Американский инженер Джон Делореан является обладателем более 200 патентов в сфере автомобилестроения, также он создал культовые модели машин. Одна из них снялась в трилогии «Назад в будущее». История человека, который сумел создать автомобиль мечты и потерпел крах, в нашем материале.

Поворот туда

Делореан родился в Детройте в 1925 году. Его отец трудился на заводе Ford простым рабочим. Джон вместе с папой любил ремонтировать стоявший в гараже Ford Model A. Ему очень нравились машины, Делореан получил степень бакалавра машиностроения, а позже стал магистром в этой же области. После работы инженером-технологом на заводе Chrysler, Джона пригласили поработать в компанию Packard. Под руководством инженера Фореста Макфарланда он разработал автоматическую коробку передач Twin Ultramatic. 

Позже Джон перешел в Pontiac (подразделение General Motors), за время работы запатентовав поворотный сигнал, шарнирные «дворники», резиновый бампер и многое другое. Также он создал модель Pontiac GTO, покорившую американцев в середине 60-х. 

В 1965 году Делореан стал президентом Pontiac в возрасте 40 лет, оказавшись самым молодым в истории General Motors главой подразделения. Путь по карьерной лестнице вверх продолжился: в 1972 году Джон получил должность вице-президента General Motors по производству легковых и грузовых автомобилей. 

Машина мечты 

Но уже в 1973 году он ушел в отставку, возглавив благотворительную организацию «Национальный союз бизнесменов». В 1974 году Делореан основал компанию DMC (DeLorean Motor Company). Он мечтал построить спорткар своей мечты, дешёвый, быстрый и долговечный. Первый прототип DMC-12 был готов в 1976 году, а серийное производство началось в 1981. Отличительной особенностью авто были двери типа «крыло чайки».

За три года было выпущено 8500 экземпляров, но из-за финансовых проблем производство было прекращено. В 1985 году DeLorean DMC-12, к тому времени уже снятая с производства, стала «машиной времени» в фильме Роберта Земекиса «Назад в будущее». У Делореана был договор с Universal на выплату роялти в размере 5% от прибыли.

У Джона были большие планы, но в 1982 году ему предъявили обвинение в сбыте крупной партии наркотиков. Инженеру удалось доказать, что история была подстроена ФБР, и он был оправдан. Однако все состояние Джона ушло на оплату адвокатов, в 1999 году выдающийся инженер был признан банкротом.

В последнем интервью в 2005 году Делореан заявил о планах создать еще один мощный спорткар, но тогда же он умер от осложнений после инсульта. В 2014 году вдова Делореана подала на Universal в суд за неправомерное использование активов покойного мужа, так как не знала о покупке компанией интеллектуальных прав. В итоге, она проиграла дело. 

Наследие

В 2019 году про Делореана вышел фильм под названием «Человек-автомобиль: Кем был Джон Делориан, создатель машины из “Назад в будущее”».

В целом он часто критиковал автомобильную отрасль за отсутствие технических инноваций: «С 1949 года, когда изобрели автоматическую коробку передач, не случилось ни одного важного изобретения — почти четверть века технологической спячки». И несмотря на то, что Делореан не смог воплотить многие свои идеи в жизнь, он все-таки остался в истории благодаря своим машинам. 

Старые DeLorean DMC-12 продаются сейчас по цене от 10 до 35 тысяч долларов, в зависимости от состояния. Полностью возрожденный автомобиль стоит примерно 40 тысяч долларов.

В 2021 году его сын Тайлер заявил, что займется производством автомобилей DeLorean DMC, у которых будет всего три колеса. Что ж, поживем-увидим.

P.S. Новогодний розыгрыш товарного знака под ключ и других призов в нашем Телеграм-канале

Полезное от Онлайн Патент:

→ Что такое Реестр отечественного ПО?

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Может ли иностранная компания внести свою программу в Реестр отечественного ПО?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

Комментарии (16)


  1. NotSlow
    01.01.2024 14:25
    +1

    Кто также будет искать фильм, название:

    Framing John DeLorean / Открывая Джона ДеЛореана


  1. VelocidadAbsurda
    01.01.2024 14:25
    +1

    Кроме трёхколёсного нечта пару лет назад был заявлен электрический DeLorean, но от DMC-12 там только имя (даже не логотип) и gull wing двери, нержавейки не будет, формы «зализанные».


    1. sokolovps
      01.01.2024 14:25
      +1

      Увы, типичный пример паразитирования на чужой славе... Еще пример - батарейки Kodak, видел недавно. Могли сделать плохо, но сделали хуже.


  1. ajratr
    01.01.2024 14:25
    +8

    1. Непонятно, если удалось доказать, что дело сфабриковано, почему не отбил деньги потраченные на адвокатов? Знатоки американского права, просветите, пожалуйста.

    2. Какая связь между содержимым статьи и реестром отечественного ПО?


    1. sokolovps
      01.01.2024 14:25
      +2

      Это Америка, адвокат всегда в выигрыше (на кого бы ни работал):)


      1. ajratr
        01.01.2024 14:25
        +7

        Адвокаты бесплатно и у нас не работают. Но, сторона выигравшая дело, обычно получает возмещение своих расходов. У меня был опыт, не такой масштабный, однако, по двум делам, мне удалось возместить расходы, связанные с оплатой услуг юристов. Поэтому мне интересно, почему в описанном случае не возместили расходы. Это обычная практика или ещё что то?


        1. skhida
          01.01.2024 14:25
          +1

          В общем случае в США расходы выигравшей стороны не компенсируются. Именно по этому судиться с большой корпорацией может быть нецелесообразно с финансовой точки зрения - пока корпорация тратит свой обычный бюджет на юристов, маленькая фирма уже разорится.


    1. ilriv
      01.01.2024 14:25
      +3

      Ну может удалось не доказать, а закрыть дело по соглашению сторон (в Америке это любят).


      1. ajratr
        01.01.2024 14:25

        Да, как то не пришло в голову.


  1. katok535
    01.01.2024 14:25
    +1

    Статья о действительно интересном человеке и автомобиле-иконе весьма поверхностна. Можно было бы больше и интереснее написать на любую из 2х тем. Что уже сделано – но не в этой статье. Даже фильм снят! Всем искренне рекомендую погуглить Делореана. Мне запомнилось, как жена Делореана модель боролась за его имидж, что тронуло всех тогда.


  1. vvbob
    01.01.2024 14:25
    +3

    В целом он часто критиковал автомобильную отрасль за отсутствие технических инноваций: «С 1949 года, когда изобрели автоматическую коробку передач, не случилось ни одного важного изобретения — почти четверть века технологической спячки». И несмотря на то, что Делореан не смог воплотить многие свои идеи в жизнь, он все-таки остался в истории благодаря своим машинам. 

    Непонятная претензия, возможно, конечно это вырвано из контекста. Инноваций ради инноваций не делают, особенно в бизнесе, особенно в таком конкурентном и затратном как автобизнес.

    Конструкция современного автомобиля многие годы эволюционировала, удачные идеи приживались, неудачные отбрасывались и автомобили с ними становились фетишем коллекционеров. Сложно что-то кардинально новое внедрить в конструкцию, которую много лет, совсем неглупые люди (Делориан в т.ч.) совершенствовали. Сам Делориан это в общем-то и наглядно продемонстрировал. Его автомобиль был хоть и интересной конструкцией, но ничего такого уж поражающего воображение в нем не было. Двери типа "крыло чайки" и до него делали на некоторых автомобилях, алюминиевый и пластиковый кузов, среднемоторная компоновка.. ничего такого сверхинновационного в нем не было. Если бы не кино, вряд-ли про этот автомобиль кто-либо знал за пределами довольно узкого мирка ценителей редких авто.


  1. Shpankov
    01.01.2024 14:25

    Офтоп, конечно, но при виде подобных дверей в автомобиле у меня всегда возникает масса вопросов, главный из которых - в каких условиях инженеры планируют это эксплуатировать? Ну, такой пустяк, как невозможность наличия дверных карманов для мелочёвки - это так, цветочки. Но вспоминаю эксплуатацию автомобиля в зимние или осенне-весенние условия, грязь или тающий снег на нижней кромке дверей, как всё это капает вниз... И вот вы открываете "крыло чайки" над головой - и вся эта шняга капает на вашу голову...


    1. dragonnur
      01.01.2024 14:25

      Это для (суб)тропиков.


    1. PereslavlFoto
      01.01.2024 14:25
      +1

      вспоминаю эксплуатацию автомобиля в зимних или осенне-весенних условиях, грязь или тающий снег на нижней кромке дверей, как всё это капает вниз

      Наверное, в таких условиях и кабриолеты не годятся, и фаэтоны, и торпедо, и ландоле?


      1. Shpankov
        01.01.2024 14:25
        -1

        Почему? УАЗ-469 вполне себе ходит зимой, хоть и "кузов фаэтон". Кабриолеты, торпеды и ландо, имея съёмную крышу, также могут эксплуатироваться в зимних условиях. И эксплуатируются сегодня без проблем.


    1. vvbob
      01.01.2024 14:25

      Такие машины, как правило не для повседневной езды, это что-то вроде игрушки, что-бы покрасоваться катаясь по какой-либо набережной в тропическом курортном городе, или прохватить по гоночной трассе, если машина позволяет. Для повседневной эксплуатации покупают обычно что-то более приземленное и удобное.