Даже повальное увеличение стартапами начало сходить на «нет» в Кремниевой Долине, но Amazon, Microsoft и Google все как один докладывают о превосходной прибыли за последний квартал, и не последнюю роль в этом сыграло то, что они делают большие ставки на облачные вычисления.

Что конкретно продают эти компании? Кто является покупателем? И почему Amazon, компания, которой всего лишь десятилетие назад и в помине не было в индустрии технологий, сейчас бьет наповал всех конкурентов?

Вот как дела обстоят с облачным бизнесом.

Почему все гонятся за облачными вычислениями


Самым важным понятием в области облачных вычислений является «крупномасштабность».

Для поддержки своих веб-сайтов и служб, Amazon, Microsoft и Google построили широкую вычислительную инфраструктуру. Центры обработки данных этих компаний гораздо больше и эффективнее, чем любая серверная комната или центр данных, которые могут самостоятельно построить или поддерживать большинство других компаний.

И теперь гиганты сдают некоторые из этих мощностей разработчикам и компаниям во всем мире. Разработчик или компания могут просто провести оплату кредиткой и получить доступ к неограниченным вычислительным мощностям.

А это значит, что программное обеспечение может работать в гораздо больших масштабах, за меньшие деньги и с более высоким уровнем доступности и производительности. И никому не надо беспокоиться о содержании центра обработки данных.

На первый взгляд все крупные игроки предлагают тот же базовый набор услуг для разработчиков.

Amazon, Google, Microsoft и большинство других облачных игроков предлагают два различных «слоя» облака:

  • Инфраструктура как Сервис, или «IaaS», позволяет настроить виртуальные серверы и системы хранения в чьем-либо центре обработки данных. Это самый основной слой.
  • Платформа как Сервис, или «PaaS» – это набор инструментов и служб, облегчающих разработчикам процесс создания приложений и избавляющих от беспокойств по поводу серверов, с которыми те работают.

(Есть третий слой, «Программное обеспечение как Сервис» или SaaS, который работает с таким прикладным программным обеспечением, как продукты для продаж и маркетинга Salesforce или конкурирующие продукты Microsoft Office 365 и Google At Work. Все это облачные продукты, но, как правило, когда речь идет о «облачных вычислениях», люди не имеют ввиду именно их.)

Основная стратегия действий для всех поставщиков облачных вычислений заключается в том, чтобы сделать эти облака подходящими как для независимых разработчиков, так и крупных компаний.

Разработчики могут начать с использования одного приложения, но с ростом их бизнеса растет и необходимость использование облака.

Чем больше клиентов получает облачная платформа, тем больше серверов она может позволить себе добавить. Чем больше серверов, тем больше экономия за счет роста, благодаря чему компания может предлагать клиентам более низкие цены на более надежные и рассчитанные на предприятия функции. Чем ниже цены и лучше продукция, тем больше клиентов и пользователей, желающий перейти в облако.

Amazon называет это «добродетельным циклом».

Amazon первым начал развивать облачные сервисы...


… и именно это теперь дает ему преимущество перед конкурентами.

Веб-сервисы Amazon являются самыми популярными, взяв свои истоки из одобренного Джефом Бэзосом (Jeff Bezos) эксперимента 2006 года и став частью компании, которая в этом году принесет по меньшей мере 7 миллиардов долларов дохода.

«Это сценарий в духе ленты «Поле его мечты»», – говорит Эд Андерсон (Ed Anderson), вице-президент по исследованию облачных сервисов в компании Gartner. «Они создали продукт, и на него все налетели».

Эта диаграмма из Statista (в которой использована статистика от Wikibon) показывает господство Amazon в IaaS:



Когда сервисы AWS только были запущены, то клиентам предлагался набор сервисов основной инфраструктуры: The Elastic Compute Cloud (EC2) для виртуальных серверов. Немного позже был добавлен Amazon Simple Storage Service (или S3) для хранения данных.

Сначала Amazon Web Services прежде всего использовались небольшими разработчиками в качестве дешевого способа для проверки разных штук или управления простым веб-сайтом.

Но множество тех клиентов (включая Netflix, Airbnb, а позднее и Slack) прошли путь от управления маленькими экспериментальными приложениями в Amazon Web Services до того, что сделали AWS ядром своего набравшего обороты бизнеса.

«Ранний взлет Amazon произошел благодаря разработчикам, которые создавали новые классные приложения», – говорит главный аналитик компании Forrester Research, Дэйв Бартолетти (Dave Bartoletti).

Эта тенденция начала добродетельный цикл Amazon. С доходом, который принесли первые клиенты, Amazon смог вложить капитал в большее количество функций для предприятий и обеспечить лучшее качество сервисов, которые могли работать с большими приложениями, выходя за грани стартапов и экспериментов.

В наши дни такие крупные компании как Comcast, Capital One и даже Центральное Разведывательное Управление США являются клиентами Amazon Web Services, используя сервисы по крайней мере для части своей вычислительной инфраструктуры.

Длительное лидирование Amazon является главным фактором успеха. Так как добродетельный цикл Amazon длится дольше, чем чей-либо еще, то у компании есть преимущество в том, что она может предложить более широкий набор функций и масштабность, чем конкуренты.

Диаграмма Amazon, показывающая, что только лишь в 2014 году в Amazon Web Services были добавлены 516 новых функций:



Это означает, что Amazon Web Services стали таким же стандартом в облачных вычислениях, каким раньше была IBM в центрах данных.

«Все негласно согласились с тем, что выбор Amazon – это безопасная ставка», – говорит Андерсон.

На сегодня Amazon Web Services – это бизнес, оцененный в 7 млрд долларов, и ожидается, что к 2020 году эта цифра вырастет до 50 млрд. Amazon Web Services предлагает столько же вычислительной мощности, сколько другие 14 игроков на рынке вместе взятые (по недавним оценкам Gartner).

Microsoft и его эпическая стратегия


Можно подумать, что в условиях жесткой конкуренции индустрии технологий гиганты быстро дотянутся до уровня Amazon.

Но нет. Microsoft работает над облачными концептами начиная с середины 2000-х, но не представил миру свое творение Azure (основного конкурента AWS) до 2010 года.

Компания Microsoft (и другие гиганты корпоративного программного обеспечения) сначала рассматривала облако как новинку или причуду, а затем как угрозу. Если клиенты обратились к Amazon Web Services, то они не будут нуждаться в прежнем количестве копий такого программного обеспечения от Microsoft, как Windows Server и SQL Server, которые являются многомиллиардными продуктами, используемыми в информационных центрах большинства компаний.

Microsoft с тех пор удалось превратить свою слабость в силу. Облачные вычисления теперь стали одним из основных факторов роста прибыли Microsoft, и Уолл-Стрит с радостью это принимает.

Когда был впервые запущен Azure, его называли Windows Azure, и он обеспечил слой платформа-как-сервис (PaaS), облегчающий разработчикам создание их приложений. Начиная с запуска в 2010 году, Azure разросся и уже включает в себя сервисы инфраструктуры более низкого уровня, которые сделали Amazon настолько популярным.

Сатья Наделла (Satya Nadella), будучи руководителем бизнес-подразделения облачных сервисов Microsoft, провел Azure через эти преобразования. Его успех в данном деле частично стал причиной того, что в 2014 году его назначили генеральным директором компании. Теперь Azure становится главным приоритетом для Microsoft, сделав акцент на том, как тесно он связан с Windows Server и другими продуктами для предприятий, которые уже используются многими крупнейшими клиентами Microsoft.

Главное преимущество Microsoft не в технологии, а скорее в ее ноу-хау и устоявшейся базе клиентов.

Microsoft Azure оптимизирован для приложений, созданных в среде исполнения .NET, что было стандартом Microsoft для программирования под Windows в течение прошлых 15 лет или около того. Для предприятия легко переместить приложения Windows в облако Azure по сравнению с продуктами конкурентов.

Плюс, много крупнейших клиентов Microsoft имеют так называемые «Соглашения с предприятием», то есть контракты, в соответствии с которыми они получают от компании крутые скидки на программное обеспечение Microsoft. Microsoft может манипулировать этими соглашениями таким образом, чтобы у клиентов был стимул опробовать Azure.

«В значительной степени рост был обеспечен тем, как хорошо в Microsoft использовали их [Соглашения с предприятиями] в качестве рычага и инструмента», – говорит Андерсон, аналитик Gartner.

Если говорить о технологии, то с приходом Наделлы Microsoft проглотил свою гордость и начал поддерживать те технологии на Azure, которые ранее пытался сокрушить, в том числе и свободную операционную систему Linux – программное обеспечение, которое разработчики просто обожают, и которое однажды было названо бывшим генеральным директором Microsoft Стивом Балмером (Steve Ballmer) «раком» и «коммунизмом».

Эта вновь открытая любовь к общедоступному коду стала причиной того, что множество разработчиков полюбили Microsoft.

«Причина успеха Microsoft заключается в том, что компания нашла отклик у разработчиков», – говорит Бартолетти (Bartoletti).

Microsoft все еще отстает от Amazon. Microsoft не делится статистикой по поводу Azure, но полный доход от облачных сервисов компании, включая Azure и пакет приложений Office 365, в этом году должен составить 6,3 млрд долларов.

Microsoft утверждает, что Azure быстро развивается, и аналитик Garthner считают, что он растет быстрее, чем Amazon Web Services.

Недавно генеральный директор Microsoft Сатья Наделла назвал противостояние облачных сервисов «сиэтловскими гонками» между Amazon и Microsoft, а также множеством более мелких игроков.

Чтобы узнать об облачных сервисах Google читайте вторую часть статьи.

Комментарии (0)