Представьте: рабочий день в компании, занимающейся обработкой платёжных поручений. Возникла критически важная задача дата-инжиниринга, которую нужно выполнить. В этом случае я тот самый дата-инженер, которому нужно решить задачу, но у меня недостаёт информации, необходимой для завершения модели данных. Я услышал информацию на совещании. Её обсуждали на standup-митинге. У меня есть несколько запутанных текстовых заметок, но я не могу вспомнить технических подробностей, которые необходимы для завершения работы. Никто не может ответить на мой вопрос. И тут меня озаряет: во время митинга мне нужно было делать заметки вручную.

Рукописные заметки дали бы мне множество осязаемых ресурсов, которые помогли бы найти критически важную отсутствующую информацию: более свежие воспоминания о митинге, пробелы в подробностях обсуждения да и простое чтение записей с бумаги помогло бы мне лучше вспомнить события. Подробные печатные заметки не помогают запоминать и удерживать информацию на совещаниях так же, как это могли бы сделать рукописные заметки, хотя всё равно были бы полезны.

Точность документации для всей организации или даже команды в условиях ежедневных изменений на микро- и макроуровне процессов, программирования, бизнеса и клиентов поддерживать очень сложно. Но ежеминутно потребляя новую информацию, мы можем обучаться необходимому, удерживать в голове больше информации, пользоваться когнитивным вспоминанием, лучше воспринимать прочитанное и иметь тактильную, визуальную память о потреблённой нами информации, просто делая заметки от руки. Рукописные записи по-прежнему остаются самым мощным способом учиться и удерживать информацию.

Записывание от руки обеспечивает более сильное понимание прочитанного


Наверно, большинство из вас не удивит тот факт, что человек учится визуально. Это относится к и письму, хоть поначалу написанные слова и визуальное обучение могут показаться разными. Когда говорят о «визуальном обучении», обычно представляют видео, изображения и другие виды графической информации и медиа. Однако буквы и слова — это визуальное представление условленного вида социальной коммуникации: письменной речи.

Когда ребёнок учится читать, он сначала должен научиться распознавать разные формы, называемые буквами, относящиеся к его родному алфавиту. Буква ничего не значит для человека, не знающего звука или функции, которую должна обозначать буква в языке. Поэтому мы, как живые люди, прежде чем узнать, что значит слово, сначала должны узнать, что графическое представление буквы что-то значит. Также мы должны научиться различиям между отдельными буквами, а также вариациям в форме, размере и стиле этих букв.

В исследовании 2012 года, опубликованном в Trends in Neuroscience and Education, исследователи Карин Джеймс и Лора Эгнельхардт наблюдали за ещё не знающими письменности детьми. «Когда дети начинают печатать, результат их движения (буква) не соответствует прототипическим надписям: каждый результат (который также является входными данными для восприятия) можно назвать зашумлённым по отношению к модели». Несмотря на то, что воссоздание детьми букв может быть неуклюжим по сравнению с моделью букв, их мозг всё равно точно распознаёт, что написанная ими буква та же, которую они пытались скопировать. Как заметили Джеймс и Энгельхардт, дети распознавали эти буквы «предположительно потому, что писали их сами». Это и есть визуальное обучение и сообразительность: детям нужно узнать, как выглядит отдельная буква в различных «шумных» формах и примерах, чтобы идентифицировать и понимать эту букву в будущем, вне зависимости от её представления.

Записывание от руки — уникальное проявление каждого учащегося писать человека; люди представляют буквы и слова в виде письменного результата того, как они воспринимают эти буквы. Джеймс и Энгельхардт показали в своём исследовании, что такая повторяющаяся творческая запись от руки также обеспечивает более глубокое понимание прочитанного и зрелость распознавания речи. «Наиболее выдающийся результат нашего анализа ROI заключается в том, что на визуальную обработку букв влияет конкретный моторный опыт — акт печати буквы», — говорят Джеймс и Энгельхардт.

Записывание от руки создаёт тактильное запоминание информации


Одна из самых важных частей изучения новой информации — способность её удерживания и вспоминания тогда, когда она релевантна. Запись от руки на бумаге создаёт тактильный персональный опыт каждый раз, когда человек делает заметки. Комплексный опыт записи от руки на бумаге состоит из множества переменных элементов: креативность человека в письменном выражении языка, текстура самой бумаги, навыки мелкой моторики, необходимые для переноса мыслей в письменный язык, задействованность физических ощущений и даже уровень понимания прочитанного. Все эти сложности создают более сильное запоминание информации, получаемой при составлении заметок.

Было проведено несколько научных исследований по теме сравнения обработки информации при создании цифровых заметок и составлении заметок вручную. Опубликованное в марте 2021 года исследование, проведённое нейробиологом и профессором Куниёси Сакаи из Токийского университета, показало, что испытуемые, записывавшие информацию о событиях календаря на бумагу, демонстрировали бОльшую мозговую активность, чем испытуемые, записывавшие ту же информацию в смартфон; первые вспоминали больше информации о информации из календаря. И при записи вручную они вспоминали/излагали информацию на 25% быстрее.

Профессор Сакаи предполагает, что аналоговый и бумажный процесс обучения невозможно имитировать единообразными способами представления информации, используемыми в цифровых устройствах. «Цифровые инструменты имеют единообразный скроллинг вверх и вниз, стандартизированное расположение текста и размеры изображений, как на веб-странице. Но если вы запомните физический учебник, напечатанный на бумаге, то сможете закрыть глаза и представить фотографию, расположенную в верхней трети левой страницы, а также примечания, добавленные в нижнее поле страницы», — говорит нейробиолог. Эта более сильная тактильная память упрощает мозгу процесс вспоминания даже в тех ситуациях, когда бумага отсутствует; то есть информация в мозге ассоциируется с опытом обучения.

Печатный ввод не даёт тех же когнитивных эффектов


Мы знаем, что по разным причинам печатный ввод не задействует мозг на том же уровне когнитивного взаимодействия, что запись от руки. Это стало темой для горячего обсуждения в сфере начального обучения по всему миру, поскольку в классах становятся всё популярнее печатный ввод и ноутбуки. На самом деле, замена рукописного ввода печатным может отрицательно сказываться на начальных навыках грамотности, поскольку в последнем отсутствует креативность, необходимая для сильного понимания прочитанного и ускорения составления записей.

В исследовании лаборатории Developmental Neuroscience Laboratory Норвежского научно-технологического университета профессор Одри ван дер Меер подтвердил, что нажатию клавиши на клавиатуре не хватает креативности записи от руки и оно не так задействует память, как письмо. Два профессора из шведского Университета Умео заявили, что запись от руки как когнитивный процесс необходим студентам для обеспечения оптимального опыта обучения: «Воспринимайте запись от руки как обучение инструменту: чтобы музыкант стал независим от механики и смог полностью выразить смысл, необходимо практиковать разные навыки».

Хотя печатный ввод может быть полезным, а для некоторых и более быстрым, в конечном итоге он не имеет тех когнитивных, тактильных, влияющих на память и визуально-когнитивных эффектов, получаемых людьми при записи от руки. Вводить заметки может быть удобно, но это не упрощает их запоминание и вспоминание.

Двигайтесь осмотрительно


Возможно, вы, как и я, уже и так иногда делаете записи от руки. Если это так, то надеюсь, что вы записываете на бумагу те части моей статьи, которые хотите запомнить! Если это не так, и вы иногда любите печатать, то будьте внимательны к своим рукам, когда снова приступите к записи от руки. Будьте готовы к физическим и умственным трудностям, ведь вы осваиваете новый навык. Не пожалейте денег на понравившийся вам блокнот с бумагой, которая хорошо сочетается с грубым или плавным движением вашей любимой ручки. Эти тактильные моменты останутся в вашем мозге, когда вы позже захотите вспомнить информацию.

Запись от руки остаётся лучшим способом восприятия новой информации. Она помогает с пониманием прочитанного, креативностью, памятью и удерживанием информации на уровне, несопоставимом с другими инструментами обучения. Ваши записи, скоропись и заметки, которые кажутся другим неразборчивыми — особая часть обработки информации, позволяющая вам учиться по-своему. Поэтому начинайте писать. Разумеется, от руки.

Комментарии (26)


  1. lexore
    31.01.2023 10:16
    +3

    В кабинет влетает эффективная сова со словами: "Я только что прочитала техническую статью! С этого дня все записывают дейли отчеты на бумаге!".

    Если выкинуть пример с внезапным поиском критической информации и оставить только идею про обучение, получится полезная статья.


    1. GospodinKolhoznik
      31.01.2023 11:19
      +2

      Просто так записывать дейли отчеты на бумаге не получится. В аджайл команду нужна новая роль - манускрипт мастер. Человек, который будет каждый дейли проверять у всех записи со словами "Так, аджайл комманда, а сейчас быстро все открываем свои тетради и показываем записи за прошлый дейли, и домашнюю работу по занесению рукописных записей в электронный каталог записей на ЭВМ".


      1. aamonster
        31.01.2023 12:27
        +3

        Прочитал "рукожопных записей". Надеюсь, вы не думали то же самое при написании)))


  1. plutarh
    31.01.2023 10:24
    +4

    На работе веду ежедневный журнал, куда записываю задания, события, мысли, рассуждения.
    При чтении технической, научно-популярной и прочей нехудожественной литературы записываю все показавшиеся важными тезисы в блокнотик.


  1. TraurigerNarr
    31.01.2023 10:27
    +2

    Когда я получала первое образование — учителя начальных классов — мы говорили о таком приеме запоминания: записывать что-то, диктуя себе вслух. Тогда задействуются три канала сразу: визуальный, моторный и аудиальный, так что в любом случае информация запомнится, какой бы тип восприятия ни был ведущим.


  1. ihouser
    31.01.2023 11:11
    +5

    А меня учили "если хочешь что то забыть - запиши". Пробовал. Действует надежно. Записываю всякие беспокоящие идеи и они перестают беспокоить, т.к. знаю, что они записаны - не потеряется.


    1. GreyPhantom
      31.01.2023 14:07

      Мне кажется- тут срабатывает условие "зачем запоминать то что уже где-то сохранено? Если вдруг понадобится- есть же запись". Много ли мы помним из школьной программы математики? А сколько тетрадок примерами исписали?


      1. ihouser
        31.01.2023 14:20

        А вот таблицу умножения никто не заставлял переписывать ...


    1. engine9
      31.01.2023 15:17

      Если цель забыть навсегда то это хороший способ. А если цель потом эту идею гарантированно найти то надо связывать заметку в системе хранения знаний. И вот тут бумага очень "буксует". Хотя Луману это не помешало :-)


      1. ihouser
        31.01.2023 15:56

        Пользую Trilium Notes. С начала был в восторге. Теперь начал подозревать что это превращается в темный чулан, куда складывают ненужные вещи, которые жалко выкидывать, чтобы забыть про них навсегда.


        1. engine9
          31.01.2023 16:00

          А нужно было использовать простой советский… Если кроме шуток, то для меня система zettelkasten стала настоящим спасением в жизни. При том, что я со школы был неисправимым раздолбаем и растеряхой в плане хранения знаний.


          Иногда мне кажется, что это настолько полезная технология, что её следует преподавать детям в школе, вместо бестолкового натаскивания на зубрёжку знаний.


          Кстати, для кого-то заменой "картотеке" могут стать ментальные карты. Главное, чтобы софт в котором их создают не глючил и не тормозил на больших проектах с кучей ветвей.


          Возможно вы просто складируете информацию, без связывания и переработки, которые очень важны в контексте работы нашего мозга. Для меня эта система стала чем-то вроде способом выгрузить содержимое мозга сохранив структурные (ассоциативные) связи между отдельными идеями.


          1. ihouser
            31.01.2023 16:08

            Так и делаю. Но информации стало слишком много. Это стало отнимать очень много времени. Все чаще просто складирую с мыслю что разгребу по позже, когда будет свободная минута.


            1. engine9
              31.01.2023 16:11

              А, ну тогда выделять время. Это как со спортом или чисткой зубов, в моменте может быть не очень увлекательно, но оказывает долгосрочный эффект. Мне, например, база знаний ускоряет написание статей и превращает работу во что-то типа сборки здания из блоков-панелей.


              Разумеется, если это вам нужно самому и вы видите в этом прок. Если не то это просто самонасилие какое-то.


  1. agat000
    31.01.2023 12:43
    +2

    Проблема рукописных записей в том, что у многих почерк не позволяет нормально дешифровать потом. Особенно если писать для себя и наспех. Особенно с сокращениями. Особенно с придуманными прямо сейчас.

    рд эм опр осв 11 /s/ - ? (из моего блокнота для совещаний)


    1. bolshovya
      02.02.2023 05:53

      ????

      Я свои записи даже не пытаюсь потом дешифровать. Веду конспект только для того, чтобы лучше понять и запомнить.


  1. Sing303
    31.01.2023 14:03
    +3

    Когда я пишу от руки, я обычно сосредотавиваюсь на самом процессе письма и совершенно не запоминаю, не осознаю, что именно пишу. В отличии от печатания, когда я не задумываюсь об этом и спокойно думаю о том, о чем пишу. ИМХО, выглядит спорно, либо не для всех


    1. Seydzi
      01.02.2023 09:53

      у меня скорее наоборот почему-то)
      может, потому что плохо печатаю? //не владею слепой печатью
      мне еще в бумажных записях нравится то, что в них можно быстро какие-то схемы/рисунки сделать. а когда абстрагируешь информацию в иные формы восприятия - то и усваивается и запоминается она лучше: ты как бы начинаешь смотреть на "вешь" с разных ракурсов.


      1. Tim_L
        02.02.2023 05:41
        +1

        Не, я печатаю вслепую и как раз иногда не запоминаю. Руки сами набирают нужное слово, особенно часто встречающееся.


  1. kawaru
    31.01.2023 14:04
    +3

    В случае с образовательными учреждениями со временем вырабатывается навык записи лекций, совершенно не задумываясь о том, что пишешь. Зачастую просто не хватает времени на подумать. В результате при меньшей скорости записи и низкой разборчивости получившегося конспекта эффективность запоминания становится не лучше, чем при наборе на клавиатуре с последующей печатью.


  1. Bedal
    31.01.2023 14:23
    +1

    В целом - слабый текст, с очень слабым обоснованием заявляемого.

    На самом деле это индивидуально. Мне, скажем, лучше всего, когда я проговариваю - тогда запоминается и обдумывается всё лучше (бедная жена, какой только бред на темы работы ей ни приходилось выслушивать...). И я не один такой.

    Многим для того же удобно писать, а некоторым нужно именно разглядывать (такие на лекциях ложно выглядят тупыми, потому что кадры презентации мелькают для них слишком быстро).

    Конечно, записи наскоро ведутся от руки - просто потому, что это ещё один канал, высвобождающий рабочее пространство (экрана).


  1. Arastas
    31.01.2023 15:23
    +3

    Так, а что с записью стилусом в планшете?


  1. arTk_ev
    31.01.2023 20:45

    Нет доказательств, все исследования по ссылке показывают обратное - на письмо тратится больше умственных усилий.

    И если записать то что нужно запомнить, то оно моментально забывается после записи.

    Самая большая глубость - запись под диктовку лекций.

    А вот делать майдмапы, рисовать ассотивные рисунки от руки действительно помогают лучше запомнить на всю жизнь, достаточно лишь взглянуть на рисунок.


  1. Moskus
    01.02.2023 09:19

    нажатию клавиши на клавиатуре не хватает креативности записи от руки

    Какой ещё "креативности", что это вообще?

    Разница в том, что при письме, каждая буква выводится через специфические и длинные последовательности активации моторной и сенсорной коры.

    При печати (нажатии кнопок) эти последовательности короче и намного менее специфичны.

    Более комплексный (в неких пределах) контекст для любого символа или группы символов способствует лучшему запоминанию через задействование более "богатых" ветвей активации.

    Аналогичный эффект, например, легко наблюдать при использовании мнемонических правил, когда точную абстрактную информацию без избыточности (последовательности чисел, например) проще запоминать не непосредственно, а путём замены цифр или чисел на слова, добавляя в эту информацию структурированную избыточность.

    Другой известный случай этого эффекта - шрифты для дислексиков, в которых повышена различимость символов. Это делается через изменение формы похожих букв для усиления топологических различий.


  1. habraabr
    01.02.2023 09:53

    Кто-нибудь знает нормальный OCR для рукописного русского языка? У меня несколько тетрадок и их нужно оцифровать чтобы иметь возможность искать по тексту. Буду премного благодарен.


  1. dayman092
    01.02.2023 23:10

    Учился в вузе и могу точно сказать, что научился так быстро писать, что глаза напрямую соединялись с рукой, как dma. А с лекций выходил с мыслью: "а что это было?" Другие факты тоже сомнительны, понятное дело, что заметка в телефоне запоминается намного хуже, ведь она рядом, всегда под рукой и её смысл в том, чтобы не забыть, что она есть. Ещё не у всех мозг такой многозадачный, чтобы сразу и читать, и писать, и понимать, у кого-то он копает в одном направлении, но в 3 раза сильнее.


  1. manfredima
    03.02.2023 00:53

    Лично у меня все это писание от руки всегда было пустой тратой времени, никак не влияющей на запоминание. Самый неэффективный метод.