На работе люди невольно объединяются в группы. Кофеманы, спортсмены, приверженцы правильного питания, путешественники. Этот список легко продолжить. Сотрудники образуют подобные сообщества стихийно, а сами комьюнити существуют долгое время или же распадаются через неделю, месяц. Помочь людям найти единомышленников может и сама компания-работодатель. В этой статье я расскажу, как подступиться к созданию сообществ. 

Я отвечаю в группе ЛАНИТ за развитие HR и SMM бренда, но параллельно у меня появилась в компании ещё одна должность. Неформальная. Я и ещё несколько моих коллег – комьюнити-менеджеры. Проще говоря, мы – те самые люди, которые объединяют людей вокруг какого-то увлечения или компетенции. Этой объединяющей темой может быть как киберспорт, так и участие в лыжных тренировках или даже разработка продукта. Пожалуй, главное в создании сообщества - вовремя уловить запрос или внутреннюю потребность группы людей, пусть и совсем небольшой. Она обычно реализуется как в каком-то движении изнутри (сотрудники самостоятельно организуются в сообщество), так и на уровне конкретной задачи самой компании (например, хотим развивать продуктовую культуру – формируем сообщество из тех, кому интересна тема создания продуктов). Бывает и так, что на поверхности вообще нет ничего, ни движения, ни конкретной задачи, только внутреннее чутье, «наверное, эта тема взлетит». Именно так родилось одно из наших многочисленных сообществ – киберспортивное. 

Сейчас у нас параллельно существуют пять крупных сообществ сотрудников. Самое большое – спортивное. Оно объединяет тысячу человек, и в нем уже появились свои группы по интересам: есть волейболисты, баскетболисты, бегуны, лыжники, любители силовых или кардиотренировок, поклонники йоги и другие. 

Есть объединения волонтеров, авторов корпоративного блога, сообщество спикеров и тех, у кого есть инновационные идеи. Все они создавались в совершенно разное время. Чтобы в сообществе кипела жизнь, а участникам в нем было интересно, оно должно создаваться не для галочки, а быть полезным. Проще говоря, участники хотят видеть для себя некие бонусы. К примеру, «я иду туда-то, потому надеюсь обсудить свежие идеи, услышать разные мнения или я могу научиться чему-то новому». Ещё присоединение к подобным активностям - это отличная возможность познакомиться с теми, с кем ты не взаимодействуешь по работе.

Мы с коллегами решили обобщить наш опыт и дать несколько советов тем, кто только начинает развивать сообщества. 

Заразить идеей и предложить ценность

Одно из самых первых сообществ, волонтерское, появилось 15 лет назад. Думаю, культуру взаимопомощи мы переняли от основателя Георгия Генса. Причём, так завелось, что помощь – это не обязательно деньги, иногда ценнее время, внимание. Еще в самом начале мы организовали праздник с десятком различных мастер-классов для детей из детдомов. HR-команда бросила клич, на который пришли сотрудники из разных подразделений. 

Другой пример – мы часто сопровождаем детей с инвалидностью и детей сирот на выставки в Пушкинский музей. Среди моих коллег есть те, кто делают это с такой завидной регулярностью, что уже выучили экскурсии не хуже экскурсоводов. А еще волонтеры по своей натуре очень открытые и отзывчивые, поэтому если кто-то предлагает собрать книги, съездить в детский дом или помочь животным, то тут же найдутся помощники.  У нас работала девушка, уделяющая много времени собачьему приюту. Позже она убедила и своих коллег, что животным не выжить без их помощи, и организовывала выезды большой команды на место. (Мы писали подробно о волонтерстве в нашей компании здесь.)

Путь формирования сообществ «от задачи» лучше всего иллюстрируют наши Клуб спикеров и Центр инноваций. В какой-то момент мы заметили, что очень мало сотрудников хорошо выступают на внутренних мероприятиях.  Коллеги, получая приглашения стать спикерами даже на наших собственных митапах, отказывались, боясь подниматься на сцену и что-то говорить перед аудиторией. В итоге мы пригласили желающих пройти обучение, которое заинтересовало 30 наших коллег. Но для большой компании это как капля в море, поэтому по горячим следам создали Клуб спикеров, где можно отточить собственную презентацию, получить советы, как ее улучшить, попрактиковаться выступать перед большой аудиторией и, конечно, поучиться у более опытных коллег. В любое время можно получить обратную связь, предложив коллегам первыми увидеть и дать замечания к выступлению, подготовленному, к примеру, для тематической конференции. Сейчас в Клубе более 180 участников. Мы регулярно обращаемся к ним и предлагаем стать спикерами на внутренних и внешних мероприятиях. 

Клуб LANIT Product Manager – необычная история, которая появилась как запрос на развитие продуктовой культуры в компании. Но любопытно и то, что это своего рода продолжение нашего бизнес-акселератора. Цель – помочь сотрудникам, у которых уже есть сформулированные идеи новых продуктов, верифицировать и доразвить их под руководством экспертов до МVP или пилота. При этом, часто в «аксель» (так мы прозвали наш бизнес-акселератор) приходят сотрудники из смежных или иногда далеких от продакт-менеджмента профессий. Среди заинтересованных – тестировщики, разработчики, аналитики, менеджеры по продажам, маркетологи. 

Интересный факт. Все началось с набора на курс продакт-менеджмента, на который пришли около 30 человек. Позже уже сформировалось сообщество, которое за полтора года разрослось до 250 человек. Сейчас у них  есть своя база знаний, телеграм-канал, портал идей и даже услуги: трекинг продуктовых команд и частные консультации. (Наша статья о Центре инноваций здесь.)

Совет. Важно понять, какую ценность сообщество предлагает участникам, что они получат взамен, вкладывая свою энергию и время в жизнь комьюнити. В каком-то смысле сообщество - это тоже продукт со своим уникальным торговым предложением. Если вы его можете сформулировать или ощущаете интуитивно, это легко будут считывать и те, кого вы хотите привлечь. 

Подумать, как будете подбрасывать дровишек 

Этот совет может показаться банальным, но без регулярных мероприятий сообщество имеет все шансы быстро развалиться, и здесь комьюнити-менеджер должен сыграть свою звездную роль стратега. Заключается она в том, чтобы предложить участникам некую систему мероприятий вокруг сообщества. Это могут быть встречи, обучающие семинары, соревнования, все зависит от  задачи, главное здесь – это регулярность. Так вы создадите  привлекательную перспективу развития сообщества, некий путь, который предстоит пройти участникам. 

Совет. Любое сообщество это гипотеза. Может взлететь, а может и нет. Но если сразу рассматривать сообщество  как некий интересный «путь» который предстоит пройти участнику, то шансов, что оно будет расти и развиваться, больше. Набросайте возможные развилки этого пути, распишите, какими активностями вы будете поддерживать жизнь в сообществе. Вы всегда сможете отойти от намеченного плана, но у вас должны быть идеи по развитию сообщества хотя бы на пару-тройку месяцев вперед. 

Придумать место или платформу, которая объединяет 

Люди увлеклись идеей, захотели узнать больше или просто пообщаться с единомышленниками. Возникает логичный вопрос, где это делать. 

А почему бы не собраться в кофейне прямо в офисе? А может в коворкинге? Или вечером в кабинете? Увы, иногда ни один из этих вариантов не подходит. 

У людей часто не совпадают рабочие графики, или сотрудники могут территориально находиться в разных офисах и даже городах. К примеру, Петя, увлеченный играми, хочет пригласить Бориса для участия в турнире по Dota 2. Петя знает, что Борис – сильный игрок, только их разделяет 700 километров, ведь Борис живет в Санкт-Петербурге, а Петя – в Москве. Поэтому ваш костер, вокруг которого люди будут собираться, общаться, знакомиться и выражать себя, должен быть виртуальным. Для немногочисленных групп – это мессенджеры, для больших - специализированные онлайн-платформы, которые благодаря встроенным функциям служат еще и своеобразным цифровым клеем для сообщества. Например, наше киберсообщество зарождалось в Discord (платформами для обмена сообщениями, организации видеоконференций).

Для любителей спорта и активного отдыха – это мобильное приложение LanitFit (в нем участникам доступны разнообразные программы тренировок), для авторов – блог компании на Хабре. 

Совет. Не жалейте времени на выбор качественной и наиболее подходящей онлайн-платформы. У хороших сервисов есть преимущество перед мессенджерами. Модерацию диалогов, игровые механики для участников, а также проведение конкурсов создатели платформ берут на себя, а, значит, вы сможете освободить время от механических задач на что-то более важное.

Разработайте систему признания заслуг 

Люди приходят в сообщества за общением, знаниями, весёлым, интересным времяпрепровождением (пример тому – наши киберспортсмены). В самом начале существования сообщества у всех горят глаза: все активности поддерживаются на энтузиазме комьюнити-менеджера и участников. Но если вы планируете сообщество как дорогосрочную историю, система признания заслуг станет тем самым секретным движком, который его поддержит, когда ощущение новизны проекта начнет угасать. 

К примеру, авторов Хабра мы приветствуем пиццей, организуя доставку за первую опубликованную статью. Регулярно проводим конкурс на лучшие статьи в разных номинациях. С одной стороны, мы награждаем победителей призами (корпоративным мерчем, сертификатами в магазины-партнеры), с другой стороны, в этом есть и соревновательный момент. 

У наших спортсменов другая мотивация – приложение LanitFit позволяет им отслеживать свой прогресс на тренировках, как относительно собственных результатов, так и достижений других участников. 

Киберспортсменам мы выдавали призы за победы в отдельных чемпионатах, но поскольку почти все дисциплины командные и сотрудники играют за разные компании в составе группы,  то придумали целую систему накопления баллов. В итоге, игроки копят баллы и в конце года мы отмечаем наиболее активную компанию – ей, как и другим лидерам рейтинга, вручаем почетный кубок. Над форматом награждений можно покреативить: например, в прошлом году мы организовали прямую трансляцию с ведущим-стримером, брали интервью у победителей, запустили зрительский чат.  

Совет: Призами для участников могут быть небольшие подарки (призы, мерч) , бонусы, которые можно копить и обменять на что-то приятное (купон на обед, абонемент на пять посещений спортзала). Ну, и классика жанра, старые добрые командные кубки и медали. Ничто так не радует сердце спортсмена или киберспортсмена, как тяжеленький, внушительный, сияющий кубок победы :-)

Рассчитывайте свои силы и ищите поддержку

Сообщество – это всегда долгосрочная история. Если нужно, чтобы оно развивалось и приносило пользу бизнесу, придется постараться. Даже если у вас всего 30 человек в чате, эти люди будут задавать вопросы и ждать быстрой реакции на них в мессенджерах каждый день. На это тоже уходят силы и нужно быть к этому готовым. Не говоря уже о мероприятиях для сообщества и поддержке онлайн- платформ.

Ищите лидеров внутри ваших сообществ. Капитаны команд, генераторы идей, активисты, модераторы встреч сообщества, которые будут делить с вами ответственность хотя бы иногда, – уже отличный ресурс. И пусть лидеров в сообществе будут несколько. Как-то мы столкнулись с ситуацией, когда уволился лидер одного из сообществ, и нам буквально пришлось пересобирать это направление заново. Без него команда не смогла договориться о формате тренировок и развалилась. Сейчас в этом направлении целых три лидера и команда уже участвует во внешних соревнованиях. 

Совет: продумайте, будете ли вы действовать своими силами или привлечете подрядчиков, найдете активистов внутри и разделите ответственность с ними. 

И ещё несколько слов 

Не только про вовлеченность. Понятно, что сообщества – это хороший инструмент для того, чтобы развлечь, вовлечь, поднять лояльность сотрудников и т.д. Но история с сообществами – не только про вовлеченность. В очень крупных распределенных структурах сообщества – это прекрасный инструмент коммуникаций. Ведь чем больше становится компания, тем сложнее нам как коммуникаторам чувствовать свою аудиторию. Через сообщества проще достучаться до сотрудников, которые не реагируют на традиционные каналы коммуникаций (например, «горячо любимые» всеми рассылки или развлекательные мероприятия).

Чем больше выхлоп, тем больше сил. Чем менее развлекательным и игровым по своей сути является сообщество и чем большего интеллектуального выхлопа вы от него ждете, тем больше сил вы потратите на его раскрутку и развитие. Поддерживать сообщество авторов или спикеров несколько сложнее, чем сообщество спортсменов. А раскручивать клуб продакт-менеджеров, например, намного сложнее, чем киноклуб в офисе. Хотя и то, и другое требует вложений времени и ресурсов, вопрос только в их количестве и вашем терпении. 

Не бюджетом единым. Бывает, что везет, конечно, но далеко не всегда в самом начале формирования сообщества можно сразу получить бюджет на его развитие. И это нормально. Пробуйте небольшие активности в начале. Начните с  товарищеских матчей с вашими партнерами или заказчиками и не отказывайтесь от участия в бесплатных соревнованиях – их довольно много. Наше спортивное сообщество, например, когда-то началось с чатика в Telegram.

Ваши первые участники еще не сообщество. Это просто группа людей, которых чем-то зацепила ваша идея, и сообществом они станут далеко не сразу. Они будут забрасывать вас вопросами, проверять на прочность, и вы будете знать, что за каждой радостным командным фото стоит куча ваших усилий, нервов, каждодневной работы и логистики. Но это стоит того. В сообщества часто приходят неординарные, талантливые люди, которые пробуют новое и ищут себя. Очень приятно наблюдать, как в результате ваших общих усилий сообщество развивается, обрастает новыми участниками, событиями и  проектами. Так что если вы еще не пробовали себя в комьюнити-менеджменте, очень советуем.

Комментарии (0)