Сотрудник ФАС, задремавший над спамом, в представлении художника эпохи романтизма

В предыдущих статьях (первая, вторая) я рассказывал, как спамеры и прочий «солидный бизнес», будучи пойманы за руку надзорным органом, начинают выкручиваться, отрицать очевидное, лгать и подделывать документы – в общем, вести себя как обычная шпана, пойманная за кражей яблок. Однако надзорный орган подчас даст фору самому изобретательному спамеру.

Случай 1: Компания «Яндекс» прислала на электронную почту рекламу своей «Метрики», имитирующую ответ службы поддержки


Скриншот


Спустя несколько месяцев после реального запроса в поддержку «Яндекса» и получения на него исчерпываюшего ответа, компания решила послать вдогонку ни разу не рекламу, а просто дополнительно проинформировать на тему, никак не связанную с запросом. Ом-ном-ном, – прочавкал Московский УФАС, – какой вкусный удон, это не спам!
В соответствии с документами и сведениями, представленными ООО «Яндекс» по запросу Московского УФАС России, установлено, что поступившее на Вашу электронную почту письмо было направлено в ответ на ранее поданное Вами обращение в службу поддержки сервиса Яндекс с вопросом, касающимся индексирования сайта и верификационного кода Вебмастера. В связи с поступившим обращением ООО «Яндекс» дополнительно Вас проинформировало по соответствующей категории вопросов о возможности дополнительной настройки индексирования, о чем также свидетельствует указанный в теме письма заголовок «[Ticket#20093010511401740]».

Случай 2: Правительство Москвы прислало на электронную почту рекламу «цифрового туристического сервиса RUSSPASS», на котором в свою очередь, рекламировались в т.ч. платные услуги третьих лиц по проведению досуга (не в дурном смысле)


Скриншот


Московское УФАС России приходит к выводу, что заявителю на адрес электронной почты пришло информационное сообщение относительно возможности использования туристического сервиса, реализуемого в соответствии с нормативным актом органа исполнительной власти города Москвы, и который непосредственно связан с деятельностью сайта Мэра Москвы, в связи с чем и было направлено с электронной почты с доменным именем mos.ru.
<…>
Об обратном не свидетельствует и довод заявителя относительно платности предлагаемых услуг, поскольку в указанном случае данное обстоятельство касается не самой платформы RUSSPASS, которая функционирует и доступна пользователю на безвозмездной основе, а именно услуги иных лиц, которые пользователь может получить, выбрав тот или иной маршрут путешествия.

Перевожу на понятный русский:
— Почему это информационное сообщение, а не реклама?
— Потому, что это реклама – кого надо реклама гладиолус.
— Вот даже платные услуги на том портале…
— Но в спаме письме рекламируются не они, а сам портал, и даже не рекламируется – а информируется, что он есть.
— Позвольте, но это и называется «реклама»…
— Кого надо реклама!

Случай 3: Правительство Москвы прислало на электронную почту рекламу «Запустите рекламную кампанию с Рекламной подпиской Яндекс.Бизнеса на 2 месяца за 10% от ее стоимости»


Скриншот


Вы уже догадались, что в таком комбо – вдвое больше неуиноуности?

Московское УФАС России приходит к выводу, что заявителю на адрес электронной почты пришло информационное сообщение о возможности воспользоваться программой по предоставлению субсидии из бюджета города Москвы, реализуемой в соответствии с нормативными актами органа исполнительной власти города Москвы, и которая непосредственно связана с деятельностью сайта Мэра Москвы, в связи с чем и было направлено с электронной почты с доменным именем develop.mos.ru.

Таким образом поступившее заявителю e-mail-сообщение не является рекламным, в поступившем Вам e-mail-сообщении отсутствует информация об объекте рекламирования. Целью данного сообщения не является привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Данное e-mail-сообщение направлено в целях информирования пользователя сайта mos.ru, которым является заявитель, о возможности участия в программе Правительства Москвы.

Об обратном не свидетельствует и довод заявителя относительно причастности к предлагаемым услугам ООО «Яндекс», поскольку данное лицо является партнером Правительства Москвы в реализуемой программе.

Увы, остался непроясненным один момент: партнерам Правительства Москвы можно спамить только совместно с ним, или один раз запартнерился – и пожизненная лицензия на убийство индульгенция на спам в кармане?

Кстати, обратите внимание на адрес, куда Правительство Москвы со своим партнером «Яндексом» рассылали спам – contactifap.ru Это общий корпоративный адрес, который никогда и никем не использовался для регистрации на сайте mos.ru, но… вы же понимаете: джентльмены верят друг другу на слово, сказано послали пользователю – значит пользователю.

Случай 4 (не совсем спам, но интересно): некто (предположительно, админ) разместил на сайте Российской библиотечной ассоциации рекламный скрипт, который демонстрировал в т.ч. рекламу интернет-казино. Письмо в РБА было проигнорировано, и тогда я передал им привет через ФАС…


Дли-и-иннющий скриншот


На запрос управления от Российской библиотечной ассоциации поступили объяснения (вх. № 38729-ЭП/21 от 09.12.2021) по существу рассматриваемого вопроса. <…> Из-за установленного на сайте РБА устаревшего программного оборудования, и как следствие, из-за его уязвимости для сторонних действий, был произведён несанкционированный доступ с целью размещения на сайте РБА сторонних ссылок, включая ссылку на онлайн-казино. <…> Статья 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит перечень органов, которые имеют право на территории России осуществлять оперативно-розыскную деятельность. ФАС России и его территориальные органы не поименованы в указанном перечне. С учётом изложенного, управление в рамках предоставленных ему на основании Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» полномочий не может установить лиц, допустивших размещение на сайте www.rba.ru ненадлежащей рекламы.

Родненькие, что ж они сразу-то не сказали: у нас лапки, джентльмены верят друг другу на слово, все российские спамеры пьют за здравие ФАСа и разучивают фразу I didn't do it! «это не я!» Не стыдно же было подписывать такой бред врио главы питерского УФАС Никитиной…

Случай 5: некто с российским IP, с существующим российским адресом электропочты разместил на российском форуме рекламу криптообменника с доменом в ссTLD .RU


Скриншот


Казалось бы, что может пойти не так при привлечении спамера? (Спойлер: у ФАСа лапки все!)

Материал созданный творческим трудом и содержащий в себе какую-либо информацию аналитического, обзорного характера, статистические, количественные и качественные показатели, имеющий в качестве своей цели не привлечение внимания потенциального потребителя к какому-либо товару или группу товаров, а донесение сведений до широкого круга читателей, справочный материал и т. п. не признается рекламой в контексте Закона о рекламе.
<…>
На сайте-форуме пользователи в сообщениях сообщают личные впечатления, опыт использования товара, субъективные выводы и взгляды лица, опубликовавшего конкретную запись, относительно свойств такого товара, в том числе его достоинств и отрицательных характеристик.

Обратного из материалов заявления не следует. Более того, в заявлении представлены скриншоты сайта-форума, из которого следует, что размещенная информация является сообщением конкретного пользователя — участника форума, какие-либо отметки о том, что данная информация является рекламой также отсутствуют.

Там дальше еще шла ссылка на ст.29 Конституции, но мне кажется, уровень бреда уже и так зашкаливает. Почему не спам? Потому, что гладиолус не помечен как реклама! Держите еще одну картинку с того же форума – это тоже, по мнению ФАС, не реклама, а творческий труд, аналитика, мнение пользователя, нет пометки, лапки, ко-ко-ко…

Дли-и-иннющий творческий труд аналитика без пометки


Случай 6: АО РСИЦ позвонило на сотовый и прокрутило запись: уважаемый клиент, в личном кабинете на сайте nic.ru для вас размещено важное сообщение…


Тут важно отметить 2 момента. Первый: я, действительно, на тот момент был их клиентом, но моего телефона у них не было (во всяком случае, легально), так что это просто «холодный звонок». Второе: в личном кабинете на сайте nic.ru не существовало и не существует системы обмена сообщениями между клиентами и компанией, все коммуникации идут по электронной или обычной почте (возможно, и по телефону – не знаю по вышеуказанной причине). Разумеется, никакого важного сообщения в ЛК не было, как и неважного, но вдоволь подолбившись в глаза уши, ФАС посчитала, что:
Посредством телефонного звонка Общество проинформировало заявителя о необходимости мониторинга состояния доменных имен, администратором которых он является, в личном кабинете заявителя в целях недопущения прекращения прав их администрирования. По мнению антимонопольного органа, спорный телефонный звонок был направлен заявителю в целях его информирования, в связи с чем, в рассматриваемом телефонном звонке отсутствует информация об объекте рекламирования.

В какой-то момент у меня возникло подозрение, что фасовцам выдают героин дезоморфин за вредность, который они употребляют прямо на рабочем месте, а отмена обезболивающего вызывает у гражданских служащих неописанные в медицинской литературе побочные эффекты, типа избирательной слепоты и delirium transitorium, т.е., по определению Блейхера, расстройства содержания мышления с возникновением не соответствующих реальности болезненных представлений, рассуждений и выводов (и в этом состоянии они пребывают уже лет 20 как).

Но по статистике, которую я приводил в предыдущей статье, ФАС все-таки больше половины жалоб рассмотрел без использования дезоморфина изменяющих сознание веществ. Если вы не хотите, чтобы вся радость от огорчения спамеров досталась мне, присоединяйтесь! Специально для вас выпустили брошюру «Борьба со спамерами правовыми средствами. Руководство по дезинсекции». А я как-нибудь еще расскажу, почему ФАС решила, что может рассматривать дела против спамеров без привлечения к делу сторон, что по этому поводу думают суды и где в России заканчивается обычный лес электронное правосудие.

Комментарии (6)


  1. Wesha
    30.07.2023 22:24
    +1

    спамеры и прочий «солидный бизнес», будучи пойманы за руку надзорным органом, начинают выкручиваться, отрицать очевидное, лгать и подделывать документы – в общем, вести себя как обычная шпана

    А Вы посмотрите на тех спаммеров — и тоже зададитесь вопросом "а, собственно, почему "как"?"


  1. LF69ssop
    30.07.2023 22:24

    Но по статистике, которую я приводил в предыдущей статье, ФАС все-таки больше половины жалоб рассмотрел без использования дезоморфина
    изменяющих сознание веществ. Если вы не хотите, чтобы вся радость от
    огорчения спамеров досталась мне, присоединяйтесь! Специально для вас выпустили брошюру «Борьба со спамерами правовыми средствами. Руководство по дезинсекции».

    А нет опасения что как раз после массового увлечения гражданами жалобами в ФАС, оный ФАС начнет гораздо большую часть отфутболивать по формальным признакам а не по существу?


    1. ifap Автор
      30.07.2023 22:24

      Скорее наоборот: вода камень проточит. Да и сейчас ФАСу никто не мешает отклонять заявления, поданные в то же управление, по аналогичным фактам и написанные по образцу из нашего "пособия". Единственное отличие - другой заявитель, этим я и объясняю разную реакцию: я уже дал понять, что с живых фасовцев не слезу ;)


  1. Self_Perfection
    30.07.2023 22:24

    Случай 2: Правительство Москвы прислало на электронную почту рекламу «цифрового туристического сервиса RUSSPASS», на котором в свою очередь, рекламировались в т.ч. платные услуги третьих лиц по проведению досуга (не в дурном смысле)

    Вам не кажется абсурдным штрафовать в пользу бюджета что-то, что существует на бюджетные деньги? Не переложат из левого кармана в правый ­— а толку?

    Проблема спама в принципе перестанет существовать, если возможность отправки сообщения кому бы то ни было нужно будет купить у получателя.

    Хотя протолкнуть такое в реальности будет непросто. Хоть политическую партию создавай.


  1. Boilerplate
    30.07.2023 22:24

    Ха, вам спам от мос.ру и яндекса приходит, а мне вот недавно начала приходить реклама от налоговой:

    письмо от:
    no_reply_lk@service.tax.gov.ru no_reply_lk@service.tax.gov.ru

    "Уважаемый предприниматель !

    Специалисты Центров услуг для бизнеса "Малый бизнес Москвы" помогут вам подобрать инструменты для рекламы, подскажут, какие площадки для продвижения ваших продуктов подойдут лучше всего, а также вместе с вами составят медиаплан для дальнейшей работы. Услуга предоставляется бесплатно!

    Подать заявку можно по ссылке

    С уважением,

    Федеральная налоговая служба"

    Не представляю, какой "малый бизнес" в здравом уме и трезвой памяти начнет с налоговой обсуждать инструменты для рекламы и площадки для продвижения. Это как с участковым и военкомом планы на жизнь и развитие обсуждать.


    1. ifap Автор
      30.07.2023 22:24

      Это не реклама, а госуслуга ;)