Еще иногда встречается устаревшее убеждение, что большинство успешных предпринимателей – воры и шарлатаны. Но в последние годы этот стереотип с треском разрушают импакт-стартапы, которые не только приносят прибыль, но и делают этот мир лучше. В этой статье рассказываю о том, что такое импакт и почему за этой идеей – будущее.

Что такое «импакт»? 

Импакт-стартап – это бизнес, который имеет позитивное социальное воздействие. Импакт-предприниматель «горит» своей идеей и готов вкладывать в неё много сил и ресурсов, потому что это не просто заработок, это миссия.

Энциклопедия для детей от нашего издательства «Аванта+» – яркий пример импакт-предпринимательства. Этот бизнес имел позитивное социальное влияние (нам даже направили официальное письмо, где говорилось, что энциклопедия для детей признана социально-значимым проектом). При этом проект был прибыльным. Свой начальный капитал я заработала на издании энциклопедий.

Откуда взялась идея импакт-проектов?

В середине XX века в развитых странах профсоюзы начали активно защищать права рабочих на фабриках. Это привело к появлению новых концепций, которые сочетали в себе прибыль с социальной ответственностью. Они назывались корпоративной социальной ответственностью (CSR) и социально ответственным инвестированием (SRI).

Немного позже из социально-ответственного инвестирования выросли ассоциации и рейтинги компаний, соблюдающих принципы ответственного инвестирования.  Импакт-инвестиции отличаются от обычных инвестиций тем, что всегда имеют цель оказывать положительное влияние на общество или на окружающую среду вместе с достижением финансовой отдачи. Сам термин «импакт-инвестиции» появился в 2007 году и был предложен Фондом Рокфеллера. Он призывал инвесторов и предпринимателей обратить внимание на решение социальных и экологических проблем, получая доходность от таких проектов.

Импакт-инвестиции, сочетающие в себе стремление и заработать, и принести пользу миру, стали одним из самых трендовых и успешных видов инвестиций в последние годы.

Почему это стало трендом?

Рост этого вида инвестиций можно объяснить несколькими факторами:

Во-первых, рост благосостояния людей во всем мире привел к изменению их потребностей. Когда базовые потребности человека удовлетворены, возникает стремление повышать качество жизни, заботиться о других людях и окружающей среде. Импакт-проекты предлагают решения для этих новых потребностей, позволяя инвесторам вкладывать средства в проекты, которые делают мир лучше.

Во-вторых, сегодня люди стали более осознанными и информированными. Они задают вопросы о происхождении товаров, условиях производства и его воздействии на окружающую среду. Импакт-проекты предлагают прозрачность и открытость в своей деятельности, показывают свой пример позитивного влияния на окружающую среду и общество, чем и привлекают к себе потребителей нового поколения.

В-третьих, кризисы, пандемия, экологические проблемы – все это напоминает людям о ценности осознанного потребления и заботы об окружающей среде. Импакт-проекты становятся ответом на эти вызовы, предлагая решения, которые не только приносят доход, но и меняют мир в лучшую сторону.

Главное – это человек. Никакая технология, никакие деньги не перекроют эту ценность. Импакт-компании – это компании, где в центре стоит человек, а деньги появляются естественным образом из правильных ценностей и грамотного подхода.

Как стать импактовым предпринимателем?

  1. Мыслить в широкой рамке (свой дом → город → страна → планета → солнечная система). Сейчас есть проекты, связанные с Марсом, так что да, мы уже работаем на уровне солнечной системы.  

  2. Мыслить в продолжительном временном отрезке – жить не только сегодняшним днём. Думать: как это было до нас? Что останется после меня? 

  3. Расширять свои  круги влияния и заботы: я → семья → друзья → сотрудники → клиенты → поставщики → партнеры → общество в целом.

Чем шире наше мышление, наш масштаб, тем более импактный проект мы можем сделать.

А как вы относитесь к импакт-проектам? Верите, что это устойчивый тренд нашего времени?

Комментарии (2)


  1. kinall
    28.06.2023 06:45
    +9

    Выглядит как эталонный buzzword. Разве не любой предприниматель, уровнем чуть выше владельца сети ларьков на рынке, не видит себя в будущем новым Генри Фордом, или полковником Сандерсом, или Илоном Маском? У всех есть миссия, у всех есть высокая цель.

    Никто ведь не говорит (повторю, выше некоторого уровня) на собраниях сотрудников "ну чо парни, поднимем малёха баблишка на лохах?" Кроме, конечно, возомнивших себя волками с Уолл-стрит)


  1. sepetov
    28.06.2023 06:45

    Энциклопедии "Аванта+" - это ваша работа, выходит? Хорошая серия! Жаль, в детстве не все купил, хотя они мне очень нравились.

    А по теме статьи. Есть у меня пример небольшого ларька, который часть своего товара реализует постоянной группе клиентов (человек 60-70, назовём их группой "X") через заказы в мессенджере. У них предварительная устная договорённость. Эти группа "X" получает свой купленный товар быстрей, чем те, кто в живой очереди, а собственник получает возможность комплектовать эти заказы заранее, ещё до прихода группы "X".

    Из-за этого на кассе ларька стало хватать одного кассира, а не двух. Зарплату "сэкономленного" кассира собственник поделил условно пополам: часть себе в прибыль, часть - скидка каждому только в группе "X".

    Можно это назвать импакт-предпринимательством?