Всем доброго дня ! Недавно я оценил, как же это классно: организовывать свою активность, через пространства, и спешу этим поделиться с вами.

Начну с пред истории, первый раз я столкнулся с организацией через пространства на linux ubuntu 14.04 и совершенно этого не оценил, как вы поняли, это та самая возможность использовать несколько рабочих столов. Думаю тогда у меня просто не было необходимости разделять и организовывать свои задачи. Можно было просто поставить Xubuntu и летать на 1,5 Гб оперативы DDR 1, чего мне и хватало.

Но недавно я решил послушать на youtube, что говорят другие об организации своей активности. Подучиться, присмотреться и возможно внедрить. Мне попалось видео, где автор рассказывает, как организовать свои задачи используя фреймвёрк PARA. Послушал, и ничего конечно же сам делать не стал.

Потом случилось так, что мой браузер захотел обновиться, а это желание у него возникает каждую неделю, и сижу я на Vivaldi (и да он бесплатный, лицензия BSD, а вот облако проприетарное и за денежку). Ребята пилят довольно бодро, постоянно выкатывают обновы.

И там появились пространства, ну и тут я  такой, оу – нужно посмотреть, разобраться зачем эту бесполезность прикрутили. И оказалось очень здорово. Я сел и на листке бумаги набросал свои пространства, вот что у меня получилось.

пространства для организации вкладок браузера, которые у меня получились
пространства для организации вкладок браузера, которые у меня получились

Ну и естественно, не откладывая в долгий ящик такую интересность, начал внедрять. Это сразу позволило навести порядок во вкладках и не пользоваться в кораткосрочке закладками или блокнотом столь часто, как я делал это раньше.

Проблема в том, что я не помню, что я забыл.
Проблема в том, что я не помню, что я забыл.

Добавил ещё пространство «Английский», и получилось всё удобно организовать.

То есть, просто переключаю пространства и у меня сразу открыты:

  1. AI, с которым можно пообщаться,

  2. переводчик,

  3. англоязычный ютуб

  4. фильм на английском

  5. видео про времена.

В целом получилось не более 6 открытых вкладок в каждом из пространств. И я считаю что это мега здорово. По крайней мере для меня такое удобство стало очень приятным открытием.

организация вкладок через пространства в браузере Vivaldi
организация вкладок через пространства в браузере Vivaldi

Логично что рабочий стол так же можно организовать. Сделать стол для разработки и тестирования и отдельный стол под другие задачи. И это тоже здоровски. И на Хабре есть статья посвященная этому.

Но не будем на этом останавливаться. Ведь на горизонте есть неизведанная вкуснятина фреймворк PARA.

Как оказалось при ближайшем рассмотрении PARA, расшифровывается по буквам как: Проекты Сферы Ресурсы Архивы (если сразу и по-русски).

И оказалось, что это концепция организации. И её расхваливают на каждом углу в англоязычном сегменте сети. Капаем глубже.

Смысл философии прост: разделяем пространство по нашим проектам и целям.

философия PARA на практике
философия PARA на практике

Проекты – это то с чем вы работаете сейчас и у чего есть понятные дедлайны.

Сферы – это процесс, например: покупки, семья, финансы, здоровье, ЖКХ

Ресурсы – по сути это заметки, которые нужно проработать и они могут пригодиться нам в будущем. В ресурсах стоит организовать направления или категории.

Архив – это то что не попало в предыдущие три категории.

Теперь пробуем воплотить.

Воплотить эту философию мы сможем в любом из сервисов для заметок.

Выбирайте который вам нужен:

  • Облачные, кроссплатформенные сервисы — Notion, Roam Research, Bear

  • Локальный сервис — Obsidian

  • Приложения для сохранения ссылок и чтения позже — Pocket, Instapaper

  • Управление задачами и проектами — Todoist, Хаос-контроль

Я замахнулся и сразу нырнул в глубины неизведанного. И полез ставить Obsidian.

Установщик меня встречает дружелюбно и предлагает выбрать язык, в том числе есть русский.

установка Obsidian
установка Obsidian

Ставлю всё на дефолтах, выбор папки, указать имя. Все логично и понятно. И есть бесплатная и локальная версия, что меня радует.

Теперь вернёмся к концепции PARA, и я лезу гуглить уже готовые шаблоны PARA для Obsidian.

Мне удалось найти годный на вид и по описанию шаблон на гите. Качаем шаблон с гита. Заходим в прогу и жмём на шестерёнку в нижнем левом углу – настройки. Далее указываем путь к папке со скачанным шаблоном.

указываем путь, лучше оставить дефалтный, а это корневой для Obsidian
указываем путь, лучше оставить дефалтный, а это корневой для Obsidian

Далее, я как человек, который не любит фиолетово синие цветовые палитры полез менять цвет. И его можно поменять и это замечательно.

Но пипетка реализована криво.

люблю 24 размер шрифта в интерфейсе
люблю 24 размер шрифта в интерфейсе

И меня при беглом просмотре порадовала надпись: посмотреть обратные ссылки ;0 о даааа , графовая БД или гибридная где-то шуршит фоном, но это не точно.

Так же можно выбрать размер шрифта, что я очень ценю.

Если вас не устраивает шаблон с гита или, что-то не завелось. То предлагаю рассмотреть создание шаблона более предметно.

Поехали.

Начнём с настройки хранилища шаблонов. Для этого идём в верхний левый угол.

заводим новую папку
заводим новую папку

Создаём новую папку, и называем её.

Нажимаем на новую папку правой кнопкой мыши и кликаем - Показать содержащую папку. И сохраняем себе путь. Он нам понадобиться.

Теперь идём в нижний левый угол и ищем шестерёнку и смело на неё нажимаем. Попадаем в настройки.

Выбираем самый нижний пункт - Шаблоны.

И в верхней части, указываем путь до нашей новой папки для шаблонов.

Теперь необходимо активировать модуль использования шаблонов в Obsidian.

Выбираем в настройках - Встроенные плагины.

И активируем. Помимо Шаблонов, там же прокручиваем и ищем - Палитра команд и активируем и её.

Теперь выходим из настроек и создаём в нашей папке новую заметку.

Теперь идём в правый угол нажимаем на три точки, и начинаем художничать, играемся с форматированием. Там в меню есть пункты разделить в право, есть разделить вниз. У меня получилось примерно так.

Сохраняем заметку с расширением “.template” , чтобы можно было использовать новый шаблон в будущем.

Теперь когда, мы будем создавать новую заметку можно выбрать наш шаблон. Давайте попробуем.

Слева в верху мы видим, нижний ярлык - вставить шаблон. Выбираем наш шаблон.

И готово.

Можно пойти на официальный форум обсидиана и взять PARA_Starter_Kit_v2

Качаем зип, распаковываем. Сносим, ну или предусмотрительно прячем наши настройки обсидиана и плюшки в другую папку на хранение. И в нашу, теперь уже пустую папку, закидываем содержимое этого зип набора.

Но должен вас предупредить, там розовая тема. Когда я это увидел. Только после двух съеденных дынь я смог вернутся к клавиатуре.

И так. С техникой всё более-менее понятно. Думаю можно ещё раз поговорить о методологии PARA.

Система P.A.R.A на первый взгляд удивительно проста, но при применении очень эффективна. По своей сути, это просто иерархия шириной в четыре папки. Начинающаяся с этих четырех корневых папок:

  • Проекты

  • Области

  • Ресурсы

  • Архив

Оттуда каждому из корневых каталогов разрешен один уровень вложенных папок, а затем примечания.

Смысл в том, чтобы структуру папок с файлами можно было использовать как еще одну точку входа (помимо ссылок, поиска и остального).

Гигантская разница во внутреннем устройстве областей — это уже достаточная причина, чтобы их разделить. Объединив все свои заметки из похожих "зон" и областей применимости, вы в конечном итоге получите множество неожиданных находок новых связанных заметок и идей.

Эта таксономия работает, потому что вы разделяете вещи не по категориям, а по способностям к действию и областям вашей жизни. Итак, теперь давайте определим эти корни.

Определение

Проекты: Каждый текущий проект, над которым можно работать, с его заметками, файлами, артефактами

Если у вас есть проект, для которого требуются заметки или файлы, у него должна быть папка в 1. Projects.

Поскольку эта папка предназначена для проектов, над которыми вы сейчас работаете, она наиболее удобна для действий и, вероятно, там вы будете проводить большую часть своего времени.

Области: - это области ответственности, в которых вы постоянно что-то делаете (дом, машина, здоровье и т.п.)

Хотя области могут (и часто создают) генерировать проекты, они не связаны между собой, поскольку уже интуитивно понятно, из каких областей исходит проект, поэтому нет необходимости создавать явную связь, например, между проектом "Обслуживание сервера" и областью "Системный администратор".

Ресурсы: это интересы, по которым вы только пассивно собираете информацию на будущее или просто потому, что интересно (примеры: фильмотека, как построить сельский дом, как воспитывать детей). Но не ведёте существенной созидательной деятельности.

Ресурсы, как правило, полезны для других, а не только для вас. Например, если кто-то попросит у вас информацию о приготовлении пищи, вы можете заархивировать эту папку и отправить ее им.

Папки, находящиеся там, очень часто будут отражать ваши различные интересы, то, что вам интересно и о чем вы хотите узнать больше.

Они не обязательно являются реальными "ресурсами", как в формате PDF, картинках и т.д. они также могут быть заметками по этим темам

Архивы: материалы из всех других категорий которые стали неиспользуемыми, завершенный проект, смена ответственности и т.д.

Как следует из названия, в эту папку вы будете складывать вещи, которые вам не скоро понадобятся. Но ведь могут и понадобиться ;)

Как только вы создадите иерархию папок, вы захотите скопировать ее во все остальные ваши системы; вот тут-то P.A.R.A. и начинает блистать. Вы хотите иметь одинаковую иерархию для ваших локальных файлов на вашем компьютере, в ваших заметках, в вашем Dropbox / Google Диске / iCloud и везде, где вам нужно хранить информацию. Это позволит очень быстро и легко находить то, что вам может понадобиться для работы, или что-то еще в одной зоне во всех ваших приложениях. По этой причине, чем в большую систему вы интегрируете таксономию, тем легче будет находить нужные объекты.

Если кто-то загорелся и вам не терпится, то на хабре есть статья посвященная Obsidian.

Где автор связывает и дрессирует: Техстек – Syncthing+Docker+Obsidian (Linux+MacOS+Android+Windows)

Если этой статьи вам показалось мало, то не всё потеряно. Англоязычная часть youtube не даст вам заскучать, и сгинуть от скуки, там масса примеров работы с Templates In Obsidian.

Очень классные материалы по дрессировке Обсидиана и накатыванию на него тем:

https://fedorovpishet.ru/pimp-my-obsidian/

https://facedragons.com/productivity/obsidian-templates-with-examples/

Что ещё?

Ещё хочется сказать пару слов про месседжеры. В частности про Tellegram. На хабре есть статья, о том что в нём есть возможность группировать чаты по папкам, ну думаю вы поняли куда я клоню ;) И в бесплатном варианте нам доступно пять закрепов. Ссылка

А на этом на сегодня всё.

Надеюсь, какие-то кусочки из этого материала будут вам полезны и пригодятся.

Организуйте рабочие столы и вкладки в браузере удобно и уютно. И да пребудет с вами удобная организованность.

Комментарии (12)


  1. alchemist666
    22.08.2023 05:32

    Раньше, аналогично модно было использовать функцию "Сеансы", еще времен оперы, но она немного по другому реализована была, но в целом так же организовывалась работа.???? Ждем свободно парящие вкладки внутри окна


  1. Ser_guzun
    22.08.2023 05:32

    Интересно.
    Но мне пока не актуально.
    Отложу. Как и автор я буду медленно подгребать к этой теме )


  1. waclawya
    22.08.2023 05:32
    +1

    И в бесплатном варианте нам доступно пять закрепов

    Таки 10 )


    1. waclawya
      22.08.2023 05:32

      UPD
      сорян, таки именно закрепов - 5.
      Перепутал с бесплатным лимитом на количество папок - вот тех 10 :)


  1. Igordecc
    22.08.2023 05:32
    +1

    Для меня вот удобство это простота. Для личного планирования использую самые простые инструменты такие как https://paint.js.org/ и notepad.
    Если нужно что то посложнее и красивей, для бизнеса, то хорошо заходит https://app.diagrams.net/ от гугл. Он позволяет создавать флоу чарты и имеет относительно простой интерфейс.


  1. suurtoll
    22.08.2023 05:32

    Сложнааааа! :)

    Спасибо за идеи. Как раз пытаюсь врубиться в Obsidian - но не хватает нормальной синхронизации.


    1. maratkoRuEkb
      22.08.2023 05:32

      Я для синхронизации флэшку использую. Между работой и домом всегда с собой ее ношу. А для сравнения изменений использую прогу Beyond compare интегрированную в Тотал коммандер повер юзер 69


    1. efreeze
      22.08.2023 05:32
      +2

      А я использую обычный git, есть плагин для этого, очень удобно


    1. aminought
      22.08.2023 05:32

      Как и автор, пользуюсь Syncthing, просто потому что есть и другие вещи, которые я синхронизирую между несколькими устройствами. Из минусов разве что конфликты в файлах, которые генерируют некоторые плагины, но их можно положить в .stignore и забыть.


  1. waclawya
    22.08.2023 05:32

    Спасибо автору что лишний раз подсветил Обсидиан. Перешел на нее для заметок по работе и профессии - очень доволен. Даже если программа свернется или еще что - все мои данные останутся в простом маркдауне и не потеряются. Главное периодически делать бэкап куда-то и все.


  1. aminought
    22.08.2023 05:32

    Немного сумбурная статья, но чем больше статей про Obsidian, тем лучше. Интересно всё-таки, как другие люди организуют свои заметки, хотя я скорее противник навязанных методологий и большого количества плагинов. Это отвлекает и дает иллюзию продуктивности, когда все, что ты делаешь, это перекладываешь заметки из одной папки в другую, сам через это прошел и до сих пор нет нет да и поменяю что-то. Больше использую на работе как базу знаний, к которой часто приходится возвращаться, а недавно открыл для себя canvas как отличный инструмент для проектирования и технической проработки.


  1. Garynya
    22.08.2023 05:32

    И в третий раз забросил он невод...

    Штош... Попробую въехать в обсидиан ещё раз. Из предыдущих попыток осталось понимание, что голый, он не работает практически никак - нужна обвязка из правильно подобранных расширений.

    Ещё шаблоны и настройки - об этом как раз в статье. Спасибо.