Компьютерные игры Японии — это всегда особый мир, который населяют монстры и киллеры, зомби и охотники.

Кто из мальчишек в детстве (вне зависимости от страны проживания) не мечтал об игровой приставке SEGA или Nintendo? Кто не мечтал «порубиться» после школы, уничтожив максимальное число злодеев?

Одним из столпов этого выстроенного виртуального пространства считается Хидэо Кодзима.

Чем известен?

Он родился в августе 1963 года в Токио. Был младшим из трех детей, когда ему было 4 года, семья переехала в Осаку.

— Именно в то время мои родители ввели семейную традицию: каждый вечер мы все вместе смотрели фильм. Мне не разрешали ложиться спать, пока фильм не закончился: в отличие от большинства детей, родители были большими поклонниками вестернов, европейского кино и ужасов... Они не просто показывали мне детские фильмы. Я даже видел сексуальные сцены, — рассказывал Кодзима в интервью The Guardian в 2012 году.

Отец Кодзимы умер, когда ему было всего 13 лет.

Семья постоянно переезжала. Хидэо говорил, что за ним практически никто не присматривал. Он взрослел самостоятельно и чувствовал свое одиночество.

Что касается карьеры, то сначала Кодзима мечтал снимать свои фильмы. Дело в том, что в школе проводился ежегодно фестиваль культуры. Идея начинающего режиссера была простой — надо создать ленту о зомби, показать его на подобном мероприятии, продать как можно больше билетов и заработать денег. Инициатива, к сожалению, провалилась.

В 1986 году 23-летний Хидэо трудоустроился в игровое издательство Konami. Друзья и родственники этот выбор не одобрили: работа в подобной компании в японском обществе считалась низкостатусной.

Сам Кодзима рассказывал. Однажды пригласили на свадьбу. Жених, представляя его, заявил: господин Хидэо — очень талантливый и во всем остальном приятный человек, но, к сожалению, он по неизвестной причине стал работать в игровой индустрии. Слова мужчины утонули во взрыве хохота.

— В то время в японском языке не было даже слова «гейм-дизайнер». Я лгал на вечеринках. Мол, я работал в финансовой фирме... — говорил Кодзима позже.

Первая игра и первый успех

Первая игра Кодзимы — Penguin Adventure. Проект очаровал начальство Konami, которое было в восторге от предлагаемых Хидэо элементов ролевых игр, альтернативными концовками, а также возможности покупки предметов. Просмотрев проект, руководство предложило Кодзиме самостоятельную нишу.

Отметим, что сам Кодзима рассказывает о той ситуации немного другое: во второй части интервью The Guardian он говорит, что первый проект «Затерянный мир» был закрыт уже через шесть месяцев, что серьезно дестабилизировало его состояние.

Геймдизайнер не растерялся. Он выступил с инициативой переформатировать экшен-игры: вместо того, чтобы бежать на врага, уничтожая его в неимоверных количествах, Хидэо предложил обратную идею «надо прятаться от противника». Konami отказалось от такой трактовки. Кодзима тут же отредактировал свой проект: надо не убегать от врагов, а тихо к ним подкрадываться, хитря и изворачиваясь. Вот на эту идею Konami ответило согласием.

В 1987 году Хидэо выпускает свою первую массовую игру Metal Gear, которая стала настоящим хитом в индустрии.

В чем особенность этой игры? Пользователь управляет неким Солидом Снейком, которого нужно довести из одной точки в другую. Цель — во время движения нельзя попасться патрульным, которые могут отслеживать перемещение героя по игровому пространству не только визуально, но и по звуковым эффектам (например, шагам).

Успех первой игры спровоцировал создание серии схожих проектов — в 1990 году выходит Metal Gear 2: Solid Snake; в 1998 — Metal Gear Solid, в 2001 — Metal Gear Solid 2, в 2004 — Metal Gear Solid 3: Snake Eater; в 2006 — Metal Gear Solid: Portable Ops; в 2008 году — Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots.

Что могут делать герои во время игры? Их список возможностей крайне широк: сюда входит не только необходимость красться по определенной локации, но и прятаться, выслеживать врага, лечить себя, модифицировать свое оружие, угонять технику, взрывать и убивать из-за спины.

Почему Кодзиму называют гением?

В русскоязычном сегменте говорят о гениальности Хидэо:

  • Либо блогеры (и они используют это слово в достаточно насмешливой коннотации, ориентируясь на популярный мем);

  • Либо люди, которые интересуются играми (и они отмечают, что проекты Кодзимы отличаются глубиной сюжета и психологии, в них есть философия, выражающая опасения по поводу ядерного апокалипсиса).

Как гениальность Кодзимы выглядит на практике?

В одной из своих игр (P.T.) Кодзима помещает главного героя во временную петлю. Персонаж находится в квартире, где случилось что-то страшное. Локация одна — коридор и ванная комната. Казалось бы, что здесь невозможно создать настоящий хоррор, но Хидэо это удалось.

Он буквально вводит игрока в гипнотическое состояние, повторяя одни и те же движения в замкнутом пространстве. Что это означает? Один раз вы открываете дверь и видите, что в коридоре немного поменялся цвет ламп. Во второй раз — может начать работать радио. В третий — внезапно откроется дверь в ванную комнату. В четвертый — вы увидите окровавленный холодильник. Все эти путешествия по локации сопровождаются постоянным неумолкающим скрипом люстры в коридоре.

Как Кодзима сам объясняет свое нестандартное видение мира?

Он говорит, что все это началось с детства: «Когда я был маленьким, я всегда думал о разных мирах в своей голове».

Его постоянно одолевали мысли и истории о том, как все устроено и что его окружает: «Я то смеялся, то плакал над, казалось бы, случайными вещами, и люди не понимали, почему».

Даже сейчас, в уже зрелом возрасте, Кодзима обитает в своих идеях.

— Видите кофейную чашку? — спрашивает он у корреспондента The Guardian, — Я представляю себе историю с такой огромной чашкой, в которой мы сидим. Это даже не история, а яркая картинка. Но именно так работает мой мозг!

Чем сейчас занимается Хидэо?

Кодзима, прекратив правоотношения с Konami, создал собственную независимую студию. Планы и проекты новых игр остаются неизвестны до самого конца.

Единственное — вполне вероятно, что топовый геймдизайнер займется в ближайшем будущем еще и созданием фильмов и музыки.

О сервисе Онлайн Патент

Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:

  • Онлайн‑регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;

  • Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;

  • Опции ускоренного оформления услуг;

  • Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;

  • Мониторинги новых заявок по критериям;

  • Онлайн‑поддержку специалистов.

Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм‑канале.

Получите скидку в 2000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте

Комментарии (4)


  1. yadobr
    14.06.2023 17:09
    +5

    Карьера Хидэо Кодзимы: почему его прозвали гением?

    Потому что заплатил имиджевому агенству


  1. Ivnika
    14.06.2023 17:09

    Жаль статья без скриншотов, намного нагляднее было бы... Но интересно, спасибо!


  1. Zara6502
    14.06.2023 17:09

    Кто из мальчишек в детстве (вне зависимости от страны проживания) не мечтал об игровой приставке SEGA или Nintendo?

    Я.

    Кто не мечтал «порубиться» после школы, уничтожив максимальное число злодеев?

    Я скорее мечтал поиграть за злодея и уничтожить максимальное количество героев.

    Нет ничего приятнее в WoW чем играть за Орду и приложить лоснящегося и блестящего в лучах солнца паладина. ЗА СИЛЬВАНУ!!!

    Одним из столпов этого выстроенного виртуального пространства считается Хидэо Кодзима

    Пока я знаю только одну игру, которая тянет на средний бодрячок, но не более - это Death Stranding. Которая на мой взгляд полностью провалилась в маркетинге, так как то что он показывал про игру и то, во что играешь фактически отличается на 180 градусов. Серию MGS абсолютно не понимаю, нет никакого сопереживания герою, тонны японского пафоса. С точки зрения геймдева делает он хорошо, но хорошо - это же не отлично. Некто из интернетов так расхваливал MGS V, что я даже её купил, правда по безумной скидке, но меня хватило только на то чтобы поползать на пузе в госпитале, прокатиться вроде на коне и по-перестреливаться в холле какого-то здания - скучно, однообразно, затянуто, ПАААФОСССС!!! Но да - кинематографично, камера там летает как оголтелая заглядывая всем в ноздри и показывая как все страдают.

    Вообще DS мне понравился только элементами песочницы, история мне была неинтересна и сильно затягивала игру (за финальные титры, которые вы обязаны посмотреть ДВАЖДЫ на протяжении часа или даже двух, я бы его наказал как-то). А вот механик песочницы было придумано и продумано только для основного геймплея, поэтому получилась полуигра. Вроде бы и интересно, но бесцельно (например в The Long Dark цель - выжить, поэтому не важно что ты там делаешь, главное не умереть, поэтому придумываешь себе занятия, добываешь ресурсы, шьешь одежду, исследуешь), игра предлагает лишь летать из А в Б как курьер, а мы делали это всю игру при прохождении, то есть финальный фриплей по сути не имеет смысла.


  1. StreamThread
    14.06.2023 17:09

    Но именно так работает мой мозг!

    Мой мозг также работает. Шизоидность это называется, а не гениальность.