Summary: Елена Бинун, ведущий аналитик направления развития экосистем Лиги Цифровой Экономики, поделилась лайфхаками по использованию платформы Miro для работы аналитика.

При аналитике крупных задач большое количество информации и артефактов необходимо сохранять и держать под рукой. При этом важно, чтобы доступ к файлам был прост и удобен, все было четко структурировано. 

В условиях распределенной команды также остро стоят вопросы, связанные с локацией проведения брейнштормов и шерингом вспомогательных материалов. 

В нашей команде мы решаем эти проблемы с помощью доски Miro. 

В этой статье расскажу, как мы используем инструменты этой платформы, чтобы визуализировать план проведения исследования и зафиксировать его результаты.

Что такое Miro?

Miro — интерактивная онлайн-доска. По сути, это виртуальный аналог обычной доски для рисования, но в дополненной реальности.

Зачем она нужна и что с ней можно делать?

  • Я прибегаю к Miro для структурирования потока мыслей (своих, твоих, наших) на любом этапе разработки. Если нужно что-то порисовать и поразмышлять, я использую доску.

  • В Miro хранятся вспомогательные и просто полезные материалы по задаче. Они не являются частью ТЗ, но имеют непосредственное к нему отношение.

  • Наша команда проводит в Miro брейнштормы, ретро и прочие встречи, так как на платформе много свободного пространства, есть удобные инструменты, а содержимое могут редактировать несколько пользователей одновременно.

В качестве основных функций Miro я выделяю:

  1. Рисование, добавление и форматирование текста и фигур на доске.

  2. Совместное редактирование содержимого участниками команды.

  3. Возможность добавления изображений на доску.

  4. Создание диаграмм и таблиц по готовым преднастроенным шаблонам, коих в Miro достаточно много.

От простых и плюс-минус понятных…

 …до сложных и нарядных.

Подробнее со списком шаблонов можно ознакомиться тут.

  1. Карта созданной доски — удобный инструмент, облегчающий навигацию в условиях разросшегося пространства.

  2. Наблюдение за экраном другого пользователя — по клику на аватар участника команды твой экран следует по всей доске за экраном коллеги. Классная функция для проведения совместных митапов. Удобно обсуждать и сразу корректировать контент.

Другие функции и возможности Miro можно найти здесь

План проведения анализа

План анализа, актуальный для текущего проекта, помогает мне ничего не забыть при проведении исследования. Его соблюдение дает полную картину о решаемой задаче и помогает рассмотреть разные ее аспекты в совокупности. А если придется вернуться к проекту через время — собранные артефакты помогут освежить воспоминания.

Условно план разделен на три этапа.

Этап 1. Я сам

Этот этап подразумевает самостоятельную работу аналитика (или нескольких) в начале исследования.

1. Подготовка

Для начала разбираемся, какие пункты плана анализа актуальны для нашей задачи, что необходимо добавить, а также определяем дорабатываемые разделы системы.

В командном пространстве в Miro я создаю:

  • фрейм под саму задачу;

  • внутри периметра задачи — фреймы для каждого этапа исследования. 

Каждому фрейму присваивается соответствующее название, которое автоматически попадает в оглавление фреймов (Open Sidebar > Frames). По клику на интересующий раздел в оглавлении фокус будет перемещен в область связанного фрейма. Это упрощает навигацию по доске.

Так я формирую план предстоящего исследования и определяю периметр, отведенный под каждую задачу. В дальнейшем мне нужно будет наполнить контентом все созданные фреймы.

2. Изучение конкурентов

Нужен этот пункт в плане или нет — зависит от специфики задачи и проекта в целом.

По возможности я стараюсь ознакомиться с решениями, которые уже есть на рынке: просматриваю варианты схожего функционала у других компаний, делаю скриншоты, строю наброски UX-схем в Miro. Здесь же добавляю свои комментарии. 

Благодаря бесконечно увеличивающемуся размеру доски, я могу добавить то количество контента, которое посчитаю необходимым. Как правило, в Miro я фиксирую два-три основных и самых конкурентоспособных варианта.

3. Брейншторм

Далее проводится брейншторм по требованиям внутри команды. Обычно это проходит так: я собираю встречу на двух-трех аналитиков, описываю поставленную задачу и предлагаю коллегам вместе погенерить идеи по заданной теме: 

  • функциональность, обязательная к реализации;

  • функциональность необязательная, но которая будет нас выгодно отличать от конкурентов;

  • красивые «бантики» и т. д.

Все «космические корабли», пришедшие в наши светлые головы, фиксирую. Но не на стикерах, как это обычно принято, а формате mind map с помощью встроенного шаблона в Miro. Дерево mind map распределяется по разделам системы, в которые будут вноситься изменения.

Поток мыслей превращается в структурированную диаграмму, с которой будет удобно работать в дальнейшем. 

Как построить такой mind map?

Сначала создаем центральный элемент, в моем случае это название самой задачи. Добавляем новую ветку — раздел системы, в который необходимо включить изменения. И в ветке, которая идет далее, кратко фиксируем суть фичи. Уровень декомпозиции остается на ваше усмотрение. 

В итоге мы получаем «бэклог мечты» для создания и дальнейшего развития функциональности с указанием разделов, требующих доработки в рамках каждой фичи.

На этом первый шаг завершается, и мы переходим к следующему.

Этап 2. Движемся навстречу бизнесу

Этап подразумевает обсуждение доработки с заказчиками и закрытие возникших ранее вопросов.

1. Вопросы

Во время брейншторма всегда возникает множество попутных вопросов: «А можно ли так сделать?», «Что думает заказчик насчет этого пункта?», «Как реализована смежная функциональность?» и прочее. Собственно, эти вопросы я фиксирую здесь же, в Miro. 

Для этого создаю таблицу, в которой указываю суть каждого и кому его можно адресовать. Если над задачей работает сразу несколько аналитиков, указываю ответственного по каждому вопросу.

Решенные помечаем цветом и по необходимости добавляем комментарии.

Существенный минус таблиц в Miro — это отсутствие фильтров. Однако ситуацию сглаживает возможность просмотра и быстрого редактирования содержимого таблицы в общем пространстве проекта.

2. Макеты

Далее начинается подготовка к встрече с заказчиком, на которой мы обсуждаем концепцию решения и накопившиеся вопросы.

Чтобы заказчику было проще понять, что именно изменится в системе в рамках реализуемой фичи, мы отрисовываем макеты/прототипы по мотивам будущих доработок. И для удобной совместной работы с макетами я добавляю их на доску в Miro в формате UX-схемы. Если вариантов схем несколько, включаю их все.

И пусть это будут максимально простые, нарисованные от руки эскизы — как правило, заказчику проще воспринимать визуальную информацию в виде прототипа или макета, нежели в формате текстового сценария (или вообще устно).

Во время встречи с заказчиком мы можем добавлять заметки, комментарии на прототипы, что-то дорисовывать от руки. 

Кроме того, эти материалы оказываются крайне полезны и в дальнейшей работе, например, при постановке задачи дизайнеру.

В итоге после обработки материалов встречи с заказчиком мы имеем:

  • совместно проработанные прототипы и UX-схемы;

  • список доработок, входящих в состав фичи.

Этого нам достаточно для следующего действия.

3. Определение MVP по продукту и планирование дальнейших работ

Для визуализации состава MVP можно использовать как минимум два инструмента.

  • Первый инструмент — канбан-доска.

Нехитрый и знакомый всем инструмент, шаблон для которого есть в Miro. 

На каждую таску создается отдельный тикет, в нем указывается исполнитель и краткое описание задачи. Приоритет или принадлежность тикета к back/front-end определяем цветом. Эту же доску используем в дальнейшем для управления спринтами.

  • Второй инструмент — mind map.

Да, для визуализации MVP мы тоже можем его использовать.

Делим все фичи из главного mind map по секциям — этапам разработки…

…или создаем отдельный mind map, куда будут включены только те фичи, которые относятся к MVP.

Вариации зависят от объема задачи и временно́го ресурса аналитика.

И вот наконец мы добрались до заключительного этапа.

Этап 3. Режиссерская версия

Сюда входит проверка всего описанного ранее и процесс сборки воедино артефактов для написания ТЗ. 

Итак, что у нас есть:

  1. В пространстве Miro определен периметр для работы с конкретной задачей.

  2. Он разбит по темам исследования.

  3. Проанализированы решения конкурентов.

  4. Записаны и структурированы все идеи по развитию продукта.

  5. Зафиксированы (и к этому этапу, надеюсь, уже решены) возникшие вопросы.

  6. Готов черновик прототипа системы.

  7. Определен MVP продукта.

Со всеми этими данными аналитик со спокойной душой может приступать к детализации решения. Название этапа вдохновлено объемом работы при написании такого документа ????

Помимо своего прямого назначения, у информации, собранной в Miro, есть и менее очевидные вспомогательные функции. Например:

  • Упрощение онбординга — вы с новым сотрудником отправляетесь на «экскурсию» по фрейму задачи, анализируя различные этапы проведения исследования, а также отмечая, где применим тот или иной раздел.

  • Можно отследить ход мыслей аналитика, если возникло непонимание, откуда взялось то или иное требование. Это одна из причин, по которой я не удаляю с доски альтернативные варианты прототипов, реализаций и комментарии.

Резюме

Перечислю основные плюсы и минусы Miro, которые выделила для себя.

Плюсы:

  • Наличие бесплатной версии.

  • Возможность общего доступа к контенту.

  • Обширный инструментарий бесплатной версии.

  • Понятный интерфейс.

  • Сохранение историчности действий пользователей.

  • Вместительность пространства.

  • Встроенные интеграции с различными сервисами (в платной версии).

Минусы:

  • Ограничение количества досок в пространстве пользователя: в бесплатной версии единовременно для работы доступны только три доски. При увеличении количества досок та, которая была создана первой, переходит в режим чтения.

  • Торможение при большом количестве контента на доске.

  • Возможная блокировка аккаунта в связи с санкциями. 

Плюсов все же больше, чем минусов. Не могу не упомянуть также факт, что все перечисленные в статье инструменты доступны в бесплатной версии Miro. А их применение ограничено лишь потребностями проекта и вашей фантазией.

Комментарии (0)