту и сделать её отрицательной: «Я работаю очень много, это моя слабость, потому что у меня из-за этого проблемы в личной жизни, а ещё я перфекционист и слишком ответственно отношусь к работе». Или просто сказать, что слабостей у вас нет.

Хуже будет только заявить, что вы расист.

Задача работодателя — не унизить вас, а понять, проводите ли вы работу над ошибками. У меня есть проблема — я не способен писать много текста, но борюсь с этим, и то,что вы читаете — один из шагов к цели, которая зафиксирована у менеджера. Если я скажу это интервьюеру, он услышит, что я проблему вижу, я попросил помощи, и у меня есть план для её решения.  

Иногда в статьях и комментариях предлагают в ответ на вопрос о слабостях отшутиться или поговорить об арахнофобии. Этот подход не даст интервьюеру никаких сигналов о вас, что не сильно лучше, чем отрицательные моменты. В отчёте о собеседовании так и напишут: не удалось получить сигналов. Если о вас не смогут собрать сведений, то в лучшем случае назначат ещё один тур собеседования, но, скорее всего, не будут заморачиваться. Такие правила игры. Хотите в компанию — принимаете правила, другого варианта нет. 

Также дополнительные вопросы задают, чтобы проверить собеседника, найти несостыковки в его рассказе. Если вы будете рассказывать, как всё было хорошо на проекте, вас спросят, а что же было плохо? Нельзя говорить, что плохого ничего не встретилось: так не бывает, а если вы не видели проблем, то либо ситуация выдуманная, либо вы что-то скрываете, либо не можете заметить трудности.  

Следующий пункт — рассказ о себе, и это одна из ошибок, которые я сам допускал. Иногда мы боимся показаться самовлюблёнными и самоуверенными, поэтому вместо «я сделал» говорим «мы сделали». Это плохо. Не нужно присваивать чьи-то заслуги, но нужно выделять конкретно вашу личную роль в работе. Компания нанимает вас, а не всю вашу команду. 


Иногда кажется, что компании перегибают палку. Но у IT-гигантов действительно очередь из кандидатов, им нет смысла брать на работу человека, недостаточно заинтересованного именно в этом месте. Поэтому к собеседованиям, на которых вы говорите с интервьюером о характере, методах работы и инициативности, нужно тоже готовиться. 

*Суд признал экстремистской и запретил в России деятельность компании Meta, а также её платформ Facebook и Instagram.

Комментарии (8)


  1. 0xC0CAC01A
    04.10.2022 18:03
    +1

    <quote (как же теперь, блин, на хабре пользоваться тегами?)>Есть отдельная категория вопросов: «Опишите ваши слабости». Самое плохое, что в этом случае можно сделать — описать свою положительную черту и сделать её отрицательной: «Я работаю очень много, это моя слабость, потому что у меня из-за этого проблемы в личной жизни, а ещё я перфекционист и слишком ответственно отношусь к работе». Или просто сказать, что слабостей у вас нет.</quote>

    Хорошо, автор, можете привести тут три примера хороших ответов на этот вопрос? :)


    1. Anastasia_rova
      04.10.2022 18:06

      Автор привел как минимум один вариант.


      1. kt97679
        04.10.2022 19:08
        +7

        Я вижу, что автор привел 3 варианта, ни один из которых не попадает в категорию хороших ответов.


        1. Fang_Yuan
          05.10.2022 11:24

          4 варианта


  1. dkuzminov
    04.10.2022 22:28
    +7

    Вот взять Google. У них есть понятие googliness (люблю произносить его с ударением на последнем слоге). В это понятие входит много чего, причем все по делу. В частности, "do the right thing". Но вот беда, если ты начнешь вести себя как гуглер в компании, гуглом не являющейся, то рискуешь там надолго не задержаться. Даже в компании, которая тоже на словах радеет за правильные вещи.

    Вот мы тут все инженеры. Мы понимаем, что есть некие правильные практики, которых стоит придерживаться. Есть даже best практики, и они описаны в большом количестве литературы. И вот мы такие приходим в новую контору (далеко не Рога и Копыта), и видим, что в проекте творится какой-то редкостный бардак. Качество низкое, никто не понимает, чем занимается, и только и старается, чтобы этот факт скрыть. Сразу же руки чешутся от нашего врождённого гуглинЭса: рассказать коллегам, как надо, с указанием страниц книжки, примерами из прошлого опыта, и т.д. Инновации так и прут, мотивации полно... А потом тебе указывают на твое место у плинтуса, дескать, 20 лет плохо жили, так нечего и начинать...

    И вот что в такой ситуации должен сделать прирожденный гуглер? Приспособиться (став такой же посредственностью, как окружающие)? Выгореть? Уволиться? Донкихотствовать? Сразу идти на собеседование именно в Google? А таких контор - большинство, и в каждой большой компании полно команд, состоящих из проходимцев. И от соприкасания с такими токсичными реалиями ты лишь приобретаешь токсичный опыт, о котором на собеседовании надо молчать.


    1. Constanine
      05.10.2022 10:45

      Даже о таком токсичном опыте можно рассказать, если заранее продумать что именно будешь озвучивать. Главное не выглядеть как Д'Артаньян и остальные…

      А так: провел анализ проблемы, описал преимущества, которые получим от рефакторинга/исправления/применения, провел встречи со смежными отделами, предоставил отчет руководству. Руководство было за, но потом сменился собственник/руководитель/директор/тимлид/политика компании, новое люди не были заинтересованы в изменениях.


      1. dkuzminov
        05.10.2022 15:04
        +1

        Это только на бумаге гладко. А ваш вариант ответа как раз Д'Артаньянством и попахивает.


  1. Sensey-alexey
    05.10.2022 13:42

    Основная сложность заключалась в том, что люди, которые её создали, уже не работали в этой команде, информации не хватало. Мне пришлось провести интервью с огромным количеством людей, чтобы узнать, в чём, собственно, проблема, фактически построить систему заново. 

    Вот вам и проблема "индивидуальных инициативных работников без чёткого списка обязанностей"