Всем привет! У нас с коллегой, Анастасией Акулич, есть идея просто и понятно рассказать о том, как структурируются сделки по привлечению инвестиций и с какими правилами совместной жизни с инвестором придется столкнуться фаундерам. В интернете много статей на тему, но разобраться в них иногда сложно даже юристу.

Вашему вниманию — наша первая вводная статья, в которой мы расскажем о том, какие есть варианты структурирования сделок по получению инвестиций, с чего начать и какие документы обычно при этом оформляются.

Итак, потенциальный инвестор найден, и вот-вот стартуют первые переговоры по сделке. С чего же начать?

Term Sheet

Первый документ, с которым вы столкнетесь. Он традиционно оформляется после проведения переговоров с инвестором и фиксирует верхнеуровневые договоренности сторон.

Term Sheet — это необязывающий документ, в нём стороны закрепляют самые первые и базовые условия будущей сделки: размер и сроки внесения инвестиций, порядок управления компанией, конфиденциальность и тд. По сути, это своего рода «джентльменское соглашение», подписывая которое, стороны демонстрируют свое намерение на сотрудничество и фиксируют его основные условия.

Важно помнить, что хотя от условий термшита стороны и отталкиваются при заключении сделки, но всё же они могут быть, и часто бывают, изменены уже в процессе заключения сделки (при обоюдном согласии сторон, конечно же).

Разбираемся, что такое конвертируемый заем и эквити-финансирование

Есть два основных способа предоставления инвестиций компании: конвертируемый заем и эквити-финансирование.

Конвертируемый заем (convertible loan agreement (CLA)) — это самый простой, быстрый и дешевый (с точки зрения затрат на подготовку документов по сделке) способ инвестирования. Он используется на начальных (посевных) раундах, при небольших суммах (до 1М) и предполагает предоставление стартапу инвестиций в виде займа с правом инвестора в будущем при наступлении определенных событий либо получить сумму займа обратно, либо конвертировать заем в акции/долю в компании.

Такими «определенными событиями» могут быть привлечение следующего (более крупного) раунда инвестиций, продажа компании, истечение срока предоставления займа и другие.

Таким образом, на старте инвестор дает деньги в долг и не становится совладельцем компании. В данном случае подписывается только один документ — сам CLA.

Ещё одним очень похожим инструментом является SAFE (simple agreement for future equity). По SAFE инвестор также предоставляет инвестиции сейчас, а право получения доли в компании возникает у него в будущем и только при наступлении согласованных сторонами событий. Но в отличие от конвертируемого займа, по SAFE у инвестора отсутствует возможность потребовать обратно предоставленную сумму займа.

SAFE был разработан акселератором стартапов Y Combinator, и у них на сайте можно посмотреть стандартные формы этого соглашения.

Второй вариант — это эквити-финансирование.

По сути, это сделка по приобретению доли участия в стартапе, при которой инвестор сразу становится одним из владельцев, в отличие от конвертируемого займа. Этот инструмент инвестирования осуществляется на более поздних раундах финансирования и, как правило, при сумме инвестиций от 1М.

Есть два основных варианта эквити-финансирования: cash-in и cash-out.

При Cash-in инвестор покупает долю в стартапе и становится ее участником (т.е. сособственником бизнеса) наравне с основателями, а средства, полученные при продаже, идут в капитал самой компании.

В этом случае компания выпускает дополнительные акции, на которые инвестор подписывается на определенных в документах по сделке условиях.

При cash-out-покупке доли в бизнесе инвестиции не поступают в капитал компании, а идут напрямую к основателям, т.е. инвестор выкупает их долю (всю или часть). Такой вариант встречается реже.

В нашей практике встречались и смешанные варианты инвестирования (cash-in + cash-out), когда часть доли выкупалась у компании, а часть — у основателей.

В случае с вариантом инвестирования через приобретение доли в компании-стартапе предполагается, что стороны должны будут согласовать гораздо большее количество правил «совместной жизни», здесь понадобится больший пакет документов и нужно будет пройти обязательную процедуру проверки (так называемый Due Diligence).

Количество документов при эквити-финансировании зависит от конкретной юрисдикции, как правило их минимум два:

  1. Договор купли-продажи акций:

    • Share subscription agreement (SSA), когда акции приобретаются по cash-in либо

    • Share purchase agreement (SPA), когда акции приобретаются по cash-out.

      В этих документах фиксируются такие ключевые условия по сделке, как количество выкупаемых инвестором акций, цена сделки, порядок и сроки внесения инвестиций, условия закрытия сделки, заверения и гарантии фаундеров, ответственность сторон за нарушение условий.

  2. Shareholders’ agreement (SHA) — соглашение между акционерами, содержащее правила управления компанией. В зависимости от юрисдикции, такое соглашение может быть разбито на несколько отдельных документов.

    Например, в США — это Voting agreement, Right of first refusal and co-sale agreement, Investor rights agreement. В этих документах определяется порядок принятия решений, т.е. управления бизнесом, порядок отчуждения акций третьим лицам, а также фиксируются механизмы, направленные на защиту интересов сторон.


О содержании документов по сделке и о работе отдельных механизмов, направленных на защиту интересов сторон, расскажем вам в следующих постах, keep in touch ????

Комментарии (4)


  1. Diana_Kryltsova
    23.08.2023 14:42
    -1

    Очень интересно и полезно, спасибо!


    1. PEACE_dez
      23.08.2023 14:42
      +1

      ахахах!
      зачОт!


  1. PEACE_dez
    23.08.2023 14:42

    вообще то я уже спать собирался но Ваш пост просто таки вынудил меня
    сесть за комп и написать коммент!


    Во-вторых, читатели Хабра не первоклашки неразумные, и все понимают,
    что данная статья — не жест доброй самаритянки и культуртреггершы,
    сеющей разумное-доброе-вечное-зеленое — а некий элемент в стратегии продвижения вашей юридической фирмы.


    Ок, с этим ваще без проблем.


    Но вы хотя бы пишИте по делу, внятно, и правильно, а не так, как вот это вот все !


    (и знаете, вот этот вот коммент от Diana_Kryltsova " Очень интересно и полезно, спасибо!", которая зарегилась на хабре буквально вчера, вмместе с вами — ну Александра, ну это же такой наивняк, ей богу, здесь же не Фэйсбук ( запрещенная в России организация) чтобы лайки накручивать...)


    Ладно, перейдем к делу, к во-первых.


    Лень разбирать по пунктам весь пост, только то что зацепило и развеселило.


    "… но разобраться в них иногда сложно даже юристу. "


    Серьезно? тоесть лойеры, которые занимаются сделками по инвестициям, в большинстве своем все недотепы, а сама тема прям такая лихо закрученная, что без Гарварда и Ясенево ( ну или по кр мере без "REVERA law group" ) к ней не подступишься??)


    " ...Term Sheet — это необязывающий документ.."
    Ну чо сказать… без комментариев..


    (И вообще то, на самых первых шагах, еще ДО Термшита, принято подписывать Memorandum of Understanding и Letter of Intent (MOU/LOI) именно в которых как раз и прописывают основные условия сделки и будущего сотрудничества)


    " Cash-in / cash-out "


    здесь было бы оч уместно отметить оособо, что если вы не Илон Маск или там Цукерберг, а начинающий бизнес/стартап, то никакой Кэш-аут вам не светит.
    Пот что при кэш-ин Инвестор финансирует Компанию ( в обмен на ее доли), а при кэш-аут — просто дает свои деньги на карман основателям ( в саму Компанию — ноль (0) ).
    Ни один вменяемый инвестор (невменяемый — тем более) никогда не даст денег на карман основателям, которые не заработали себе громких имен, и чтобы при этом на развитие Компании ушло ноль денег !


    "Shareholders’ agreement (SHA) — соглашение между акционерами, содержащее правила управления компанией"


    Ну вот чему вы детей учите??


    Если это не Газпром, Сбер или другая супер-дупер компания, то все, абсолютно все,
    что касается деятельности компании, ее управления, взаимоотношения между акционерами итп итд etc — прописано в едином докУменте,
    который так и называется: " Аrticles of Аssociation (АОА)".


    //Вообще же, на моем опыте, это чисто российская практика — плодить кучу бумажек ( в т числе составлять SHA — отдельным документом). Давайте еще прописывать отдельными документом Совет Директоров, правила голосования, назначения Офицеров и все прочее ..


    /// И поскольку вам этого показалось мало (?), то "В зависимости от юрисдикции, такое соглашение (речь об "Акционерке" ) может быть разбито на несколько отдельных документов."


    Александра, этим вот пОстом вы только наносите имиджу своей компании непоправимую пользу
    (да еще и учите детей всяким глупостям, а они вам верят (((


    Так что, если это первая и вводная статься, то вам стОит получше подготовиться, прежде чем писать продолжения.


    Потому что после ТАКОЙ вводной статьи доверять тому, что вы пишете/будете писАть — крайне неразумно и опасно.


    И вообще, Тот, кто послал такую милую девушку ( судя по фото) — под пули этих умников (читателей Хабра) для продвижения REVERA Love group — да он после этого не мужик ваще!))


    И на вс случай, ALL,
    если кому интересно про финасирование, развитие и прочее — то у меня есть вот здесь ( https://habr.com/ru/articles/488996/ ) пост,
    в котором все ясно и доходчиво описано.


    (я не пиарюсь, не зарабатываю себе карму-шварму, и ничего не продвигаю и не продаю. Просто суммировал мой личный опыт чтоб другие не наступали на грабли )
    ( и чтоб заранее знали в каких местах эти грабли разбросаны)


  1. PEACE_dez
    23.08.2023 14:42
    +1

    на вс случай, ALL,
    если кому то будет лень читать мой пост, но тема финасирования вам важна, не поленитесь раздобыть эту книжку


    https://book24.ru/product/privlechenie-investitsiy-v-startap-622190/


    в ней нудно но дотошно и понятно описано ВСЕ, а главное — то архи-важное, о чем вы бы даже не додумались спросить