В нашем блоге на Мегамозге мы много пишем об интересных подходах к управлению проектами (которые стараемся применять в работе над облачным сервисом 1cloud) и интересных способах решения проблем, с которыми сталкиваются ИТ-компании.

Мы уже писали о том, как нанимать программистов, как безболезненно переводить разработчиков в менеджеры, а сегодня речь пойдет о том, с какими проблемами столкнется команда ИТ-компании при переезде на новый мессенджер для корпоративного общения (например, Slack).

В последние несколько лет большую популярность получили так называемые мессенджеры для командной работы. Эти инструменты позволяют командам внутри компании создавать специальные комнаты, в которых публикуются сообщения по конкретным темам (или от определенных систем).

Постепенно лидерство в данной нише захватил инструмент под названием Slack — он довольно удобен, имеет красивый дизайн, и им пользуется все большей компаний. А значит, их контрагенты, которые еще не перешли на Slack, вынуждены это делать, для того, чтобы общаться, к примеру, с клиентами, там, где тем удобно.

Но если компания до этого привыкла использовать другой корпоративный мессенджер, переезд может быть не такой простой задачей. Сотрудники образовательного сервиса Khan Academy столкнулись с необходимости внедрения нового чата для командной работы и теперь рассказывают о своем опыте и этапах переезда.

Этап 1: технические сложности


Старой системой для внутрикорпоративного общения в Khan Academy был сервис HipChat. В нем были созданы комнаты для обсуждения конкретных тем, распределены права доступа в диалогам, администраторы привыкли к работе с интерфейсом управления, были налажены интеграции со сторонним софтом (например, для отправки обновлений в проектах Asana в конкретную комнату).

Фактически, вся наша система развертывания софта была завязана на HipChat.



Поэтому, чтобы избежать проблем в будущем, инженеры Khan Academy изучили все точки контакта HipChat с внутренней системой проекта (она работает на собственной открытой библиотеке alertlib) и внешними сервисами вроде GitHub и Asana. Здесь плюс перехода на Slack заключается в том, что из-за его популярности, команде проекта не пришлось переписывать собственные коннекторы к чату — все интеграции уже созданы разработчиками внешних систем.

Система развертывания софта Khan Academy называется Sun Wukong и главной задачей был перевод ее на рельсы общения со Slack. Здесь возникло две трудности. Чтобы облегчить переезд, сначала было решено выделить небольшую команду разработчиков, которые работали бы с двумя мессенджерами одновременно, чтобы понять все узкие места. Однако внутренние механизмы Sun не позволяли одновременно подключить ее к двум чат-приложениям.

Кроме того, Sun использовал для интеграции с HipChat Hubot, однако делал это только номинально, не применяя никаких методов Hubot API. А значит, даже то, что Hubot отлично работает с API Slack, никак не помогало делу.

Команде Khan Academy пришлось модифицировать задачи (jobs) системы развертывания таким образом, чтобы они публиковали свое состояние в JSON-файл, расположенный на билд-сервере, а затем научить Sun полагаться в работе на данные, представленные на билд-сервере.



В итоге инженерам удалось добиться желаемого — в конце концов все заработало и в Slack.

Этап 2: Организационные проблемы


В Slack довольно богатые возможности по отображению и форматированию сообщений, поэтому при переезде с менее утонченного инструмента, изначально перенесенные оповещения будут выглядеть не очень.

И здесь снова помог подход с одновременным использованием двух мессенджеров небольшой командой внутри проекта. Таким образом удалось выявить наиболее страшные и некрасивые оповещения, исправив их задолго до того, как они могли вызвать у кого-нибудь проблемы при использовании «в продакшене».

Кроме того, по традиции Khan Academy, в чат-инфраструктуре компании существует комната, которая предназначена для общения с бывшими сотрудниками. Они не должны иметь доступа к текущей бизнес-информации, но компания старается сохранять с ними связь. Точно также, работники, с которыми компания сотрудничает по временному контракту, не должны иметь доступ ко всей публикующейся в разных чатах информации.

Перенести все такие настройки в точности из одного корпоративного чата в другой не так-то просто, поэтому имеет смысл сначала составить некий документ, описывающий связи между участниками общения и информацию, которую им можно доверить, а затем найти нужную функциональность для обеспечения такого уровня доступа в новой системе.

Этап 3: Переписывание документации


Самый «механический» этап, однако работы здесь нужно проделать много — следует обновить описания того, в какие комнаты какие программы и что публикуют, описать способы подключения и правила общения в определенных комнатах и т.д.

Khan Academy нашла неплохой лайфхак, помогающий сразу испытать новую документацию в деле — переход на новую чат-систему и внедрение новых описаний совпал с выходом на работу группы новых сотрудников. Так что новые члены команды сразу начали использовать обновленную документацию.

Заключение: Подготовка позволяет избежать проблем


Как это часто бывает при работе над ИТ-проектами, все решает правильная подготовка. Использование метода первоначального тестового внедрения новой чат-системы, позволило локализовать самые узкие места будущего переезда и решить все технические и организационные проблемы без риска коллапса работы всей компании.

В случаях масштабных технологических переездов очень важно сохранить возможность одновременного использования двух систем — при возникновении серьезных проблем это позволит быстро «откатиться» на старую работающую версию.

Комментарии (1)


  1. Vorchun
    16.11.2015 23:36

    У нас небольшая организация. Переходили с Битрикс24 на Слак. В Битриксе в то время (год назад) чат был не очень продуман. Да, есть чат на сайте, есть ПО, есть мобильное апп, но зависало часто. Плюс группы оторваны от чата.

    Слак понравился тем, что есть три варианта: личное, общие группы и закрытые группы. Работает стабильно на всех платформах. Есть много мелких удобных фишек.

    Народу не нравится английская морда. Мы переезжали можно сказать насильственно, поэтому много чего услышали в свой адрес. Совет всем: сначала покажите пользу.

    В планах:
    1. Начать использовать интеграции. Идей на два листа
    2. Или перейти на родной Телеграмм. Но пока чего-то волшебного относительно Слака не видим