Приветствую, моё имя Назар. Я композитор и аранжировщик. Сочиняю музыку для игр и фильмов. Портфолио можно посмотреть здесь. Сотрудничаю с несколькими инди-проектами: Dictator Glory Fatherland, Sumo tatami и Артур и Шестая эпоха

Эта статья полезна для тех, кто ищет композитора, и для самих композиторов.

Как искать композитора

Сделайте так, чтобы композиторы сами вас искали. Напишите пост в профессиональных пабликах и форумах. Список известных мне сообществ в таблице. Расскажите о проекте и дайте краткое ТЗ. Композиторы сами начнут откликаться. Будьте готовы к гигантскому потоку предложений. Возможно среди них появится нужный человек. Чтобы понять наверняка я выделил 5 признаков дилетанта. Эти критерии помогут сохранить время, деньги и ментальное здоровье.

5 признаков дилетанта

  • Слабая база

  • Нет опыта работы

  • Не умеет вести диалог

  • Срывает дедлайн

  • Профессиональный застой

Если вы ещё не поняли серьезность ситуации, то вот пример что будет, если пустить в проект дилетанта

Слабая база

Чтобы выяснить базу композитора - спросите об образовании. Под образованием я имею ввиду те учебные заведения, которые предлагают структурированную систему знаний. Самый хардкорный вариант музыкального образования: музыкальная школа+училище+консерватория=16 лет.   

Я учился в Московской школе кино и Институте звукового дизайна. Это альтернативный 16 годам путь. За год преподаватели из индустрии помогают стать компетентным специалистом. Обучающие видосики и онлайн-курсы хороши как дополнение к фундаменту. Если вы думаете, что можно сформировать прочную базу по видосам чувака с ютуба то

Встречаются выдающиеся композиторы-самоучки: Ханс Циммер, Густаво Сантаолалья. Но это исключения. Большинство знаменитых композиторов: Кевин Маклауд, Рамин Джавади, Джереми Соул, Пол Ромеро и т.д. -  имеют музыкальное образование.

Нет опыта работы

Представим выпускника консерватории с красным дипломом. Он умеет сочинять музыку. Но сможет ли такой композитор написать музыку для игры или фильма, если у него нет такого опыта? Зависит от того, сколько времени вы готовы уделить композитору.

Придется много общаться и вносить правки. 

Моим первым проектом была дипломная работа выпускницы режиссерского факультета КИТ. До этого я никогда не сочинял музыку для кино. Режиссер очень подробно объясняла мне как должна работать музыка в её фильме. Я впитывал информацию и учился на ходу. В итоге мы добились хорошего результат и остались довольны сотрудничеством. 

Плюс в том, что композитор без опыта может согласиться работать для портфолио. Если вы не готовы рисковать и тратить много времени на разговоры, то берите композитора с опытом.

Не умеет вести диалог

Фамильярность, грубость и хамство - точно не помогут успешно завершить проект. Но проблему в общение можно не увидеть в начале. Чем позже проблема проявится, тем хуже для вашего проекта. 

Обсудить острые вопросы - лучший тест на адекватность. Сделайте это до того, как начнете работать. Уважайте своё и чужое время.

Острые вопросы:

  • Оплата

  • Дедлайн

  • ТЗ

  • Авторские права

  • Стиль общение

  • Рабочее время

Срывает дедлайн

От старших коллег я слышал утверждение, что работодателю важнее не талант, а способность соблюдать дедлайн. Как понять, что композитор не похерит дедлайн? Спросите у тех, с кем он работал. Если композитор не умеет успевать в срок - он дилетант.

Профессиональный застой

Так бывает, когда профессионал уже 20, 30, 40, ∞ лет в индустрии.  С годами может появиться уверенность, что ты всё знаешь и умеешь. “Я делал это уже тысячу раз! Зачем что-то менять, если и так всё работает?”

Рабочие шаблоны уместны, когда нужно сделать что-то конкретное, быстро и качественно. Если ТЗ совпадает с видением композитора, тогда нет проблем. А справится ли композитор с задачей, которая для него не характерна?

  • Оцените разнообразие жанров в портфолио композитора

  • Спросите  готов ли композитор к экспериментам

Эти признаки помогут вам убедиться в компетентности композитора или выявить в нем дилетанта. Насторожитесь, если есть хотя бы один признак. А если есть все …

(Шутка) В дилетантстве нет ничего плохого. Я тоже был дилетантом. Но мои первые заказчики поверили в меня. В общении с работодателем я стараюсь показать адекватность и стремление учиться Этих вводных иногда достаточно для начинающего заказчика. Главное двигаться и развиваться, а всё остальное придёт с опытом.

Не бойтесь быть дилетантом, бойтесь им оставаться.

Комментарии (12)


  1. Keeper9
    05.06.2023 07:22
    +2

    Что вы думаете о Мике Гордоне и Остине Уинтори?


    1. nazbalu Автор
      05.06.2023 07:22

      Прекрасные и разноплановые композиторы! Для меня один из главных критериев успешности композитора - это его востребованность в индустрии. Очевидно, что у них с этим всё в порядке.)


  1. akakoychenko
    05.06.2023 07:22

    А что думаете об использовании нейросетей? Можно ли считать, что, если композитор плавает в теме, и не использует нейросети, то см. последний пункт "застой"?


    1. nazbalu Автор
      05.06.2023 07:22
      +2

      Для профессионального композитора использование нейросетей не является обязательным компонентом. Функционал генерации музыки пока ещё недостаточно гибкий. В основном нейросети генерируют трек целиком и у композитора нет возможности менять структуру трека, аранжировку и т.д. Я встречал нейросети, которые можно раскладывать на инструменты, но и это пока на довольно примитивном уровне. Пока что проще и быстрее создавать трек самому, потому как ты имеешь полный контроль над звуком. В каком-то смысле, работа композитора напоминает алгоритм нейросети. Когда я начинаю сочинять, то прежде слушаю массу референсов и формирую общее понимание музыкального стиля. Я не встречал нейросети, которые умеют генерить музыку под видео так, как это делает человек. Уверен, что нейросетями будут пользоваться профессионалы, это будет одним из инструментов для ускорения и упрощения работы.


  1. redzumi
    05.06.2023 07:22
    +1

    Есть ощущение, что "слабая база = нет муз. образования" – примерно как высшее образование в ИТ. Да, безусловно теорию знать важно и нужно, однако для хорошо звучащего сочинительства ее нужно не так много, как мне кажется, тем более в инди.


    1. nazbalu Автор
      05.06.2023 07:22
      +1

      Мне кажется, чем крепче база, тем точнее будет результат. Безусловно, есть талантливые люди, умеющие так тыкнуть пальцем в небо, что это приводит в восторг! Однако, с точки зрения бизнеса, нанимать такого специалиста рискованно. Заказчик больше доверяет тем, у кого есть база, понимание творческих процессов и дисциплина.


  1. Dart55
    05.06.2023 07:22

    Инструкция о том как вместо композитора найти инфоцигана.


    1. nazbalu Автор
      05.06.2023 07:22

      На чем основано ваше спорное утверждение?


  1. Refridgerator
    05.06.2023 07:22
    +1

    Я так понимаю, статья носит рекламный характер, и с мемами явный перебор. Однако на хабре достаточно увлекающихся музыкой людей, которые даже нотную грамоту знают. Поэтому полезнее для обоих сторон было бы осветить более конкретные вопросы. Есть ли у вас какие-то готовые шаблоны и наработки? Сочиняете ли вы музыку постоянно, чтобы в подходящий момент её просто подогнать под конкретную задачу, или же каждый раз — с нуля? Почему ваша братия срывает деадлайны, на что уходит время? Чем они вообще живут между заказами? Какие сейчас цены на рынке муз.услуг? Если, например, я дам вам свои наработки с темами, вы сможете привести их к профессиональному виду и звучанию?


    1. nazbalu Автор
      05.06.2023 07:22

      Отвечу по порядку:

      1. Готовые наработки и сочинение с нуля - в своей работе я использую оба подхода. Сперва я предлагаю заказчику свои готовые наработки. Такой подход мне нравится тем, что я могу пристроить к проекту свои уникальные треки, в которые я вложил душу. Если наработки не подходят заказчику, то приходится сочинять с нуля.

      2. Почему ваша братия срывает деадлайны, на что уходит время? - наша братия ничем не отличается от любой другой братии.) Есть предрассудки, что творческие люди не дисциплинированы, не умеют планировать свои рабочие процессы. Это такой же миф из серии, что художник должен быть голодным. Нужно ответственно подойти к выбору специалиста, так как соблюдение дедлайна зависит и от заказчика тоже. Ещё один способ протестировать специалиста - дать ему тестовое задание.

      3. Чем музыканты живут между заказами? - все достаточно индивидуально. Чем более востребован специалист, тем более загружен его график. Начинающие живут от заказа до заказа, это самый тяжелый этап, когда тебя мало кто знает. Необходимо набраться опыта и зарекомендовать себя в индустрии. Всё это имеет отношение к развитию личного бренда. Об этой теме стоит поговорить отдельно.

      4. Какие сейчас цены на рынке муз.услуг? - музыкальный рынок можно условно поделить на 3 сегмента: начальный-средний-топовый. Начальный - самый широко представленный. В этом сегменте можно найти исполнителя, который готов работать бесплатно для портфолио. Средний сегмент начинается примерно с 5000р за 1 мин музыки. Топовый сегмент может начинаться от 30000р за 1 минуту. Это очень примерные цифры, основанные на общении с коллегами. Важно уточнить, что встречаются классные специалисты с умеренным ценником, так и дилетанты с раздутым самомнением.

      5. Если я дам вам свои наработки с темами, вы сможете привести их к профессиональному виду и звучанию? Да, это не проблема. В профессию композитора входит не только сочинение музыкальных тем, но и аранжировка готового материала.


      1. Refridgerator
        05.06.2023 07:22
        +1

        А конкретно с вашим портфолио где можно ознакомиться?