В какую бы компанию я не приходила работать: зарубежная или локальная в России – везде всегда удивлялись тому, что я смотрю и анализирую так скажем “beyond the line”. Сюда входит аналитика зарубежных коллег, тренировка насмотренности на примерах приложений из кардинально других индустрий и детальная аналитика прямых локальных конкурентов. И это касается как конкретных функций и UX пользователя, так и более охватных вещей вроде медийной рекламы или посылов в платных медиа и на сайтах. 

Меня зовут Алёна Гладилина, я менеджер продукта виральности Тинькофф Инвестиций и ex-Basepaws (Zoetis) менеджер роста продукта в американском стартапе, а также — ментор по росту продуктов на платформе Growth Mentor. В этой статье я хочу поделиться своим опытом трендвотчинга и охватной аналитики как способа расти и генерировать бесконечное количество идей. 

В работе я люблю придерживаться двойного похода: анализа снизу и анализа сверху. Первое – подразумевает, что я провожу качественные и количественные исследования, строю карты пользовательского пути и выявляю рычаги роста, основываясь на проблемных местах и цифрах. Когда боль обнаружена, и либо все решения уже перепробованы, либо фантазия отказала, я обращаюсь к поиску идей извне через вышеупомянутые инструменты. Второе – наоборот. Без привязки к какой-то конкретной проблеме я анализирую коллег, конкурентов и просто классных ребят на предмет ага-моментов или вау-эффектов. И уже потом примеряю это на существующие проблемы. Так вот дальше речь пойдет именно о втором подходе. В чем его преимущество? 

Во-первых, вы не ведете себя как лошадь-скакун с шорами на глазах. Это позволяет вам замечать мелкие интересные детали и следить за своим пользовательским поведением с чуть менее экспертной позиции. Более того, вы не ограничены конкретной узкой потребностью, а значит не ограничиваетесь изучением только какой-то части приложения - к примеру, заявочного процесса. 

Во-вторых, это точно такой же способ прокачки своих продуктовых навыков, как и прохождение курсов. Помимо банального “Мне нравится, как это выглядит”, я люблю залезать в отчетности компании, если она публичная, или читать статьи о том, как была придумана фича, или элементарно задаваться вопросом “А как они до этого додумались?”. Здесь сразу хочется поделиться крутым ресурсом, который уже все это сделал за нас – изучайте на здоровье. Но даже если там нет того приложения, что вам нужно, проделайте весь тот же самый путь самостоятельно. 

В-третьих, как гласит заголовок этой статьи, это способ держать руку на пульсе и не зацикливаться на том, как и что вы знаете, а анализировать ответ на вопрос “А как и что можно еще?”. Более того, иногда на стыке индустрий или идей рождается что-то новое и совсем интересное. А анализ совершенно других ниш вроде pet-tech для fintech – еще и проветривание мозга. 

Где прокачивать навык трендвотчинга?

TrendHunter – пожалуй, один из самых интересных агрегаторов продуктовых и маркетинговых решений. Но прошу обратить большее внимание на их механику оценки трендов по шкале уникальности, новизны, охватности и в целом подходу к поиску трендов. Более того, у ребят несколько раз в год проходят интересные вебинары и есть бесплатный обширный отчет с пояснениями примеров проявления трендов на практике. 

ProductHunt – скорее место, где пользователи могут голосовать за инновационные продукты. Зная то, как можно поднимать рейтинг при помощи своей аудитории, я не сильно доверяю ранжировке, но тем не менее так же изучаю то, что кажется интересным мне. 

TrendWatching – еженедельная аналитика с примерами инноваций и имплементации трендов на практике. Нравится, как редакторы стараются подтверждать каждый пример цифрами. И отдельное  наслаждение - журнальная верстка. 

TechCrunch – читаю на почте, чтобы быть в курсе последних новостей. Это именно портал по типу газеты, чтобы изучать какие-то цифры, релизы и получать инсайты быстро. 

Adsoftheworld – отличающийся от всех предыдущих ресурс тем, что здесь нет трендов или готовой аналитики. Это просто сборник всех реклам, разбитый на категории. Здесь как раз я больше всего люблю смотреть видеоряд и разматывать клубок – от какого инсайта отталкивались, какую потребность закрывают видео и какую цель преследуют.  

Куда еще смотреть? Нередко оказывается полезным подписываться на профильные рассылки – Business of Fashion, Vogue Business для fashion, Business of Wellness –  для индустрии health & wellness или Robinhood Snacks и Money Scoop для финансов. 

Последнее – и самое не очевидно очевидное – смотреть и изучать приложения в своем телефоне. Вы же почему-то выбрали и пользуетесь Flo вместо тысячи других приложений для отслеживания женского здоровья? Или же постоянно нажимаете на крестик в правом верхнем углу, чтобы закрыть пейволл? Или почему-то невероятно любите Nike Run Club даже после удаления из российских сторов? Лайфхак – заведите себе несколько учетных записей (особенно актуально для владельцев яблок), чтобы скачивать любые приложения из мира. Даже если красный паспорт и станет преградой где-то для успешной авторизации, как минимум дойдете до неавторизованной зоны, где очень интересно жить. Так, например, от изучения одного только Public.com я положила в бэклог десятки идей по улучшению пользовательского пути и виральности. 

Надеюсь, эта статья поможет вам пополнить из того полные бэклоги, но чуть более свежими, интересными и амбициозными идеями. И возможно, кто-то благодаря своей насмотренности получит космические результаты. Успехов! 

Комментарии (0)