«То, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно» Людвиг Витгенштейн 

Сын весь в соплях, бумага в тетради в клетку на 24 листа уже немного скукожилась от пролитых на неё слёз. Отец в бессилии, кажется, уже в десятый раз тихо повторяет одно и то же: ну и чему равен икс… Тихо он повторяет потому, что голос уже осип от крика, а завтра ещё на работу. А всё почему? Потому что он недооценил понятийные расстояния.

Человечество возникло в условиях, когда почти все знания были общими. Весь скромный запас знаний, накопленный поколениями,  мог уместиться на таком компактном носителе, как человеческий мозг. Даже с учётом того, что прошлые версии носителя и весили меньше и оптимизированы были хуже. 

Это было золотое время в плане коммуникации. Тогда, чтобы объяснить что-то новое любому члену своего племени нужно было затратить очень мало усилий. Больше всего такая ситуация напоминает Лего. У меня и у моих соплеменников совершенно одинаковые наборы деталек. Если я придумал какую-то конструкцию, то я без труда могу любому показать, как сложить детали для получения результата. 

В такой среде формировались наши мозги. Если ты говоришь что-то очевидное, то вряд ли кто-то станет с тобой спорить, ведь у него такой же набор деталей. Если он всё же не согласен, то он либо лжец, либо глупец. Ровно такие чувства мы по умолчанию испытываем, когда с нами кто-то несогласен. Это происходит именно потому, что мозг формировался в условиях, где иное было невозможно.

Но с тех пор кое-что изменилось. Язык, специализации, письменность, технологии, наука. Мы накопили объёмы информации, для которых кое-как успеваем придумывать единицы измерения. Мы распределили эти знания по миллионам серверов и миллиардам мозгов. Мы разработали очень сложные теории со своими отдельными языками.

Вот яркий пример: Математик Синъити Мотидзуки для доказательства ABC-гипотезы разработал специальный язык. Но нужного уровня специалистов, способных понять этот язык около 20 в мире. И им есть чем заняться, так что статус доказательства на сегодняшний день неопределённый.

То есть, конечно, есть люди с такими же наборами Лего, но они тратили на их сбор уйму времени. И теперь они строят свои конструкции.

А как насчёт теории относительности? Как-то раз астрофизика Артура Эддингтона спросили: «Сэр, правду ли говорят, что вы один из трёх человек в мире, которые понимают теорию относительности Эйнштейна?». Учёный промолчал, и журналист начал извиняться за некорректный вопрос, на что Эддингтон ответил: «Ничего-ничего, просто я задумался, пытаясь понять, кто же этот третий?». Конечно, теорию относительности сейчас понимает уже далеко не три человека. Но человечество изобрело немало областей, которые настолько узкие, что в них и сейчас втискивается всего пара человек. Среда поменялась очень быстро. Но эволюция не так расторопна, железо не успевает обновляться за софтом.

Объём объяснений для устранения непонимания между двумя людьми называется понятийным расстоянием. Это буквально количество деталек Лего, которые нужно передать, для того чтобы прийти к общему выводу. И иногда это расстояние просто чудовищно, как в случае со мной и Мотидзуки. Но даже когда это расстояние не такое большое, наш мозг систематически его недооценивает. Из-за этого отец считает, что объяснил ребёнку достаточно просто, а тот даже не начал понимать, о чём идёт речь. Он заставляет ребёнка собирать копию своей башни, недодав ему деталей. Из-за этого руководитель ставя элементарную задачу не погружается в очевидные тонкости получая сотрудника в состоянии школьника из прошлого примера, но не получая результата.

Нам естественным образом кажется, что если сказать два факта, то собеседник мгновенно сложит из них такую же башенку как у нас. Мы забываем о тридцати этажах ниже, на которые мы потратили уйму времени. Разве это не само собой разумеется? Я ведь это знал всегда, вот в садик пошёл, и всё уже было очевидно. 

Нормальное объяснение это и есть попытка сравнять наборы конструктора. У нас должны быть одинаковые детали, но даже при таком условии нужно время на воспроизведение копии. Мы забываем время, которое понадобилось нам на освоение очевидных вещей, и отказываем другим людям в этом времени считая их в лучшем случае медленно соображающими. Ещё хуже что зачастую мы просто стесняемся говорить слишком просто.

Как часто вы сталкиваетесь с таким явлением? И в какой роли вы оказываетесь чаще: отца или сына?

P.s.

После публикации со мной связался подписчик, который сказал, что занимается буквально визуализацией понятийных расстояний. Просто зацените какую красоту Игорь пилит в качестве opensource проекта: ссыль. Как по мне, то нагляднее некуда, и довольно полезно для тех кто пытается быстро разобраться в теме. На всякий случай: проект не коммерческий, так что это не реклама.

Мой канал в телеграмм

Мой канал на ютуб

Комментарии (8)


  1. Markscheider
    03.08.2023 10:41
    +5

    Как часто вы сталкиваетесь с таким явлением?

    Часто. Но преодолеть этот gap довольно просто (если нервы в порядке у обоих сторон :)).

    Просто всегда уточняйте понимание понятий.

    "Лошади едят овес и сено". Что такое "лошадь" знаешь? Овес? Сено? ОК, тогда дальше.

    Если по какому-то термину ответ "нет" - откатываемся на уровень выше и объясняем, что сеном называют скошенную и высушенную траву.

    Ну и почаще просить обратную связь, вопросы, "что непонятно" и т.д.


    1. Radisto
      03.08.2023 10:41
      +2

      Условие про нервы ключевое))))


  1. AWRDev
    03.08.2023 10:41
    +1

    Интересный проект по визуализации понятийных расстояний, в голове тоже есть такие мысли о применении "дерева прокачки" в реальной жизни, какой-то карты, которая может помочь в развитии себя, увидеть какие ещё есть моменты по изучаемой тематике. Своеобразный граф, который основываясь на твоем опыте позволяет увидеть смежные навыки, чтобы ты смог освоить тот, который необходим


    1. dgoncharov
      03.08.2023 10:41
      +2

      См. Zettelkasten. Есть и на Хабре статья, но можно найти на эту тему материалы и получше.



  1. dgoncharov
    03.08.2023 10:41
    +1

    В каких единицах измеряется это расстояние? Мы говорим про разницу в объемах множеств понятий или про длину цепочки логического вывода?

    У меня и у моих соплеменников совершенно одинаковые наборы деталек.

    Ну нет. Множество понятий, которыми может разумно оперировать конкретный человек, у каждого своё, и зависит от профессии, образования, опыта, возраста и др. Это даже если для "соплеменников". А с представителями иных культур всё еще сложнее.

    Вообще метафора про Лего неудачная. Особенно для айтишного медиа. Понятия комбинируются не путем механического присоединения одного к другому. Они бывают разного уровня абстракции. Они могут быть само-соотнесенными. И т.д. Более подходящей аналогией могла бы быть комбинация функций.

    Ну и майнд-маппинг упомянуть, наверное, было бы в тему. Самый известный пример визуализации такого рода.


  1. garwall
    03.08.2023 10:41
    +1

    В "ложной слепоте" профессия главного героя была буквально в том, чтобы эти понятийные расстояния кукожить, если мне память не врет.


  1. Sergey_Kovalenko
    03.08.2023 10:41

    А потом Евклид изобрел аксиоматический метод в геометрии и всем стало совсем весело. Иногда набор понятий определяется через друг друга, образуя порочный круг. Почти вся современная математика состоит из таких.