Ещё одно доказательство, что если вы или ваши дети заседают за играми — это ещё не значит, что всё пропало. Может, так даже получится стать умнее!

Новые результаты исследований бросают вызов тем опасениям, которые родители слышали в течение десятилетий, ещё со времен Atari и Dendy. Мол, что дети, которые часами играют в видеоигры или выбирают игры определенных жанров, проявят нездоровые отклонения в своих когнитивных способностях. Вы наверняка слышали или читали что-то такое:

«Если часами играть в стрелялки, то только жестокость будет на уме!»

«Видеоигры подавляют гиппокамп и вызывают депрессию».

«Игры замедляют развитие лобных долей мозга — отвечающих за поведение человека, его память, эмоции и обучение».

«Компьютерные игры ведут к деградации лобных долей».

Эти и другие заголовки можно увидеть по всему интернету — и в английском, и в русском сегменте. Обеспокоенные родители во многих странах вообще пытаются запретить видеоигры. Почти универсально считается, что они мешают развитию ребенка, особенно если играть в них много. В Китае и Южной Корее не так давно ввели ограничение на число часов, которые можно играть. В Поднебесной, где пытаются вернуть всех на завод, оно довольно драконовское: тем, кто не достиг 18 лет, разрешено проводить в онлайн-играх не более трех часов в неделю. Зато деградации лобных долей у них точно не будет!

Если вас (или кого-то из ваших знакомых) это тоже волнует — можно привести им в ответ исследование конца прошлого года, опубликованное в журнале Media Psychology. В нём команда ученых из Штатов проверяла, какие изменения мозга могут происходить в детях, играющих в видеоигры. И, как пишет один из руководителей проекта Цзе Чжан: «Не выявила значимых связей, независимо от того, как долго дети играли, и какие типы игр предпочитали».

Исследователи изучили 160 школьников пятого класса, которые активно играли в игры на компьютере и на смартфоне. Среди них 70% были из семей с низким доходом, 30% — из семей с средним и высоким доходом. Они выбрали пятиклассников из-за того, что мозг у тех находится как раз в самой активной фазе развития. Принимающие участие дети, оказалось, играли в среднем по 2,5 часа в день. А самые активные геймеры сидели перед экранами по пять часов ежедневно.

Команда ученых пыталась найти связь между повышенным временем, проведенным за играми, и изменениями в мозге испытуемых. Для этого в частности использовались результаты CogAT, теста на когнитивные способности, применяющегося в Америке с 1954 года. Он позволяет полноценно оценить невербальные, вербальные, количественные и пространственные навыки. Его, например, часто используют учителя и профессора в школах и вузах, чтобы принять решение о зачислении соискателей на программы для одаренных. Эти тесты также применяют организации вроде Intertel для поиска и приглашения людей с особенно высоким IQ.

Но главное, что привлекло исследователей — CogAT стандартизирован. То есть он позволяет реально сравнить навыки испытуемого — в отличие от всех остальных тестов. Ранее в подобных исследованиях, пытавшихся связать активность мозга и видеоигры, для проверки «уровня развития мозга» использовались оценки детей в школе или даже показания самих испытуемых (те. насколько умными они себя считают).

Проблема в том, что и тот, и тот вариант — крайне субъективен. Скажем, если учителя в среднем меньше любят учащихся, которые на переменах постоянно говорят об играх, они могут (неосознанно) ставить им более низкие оценки. Дети, постоянно сидящие за играми, могут иметь более низкую самооценку или просто меньше любить свою школу и уроки. А тесты CogAT не обманешь.

В итоге оказалось, что разницы между теми, кто не играл вообще, теми, кто проводил в играх средние 2,5 часа, и теми, кто «геймил» на полную по 5 часов в день — вообще нет. То есть средние результаты по тестам когнитивных способностей они показали вообще одинаковые.

В работе там ученые пишут так:

В целом ни длительность игр, ни выбор конкретного жанра не имели значимой корреляции с показателями CogAT. Что позволяет с долей уверенности говорить о том, что не существует прямой связи между видеоиграми и когнитивными способностями ребенка, несмотря на то, что ранее некоторыми учеными это предполагалось.

Такая новость может даже и разочаровать некоторых геймеров. До этого некоторые другие работы показывали признаки того, что видеоигры могут улучшать моторные навыки детей, время реакции и особенно координацию рук и глаз. Но новая работа заметных тенденций к этому не нашла. Хотя, наверное, если вы целыми днями играете в Microsoft Flight Simulator — вероятность посадить самолет при крушении у вас немного выше, чем у обычного человека. А если состоите в гильдии с иностранцами в «Мире Варкрафта» — точно выучите несколько новых для себя слов.

Есть и еще одна негативная новость для родителей-геймеров. Определенные типы игр, заявляющие о том, что они «помогают детям улучшить когнитивные навыки», тоже не дали ощутимого эффекта. Все эти «развивающие» видеоигры не принесли никаких значимых бонусов тем, кто проводил с ними почти каждый день. Впрочем, ученые считают, что они могут быть полезны для людей старшего возраста, испытывающих проблемы с памятью и моторикой, у которых при этом нет никаких других регулярных упражнений. Но у детей школьного возраста ежедневных стимулов и без того хватает.

Наше новое исследование показало, что разные типы игр, которые, по-видимому, улучшают когнитивные функции у взрослых людей, не имеют такого же влияния на детей младшего школьного возраста.

Но это означает, что мы все спокойно можем продолжать играть. Не стоит беспокоиться, что с вашим мозгом или мозгом ваших детей произойдет что-либо негативное. Кликбейтные заголовки, нагоняющие панику, не имеют ничего общего с реальными данными.

Хотя в своей работе эксперты всё-таки предупреждают, что время, проведенное за играми, не вернуть. И они заметили, что самые заядлые «геймеры» среди их испытуемых часто отвлекаются от других, более продуктивных занятий — а конкретно от домашней работы. У них просто нет столько времени в сутках, чтобы успевать делать всё и при этом продолжать играть по пять часов.

Но даже в этих случаях не было разницы между уровнем когнитивных способностей этих участников и уровнем у их сверстников. То есть единственный минус состоит только в том, сколько времени на это уходит — времени, которое можно потратить на учебу или развитие каких-то действительно важных навыков.

Результаты показывают, что родителям, вероятно, не нужно так сильно беспокоиться о когнитивных нарушениях у детей, любящих видеоигры. Просто следите за тем, чтобы это не стало навязчивым поведением и не занимало полезное время у других активностей.

В общем, ещё одно подтверждение, что волноваться не стоит, пусть поиск баланса и важен, как и во всём. Если ребенка (или взрослого) интересует еще что-либо, кроме игр, — значит, всё у него с развитием мозга будет нормально.

Комментарии (54)


  1. kometakot
    00.00.0000 00:00
    +6

    Чем бы дитя не тешилось, лишь бы в тиктоке не сидело.


    1. Tim777
      00.00.0000 00:00
      +1

      Лишь бы не руками.


  1. Markscheider
    00.00.0000 00:00
    +3

    Определенные типы игр, заявляющие о том, что они «помогают детям улучшить когнитивные навыки», тоже не дали ощутимого эффекта.

    а как быть с играми-тренажерами (математическими, например)? Они же по сути - интерактивный задачник. Что, и они не улучшают когнитивные навыки?


    1. ProMix
      00.00.0000 00:00
      +1

      Во-первых - в них что, много кто играет? И особенно по своей воле

      Во-вторых - там есть задачи, заставляющие думать? Просто способ набить руку на определённый тип задач. Любая олимпиада с нестандартными, ранее не встречаемыми задачами даст больше пользы


  1. Neuromantix
    00.00.0000 00:00
    +3

    Но политиканы во всех странах по-прежнему будут слушать разного рода истеричек и придумывать все более упоротые законы и запреты.


    1. webwork
      00.00.0000 00:00
      +1

      Как минимум это может мешать социализации и физ. развитию. Как мне кажется, в перспективе смещает интересы человека - уже не интересно гулять, а быстрее поиграть в игру, чтобы получить необходимые стимулы. Игровая же зависимость - это признанный факт.


      1. Neuromantix
        00.00.0000 00:00
        +7

        Для начала я б разделял ММО и сингл игры - это все же сильно разные типы активности. А игровая зависимость - я ее признаю сразу после признания зависимости от телевизора, новостей и книг.
        А гулять - а где? кругом грязь, машины, бродячие собаки и тревожные родители, которые никуда не пускают. Да. я в своем детстве гулял по пустырям и стройкам, но сейчас это не сильно реально.


        1. stanislavskijvlad
          00.00.0000 00:00
          -1

          Вы мои мысли угадали. Если у нас много копий одной соло игры, то её прохождение — это личный опыт каждого. И впечатления, и подумать. Да и игры раньше были лучше :)


        1. Anton_Olegovich
          00.00.0000 00:00
          +2

          Я не слышал о книгах, в которых применялись бы механизмы формирования зависимости, например система небольших поощрений за выполнение простых действий (aka "прокачка") или система случайных поощрений (aka "лутбоксы"). Если вы расскажете о таких книгах, то можно будет признать их источником зависимости, наравне с играми.

          А телевизор и новости - это вообще другая история. Там просто загаживают голову миксом из рекламы и пропаганды, и ничего более. Никакого сходства с играми, на мой взгляд.


          1. Neuromantix
            00.00.0000 00:00
            +1

            В конце 19 века была массовая истерия по поводу того, что молодежь начитается "страданий юного Вертера" и прочей подобной литературы, а потом самовыпиливается, не работает и не женится.
            А телевизор - почему-то случаи, когда геймера оторвали от игры и он впал в буйство, освещаются, а случаи, когда мужика оторвали от футбола или еще чего-то по тв и он впал в буйство - нет. А я знаю такие, друг был инвалидом из-за отца такого ( ребенок провод случайно выдернул из розетки, а отец ребенка швырнул и травмировал ему спину). И было это еще в 60-е.
            Ну и ни одной игры с лутбоксами сингловой я не видел (кроме бордерлэндса с золотыми кодами, но их проще трейнером начитерить, если тебе надо)


            1. Anton_Olegovich
              00.00.0000 00:00
              +1

              Как вы элегантно съехали со своего же тезиса: "игровая зависимость - я ее признаю сразу после признания зависимости от телевизора, новостей и книг" на тему вообще всяких разных негативных последствий, наступавших после (что не значит в следствие) чтения книг или просмотра телевизора.

              Лутбоксы в сингловых играх - сколько хотите, пожалуйста: весь гугл плей такими играми забит. Или вам удобно было оставаться только в рамках ПК платформы? )

              И про прокачку вы тоже тактично промолчали.


              1. Neuromantix
                00.00.0000 00:00
                +1

                Да давайте тогда и "одноруких бандитов" в компьютерные игры запишем. Если для того, чтобы играть нужно платить, то это казино, а не видеоигра.
                Клиффхэнгеры из фильмов, сериалов и книг точно так же работают на завлечение, и куча других приемов, побуждающих смотреть новый сезон сериала, новый фильм или новый роман цикла.
                Прокачка завлекает только если по мере прокачки упрощается игра. Есть куча игр без прокачки, и куча игр, где прокачка для галочки и на нее можно забить.


                1. Anton_Olegovich
                  00.00.0000 00:00
                  +1

                  Согласен, что существуют игры без прокачки, хотя таких всё меньше, особенно среди сингловых, на которые вы делаете упор. Среди громких тайтлов последних лет не могу припомнить таких.

                  А вот то, что казино-механики во всю внедряются в игры - это бесспорный факт. Это идёт от того, что на "однорукого бандита" есть жёсткие ограничения от государства, в частности по возрасту, а вот на игры с лутбоксами аналогичные ограничения только-только пытаются вводить. Поэтому да, казино и игры - в большом ряде случаев это одна и та же зависимость.

                  Завлечение в книгах / фильмах / сериалах - по сути своей другое. Да, интересный сюжет является ключевым стержнем художественных историй, и Бог бы с ним, если бы и в играх было точно так же. Но нет. Игры, поверх часто посредственного сюжета, обмотаны значительным количеством инструментов, направленных только на вовлечение и удержание игрока. Да что там говорить, иногда из игры даже выйти сложно! При смерти происходит автоматическая загрузка с контрольной точки, а для закрытия игры нужно сначала выйти в лобби, из лобби - в главное меню, и только из меню будет кнопка "выход". ))) Ну, это так, просто наблюдения.


      1. LordCyberfox
        00.00.0000 00:00
        +4

        Для начала: игры не мешают физическому развитию сами по себе. Во первых, потому, что современные дети отправляются родителями в десяток секций, в том числе спортивных и игры идут чаще всего по остаточному принципу. Во вторых, потому, что если ребёнок не будет играть - он резко не начнёт бегать, если у него не будет в этом заинтересованности, иными словами - если родители/родственники/опекуны не будут придумывать действительно интересное для ребенка занятие, а вместо этого сами будут смотреть телевизор - разумеется он предпочтет игры (и правильно сделает, но об этом потом).

        О запретах и ограничениях: Практика ограничения и запрета это «костыль», и если кто-то считает проблемой, что их ребенок много играет, то ему нужно найти весомую альтернативу этому занятию, то есть нормальное решение, а для этого нужно приложить когнитивные усилия и выделить время, чего многие не очень то желают или не могут предложить из-за занятости. Я бы сказал, что это очень удобная позиция: «я не хочу чтобы ребенок играл». А как насчет организации и привития интереса к конкурентоспособному развлечению? Такие можно найти и подобрать, но для этого нужно постараться. Это не говоря о том, что запрет и ограничение это как раз те методы, которые чаще всего приводят к тому, что ребята начинают делать все что им запрещали сразу после начала жизни в другом городе во время получения высшего образования (многочисленные примеры с которыми сталкивался во время обучения в университете).

        Продолжим о социализации. Первое: значительная часть людей разных возрастов сейчас во что-то играет, это дает им универсальную и интернациональную тему для общения с которой можно перескакивать на другие при желании и это зачастую очень неплохо, наоборот, помогает современной социализации. Второе: активные ребята играющие в игры часто благодаря именно играм начинают проявлять интерес к иностранным языкам и игры многое сделали для популяризации английского, который кстати упрощает первый пункт. Третье: в играх люди нередко находят приятные и интересные знакомства с которыми потом продолжают общаться и вне игр (многочисленные личные примеры и примеры знакомых).

        О игровой зависимости неплохо высказался предыдущий оратор - это все равно что говорить о зависимости от телевизора, книг и любых других средств проведения досуга. Сейчас популярен такой стиль развлечения, это не хорошо и не плохо.

        В качестве пост скриптума: у активных ребят игры ещё и неплохо развивают базовые технические навыки и интерес к айти (участие в создании пользовательских модификаций, различная кастомизация игр и борьба игроков с плохой оптимизацией сделали для этого куда больше большинства курсов ИМХО)

        Прошу прощения за стену текста


        1. webwork
          00.00.0000 00:00
          +3

          ок. Я отвечу из практики. Тоже стеной текста.
          У меня есть ребенок. Читать он не хочет - это тяжело, никакой зависимости от книг быть не может - потому что это работа. Если ему дать телефон - он будет в него играть целый день без остановки. Теперь, чтобы ему поиграть - он должен поработать, например, почитать, т.е. ради игры он готов что-то делать (не это ли показывает насколько сильно хочется поиграть). Не будем здесь, пожалуйста, обсуждать педагогично это или нет, т.к. однозначного ответа нет.

          У меня есть племянник - он играет, играет много все свои карманные деньги тратит на игры или на железо. Читает ли он? Нет, он читает почти по слогам, ему 12 лет. У него есть друзья - да есть все они игровый друзья. Плохо или это хорошо, я не знаю.
          Далее вы пишите, что технические навыки развиты, так вот у него их почти ноль. Потому что он ненавидит читать, и в интернете он не лезет читать, более того у него не хватает терпения сидеть над чем-то скучным, потому что это скучно.

          > их ребенок много играет, то ему нужно найти весомую альтернативу этому занятию, то есть нормальное решение.

          Не говорит ли эта фраза о том, что на "игры" легко подсесть? И родителям приходится искать альтернативы. По опыту скажу - игра делает все, чтобы ребенок получил максимальный спектр эмоций - здесь и страх, и радость, и социализация в игре (когда ты достигаешь высокого уровня). Усилия здесь не нужны, игра сама ведет тебя к победе.

          Насчет зависимостей от телевизора - она есть. Люди с работы приходят и первым дело включают телевизор. Потому что не знают, чем занять себя. О книгах даже речь идти не может - потому что тяжело. то же самое от соц. сетей и т.д. Потому что эти цель этих продуктов такая - чтобы завлечь человека и как можно дольше не отпускать. Но телевизор ограничен сеткой телевещания, иногда там скучные вещи, то ли дело зависнуть на неделю над классным сериалом - неверняка такое случалось с каждым, когда забываешь спать, а иногда и есть.

          Я уверен, что зависимость есть, другой вопрос хорошо это или плохо я не знаю. Мир меняется. Люди все сидят в ПК, в телефонах, жалеть об этом не стоит, наверное. Просто вместо традиционного общения придет другое, вместо реальных людей - аватары. Или как в Китае - чтобы одиноко не было, просто будем включть твич и есть вместе со своим кумиром on-line.


          1. LordCyberfox
            00.00.0000 00:00
            +3

            Я бы сказал, что это вопрос восприятия и подачи. Вы утверждаете, что чтение книг это работа. А я отвечу вам, что это развлечение и у троих детей людей из моего окружения - это тоже развлечение и радость. Да, у меня нет своих детей, но это не мешает мне видеть, как у людей, которые с удовольствием и интересом читают сами и читают интересные книжки своим детям - дети тоже увлекаются чтением (мой племянник всего Толкина, включая Сильмариллион в 6м классе осилил, вероятно многое не понял, но даже я не мог похвастаться таким в его возрасте). Другое дело, что далеко не все то, что дают в школьной программе будет интересно детям этого возраста и уж тем более не всякий педагог сможет этим заинтересовать. То же самое справедливо и для туристических походов, рисования, музыки и других занятий.

            На игры легко подсесть - повторюсь, уберите игры, и ребенок (и не только) найдет на что подсесть. И от этого запрета его физические, социальные или когнитивные возможности магическим образом не улучшатся. Это лишь один из способов занятия времени. Компьютерные игры, VR, страйкбол, рыбалка, туризм, рисование и многое другое. И они все увлекательны и в большинстве случаев требуют денег для развития. Вопрос в том сколько из них доступны ребенку, насколько у человека (не только ребенка) было сформировано чувство меры и насколько разнообразны его увлечения.


            1. webwork
              00.00.0000 00:00
              +2

              Небольшое отступление: Когда я читаю книги - ребенок с удовольствием слушает, это да. У нас уже большая библиотека. Я говорил именно про чтение глазами. Моему ребенку лет не так много - читать только учимся.

              Про то, что если убрать игры найдет на что подсесть - да. Но обсуждение же о том, вызывают ли игры привыкание (вроде решили, что вызывает) и губительно ли (ничего не решили).
              Как по мне привыкание вызывает все, что вырабатывает дофамин, т.е. от чего ты получаешь удовольствие, а зниматься ребенок будет в первую очередь тем, что легче и приносит удовольствия больше.
              Насчет запрета я абослютно согласен - если запрещать, нужно предлагать альтернативы, которые более трудозатратный скорее всего, но удовольствие приносят тоже.

              Я не против привыкания, я лишь за то, чтобы эти занятия формировали желание трудиться и развиваться, а так же не губили физическое и психическое здоровье. Видеоигры я не отношу к таким занятиям, и, следовательно, не хотел бы от них привыкания ни для себя, ни для кого-либо еще.


              1. LordCyberfox
                00.00.0000 00:00
                +1

                Все хорошо, когда оно не выходит за рамки разумного, это верно!

                И увлечение рыбалкой без меры приведет к плачевным последствиям для бюджета и соализации. А потому, я считаю, что главное вовремя и, по возможности, как можно более качественно показать разнообразие способов досуга. Прививать критическое мышление, учить задавать вопрос «зачем». Это очень важно для того, чтобы человек сформировался разносторонний и в итоге мог выбирать на что потратить свое время и усилия.

                Постскриптум: а племяннику тоже сначала тяжело чтение давалось и даже Хоббит ему сначала не понравился. Помог один способ через годик. Можно попробовать интересно пересказать своими словами кусочек из книги или рассказать про какое-то событие оттуда и после того, как разожгли интерес - сказать, что там ещё много интересного написано, но ему стоит попробовать почитать самому. Попробуйте что-нибудь в этом духе или похожее, главное найти то что будет интересно ребенку, у вас обязательно получится!


              1. Mr_Kruizer
                00.00.0000 00:00
                +1

                Не могу ничего сказать про физическое здоровье, все таки любое малоподвижное увлечение может сказаться на нем без умеренности. Решение простое - делать периодические перерывы для разминки или полноценные комплексы упражнений, желательное в компании.

                Ну, психическим здоровьем вряд ли что-то от игр случиться, если изначально ребенок был здоров. Агрессия, пропагандируемая СМИ? Вспоминаем тех же любителей попялить на спорт и их дебоши после матчей. Так что это не столько игры или спорт виноваты в зерне агрессивности, а огромное множество факторов(включая все виды окружения).

                Для меня(21 год, с компьютером на ты ещё с 8 лет) все наоборот, игры - способ сбросить накопившееся, на уровне пробежек, может даже с какими-то определенным эмоциями позволяет справляться лучше. Игры заставили меня задаться вопросом, как они работают и как их делают, что привело меня к моей текущей профессии программиста. Так же это неплохой способ закрепить знания английского, или вообще пообщаться с носителями языка.

                Если ребенок увлекся "тупыми" играми(без умысла кого-либо оскорбить, ведь даже те же шутеры или гонки отлично повышают внимательность и реакцию что невероятно полезно, к примеру, при обучении вождению), можно порекомендовать, а лучше вместе с ним хотя бы поглядеть, "вумную" альтернативу: экономические симуляторы, стратегии, головоломки или игры типа Screeps: Worlds или While true: Learn().

                Меня игры приучили даже к чтению, познакомившись с жанром игр визуальных новелл, хотя я в половину начальной школы читал по слогам и не любил это дело от слова совсем. Однако необходимость в чтение диалогов, записок и лора подняло мой уровень чтения так, что я способен за день прочитать пару книг объема 200-300стр каждая.

                Как и в любом увлечении нужно знать меру и найти точки соприкосновения интереса и пользы. Я упустил ту самую меру и настолько погряз в играх, что в один момент они просто стали слишком скучными, огромная база пройденных игр и знания в программировании лишили меня вау эффекта от новых механик и фич. Сейчас игра может меня завлечь лишь командной работой, из-за которой игра становится непредсказуемой, или хорошим сюжетом.


          1. Neuromantix
            00.00.0000 00:00

            Если что-то скучное - то ребенок(и взрослый) не будет это читать. И играть в это тоже не будет. Как говорил не помню кто: "Все жанры хороши, кроме скучного".
            Дети зачастую не читают потому что им тексты, предлагаемые в школе, просто непонятны - по причине того. что мир изменился слишком сильно. язык изменился, реалии изменились. Но потом детям попадает в руки "Гарри Поттер" или еще что-то подобное. что их цепляет - и прекрасно они читают, и еще просят. Естественно, литературу, написанную 200-300 лет назад, требующую какого-то культурного, исторического и прочего бэкграунда, они читать не будут - они ее не понимают. Взрослых это тоже касается.


          1. ru1z
            00.00.0000 00:00

            У меня есть ребенок. Читать он не хочет — это тяжело, никакой зависимости от книг быть не может — потому что это работа.[...]У меня есть племянник — он играет, играет много все свои карманные деньги тратит на игры или на железо. Читает ли он? Нет, он читает почти по слогам, ему 12 лет. У него есть друзья — да есть все они игровый друзья. Плохо или это хорошо, я не знаю.
            Больше похоже на влияние обстановки, чем на вклад конкретно игр. Т.е. родители ребенка тянут в одну сторону, а окружение тянет в другую сторону. Родители всегда будут проигрывать окружению, потому что работа отнимает у них большую часть энергии и времени. Если окружение интересуется только определенными развлечениями, то все остальное — работа. Люди, и дети в том числе, всегда руководствуются каким-то сильным личным примером, реже — родителями, чаще — друзьями. Примером могли бы быть учителя, но современные учителя не пользуются особым уважением и не имеют значимого влияния. У меня был одноклассник, который читал только по слогам, когда он закончил школу, игр, как сейчас, еще не было, он попросту гоповатый был. Если было бы возможно, то в случае явных проблем, я бы предложил поменять школу и найти кружки по интересам. Шахматы и настольные, например, тоже игры, но другого плана, можно найти клубы, где ребенок тоже будет играть, но в гораздо более сложные игры и, возможно, тупые игры уже не будут привлекать. Племяннику можно дарить побольше комиксов, как вариант, а потом чуть более сложные интересные книги, тогда, возможно, он будет ориентироваться на нескучного дядю и его знакомые вместе с ним потянутся к чтению.


  1. RomeoGolf
    00.00.0000 00:00
    +3

    На предыдущей работе приходилось немного менторить и контролировать работу студентов-вечерников и вчерашних выпускников. Ничего не скажу про работу мозга, когнитивные способности и прочие внутричерепные штуки (ибо «голова — предмет темный, и исследованию не подлежит») но то, что действительно важно — результаты работы — были гораздо хуже у тех, чьи разговоры были исключительно об играх. Работали они преимущественно хуже по качеству, чаще из-под палки, совершенно не проявляя ни инициативу, ни стремления к профессиональному или какому-то еще росту. Не знаю почему (хотя есть подозрения), просто факт. Они чаще всего не контролировали (не проверяли) собственную работу, сделали как-то, отдали (спихнули) и хорошо. Вернут на доделывание или переделывание — тоже ладно.

    А еще у ребят, которые говорили не только об играх или не говорили о них вообще, обычно в противоположность тем были хобби или околотехнические, что повышало их ценность как молодых специалистов, или спортивные, что улучшало их здоровье и трудоспособность.

    И замечаю по дочери. Если сидит с телефоном дольше обычного (в игрушке или видосиках), то потом долгое время не может сосредоточиться на простых заданиях (рассеивается внимание), найти себе занятие без телефона, ухудшается фантазия, способность подобрать слова для пересказа недавних событий. Сразу вспоминается про «клиповое мышление». Пара дней без телефона (в совместных поездках или прогулках) — и не узнать просто. То же вижу по детям друзей и близких знакомых. Но тут, справедливости ради, вижу, что видосики влияют хуже игрушек.

    Так что фиг его знает, насчет измеримых инструментами изменений, но изменения, обусловленные обучением/дрессировкой очевидны. («Не научит мамка — научит рекламка»)


    1. Markscheider
      00.00.0000 00:00
      +2

      Попробую ответить исходя из своих наблюдений.
      Выводы у вас верные, но причинно-следственная связь не та.
      Вот берем "запойного" геймера школьного возраста. Оставим за кадром, почему он таким стал, это другая тема. Так вот, его главная цель (ожидаемо) - поиграть. Значит, под это надо освободить как можно больше времени. Такой человек привыкает делать уроки (и прочие задания) как можно быстрее (порой - с ущербом для качества). То есть "быстрее закончил с делами - быстрее сел играть".

      Такая модель поведения подростков вполне себе регулируется, но для этого требуется воля и силы родителей. У многих этого нет, поэтому "из класса в класс переходит, а что он в комп играет - так это лучше, чем в подворотне дурь принимать". Не спорю, гейминг (даже запойный) - значительно лучше чем дурь :), но и такую ситуацию нельзя назвать нормальной.

      Теперь к вашим студентам. Вот эта подмеченная особенность

       не контролировали (не проверяли) собственную работу, сделали как-то, отдали (спихнули) и хорошо

      позволяет мне предположить, что ноги растут как раз из школьно-геймерского (запойного) прошлого.


      1. RomeoGolf
        00.00.0000 00:00
        +1

        Пардон, я не говорю о причинно-следственной связи совсем. И почему они такими стали — тоже не говорю (хотя подозрения есть). Но работать я предпочитаю не с геймерами, чисто из практических соображений. Под геймерами здесь я понимаю тех, кто кроме игрушек практически ни о чем говорить не может и другого занятия в свободное время не знает.


    1. Keirichs
      00.00.0000 00:00
      +2

      На вопрос в первом абзаце вы сразу же ответили, если человек работает из под палки и ему не интересна его работа, то почему тогда этот человек должен выпускать качественную продукцию или перепроверять её, а следовательно, причём тут игры?


      1. RomeoGolf
        00.00.0000 00:00

        Я не задавал вопросов, я привел факты из своего опыта. Из-под палки в нашем подразделении работали исключительно те геймеры, ибо работа вообще-то интересная, и с неплохими перспективами профессионального роста по куче направлений, только выбирай. Качественную продукцию человек должен выпускать в соответствии со своими обязанностями. И проверять результаты своей работы — тоже. Я читал их должностную инструкцию, а также писал им, например, инструкцию по настройке. А игры тут не то чтобы причем, просто так получается на практике.


        1. MoscowBrownBear
          00.00.0000 00:00
          +2

          Может быть они, просто, нашли, что то в жизни помимо вашей интересной работы?


          1. RomeoGolf
            00.00.0000 00:00
            +2

            Может быть. Еще может быть алкоголизм интереснее интересной работы. Или участие в запрещенных организациях… Вот только мне пофигу. Что они там нашли, и почему, и как, и хорошо это или плохо.

            Я им не мамка и не офицер-воспитатель. Просто я с такими не хочу работать. Неинтересно, непродуктивно, неэффективно по вложению в них усилий и времени. А с ребятами, которые после работы строят на балконе солнечную электростанцию (на «солнечном» Урале, балбесы) или строят самодельный сноу-парк (криво и косо, потому что пока толком не понимают как правильно) или изучают питон, нафиг не нужный по работе, но интересный сам по себе — очень даже хочу. И с удовольствием работал, и по мере сил помогал, когда просили помощи или совета по работе или помимо работы.


    1. dizatorr
      00.00.0000 00:00

      Возможно, в данном случае, присутствует логическая ошибка - после, не значит в следствии. Есть вероятность, что у тех ребят, которые говорили только об играх, это единственный доступный им вид досуга. Причины доступности могут быть разные, как-то: низкий уровень когнитивных способностей (выбирают что попроще), низкий уровень семейного дохода, иные социальные девиации.


      1. RomeoGolf
        00.00.0000 00:00

        Эти ребята в числе хорошо учившихся в техникуме, некоторые поступили в вуз на бюджет, то есть, с когнитивными способностями у большинства из них несколько выше среднего. Семьи тоже в большинстве нормальные. Опять же повторюсь, вы зря обвиняете меня в логической ошибке. Я еще ни разу не сказал, что это все из-за игр. Я не ищу причинно-следственные связи, но вижу однозначную корреляцию. Я не занимаюсь головологией, я не спец в этом. Но с пробитыми геймерами неинтересно, неконструктивно, непродуктивно и часто просто неприятно. Кстати, они (конкретно те, с кем я сталкивался) еще и катастрофически невежливы — никогда не здороваются и не благодарят.

        Короче, это может быть причина, может быть индикатор, может быть еще что-нибудь, но связь я вижу несомненную.


        1. dizatorr
          00.00.0000 00:00
          +1

          Прошу прощения. Ни сколечко не хотел вас обидеть или в чём-то обвинить. Сам наблюдаю несколько иную картину. Большинство моей знакомой молодёжи сильно увлечены играми. Сам, в своё время, из за компа вылазил с большим трудом. Однако, встретил замечательного и интересного человека, увлечённого работой с молодёжью и вместе с ним создали студенческий клуб туризма и ролевых игр (тех которые с деревянными мечами. Не подумайте ни чего такого :) ). В который подтянули таких же задротов. Туризм, игры на свежем воздухе, пьянки - когнитивщина в полный рост. Другими словами, эскапизм данных товарищей, следует искать далеко от компьютерных игр. В этом состоит моя мысль.


          1. RomeoGolf
            00.00.0000 00:00
            +2

            Ну, конечно же, я не обиделся. Ваш клуб приветствую от души! Считаю, что этим занимаются балбесы, горжусь тем, что сам балбес.
            И вот эти балбесные увлечения не дают мне играть — жалко времени. Туда же и сериалы.
            Был помоложе — играл, конечно. Старкрафт, дум, где-то ГТА кажется 2, халва и квака, контра с товарищами по сетке и чуть-чуть вторых героев и фоллаута. Больше всего застревал на авиасимуляторах, начиная с F16, потому что очень хотелось вживую полетать.

            Однажды сломался на диабле. Кажется, второй. Был в смене, работ было очень мало, всего одна в самом начале ночи. И я, чтобы не уснуть, пошел к баллистикам (у них у первых появилась персоналка как дублер для М222, и туда втихаря поставили пару игрушек) и просидел до сеанса. Отработал и пошел доигрывать. Пришло утро и мои сменщики… Светало… И тут я понял, что мог бы всю ночь спокойно спать, а сейчас взял бы рюкзачок и пошел с фотиком в тайгу. Ну, строго говоря, не совсем тайгу, но почти… А я пойду спать. Проснусь вечером, поужинаю и? Ну да, опять спать, а что еще ночью делать… Сутки псу под хвост. А ради чего? Что я делал эту ночь? Давил на одну (!) кнопку мыши, слегка ее пошевеливая. Чего добился? Прошел 3 уровня. Уровня чего? Заставил бегать по полупроводникам циферки, из-за чего по экрану бегали фишки? что в этом было полезного, интересного, нужного, значительного, достойного внимания или хотя бы того, чтобы похвастаться? Вот фотки мои пейзажные и стихи, сочиненные в лесных прогулках, пользовались неплохой популярностью среди друзей и знакомых, и даже занимали места в конкурсах с нормальным жюри (не СМС-голосование) и даже гонорар однажды был :-)

            И как отрезало. Изредка составлял компанию друзьям в контру, и хорош на этом. Даже чтобы время занять — лучше почитаю, чес-слово.


            1. dizatorr
              00.00.0000 00:00

              Как видите, всему своё время. Время собирать камни, время играть в игры.


  1. dimbo
    00.00.0000 00:00
    +5

    Немного не то они проверяли... Догадался ли кто-нибудь исследовать не когнитивные способности, а социальную адаптацию? И не у пятиклассников, а лет в 16-17? Есть сильное подозрение, что дети, просидевшие весь пубертат за компьютером, в конце концов получают проблемы с социализацией.


    1. Radisto
      00.00.0000 00:00
      +10

      Только нужно учесть и обратный эффект: то, что дети с социальной дезадаптацией могут в принципе уделять компьютерным играм больше времени. Это такой же эскапизм, как у взрослых - какая-нибудь рыбалка в одиночестве или ковыряние ретроавто в гараже безо всякой материальной выгоды. У детей вариантов сбежать от реальности, в которой им нет места, не так много. И игры - один из них. Не знаю, сколько таких детей, но они точно есть, потому что я был одним из них. Компьютера у меня не было, да и вообще много чего не было, я рос в очень небогатой семье, но социализации это нисколько не помогало был бы компьютер - я потратил это время на игры, вероятно, а так просто бесцельно шатался по квартире


      1. dimbo
        00.00.0000 00:00

        Да, конечно, это тоже нужно учитывать. Но, мне кажется, проблема сейчас именно обратная - т.е. не склонные к эскапизму дети просто не имеют возможности общаться вживую. Просто не с кем общаться - все сидят за компами.


        1. saege5b
          00.00.0000 00:00
          +5

          Да собственно особо во дворе делать нечего.
          Стритбол - на любителя, да приедается быстро. Минифутбол - для взрослых лбов - тесноват. Качалки - на сильных любителей.
          Где-то побегать - всё крУгом запаркованно.
          Варианты лапты - аналогично, залепить битой в чью-то лобовуху - вопрос времени (небольшого).
          На велах,самокатах и прочих - маневрировать по кочко-ямам среди машин, ожидая что в любой момент выскочит авто - так себе удовольствие. Куда-то идти, зачастую далеко.
          Спортцентры и прочие досуги - либо дорого, либо специализированные от спортшкол.
          А в школе регулярно задают задания типа: найдите в интернете, ... . Вот и повод.
          Я раз-два в год выгуливал дочь с её подругой на всякие робо-фестивали, они там за часов 10 с микрософт-кинетиком уматывались, что потом с неделю едва двигались.
          Как-то оно выходит, что досуга для подростка лет с 10 уже особо и нет.


        1. DaneSoul
          00.00.0000 00:00
          +4

          Просто не с кем общаться — все сидят за компами.
          А почему он-лайн общение Вы не считаете за общение? В моем детстве не было компьютера и Интернета, но после школы Интернет мне дал социальных контактов, общения и всевозможной социализации и пищи для размышления куда больше чем окружающая реальная жизнь!
          Если бы меня сейчас поставили перед выбором «или-или», то я бы предпочел доступ в Интернет доступу к реальному общению.


          1. dimbo
            00.00.0000 00:00

            Вот и было бы интересно посмотреть на результат исследования социальной адаптации среди молодежи в зависимости от времени, проводимого за компом. В последнее время много говорят про то, что общий уровень депрессии среди молодежи вырос. Лично мне это кажется следствием социальной дезадаптации, которая, в свою очередь, появляется из-за недостатка личного общения.


          1. stanislavskijvlad
            00.00.0000 00:00
            +1

            Потому что когда мы открываем рот и говорим, то участвует речевой центр. А онлайн-общение больше позоже на телепатию. Говорю с уважением.


            1. DaneSoul
              00.00.0000 00:00

              Я бы согласился с этим доводом, если бы речь шла о людях, которые вообще никогда не говорят, а только общаются текстом. Если же человек говорить умеет и периодически это практикует (собственно говоря он-лайн общение тоже может быть голосовым), то о проблемах с моторикой речевого аппарата вряд ли стоит вести речь.
              А вот развитие «богатства» речи, как способности развернуто выражать свою мысль, глубоко анализировать и т.п. — это прекрасно будет развиваться и в текстовом общении, это намного более высокоуровневые вещи, чем произнесение связных звуков.


    1. Darth_Biomech
      00.00.0000 00:00
      +1

      С одной стороны, можно глядя на меня сказать "да, несомненно!", но с другой стороны проблемы с социализацией у меня были и до компьютера, а игры как раз таки помогли найти друзей, а впоследствии и карьеру. Без игр я бы давным давно уже начал принимать наркотики вроде алкоголя или повесился от безысходности.


  1. i273
    00.00.0000 00:00
    +4

    неделя открытий! недавно врач сказала, что яйца не влияют на холестерин, а теперь и игры фактически полезны, ура!


    1. stanislavskijvlad
      00.00.0000 00:00

      Вам надо было сослаться на Героев 3. "Астрологи объявили неделю науки. Количество открытий увеличилось вдвое". Отличная игра, кста. Если без чит-кодов, самому всё делать. Гляну иной раз стрим... как же эти папашки катают. Не так, как мы в начале двухтысячных — через Капитолий. Или Fallout 1,2. Вот вам пример вербального личного общения и социалиции: взахлёб обсуждать кто и как проходит игру. И язык учили между делом, считай. И на уроки хватало времени. Золотое время было, как по мне.


  1. ElVibrio
    00.00.0000 00:00
    +1

    Это не яйца влияют на холестерол, а наоборот.

    Игры развивают игровую зависимость. Физиологическую - получение дозы дофамина без работы мотонейронов и мышц, без тренировки связи мозг - орган эффектор. Без активной работы мышц не тренируются ни сердечно-сосудистая, ни эндокринная, ни иммунная системы. Сможет виртуальный мотогонщик управиться с реальным тяжёлым байком?

    Поведенчески-когнитивную - привычка решать проблемы в рамках стереотипных ответов на игровые модели. Тот же студент не будет формировать творческий или рациональный подход к учебе. Скорее, лишь бы сдать, и снова к развлечениям без усилий?

    Финансовую. Какая разница, человек продувает деньги в казино или покупает кучу игр в иррациональном поиске якобы лучшей?


    1. DaneSoul
      00.00.0000 00:00
      +1

      Сможет виртуальный мотогонщик управиться с реальным тяжёлым байком?
      Ну так и на больничную койку с кучей переломов с виртуального байка тоже крайне мало вероятно попасть. :-)


      1. alexkuzko
        00.00.0000 00:00

        Для поддержания беседы... Но вот рулём с 20 (а сколько сейчас выдают топовые? 25, 35?..) Ньютонами на оси после аварии можно и руки поломать... Я с более чем 10-ю уже ни разу сам лично не играл, но даже там сильный ушиб пальца получить довольно легко. И быстро так учишься что не стоит жестить на дороге ;)

        А с динамического стенда без ремней можно красиво улететь - это, конечно, уже не про среднего игрока...


    1. XAHOK
      00.00.0000 00:00

      Физиологическую

      Телевизор и книги. Первый еще хуже даже, там думать не надо.

      Поведенчески-когнитивную

      Повседневная жизнь - стереотипные ответы на жизненные модели. Болит - к врачу. Еда - в магазин. Тут скорее игры выкидывают из области комфорта, чем обычная жизнь.

      Финансовую

      Нет иррационального поиска лучшей игры, новая игра покупается ровно по тому же принципу, что и новая книга или фильм. По расходам даже дешевле получается, т.к. фильм на 1.5-2 часа, книга на 4-8 часов, а игра на 20-80 часов.

      Проблемы у геймеров с чем угодно, но только не с тем, что вы описали.

      Сможет виртуальный мотогонщик управиться с реальным тяжёлым байком?

      То-то для обучения экстремальному вождению серьезные автосимуляторы используют.


    1. alexkuzko
      00.00.0000 00:00

      Вообще-то, как увлекающийся виртуальными гонками и немного интересующийся темой, хочу сказать что виртуальные гонщики очень даже нормально адаптируются к полноценным автомобилям. Есть много т.н. академий где первый этап это виртуальный отбор, а потом реальная техника. И читал много экспертных (гонщики и причастные) мнений о том что виртуальные гонщики ездят лучше среднего.

      Зачем далеко ходить, вот недавно была Гонка чемпионов. И там виртуальщики чуть было не взгрели лютых профессионалов, по сути просто не повезло. Но уровень был отменным. Оно и в обратную сторону работает, Ферстаппен, действующий чемпион мира в классе Формула 1, также очень и очень хорошо выступает в виртуальных соревнованиях, при этом отмечая что это позволяет оттачивать навыки вождения реальной техники. Что интересно, даже пропасть в уровнях техники (обычный руль, симулятор статический, симулятор динамический, симулятор околореальный) не мешает, различается эффективность, и как это обычно водится, по обратной экспоненте.

      В общем, к чему это я? Игры могут и развивают разные навыки. А будут ли эти навыки полезными и востребованными, зависит и от игры и от целей игрока, явных или скрытых.


  1. TheHangedKing
    00.00.0000 00:00

    Интересно, кто спонсировал исследование.


  1. stanislavskijvlad
    00.00.0000 00:00
    +2

    За качество жизни детей полную ответственность несут родители, имхо. Детьми надо заниматься. Пример: в дошкольном возрасте работа с пластилином вызывает взрывной рост нейро связей. Они так же повторяют поведение тех, кто старше. Если родители любят книги, то нам легче склонить ребёнка к чтению. Так же хочется заметить, что многие 30+ люди, которые учились хорошо, должны радоваться тому, что технологии входили в нашу жизнь постепенно. Многи увлекались компьютерами, даже литературой по Си, Паскалю. Это делает умнее, так ведь ? Люди ещё старше выросли без приставок и мобильных телефонов. (пока это писал, пришёл к выводу, что корень зла не компьютерные игры, а интернет и отсутсвие меры). Как уже писали выше, стоит разграничивать соло и MMO игры. И ещё, цитата классного руководителя моего племянника: "сейчас легко найти ответ на свой вопрос, используя интернет-технологии, а хочется, чтоб дети больше читали и думали сами".


  1. etwaz
    00.00.0000 00:00

    Субъективно наносят, но только "определённые" их жанры


  1. dmitryklerik
    00.00.0000 00:00

    Очевидно "отупление от игр" происходит не от игр как таковых, а от зависимостей которые они вызывают и эксплуатируют. Эсли ты подсел на дешёвое дофаминовое вознаграждение от игры тебе очень сложно будет получать удовольствие от учёбы в школе или от основания новых навыков


  1. vdudouyt
    00.00.0000 00:00

    В принципе утверждения о губительном воздействи видеоигр на психику и в моем детстве (90е - первая половина нулевых) вполне себе походили на обычную журналистскую пугалку для мамаш-наседок.

    Что характерно, сильнее всего, по крайней мере в моем дворе, "попали" именно дети из неполных семей (что для указанного отрезка времени явление вполне обыденное). Там, где были отцы, как ни странно, в среднем по больнице нравы были посвободнее. Ну а из мамкиных игроков в Counter Strike, по итогам, террористом ни один так и не вырос :)