Возможно, вы уже не раз встречали такие аббревиатуры как SPOD, VUCA и BANI. Я не буду уходить в дебри этой теории, скажу лишь, что мир очень быстро меняется. Когда-то мир был устойчивым, предсказуемым, линейным и простым. Можно было не обращать внимание на SPOD-мир (Steady — устойчивый, Predictable — предсказуемый, Ordinary — простой, Definite — определенный) и достаточно легко строить планы на пару лет вперед. Но наступило время VUCA (Volatility — нестабильность, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность). Именно тут ИТ и начинает становиться неотъемлемой частью и функцией бизнеса.

«Черные лебеди» с начала второго тысячелетия всплывают один за другим, и что-то предсказать становится крайне трудно. Мы погружаемся в BANI-мир с его хрупкостью. Люди перенасыщены тревожностью, в процессах появляются нелинейность и непостижимость. Может ли что-то помочь с этим справиться? Конечно же, это старая добрая математика, которая с помощью данных может обуздать нелинейность с непредсказуемостью и сбалансировать бизнес.

А теперь давайте посмотрим на развитие компании в этих условиях с высоты птичьего полёта: на жизненный цикл, архитектуру и т.п.

Жизненные циклы компании

В жизненном цикле любой компании (тут отсылка к Ицхаку Адизесу с его трудом «Управление жизненным циклом корпораций») существуют разные стадии, где на этапе роста происходит закладка ИТ-архитектуры (в статье сделаем именно фокус на ИТ): архитектуры данных, ИТ-ландшафта (архитектуры решений) — и тут либо глобально в компании архитектура есть, либо её нет. Если у руководства не будет целевого видения архитектуры, а главное — следования данному видению, то рано или поздно система «посыпется».

Каждый отдел (структурная группа) копит данные, закупает ПО. Специалисты ИТ обеспечивают шины данных между разными продуктами, подключаются к внешним источникам, обеспечивают функционирование. Постепенно мы попадаем в ловушку, которую когда-то сами себе и заложили. А именно: у нас есть куча разношёрстных информационных систем, где хранятся данные в совершенно разном виде, администраторы пытаются помочь всем и вся, начинается дефицит ИТ-персонала для обслуживания всей физической и виртуальной инфраструктуры, и банальные вещи становятся целым кейсом и могут затянутся на длительные периоды.

Компания от момента своего создания, стадии роста, постоянно аккумулирует разные ресурсы. Но беда может быть в том, что всё это копится в хаотичном порядке, и когда настанет день Х, нужно будет разобраться со всем или срочно мигрировать на что-нибудь. Из-за этого потеряется множество данных, уйдут специалисты и т.д.

Зачем вообще понимать и разбираться в жизненных циклах?

Согласно теории жизненных циклов компаний, организации должны постоянно перерождаться. Как только появляются первые «звоночки» старения компании — это время провести адаптацию под реалии BANI-мира. Акцент делается на цифровизацию и датафикацию, когда все процессы оцифровываются и систематизируются, а в итоге остаются только оптимальные!

Но бывает и по-другому. Так, например, фирма, которая понимает, что находится максимально близко к последнему этапу своего пути, покупает себе ещё одну компанию на этапе «стабильности» и соединяется с ней. Менеджеры пытаются восстановить жизненный цикл всей группы, т.е. компания пытается обновиться за счет более «живой» компании-донора, но есть всегда одно но. Это то, что образуется при любых объединениях — целый зоопарк информационных систем и данных, и это только с точки зрения ИТ.

На каждом витке ЖЦ компаний происходит реорганизация или адаптация. Конечно, возможны и другие варианты типа интеграции или запуска нового продукта, но для того, чтобы компания жила долго, нужно постоянно отлавливать момент её «зрелости» и не давать наступать «старению», а в конечном итоге и «смерти».

Жизненный цикл компаний по Адизесу (интерпретация)
Жизненный цикл компаний по Адизесу (интерпретация)

Когда компания сама по себе растёт, тут проблемы очевидны, но когда происходит реорганизация, то наступает умножение проблем друг на друга, и они множатся постоянно, ведь ИТ-ландшафт разнообразный, а у менеджмента были разные видения его развития. А про аккумуляцию данных лучше и не говорить. Тут нужна целая экспертная группа, чтобы хоть как-то разобраться в этом хаосе.

Так как в большинстве российских фирм данные ведутся по своим самописным правилам, то главное, чтобы вообще были хоть какие-нибудь правила. Если они есть, то вероятнее всего у менеджмента есть понимание, что данные важны. Плохо, когда специалисты делают из «плохих» данных «хорошие» специально для руководства. Любимое дело — «покрасить траву в зелёный цвет, авось не узнают». Поэтому менеджмент должен держать руку на пульсе, и не просто верхнеуровнево, а точечно.

Как же связаны ИТ-архитектура компании, данные и её жизненный цикл?

В современной реальности одного без другого не может быть. Правда, это взгляд с позиции аналитика данных, и я не могу утверждать, что только моя точка зрения единственно верная. Без заранее верно выстроенной архитектуры проблемы перерастают в очень дорогостоящий снежный ком, проблемы которого нужно будет компенсировать всё бóльшими затратами и человеческими ресурсами.

Такая же ситуация и с данными. Если нет правил и политик управления ими, то повторное использование данных становится весомой проблемой. Дополнительно возникает опасный риск утечки персональных данных и другой конфиденциальной информации, а это очень дорогостоящие потери как финансово, так и репутационно.

В век цифровизации, когда данные становятся активом, ИТ — это не просто дополнительная вспомогательная функция бизнеса, но основа большинства бизнес-процессов. Если компания не будет заботиться о своих данных и архитектуре, то её жизненный цикл неминуемо придёт к «The end», т.е. менеджмент должен всегда держать в жестком контроле данные и архитектуру. Утечки персональных данных происходят всё чаще, и чтобы ваши данные не «засветились» где-нибудь на просторах интернета, нужно их оберегать и следить за ними.

В 2020—2021 годах начал трансформацию второй банк России — ВТБ, а ранее Сбер. Крупнейшие игроки осознают возможную ценность данных и риски, которые они имеют. Другие компании подтягиваются, что видно по темам, которые поднимаются на Хабре и ИТ-конференциях, но пока очень медленно.

А что такое данные, и кто с ними работает?

Данные — это новая нефть современности. Во всех бизнес-процессах нужно применять математических аппарат: от логистики до управления кадрами.

На основе данных принимаются разного рода менеджерские и управленческие решения, и если данных мало, они недостоверные или там множество проблем, то возникает вопрос: какой вектор направления будет лежать на основе анализа таких данных? Верно, с большой вероятностью — некорректный.

Виды данных

Давайте поймём, какие же данные существуют в компаниях, чтобы понимать, за чем нужно следить. Данные в компании делятся на три основных вида: метаданные (информационные данные по данным — извиняюсь за масло масляное, но это так, а более расширенное определение можно найти, например, в Википедии), мастер-данные (ключевые бизнес-данные), справочники (НСИ или просто статическая информация, которая практически не изменяется). Эти виды держат на себе само понятие «данные». Стоит отметить, что есть ещё и другие виды данных, мы ведь из ИТ, такие как структурированные (транзакционные), полуструктурированные и неструктурированные. К транзакционным или структурированным данным относятся данные, имеющие определенные метки времени, а также формально определённую структуру. Полуструктурированные — это данные, не имеющие определенной схемы или структуры, но имеющие формальную разметку (JSON, YAML, XML). Неструктурированные — это данные, у которых отсутствует структура (текст, почта, изображение и другие). Стоит заметить, что классифицировать данные можно по-разному, и представленная классификация носит высокочастотное использование в современном подходе к управлению данными, но не исключает других подходов, где классификация может быть по альтернативным признакам: содержательному признаку, требованиям ИБ и т.п. Обеспечение всех видов данных в высоком качестве — весьма дорогостоящий и ресурсоёмкий процесс, поэтому выделяем ключевые виды и направляем наши политики на них.

Вот вам и удочка по практическому применению данной статьи здесь и сейчас: выделите у себя в проекте наиболее важные виды данных и сделайте на них упор в своей проработке.

Качество данных

Если присмотреться к современным архитектурам построения ИТ-ландшафта и вообще управления компаниями, то там обязательно говорится о значимости управления данными — Data Governance. Это корпоративная политика управления данными, но с позиции стратегии. Есть также Data Management — набор методов и практик для управления данными здесь и сейчас (более подробно — DMBOK).

В любой архитектуре хранилищ данных важно поддерживать еще и качество данных (Data Quality). Т.е. данные должны быть гармонизированы на всех уровнях или слоях. Data Governance — политика управления данными, должна быть принята на верхнем уровне управления и распространяться на линейных сотрудников, где обязательным правилом должно стать закрепление за каждым отделом (при матричной и линейной структуре) архитектора и Data Steward (специалиста по данным).

В случае командной работы по различным гибким методологиям (Agile или Kanban) за стримом или группой команд также нужно закрепить архитектора и Data Steward, которые, соответственно, транслируют работу с данными и отвечают за выполнение политик использования данных и их непосредственной безопасности. Любое движение по созданию витрин Data Mart должно быть одобрено архитектором при соблюдении общей политики.

Внедрение ролей и политик — это хорошо, но требуется ещё и работа c данными (Data Management) для превращения их в информацию, а именно выделение сегмента данных и принципа работы с ними. И тут вступают в дело Data Quality и Data Profiling для создания метрик качества данных и их профилирования (процесс извлечения метаданных из основных данных). И небольшой комментарий: тут лишь вводная часть в управление данными, а если захотите нырнуть с головой, то DMBOK вам в помощь.

Области связанные с Data Governance
Области связанные с Data Governance

Кто отвечает за данные?

Когда дело доходит до работы с данными — это, в основном, удел аналитиков. К сожалению, чаще всего компании не совсем корректно понимают направления, по которым работает аналитик данных. Отсюда и появляется Full-Stack Analyst. Это специалист, который работает с бизнесом, описывая его задачи в виде ТЗ и тому подобных артефактов. Он — мастер визуализации дашбордов. Он же — исследователь данных с приставкой Big Data или DWH. А еще: системный оптимизатор, интегратор, технический аналитик и еще бесконечное количество ролей. В общем, всё, что не классифицируется с разработкой, администрированием, тестированием и дизайном — это удел аналитиков.

Там, где в бизнесе заходит вопрос о работе с агрегатными состояниями данных, переводом их в информацию и в знания — именно там место аналитика (классическое разделение на системных, бизнес- и аналитиков данных не будем разбирать пока, но об этом помним).

Кейс на примере ООО «Белые Рога»

Далее я расскажу про кейс, с которым встречался, ведь он весьма показательный, и вы сможете примерить на себе эту ситуацию и подумать о том, как быть дальше. А если вы менеджер, то, возможно, сможете принять правильное решение и избежать тех проблем, через которые прошёл я.

Так, например, в работе с одной крупной продовольственной компанией премия торговой команды зависела от продаж продукции, территориальной представленности, доли рынка и т.п., т.е. разных метрик, по которым проводит оценку руководство и считает эффективность торговой команды, где KPI строится по мастер-данным. Но «дьявол в мелочах» — данные по продукции поступали некачественными: дубли разного рода, некорректные коды продукции в БД, устаревшие списки сотрудников, частично отсутствующие данные промоакций, и это не весь список.

Этими проблемами пользовались многие, но главное — данная проблема наносила фирме урон, как финансовый, так и репутационный. Раз премии были не всегда корректными, то это напрямую касалось состояния персонала, а мотивация работала только в фантазиях. Если честно, то вообще сложно говорить о правильности или корректности решений на основе данных с дефектом.

Не буду вдаваться в реальные цифры возможных финансовых издержек, которые я мог видеть своими глазами, но приведу расчёт «около» (данный расчёт будет приведён на основе средних данных рынка и не имеет прямого отношения ни к какой компании) на основании моего видения и реального опыта взаимодействия.

Расчёты

Пусть наша компания называется ООО «Белые Рога», находится она в FCMG-секторе B2B-сегмента. Данная компания давно на рынке и постоянно старается обновиться, что видно только в верхнем уровне иерархии компании. Так как компания из FCMG, вероятнее всего, у неё есть штат торговой команды с вертикальной иерархией и разделением по крупным агломерациям. Пусть в нашей фирме трудятся порядка 5 тысяч человек в любой сезон года (в определенные периоды времени штат сотрудников увеличивается для покрытия сезонных активностей), соответственно, возьмём среднюю заработную плату (https://ru.jooble.org/salary/торговый-представитель) торгового представителя по Москве в 100 тысяч рублей, для красоты эксперимента уменьшим её в два раза, т.к. наша торговая команда разбросана по всей стране. Стоит учесть, что в торговой команде есть и руководители, поэтому - цифра будет близка к медиане, руководителей намного меньше основной массы команды продаж, поэтому это будет погрешность, которую мы принимаем. Стоит также учесть, что всё, что выше прожиточного минимума — премия.

Пусть прожиточный минимум будет 13 тысяч (на основе средних значений), соответственно, премиальная часть будет 37 тысяч рублей. Далее видим, что премиальная часть при 5 тысячах сотрудников — 185 млн рублей в месяц до налогообложения. В таблице ниже можно посмотреть, как будет меняться величина суммарной премиальной части заработной платы сотрудников при заработной плате в 50 тыс. или 25 тыс. рублей. Нужно понимать, что данные расчёты не несут в себе реальных цифр компании, но позволяют показать картину происходящего при проблемах с данными на основе данных рынка труда.

Также необходимо учесть, что исторически в России не обращали внимание на данные и их качество, и совсем недавний тренд, когда данные стали рассматриваться как актив, перешел к нам в страну (исследования проблем качества данных по отечественным компаниям я не видел, по крайней мере, таких, которые заслуживают доверия). Проценты отклонений взяты из статистики с округлением для большей наглядности, цифры отклонений в американских компаниях совершенно другие.

Ниже приведена таблица, в которой демонстрируется дельта потерь в зависимости от величины премиальной части заработной платы и процента дефектных данных, где 3% (по 1,5% с двух сторон от оси симметрии) входит в нормальное распределение по проблемам в данных, но, к сожалению, компании, у которых данные дефектные, маловероятно будут относиться к массе компаний, для которых такой низкой процент характерен.

Гипотетические расчёты
Гипотетические расчёты

Кроме того, за премиальными цифрами ещё стоит и вознаграждение дистрибьютеров, и это тоже немалые суммы. А теперь вопрос: был ли реально выполнен KPI? Ведь он колоссально важен для развития компании, но мы понимаем, что если данные были дефектные, то руководители, понимая это, пересчитали KPI и — вуаля — план выполнен!

Как говорится, «закрасили траву в зелёный цвет» вместо поливки и ухода за ней. С моей точки зрения, неправильные данные, т.е. некачественные или, по-другому говоря, дефектные данные, могут не просто принести финансовые и репутационные потери, но и уничтожить компанию. Если рассмотреть положение компании на кривой жизненного цикла, то компания находится на этапе «старения» (факторы оценки: прибыль генерируется только основными продуктами, уже давно находящимися на рынке, новинки не приносят особой прибыли, процессы крайне забюрократизированы и т.п.), а именно между «аристократией» и «бюрократией».

А как решить данную проблему?

Во-первых, нужно на этапе от «юности» до «рассвета» принимать общекорпоративные архитектурные решения и стандарты. Это нужно для того, чтобы данные правильно копились в хранилищах, а хранилища были корректно спроектированными. Программное обеспечение было бы зафиксировано по назначению в необходимом и достаточном количестве. По пунктам:

  • требуется применение Data Governance на верхнем уровне со сквозным распространением;

  • определение из всего спектра данных основных видов: мастер-данные, метаданные, НСИ;

  • выделение в структуре компании архитекторов и Data Steward во всех организационных структурах, где так или иначе производятся, аккумулируются, модифицируются данные;

  • требуется применение Data Management со всем набором инструментов и практик: Data Quality, Data Profiling.

Это необходимый минимум для создания ценности данных, их доступности и прозрачности. И да, небольшой спойлер: в компании, на примере которой мы проводили анализ, всё-таки начался переход к управлению данными.

Стоит ли нанять отдельного специалиста?

Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Сколько своего времени тратит специалист, который работает с данными, на приведение этих данных в порядок? Не могу сказать за всех, но по моему опыту (после проведения исследования в компании), аналитики (системные и Data), работающие с DWH или BigData тратят 1/5 рабочего времени. Специалисты, работающие с отчётностью – 2/5.

Давайте исследуем цену вопроса. Цена аналитика уровня Middle на московском рынке труда находится на уровне 134 000 рублей согласно исследованию Skillfactory. 1/5 — это около 27 000 рублей, соответственно, в год только один сотрудник тратит порядка 324 000 рублей на правку данных, Data Quality. Но нужно понимать, что во второй половине 2021 года произошел скачок заработных плат, похожий скачок был и в 2022 году, и сумма в 324 000 вырастет как минимум на процент инфляции, а что на эти деньги можно сделать?

Как минимум — взять специалиста, который будет реализовывать стратегию работы с данным. Но то, что 324 тысяч нам не хватит — это неправда, т.к. данный специалист должен обслуживать не один отдел (структурную группу), а несколько, в зависимости от объёма людей, баз данных и других факторов. Стоит отметить, что чем больше компания, тем больше в ней аналитиков, которые работают с данными, и если есть 100 аналитиков, и из них порядка 60 — среднего уровня, то потенциальные затраты приближаются к 60 * 324 = 19,4 млн рублей. Этой суммы хватит на целый отдел и, соответственно, чем больше людей трудится в компании, тем больше потенциальных денег мы можем сохранить и направить на закупку специалистов, профильное обучение, ПО и т.п.

Данный подход с организацией центра экспертности с закреплением определенных ролей за структурными группами в любом случае даёт большую финансовую и бизнесовую отдачу, т.к., во-первых, за данными начинают следить, и данные профилируются, во-вторых, появляется дополнительный центр компетенций, который распространяет единые правила для компании и стандарты. Стоит заметить, что создание такого центра на первоначальном этапе — это инвестиция, сотрудникам вы не будете платить меньше, но у них высвобождается время, которое они должны перенаправить на свои основные рабочие процессы, а без хороших управленцев никуда не уйти.

Что еще может пойти не так?

Бывает и так, что наверху приняли стратегию по управлению данными, даже людей взяли, но вот не отработал Data Management, хотя закупили ПО для ведения МДМ или НСИ, а может быть, и того, и другого вместе, но на рабочих местах линейные специалисты как очищали адреса от дублей, так и продолжают это делать. Или, например, пытаются тем или иным способом нормализовать адреса, и таких проблем с данными множество: битые ИНН, несоответствие контрольной суммы ИНН, разноформатная запись телефона, кривые почтовые адреса, даты начала действия договоров, начинающиеся почти в Советском Союзе, а то и в царские времена, и этих проблем множество.

Если проблемы с данными однотипны, то почему отдел «А», не может использовать наработки отдела «Б» или их данные, а, возможно, и их код? Всё просто: отдел «А» затачивает данные под свои бизнес-задачи и со своими оговорками, аналогично делают и другие отделы, где под отделом надо подразумевать структурную группу, состоящую из единиц — сотрудников.

Выводы

Поднимать вопросы качества данных и двигать их в рамках среднестатистической компании — затратно. Если внимания и времени работе с данными не уделяется должным образом, то о каком Data Management или Data Governance можно говорить?

В необходимых данных для реализации структурными группами в рамках задач содержится множество ошибок. А перед дедлайнами исправления проводятся только для причёсывания данных, чтобы выполнить поставленную задачу. Всё как обычно: красим траву, зачем её высаживать и поливать? Об обращении к создателю данных или ответственному (-ым) не идёт и речи кроме редких случаев, когда невозможно сдвинуть задачу с места или проблемы настолько масштабны, что закрыть задачу не получится.

Как я и сказал ранее, круг замкнулся, в большинстве отечественных компаний работа с данными — новые реалии, под которые они ещё не подстроились. Техногиганты активно пытаются трансформироваться, так как данные — это актив и риски одновременно, и какая чаша весов перевесит — это зависит от руководства. Нужно прекратить красить траву в зелёный цвет и начать тотальную практику по внедрению сквозных политик по управлению данными.

У ИТ не вспомогательная функция бизнеса, а его неотъемлемая часть. 21 век — новый мир. Если компания хочет жить, нужно использовать ресурсы по назначению, и задуматься о том, какие данные вы используете — это важно.

Комментарии (0)