Думаю все заметили, что в интернете достаточно много статей про квадрики мелкого размера: тесты, обзоры и т. д. А вот тестов больших коптеров маловато. Думаю в основном потому, что большой коптер – это чаще всего индивидуальная постройка (не всегда, но часто). Поэтому я решил написать про свой личный «самосбор» – гексакоптер на раме tarotfy680. В качестве предыстории хочу рассказать о том как я собирал этот коптер с нулевыми знаниями. За три года он претерпел много модификаций: от мелких до полной смены «тяговой начинки».



Итак, все началось когда я решил заниматься аэросъемкой. На то время у меня был куплен небольшой «шальной» квадрокоптер, на котором я научился немного летать и, как я понял позже, вообще, не годится для съемки, т. к. грузоподъемности не хватало для необходимого оборудования. В итоге пришла идея собрать свой коптер. Русскому же человеку покупать готовый дорого, и амбиций что соберет «дешевле» достаточно. :)

В итоге с другом «поскребли по сусекам» и нашли немного денег на покупку деталей. Все заказывал с Китая, в основном Ebay и Hobbyking. Ссылки на первые сетапы уже не найду, давно это было. И через пару месяцев ожидания (тогда почта работала хуже чем сейчас) мне выдали все посылки. Огромная рама! Огромные винты! Аккумуляторы тяжелые! Прямо восторг был после мелкого квадрика. :)

Итак по характеристикам первого сетапа:



Ссылку на 2х осевой подвес к сожалению не найду, но помню, что он стоил по тем деньгам 6 т. р. и был на сервах)



Итак (помните что знания нулевые) собрал все это чудо. Причем я заменил алюминиевые трубы рамы на 500мм карбоновые трубы. Амбиции о «метровом» коптере меня не покидали…



Сейчас меня пайка контактов того времени ввела бы в ужас, но всё-таки. Коптер был собран. Сделан throttlerange регуляторов (процедура, которая как я понял выравнивает мин/макс значения скорости моторов для каждого регуля) и первый запуск. В тот раз я думал что вижу гексу последний раз. Причиной тому был GPS-компас назы, который был развернут на 180 градусов. Думаю коптероводы прикинут что это такое. :)

Ну да ладно. После доработок, дочиток инструкций и, все же, укорочения труб до нормальной длины — новый тест. Ура! Все полетело. «Ничего себе собрал его все таки» – думал я. Даже failsafe работает. В принципе на этом радостные моменты закончились и начались «неприятки». Наконец-то купил sonynex 5nв Москве. Поставил на подвес. Взлетел и… Снимаю! Снимаю! Эм, нет не снимаю…

Коптер почему-то «проседает». Летит, летит и потом берет и плюхается в траву. Не быстро… но ведь…так не должно быть! Поднимаю повыше – летает, летает….и опять теряет высоту…. Причем бывает так, что достаточно стремительно теряет высоту. В чем дело? Все настройил, все что мог прошерстил… не хочет летать и все. Как оказалось, уже через некоторое время, эти движки лучше летают на 4s аккумах чем на 3s… но на то время я этого не знал (инструкцию же в детстве читать не научили) и поэтому: интернет, форумы.

Хм. Прошивка регулей… Ага, надо попробовать что это такое… Прошивка SimonK, ага… говорят круто, стабильно — пробуем. Не буду описывать режим прошивки, т. к. это тот еще геморрой, когда нет подходящих коннекторов. Итог был потрясающим! Вау! Стабильно висит в воздухе! Держит высоту! Камеру таскает! Но итог был потрясающим – итог был недолгим. Проба первого Failsafe. Возврат домой — ну… вернулся… с дрейфом (gps, видимо, был немного повернут), но вернулся. Хорошо.



Потом еще и назу прошил! Ведь прошивка вышла… как ее обойти. Говорят же еще лучше будет. И одним прекрасным днем….поехали полетать в поле.



«Отлети подальше» – говорили они, «все будет ништяк» – убеждали они. В конечном счете краш. Причем такой… нормальный. Карбоновый подвес в щепки (хорошо что камеру снял). Пару лучей под замену и пару пропов тоже. Шок! Почему! Из-за чего! Грешил на назу. Откат назы до заводской прошивки не помог.



На failsafe он все падал и падал. Но без него вроде летал. Конечно же, хотелось и поснимать что-то. Даже умудрился снять первый «шоурил» так сказать. И в итоге в один прекрасный день мы встали рано утром (чтоб не было людей в городе почти) и пошли поснимать городской мост. Во время запуска пару раз «проскакивали моторы», т. е. дергались и не раскручивались. Но что уж нам… зря пришли что ли? Все таки запустили его в воздух и даже что-то поснимали. Когда аккумы уже сели и я собирался снижаться и уезжать домой, на высоте около 10 метров над набережной около моста, гексакоптер решил что хочет быть квадрокоптером и просто-напросто отрубил 2 движка. Элегантно наклонясь на 90 градусов он принял курс на землю, точнее, на асфальт. Представляете вот эту картину в замедленной съемке? Летит коптер в землю, а у тебя в голове счетчик такой тикает: -20$… -50$… – 100$…

И тут, откуда ни возьмись, из-под моста еще и люди выходят. У меня волосы на голове поседели, выпали, отрасли и снова поседели. Только чудом он упал метрах в двух от них. С того момента вопрос о безопасности полетов для меня на первом месте и над людьми, вообще, стараюсь не летать. Немного отойдя от увиденного я оценил масштаб урона.



Даже микро SD-флешка сломалась пополам. :)



Видео не осталось на память… Какие тут съемки, когда уверенности в коптере нет? И тут я наткнулся на статью, что якобы прошивка SimonK не работает с «многополюсными» двигателями (вроде так называется).

«Етижи пассатижи» — снова подумал я. Новое скрежетание по сусекам и покупка новых регуляторов. Купил регуляторы turnigy plush 30a. Поставил. Ого! Летает… Что-то мне еще страшно летать… Но все таки оно работало в нормальном режиме, и даже failsafe, будь он неладен. К этому времени я перешел на 4s аккумы (как надо было сделать вначале). И в момент моего счастья один человек все испортил. Он сказал что такой сетап опасный. Он может упасть завтра, через месяц, через год. Типо эти регули с такими движками не подружаться. Какие проблемы, денег-то уйма… купил двигатели T-motor 2814-10 770kvу знакомого. Так как у него с такими же регулями и винтами коптер летал, но на более длинной раме.



Все собранно и настроено. Но вот незадача, раскачивает коптер и все тут. Гейнами зажать до конца не получается. К тому времени я собирал уже свой самодельный подвес на БК моторах. (О нем расскажу в другой статье). Повесил подвес. Вес стал больше и эффект смещения центра тяжести в них сработал. Коптер стал летать нормально. Единственным минусом были полеты в ветер. Тогда его все-таки раскачивало и я нервничал. Но летал он довольно неплохо и довольно долго. Было снято несколько проектов и т. д.



После сборки квадрика на комплекте E300 от DJIя подумал о том, что хватит самодельничать, пора и гексу обновить, и купил комплект DJIe800. Так же эта покупка предполагала переход с 4s на 6s аккумы. Посмотрев на инспайра и аналогов, понял, что на 6sдействительно будут «долгие» полеты. Такой же комплект стоит на DJIinspire 1. Получается практически шестимоторный инспайр). В таком сетапе он летает и по сей день. Коптер стал действительно стабильней, маневренней, и как ни странно тише. :)

Быстросъемные пропеллеры — это вообще потрясающе. Очень устал от этих закручиваний и откручиваний гаечек, ведь транспортировать со снятыми пропеллерами куда удобнее.



Единственное пришлось слегка удлинить раму. Дело в том, что этот комплект подразумевает 13-ые винты взамен моих 12-ых. И со стоковыми мотормаунтами они бы друг друга цепляли. Но покупать новую раму было б сильно затратно, поэтому просто решил поставить мотормаунты современных версий этой рамы. Купил на «хоббикинге» (вот такие) мотормаунты, которые крепятся с торца трубы, тем самым удлиняя ее примерно на 7-9 см. В итоге зазор между пропеллерами стал примерно 1,5-2 см. Сейчас коптер таскает 3х осевой подвес + sonynex 5n. На самом деле с его грузоподъемностью он спокойно вытянет и зеркалку, так как рекомендуемая нагрузка на луч 800 грамм, а максимальная 2000 граммм, просто я не считаю, что мне это сейчас надо.

Вот такая получилась история о коптеростроении с нуля. Сказать что постройка вышла дешевле чем можно было купить коптер? Конечно нет. Однако, полученный опыт стоит этих денег и времени. Да и еще к вопросу о покупке аккумуляторов. Никогда не покупайте эти желтые zippycompact! Неважно 3s или 4s — это хлам. К сравнению гекса, с t-motor 2014-10 и подвесом на них, летала 5 минут. Реально всего 5 минут! На паре аккумов в сумме 10000mah. Если и выбирать из «дешевых» аккумов, то либо простые zippyлибо turnigy. Кроме того, существенную роль играет токоотдача. На 40с коптер пролетает от 4 до 6 минут дольше чем на 25с (личный опыт).

Вывод:
1) Собрать коптер с нулевыми знаниями можно, но будьте готовы потратить на это время и деньги. Короче говоря, сначала вы приобретете знания, а потом коптер.

2) Это будет дешевле? Скорее всего нет.

3) Вы сможете гордо говорить «я сам его собрал» (из комплектующих).

4) Возможно на вопрос «сколько стоит?» вы будете отвечать «даже не знаю».

5) Приобретенный опыт поможет вам починить свой коптер в открытом поле с помощью молотка и зубила.

6) При постройке коптера вы научитесь паять, много паять, хорошо паять и в совершенстве овладеете исконно русскими ругательными фразооборотами.

На этом все. В следующей статье я продолжу тему «русских амбиций» и расскажу про строительство 3-х осевого подвеса, который сейчас установлен на этом коптере. Всем спасибо за внимание. :)

Дополнительные фото








И напоследок, итоговый список составляющих моего сегодняшнего коптера:

Итого: 706,56$ за гексокоптер способный таскать зеркалку.

p.s. Спасибо Виктору за этот материал и опыт.

На этом всё, с вами был простой сервис для выбора сложной техники Dronk.Ru
Не забывайте подписываться на наш блог, будет ещё много интересного.

Комментарии (22)


  1. goodwind
    09.11.2015 09:43

    Почти 1 к 1 описывает мой опыт коптеростроения, за тем только различием, что я собирал квад без подвеса. Но точно так же метался от одной ВМГ к другой, жег электронику и ломал рамы (даже умудрился 6мм вал на движке погнуть). Заходя сейчас в профиль на хоббикинге, беззвучно плАчу — столько денег вгрохано.

    Жаль, что тогда (лет пять назад) не было развито строительство коптеров в 250 размере.


    1. SpaceEngineer
      09.11.2015 13:10

      Жаль, что тогда (лет пять назад) не было развито строительство коптеров в 250 размере.

      Интересно, через сколько лет можно будет запросто собрать коптер, способный поднять человека? Скорее всего значительно раньше масштабы искусственно ограничат, чтобы народ не занимался такой самодеятельностью.


  1. Alexsey
    09.11.2015 09:50
    +1

    Итого: 608,67$ за гексокоптер способный таскать зеркалку.


    sonynex 5n же беззеркалка. Или с зеркалками тоже проверяли?


  1. prover
    09.11.2015 10:21
    +2

    Выдержка из статьи:

    Сейчас коптер таскает 3х осевой подвес + sonynex 5n. На самом деле с его грузоподъемностью он спокойно вытянет и зеркалку, так как рекомендуемая нагрузка на луч 800 грамм, а максимальная 2000 граммм, просто я не считаю, что мне это сейчас надо.


  1. NikitosZs
    09.11.2015 10:26

    6) При постройке коптера вы научитесь паять, много паять, хорошо паять

    Что там паять то? Моторы и те через гилзы соединяются. Разве что драйверы к АКБ.


    1. goodwind
      09.11.2015 10:45

      Те же коннекторы на моторы и паять, например.
      Не сказал бы что прям ну обалдеть сколько пайки, но попаять приходится.


    1. DmitryO
      09.11.2015 10:56

      Ну вот как раз гильзы и паять )


    1. Hertz
      09.11.2015 17:15

      Много всего, все ограничивается лишь полетом фантазии и желанием.
      За два месяца общения с трикоптером (сборка + обслуживание) я сделал следующее:
      1. Перепаял коннекторы ESC к источнику питания и моторам (3.5mm bullet)
      2. 3.5mm коннекторы на моторы (мои DT750 идут с 3 проводами для фаз, без каких либо коннекторов, некоторые паяют их напрямую к монтажным площадкам ESC)
      2. Программатор для перепрошивки каждого ESC (4-6 мелких монтажных площадки на каждом и 20-24 AWG провода к ним)
      3. XT60 в 3.5mm bullet разветвитель + пара проводов для запитывания всяких FPV и прочих приспособлений
      4. Banana коннектор для зарядника Turnigy Accucel 8150 (оригинал идёт с зажимами-крокодилами, что не очень удобно в связке с моим источником питания)
      5. Программатор, подсветка и куча всяких мелочей для пульта Turnigy 9x
      6. Header штырек для KK2.0, чтобы измерять напряжение аккумулятора

      Попутно появилось желание запаять в доме и машине все, что требовало пайки и вообще любовь к этому делу.
      Конечно, можно купить такие комплектующие, на которых коннекторы уже напаяны, но для меня это теперь не проблема.


  1. yupic
    09.11.2015 13:14

    1) Собрать коптер с нулевыми знаниями можно, но будьте готовы потратить на это время и деньги. Короче говоря, сначала вы приобретете знания, а потом коптер.

    Если взять уже проверенную другими конфигурацию, то может быть получится обойтись малой кровью? Как я понял, у вас проблема была в том, что использовались не совсем совместимые компоненты.


    1. Hertz
      09.11.2015 17:20

      Вполне, советую начать с квадрокоптера и размером поменьше (40-50см в диаметре от мотора до мотора), меньше деталей (4 мотора и 4 контроллера скорости) упрощают обслуживание, а меньший размер — использование и обучение полету. Даже если вы не собираетесь учиться в летать в ручном режиме (он так же известен как manual, rate, acro и т.п., суть в том, что в этом режиме идёт управление угловой скоростью коптера по трём осям, а не самим углом наклона), не исключены падения и ситуации, в которых коптер полетит куда-то не туда, так что меньший размер убережет вас и окружающих от большего ущерба.
      Есть очень неплохая рама на hobbyking — Turnigy Talon v2 Quadcopter.


  1. lagutas
    09.11.2015 14:35

    Подбираю комплектующие к своему первому дрону, тоже решил брать Turnigy 9XR, но его нигде нет в наличии ни на ебеях ни в хоббикинге. Только pro версия, которая в два раза дороже :(


    1. Hertz
      09.11.2015 17:05

      Если есть готовность паять, то берите 9X. Я два месяца назад собрал своей первый трикоптер, потом неделю неспешно паял всякие штуки типа подсветки с регулировкой яркости, программатор, поддержку телеметрии, скоро еще хочу заменить стики на Aurora 9, но в целом сейчас все работает идеально.
      А если бюджет не поджимает, то очень рекомендую FrSky Taranix X9D Plus.


      1. lagutas
        09.11.2015 18:03

        FrSky Taranix X9D Plus это все-таки очень дорого, не найду 9XR, буду брать 9XR PRO, 7000 все-таки меньше 17000 :)


  1. newkamikaze
    09.11.2015 17:18
    +1

    Контроллер NAZA M Lite V1 (42,99$).

    Вы дали ссылку не на полётный контроллер, а на OSD к нему. А сам ПК стоит около 150$.


    1. zomozoom
      09.11.2015 17:59

      Да, действительно, просим прощение. Спасибо что заметили, исправил.


    1. kievskii
      15.11.2015 19:38

      Наза М Лайт как раз и стоит около 50-55 баксов. С ГПС дороже


  1. Supercharged
    09.11.2015 18:29

    Тоже спаял себе квадрокоптер. Рама с ХК, мозги Наза Лайт, то одни моторы, то другие, регули с SimonK. Год собирал его набегами, пока толком не летал, только падал и ломал.

    На прошлой неделе брат подарил на день рожденья DJI Phantom 3 Advanced. Что я сделал? Пошел сдал его обратно в магазин, даже не открывая коробку. Нафиг мне такая радость свалиться куда-нибудь на коптере за $1200 по такому курсу как сейчас?


  1. Coolfly
    10.11.2015 09:10

    Извиняюсь, но не увидел в статье, время полета от одного аккума, после доработок.


    1. Hertz
      10.11.2015 10:00

      Посмею сделать догадку за автора. Прикидывая результаты тестов данной платформы и общий вес, а также 8Ah аккумулятор, думаю что порядка 20 минут при отсутствии сильного ветра.


      1. Hertz
        10.11.2015 10:10

        Это при расчёте порядка 600г тяги на мотор (посчитав общий вес конструкции). При этом получается где-то 22-25А суммарный ток всей электроники. И все это — hovering, при постоянных маневрах будет больше.


    1. zomozoom
      10.11.2015 14:32

      Первый сетап не могу сказать сколько летал.
      Второй на двух 3s 25c 5000mah летал до 10 минут макс.
      Новый на одном 6s 5000mah 40c летает 15 минут, а на 8000mah 17 минут полета.


  1. Hertz
    10.11.2015 10:05

    На 40с коптер пролетает от 4 до 6 минут дольше чем на 25с (личный опыт).

    Но и запас по мощности будет меньше, это может быть заметно при управлении. А на таких штуках не летают в ручном режиме?