На связи Таня Миронова — руководитель направления доступности Госуслуг в компании РТЛабс. В предыдущей статье о встраивании доступности в существующие процессы я рассказывала, что благодаря внутренней стажировке нам нам удалось вырастить собственное комьюнити экспертов. Расскажу подробнее, что такое внутренняя стажировка, что она даёт, и как её организовать.

Материал основан на опыте проведения стажировки по доступности в РТЛабс, но сам подход может применяться где угодно и для любой области знаний.

Что такое внутренняя стажировка

Напомню, внутренняя стажировка — обучение ваших сотрудников на ваших проектах скилам по вашим направлениям. На неё не нужно привлекать посторонние компании и тратить деньги.

Внутренняя стажировка подойдёт, если существует какое-то знание, которое хочется максимально распространить в отделе или во всей компании. Это могут быть софт-скилы вроде навыков делового общения или хард-скилы на начальном уровне, — например проектирование для самых маленьких. Если к вам постоянно обращаются с одними и теми же вопросами или просьбами, стажировка на эту тему может сильно облегчить жизнь.

Кому нужна стажировка

В первую очередь стажировка нужна эксперту и кураторам:

  • снизится поток однотипных вопросов в разных направлениях или проектах

  • появится больше помощников, с кем можно обсуждать проблемы или готовить материалы

  • повысится репутация эксперта и кураторов в компании

  • повысится видимость темы в компании

  • появится больше информации о процессах и статусах проблемы в других командах — ваши стажёры будут приходить с вопросами о нюансах в процессах и методических материалах, и это позволит составить более чёткую картину происходящего в компании 

  • знания по теме систематизируются и актуализируются — этому будут способствовать вопросы стажёров и поиск материалов для подготовки к лекциям

Сотрудникам и их руководителям стажировка тоже будет полезной:

  • появится новая интересная тема для изучения, новое направление для роста

  • получится с пользой отвлечься от обычных задач

  • снизится риск выгорания сотрудника

  • повысится мотивация для продолжения работы

  • в команде появится человек, который сможет, как минимум, проконсультировать по теме — в итоге не нужно будет искать экспертов.

Что мы сделали за один квартал 

Наша стажировка длилась один квартал, и за эти 3 месяца мы выполнили все главные задачи. Так, мы оценили масштаб проблем доступности и повысили значимость темы. Сотрудники получили новый опыт и навыки его применения в своём продукте, ну а сами знания о доступности стали доступными для всех.

Мы актуализировали и дополнили гайд по доступности, подготовили к нему дополнительные справочники и приложения:

Немного цифр:

  • 20 часов обучения на сотрудника — в РТЛабс это до 5% от всей занятости человека на первый квартал

  • 6 лекций

  • 4 семинара

  • 4 домашних работы

  • 1 итоговый тест

  • 4 куратора приобрели опыт ведения лекций и семинаров

  • 21 место для стажировки было заявлено, 30 заявок на стажировку было подано, 25 стажёров обучились — мы просто не смогли отказать всем желающим

  • провели экспертную оценку 7 значимых услуг, 3 мобильных приложений под iOS и Android и всего портала в целом

  • поставили 73 задачи на разработку и уже закрыли больше половины

В итоге проект прошёл по стратегии win-win: все работали по своим проектам, сотрудники учились новому без переработок, а компания получила классное комьюнити экспертов.

Гайд по организации стажировки

  1. Тема и задачи

Минимум за 1,5 месяца до стажировки необходимо определиться с темой и задачами. Тема должна быть не очень большая. Например, 20 ч на человека в квартал. И, желательно, конкретная — контролируем качество, учим пользоваться фреймворком, пишем документацию и тому подобное

  1. Эксперт

Найдите того, кто будет отвечать за единообразие распространяемых знаний

  • Есть экспертиза по выбранной теме

  • Есть репутация в компании/отделе

  • Есть напарник — минимум 1

  1. Принципы

  • Участники разбиваются на группы, в каждой группе есть куратор

  • Не более двух человек из направления

  • Регулярные занятия 1-2 раза в неделю:

    • теоретическое занятие, на котором задаём домашнее задание

    • семинар: показательная практика стажёра под руководством куратора

    • разбор домашнего задания с куратором

  1. Программа

Ориентируйтесь на календарь спринтов: разбейте обучение на блоки, по одной теме за спринт. В блоке теория + семинар + домашка. Сразу запланируйте итоговое испытание — тест, экзамен или и то, и другое.

  1. Награда 

Стажировка должна иметь какой-то результат, желательно, осязаемый. Сделайте красивый сертификат, подпишите у кого-то важного.

  1. Бюрократия 

  • Определитесь с проектами и стажёрами до начала квартального планирования

  • Зарезервируйте время экспертов для подготовки лекций

  1. Анкета стажёра

Для записи на стажировку создайте анкету. Соберите:

  • контакты стажёра и его руководителя

  • информацию о специальности стажёра и его проектах

  • текущий уровень знаний стажёра по теме

  • ожидания от стажировки

  1. Вступительное задание

В анкете сразу дайте вступительное задание. Его решение покажет вам уровень знаний будущего стажёра и его зону ответственности.

  1. Первая лекция 

Первая лекция позволит выровнять стартовые знания стажёров и скорректировать их ожидания.

Дальнейшие лекции можно готовить уже в процессе стажировки, на каждую лекцию как раз будет один спринт. К семинарам кураторы обычно не готовятся: куратор выбирает из своей группы стажёра, который будет в онлайне, с трансляцией экрана выполнять домашку. Такой аналог выхода к доске в школе.

Эпилог

На всех этапах стажировки нам здорово помогала наша команда обучения — консультировали, выкладывали записи лекций, помогали с документами. Леся, огромное тебе спасибо!

В дальнейшем мы планируем ещё один поток стажировки по доступности, ближе к осени. Возможно, тогда же и запишем лекции в приличном качестве, чтобы выложить их в открытый доступ.

Также мои коллеги вдохновились идеей стажировки и планируют обучения:

  • редполитика для дизайнеров, проектировщиков и оунеров продуктов

  • сборка услуг на конструкторе для региональных ведомств

Надеюсь, эта статья вас так же вдохновит на обучение.

Комментарии (0)