Сегодня мы снова убедимся в том, что даже простые элементы интерфейса – это целая вселенная, а опыт клиента зависит от множества деталей. На этот раз мы разберем небольшой, но важный элемент, который есть практически на всех сайтах – номер телефона службы поддержки. 80 гайдлайнов с примерами.

Есть идеи по дополнениям – обязательно пишите, буду рад обсудить. Подпишитесь на выход новых статей в Telegram и делитесь этим постом с друзьями и коллегами.

Это один из 20+ чек-листов по UX/UI в e-commerce. К середине декабря 2022г все они будут доступны в моем профиле на Habr.

Структура статьи

Для удобства статью я разбил на блоки. Так будет легче для восприятия. Каждый из блоков содержит в себе детальный чек-лист.

1. Размещение элемента

В шапке страницы

Разместите номер телефона службы поддержки в наиболее привычном месте – шапке страницы. Там, где его ожидает увидеть большинство клиентов.

Смотреть пример
✅

Дублируется в футере

Хорошей практикой также будет повторно разместить номер телефона и в футере, чтобы клиенту не пришлось прокручивать в начало страницы, если он хочет связаться с вами.

Смотреть пример
✅

Не только в футере

Если вы хотите снизить объем звонков в колл-центр, размещение номера только в футере поможет. Но жизнь клиента, которому нужна ваша помощь, может усложнить.

Смотреть пример
❌

В меню сайта

Если меню содержит не только каталог продукции, в него можно интегрировать и блок с поддержкой, включая номер телефона.

Смотреть пример
✅

На странице контактов

Если на вашем сайте есть страница с контактами, номер телефона поддержки должен быть его неотъемлемой частью.

Смотреть пример
✅

Рядом с ключевыми запросами

Чтобы снизить нагрузку на колл-центр, функции ответа на частые запросы (например, проверка статуса заказа) можно разместить рядом с номером телефона.

Смотреть пример
✅

Рядом с другими каналами связи

Способы связи лучше разместить близко друг к другу, чтобы клиенту легче было выбрать более удобный. Поэтому рядом с номером можно разместить онлайн-чат и мессенджеры.

Смотреть пример
✅

Сопровождается СТА

Рядом с номером службы поддержки можно разместить призыв к действию: связаться, если у клиента возникли вопросы.

Смотреть пример
✅

2. Номер телефона

Номер корректный

Своевременно обновляйте номер службы поддержки и следите за его актуальностью. Не допускайте того, что клиент наберет номер, который не обслуживается.

Бесплатный номер

Дайте клиенту связаться с вами без дополнительных затрат: предоставьте номер бесплатной горячей линии.

Смотреть пример
✅

Динамический локальный номер

Если вы используете местные городские номера, отображайте локальный номер на основе выбранного города. Не показывайте клиенту московский номер, если он в Петербурге.

Смотреть пример
✅

Без номеров по разным городам

В отображении номеров сразу по нескольким городам нет смысла. Это лишь перегружает интерфейс. Лучше отображайте номер в зависимости от выбранного города.

Смотреть пример
❌

Обновление местного номера везде

Если местный номер указан в нескольких частях страницы, при выборе города он должен обновляться везде.

Смотреть пример
❌

Highlight бесплатности звонка

Телефон горячей линии можно снабдить дополнительным пояснением о том, что исходящий звонок по этому номеру будет бесплатным для клиента.

Смотреть пример
✅

Highlight бесплатности в РФ

Если ваш интернет-магазин также продает и в другие страны, в явной форме подсветите, что номер 8-800 бесплатен при звонке именно с территории РФ.

Смотреть пример
✅

Номер легко набрать

По возможности приобретите в качестве контактного «красивый» номер, который будет легко как запомнить, так и набрать на телефоне.

Смотреть пример
✅

Различие между номерами понятно

Если вы предоставляете несколько номеров для связи, в явной форме поясните, по какому именно поводу можно звонить на каждый из них. Не оставляйте клиента в неведении.

Смотреть пример
❌

Одна функция? Один номер

Если несколько номеров выполняют одну и ту же функцию, лучше отображать один единый номер. Не стоит создавать для клиента ненужный выбор.

Смотреть пример
❌

Без дублирования номеров

Если вы указываете федеральный и местный номера, позаботьтесь о том, чтобы они не дублировали друг друга.

Смотреть пример
❌

Формулировки корректны

Для подписей используйте корректные формулировки. Если на номер можно позвонить с любого телефона, не пишите, что это можно сделать только со стационарного.

Смотреть пример
❌

Копирование номера?

В одном из магазинов мне также встретилась функция копирования номера. Как считаете, насколько она может быть полезна, какие есть use cases? Напишите в комментариях.

Смотреть пример
?

Коллтрекинг работает корректно

Если вы используете подмену номера для аналитики, убедитесь, что она срабатывает своевременно, и номер не меняется на глазах у клиента.

Смотреть пример
❌

3. Оформление

Не спрятан

По возможности не прячьте номер телефона за какие-либо элементы: сделайте его видимым по умолчанию, упрощая путь клиента при звонке.

Смотреть пример
❌

Виден полностью

Сделайте так, чтобы номер был виден полностью, без выцветания. Понимаю, с какой целью это делается. Но выглядит убого, да и клиенту задачу звонка усложняет.

Смотреть пример
❌

Ничем не перекрывается

Если вы используете фиксированные элементы на странице (онлайн-консультанты, кнопку скролла вверх и т.д.), убедитесь, что они не перекрывают собой номер телефона.

Смотреть пример
❌

Форматирован

Базовый момент: используйте форматирование номера телефона, чтобы клиенту легче было его прочитать и набрать, не ошибившись.

Смотреть пример
❌

Не мельчит

Не мучайте клиента, размещая номер телефона в слишком мелком размере шрифта. Номер должен легко читаться.

Смотреть пример
❌

Разделен на составные части

Используйте отступы во всех частях номера: коде страны, коде города и составных частях номера.

Смотреть пример
✅

Стандартная структура разделения

По возможности используйте общепринятую структуру разделения номера для своей страны. В случае с РФ чаще всего используется +7 (ХХХ) ХХХ ХХ ХХ.

Смотреть пример
✅

Нестандартное разделение

Однако для «красивых» номеров допускается нестандартная структура отступов, если это позволяет легче считать и запомнить номер.

Смотреть пример
✅

Отступы vs. дефисы

По возможности используйте именно отступы, а не дефисы. Номер будет считываться в обоих случаях, но в последнем будет визуально более перегруженным.

Смотреть пример
❌

Выцветание кодов

Иногда код страны и города делают чуть более выцветшим, чтобы фокус смещался именно на номер. Не функционально, но достаточно интересно. Что скажете?

Смотреть пример
?

Визуальное различие адекватно

При этом, стараясь подсветить сам номер, не стоит перегибать палку и делать различие слишком сильным.

Смотреть пример
❌

Форматирование обосновано

Не стоит прибегать к форматированию, которое ничем не обосновано. Как считаете, зачем в этом номере выделена цифра? Напишите в комментариях.

Смотреть пример
❌

Без highlight'а платного номера

Подсвечивание платного номера и отображение бесплатного номера визуально вторичным – пример темного паттерна, попытки сэкономить на стоимости звонков.

Смотреть пример
❌

С кодом страны

Формат номера должен быть максимально привычным и часто используемым. Номера без кода страны – точно не лучший вариант в плане восприятия.

Смотреть пример
❌

Код страны для горячей линии

В случае с горячей линией лучше отображать код в том формате, в котором он уже стал привычен большинству: не +7 800, а 8 800.

Смотреть пример
❌

Релевантная иконка

Чтобы сделать номер более заметным и понятным, рядом с ним можно разместить релевантную иконку в виде трубки телефона.

Смотреть пример
✅

Иконка в хорошем качестве

Размещая иконку, убедитесь, что она загружена в хорошем качестве (желательно в векторном формате) и не пикселит. А вот так делать не стоит:

Смотреть пример
❌

Иконку легко разглядеть

Если иконка слишком мелкая, ее труднее разглядеть. А если ее трудно разглядеть, она в принципе теряет весь смысл.

Смотреть пример
❌

Без сторонних иконок

Размещая сторонние иконки вплотную с номером телефона, клиента можно ввести в заблуждение, т.к. они будут восприниматься, как единый элемент.

Смотреть пример
❌

Без пунктирного подчеркивания

Пунктирное подчеркивание – часто используемая техника для отображения всплывающей подсказки. Не стоит использовать его в номере телефона.

Смотреть пример
❌

Реакция на наведение

Сделайте номер телефона интерактивным, чтобы при наведении он менял свой вид, давая визуальную обратную связь.

Смотреть пример
✅

Реакция на hover, если есть ссылка

Номер должен реагировать на наведение, только если он кликабельный. Иначе введете клиента в заблуждение («на hover реагирует, но ничего при клике не происходит»).

Смотреть пример
❌

Индивидуальная реакция на hover

Номера, размещенные рядом, должны быть отдельными объектами. Если клиент наводит курсор на один номер, а выделяется и другой, на какой номер он позвонит при клике?

Смотреть пример
❌

Без контекстных подсказок

С учетом того, что номер телефона службы поддержки привычен для большинства, от контекстных подсказок в данном случае можно и отказаться.

Смотреть пример
✅

Подсказки с призывом к действию

Если и использовать подсказки при наведении курсора на номер телефона, в их текст можно добавить призыв к действию – связаться с компанией.

Смотреть пример
✅

Текст подсказки корректный

Что точно делать не стоит – это вводить клиента в заблуждение с помощью подсказок. Они должны подсвечивать именно целевое действие при клике. А вот и анти-пример:

Смотреть пример
❌

Без очевидных подсказок

Если вы используете подсказки, не размещайте в них банальный текст, не несущий для подавляющей части аудитории никакой ценности.

Смотреть пример
❌

4. График работы

График указан

Не оставляйте клиента в неведении относительно того, дозвонится он до вас или нет. Укажите время работы в явной форме.

Смотреть пример
❌

График соответствует реальности

Базовый момент: поддерживайте время работы службы поддержки в актуальном состоянии, чтобы клиент, позвонив в рамках указанного времени, не услышал лишь длинные гудки.

График указан везде

Если телефон службы поддержки указан в разных частях страницы, убедитесь, что он везде сопровождается графиком работы, чтобы лучше управлять ожиданиями клиента.

Смотреть пример
❌

Соответствие графиков работы

Еще один базовый момент: часы работы службы поддержки в разных частях сайта должны соответствовать друг другу. Но некоторые забывают обновлять график везде, где он есть.

Смотреть пример
❌

Визуально вторичен

Сделайте график работы визуально вторичным по отношению к номеру телефона, чтобы сместить фокус внимания на номер и не перегружать интерфейс.

Смотреть пример
✅

Круглосуточная поддержка

В идеале, вне зависимости от часового пояса – будь клиент во Владивостоке или Калининграде – у него должна быть возможность получить поддержку.

Смотреть пример
✅

Без выходных

Ваш сайт работает в выходные? Если да, по возможности обеспечьте поддержку и в эти дни. Не дискриминируйте клиентов, совершающих покупки в субботу и воскресенье.

Смотреть пример
❌

Текст о поддержке 24/7

Если поддержка круглосуточная, это не повод не указывать график работы. Напишите об этом в явной форме. Не заставляйте клиента додумывать это самостоятельно.

Смотреть пример
✅

Визуальный highlight 24/7

В некоторых случаях факт того, что поддержка круглосуточная, подсвечивается с помощью релевантной иконки и привлекает больше внимания.

Смотреть пример
✅

График в будни vs. в выходные

По возможности синхронизируйте график работы в будни и выходные, чтобы клиенту не приходилось высчитывать, дозвонится ли он до вас в конкретный день или нет.

Смотреть пример
❌

Без нестандартного графика

Бриллиант в сегодняшней коллекции: не мог не включить. Вместо того, чтобы гордо писать «круглосуточно», некоторые работают 23 часа 55 минут в сутки.

Смотреть пример
❌

Highlight доступности поддержки

То, что поддержка доступна именно в данный момент, можно визуально подсветить за счет небольшого индикатора статуса online.

Смотреть пример
✅

Highlight нерабочих часов

И наоборот, когда поддержка недоступна, можно в явной форме это подсвечивать, чтобы клиент не пытался безуспешно до нее дозвониться.

Смотреть пример
✅

Динамический график работы

Если у вас федеральная компания, не забудьте, что клиенты находятся не в одном часовом поясе, и график работы поддержки должен динамически изменяться.

Смотреть пример
❌

Подпись часового пояса

Если на динамический график работы пока не хватает ресурсов, как минимум, пишите, в каком часовом поясе указан график: это позволит лучше управлять ожиданиями.

Смотреть пример
✅

Форматирование часов

По возможности используйте общепринятый, наиболее часто используемый формат: в графике работы указывайте не только часы, но и минуты.

Смотреть пример
❌

Время работы без телефона?!

И смех, и грех: указывать часы работы службы поддержки, но при этом не указывать ее номер – оригинально. И нелепо.

Смотреть пример
❌

Разные вопросы – разный график?!

Еще один замечательный пример, который лучше не повторять в своем магазине: в зависимости от вопроса клиент сталкивается с разным графиком работы.

Смотреть пример
❌

5. Инициация звонка

Номер кликабелен

Сделайте номер телефона кликабельным, чтобы клиент мог набрать его в 1 касание без необходимости вводить номер вручную.

Смотреть пример
❌

Звонок при клике

Ссылка в номере телефона должна инициировать звонок, а не выполнять какое-либо другое действие. Именно звонок ожидается клиентом при клике по номеру.

Смотреть пример
❌

Ссылка для номера 8-800

Если ваши клиенты не только из РФ, для номера 8-800 дайте ссылку в международном формате +7-800. Так звонок из-за рубежа при клике пройдет корректно.

Смотреть пример
✅

Обработка клика корректна

Если номер выглядит кликабельным, при клике должно совершаться целевое действие. Убедитесь, что все срабатывает правильно.

Смотреть пример
❌

Отображаемый номер vs. ссылка

Отличие номера в ссылке от отображаемого может стать неожиданностью для клиента и побудить его сбросить вызов, подумав, что это ошибка – даже если номер корректный.

Смотреть пример
✅

Номер в ссылке с кодом страны

Если вы отображаете номер без кода страны, есть риск, что и в ссылке по ошибке вы его укажете без кода. В таком случае есть риск, что никуда клиент не дозвонится.

Смотреть пример
❌

Номер телефона? Обычный звонок

Если у вас есть функция онлайн-звонка, вынесите ее в отдельную кнопку. Онлайн-звонок не должен запускаться при клике по номеру.

Смотреть пример
❌

Звонок в 1 клик

Сделайте инициацию звонка доступной в 1 клик, без необходимости совершать какие-либо действия. Не усложняйте клиенту жизнь.

Смотреть пример
❌

Highlight скорости ответа

Если вы отвечаете на входящие звонки быстро, почему бы не рассказать об этом рядом с номером телефона? Главное, чтобы заявление соответствовало реальности.

Смотреть пример
✅

Структура IVR

Если при звонке на горячую линию у вас есть голосовое меню, его структуру можно подсветить еще до звонка, чтобы клиент не тратил время, прослушивая варианты.

Смотреть пример
✅

Ссылки с shortcut'ами в IVR

Если мы подсвечиваем структуру IVR, можно пойти дальше и добавить к вариантам ссылки на быстрый звонок по номеру телефона с уже указанным добавочным номером.

Обратный звонок

Помимо исходящего вызова, клиенту можно предоставить возможность заказа обратного звонка. Это может повысить удобство взаимодействия с компанией.

Смотреть пример
✅

Онлайн-звонок

В качестве альтернативы звонку по телефону клиенту также можно предложить связаться со службой поддержки онлайн. В ряде случаев это может быть более удобным вариантом.

Смотреть пример
✅


To be continued...

Итак, в этой статье мы разобрали взаимодействие с номером телефона службы поддержки на сайте. Как видим, не все так просто, как кажется на первый взгляд, а причины успехов и фэйлов, как всегда, кроются в деталях.

Следующие статьи будут с таким же уровнем детализации. Продолжаем создавать крупнейшую открытую русскоязычную базу лучших практик UX/UI в eCommerce.

Не забудьте подписаться на канал в Telegram и поделиться этим материалом с коллегами. Будем на связи.

Комментарии (2)


  1. Toshykan
    06.12.2022 09:48
    +1

    Однако Билайн/МТС не в курсе трендов. Даже раздел помощи не покажет просто так телефон КЦ.


    1. hardclient Автор
      06.12.2022 10:32

      Хороший комментарий????

      В этой статье я отталкивался от удобства именно для клиента.

      А прятать номер телефона как можно глубже – мера, нацеленная на сокращение нагрузки на колл-центр (и связанных на его работу). И она больше связана с оптимизацией бюджета, чем с клиентским опытом.