«Iron Man» Marvel
«Iron Man» Marvel

Представьте, что вы можете шагнуть в мир данных. Почти буквально забираться на диаграммы, изменять параметры и масштабировать десятки и сотни слоев данных, видя их перед собой. Представьте утреннее совещание в понедельник, когда все сонные и злые, как вдруг, объявляется, что презентация будет в AR! И вот уже серьезные и состоявшиеся люди с нескрываемыми улыбками достают из рюкзаков свою гарнитуру, потому что их ждет увлекательное интерактивное приключение, а не скучные точки на плоскости.

Надо сказать, что потенциально и у VR (виртуальная реальность), и у AR (дополненная реальность) всегда были отличные шансы завоевать корпоративный мир, не смотря на кардинальные отличия. AR совмещает отображение реального мира и элементы компьютерной дорисовки как в форме дополнения, так и в форме маски к реальным объектам, и именно этой технологии предрекали наибольший рост. VR, в свою очередь, является полностью смоделированным опытом в любом исполнении, который может даже не иметь ничего общего с демонстрацией действительности.

Однако пока что визуализация данных в VR и AR не практикуется повсеместно, это все еще экзотика, несмотря на огромный интерес к теме и прогнозы колоссального роста сферы. Так, еще в 2019 году TAdviser опубликовал свое исследование, где были представлены данные от ARtillry Intelligence, прогнозирующие 113% совокупного годового темпа роста (CAGR) в сегменте корпоративных AR-приложений на западном рынке в период 2017-2022 гг., что, в свою очередь, должно было сделать данный сегмент крупнейшим подсектором Cross-Reality. В то же время, сегменту корпоративных VR-приложений давали прогноз в 55% CAGR. Но сегодня из 2023 года мы можем констатировать, что темпы роста отраслей были в несколько раз менее значительными.

Почему так произошло? Это временное затишье или для обманутых ожиданий действительно были весомые причины? Мы можем попробовать разобраться в этих вопросах на примере нашего любимого подсегмента визуализации данных, и, забегая вперед, хочется сказать, что мнения экспертов противоположно отличаются друг от друга. Одни утверждают, что VR и AR – это неизбежное будущее визуализации больших данных, т.к. они просто не помещаются на плоскостях, а другие считают, что осмысление данных – это важный навык, который не получится затмить никакими модными фичами, а новый трехмерный формат ничуть не упрощает анализ, а иногда даже усложняет его.

В этой статье не хотим принимать ни одну из сторон. Мы хотим предоставить разные доводы и аргументы, чтобы каждый мог сделать свой собственный вывод.

1. Трехмерность: возможно, такое уже есть

Мы знаем про имитацию глубины и возможность трехмерного взаимодействия с визуальной моделью. Мы можем все покрутить и посмотреть под любым углом. Однако открытым остается вопрос, делает ли более вовлекающий AR/VR формат работу с данными эффективней?

Аргумент против: хоть в человеке и заложено пространственное восприятие, ось Z-глубина нами воспринимается не очень легко на момент 2023 года, а вот двумерное положение на осях X и Y вполне лихо.

Аргумент за: сложное восприятие может быть связано только с тем, что мы просто не привыкли анализировать информацию в пространстве. В этом случае, когда сознание привыкнет к тому, что не в плоскости истина (да простят нас «плоскоземельщики»), тогда мы будем воспринимать 3D-модели эффективно.

2. Ресурсы: а стоит ли так загрязнять окружающую среду?

Для погружения в виртуальное или дополненное пространство, в котором будут наши данные, нам нужны вычислительные мощности, сервера, электричество, VR Headset, Touch Controllers и Glasses Spacer, если верить Марку Цукербергу.

Аргумент против: для визуализации данных в VR и AR необходимо в сотни раз больше ресурсов, чем если посмотреть те же данные на экране вашего компьютера. Кроме того, если мы посмотрим на стоп-кадр в модели визуализации данных в VR, то с ужасом обнаружим, что смотрим на нее с экрана ПК… И точно с таким же успехом можем с ней взаимодействовать…

«Волатильность блокчейн-рынка» Источник: https://laptrinhx.com/
«Волатильность блокчейн-рынка» Источник: https://laptrinhx.com/

Аргумент за: в AR и AR можно разместить настолько большее количество слоев данных и зависимостей, что теоретически мы можем не переключаться в выборках и отобразить все результаты нашей модели. Если это помогает быстрее принимать решения, то мы можем увеличить эффективность борьбы даже с глобальным потеплением или быстрее развивать технологии, которые помогли бы задействовать меньше ресурсов.

3. VR, AR, Big Data и искусственный интеллект: все-таки реальная или «виртуальная» польза?

Новые технологии действительно могут заменить часть навыков аналитика, снижая требования к исследователю. Но является ли VR и AR одной из таких технологий?

Аргумент против: без таланта к осмыслению данных, какую бы красивую визуализацию на основе больших данных не построил искусственный интеллект в AR, мы не можем гарантировать, что данные будут восприниматься легче. Достаточно представить, что всю нашу землю сгенерировал ИИ на основе аналитической модели, и все, что мы видим – это визуализация в VR, где каждая многоэтажка, гора, речка, леса – это какие-то большие данные. Но мы не можем сделать быстрый вывод о тренде в этажности новостроек, потому что видим перед собой всего несколько десятков зданий. А если переместимся в самолет и будем смотреть в окошко, то увидим, конечно, больше, но уже под совершенно другим углом и значительно менее четко. Даже если, моргнув, мы можем переключить картинку на 2010 год, мы увидим нечто иное, но все также не будем знать, что с этим делать, и какие сделать выводы. И это несмотря на то, что в нашей гарнитуре будут все данные мира. Больше того, как бы это не звучало парадоксально, но мы, возможно, гораздо более ограничены в выборке того, какие данные можем воспринимать одновременно именно в «безграничном мире VR».

Аргумент за: если мы дадим волю воображению и представим потенциально возможные будущие технические решения, то все не так уж и плохо. Если в наших руках искусственный интеллект, который под бизнес-задачу может представлять только нужные данные и размещать их так, чтобы принимать эффективные решения было легче, то картинка меняется. На бытовом уровне можно привести такой пример: вы опаздываете на работу, на вас надета AR-гарнитура, подходите к проезжей части, чтобы перебежать дорогу в неположенном месте, но включается тревожный звуковой сигнал, после чего вы видите статистику сбивания пешеходов конкретно в этом месте, статистику смертности и инвалидности в результате перехода дороги в неположенном месте по стране, также за секунду анализируется ваш индекс внимательности за сегодняшний день, тут же вы увидите исследование, насколько притупляет внимание утренний кофе, который у вас в руках, а также тот факт, что вчера вы увлеклись любимым сериалом и не выспались, напоминание о том, что бы сказали на такой поступок ваши домашние, вычисляется коэффициент риска, а затем все это сопоставляется с всего одной минутой, которую вы сэкономите.

«Iron Man» Marvel
«Iron Man» Marvel

И еще несколько «против»:

  • AR и VR может быть сложно использовать для визуализации данных, так как устройства все еще большие, имеют слабые аккумуляторы, и команду еще предстоит научить этим всем пользоваться.

  • Некоторые люди испытывают укачивание при использовании устройств AR и VR, это может снизить эффективность работы.

  • Устройства AR и VR могут быть дорогими, а программное и аппаратное обеспечение, необходимое для создания и развертывания приложений AR и VR, также может быть сложным.

  • На сегодняшний день кейсов, железно доказывающих прикладную пользу, нет.

А теперь несколько «за»:

  • AR и VR могут обеспечить более захватывающий и увлекательный опыт для пользователей.

  • AR и VR можно использовать для улучшения рабочего взаимодействия между пользователями, поскольку они могут обмениваться одними и теми же данными и работать над ними в режиме реального времени.

  • Потенциал развития VR и AR технологий в визуализации может быть настолько большим, что это приведет к такой прикладной пользе, о которой мы сейчас можем и не подозревать.

Итог

Вопрос о визуализации данных в VR и AR остается открытым и вызывает довольно бурные обсуждения и даже горячие споры. Все еще есть вопросы к использованию ресурсов, удобству, стоимости и реальной пользе, но при этом ни один эксперт не может сказать, что визуализация в VR и AR никогда не сможет быть эффективна. Все-таки в нашем распоряжении, возможно, все еще недостаточно технологий, чтобы судить об этом.

Спасибо, что прочитали нашу статью! И расскажите нам в комментариях, какое мнение о будущем визуализации данных в AR и VR складывается у вас.

Комментарии (3)


  1. Ant80
    17.08.2023 14:56

    я знаю людей в США, которые больше 20 лет назад строили для клиентов трёхмерные карты из реек и биллиардных шаров, и были, мягко говоря, не поняты. аналогично, провалились попытки исследовать покупательское поведение с помощью 3D-моделирования магазинов, т.к. голова у обычных людей так не работает. самый гениальный аналитик всё равно вынужден будет объяснить результаты своих трудов хозяину бизнес-проблемы - человеку по своему неглупому, но абсолютно земному. тут всё и закончится.


  1. GDragon
    17.08.2023 14:56

    вы опаздываете на работу, на вас надета AR-гарнитура, подходите к проезжей части, чтобы перебежать дорогу в неположенном месте, но включается тревожный звуковой сигнал, после чего вы видите статистику сбивания пешеходов конкретно в этом месте, статистику смертности и инвалидности в результате перехода дороги в неположенном месте по стране, также за секунду анализируется ваш индекс внимательности за сегодняшний день, тут же вы увидите исследование, насколько притупляет внимание утренний кофе, который у вас в руках, а также тот факт, что вчера вы увлеклись любимым сериалом и не выспались, напоминание о том, что бы сказали на такой поступок ваши домашние, вычисляется коэффициент риска, а затем все это сопоставляется с всего одной минутой, которую вы сэкономите.

    вариант 1) Вы пугаетесь резкого изменения картинки, оступаетесь, падаете под автомобиль.
    вариант 2) Гарнитура настолько задрочила вас ВАЖНЫМИ по мнению разработчиков сообщениями, а вполне возможно и рекламой что вы игнорируете её сообщения на автомате и не глядя шагаете под автомобиль

    В целом основная проблема VR - в поломке связи между картинкой и движениями, эта технология реально выстрелит когда в качестве полноценного контроллера можно будет использовать своё тело и иметь обратную связь.
    То что сейчас есть - различные подвесы/гладкие площадки это весьма неудобный пользовательский опыт.

    А проблема AR в том что
    1) человеческий мозг весьма энергоэффективная штука и очень любит замыливать повторяющиеся паттерны, что спустя месяц ношения гарнитуры обеспечит слепоту к её уведомлениям
    2) достаточно мало данных которые действительно необходимы человеку именно в форме дополнения реальности. Пожалуй одна из немногих реально эффективных областей применения (и то если решить проблемы с компактностью, стоимостью, удобством, энергией и весом) это ремонтные работы и сборка - когда анализируя картинку ИИ может показывать мясному мешку что и в какой последовательность откручивать/прикручивать.
    Навигация? Ничего лучше голосовых уведомлений всё ещё не придумали. Данные о погоде/влажности/давлении? А эти данные реально необходимы постоянно перед глазами? Мне например хватает экрана с прогнозом и данными с метеостанции в прихожей. И так далее.
    3) Я уже частично упомянул выше, но всё таки выделю в отдельный пункт. Прежде чем у людей массово появились смартфоны, смартфоны стали доступными, лёгкими, живущими хотя бы сутки при активном использовании, удобными. Ничего из этого текущие AR системы не предлагают. Это или поделие слепнущее на ярком солнце, или живущее 1-2 часа, или требующее внешний батарейный блок с кабельным подключением (в эпоху беспроводных наушников, ага) ну или просто неудобное.


    1. Tatooine
      17.08.2023 14:56

      На счёт игнорирования вы правы -- очень показательный пример с дорожными знаками. В последние пару лет вдоль дорог, особенно в городах стали устанавливать очень большое количество дорожных знаков, часть из которых излишние или дублируют разметку или просто информационные, плюс реклама, плюс еще куча всего, и лично по себе заметил что местами изобилие знаков наоборот отвлекает и раздражает, и просто начинаешь большинство из них игнорировать.

      Переизбыток информации не менее вреден чем ее недостаток.