Аннотация:

Как открыть собственное направление по разработке продукта, без образования в сфере IT и опыта в бизнесе, учитывая, что геология отдалена от мира информационных технологий? Что нужно знать, чтобы избежать ошибок? Что можно было сделать лучше? Где точки роста? Эти вопросы будут освещены в статье.

Введение

Нефтегазовая индустрия переживает сложные времена. Доля тяжелоизвлекаемой нефти с каждым годом растет, также как и цена ошибки. Эта отрасль стара как мир, однако новые технологии должны помочь, чтобы сделать качественный скачок вперед.

Какие технологии востребованы в текущих реалиях? Что нужно пользователю? Есть ли спрос? Давайте разберемся.

Рынок информационных решений в нефтегазовой отрасли в основном занят продуктами таких компаний Schlumburger, Haliburton и Baker Hughes. Каждый из них развивает продукты для решения задач проектирования скважин, расчета режимов бурения скважины и кажется, что на рынке совершенно нет мест. Ведь тягаться с такими гигантами довольно опрометчивое решение.

Заключение первого контракта. Ошибки и пути их устранения

У каждого человека есть идея на миллион. Вопрос в другом, кто готов рискнуть и ввязаться в драку? Знание ключевых проблем в отрасли помогло мне подготовить предложение, которое явно казалось выигрышным.

MVP

Первая версия продукта
Первая версия продукта

При проектировании минимально жизнеспособного продукта было допущены ошибки. Однако за полторы недели было сделан функционал, который покрывает основные задачи, а также немного больше, чем нужно.

Спустя время, я понял, что:

  1. прежде чем начинать работу, нужно оценить потенциальный доход, который можно получить за продукт

  2. необходимо разрабатывать тот функционал, который решает конкретные задачи, то есть не брать задачи, которые не являются ключевыми. Сделать максимально простой и лаконичный продукт

  3. и главное - что, нет необходимости создавать продукт, чтобы протестировать свою гипотезу. Минимальным жизнеспособным продуктом может являться презентация, видеоролик, или просто слова. Главная цель на данном этапе - максимально дешево проверить свою гипотезу. Однако это не означает, что можно сделать работу спустя рукава. То есть необходимо сделать максимально дешевый прототип, который будет обладать уникальным интерфейсом (или скриншотом интерфейса), функционалом и будет решать конкретную проблему.

Как это делаю сейчас я?

У меня есть презентация моей новой гипотезы. Я демонстрирую ее. Если коллеги заинтересовались данным решением, то наступает второй раунд переговоров. Здесь я могу продемонстрировать свой первый продукт, который частично решает ту проблему, которая была озвучена в новоиспеченной гипотезе. Дальше, после диалога со стейк-холдерами, я слышу, что моя гипотеза является одной из проблем, которая имеется у них, однако список задач куда больше, поэтому я слушаю их подчеркиваю ключевые моменты. Дальше наступает этап, который чем-то напоминает процесс отбора на работу. Вам нравится работодатель (стейкхолдер), а Вы (идея) нравитесь ему, однако как и большинство работодателей стараются как можно меньше платить за труд своих специалистов (я очень рад, если ситуация в вашем регионе иная, однако таковы реалии моего региона). И здесь могут начаться проблемы.

Когда я заключал первый контракт на сумму более 1 млн долларов, я совершил огромную ошибку. 

Нужда. Что делает человек, когда очень голоден? Или когда ему нужно в уборную? Он сделает все, что угодно лишь бы поскорее закрыть свои физиологические потребности. Он может перекусить в местной забеголовке и отравиться, но сиюминутную нужду он закроет. Или может зайти в дорогостоящий ресторан и чтобы попасть в заветное место заказать что-либо, даже если ему не хотелось потрапезничать. Надеюсь, вы поняли о чем я. В некоторым смысле, мы рабы своего тела, так как не можем их полностью контролировать.

Что делает человек, которому “нужно” заключить контракт? Он готов прогибаться под любые требования, даже если они могут обернуться серьезными проблемами в будущем (вспомним случай с отравлением). Человек с той стороны это чувствует и тут возможно два сценария. Первый - он будет пользоваться нуждой с вашей стороны и выжмет из вас все, что можно и нельзя. Второй - он откажется от сотрудничества с Вами. Этот вариант обоснавывается тем, что человек видит вашу слабость. А слабые люди не очень интересуют сильных персон.

Хотеть заключить контракт очень сильно отличается от необходимости заключить контракт. Позвольте привести пример. Мужчина (или девушка) хочет купить свой первый автомобиль. У него (или у нее) есть сбережения в размере х долларов. Он понимает, что за эту сумму не сможет приобрести новый мерседес эс класса. И в его власти принять решение - купить автомобиль по средствам, продолжить откладывать или взять кредит.

Или же человек, которому необходимо купить автомобиль премиум класса (может он хочет произвести впечатление на своего партнера или нужно отвезти ценный груз, в общем причин может быть великое множество). Имея такую же сумму денег, данный персонаж с большей долей вероятности ввяжется в кредитную гонку, чтобы заполучить автомобиль. Однако он не свободен. Им движет необходимость.

Надеюсь мне удалось донести до вас идею, которуя я написал ранее. Необходимо убрать нужду. Небольшая тавтология получилась). Если нет, можете смело писать мне - ссылка на линкедин и телеграм

Как я работаю сейчас?

На текущий момент я заключаю второй контракт. Этот контракт на предпроектное обследования. Моя гипотеза была хорошей и после беседы со стейк-холдерами было принято решение собрать требование пользователей и реализовать продукт. Когда я запускал первый продукт, предпроектное обследование проводилось до заключение контракта и оно не было оплачено. Сейчас же за каждый проделанный шаг я требую оплату. И интересно, что люди соглашаются, так как они видят в этом профессионализм и надежность. 

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы

  1. Прежде чем приступать к разработке минимально жизнеспособного продукта необходимо удостовериться, что вы решаете проблему, которая важна для многих и что за нее готовы платить.

  2. Когда вы будете реализовать мвп - вам необходимо сделать его максимально великолепным. У него должен быть уникальный дизайн, набор функиональностей и он должен дарить эмоции. Помните, что он должен быть лаконичным и у вас ограниченные ресурсы.

  3. При подписании контракта избавьте себя от чувства нужды. Это чувствуется и вы либо будете использованы, либо вам откажут.

Комментарии (3)


  1. ChePeter
    13.10.2022 14:14
    +1

     учитывая, что геология отдалена от мира информационных технологий

    Это не так. Если ваша нога ступила не стезю геологии, то знайте, что там, в недрах отрасли, есть высокопрофессиональные математики. Они могут решать диффуры и хорошо знают про преобразование Радона. И вся нынешняя геология и интерпретация геологических сведений сделаны на очень нехилых серверах.

    Так что, когда кто-то из нефтяных или газовых начальников хвалится размером своего запаса - знайте, за этим стоит, в большей части, суровая математика. ))


    1. ranissharifullin Автор
      13.10.2022 19:25

      согласен с тем, что расчеты для геологической, геомеханической модели месторождения полностью заслуга математики. Однако в статье имел ввиду, что геолог и инженер-разработчик работают в разных плоскостях)


  1. progchip666
    15.10.2022 20:44

    Приходилось делать проекты в этой отрасли, надеялся прочитать что то интересное, но не нашёл ничего кроме пиара, к тому же сляпанного на скорую руку