В данной публикации рассмотрим вопрос с разбором и комментариями официальных ответов ФАС, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы. А именно, нужно ли компаниям маркировать собственные посты у себя в социальных сетях, в том числе в запрещенных у нас соцсетях.

Заметим, что на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма - нет штрафов, значит не будем и маркировать.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.
Более того, только в апреле 2023 года ФАС и Роскомнадзор направили в Госдуму поправки в КОАП на обеспечения правовой базы для штрафов за неисполнение закона о маркировки рекламы. На данный момент поправки приняты, но пока в первом чтении.

Итак, как решался поставленный вопрос?

Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги

Поясним, почему именно в ФАС

Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая

Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).

Напомним, какие бывают рекламные материалы

В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:

  1. Продажа автозапчастей Камспартс

  2. Додо-пицца

Заметим, что никоим образом упоминание данных брендов не связано с рекламной целью, а использовано лишь для того, чтобы предоставить вам качественную экспертизу по вопросу маркировки на конкретном примере.

Камспартс:

В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.

Пост 1

В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС

Пост 2

В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.

Пост 3

Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара

ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти - от 20 до 30 дней

Какой ответ в итоге был получен от ФАС?

Выделим наиболее важное и существенное

А также

Какие выводы можно однозначно сделать?

ФАС дает достаточную вольницу и поле для маневра. Указанные посты в запросе, как впрочем вся лента данной кампании в социальной сети НЕ нарушает закон о рекламе и НЕ требует маркировки. ФАС также разрешает в постах сообщать об акциях, ценах, мероприятиях и иных действиях в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов. ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке. Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу.

Додо-пицца

Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС

Ответ ФАС по данному запросу

По сути, ФАС дал аналогичную трактовку и обозначил свою позицию в отношении сайтов и постов в соцсетях для Додо-пицца, так же как и для Камспартс (см. выше)

А как поступать с постами, которые могут иметь место в запрещенных у нас соцсетях?

Здесь ответ ФАС насчет постов в организациях запрещенных на территории России.


ФАС однозначно определяет, что публикации в запрещенных соцсетях не регулируется, никоим образом не отслеживаются данным ведомством и не входит в компетенцию ФАС. Поэтому маркировка в запрещенных соцсетях не требуется

Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра

Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»?

Ничего страшного. Вот подборка базовых рекомендаций

Если вам необходимо размещать баннеры в постах соцсетей, то делайте это используя общие формулировки. Например, как это делает на сайте Сбермегамаркет. У сбера свой ОРД. Они с ФАС и Роскомнадзором на короткой ноге, поэтому приемы, которые использует Сбермегамаркет подойдут всем, кто публикует баннеры на сайте и в постах соцсетей. Зачем тратить ресурсы на маркировку, отчетности по ней в ОРД, когда можно обходить маркировку, указанными рекомендациями?

Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание бренда и конкретного товара. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в постах соцсетей.

А вот в этом случае баннеры имеют информацию об конкретном бренде и подлежат маркировке, что и сделано. Естественно, если один из указанных баннеров поместить в пост соцсетей, то он там подлежит маркировке

P.S.

Вообщем, неопределенность и подвешенное состояние насчет штрафов сохраняется. В любом случае бизнесу необходима полноценная экспертиза по вопросам маркировки рекламы и отчетности в ОРД для исключения претензий и штрафов (в будущем) со стороны исполнительных органов власти.

Надеюсь, что данный материал и предоставленная экспертиза будет полезна для вас.

Комментарии (6)


  1. fire64
    07.06.2023 15:24

    Тема то интересная...

    Невольно возникает множество вопросов.

    Например, конкурент начинает рекламить ваш магазин, без идентификатора , что за это будет и кому?

    Второй вариант: вы заплатили известному блогеру и он начинает активно пиарить ваш бренд, что тогда?

    Третий вариант, фрилансер активно рекламит свои услуги на сайтах и в мессенджерах. На него распространяется это требование?


    1. dhppc Автор
      07.06.2023 15:24
      +1

      Первый вариант. Конечно, такие экзотические случаи возможны. Если вы попадете под кастомную проверку ФАС и РКН и они обнаружат, что в сети присутствует рекламный материал, который ведет на ваши посадочные страницы, то будут разбираться. Тут самое главное, кто оплачивал данную рекламу и имеет ли отношение это юридическое лицо к вам какое-либо отношение. Честно говоря, такая подлянка от конкурента выйдет ему боком и оштрафуют именно его, а не вас.
      Второй вариант. Реклама у блогера это классическая схема продвижения. Рекламная цепочка Рекламодатель-Рекламораспространитель (блогер). Главное правило- отчетность по закону заносит тот, у кого Доходный договор (здесь у Блогера). НО вы между собой можете переопределить кто будет оформлять отчетность в ОРД и получать токены (закрепить в договоре). Это РКН не запрещает. Практика такая есть. Например, вот моя статья на Хабр, где рекламодателю приходится самому вести всю отчетность вместо блогера, так как он не умеет работать с ОРД
      Третий вариант. Если фрилансер рекламирует свои услуги на своем сайте, то это носит справочно-информационную сущность и не подлежит маркировке (есть некторые отдельные случаи, когда это может признаться саморекламой у себя на сайте и подлежит маркировке).
      Какие мессенджеры вы имеете ввиду? Телеграмм? Если в своем Телеграмм то маркировать ничего не надо. Если посевы на чужих телеграмм каналах и аккаунтах, то маркировка нужна


  1. Razbezhkin
    07.06.2023 15:24
    +1

    Является ли размещение карточек товаров на маркетплейсах рекламой? А товаров в интернет магазинах?


    1. dhppc Автор
      07.06.2023 15:24

      1. Насчет маркетплейсов. Ваш аккаунт с карточками товаров на маркетплейсе следует оценивать как ваш собственный отдельный интернет-ресурс, который принадлежит вам как бизнесу. Аналогия аккаунт в соцсетях. Поэтому любая информация о вашем ассортименте товаров как на сайте, на маркетплесах, так и на ваших аккаунтах в соцсетях (в том числе) имеет, по официальной позиции ФАС, справочно-информационную сущность. И не подлжелит маркировке. Однозначно.

      2. Насчет сайта. Как подчеркивает ФАС, ваш сайт, ассортимент товаров (в том числе отдельная карточка товаров в том числе из каталога), информациях о ценах, скидках, акциях имеет справочно-информационную сущность и не подлежит маркировке


  1. Robastik
    07.06.2023 15:24
    +2

    Вот этот ваш пост рекламирует услуги специалиста по платному трафику. Как это трактует ФАС?


    1. dhppc Автор
      07.06.2023 15:24
      -1

      Этот пост (статья) сделан на аккаунте Хабра, который принадлежит мне. Это все равно что мой пост у себя в любой соцсети. Системно это одно и тоже. Маркировке данный материал (статья) не подлежит, так как несет справочно-информационную сущность. Все статьи на моем аккаунте здесь оформлены по сути в едином стиле (картинки + текст). Если бы я в пост вложил яркий баннер с призывом: "Заказажите настройку контекстной рекламы. Для рекламы розовых слонов скидка 50%", то (если бы модерация такое пропустила, что исключено) мне бы пришлось маркировать этот баннер так (сначала получить токены erid в ОРД): Реклама. ИП Хатин Дмитрий Степанович. Erid:xxxxx. Ну, а потом оформлять отчетность в ОРД с разаллокациями по креативам и изначальному договору. Это размещение имело бы статус Самореклама с нулевыми актами в отчетности ОРД.