Всеобщая информатизация и компьютеризация ставят новые задачи в области регулирования общественных отношений, в частности с помощью уголовного права. Целью работы является анализ законодательных актов иностранных государств и их уголовной политики в области недопущения нарушений на киберспортивных соревнованиях, а также в сфере уголовно-правового запрета использования программ, которые позволяют обеспечить себе недобросовестное преимущество в играх.

Россия постепенно входит в перечень государств с постиндустриальной экономикой, а значит с постиндустриальным обществом, где главным стимулом развития являются информационные технологии. Это объясняет и активное развитие рынка игровой индустрии, в которую входят компьютерные игры. Однако, за общим развитием информационного общества не успевает российское законодательство. Несмотря на то, что Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) имеет главу 28, которая посвящена преступлениям в сфере компьютерной информации, содержащихся в ней статей все еще недостаточно для полного охвата новых явлений, связанных с общественно опасными деяниями в данной области. 

Таким новым явлением может стать несанкционированное вмешательство в компьютерную игру, в результате которого лицо получает преимущество, с целью извлечения определенной выгоды (победы в игровом раунде, получение большого количества ресурсов, нанесения большого урона противнику и т.д.). В широком употреблении, для обозначения этих действий, используется слово «читерство». Однако использование этого понятия в рамках уголовного права России невозможно, так как в УК РФ уже закрепляет в статье 159 термин мошенничество, которое имеет иное содержание, отличное от рассматриваемого, но это положение находится во взаимосвязи с другими статьями. Так, Верховный Суд РФ обращает внимание судов, что «мошенничество в сфере компьютерной информации, совершенное посредством неправомерного доступа к компьютерной информации или посредством создания, использования и распространения вредоносных компьютерных программ, требует дополнительной квалификации по статье 272, 273 или 274.1 УК РФ». 

Возвращаясь к главе 28 УК РФ, нужно обратить внимание на статью 273, которая устанавливает ответственность за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ для осуществления вмешательства в компьютерную информацию. Рассматриваемое положение, на первый взгляд, может быть основанием для привлечения к уголовной ответственности за читерство. Однако в примечании к ст. 272 УК РФ законодатель дает вполне конкретное определение компьютерной информации – «сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи». Из этого мы можем сделать вывод, что охраняемый данной уголовно-правовой нормой объект не имеет отношения к компьютерным играм, а, значит, данная статья и не может применяться исследуемому нами деянию. Но, судебная практика, которая появилась не так давно, демонстрируем нам немного иной подход.

Так, в июле 2022 года Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга вынес обвинительный приговор в отношении Андрея Кирсанова, за распространение чит-кодов к игре. Однако, никакого противоречия между этим решением и положением статьи нет, так как фактически суд выносит такое решение исходя из того факта, что здесь осуществляется именно распространение «вредоносных программ» - чик-кодов. Определенное расширение нормы происходит, так как в данном деле фигурирует не просто «информация», против которой эти программы должны были быть использованы для вмешательства в игровой процесс. Но суть статьи осталось такая же – они применяется только за распространение «вредоносных программ», но никак за их использование. 

В УК РФ также используется термин «вредоносная компьютерная программа», но законодатель не дает определение этому понятию. В уголовно-правовой доктрине к вредоносным компьютерным программам относят либо программы-вирусы, которые непосредственно входят в контакт с компьютерной информацией, в результате чего происходит несанкционированное взаимодействие, либо программы, которые содержат определенные команды – «троянский конь». Однако для квалификации читерства мы это понятие также не можем использовать, поскольку «вредоносная компьютерная программа» выступает в качестве орудия или средства совершения преступления против информации, а не как сам факт вмешательства в игровой процесс. 

Таким образом, на основе анализа действующего российского уголовного законодательства, можно сделать вывод о недостаточности регулирования в области защиты компьютерных технологий, в том числе и защиты от постороннего вмешательства в игровой процесс. 

Для полного и объективного анализа поставленной проблемы обратимся к законодательству иностранных государств. 

Наибольший интерес для нашего исследования вызывают законодательные акты Республики Корея. Данная страна, являясь центром игровой индустрии и киберспортивных соревнований, закрепила в своих уголовно-правовых нормах наказание за использование «вредоносных программ» для мошенничества в видеоиграх, то есть за их применение в процессе игры. 

Так, в Южной Корее существует Закон о продвижении игровой индустрии, принятый в 2020 году. Этот закон, устанавливает наказание в виде тюремного заключения сроком до 5 лет или штрафа до 50 миллионов вон за спекулятивные действия в отношении игровых продуктов.

Анализируя текст Закона о продвижении игровой индустрии Республики Корея и Уголовный кодекс Российской Федерации можно прийти к следующим выводам. 

  1. Закон о продвижении игровой индустрии Республики Корея не ограничивает предмет рассматриваемых деяний исключительно компьютерной информацией, включая в него и игровые продукты. Это наделяет корейский закон большей определенностью, которая несвойственна российскому уголовному законодательству, использующему понятие «вредоносная программа» и очень узкий термин «компьютерная информация».  

  2. Закон о продвижении игровой индустрии Республики Корея учитывает современные условия, в которых живет общество и государство. Он основан на том, что игровые продукты, иначе говоря видеоигры уже перестали быть простым развлечением, а превратились в вид спорта – киберспорт (в России признан как вид спорта), где призом являются значительные денежные суммы. Именно поэтому, использование сторонних программ, которые могут дать преимущество игроку над другими, не является правомерным, так как для достижения этого преимущества необходимо осуществить несанкционированное вмешательство или использовать «вредоносную программу». Такое вмешательство сравнимо с применением «допинга» на обычных спортивных соревнованиях, за что спортсмены дисквалифицируются, а лица, которые принудили их к принятию таких средств, привлекаются к уголовной ответственности. В частности УК РФ содержит статью 230.1, предусматривающую уголовную ответственность за «Склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте». Эта статья является также актуальной в современном мире, особенно для России. 

Итоги

Подводя итог, нужно сказать, что, в связи с возникновением в судебной практике такого прецедента, как вынесение приговора за распространение чит-кодов, что суть существующего в уголовном законодательстве положения ст. 273 не меняется, так как осуждение по данной статье происходит за факт распространения, но не за сам факт использования в компьютерных играх таких программ, которые позволяют обойти определенную защиту и получить преимущество над другими игроками. Также стоит отметить, что эта новая судебная практика имеет единичный характер и на настоящий момент не имеет широкого распространения, что не гарантирует продолжения использования данной практики другими судами.

Именно поэтому, есть необходимость не просто расширить толкование существующей статьи, можно будет также ввести новое положение, которое бы закрепляло наказание за использование вредоносных программ в игровом процессе, что требует введения самостоятельного состава преступления. 

Комментарии (25)


  1. v1000
    00.00.0000 00:00

    за факт распространения, но не за сам факт использования в компьютерных играх таких программ, которые позволяют обойти определенную защиту и получить преимущество над другими игроками

    интересный момент. с одной стороны, вред наносит факт использования чит программ, с другой - именно распространение таких программ вызывает повсеместное использование таких программ.


  1. vilgeforce
    00.00.0000 00:00
    +9

    В чем общественная опасность читерства?


    1. ifap
      00.00.0000 00:00
      +15

      Ну как, я год откладывал деньги, которые мамка на завтраки давала, чтобы купить скин, который дает +100500 к харизме пафосу, а Вы за день его начитили? Ну так я с горя пойду и устрою колумбайнинг какой-нибудь - вот и общественная опасность читерства... Ой, мы что - всерьез начали обсуждать эту посредственную курсовую?


      1. iBljad
        00.00.0000 00:00
        +2

        Читы на скины? Хм... В онлайн-играх читерство — это больно, у меня, например, такая локация, что хорошо, если будет доступен хотя бы 1 не пустой сервер с нормальным пингом, и вот туда недавно пришла сразу компания читеров и всё, игровой вечер потерян, настроение испорчено. Не то, чтобы за это стоило сажать (хотя в тот момент и смертной казни казалось мало), но вот, чем, например, плохо читерство, а не тем, что кто-то кому-то будет завидовать из-за шкурок.


        1. ifap
          00.00.0000 00:00
          -4

          Это ровно то же самое: там, где игрок планировал прельстиво скоротать вечерок за партеечкой в дотку, ему цинично присунули за воротничок. Чем именно игроку поводили по губам - рарным скином, уберстатами или невозможной по правилам игровой техникой - глубоко вторично, важен лишь итог: карманы пришлось спороть, губы закатать, вечер был безнадежно испорчен.


        1. YegorP
          00.00.0000 00:00

          и вот туда недавно пришла сразу компания читеров и всё, игровой вечер потерян

          Я не уверен, что с этим надо бороться в рамках уголовного кодекса.


      1. saboteur_kiev
        00.00.0000 00:00

        Это не уголовная ответственность. Для читеров (которые непосредственно получают внутриигровую выгоду) существуют баны.

        А вот распространение различных ботов и чит-программ за деньги, это уже отдельная вещь.

        Но вот это меня очень сильно волнует
        "июле 2022 года Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга вынес обвинительный приговор в отношении Андрея Кирсанова, за распространение чит-кодов к игре. "


        Чит-коды, а не чит-программы, это обычно встроенные отладочные возможности в игру самими разработчиками. Распространение такой информации, это возможно некая внутренняя информация, но это не есть вмешательство в исходный код или в исполняемые файлы. Это практически штатное использование игры. Если девелоперы оставили отладочные возможности доступными для обычных юзеров - это явно не вопрос уголовной ответственности за их использование.


        1. iBljad
          00.00.0000 00:00

          Если прочитать по ссылке дальше заголовка, волноваться останется только за уровень технической грамотности редакции

          >Кирсанов с 2015 года продавал боты автоприцеливания для компьютерных игр


          1. saboteur_kiev
            00.00.0000 00:00

            За уровень технической грамотности Верх-Исетского районного суда вы не волнуетесь? Если один суд сформулирует "за распространение чит-кодов к игре", другие уже за это посадят.


            1. iBljad
              00.00.0000 00:00
              +1

              Не сформулирует, это суд, а не газета, там свой язык. Другие не посадят, в РФ не прецедентное право.


    1. funca
      00.00.0000 00:00
      +1

      Понятно, читеры это те, кто получил преимущество, не заплатив за это владельцам игры. Корпораци теряют свои деньги.

      «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».


    1. Fen1kz
      00.00.0000 00:00
      +4

      Опасные вопросы задаете, товарищ. Потому что следующий за ним идет про вред обществу от копирования информации, а это уже статья


      1. vilgeforce
        00.00.0000 00:00

        Дело не в копировании, а в инфомации. Копирование пакета сетевой игры - одно, а копирование сверхсекретных рецептов ботокса - совсем другое!


    1. saege5b
      00.00.0000 00:00
      -4

      Играть невозможно.
      В стрелялках: взгляд сквозь стены; автоприцел; автовыстрел+автоприцел+автосмена оружия - убивают весь интерес других игроков.
      В других играх это ресурсы, возможности.
      И опять же, смысл ковырятся в игре, если читер на пустом месте собирает имбовую комплектацию?
      На ступень ниже читера, стоят донатеры.


      1. saboteur_kiev
        00.00.0000 00:00
        +1

        Донатеры стоят на уровне обычных игроков.
        Если ваша игра позволяет донатерам получать значимое игровое преимущество - найдите другую игру, где донаты не влияют на игровой баланс, либо где цены таковы, что донатить могут все (ежемесячный небольшой платеж за аккаунт, например).


  1. Portwinegenosse
    00.00.0000 00:00
    +4

    программ, которые позволяют обойти определенную защиту и получить преимущество над другими игроками. 

    Эти программы - тоже элемент игры.

    Но ситуация смешная. Как если бы разведка какой-то страны обратилась в международный суд с иском к другой разведке, которая их обманула/обошла в оперативной комбинации.. Или жалобы бандитов, которые прикатили на стрелку с ножами, в то время как их соперники приехали с автоматами..


  1. StjarnornasFred
    00.00.0000 00:00
    +11

    За нарушения и "читерство" на соревнованиях нечестных спортсменов дисквалифицируют - на затронутые соревнования, на некоторый срок или пожизненно. Занимаются этим организаторы соревнований, т. е. спортивные федерации и олимпийские комитеты. Логично, что и за читы в онлайн-играх должны быть аналогичные меры (временный или пожизненный бан), а применять их должны организаторы игры, т. е. разработчики. Никаких правовых мер сверх того не требуется. Даже за распространение читов, которое не следует сравнивать с уголовно наказуемым распространением допинга, т. к. допинг в первую очередь опасен для здоровья и лишь во вторую - для спортивных результатов (плохому спортсмену и колёса не помогут).


    1. mayorovp
      00.00.0000 00:00

      Но как эти самые меры применить, когда игрок всегда может завести ещё один анонимный аккаунт?


      Видел я одного человека который каждый день по аккаунту заводил ради грифа.


      Или вот, сегодня, я видел как игрок писал админу: "ну ты давай, бань меня уже, чего тянуть? Я новый аккаунт сделаю, будет смешно."


      А некоторые особо одарённые ещё и DDOS покупают чтобы админов "проучить".


      1. Sazonov
        00.00.0000 00:00

        Я лет 10 назад работал в одной компании, владеющей игровыми серверами по доте. Сам античиты не писал, но с практикой знаком.

        Так вот, тут как со взломом. Нет серебряной пули. Где-то можно детектить хаки в лоб и выдавать баны. Где-то применять антиотладочные приёмы, чтобы радикально усложнить жизнь хакерам. Плюс важна социнженерная составляющая. К примеру, выдавать бан с рандомной задержкой. Это очень сильно усложняет жизнь читоделам и портит им рейтинг в глазах пользователей. Порой приходится прибегать к security through obscurity. Теоретически это плохо, на практике - отсеивает 90% "хакеров". Можно ещё пробовать выдавать баны по hardware id.

        Увы, перенос абсолютно всей логики на сервер тоже не всегда возможен. Есть читы, которые в режиме реального времени распознают картинку и позволяют, к примеру, вовремя автоматически прожимать защиту.

        Помню был как-то чит, который показывал невидимых юнитов. Но не тупо меняя в памяти bool is_visible для юнита, а рисуя метку через overlay. В общем это очень долгая борьба щита и меча.

        Плюс бремя защиты лежит на геймдизайнерах, чтобы придумали такую игровую механику, при которой создание нового аккаунта было нецелесообразно. Либо платно :)


  1. eXcNightRider
    00.00.0000 00:00
    -7

    Проблема в том, что в самых популярных играх, доступных (почти) по всему миру читеры из других стран никуда не денутся. Игроки из особо не дружественных стран специально устраивают охоту на наших игроков именно с помощью читов, преследуют их, пытаются атаковать по сети, используя уязвимости протоколов. В некоторых случаях в таком софте может быть встроена и защита от атак, что позволяет нашим игрокам дать соответствующий ответ тем, кто позволяет себе такое поведение оскорбляет нашу страну и наших соотечественников. Поэтому нельзя рассматривать вопрос только с одной стороны.


    1. Sazonov
      00.00.0000 00:00
      +3

      Спасибо, улыбнулся от такого потока сознания :)


  1. Bedal
    00.00.0000 00:00
    -1


  1. BioLogIn
    00.00.0000 00:00
    +1

    • "чик-коды"

    • "преступления против информации"

    • смешение однопользовательских и многопользовательских игр

    • смешение видеоигр и киберспорта

    • натягивание на глобус российского законодательства юридических практик других стран

    Автор, видимо, решил бинго собрать этой статьей.


    1. Paranoich
      00.00.0000 00:00
      +1

      Автор решил, что хабр мощнее, чем его сайт полудохлый.

      А потом господин Тимофеев станет орать, что его фамилию раскрыли.


      1с, хватит уже свои способности продвигать. Наоборот получается же.


  1. DenisPantushev
    00.00.0000 00:00

    Зачем вы это делаете? У нас что, все воры, жулики и казнокрады посажены? Сравнили Россию с Кореей... Этой чепухой вы отвлекаете ресурсы общества от реальных преступлений на ахинею. Понятно, что "бешеный принтер" с энтузиазмом займется этим, дурное дело нехитрое. Как и борьба с порнографией и с тренерами, сидящими на диванчиках рядом с девочками. Роскомнадзору, опять-же, можно дополнительно выбивать себе фонды. Следаками и прокурорам интереснее сажать школьников, а не бандитов.