Всем привет! Меня зовут Лиза Ермакова, настраиваю Discovery процессы и организовываю cx-исследования для продуктов МТС ИИ.

По первому образованию - лингвист. По второму - коуч, практикующий по стандартам ICF.

Тим-лидерствую с 2017 года в разных сферах и командах. 

Первый опыт тим-лида получала в команде менеджеров переводческих проектов, далее в: строила направление разметки данных с 0, где руководила командами разметчиков данных (начинала с 1, затем 10 и 30 человек). В них были не только линейные сотрудники, но и старшие специалисты, менеджеры и ML-инженер. 

Также собирала временные кросс-функциональные команды для реализации проектов по сбору данных, продуктовых исследований. 

В свободное время работаю наставником начинающих тим-лидов, помогаю студентам старших курсов и выпускникам находить первую работу в IT (консультирую по вопросам карьеры) и коучу всех тех, кому сейчас это необходимо. Чаще приходят ребята из IT компаний, кто хочет менять род деятельности, делать разные карьерные переходы в рамках сферы или выходить в новую отрасль.

В этой статье остановлюсь теме тим-лидерства и расскажу новичкам про очевидные и не очень способы справиться с этой ролью в первые месяцы. Все рекомендации собраны из своего опыта и опыта моих подопечных.

Стал тим-лидом, что дальше?

Дисклеймер: в моей статье не будет лайфхаков про «собрать низко висящие фрукты» и дать быстрый результат за время вашего испытательного срока в новой должности, а также не будет про ритуалы регулярного менеджмента. Этой информации достаточно в открытых источниках, на обучающих курсах и собрано в виде регламентов, best practiсes во многих компаниях.

Здесь - про как поддержать себя, не сгореть и отслеживать свой прогресс.

Переходы в роль тим-лида могут происходить по разным причинам. Например, вас повысили в рамках масштабирования отдела и теперь вчерашние коллеги - ваши подчиненные, а ваш руководитель ушел на повышение.

Может быть, ваш руководитель уходит из компании и в спешке готовит замену. Вы на данный момент идеальный кандидат, но опираться придется на себя. 

Возможно, вы пришли в новую компанию на Senior позицию, с течением времени вам «в помощь» выделили Junior специалиста и по сути теперь вы тим-лид такой маленькой команды.

Все эти ситуации разные, но любой из новоиспеченных тим-лидов в них испытывает стресс: ответственности больше (не только за себя, но и за того парня), новые обязанности и задачи повышенной сложности. 

Как сохранить устойчивость и эффективно работать в первые месяцы?

  1. Осознать какая ваша роль теперь.

Вы уже не про кодить и делать задачи руками, а про определять и распределять задачи вашей команды, обучать и развивать ваших сотрудников, планировать результат команды, планировать и распределять бюджет, контролировать выполнение задач и координировать взаимодействие между членами команды.

В самом начале довольно сложно перестроиться и не пускаться в самостоятельное решение и выполнение задач. Это нормально, мозг выработал определенные сценарии поведения и действий, которые стали автоматическими и помогали вам успешно работать на предыдущей роли. Теперь предстоит вырабатывать новые, и на этот процесс нужно время и осознанность. Осознанность в данном случае про остановиться и задать себе вопросы:

Для чего моя роль, что от нее ожидают?

Хорошо бы этот вопрос прояснить у вашего руководителя, когда вас назначают или вы сами инициируете повышение. Тогда у вас будут ответы и вам будет легче отвалидировать себя, свои действия и то, как работает ваша команда.

Кто я сейчас? Из какой своей роли я сейчас действую/думаю/коммуницирую?

Останавливаться в моменте сначала будет непросто. Поэтому первое время предлагаю делать такую сверку в конце рабочего дня или в середине или в конце рабочей недели. 

Отрефлексировать или записать:

  • В каких ролях я сегодня или за эту неделю работал в целом;

  • Из каких ролей я коммуницировал чаще всего: можно указать в процентном соотношении или выписать напротив каждой роли количество ситуаций;

  • Из каких ролей я думал над задачами и действовал чаще всего.

Отвалидировать ваш результат с ожиданиями от вашей роли. Отметить в каких ситуациях вы действуете как тим-лид, а в каких из других ролей.

Далее записать:

  • В каких ситуациях вам было сложно

  • Какие ситуации вышли из под контроля (коммуникация с сотрудником не удалась, задачи не выполнены и т.п.)

  • В этих ситуациях вы выступали в какой роли?

(Здесь засейвимся до следующего лайфхака)

Когда такая рефлексия войдет в привычку, вы сможете в моменте останавливаться, задавать себе эти вопросы, менять свою роль и, соответственно, реакцию. Вам будет легче отслеживать свой прогресс как тим лида, быстро находить точки роста, видеть успехи и чувствовать себя увереннее. 

2. Выбрать ролевую модель

Ролевая модель - пример того, чей стиль управления вам близок, кто, как по-вашему, является крутым лидером, чья команда сильная и процессы в ней способствуют эффективной работе и другие, на ваш взгляд, значимые характеристики.

Кто может быть вашей ролевой моделью тим лида:

Ваш прямой руководитель.

Очень здорово, когда ваш руководитель для вас ролевая модель. Но если это не так, не торопитесь расстраиваться.

В любом случае, вы можете приносить на 1 to 1 с руководителем ваши находки после рефлексии из первого лайфхака:

  • В формате «отрефлексировал неделю, вот здесь и здесь не получилось, делал так-то и так-то, что посоветуешь изменить/сделать». 

  • Послушать, попробовать.

Иногда вы не всегда получите ответы, или они не возымеют эффекта. По крайней мере вы попробовали.

А иногда - это самый быстрый путь к вашему развитию, как тимлида.

Коллега - тим лид с бОльшим опытом 

Если ваша ролевая модель - ваш коллега. То здесь поможет внимательное наблюдение за его работой, в каких ситуациях он себя круто проявляет, что можно взять себе на заметку?

В похожей ситуации, где ваш способ решения задачи/конфликта не подходит или же вы не знаете как, спросите себя: «Как бы сейчас поступил бы мой коллега Х». Иногда уже на этом этапе приходит ответ и вы решаете задачу новым способом.

А еще лучше прийти к коллеге и спросить: «А как ты делаешь в такой-то ситуации? На что обратить внимание?» Забрать совет, адаптировать под себя и попробовать.

Вообще здорово если у вас в компании есть система внутреннего наставничества, как у нас в МТС ИИ, когда можно через команду HR выбрать себе коллегу в наставники. Такой подход предусматривает регулярную обратную связь, экологичную коммуникацию, что позволяет расти быстрее, иметь возможность получить поддержку и повысить доверие между командами, что положительно сказывается на будущих рабочих коммуникациях и эффективности кросс-функционального взаимодействия.

Внешний наставник/ментор

И если в своей компании вы не нашли для себя примера, авторитета, то вполне нормально поискать ментора «на стороне».

Им может оказаться ваш друг, коллега из сообщества, или тим-лид из площадок, где можно найти ментора.

Ролевая модель и наставник - это способ идти быстрее и возможность обойти «грабли», почувствовать себя «не одним» на этом пути.

3. Жить жизнь

Очень короткий лайфхак из серии «капитан очевидность», но его важно не забывать.

Также как важно не забывать спать, есть, делать паузы, прогуляться вечером, общаться с друзьями, близкими и не забрасывать свои хобби.

Делитесь в комментариях своими лайфхаками. Как переживали первые месяцы тим-лидерства? С чем сталкивались? Как выходили из ситуации?

Комментарии (1)


  1. dyadyaSerezha
    30.12.2022 05:05

    настраиваю Discovery процессы и организовываю cx-исследования

    Вот тут ничего не понял. Можно пояснить?