Здорово, когда стартап состоит из 5 людей — друзей или хороших товарищей, фуллстак специалистов, которые могут во все и не против взять на себя новые задачи, любят рисковать, пробовать новое, готовы к ответственности. О мотивации даже думать не надо, сама деятельность и организация работы такого формата являются драйверами прогресса. Но не всегда это возможно: надо увеличивать темпы или какая-то область не покрывается имеющимися головами, и это только малая часть того, что может быть.

Все знают, что найм в стартап порой бывает очень сложным. Но что мы чувствуем, когда результаты наших усилий и долгого поиска начинают увольняться… Не сочтите за потребительское отношение, просто вспомните ваши эмоции ;)

М — мотивация. С чего начать, если денег нет (или тратить не готовы / готовы минимально), но есть текучка?

Базовые инструменты нефинансовой мотивации, не требующие много затрат:

1. 1to1 — сбор обратной связи

Почему № 1 в приоритизации:

  • позволяет понимать настроение сотрудников —> быстро реагировать на проблемы —> не доходит до критических ситуаций (увольнений и т. д.).

  • позволяет не разрывать взаимодействие между руководителем и подчиненным —> cотрудники не чувствуют себя брошенными, понимают, что их работа ценна.

  • не требует много усилий и затрат. По эффективности можно сравнить с премиями и бонусами.

1to1 — инструмент для руководителей, у которых прослеживается дефицит ресурсов (недостаточно времени на более плотный контакт с сотрудником или софт скиллов для быстрого определения, что что-то идет не так, нет пересечения по задачам и т. д.), из-за чего они не замечают проблем / конфликтов / демотивации человека.

Как правило, все это возникает при удаленном формате работы. Поэтому если вы на удаленке, 1to1 — инструмент обязательный!

Периодичность: 1 раз в месяц (наиболее оптимально).

Основные ошибки: отменять встречу, если сотруднику нечего сказать.

Мастхэв действия в рамках 1to1:

  • информированность обеих сторон о регулярности. Зная это, сотрудник будет лучше готовиться, даже неосознанно.

  • фоллоуап по итогам встречи, доступный для просмотра 2-ум сторонам.

  • в рамках следующей встречи необходимость пройтись по фоллоуапу и проговорить, на какой стадии каждый пункт.

  • если сотруднику нечего сказать, то все равно прийти на встречу, проговорить, что все в порядке и никаких проблем нет и счастливыми пойти работать дальше.

Основная задача 1to1 — это держать руку на пульсе и проверять, что все в порядке. Если руководитель находится в близком контакте, то необходимость 1to1 cнижается, так как ключевые действия происходят в процессе ежедневной работы.

2. Индивидуальное развитие сотрудников

Здесь есть 2 часто встречающиеся ошибки:

  1. Когда в компании отсутствует понятие профессионального роста. Большинство считают, что наличие роста внутри компании — это исключительно возможность из синьора стать лидом. И сотрудники, когда видят, что лид уже есть, в какой-то момент начинают искать другое место, где эта возможность будет. Надо рассказывать и показывать на примерах, что помимо лидства есть и профессиональный, коллеги, рост:

  • стать техлидом или архитектором;

  • примерить на себя PMские активности;

  • полидить команду внутри одного проекта / крупной задачи;

  • дать разработать новый сервис;

  • поупражняться в новом языке.

  • Зачастую под “хочу развиваться, но не могу” скрывается усталость. Поэтому хорошо работает переключение между проектами и командами.

  1. Когда тимлиды по вопросу мотивации сотрудников рассматривают только тех. аспекты (внедрение нового инструмента, переход на новые версии стека, оптимизацию и т. д.)

Основная сложность, с которой сталкивается 80% бизнесов — это невозможность взять тех. задачи в работу из-за фокуса на продуктовой разработке. Соответственно, как тимлиды, так и подчиненные считают, что сейчас невозможно мотивировать сотрудника. Здесь же стоит посмотреть выше и понять, что под запросом на мотивацию может скрываться запрос на разнообразие, уход от рутины / желание попробовать себя частично в новой роли / поменять команды (навсегда или на время). Поэтому также можно рассматривать идеи, представленные выше.

3. Шеринг знаний

Можно завести практику проведения внутренних лекций. Участниками могут быть как приглашенные спикеры (друзья, агентства и т. д.), так и сами сотрудники компании.

Самая легкая, но уже результативная реализация — создание канала в Slack, куда с определенной периодичностью можно начать делиться ссылками на что-либо. Так, один человек начинает пушить процесс, остальные понимают, что осуждения в этом нет, да в целом это не страшно, поэтому подхватывают, и образовывается коммьюнити. Можно делиться абсолютно всем (крутая статья, видео, курс, подкаст). То, что связывает команду по дефолту — это профессиональная деятельность, поэтому стоит начинать с материалов на эту тему, так единомышленники найдутся быстрее.

Как это работает психологически?

Я начинаю общаться с кем-то, круг общения увеличивается, а вовлеченность повышается. Я ощущаю себя частью команды, звеном, которое связывает другие части. Значит, я несу ценность, я молодец.

Это, кстати, более полно объясняет, что скрывается за причиной не увольняться из-за хороших взаимоотношений внутри команды.

Бизнес тоже получает от этого выгоду. Взаимодействие улучшает процессы работы, так как люди становятся более человечными по отношению друг к другу. Ну и не забываем про первичную цель: шеринг знаний —> повышение экспертизы.

4. Мероприятия

Задача: улучшение взаимодействия, влияющего на повышение эффективности решения рабочих задач.

Примеры: бар (онлайн тоже можно), настольные игры, пейнтбол, квесты и квизы, мастер-классы, турниры по компьютерным играм.

Люди при живом общении активнее идут навстречу друг другу, конфликты решаются быстрее или не возникают в принципе.

Как правило, взаимодействие имеет игровой характер, где знакомство происходит в формате человек-человек, а не роль-роль. Так, игра помогает раскрыться и узнать, что QA Дима вообще-то умеет не только тестировать, а в жизни он не такой скрупулезный. То есть знакомство с новыми навыками и знаниями человека вызывает уважение. А поскольку точку зрения Димы разделяют, он становится “своим”. Так, и лояльность к нему выше, и желание договариваться и обсуждать больше. Для управленческих ролей это очень важно.

Кстати, по этой же причине при найме руководителя его заранее знакомят с командой, которой он будет управлять, или с ключевыми сотрудниками. Крайне рекомендуем использовать это в работе, если слышите впервые.

5. Маленькие традиции

Примеры: тайный санта, сбор вещей на благотворительность, за каждое произнесенное матное слово 10 рублей в копилку, а деньги потом все вместе тратим в баре, йога перед работой и т. д.

Маленькие традиции являются частью командообразования, влияют на потребность находиться в обществе. Создавая небольшие традиции, присущие исключительно вашей группе (компании), человек начинает соотносить себя с этой группой. А большое число различных активностей помогают ему осознавать это.


Работа — это игра. Заставить человека работать нельзя, но можно заинтересовать его работой: создать условия азарта, которые будут удерживать его на текущем месте и мотивировать на новые рекорды. Все это — нематериальная мотивация, игра как инструмент для достижения целей и задач бизнеса.

Комментарии (7)


  1. AYamangulov
    25.01.2023 12:26
    +3

    Тут надо понимать руководителям, что нематериальная мотивация - это бонус такой к материальной. Она может улучшить удержание персонала и найм нового в довесок к зарплате на несколько процентов, но ни в коем случае не заменить ее. Многие руководители этого не понимают, либо полагают, что на их век энтузиастов с горящими глазами хватит. Это ошибка - перестройка, распад СССР, несколько витков инфляции, дефолт, несколько локальных войн свели на нет ряды "юношей бледных со взором горящим" в нашей стране. Пора привыкать быть реалистом в кадровой политике, и осознавать, что не только работодатель, но и претендент на вакансию - человек умный и здравомыслящий, со своими интересами и порогом этих интересов, ниже которого он просто не может отступиться по объективным жизненным причинам (ему нужно кушать и оплачивать счета, желательно чтобы еще оставалось на развитие).


    1. Heads404Hearts Автор
      26.01.2023 18:00

      Я бы добавила, что не стоит путать мотивацию, стимулирование и гигиенические факторы. И пороги интересов -- это ЗП, она относится к гигиеническим факторам. И конечно не стоит думать, что плюшками можно заменить ЗП. Но повлиять на выбор сотрудника остаться в компании (при новом оффере до 15% примерно) с помощью описанного вполне возможно.


  1. MikhailZakharov
    25.01.2023 15:55
    +1

    В менеджменте разделяют 4 модели в зависимости от средств и целей. Оба параметра могут быть жесткими/конкретными или нечеткими. Так вот в условиях т.н. Плановой модели (planning model) когда средства и процессы жесткие, а цели четкие) работает в основном финансовая мотивация. И наоборот, в условиях т.н. Discovery model, при которой процессы свободные, а цели нечеткие работает в основном нематериальная мотивация.

    пример Planning Model - это McDonnalds

    пример Discovery model - это стартап, или новое исследовательское подразделение tesla / space-x

    Модель менеджмента нужно учитывать до подхода к "снаряду" Мотивация.


    1. Heads404Hearts Автор
      26.01.2023 18:03

      make sense. Мы работаем в 99% случаев со стартапами в ИТ, поэтому и пишем про них. Но вы, безусловно, правы


  1. klimkinMD
    26.01.2023 14:09

    "Нематериальная мотивация" , -- по-моему, существует только(!) в области благотворительности (чистой и бескорыстной), во всех остальных случаях, это миф и лицемерие


    1. Gryphon88
      26.01.2023 14:21

      Помимо мотивации еще существует человеческое отношение, так что «вводим нематериальную мотивацию» можно часто читать «как руководству не быть сволочами и не отрываться от коллектива».


      1. klimkinMD
        26.01.2023 14:27
        +1

        Модель: "Том Сойер и покраска забора" и иже с ними ...