Кажется, с удаленкой опять что-то происходит. В 2020 - 2021 годах мы видели, как крупные российские и западные компании массово отчитывались об успешном изменении формата на дистанционный, о продаже офисных зданий и изменениях в стиле жизни навсегда. А последние полгода или даже год некоторые из них сменили курс на противоположный - начали требовать возвращения в офисы и перехода к гибридному формату работы с посещением корпоративной локации хотя бы три раза в неделю.

Вася Ложкин. "Вернем все взад!"
Вася Ложкин. "Вернем все взад!"

Поговорим о том, откуда растут ноги у последних тенденций возврата в офис и означают ли они “смерть удаленке”.

Начнем с краткого обзора новостей…

Самыми громкими, пожалуй, можно назвать заявления Илона Маска о том, что сотрудники на удаленке не работают, а только притворяются, поэтому такой формат больше не приемлем. Именно такими формулировками сопровождались требования к сотрудникам Twitter вернуться в офис. И Маск в этом мнении не одинок.

  • В начале 2022 года компания Apple пыталась вернуть тысячи сотрудников в новый офис. Шаг не удался, инициативу отменили, но то была только первая ласточка. В 2023 году сотрудникам все-таки пришлось вспомнить об офисах, пусть и не на всю рабочую неделю.

  • Salesforce вызвала в офис сотни сотрудников в декабре 2022.

  • В мае этого года руководство Amazon выступило с заявлением, что сотрудники должны ходить в офис как минимум три дня в неделю. От некоторых компания была готова потребовать переезд, объясняя необходимостью налаживать связи в коллективе и продвигать корпоративную культуру.

  • Dell в мае этого года также заговорила о трех “офисных” днях. Однако коснулось это требование только тех, кто живет в пределах часа езды от корпоративной локации. Крайнего срока перехода не установлено - руководство предполагает перестраиваться плавно.

  • О переходе на гибридный формат работы заявлял Яндекс.

  • IBM не грозила никого вернуть в офис, но предупредила, что работа на удаленке может означать конец карьерному продвижению.

Понятно, что ни одна из компаний не объясняет в цифрах причины такого шага. В сообщениях все опираются на такие выражения, как “эффективность работы” и “налаживание командного духа”. Забавно, что многие из этих компаний еще пару лет назад во время пика ковидных ограничений отчитывались о росте этой самой эффективности и вовлеченности как раз для удаленного формата. Что же заставило их изменить мнения?

Есть разные мнения на этот счет…

Раздутый найм и сложность с адаптацией новичков

В комментариях к новостям со стороны “простых удаленщиков” звучат обвинения поколения Z. Понятно, что здесь много субъективного, но сама по себе мысль кажется интересной.

Действительно, одно дело, когда человек имеет 20 лет трудового стажа, 10 лет из которых работает удаленно, и четко знает, как нужно проявить инициативу, чтобы возникший вопрос решался в кратчайшие сроки. Другое дело - вчерашний студент, который постесняется лишний раз дернуть коллегу, а в результате так и сидит неделями без доступа к рабочему проекту. У новичка на удаленке вокруг нет ни одного коллеги, у которого можно было бы научиться рабочему подходу. А если и лид такой же, ситуация получается тупиковой.

Обсуждая рабочие порядки, один из сотрудников Dell рассказывал прессе, что компания продолжила нанимать в период всеобщей удаленки, и в том числе нанимала именно таких “специалистов”. Понятно, что об эффективности работы там говорить не приходится. Более того, источник сетовал, что более опытные удаленщики вынуждены делать работу за таких вот персонажей, чтобы оставить за собой право сидеть в домашнем офисе (а компания при этом продолжает нанимать сразу после колледжей).

На новых сотрудников пеняли и в Salesforce, и в Amazon. Дескать, сидя на удаленке они не вливаются в корпоративную культуру или делают это недостаточно быстро. Возможно, активный найм и недостаточная самостоятельность новичков действительно сыграли свою роль.

Повод для увольнения по собственному желанию

Нельзя забывать о более весомом рыночном тренде. На западе на рынке ИТ сейчас сложная ситуация - так называемая адаптация к постпандемийной экономике. На повестке дня экономическая неопределенность (высокая инфляция, повышение ставок, снижение спроса на компьютеры), в результате которой технологические компании сокращают офисы за пределами домашнего региона и массово увольняют сотрудников. Аналитики Challenger, Gray & Christmas Inc. насчитали порядка 80 тыс. увольнений за прошлый год. И в 2023 году сокращения продолжились.

На фоне таких экономических изменений все чаще звучит мнение, что громкий возврат сотрудников в офис - это просто один из вариантов “прорядить грядочку”. Те, кто не согласны с новыми правилами, просто напишут заявление по собственному желанию и уйдут без обязательных при сокращениях выплат. Небольшая, но все-таки экономия для компаний.

Способ ограничить удаленщика географически

На российском рынке ситуация несколько иная. Массовыми увольнениями у нас и не пахнет. Наоборот, последние исследования показывают дефицит квалифицированных специалистов. Но вот массовый отъезд удаленщиков из страны создал для компаний сложную ситуацию - пришлось преодолевать юридические и экономические ограничения, связанные с работой сотрудника из другой страны. В некоторых случаях подобные маневры явно запрещены политиками безопасности, поэтому можно предположить, что активное стремление в гибрид связано именно с желанием контролировать, в какой стране находится сотрудник.

Наше мнение 

Пару слов о том, как ситуация выглядит с позиции тех, кто вышел на удаленку еще до того, как туда всех загнали ковидные ограничения, и остается верен этому формату. 

Разговоры об эффективности вряд ли имеют под собой реальные цифры

Ни одна компания не раскрывает, как она анализировала такие абстрактные параметры, как “командный дух” или “эффективность взаимодействия”.

В целом в понятие эффективности вовлечено очень уж много факторов. Низкая эффективность работы дома или в офисе зачастую связана с неподходящими условиями. Живя в однушке с двумя детьми и тещей, сложно обеспечить себе комфортное рабочее место. Но ровно та же ситуация может сложиться в офисе, если вам не повезло сидеть в бухгалтерии среди коллег, которые чаще пьют чай за разговорами, чем соблюдают тишину. 

Безусловно, есть более комфортные офисы - локации, где жестко соблюдаются правила относительно тишины или где есть отдельные помещения для переговоров. Но точно также существуют и комфортные домашние кабинеты, где вполне можно сосредоточиться. В итоге эффективность - всегда вопрос очень частный. Как при этом говорить об эффективности всего коллектива? И как опираться на эти цифры, даже если нечто действительно было измерено?

Дискуссии о том, какой формат лучше, всегда сваливаются к конкретным примерам бытовых сложностей - т.е. уходят от основной темы

Как следствие предыдущего пункта - все споры о том, в каком формате работается хорошо, а в каком плохо, лишены объективности. В общем случае ответа, что лучше - удаленка, офис или гибрид - не существует. 

В комментариях под любой статьей о выходе на удаленку или возвращении в офис появляются сотни частных примеров о возможности или невозможности сосредоточиться. Но на самом деле все это сводится к организации нормального рабочего места. Вариантов миллион - от угла дома (это вполне реально даже в однушке), до аренды стола в ближайшем офисе, который это допускает. Максилектовцы за время существования компании перепробовали массу вариантов, большинство из них обходились дешевле, чем каждодневная езда в офис. Но все это были вложения в решение частной проблемы, а не в процессы на удаленке. Разговор про процессы начинается, когда мы меняем подходы к найму, чтобы через входной фильтр проходили только люди способные действовать самостоятельно. Но об этом ни комментаторы к статьям, ни, кстати, их авторы, не говорят.

Недовольство при возвращении в офис будет в любом случае 

По несколько раз меняя формат работы для всех, компании забывают о том, что для сотрудников это всегда глобальные изменения в жизни. Им будет непросто, а значит будут возражения. Конкретно с офисами возражения вызывает в первую очередь то, что у людей отнимают выбор - ходить туда или не ходить. Это снова становится обязаловкой. И тут о необходимости тратить время на логистику с недовольством вспоминают даже те, кто раньше с готовностью шел в корпоративную локацию.

В ответ на заявления об обязательном возврате в офис, почти 30 тыс. сотрудников  Amazon подписали петицию. Скорее всего изначально среди них было меньше поклонников удаленки. Но им в свое время навязали этот формат, а теперь, после того, как они уже выстроили вокруг него свои жизни, пытаются вернуть все назад…

Возврат в офис предполагает трату времени, который человек уже привык считать личным. Это раньше он 2, а то и 4 часа тратил на поездку на работу. Теперь это время, которое он проводит с семьей или на пробежке по близлежащему парку, или просто на диване за сериалом. С чего вдруг ему радоваться, что это время снова из его жизни исчезает?

Чтобы погасить это недовольство, нужно предлагать что-то взамен. Что именно - вопрос открытый, потому что одним достаточно предложить тишину, другим - деньги, а третьи ни за что не “продадут” сложившийся баланс между работой и личной жизнью. В любом случае кажется, что если цель - сохранить коллектив, переведя его в офис, подход должен быть индивидуальным, а не единым для всех в рамках компании на тысячи сотрудников.

Гибридный формат на самом деле - не компромисс

Это просто третий формат, на который сейчас пошла мода. Но как и первые два формата, его надо УМЕТЬ организовывать. Недостаточно призвать всех в офис, открыть опенспейс с бронью столов и радоваться результатам. Нужно правильно организовать коммуникации, распределение тех самых свободных столов и многое другое. Мы когда-то уже писали об этом (Гибридный формат — ни рыба ни мясо в удаленке), а еще о том, как разворачиваются и сворачиваются удаленные эксперименты (Люди и процессы: почему удаленка подходит не каждой компании?). 

Посмотрим, получится ли выстроить работающие процессы у тех, кто декларирует гибрид, как гибкость.

Удаленка требует определенных личностных качеств

Удаленный формат работы на самом деле действительно подходит не для каждого. Более того, в разные периоды жизни человек может хотеть или не хотеть (или не иметь возможности) работать на удаленке.

Чтобы в таком формате чувствовать себя комфортно, необходим высокий уровень самоорганизации, а также проактивность и ответственность. Нужно самостоятельно отслеживать свою эффективность и принимать меры по ее улучшению в определенных случаях еще до того, как это отметил работодатель.

Поскольку на удаленке осложнен шаринг знаний, лучше себя чувствуют специалисты уровня middle и senior. Джунам проще, конечно, набраться опыта у коллег за соседним столом офиса, а потом уже отправляться в домашний офис.

Данные разных исследований расходятся, но в среднем статистика говорит, что на удаленке отлично себя чувствует примерно треть специалистов. Еще около трети комфортно в гибридном режиме.

Чтобы удаленка сложилась, нужно собрать в одной точке человека с возможностью и определенным складом характера, а также компанию, которая может организовать соответствующие процессы найма и организации труда. Только так она будет работать в долгосрочной перспективе. Но массово и для всех - вряд ли. В этом смысле ковид ничего толком не поменял, как и последующие события.

P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на нашу страницу в VK или на Telegram-канал, чтобы узнавать обо всех публикациях и других новостях компании Maxilect.

Комментарии (30)


  1. Nialpe
    03.08.2023 12:39
    +9

    Возврат в офис предполагает трату времени, который человек уже привык считать личным. Это раньше он 2, а то и 4 часа тратил на поездку на работу. Теперь это время, которое он проводит с семьей или на пробежке по близлежащему парку, или просто на диване за сериалом. С чего вдруг ему радоваться, что это время снова из его жизни исчезает?

    лично для меня это был главный плюс удаленки, возможность тратить время не на дорогу, а на себя и семью. переезжать ближе к работе не мой вариант, старый я и не мобильный, увы.

    по сути статьи мое мнение: владельцы компаний возвращают работников потому, что многие работники успешно демонстрируют работу минимум на два фронта. но, как водится, владельцы считают себя умнее и начинают рассказывать сказки про корпоративный дух и прочую "эффективность", которая лучше именно в офисе.


    1. NineNineOne
      03.08.2023 12:39
      +6

      Как человек, проработавший в офисе 5 лет, могу смело сказать, что офис - га*но. Я лично видел как люди не работают в офисе месяцами. Они могут играть в телефон, читать новости, ходить курить/перекусывать, общаться и т.д. Я сам много недель провел за игрой в телефоне в офисе, потому что работы просто не было. Буквально говорю вживую начальнику, мол, нужны задачи, я всем уже написал и позвонил по имеющимся задачам, никто не отвечает - на что получаю ответ в духе "ну подождем, когда ответят". И это работа за 100к+, о которой наверное многие мечтали 5 лет назад (хотя все относительно).

      Есть мнение, что компаниям просто по приколу менять формат работы, чтобы еще раз напомнить людям, что они просто винтики, с которыми можно делать все, что вздумается.

      Но это лишь догадка)


  1. inkoder
    03.08.2023 12:39
    +6

    Многим работодателям кажется что в офисе более полный контроль, но, зачастую, это иллюзия. Можно отлынивать как в офисе, так и на удаленке.
    А так - полностью согласен со статьей, важна самодисциплина. (Работаю не из офиса уже 15 лет).


    1. mugalem
      03.08.2023 12:39

      Так и есть. Православный топовый софт-скилл "ИБД" как никогда у многих прокачался за период удаленки. Дисциплина - это просто умение четко следовать правилам и не забивать на них. Совесть и сознательность тут малость важнее будут.


  1. dsh2dsh
    03.08.2023 12:39
    +1

    Другое дело - вчерашний студент, который постесняется лишний раз дернуть коллегу, а в результате так и сидит неделями без доступа к рабочему проекту

    Я всегда считал, что это обязанность работодателя, обеспечить сотруднику все условия для его работы. Т.е. в данном случае, на мой взгляд, менеджер этого вчерашнего студента не справляется со своими обязанностями. И если этот менеджер ещё не уволен, значит менеджер этого менеджера не справляется тоже. Но виноват, конечно же удалёнщик (сарказм).


    1. SergeySMarina
      03.08.2023 12:39
      +1

      Очно учить людей проще и эффективнее, чем дистанционно через Zoom или Google Meet. Дистанционный формат требует от студента большей самостоятельности и организованности. 


      1. dsh2dsh
        03.08.2023 12:39
        +1

        Вы отвечаете на какой-то другой комментарий, не на мой. Про обучение я ничего не писал. Я писал про

        в результате так и сидит неделями без доступа к рабочему проекту

        Это не про обучение, а про предоставление средств, необходимых для выполнения работы, которая нужна работодателю, а не работнику.


    1. GospodinKolhoznik
      03.08.2023 12:39

      Всё же справедливости ради у работодателя нет обязанности обеспечивать ВСЕ условия для работы сотруднику. Обязанность у работодаля одна - платить деньги, все остальное уже по желанию. Компании может быть выгодно обеспечить сотрудников некоторыми комфортными условиями, чтобы те лучше работали, и тогда компания делает это. Например у компании может быть концепция менторства новых сотрудников, чтобы помочь им развиваться. Но вообще-то компания вовсе не обязана развивать кого бы то ни было. Вполне может быть подход: ни с кем не нянчимся, кто сами научатся - молодцы, не научатся - их проблема, наймем других.


      1. dsh2dsh
        03.08.2023 12:39
        +1

        обеспечивать ВСЕ условия для работы сотруднику

        Я уточню, ВСЕ условия, необходимые для выполнения работы. Приведу грубый пример. Если водителю автобуса не выдали ключи от автобуса в автопарке, то это не его проблема, что автобус не выехал на маршрут и не заработал денег. Это проблема автопарка, что он нанял водителя, оплатил его рабочий день и не получили от этого человека-дня ничего. И пожалуйста, не начинайте спорить с тем, что водитель был принят на сдельную оплату. Это был просто пример, аналогия.

        Так вот, я всегда думал, что бизнес обязан обеспечить для сотрудника ВСЕ, что бы он МОГ выполнить работу, для которой его наняли. В рамках контракта, добавлю, что бы предупредить следующие придирки к запятым. Про запятые - это я в широком смысле, пишу заранее, по этой же причине.

        Обязанность у работодаля одна - платить деньги, все остальное уже по желанию.

        Это какой-то очень специфический бизнес, нанять работника и не дать ему доступ к тому, что ему для работы требуется, но при этом платить ему деньги.

        Компании может быть выгодно обеспечить сотрудников некоторыми комфортными условиями

        Это Вы на какой-то другой комментарий отвечаете. Мой комментарий был про

        в результате так и сидит неделями без доступа к рабочему проекту

        Или теперь уже и это относится к комфорту?


        1. GospodinKolhoznik
          03.08.2023 12:39
          -1

          Не выдать ключи водителю автобуса это полный позор. Но речь шла о мнительном студенте, который стесняется что то спросить у коллег. Тут уже на усмотрение организации - нянчиться с ним или нет. Иногда выгодно нянчиться, иногда выгоднее распрощаться с ним и нанять другого. В любом случае обязанности такой у организации нет. Вопрос только в том, выгодно это организации или нет.


          1. YuryZakharov
            03.08.2023 12:39
            +2

            Брать студента и не учить его - невыгодно. Даже если их менять, как перчатки. Частая смена студентов только накладные расходы увеличит.

            Надеюсь, не нужно объяснять, почему так?

            Другое дело - менеджерские амбиции и прочая политика. Но они здравому смыслу ортогональны...


            1. GospodinKolhoznik
              03.08.2023 12:39

              Вы в детстве ходили в спортивную секцию? Только не в частную платную, а государственную.

              Там система работает с советских времён. Набирают всех подряд. Через несколько месяцев тренер примечает несколько талантливых ребят, им уделяет максимум внимания, а всех остальных буквально выдавливают ногами, чтобы они перестали ходить. Потом из нескольких самых талантливых формируют новую группу и все повторяют снова несколько итераций подряд. Через несколько итераций выживает один из тысячи, из выживших формируют небольшую команду и начинают делать будущих олимпийский чемпионов.

              Ещё мне рассказали, что некоторое время назад Сбертех так делал - набирал по объявлению вообще всех, кто пришел, бросали их на реальные задачи, кто выплывал, тот молодец, а кто тонул, тех выбраковывали.


              1. Dolios
                03.08.2023 12:39

                В советское время ходил в спортивную секцию. Ничего подобного не наблюдал, никого ногами не выдавливали. Я, при этом, не поклонник совка, а даже наоборот. До КМС всех желающих легко дотягивали, с талантливыми занимались дополнительно.


  1. dlc
    03.08.2023 12:39

    Компания: не умеет и не хочет строить культуру удалённой разработки и онлайн офиса
    Джуны: никак не адаптируются к удалённой разработке и онлайн офису
    Компания: ита фсё плахие, никащественые роботники!

    В целом, опять 25 и перекладывание с больной головы на здоровую.


    1. pyrk2142
      03.08.2023 12:39

      Тут есть тонкий момент, а эти джуны говорили, что у них есть проблемы или вопросы, просили советов или выясняли, что с этим можно сделать? Может быть, они просили организовать какое-то обучение по удалённой работе?

      Или они сидели и думали «Лол, а мне деньги платят за то, что я дома сижу, прикольно. Так все ок, тимлид только задачи задаёт странные, но он редко ругается»?

      Проблема в том, что буквально любое действие приводит к каким-то последствиям. И если джуны не заинтересованы в эффективной работе, то не стоит удивляться, что работодатели не заинтересованы в предоставлении им гибкости.


    1. dsh2dsh
      03.08.2023 12:39
      +1

      Компания: не умеет и не хочет строить культуру удалённой разработки и онлайн офиса

      Я бы перефразировал: не умеет и не хочет строить культуру удалённой разработки и онлайн офиса

      Ведь от наличия офиса ничего, собственно не изменится, проблема не исчезнет, только переместится в какое-нибудь другое место, т.ч. эти два слова - лишние.


      1. dlc
        03.08.2023 12:39

        Окей, согласен. Я наивно надеялся, что при выходе в офис там что-то меняется. Люди там сразу общаться начинают и вот это вот всё, иначе зачем вообще нужен офис?


        1. dsh2dsh
          03.08.2023 12:39

          Ну-у-у, не знаю. Если компания не умеет и не хочет, как Вы написали, то что изменится от наличия офиса? Она сразу же начнёт уметь и хотеть? Или Вы имели ввиду, что так-то всё умеет и хочет, но только в офисе? А зачем тогда такая компания занимается удалённым, если не умеет и, главное, не хочет? В общем, как-то куча вопросов к такой компании.


  1. GospodinKolhoznik
    03.08.2023 12:39
    +6

    Жернова небесные мелют медленно, но неумолимо. Да, пройдет ещё много лет, прежде чем отомрут старые страдиции просиживания штанов в офисе, но отомрут они неизбежно. Когда организация А не тратит деньги на аренду офиса, а организация Б тратит их, и при этом Б платит сотрудникам больше, чем А, т.к. люди согласны получать меньше, зато не тратить по 4 часа ежедневно в пробках, тогда это вопрос времени, когда Б не выдержит конкуренции с А.

    Ну а почему компании типа Б тянут сотрудников обратно в офис понятно. Дело вовсе не в корпоративном духе и тому подобной чуши, а в том, что эффективные менеджеры панически боятся того, что на удаленке всем стала очевидна их ненужность. И возвращают людей в офис они ради шкурных интересов в ущерб интересам организации. Обрекают компанию на неконкурентоспособность за ради того, чтобы с важным видом в дорогих пиджаках ходить по кабинетам, со всеми величаво здороваться и нагонять на себя ореол фальшивой статусности и незаменимости.


    1. event1
      03.08.2023 12:39

      Когда организация А не тратит деньги на аренду офиса, а организация Б тратит их, и при этом Б платит сотрудникам больше, чем А, т.к. люди согласны получать меньше, зато не тратить по 4 часа ежедневно в пробках, тогда это вопрос времени, когда Б не выдержит конкуренции с А.

      Тут есть несколько аспектов. Во-первых, далеко не все люди любят работать удалённо. Я лично предпочитаю работать из офиса. И я не одинок. Правда, я 4 часа не езжу в пробках.

      Во-вторых, не у всех жилищные условия позволяют работать удалённо. Например, у нас все одинокие коллеги живут в коммуналках. Не всегда там найдётся возможность хоть как-то обустроить место. Один коллега, например, во время ковида работал на кухне и за 6 месяцев заработал острый туннельный синдром. Потом ещё год печатать не мог.

      И в-третьих, это верно в том случае, если удалённая работа конкретного коллектива равна по эффективности работе в офисе. Что не обязательно верно для всех.


  1. Arastas
    03.08.2023 12:39

    Чтобы в комментариях не было уж совсем полного единодушия… У меня на работе кабинет на двоих, большой стол, шкаф для бумаг, маркерная доска, переговорки. Оборудовать такое дома - нужна, видимо, еще одна комната, которую все равно придется делить с работающей дома супругой.
    Ехать до работы 20 минут, это время аудиокниг и подкастов.
    Для меня удаленка была мучением, как только стало можно, я ездил в офис и сидел в маске.


    1. Nialpe
      03.08.2023 12:39

      возможным выходом было бы предоставить работнику выбор. вам удобнее в офисе, иному - дома. мне, например, доставляет дискомфорт гвалт в офисе, от которого приходится уходить посредством наушников, не устраивает температурный режим и вентиляция, время на дорогу... полагаю у каждого из нас есть определенные критерии комфорта, которые не желает брать в расчет бизнес, в итоге работник взвешивает субъективные "за и против" для принятия решения об увольнении.

      хотя многие "против" достаточно легко убрать без затрат со стороны работодателя. но вместо этого: офис с лаундж зонами, мохито и кикерами; талоны на обед в гастробар; ранец с названием компании и набором цветного картона внутри; корпоративные пляски в виде тимбилдингов и прочих сатанистких ритуалов, которые не всем нужны вопреки насаждаемым методичкам "как сделать счастливым работника", которые как мантры повторяют друг за другом компании. кому-то нужны эти вещи и активности, кому-то - нет. понятно, что проще и дешевле (для компании) поступить именно так, но некоторые работники ценят несколько иное.

      я не в коем случае не в пику вам пишу, а лишь как дополнение и развитие вашей мысли, но со стороны любителя удаленки. субъективного любителя, не претендующего на золотую истину.


      1. Arastas
        03.08.2023 12:39

        Безусловно, у всех по разному.
        Обычно в комментариях к статьям про удаленку такие восторги её сторонников, что я решил немного разбавить. :)


        1. dsh2dsh
          03.08.2023 12:39

          Так наверное только удалёнщики и писали. Я удалённо работаю с 2007 года и естественно напишу, что это самый удобный вариант. Только я ещё добавлю - для меня. Но в любом случае, мне казалось, что это очевидно, что такой вариант подходит не всем, по разным причинам, как субъективным, так и объективным. Кто-то не обладает достаточным уровнем дисциплины, кому-то не позволяют жилищные или семейные условия, а кому-то в офисе проще деятельность изображать, в конце концов.


    1. DadeMurphyZC
      03.08.2023 12:39
      +2

      Надо чтобы был выбор. Сотруднику предлагают: "Работай как тебе удобно". Хочешь удаленку - пожалуйста. Не хочешь удаленно (дома дети с женой, и т.п.) - пожалуйста, есть офис (или оплачиваемый коворкинг). Хочешь гибрид - пожалуйста. Главное чтобы итог был положительный, как для компании, так и для работника.


    1. Dolios
      03.08.2023 12:39
      +1

      Маркеры по стеклу меловые и балконная дверь + окно становятся отличными маркерныии досками. В Играх разума подсмотрел, берите на вооружение. Стол и стул офисный смог себе позволить, из бумаг мне нужны блокнот и туалетная, тоже всё норм с ними. В офис не тянет.


  1. Serge1001
    03.08.2023 12:39
    +3

    Я за удалёнку :)

    Идеальный вариант: для тех кто хочет удалёнку - возможность полной удалёнки, для тех кто не хочет - возможность посещать офис. И те и другие довольны.

    Про джунов. Когда был стажёром прекрасно освоился на удалёнке, у меня на связи был наставник (из мидлов) с которым мы общались в чате. Есть вопрос - пишу. Когда у него есть время - он отвечает. Такое асинхронное взаимодействие с одной стороны позволяет наставникам не отрываться от работы по каждому вопросу джуна, с другой стороны джунам позволяет попробовать решить проблему самостоятельно, попробовать самому найти ответ на вопрос, пока наставник занят. Если же вопрос глобальный или просто долго в чате отвечать - договариваемся о созвоне на 30 минут.

    Офис для себя НЕ рассматриваю даже как вариант. Очень много причин. Климат не тот (одному от кондиционера холодно, другому без него наоборот жарко), шум (одному разговоры мешают, другие наоборот поговорить хотят), еда (дома гораздо комфортнее кушать), путь до офиса (транспорт + плохая погода), одежда (не походишь в том в чём дома), нет возможности полежать на кровати да и просто отдохнуть. В целом от офиса есть ощущение уменьшения личного пространства (камеру то когда в зуме просят включить уже ощущается, а тут...) . И даже если (ну вдруг) каждому сотруднику предоставят в офисе по личному кабинету со всеми удобствами и звукоизоляцией, а также нормальное такси от дома до офиса и обратно, то всё равно на то чтобы собраться и приехать вы теряете время - а это вроде как самое дорогое...


  1. mad_nazgul
    03.08.2023 12:39

    Все просто. Эффективные манагеры увидели, что сотрудники хорошо работают и без их чуткого руководства. Поэтому, чтобы доказать свою нужность загоняют всех в офис. ????


  1. titbit
    03.08.2023 12:39

    Вариант "загнать всех обратно в офис" обречен, потому что ключевое здесь "всех". Также как и не всем было удобно на удаленке. Здесь нужна гибкость и индивидуальный подход, а с этим у некоторых компаний дела обстоят плохо. И похоже не все компании сделали выводы и будут пробовать переключить всех обратно, так что у более гибких компаний будет шанс "снять сливки".


  1. event1
    03.08.2023 12:39

    Понятно, что ни одна из компаний не объясняет в цифрах причины такого
    шага.

    В смысле, как то есть "понятно"? Вообще не понятно. Наоборот, если бы были конкретные результаты исследований, то было бы о чём говорить. А так, выглядит самодурством.

    В сообщениях все опираются на такие выражения, как “эффективность работы” и “налаживание командного духа”

    ...

    От некоторых компания была готова потребовать переезд, объясняя необходимостью налаживать связи в коллективе и продвигать корпоративную культуру.

    Когда я слышу слова "корпоративная культура", я снимаю с предохранителя свой браунинг. У нас в конторе и "корпоративная культура" и призыв всем вернуться в офис исходит от отдела кадров. Подозреваю, что в других местах так же. Причём, видимо второе связано с первым: если люди работают удалённо, нерадивым кадровикам сложнее пить их кровь