Недавно я провёл опрос о том, как опрашиваемые и их команды разрабатывают ПО. Ниже представлена сводка результатов опроса.

Зачем я это делал


В настоящее время я занимаюсь созданием Shaped: легковесного планировщика и трекера разработки продуктов для стартапов и небольших команд. Мне хотелось узнать больше о том, как современные команды подходят к разработке ПО и с какими сложностями они сталкиваются.

Результаты


Кто отвечал на вопросы?


Опрос прошло чуть менее ста человек.


Большинство работает в крупных компаниях из более чем ста сотрудников (это не мой целевой рынок, но на нём всё равно есть интересные данные).


Заодно я выяснил, где работают команды, и с удивлением узнал, что большинство по-прежнему работает удалённо или гибридно (совмещает офис с удалёнкой). Я предполагал, что крупные компании хотя бы начали возврат обратно в офис.


К сожалению, я не догадался задать вопрос о местонахождении компании. Было бы интересно узнать, существует ли корреляция между этим и удалённой/гибридной/офисной работой.

Как бы то ни было, теперь у нас есть представление о том, как выглядят эти команды. Перейдём к самому важному в опросе: как команды планируют и разрабатывают ПО.

Процесс планирования разработки


При планировании работы команд разработчиков большинство компаний использует дорожные карты фич (feature roadmap). Так поступают не только большие компании — заметно, что такой подход достаточно ровно распределён по компаниям всех размеров.


Feature roadmap — самый популярный подход. Сегодня кто-то может считать его немного устаревшим, однако руководители и начальство с трудом отказываются от него, потому что он даёт им ощущение понятности и контроля. Самый большой недостаток feature roadmap в том, что они предполагают, что планируемая фича действительно нужна в продукте. Они заставляют команды создавать решения, которые не будут работать, приводя таким образом к пустой трате времени.

На четвёртом месте находится theme/outcome-based roadmap. Эта техника планирования схожа с feature roadmap, однако вместо планирования «разрабатываемых фич» в ней бизнес планирует «результаты, которых нужно достичь». Это незначительное изменение приводит к тому, что команды стремятся не к реализации конкретных фич, а к достижению определённых результатов. И ответственность переходит к командам, изучающим и создающим нужные решения.

Концепция дорожных карт результатов похожа на OKR, в которых используется та же фундаментальная идея, но более структурированно.

Для стартапов я обычно рекомендую в качестве хорошего фреймворка планирования Now/Next/Later. Стартапы обычно часто меняют направление развития, потому что они узнают новое и исследуют новые возможности. Поэтому ограничивающее планирование того, что происходит сейчас (Now), что они будут делать дальше (Next) и что можно будет делать позже (Later) — полезный способ управления ограниченными ресурсами.


Большинство компаний выполняют планирование поквартально. Это разумный временной промежуток, дающий командам возможность браться за крупные задачи и обеспечивать существенные результаты.

Меня немного беспокоит то, что одна компания планирует вперёд на пять лет!


Удовлетворённость своей методикой планирования достаточно равномерно распределена по компаниям различных размеров. Однако похоже, что компании с 2-10 сотрудниками имеют преимущество. На этом этапе жизни компании планирование обычно бывает достаточно простой задачей.

Между удовлетворённостью и методикой планирования или дальностью планирования особых корреляций нет.

Процесс разработки ПО




В сфере используемых процессов разработки с большим отрывом выигрывает Scrum.

Следующим идёт пункт Mixture (смесь) — команды используют смесь разных техник под собственные нужды.

Любопытно, что третий по популярности процесс — полное отсутствие процесса. Не понимаю, как это получается у больших компаний!

Shape Up — это относительно новая методология, созданная командой разработчиков Basecamp. Я в восторге этого процесса и считаю, что он очень хорошо подходит для команд стартапов.


Здесь нет особых сюрпризов, большинство команд работает циклами по две недели.

Инструменты трекинга разработки




Jira — это ПО, которое все любят и ненавидят, но всё равно используют! На четвёртом месте Trello — можно сказать, что Atlassian отхватила приличную долю рынка.

Гораздо удивительнее то, что многие люди используют электронные таблицы (spreadsheet). Впрочем, стоит заметить, что в этом вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа. То есть это не значит, что некоторые команды используют электронные таблицы в качестве единственного инструмента для планирования и трекинга.

Комментарии (13)


  1. koreychenko
    16.06.2023 14:35
    +5

    Как говорил доктор Хауз: "Все врут".
    Если люди отвечали, что у них Скрам по все поля, то это не значит что там на самом деле Скрам, а не любая другая разновидность аджайл-методологий или вообще отсутствие какой-либо методологии.


  1. dyadyaSerezha
    16.06.2023 14:35
    +1

    Так что не так с существующими средствами, что нужно делать еще одно?



  1. gmtd
    16.06.2023 14:35
    +1

    На одного девелопера два с лишним продакт манагера?


    1. koreychenko
      16.06.2023 14:35
      +6

      Сказ о том, как один программист двух продактов прокормил.


      1. gmtd
        16.06.2023 14:35


  1. sairus777
    16.06.2023 14:35
    +2

    Гораздо удивительнее то, что многие люди используют электронные таблицы (spreadsheet).

    Скорее, скрыли за одним названием целую группу разных программ, от древнего Excel и до распределенных Google Sheets или Airtable.


  1. BearMef
    16.06.2023 14:35
    +2

    Вот что занятно - это переводная статья в блоге Сибура. Сибур, на секундочку, крупнейший нефтехим холдинг.

    В статье 7 из 10 категорий на первой диаграмме имеют одинаковое значение в 2.6 процента (что уже подозрительно), причем "Product owner" и "Product Owner" - это разные категории (к вопросу о качестве материала). Материал перевел, как предполагается, человек, вникнувший в смысл и посчитавший это достаточно ценным вкладом в русскоязычное IT-сообщество.

    Эта статья действительно стоила перевода?


    1. gmtd
      16.06.2023 14:35

      2.6% тут - 2 человека

      Странно, но объяснимо


    1. Corsonamor
      16.06.2023 14:35

      Ну и выборка из 100 опрошенных - это просто статистическая погрешность для индустрии.

      Зависимость от других факторов показана только в слоёной гистограмме, т.е. данные особо не анализировались, а это просто сырые результаты.


  1. ildarin
    16.06.2023 14:35
    +1

    Любопытно было бы взглянуть на аналогичную статистику в наших реалиях.


    1. Wakeonlan
      16.06.2023 14:35

      Что в этом духе

      "Любопытно, что третий по популярности процесс — полное отсутствие процесса. Не понимаю, как это получается у больших компаний!"


  1. uvlad7
    16.06.2023 14:35

    Я правильно понимаю, что на графике «Agile coach» и «Agile Coach» выделены отдельно?