Только ленивый не слышал сегодня о необходимости цифровой трансформации и автоматизации. Инфополе перенасыщено абстрактными фразами “о важности” и “нужности”, передовых подходах на промышленных предприятиях и в бизнесе. При этом сами системы внедряются медленно. Эти задержки происходят от того, что принимающие решения в госсекторе и бизнесе не всегда осознают пользу от таких внедрений.

Этот пост от том, как мы создавали и применяли электронный наряд-допуск. Мы решили рассказать, какие конкретно проблемы он способен похоронить, на что наша компания опиралась в разработке. И естественно, чтобы продать побольше лицензий. По нашему мнению, это одно из тех решений, которое нужно внедрять первоочередно в организациях, где проводятся опасные работы. Мы так думаем не только от того, что продаём решение, но и потому, что эти продукты устраняют колоссальное количество проблем, кратно уменьшая риск убытков.

Идея из проблемы

Идея создать полноценный электронный наряд-допуск пришла к нам в то далекое (2014 год) время, когда мы работали исключительно с нефтегазовой отраслью. Наш основной клиент, который активно использовал бумагу в делопроизводстве, в частности, в документообороте охраны труда, задался вопросом, а можно ли это всё автоматизировать.

Проблем с документооборотом было масса. Пока сотрудники на своих двоих обнесут все нужные кабинеты, получат визы всех ответственных руководителей, проходило много времени. Возникали задержки, которые в этой отрасли часто стоят немалых денег. Для некоторых видов работ — миллионы рублей. Получилась история, скорее характерная для советских заводов с хождением по семи кругам бюрократического ада, поиском ответственных, не оказавшихся на местах, ожиданием в нудных очередях, обиванием порогов и неизбежными простоями.

Также операции с бумагой в ручном режиме были чреваты ошибками в документах по вине человеческого фактора и отсутствием полноценной обязательной валидации, в соответствии с законодательством. Это неизбежно влияло на безопасность. А риски безопасности, закономерно стоят несопоставимо больше банального простоя. Что-то забыли (намеренно или нет), что-то не предусмотрели, кого-то не проинструктировали и проинструктировали неверно. Итог — количество инцидентов с получением производственных травм увеличивается.

Тогда было принято решение разработать внутрикорпоративное решение максимально быстро. Позже пришла идея воспользоваться этим приложением, как прототипом будущего коммерческого продукта.

Боли бизнеса

Мы провели опрос сотрудников компании-клиента, чтобы понять, что именно они хотят автоматизировать и насколько они готовы к тому, чтобы забыть об архаичных, но привычных кусках целлюлозы в их многочисленных процессах охраны труда. Наряд допуск всплыл сразу, как один из самых проблемных элементов системы. Именно с ним, согласно опросов, было больше всего проблем.

Именно бумажные наряды-допуски были наиболее выраженным бюрократическим  хронофагом, пожиравшим время сотрудников. Непроизводственное время, ошибки, штрафы, факапы в вопросах безопасности проведения работ, травмы и, как следствие, убытки, словом всё, чего можно опасаться на производстве, упиралось в бумажный наряд-допуск. Согласно нашего анализа, более 20% рабочего времени “поедалось” простоями, которые были вызваны долгим оформлением нарядов-допусков. 

Наряд-допуск, помимо бюрократических формальностей, в виде подписей и пр., содержит крайне важную практическую часть — последовательность действий при выполнении работ, обязательные условия их выполнения. Когда наряд допуск заполняется вручную, ошибки почти неизбежны. Практика показала, что эти ошибки значительно дороже разработки продукта, который может исключить большинство из них.

Кроме того, даже само составление наряда-допуска вручную - это процесс непозволительно долгий для современного промышленного производства. В нашем случае долгий, означает дорогой. Особенно, если речь идёт о внеплановых аварийных работах, когда вопрос нужно решить срочно, но приступить к работам без оформления документа нельзя. 

Мы выяснили, что некоторые наряды-допуски могут оформляться даже не несколько часов, но несколько дней, хотя нужны они, как правило, вчера. Особенно, если речь идёт о ремонтных и аварийных бригадах, которым немедленно нужно чинить то, что сломалось, иначе где-то внезапно прекратится газоснабжение или остановится добыча нефти.

Наш первый наряд-допуск

Приняли решение сделать наряд-допуск с бекэндом на Sharepoint. Понятно, что платформа не идеальная, но в тот момент её хватало чтобы закрыть задачу. В качестве фронтенда использовалось корпоративное мобильное приложение заказчика, которое по сути являлось агрегатором данных различных систем.  Получилось использовать наряды-допуски в виде мобильного приложения. Мы также со старта разработали возможность подписывать документ используя ЭЦП. Кроме основных функций мы предусмотрели анализ выданных наряд-допусков и просмотр текущих статусов по ним. 

Продукт справлялся, но был локальным приложением для одной компании, адаптированный только к ее требованиям и максимально подстроенный под её инфраструктуру. В дальнейшем от Sharepoint отказались, т.к. продукт плохо масштабируется. Помимо архитектурных проблем система получилась недостаточно гибкой.

Пришлось попотеть с возможностью подписывать наряд-допуск при помощи ЭЦП. Есть особенности. Любая ЭЦП в России должна быть подтверждена как локальным правовым актом, так и соответствовать ряду требований федерального законодательства. В зависимости от типа ЭЦП эти требования отличаются, поэтому ещё в ранней версии продукта мы предусмотрели использование разных типов ЭЦП.

Более того, ради этого продукта нам пришлось получать лицензии ФСТЭК и ФСБ на работу с криптографией. Так как, по нашему законодательству, интеграция в продукт криптографии требует наличия такого лицензирования. Российские электронные подписи должны соответствовать ГОСТам. Чтобы интегрировать ЭЦП в продукт, как раз и нужно лицензирование. Разработка этого решения без лицензии чревата уголовным преследованием.

Наш второй наряд-допуск

В последнее время у корпораций можно отметить тенденцию к централизации решений. Сегодня у многих крупных компаний тысячи разных инструментов и продуктов, никак не связанных друг с другом, нередко самописных. Наработавшись с этим сложным  “зоопарком”, где за каждого “зверя” нужно по отдельности платить, отдельно поддерживать, а ещё выдумывать костыли для быстрого обмена данными, они стремятся к их объединению в одну систему или вокруг единой платформы, на которой будут работать бизнес приложения. Этот подход, очевидно оптимальнее и быстрее, выстраивание процессов происходит вокруг готового микросервисного API.

Directum — платформа для документооборота и управления процессами. Наряд допуск - этот тот же документооборот, но специализированный для промышленной безопасности и выполнения юридических требований. Мы подумали, что выдумывание велосипеда будет нерациональным и создали вторую версию наряда-допуска в виде модуля для Directum RX. 

В итоге мы получили гибкую систему, в которой можно создавать, быстро подписывать и отслеживать наряды-допуски. Время их оформления существенно сократилось и практически никогда не занимает более часа. Как и раньше всё можно делать как с ПК, так и с мобильных устройств, при этом систему легко масштабировать за счёт лояльный и гибкой архитектуры Directum.

Большую сложность представляло изменение логики первой версии, с качественной переработкой полей фильтрации. Например, был внедрен фильтр доступа сотрудников к определенным видам опасных работ. Это сделано для того, чтобы люди без соответствующей квалификации в принципе не могли быть допущены к работам, которые они не должны выполнять в силу квалификации или группы доступа.

Сухо об основных отличиях новой версии:
— изменилась платформа;

— функции привели к универсальному состоянию;

— появилась возможность применять наряд-допуск на IOS устройствах;

— доработанный интерфейс ещё больше сократил время подготовки документа;

— появились поля, обязательные к заполнению;

— была создана сетка квалификационных прав сотрудников и допусков.

Что хотят регуляторы? 

В конце июля мы посетили общественную палату РФ, пообщались с представителями регуляторов, в частности, с Минтруда и Минцифры, профсоюзами. 2022-й объявлен годом охраны труда. В связи с этим вопросы производственной безопасности — в фокусе профильных ведомств. Скоро планируются изменения в законодательстве, а некоторые уже вступили в силу.

Например, сегодня стало можно подписывать ЭЦП те документы, которые раньше было нельзя. Если обобщить всё, что мы услышали от регуляторов, они заинтересованы в том, чтобы всё перевести “в цифру”. Регулятору неудобно выезжать на предприятие, ему проще запустить выгрузку и проверить всё на месте. Государство стремится максимально ускорить процессы контроля и регулирования, что невозможно без цифровой трансформации процессов, в частности, без массового внедрения электронных нарядов-допусков. 

В качестве заключения

Мы без лицемерной скромности гордимся этим продуктом и видим в нём не только источник прибыли, но и возможность облегчить жизнь как рядовым сотрудникам, так менеджменту предприятий. У продукта есть аналоги на российском рынке, но, по нашему глубоко предвзятому и субъективному мнению, наша система ближе остальных к требованиям потенциальных пользователей, как среди сотрудников, так и менеджеров.

Если вы знаете, в чем превосходят нашу другие российские системы электронных нарядов-допусков, мы с удовольствием подискутируем с вами в комментах. Сравнивая наш продукт с конкурирующими, мы не нашли более юзабельного решения, соответствующего требованиям актуальных законов действующих в России. Мы знаем, что электронные наряды-допуски спасают компании от убытков, а порой здоровье и жизни работников.

Комментарии (3)


  1. Shaman_RSHU
    23.12.2022 11:21
    +1

    Так как, по нашему законодательству, интеграция в продукт криптографии требует наличия такого лицензирования.

    Не только лицензии ФСБ. Посмотрите внимательно формуляр на СКЗИ. Вы проводили контроль встраивания? Если у Вас нет заключения о корректности встраивания СКЗИ в ПО, которое подписывает, то создаваемые подписи не являются юридически-значимыми.

    Чтобы работать с такими ЭЦП как раз и нужно лицензирование.

    Если бы для работы с ЭЦП (ЭЦП осталост в 1-ФЗ "Об ЭЦП", сейчас используется термин ЭП :) нужна была лицензия, то её требовалось быполучить всем юрлицам, у которых есть ЭП на Госуслугах. Лицензия нужна как раз для работы с СКЗИ.


    1. smirnov_dm Автор
      23.12.2022 11:47

      Имелась ввиду разработка продукта, а не использование ЭЦП в деятельности компании.

      Изменили формулировку. Спасибо.


  1. 1Fedor
    23.12.2022 14:28

    Исходя из своего многолетнего опыта - это приведет падению безопасности, причем очень и очень существенному.
    Люди, которые пишут, что это очень хорошо, не работали где опасно, не отвечали за выдачу и допуск персонала. Ни разу не видели аварий и человеческих жертв и несчастий. Не участвовали в расследовании подобных аварий.
    Все заявление о решении "колоссального количества проблем"- пустышка, а для красного словца "кратное снижение убытков" каком снижении убытках речь, если вопросы о человеческих жизнях и здоровье персонал?
    Основная тема -это упрощение процесса, которое приведет в ухудшению безопасности.
    Человек, который выписывает вручную допуск знает правила и нормы и осознает ответственность, описывает меры безопасности, а человек, который нажал кнопку и получил бланк, где машина все заполнила за него, зачем ему знать правила, его никто не может проверить, потому как комп заполнил бланк.
    Открывается широкое поле для манипуляций и перекладывании ответственности "вниз".
    Чиновники, конечно, согласуют, ой как хорошо, думать не надо.


    В принципе, продукт хороший, сама идея отличная, но не сюда ее надо.
    У нас море безумной бумажной работы, складской хозяйство, всякие накладные и тп.