Вместо предисловия

Сразу оговорюсь, данный материал вряд ли будет интересен маститым гитарным мастерам, если только не возникнет желания высказать свое мнение и поучить уму-разуму автора, за что, впрочем, буду весьма благодарен.

Собрался сделать свою третью электрогитару. До нее были сделаны классические копии: Fender Stratocaster и Ibanez JEM 777.

Промт: электрогитара крутая новая напильник отвёртка инструменты
Промт: электрогитара крутая новая напильник отвёртка инструменты

Очень захотелось уйти от классики и сделать гитару в необычном, современном стиле.

Fender Stratocaster и Ibanez JEM 777
Fender Stratocaster и Ibanez JEM 777

После долгих поисков внимание привлекли 2 модели: NIWA Ульриха Тойффеля (Ulrich Teuffel) и Сaligo Фрэнка Хартунга (Frank Hartung). Обе модели меня весьма впечатлили.

На мой взгляд, стилистики Niwa и Caligo очень похожи. Дизайн Niwa и Caligo, очень современен, я бы сказал даже футуристичен, и осознанно не опирается на привычную классику электрогитар. Фрэнк Хартунг создал свою гитару несколько позднее шедевра Ульриха Тойффеля, что позволило предположить, что Хартунг, как минимум, был знаком с творчеством Тойффеля, а как максимум, использовал его некоторые “завиральные” идеи. Действительно, позднее в одном из интервью прочитал, что Хартунг частично учился на работах Ульриха Тойффеля.

В одной из статей прочитал: “Если бы Ульрих Тойффель жил в Средние века, и если бы гитаристы были так же увлечены своими взглядами и традициями, как сейчас, то, скорее всего, немецкий конструктор был бы сожжен на костре”.

У Niwa и Caligo есть свои плюсы и минусы с точки зрения их воспроизведения:

  • на мой взгляд, дизайн Niwa существенно интереснее, но геометрия корпуса весьма сложна и, как следствие, сложнее технология и требуется гораздо больший расход дерева на изготовление корпуса (заявленная толщина Niwa – 90 мм);

  • с другой стороны, головка грифа Caligo, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем у Niwa:

Стоит отметить, что Caligo (от лат. – «мрачный») — род бабочек, включающий более двух десятков видов, обитающих в тропиках и субтропиках Американского континента — от Мексики до Аргентины и Перу.

Очевидно, что голова грифа Хартунга стилизовано очень напоминает бабочку вида Caligo.

На официальном сайте Тойффеля указаны габариты (длина, ширина, толщина) гитары Niwa, на официальном сайте Хартунга (и вообще в Интернет) этих данных найти не удалось; известны лишь длина мензуры – 655 мм и количество ладов – 22.

Вследствие учета этих факторов родилась идея создания электрогитары-гибрида Niwa и Caligo, которая бы вобрала в себя все самое интересное и, по возможности, реализуемое из этих моделей для новичка (коим себя считаю). Название проекта родилось сразу: Niwa + CaliGo = NiGo.

Любопытно, что Nigo – прозвище Томоаки Нагао, широко известного в Америке и Японии дизайнера бренда одежды BAPE (на протяжении 20 лет), тесно сотрудничающего с Uniqlo, с производителем кроссовок adidas Originals, основателя Billionaire Boys Club, участника группы Teriyaki Boyz и просто генератора идей, регулярно сотрудничающего с певцами Фарреллом Уильямсом и Канье Вестом.

Часть 1. Проектируем деку NiGo

Первый вопрос, который возник: насколько схожи геометрия и размеры Niwa и Caligo? Геометрия, чисто визуально, – да, а размеры? Решил “оттолкнуться” от известных размеров мензуры Caligo.

Мензура электрогитары – это расстояние от верхнего порожка грифа до бриджа. В нашем случае – 655 мм.

С помощью любой программы расчета мензуры, например, Fret position calculator, рассчитаем расстояние от верхнего порожка до 22 лада. 

Замечание на перспективу. Для мензуры 655.000 мм., как правило, используются бриджи в стиле Tune-o-matic, размер сустейн-блока бриджа напрямую влияет на выбор толщины корпуса гитары.

Таким образом, при наших исходных данных расстояние от верхнего порожка грифа до 22 лада – 471,197 мм. Запомним это расстояние.

Следовательно, расстояние от 22 лада до бриджа: 655 – 471,197 = 183,803 мм.

Было найдено максимально крупное и максимально фронтальное изображение Caligo, загружено в Фотошоп и обрезано по краям корпуса.

Измерив размеры изображения в Фотошоп, получили:

  • длина – 287,16 мм

  • ширина – 233,89 мм

Измерим расстояние по изображению в Фотошоп между 22 ладом и бриджем. Для этого вырежем его и снимем показания Фотошоп.

Расстояние между 22 порожком и бриджем должно быть 183,803 мм, а на изображении в Фотошоп мы получили 124,18 мм. Таким образом, коэффициент увеличения изображения в Фотошоп (коэф. масштабирования) – 183,803 / 124,18 = 1,48.

Масштабируем изображение Фотошоп, например, по ширине 233,89 х 1,48 = 346,14 мм. Сохраняем изображение в формате PDF. Открываем файл с PDF изображением с помощью Adobe Acrobat Rider.

Выберем опцию <Дополнительные инструменты>, далее – <Инструменты> <Измерить>.

В открывшемся окне выберем Инструмент измерения, например, «Тип привязки. Привязка к конечным точкам».

Для контроля корректности масштабирования измерим расстояние от 22 лада до бриджа.

Получилось 180,54 мм. Аналитические расчеты показали 183,803. Представляется, что 183,803 – 180,54 = 3,263 мм – вполне приемлемый результат, и можно переходить к измерению длины и ширины корпуса.

Измеренная ширина корпуса – 345,22 мм., длина – 423,83 мм.

Округляя, принимаем 345 х 425 мм. Вся остальная необходимая “геометрия” для изготовления шаблона корпуса измеряется аналогично.

Замечания

  1. Мартин Кох в своей известной книге пишет, что приблизительные размеры деки – 320 мм шириной в самой широкой части и около 400 мм длиной до конца места под пятку грифа.

  2. Интересно, что габариты Niwa, заявленные в технической документации, 340 х 450 мм., т.е. в значительной степени совпадают с размерами корпуса Caligo.

За основу шаблона нашей гитары NiGo выберем геометрию Caligo: 340 х 425 мм.

Распечатаем готовый шаблон как Постер в масштабе 100%.

Вырежем контур шаблона и наклеим его на бланк будущей гитары, чтобы вырезать корпус по его контуру доступными средствами. Поскольку я делаю все в домашних условиях и не имею возможности использовать полноценный фрезерный станок, то изготавливаю и обрабатываю корпус с помощью электролобзика, реноватора, Dremel’я, напильников, стружков, циклей, шкурки и т.п. Возможно я ошибаюсь, но в силу вышеизложенных условий, предварительное изготовление шаблона деки, например из ДСП, имеет смысл, если планируется поставить изготовление гитары “на поток”.

Открытым остался вопрос относительно того, какова толщина корпуса гитары. Можно привести довольно много параметров, влияющих на выбор толщины.

Минимальная толщина деки зависит от электроники, устанавливаемой на гитаре, толщины материала, необходимого для крепежа грифа, от размеров сустейн-блока используемой тремоло системы (в народе “туда-сюдатор”), если конечно не планируется устанавливать фиксированный бридж. Пояснений этот тезис не требует, достаточно посмотреть на картинку ниже.

Кроме того, по мнению признанных авторитетов, дека толщиной, меньше 40 мм делает гитару менее привлекательной.

Очень хотелось воспользоваться авторитетом и опытом Тойффеля, поэтому в качестве тремоло-системы была выбрана Gotoh VG 300 (Япония) и механизм для регулировки натяжения пружин Sure Claw от Schaller (Германия).

Глубина сустейн-блока – 41 мм, размеры механизма Sure Claw - 52 х 42 х 14 мм. Таким образом, толщины корпуса 45 мм должно хватить.

Механизм Sure Claw от компании Schaller (Германия) представляет собой устройство для натяжения пружин тремоло системы. Благодаря системе Schaller Tremolo Shure Claw установку и натяжение пружин можно сделать за считанные секунды с помощью шестигранного ключа. В комплекте идет специальное приспособление (керн), с помощью которого можно наметить, где сверлить отверстия в крышке. Преимущества системы:

  • амплитуда натяжения пружин больше: там, где стандартная планка уже уперлась бы в дерево, Sure Claw позволяет подтянуть пружины дальше;

  • высокое передаточное число червячной передачи позволяет очень быстро и точно настроить тремоло;

  • небольшой вес.

Sure Claw была куплена на сайте shamray.ru за 3760 руб. Интересно отметить, что практически 100% поставщиков этого оборудования указывали именно эту цену (вот что значит грамотная ценовая политика эксклюзивного дистрибьютора!).

Подводим итог проектирования NiGo:

  • длина корпуса – 425 мм;

  • ширина корпуса – 340 мм;

  • толщина корпуса – 45 мм.

  • дизайн (приблизительный):

Ручки потенциометров звука, тона и переключатель пока планируется сделать из дерева:

Крепеж: нержавеющая сталь / хром.

В качестве переключателя режимов планируется использование системы push/pull (пуш-пул) предназначенной для того, чтобы при вытягивании ручки отсекать одну из катушек хамбакера, превращая хамбакер в сингл-звукосниматель. Потенциометр может быть использован с любым типом звукоснимателей-хамбакеров. Его можно устанавливать на электрогитары активной и пассивной электроникой.

Как видим, выбранная толщина гитары позволит разместить потенциометр в корпусе.

Выбор материала корпуса

Поскольку определился тренд на “экзотику”, то при выборе материала решил следовать этому тренду.

Вот дерево, которое повергло меня в восторг.

Это – Макоре (Африка) – одна из самых красивых экзотических пород дерева, которое можно встретить на российском рынке.

Дерево несколько сходно с красным, махогониевым деревом мелкослойных разновидностей. По цвету древесина варьирует от розоватого до кроваво-красного или красно-коричневого. Текстура значительно мельче, чем у красного дерева. Древесина плотнее, твёрже и тяжелее.

Поверхность глянцевая.

Подробности об этой и других породах древесины можно найти на сайте «Древесные породы мира».

Найти достаточно широкую доску для деки довольно проблематично, тем более Макоре. В большинстве случаев дека клеится из двух частей.

Как и ранее, заказал бланк Макоре для цельных корпусов на сайте MusicWood.ru – интернет магазин - мастерская, по изготовлению и продаже заготовок из ценных пород древесины для производства гитар:

  • сорт ААА с точной обработкой;

  • длина 500 мм;

  • ширина 180 мм;

  • толщина 45 мм;

  • распил: тангент.

Вот в таком виде я получил заказ через компанию СДЭК.

Приятно отметить, что выставленная цена строго соответствовала результатам предварительных расчетов калькулятора на сайте MusicWood.ru.

Качество, как и ранее, – отменное: сочетание древесной текстуры отменное, две половинки деки подогнаны так, что место склейки почти невидимо. Очень доволен! Не говоря уже о подарке – плашке Макоре, которую я планирую использовать для оформления отдельных элементов корпуса, а также (возможно) изготовления ручек потенциометров и переключателя.

Внимательно рассмотрев фото Caligo, пришел к выводу, что верхний клык аккуратно врезан в корпус гитары (это сложно с точки зрения технологии, но, скорее всего, я не ошибаюсь):

Сделать это в домашних условиях, без специального оборудования, как мне представляется, довольно сложно. Поэтому решил сделать «обманку»: фигурную накладку клыка сверху и соответствующую выборку снизу.

Поскольку в подарок получил плашку Макоре, перед тем, как ваять деку, решил сначала изготовить накладку верхнего клыка, чтобы понять, каков в обработке незнакомый для меня материал.

И тут я готов сообщить две новости, как обычно, плохую и хорошую:

  • плохая – похоже, я приобрел «кусок металла»: настолько тверда и сложна структура дерева в обработке;

  • хорошая: как же «звонко» звучит дерево Макоре при простукивании; посмотрим, что будет в финале!

Часть 2. Изготавливаем деку NiGo (продолжение следует)...

Коротко об авторе

Швыркин Игорь Николаевич, 1955 г.р., полковник запаса, два высших образования (Академия РВСН им. Ф.Э. Дзержинского, МГУ им. М.В. Ломоносова), кандидат технических наук.

Комментарии (9)


  1. Daddy_Cool
    09.04.2023 11:24
    +5

    Дальше самое интересное! Я как-то захотел сам сделать гитару, благо ЧПУ есть под рукой и подумал, что сильно заморачиваться не буду - возьму модель обычного Стратокастера и поменяю пару размерчиков... Ха! Как бы не так - все размеры оказались завязаны друг на друга и пришлось осваивать 3D моделирование во Fusion 360. А насчет дерева... Вот вам

    Краткая энциклопедия дерева для гитар

    Каждый гитарист мечтает, чтобы у него была самая-самая лучшая гитара. Однако увы - музыканты редко обращают внимание на материал, из которого сделан их инструмент, чем пользуются всякие Фендеры и Гибсоны, подсовывая свои стратокастеры и лесполы всем на все случаи жизни. Ниже мы сделали подборку рекомендуемых материалов для различных музыкальных стилей.

    На первое место, разумеется, надо поставить черное дерево. Это очень твердая и плотная порода, кусок черного дерева тонет в воде, поэтому будьте осторожны с гитарой из черного дерева, если играете возле водоемов. К тому же оно чрезвычайно дорогое, и только очень богатые рокеры могут позволить себе такую гитару для исполнения… правильно – блэк-металла. Мы не знаем богатых исполнителей блэк-металла, поэтому не можем сказать, существуют ли такие гитары в реальности.

    Красное дерево. Традиционно использовалось в изготовлении гитар для военных ансамблей, которые исполняют революционные песни: «Веди, Будённый, нас смелее в бой», «Варшавянка» и прочие. Особенно проникновенно на таком инструменте звучит «Интернационал». Среди личных вещей Фиделя Кастро и Сальвадора Альенде были найдены гитары именно из красного дерева. По легенде, гитара из красного дерева (правда, акустическая) была положена в гроб вождя мирового пролетариата, затем какое-то время экспонировалась в музее В.И. Ленина, пока не была украдена агентами ЦРУ.

    Тополь – получил распространение только в последнее время и по сути заменил красное дерево в военно-патриотической музыке. Знатоки говорят, что гитары из тополя особенно проникновенно звучат либо на глубине нескольких десятков метров, либо на высоте нескольких километров.

    Осина – редкое дерево для изготовления гитар, поскольку гитары из осины использовались только в целях экзорцизма. Непосредственно перед актом изгнания на них исполнялись католические хоралы, если под рукой не оказывалось органа. В связи с основным предназначением имели характерную заостренную форму и одну струну.

    Плакучая ива – идеальное гитарное дерево для исполнения русских романсов (в акустическом варианте) и танибулановой (в электрическом). Игра на таком инструменте сопровождается повышением влажности окружающей среды, поэтому мы настоятельно рекомендуем в кейсе с гитарой из плакучей ивы держать гигроскопичный силикогель или хотя бы пару носовых платков.

    Лавр – вечнозеленое субтропическое растение, из которого получаются отличные гитары для исполнения торжественных гимнов. В 1943 году музыка будущего гимна Советского Союза была исполнена для политбюро именно на гитаре из лавра – результат вы слышите по сей день.

    Железное дерево - хорошо подходит для гитар музыкантов в стиле «индастриал». Тем не менее, не очень сильно распространено в этой среде, поскольку многие industrial-музыканты предпочитают гитары из настоящего железа, несмотря на их немалый вес.

    Розовое дерево. Отлично подходит для мимимишной музыки, исполняемой девочками-подростками.

    Клен – традиционные канадские гитары для игры в хоккей.

    Тик – ценное дерево из юго-восточной Азии. Рекомендуется для излишне спокойных джазовых музыкантов. Игра на таком инструменте придаст игре некоторую ритмичную нервозность. Тем не менее, длительное использование такого инструмента не рекомендуем по медицинским причинам.

    Дуб – чрезвычайно прочная древесина делает гитары из этого дерева идеальным инструментам для исполнения шансона, и вообще – использования в любых агрессивных средах.

    Береза и калина – хороший выбор для русского фолка, для песен, прославляющих Перуна и Даждь-бога, поля, леса и перелески, речки звонкие и головушки кудрявые.

    Ель – очевидный выбор для новогодних песен. Как известно, знаменитая «В лесу родилась ёлочка» была сочинена, когда в руках композитора была гитара именно из ели.

    Пальма. Все регги-музыканты обожают играть под пальмами на гитарах из пальмы. По неуточненным сведениям, недавно стараниями гавайских селекционеров была получена многолетняя конопля, так что, возможно, через несколько лет, когда будут получены первые конопляные стволы, популярность пальмовых гитар в этой среде снизится.

    Саксаул. Основной материал для изготовления гитар в Казахстане предназначенных для исполнения традиционной казахской музыки.

    Каучуковое дерево. Хорошо подходит для медленных, тягучих мелодий. Если рядом найдется подружка, вдохновленная вашей игрой, а в кармане не найдется изделия №2, то, отщипнув кусочек гитары, вы сможете решить эту проблему.

    Сосна – такие гитары используются для подачи сигнала бедствия  - S.O.S. Оснащаются одной струной и одним ладом. Ели же сосна корабельная, то такими гитарами снабжаются ансамбли песни и пляски ВМФ.

    Драконово дерево – именно на гитаре из этого дерева была исполнена музыка к фильму «Игры престолов», также используется в музыке для экранизаций сказок про Змея Горыныча. В последнем случае хороши комбинированные варианты с березой.

    Вопрос об идеальной гитаре для русского рока однозначно пока не разрешен. Высказываются мнения, что особенно хороша виноградная лоза, но такие гитары достаточно редки, чем объясняется небольшое количество качественных исполнителей на русской рок-сцене. Поэтому чаще всего используется липа – причем с тем же эффектом.

    Фанера – материал, используемый вместо материала для гитары. В результате получаем отсутствие гитары, что в руках хорошего фанерщика неотличимо от настоящей гитары. (Прим. авторов - здесь важно не перепутать фанеру с воображаемой гитарой – для воображаемой гитары в качестве материала используется вполне конкретный и осязаемый воздух).


    1. Refridgerator
      09.04.2023 11:24
      +2

      Дерево из переработанного пластика — для веганов и экоактивистов.


  1. Arhammon
    09.04.2023 11:24
    +4

    В 2023 меня умиляет словосочетание экзотическое дерево - применительно к тропическому дереву которое можно купить в 1 клик. А попробуйте купить заготовку например из совершенно не экзотической яблони...


    1. Daddy_Cool
      09.04.2023 11:24

      Поискал - можно, но трудно. Другой вопрос зачем именно яблоня. А гитары кажется делали уж из всего ))). Даже из сосны, ради теста.


      1. Arhammon
        09.04.2023 11:24
        +2

        Просто пример как раз очень редкого, экзотичного материала - который не растёт прямой и большого диаметра. Так если бы только не рос, так он еще и при сушке лопается... зато если чудо произошло, то очень красивый, прочный и легко обрабатываемый материал.


      1. swingaroo
        09.04.2023 11:24

        Fender и G&L вполне себе делают серийные сосновые гитары


        1. Daddy_Cool
          09.04.2023 11:24

          Ого. Интересно зачем. Один гитарный мастер сделал акустическую гитару из сосны ради эксперимента - получилось вроде неплохо по его словам.


          1. Arhammon
            09.04.2023 11:24

            Как минимум у сосны преимущество в весе. В плане просто столярки, её просто недолюбливают за необходимость тщательно выбирать заготовки и сложную обработку, чтоб получилось хорошее изделие(которое пусть и хорошее, но как дуб и тем более тропики не продать). Зачем заморачиваться, если можно просто взять берёзу, бук итп...


            1. HiMem-74
              09.04.2023 11:24

              А еще проблема в смоле, смола мажется на инструмент, наматывается на фрезу и получаются прижоги, даже если ставить минимальные обороты.