Здравствуйте, товарищи. Сегодня речь пойдёт о, можно сказать, легенде советского и российского автопрома-ГАЗ «Волга» 3102. Как начиналась разработка модели, почему она не достигла целей, поставленных производителем, но пользуется большим уважением среди советских и российских автолюбителей? Разбираемся в этой статье.

Предпосылки и причины разработки

 А начнём мы с общей ситуацией на ГАЗ. Как известно, одним из самых узнаваемых автомобилей это завода является ГАЗ-24 «Волга», которая производилась серийно с 1968 года. Уже с конца 60-х годов инженеры стали задумываться об обновлении этой модели, но должной поддержки со стороны Минавтопрома СССР не получили ввиду нескольких причин:

  1. Все средства бросались на постройку нового автогиганта Тольятти-ВАЗа

  2. Топливные и экономические кризисы начала 70-х годов (1973 г.)

  3. ГАЗ-24 был ещё не устаревшей моделью и не требовал радикальных изменений.

ГАЗ-24
ГАЗ-24

Но зачем же тогда нужна была новая модель, ведь ГАЗ-24 до сих пор катался по дорогам и души не чаял? Ответ простой: новый автомобиль должен был конкурировать с европейскими производителями по всем параметрам: качеству, безопасности, экологичности и экономичности, экстерьеру. Так началась разработка прототипа-ГАЗ-3101

Первые шаги

            В 1973 году был представлен прототип новой модели-ГАЗ-3101. Он был построен на платформе ГАЗ-24, боковые части кузова были унифицированы с предыдущей моделью согласно рамкам, поставленным Минавтопромом. Однако инженеры и дизайнеры смогли поработать над автомобилем, придав ему другой вид.

ГАЗ-3101
ГАЗ-3101

ГАЗ-3101 значительно отличался от предшественника не только интерьером и внешним видом, но и силовыми агрегатами. Так в автомобиле планировали ставить  3-литровый V6 (136 л.с.) с автоматической или 4-ступенчатой механической коробкой передач собственного производства. ГАЗ-3101 также приобрёл улучшенные силовые агрегаты подвески, благодаря чему машина стала более управляемой и выносливой.

Много было изменений и в салоне новой «Волги»: новый уровень потребительского комфорта должен был понравится иностранцам. Улучшилась эргономика салона, а также материалы и их качество. Появились новые для советского автопрома и привычные для европейского ГУР, электрический обогрев заднего стекла.

Салон новой "Волги"
Салон новой "Волги"

Немало важным фактом является замена тормозов с обычных барабанных на дисковые передние. ГАЗ купил лицензию на технологии производства тормозов фирмы Girling. Особенностью этих тормозов являлось то, что четырехпоршневые суппорты были соединены с задним контуром. При разгерметизации переднего контура это позволяло сохранить работоспособность тормозов.

Значительно изменились меры по обеспечению безопасности пассажиров: в новой модели появились сминаемые зоны кузова, утопленные ручки дверей, бензобак был перемещён за спинку заднего сиденья.

По данным некоторых источников, некоторые модификаций ГАЗ-3101 оснащались двигателем V8 объёмом 4 литра, что, конечно, неплохо, если бы не одно но. Почему ГАЗ-3101 был сменён на ГАЗ-3102, и куда же подевались относительно мощные V-образные шестёрки и восьмёрки?

Провал 3101 и выпуск 3102

По идее, новая «Волга» должна была стать чем-то промежуточным между ширпотребными ГАЗ-24 и дорогими лимузинами, и, прежде всего, рассчитывалась не на частных покупателей, а членов различных бюро. В том числе поэтому инженеры пытались сделать её комфортной и достаточно мощной. Но они не учли тот факт, что V-образные двигатели концерн производить не мог, ведь денег было немного по вышеописанным причинам.

Вследствие этого пришлось устанавливать двигатель от предыдущей модели, модернизировав его. Не будем углубляться в подробности, так как этих модернизаций было огромное количество(можно посмотреть по ссылке: https://www.gaz3102.ru/ ). Почти все эти вариации, кроме поздних, карбюраторных, объединяло одно-наличие форкамеры. Что же это такое?

В камере сгорания каждого цилиндра конструктивно предусмотрели дополнительный объем – форкамеру, в которую подавалась обогащенная смесь, в то время как в обычной камере сгорала сильно обеднённая. Такое нововведение и потребовало внедрение совершенно другого трехкамерного карбюратора, а также дополнительного впускного клапана для форкамеры. По-другому такая система называлась зажиганием форкамерно-факельного типа. Она была разработана почти полностью советскими инженерами. Но зачем же она была нужна?

Такая система позволила инженерам сделать машину более экологичной и экономичной, что подходило под требования мировых норм по выбросам. Единственными минусами были сложность ремонта и перегревание двигателя. Последняя проблема была вскоре решена заменой существующей системы охлаждения на более выносливую.

К сожалению, от автоматической коробки передач также пришлось отказаться, в связи с затратами на их разработку. Повезло, что хоть ГУР и электрообогреватель заднего стекла оставили, хоть и не на всех машинах. Кондиционера в ГАЗ-3102 также не было.

И вот, в 1982 году началась серийная сборка ГАЗ-3102. Ещё в 1980 году эти автомобили были опробованы в спецслужбах, где прошли все испытания. Казалось бы, всё было неплохо: новая «Волга», хоть и не предназначалась для обычного потребителя, но произвела приятное впечатление на всех автолюбителей, как внешним видом, так и внутренностями. Но не тут-то было.

Через некоторое время после успешного выпуска новой модели, в жаркий летний день 25 июля 1983 года, по данным технологического директора ГАЗ Николая Андреевича Пугина, произошли четыре аварии, связанные с отказом тормозов. Так как аварии случились далеко не с последними лицами государства, если бы руководство ГАЗа не решило бы эту проблему, то им грозила бы тюрьма. Конечно же, никто этого не хотел.

Было предпринято много попыток исправить ошибку, но ничего не получалось. И только через некоторое время стало понятно, в чём проблема-в тормозной жидкости. Техническое обслуживание автомобиль должен был проходить раз в два года, а то и чаще, согласно требованиям производителя. Там менялась также и тормозная жидкость. Быстро выяснилось, что вместо рекомендованных заводом тормозных жидкостей «Нева» с температурой кипения 190 градусов по Цельсию и «Томь» (205 градусов), в автобазах привычно лили БСК, как в 24‑е «волги». Поэтому жидкость «вскипала», и тормоза переставали работать. Хорошо, что это получилось достаточно быстро исправить, и головы в разные стороны не полетели. В будущем Николай Андреевич стал директором ПО «ГАЗ»

Итоги

Ну что же? Резюмируем всё описанное выше:

  1. Разработка новой Волги началась в конце 60-х годов, но шла медленно из-за политических и внутренних проблем

  2. Был прототип ГАЗ-3101, который должен был стать новой Волгой, конкурирующей с западными автомобилями, но не стал.

  3. С 1982 года начался серийный выпуск новой ГАЗ «Волга» 3102, отличающейся от предыдущей модели эргономикой салона, улучшенным на 7-10 лошадей, более экономичным и экологичным двигателем с форкамерой, лучшей ходовой, тормозами Girling, ГУРом, электрообогревом задних стёкол, безопасностью и, конечно же, внешним видом.

  4. Новая Волга предназначалась только для партийных работников и спецслужб.

          Продажи этого автомобиля простым людям начались только после распада СССР, когда она уже не пользовалась таким ажиотажем вследствие прихода иномарок. Но выпуск этого автомобиля продолжался ашь до 2008 года. И вот характеристики ГАЗ-3102 2008 года:

  • 2.3 литра, 131 л.с., бензин, МКПП, Задний (Мотор ЗМЗ-4062.10)

  • 2.4 литра, 137 л.с., бензин, МКПП, Задний (Мотор EDZ)

  • 2.5 литра, 152 л.с., бензин, МКПП, Задний (Мотор ЗМЗ-4052.50)

Итого: ГАЗ 3102 «Волга» - очень интересный и знаменитый автомобиль, который безоговорочно является одним из символов Советского Союза и России.

Более подробную информацию по технике ищите по ссылке.

ГАЗ-3102 активно использовался спецслужбами
ГАЗ-3102 активно использовался спецслужбами

Комментарии (26)


  1. strvv
    14.07.2023 13:05

    по v8 — двигатели серии газ-13, 14.
    т.е. двигатели моделей 2424, 2434, комплектовались штатной АКПП от 13 модели ГАЗ, т.е. чайки.
    у волги подвеска была расчитана на полную загрузку салона, при обычной, особенно в нынешнее время, только спереди — задняя часть сильно разгружена.
    подвеска позволяет хорошо держать по прямой и дорестайлинговые волги, до 1997 года, высокопрофильной резиной — заходить в повороты, что вся ширина протектора уходила за пределы диска.
    по внедрению модификаций и обновлений — это классическая проблема нехватки ресурса, когда подготовленную к внедрению модель откладывали, как и у АЗЛК, т.к. денег на все не хватало. поэтому — пока штампы соответствовали хоть каким-то допускам — штамповали старые кузова, начинка же постепенно менялась.


  1. StraNNicK
    14.07.2023 13:05
    +11

    чистая беспримесная необъективная вкусовщина

    И всё-таки 24 была прямо ГОРАЗДО красивее


    1. kxx
      14.07.2023 13:05
      +2

      Особенно в таком варианте

      Hidden text


      1. StraNNicK
        14.07.2023 13:05

        божечки-кошечки!


    1. Dani17 Автор
      14.07.2023 13:05
      +1

      На вкус и цвет....


  1. veryboringman
    14.07.2023 13:05

    И еще и производили крайне малыми партиями - не более 2-3 тысяч авто в год.


  1. Dynasaur
    14.07.2023 13:05
    +5

    Легендой была ГАЗ-М21, а 3102 с чего вдруг легендой стала? Не, ну понятно, на вкус и цвет...


    1. victor_1212
      14.07.2023 13:05
      +2

      однако давно дело было, собственно на 21 права получил и довольно много проехал, сделана была хорошо, но частого обслуживания требовала, типа в подвеске точек 20 прокачивать шприцем каждые 2000 км, в управлении недалеко от ГАЗ-51 ушла


      1. VT100
        14.07.2023 13:05

        Шкворневую то подвеску передних колёс сменили к 3102?


        1. DGG
          14.07.2023 13:05

          Нет. И в 3102 и в 31029 шкворневая, на шаровую только у 3110 сменили вроде.


      1. victor_1212
        14.07.2023 13:05

        интересно с ценами было, если правильно помню начальная цена ГАЗ-21 была примерно 5700 новыми, до этого в середине 50х ЗИМ стоил 40000 старыми рублями (=4к новыми), а победа целые 18000 трудовых рублей :)


    1. DGG
      14.07.2023 13:05
      +9

      Ну как сказать. Рожать более 10 лет фейслифтинг 24 волги с не самыми большим изменениями, выкинуть почти всё интересное из модификаций и не смочь производить в достаточном количестве чтобы заменить базовую модель. Ну не легенда ли? [Сарказм]


  1. exTvr
    14.07.2023 13:05
    +13

    ширпотребными ГАЗ-24

    новый автомобиль должен был конкурировать с европейскими производителями

    ШТААА?! Это взгляд из какого-то альтернативного СССР.
    О, люди, семьдесят второго бензина не нюхавшие, минусомёты расчехлили.


    1. Arhammon
      14.07.2023 13:05
      +3

      Ну весь вопрос в чем выражалась конкуренция с европейскими производителями - в цене вполне конкурировали. Руль есть, колёса есть и сойдет. Сопоставимые европейские ультрабюджетные модели тоже не баловали комплектацией. Та-же Lada Riva вполне себе продавалась в Европе и десятками тысяч


    1. MoscowBrownBear
      14.07.2023 13:05
      +1

      По моему реально конкурентоспособным автомобилем в СССР и современной России являлась Нива, я её где только не видел!


    1. tmxx
      14.07.2023 13:05

      "много автомобиля за свои деньги"


  1. fishHook
    14.07.2023 13:05
    +8

    Легендарно быстро гниёт, легендарно часто ломается, легендарно много жрет и легендарно хреново управляестся. Все легендарные фишки этого волшебного девайса перечислил? Однажды у меня на ходу отвалился кардан, вспоминаю этот момент вовсе не с умилением


    1. MoscowBrownBear
      14.07.2023 13:05
      +1

      Отвалился от моста или от коробки? :-)


    1. DMGarikk
      14.07.2023 13:05

      Легендарно много это сколько?

      А отвалившийся кардан говорит не о качестве авто, а о том как за ним следят


  1. strvv
    14.07.2023 13:05

    по v8 — двигатели серии газ-13, 14.
    т.е. двигатели моделей 2424, 2434, комплектовались штатной АКПП от 13 модели ГАЗ, т.е. чайки.
    у волги подвеска была расчитана на полную загрузку салона, при обычной, особенно в нынешнее время, только спереди — задняя часть сильно разгружена.
    подвеска позволяет хорошо держать по прямой и дорестайлинговые волги, до 1997 года, высокопрофильной резиной — заходить в повороты, что вся ширина протектора уходила за пределы диска.
    по внедрению модификаций и обновлений — это классическая проблема нехватки ресурса, когда подготовленную к внедрению модель откладывали, как и у АЗЛК, т.к. денег на все не хватало. поэтому — пока штампы соответствовали хоть каким-то допускам — штамповали старые кузова, начинка же постепенно менялась.


  1. bear11
    14.07.2023 13:05

    "Поэтому жидкость «вскипала», и тормоза переставали работать. Хорошо, что
    это получилось достаточно быстро исправить, и головы в разные стороны
    не полетели."

    Интересно, как именно исправили - в машины ввели изменения, позволявшие работать на БСК, или взгрели работников станций техобслуживания и наладили поставки жидкости "Нева"? Или еще как-то?


    1. homeles
      14.07.2023 13:05

      взгрели.... У меня был случай в жизни - когда поехали в МСК за движками для москвичей (кап.ремонт авто - хотели взять именно новые движки 412ДЭ под 76 бензин) и прямо у стоянки АЗЛК провалилась педаль сцепления.... Так вот - после ремонта мы всю стоянку перед АЗЛК оббежали - кто-бы налил БСК - ан нет - там уже все практически стояли на Неве... Хорошо камазисты выручили - у них она была.


    1. Dani17 Автор
      14.07.2023 13:05
      +1

      Заставили заливать Неву, всё-таки на этих автомобилях необычные люди ездили)


  1. KirovA
    14.07.2023 13:05
    +5

    //Итого: ГАЗ 3102 «Волга» - очень интересный и знаменитый автомобиль, который безоговорочно является одним из символов Советского Союза и России.

    Символом - да. Интересным - тоже да. Увы, только в отрицательном ключе. С точки зрения упоминаемых в статье иностранцев, - это было странное убожество. Сделанное вручную и отстающее от масс-маркета по всем параметрам. С точки зрения советского человека - недостижимая мечта. При этом, на Волге возили тех, кто с голубых экранов объяснял вторым, как плохо жить в мире, где живут первые.


  1. 100h
    14.07.2023 13:05
    +4

    Уважаемый автор!

    Казалось бы, всё было неплохо: новая «Волга», хоть и не предназначалась для обычного потребителя, но произвела приятное впечатление на всех автолюбителей, как внешним видом, так и внутренностями.

    О каком впечатлении можно говорить? Люди стояли в очереди годами, чтобы купить Москвич или Жигули. Подержанная машина стоила дороже новой, и это был единственный способ относительно быстро купить авто, если у тебя есть деньги - обратиться к т.н. спекулянтам. Волга ГАЗ-24 в частных руках было явление крайне редкое и в основном это были списанные и трижды перепроданные такси.

    Большинство советских людей 31-ю Волгу видели только в журнале "За Рулем" да в телевизоре, а уж внутри оказаться - как сейчас посидеть в Майбахе или Бентли.

    Когда же рынок стал свободным и стали доступны подержанные западные авто, быстро выяснилось, что 31я Волга это кладбище устаревших технологий.


  1. mahakala
    14.07.2023 13:05

    Уважаемый автор, статья создавалась для продвижения следующих словосочетаний:
    "… легенда советского автопрома… Здравствуйте, товарищи… пользуется большим уважением среди советских и российских автолюбителей… опробованы в спецслужбах… не предназначалась для обычного потребителя… не с последними лицами государства…
    только для партийных работников и спецслужб… символов Советского Союза и России…
    Теги: советский союз, советские автомобили"?
    Удивительное явление,- ностальгия по ссср среди тех, кто родился после 1991 года.


    1. Dani17 Автор
      14.07.2023 13:05
      +2

      Как бы там ни было, и кто бы что ни говорил... Какие бы иномарки не были лучше по качеству наших автомобилей, но это наша история, и её нужно знать. Тем более тем, кто родился после распада СССР...